Профориентация в школе логотип
Обновлено: 05.07.2024
В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.
Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.
Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.
Цели и задачи профориентации в школе
Цели школьной профориентационной работы
-
Формирование у детей готовности к труду.
- Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.
- Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.
Задачи школьной профориентационной работы
- Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
- Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
- Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
- Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
- Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.
Основные компоненты профессиональной ориентации учеников школ
Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.
Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи и мягкого направления к выбору той или иной специальности, учитывая как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.
Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.
Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.
Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.
Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.
Этапы профориентации в школе
Профориентация в школе, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей.
В школьной профориентации целесообразно выделять 4 больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников:
Начальная школа, 1-4 классы
На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.
Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.
Средняя школа, 5-7 классы
С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.
С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.
Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.
Старшеклассники, 10-11 классы
Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.
Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.
Формы профориентационной работы в школе
Работа с учениками
- Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
- Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
- Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
- Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
- Анкетирование учащихся.
- Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).
Работа с родителями
- Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
- Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
- Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
- Анкетирование родителей.
- Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
- Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
- Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).
Организационно-методическая деятельность
- Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
- Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.
Оценка эффективности профориентационной работы в школе
Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных. К результативным критериям относятся:
Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.
Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.
Потребность осознанного выбора будущей профессии
Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.
Осознание школьником общественной значимости труда
Осознание школьников своих возможностей и интересов
Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.
Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии
Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.
Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:
Индивидуальный характер профориентации
Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.
Направленность профориентации на всестороннее развитие личности
Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.
Ожидаемые результаты школьной профориентации
При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.
Екатерина Павленко, младший научный сотрудник Центра социологии культуры Института образования НИУ ВШЭ:.
Профориентация в школе запись закреплена
С праздником Защитника Отечества!
Профориентация в школе запись закреплена
Евгения Корехова
Профориентация в школе запись закреплена
Приглашаем принять участие в совещании педагогов-психологов, социальных педагогов, специалистов в области профориентации.
Профориентация в школе запись закреплена
Шоу профессий
Для всех, кто любит творить
Сегодня контент для тех, кто хочет работать с медиапроектами и развиваться в креативной сфере: рассказываем о Национальном открытом чемпионате творческих компетенций ArtMasters
Показать полностью.
Чемпионат ArtMasters - это соревнования специалистов в сфере бекстейдж. Профессионалы бекстейдж создают те медиа- и цифровые продукты, которые развлекают, обучают и информируют нас каждый день: фильмы, клипы, Youtube-видео, компьютерные игры, сайты и многое другое. Это композиторы и сценаристы, операторы видео и монтажеры, художники по гриму и костюмам, создатели веб-сайтов и дизайнеры игр.
В чемпионате могут состязаться как взрослые специалисты, так и юниоры - участники от 14 до 17 лет. В 2021 году в юниорской линейке было представлено 10 компетенций:
Композитор популярной музыки
Сценарист
Оператор кино и ТВ (видеооператор)
Саунд-дизайнер
Режиссёр монтажа (видеомонтажер)
Клипмейкер
Геймдизайнер
🪆Художник-аниматор
Профориентация в школе запись закреплена
У каждой профессии есть своя специфика работы, свои ценности и свои герои. И почти у каждой профессии есть свой день – собственный профессиональный праздник. Мы рады вас познакомить с нашей новой рубрикой - профпраздник.
Сегодня 21 февраля - Всемирный день экскурсовода.
Интересных мест в мире тысячи, даже десятки тысяч. Кажется, что невозможно обойти все музеи и галереи мира! А сколько природных памятников, сколько разных архитектурных шедевров, всех не упомнить. И знать все обо всем просто нереально. Поэтому и есть такая замечательная профессия, как экскурсовод.
Профориентация в школе запись закреплена
Большая перемена
Если ты гуманитарий, то грядущий стрим тооочно для тебя!
Как гуманитарию найти себя в науке?
Показать полностью.
Какие научные сферы подходят гуманитарию?
На эти и другие вопросы, которые ты задашь в комментах, ответим вместе со спикером!
Профориентация в школе запись закреплена
ЭКСКУРСИИ МЕСЯЦА ДЛЯ КЛАССОВ (ТОЛЬКО У НАС!)
ВАЖНО! Во всех экскурсиях согласование в ГИБДД мы берем на себя!
