Профориентация в музыкальной школе

Обновлено: 08.07.2024

Становление личности ребенка, про­цесс его социализации в современное граж­данское общество начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Ребенок должен усвоить образцы поведе­ния, психологические установки, полу­чить представление о социальных нормах и требованиях, овладеть знаниями, умени­ями и навыками. Все выше перечисленное, позволит ему успешно функционировать в обществе.

Но давайте вспомним, с чего же начи­нается осознание, принятие окружающе­го мира маленьким ребенком? Абсолютно верно, с музыки.

С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

Музыка, непосредственно воздействуя на чувства детей, формирует их моральный облик. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию.

Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения детей. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, музыкальной грамоты, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности.

Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности, закладывает первоначальные основы общей культуры человека.

Дети не просто познают язык музыкальной речи, они начинают сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.

Войдя в мир музыкального искусства, ребёнок учится передавать свои эмоции, чувства в исполняемом произведении. Вкладывает в него частицу своей души, что отражает его внутренний мир.

Музыкальное образование предопределяет необходимость раннего включения обучающихся в профессиональную деятельность. Изначальная установка на определенную музыкальную специальность позволяет ребенку сориентироваться в различных сферах музыкального искусства и дает возможность самостоятельно выбрать будущую профессию. В то же время, как показывает практика музыкального обучения и воспитания, зачастую выбор и освоение музыкальной специальности происходит неосознанно, без учета мотивационной сферы и интересов ребенка, являющихся побудительно-энергетическим центром его дальнейшего профессионального развития, детерминантами формирования профессиональной направленности.

В ориентации на профессиональную музыкальную деятельность особенно важным является начальный этап обучения, который закладывает фундаментальные основы профессионального развития - в области вокального искусства.

Структура учебно-воспитательного процесса в вокальной студии представляет собой синтез общих и специальных музыкальных дисциплин, практической и концертной музыкальной деятельности. При этом вокально-хоровая подготовка является основополагающей, вокруг которой строится весь процесс музыкального обучения и воспитания, а вокальное пение - интегрирующей музыкальной дисциплиной.

Профессиональная музыкальная подготовка в вокальной студии предоставляет возможность целенаправленной профессиональной ориентации обучающихся на музыкальные специальности, что создает условия для их раннего самоопределения и творческой самореализации в различных видах музыкально-исполнительской и музыкально-педагогической деятельности.

Процесс профессиональной ориентации в вокальной студии, обеспечивающий самоопределение обучающихся в музыкальном искусстве включает в себя следующие задачи.

1. Осуществление анализа психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Определение специфики профессиональной ориентации в музыкальном обучении и выявление условий личностно-профессионального самоопределения обучающихся в музыкальном искусстве.

3. Разработка технологии профориентационной работы, направленная на активизацию самоопределения обучающихся в различных областях музыкального искусства.

Для реализации цели и задач исследования использовался комплекс методов:

- теоретических — анализ и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ, сравнение и систематизация теоретического и практического опыта профессиональной ориентации в различных сферах профессиональной деятельности, моделирование содержания, этапов, организации, форм и методов профессиональной ориентации в студии .

- эмпирических — педагогическое наблюдение (прямое и косвенное) за учебной, репетиционной и концертной деятельностью учащихся вокальной студии,, тестовая методика самооценки, психологическое тестирование, беседа (диалог, дискуссия), опрос (анкетирование), итоговая аттестация.

Профессиональная ориентация является эффективным средством самоопределения обучающихся в музыкальном искусстве, так как позволяет обеспечить интегрированное профориентационное взаимодействие музыкальных дисциплин и раннюю актуализацию структуры ценностно-мотивационных установок к выбору музыкальной профессии.

Технология организации профориентационной работы в музыкальном обучении реализуется в последовательности когнитивно-эмпатического, дивергентно-эвристического и конвергентно-эмпирического этапов, обеспечивающих формирование самоопределения учащихся в музыкальном искусстве (познание —► осознание —* проектирование —* апробирование —* принятие решения о выборе профессии —► творческая самореализация).

Включение профессиональной ориентации в учебно-воспитательный процесс в вокальной студии позволяет не только сформировать осознанное отношение и готовность обучающихся к выбору музыкальной профессии, но и расширить их социокультурный кругозор, воспитать нравственно-ценностные ориентации, развить профессиональное мышление и обогатить общемузыкальную эрудицию обучающихся. Организация целенаправленной профориентационной работы обеспечивает широту охвата проблемы выбора и освоения музыкальной специальности, способствует комплексному и всестороннему развитию личностно-профессионального потенциала обучаю

щихся и создает условия для полноценного формирования и реализации их самоопределения в различных областях музыкального искусства.

Организация учебного процесса с учетом реализации целенаправленной профориентаци-онной работы в студии способствует полноценному личностно-профессиональному самоопределению обучающихся в музыкальном искусстве и обеспечивает формирование сознательного, актив-но-деятельностного отношения обучающихся к процессу и содержанию их профессионального музыкального обучения. Творческо-практическая направленность содержания учебно-воспитательного процесса на всех дисциплинах музыкального цикла развивает личностно-профессиональный потенциал учащихся в различных видах музыкальной деятельности, активизирует их познавательную активность, воспитывает самостоятельность и способствует формированию социально ценного отношения к будущей музыкальной профессии, интереса и положительной мотивации к профессиональной музыкальной деятельности.

Реализация единой технологии профориентационной работы в музыкальном обучении позволяет также осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к личности обучащегося, сформировать комплекс ценностно-мотивационных установок к профессиональной музыкальной деятельности посредством актуализации и интенсификации процесса осознания обучащимися своих адекватных возможностей и перспектив в музыкальном искусстве, а также и приоритетных профессиональных предпочтений и обеспечить прочность и полноценность усвоения обучающимися музыкально-теоретических знаний и практических умений и навыков в различных областях музыкального искусства.

Профессиональная ориентация является эффективным педагогическим средством самоопределения обучающихся в музыкальном искусстве.

Ориентация на профессию особенно значимым является школьный возраст, во время которого закладываются фундаментальные основы профессионального развития личности, формируется комплекс мотивов, интересов, способностей, нравственных ориентаций, отношений и установок, образующих впоследствии ценностно-мотивационные установки к выбору сферы профессиональной деятельности.

Специфика музыкального обучения и воспитания, заключающаяся в раннем освоении музыкальной профессии, овладении профессиональными умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности, предполагает необходимость профессиональной ориентации обучающихся на музыкальные специальности. Это создает условия раннего самоопределения обучающихся в областях музыкального искусства.

Все занятия и творческие замыслы, идеи, умения, навыки – залог успешности развития ребёнка в его жизнедеятельности и направленность на профориентацию. Каждый нашёл для себя увлечение. Среди обучающихся есть дети, которые в дальнейшем выбрали музыкальную профессию. Итак, Карамнова Екатерина обучалась в Университете культуры на факультете культуры и искусств , а Рогатина Ирина – в музыкально- педагогическом институте им. С.В. Рахманинова на хоровом- дирижёрском отделении.

Самоопределение обучающихся вокальной студии в музыкальном искусстве может быть сформировано при условии интегрированного профориентаци-онного взаимодействия музыкальных дисциплин и ранней актуализации и коррекции структуры ценностно-мотивационных установок обучающихся к выбору музыкальной профессии.

Список литературы:

1. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности: Пер. с англ. А. Лука, И. Хорола. С.-Пб.: Лань, 1995. 160 с.

2. Апостолов О.П., Лучков В.В., Цой A.B. Профориентация как организационная система//Вестник МГУ, Серия 14, Психология, 1986, №2. С. 6-18 с.

3. Арчажникрва Л.Г. Профессия — учитель музыки: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. 111 с.

4. Ю.Архипов В.М. Социально-педагогические основы системы профессиональной ориентации школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. 21 с.

5. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: МГУ, 1990. 367 с.

6. Бальчитис Э. О системе и методах обучения музыке в средних классах общеобразовательных школ Литвы // Музыкальное воспитание в СССР, В.1. М.: Советский композитор, 1978. С 235-301.

7. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: ВЛАДОС, 1999. 176 с.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

9. Борисова Е.М., Логинова Г.В. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991. 78 с.

10. Боровский А.Б., Потапенко Т.М., Щекин Г.В. Система методов профессиональной ориентации. Кн. 1. Основы профессиональной ориентации: Учеб.-метод. пособие. Киев: МЗУУП, 1993. 164 с.

11. Буренина А.И. Ориентация на творческую самореализацию педагога-музыканта как условие его профессионального совершенствования: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. С-Пб, 1995. 16 с.

12. Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности. Автореф дис.канд. пед. наук. Тюмень, 1998. 23с.

Профессиональная ориентация как необходимое условие для самоопределения выпускников детских школ искусств.

Понятие профориентации уходит в глубину веков, к колыбели зарождения человеческой цивилизации. Изначально понятие подразумевало разделение труда на бытовом уровне: кто-то удачнее охотился, а кто-то вкуснее готовил пищу, т.е. присутствовало разделение труда по умениям, знаниям и способностям. Например, в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Выпускник должен был уметь измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах, т. е обладать обширными по тем временам знаниями.
Уже в античные времена существовали изначально профессионально ориентированные учебные заведения: рыцарские школы в Спарте, медицинские и философские школы в Древней Греции, юридические школы в Римской империи, особенностью которых являлась узкая профессиональная направленность. Большое внимание уделялось всестороннему развитию личности обучающихся.
В средневековье при феодальном строе определяющим являлся принцип сословно-семейного наследования профессии, мастерство которой передавалось от поколения к поколению, т.е. с раннего возраста обучающийся овладевал на практике профессиональными знаниями и умениями. Ориентация на будущую профессиональную деятельность осуществлялась в специальных начальных учебных заведения: монастырских и кафедральных школах, гильдейских школах для купцов, городских ремесленных и цеховых школах [2].
Конечно, профориентация как научно осмысленная деятельность человека появилась намного позже, когда начала набирать силу тенденция дифференциации и интеграции отдельных наук. Следовательно, приведенные выше исторические данные рассматривать как указание не на историю, а на предысторию возникновения профориентации. В педагогике музыкального образования проблемы профессиональной ориентации до сих пор мало исследовались, так как сложившаяся система профессиональной музыкальной подготовки (детская музыкальная школа, ССУЗ, ВУЗ) изначально предполагает профессиональную ориентацию на предлагаемые музыкальные специальности.
Современное общество выдвигает перед образованием новые цели. Приоритетным направлением является ориентация на личность, развитие её творческого потенциала, способности к саморазвитию и самореализации.
Основным отличием федеральных государственных требований от образовательных стандартов предыдущих лет является ориентация на результаты обучения, представленные в виде компетентностной модели выпускника. Смысловой акцент переносится с процесса образования на измерение его результатов. Сформировано четкое понятие компетенции, как способности применять знания, умения и личностные качества для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере обучения. ФГТ дает определение компетенции как способности применять знания, умения и личностные качества для успешной профессиональной деятельности в определенной области [3].

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Темкинская детская музыкальная школа

На заседании педагогического директор МБУДО

Совета протокол № 1 Темкинской ДМШ

От28.08.2018г. ________ М.В.Шилова

28 августа 2018 г.

работы по профессиональной ориентации в ДМШ

Одной из основных целей образовательной деятельности школы является подготовка к возможному освоению образовательных программ среднего и высшего профессионального образования соответствующего профиля. В школе реализуются дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального искусства, основанные на федеральных государственных требованиях. Среди основных задач – выявление одаренных детей в раннем детском возрасте, создание условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретение ими знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществление их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области искусств. В связи с этим возникает необходимость в ведении целенаправленной профориентационной работы преподавателя. Планирование соответствующей деятельности в период приобретения детьми начальных профессиональных навыков является весьма актуальным. Сделать правильный выбор профессии - это значит найти профессию, которая интересна и привлекательна, имеет спрос на рынке труда, доступна и посильна.

- Создание условий эффективного обучения и развития одаренных обучающихся для дальнейшего получения профессионального образования в сфере искусства.

- Развитие и воспитание личности, способной к творческой самореализации;

- Развитие у обучающихся кругозора в области музыкального искусства и культуры;

- Оказание обучающимся профессиональной поддержки в самоопределении и выборе будущей профессии;

- Поиск новых форм профессиональной ориентации выпускников.

Для решения поставленных задач запланированы следующие виды деятельности:

Содержание деятельности по профессиональной ориентации обучающихся

- включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов обучающихся. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать обучающихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, к активной пробе сил;

- воспитание уважительного отношения к публичным выступлениям друг друга;

-воспитание положительного отношения к публичным выступлениям;

-участие в развитии адекватной самооценки обучающихся, их умении правильно анализировать собственные достижения;

- включение соревновательного компонента в процессе выполнения творческого задания.

Важно помнить, что профориентационная работа приносит пользу только тогда, когда к ней привлечен весь коллектив школы.

- взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений;

- организация уроков с профориентационной направленностью с целью формирования у обучающихся профессионально важных навыков;

- организация творческой деятельности обучающихся (участие в творческих мероприятиях –концертах, конкурсах, фестивалях, театрализованных представлениях, проведение школьных мероприятий);

- привлечение родителей ( законных представителей) обучающихся к работе по организации мероприятий различного уровня;

- организация посещения обучающими дней открытых дверей в средних и высших профессиональных учебных заведениях, реализующих профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

- проведение вечеров встреч с выпускниками, выбравшими профессию музыканта.

Воспитывать гордость за профессию – значит менять отношение к ней, и не только у педагогов, а также у обучающихся и их родителей.

Большое значение имеют наглядные пособия, которые акцентируют внимание на привлекательных сторонах музыкальной деятельности или профессии а также:

-размещение информации на общешкольном и классных стендах, связанной с событиями музыкальной жизни ( юбилеями композиторов, исполнителей, истории создания инструмента, музыкальных произведений);

- обеспечение обучающихся необходимой литературой, аудио и видео материалами профориентационной направленности;

-проведение классных часов на темы, связанные с деятельностью школы, с профессией музыканта (в форме бесед,);

-проведение родительских собраний с концертами обучающихся;

- проведение конкурсов творческих работ на темы, связанные с деятельностью школы, профессией музыканта с участием родителей (законных представителей) в качестве членов жюри;

- совместное проведение классных часов с родителями на темы, связанные с профессией музыканта ( просмотры документальных и художественных фильмов, лекций и пр. с последующим обсуждением).

Большое значение в выборе профессии детей имеют родители. Они, как никто другой, заинтересованы в успехах своих детей, их будущем.Было бы неверно исключить из процесса выбора профессии родителей. В этом направлении необходимо:

- проведение родительских собраний на темы, связанные с выбором профессии;

-проведение бесед с обучающимися и их родителями (законными представителями) на тему профессионального самоопределения;

-проведение бесед о специфических особенностях той или иной профессии в области искусства и культуры;

-консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам продолжения музыкального образования в средних и высших учебных заведениях;

- размещение на стенде школы информации для поступающих в учреждения среднего профессионального образования в области культуры и искусства.

- анкетирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам самоопределения;

-тестирование с целью изучения интересов и склонностей обучающихся;

- наблюдение (данные наблюдений фиксируются в индивидуальном плане обучающегося).

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, относятся:

1 . Достаточная информация о профессии и путях ее получения.

Без ясного представления о содержании и условиях труда избираемой профессии ученик не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление

им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребности общества в данных специалистах.

2 .Потребность в обоснованном выборе профессии.

Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии- это самостоятельно проявляемая учеником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

3 .Уверенность в социальной значимости труда.

Сформированное отношение к труду, как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей обучающихся, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.

4 .Способ самопознания обучающегося.

От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессиональные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора..Следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

5. Наличие у обучающегося обоснованного профессионального плана .

Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т.е.профессионально важные качества.

При проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно- нравственной ориентации.

Еще на ранних этапах обучения преподаватель помогает обучающимся осознать свои склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов.

План работы по профессиональной ориентации обучающихся включает разные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность обучающихся и способствующие развитию познавательного интереса и творческой направленности обучающихся.

Обучающиеся нуждаются в разносторонней информации о профессии преподавателя, творческих профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора жизненного пути, поддержке и помощи в начале профессионального становления.

В учебном процессе преподаватель имеет большие возможности для профориентационной работы, которая