________________________
Показать полностью.
1. НАШ ЭКСКЛЮЗИВ "Круто ты попал на ТВ!" (экскурсия на "Пятый канал" для классов + сьемки сюжета), для учеников 1-11 классов.
Стоимость 1600 руб./ребенок для группы от 25 детей с учётом транспорта!
2. "Дорога, спасшая Ленинград" (экскурсия по Дороге жизни)
Стоимость 1350 руб./ребенок для группы от 25 детей с учётом транспорта.
Ребята узнают о том, как Дорога жизни помогла выжить осажденному Ленинграду в годы блокады. В ходе знакомства с легендарной трассой, мы увидим расположенные вдоль неё мемориалы.
3. "Юные пожарные" (экскурсия в действующую пожарную часть, часть крытая). Стоимость: 950 руб./ребенок. Для группы от 25 человек.
Подарим мальчикам классную экскурсию к 23 февраля!
Мы посетим действующую пожарную часть, где собственными глазами увидим, как работают пожарные. Они нам расскажут о технике безопасности при запахе дыма, об особенностях своей профессии, покажут настоящие пожарные машины и их оснащение.
Мы рассмотрим форму пожарных, примерим каски и обязательно сфотографируемся!
Экскурсия максимально интерактивна - смотреть/трогать/открывать/нажимать можно все!
4. "В гости в морской музей" (экскурсия в форме квеста в Военно-морской музей). Стоимость 1350 руб./ребенок. Для группы от 25 человек.
5. "Броня крепка. Все для победы!" ( интерактивная экскурсия в танковом парке "Стальной десант"). Стоимость 1700 руб./ребенок. Для группы от 25 человек.
Предлагаем посетить уникальный парк-музей под открытым небом с настоящей военной техникой на ходу!
В ходе программы ребята узнают о роли танкового вооружения в годы Великой отечественной войны. Экскурсовод в доступной форме объяснит ребятам, почему немецко-фашистские войска так боялись наших орудий.
Экспозиция полностью интерактивна. Так, мы сможем прикоснуться к оригинальным настоящим танкам, воевавшим на полях сражений.
Программа завершится обедом на военно-полевой кухне.
Нескучная программа о выборе профессионального пути. Помогаем педагогам, поддерживаем родителей и направляем школьников.
О проекте
Каким будет будущее? Никто не знает точно, потому что решать сегодняшним школьникам. Наша задача — помочь им сделать взвешенный выбор. Приглашаем подростков, родителей и педагогов принять участие в современном проекте.
- карта популярных профессий;
- способы организовать профориентационную работу в школе;
- встречи с экспертами;
- материалы, статьи и ролики, которые помогут выбрать профессиональный путь.
Как мы можем помочь?
Для педагогов мы разработали комплексный пакет материалов для организации профориентационной работы в школе.
Для родителей мы собрали в одном месте ответы на самые актуальные вопросы о профессиях, выборе, поступлении и будущей работе подростка.
Возможно, проведение масштабного конкурса проще, чем выстраивание профориентационной среды в каждой отдельной школе, а возможно, это дает лучшие результаты. Перечислим государственные профориентационные проекты, в которых можно участвовать индивидуально или от школы.
2. Билет в будущее
3. Региональные проекты
✎ Профессиональное обучение без границ (Москва), Путевка в жизнь школьникам Подмосковья (Московская область), МастерОК (Республика Башкортостан) — это проекты, которые организовали взаимодействие школ с колледжами и местными работодателями. Учащийся еще во время обучения в школе получает свидетельство о профессии рабочего или служащего с присвоением квалификации.
4. Школа реальных дел
✎ Школа реальных дел — это конкурс проектов и прикладных исследований школьников и студентов на основе реальных задач работодателей. Каждая команда выбирает кейс и получает наставника
5. Всероссийская ПрофДиагностика
✎ Всероссийская ПрофДиагностика — комплексное профтестирование учащихся 9-11 классов с обратной связью и рекомендациями для родителей и детей. Проводилась в 2018 и в 2019 гг
6. Большая перемена
✎ Большая перемена — развивающий проект 2020 года для школьников, педагогов и школ, который помогает подростку раскрыть свои способности и поработать в профессиях.
Читайте также: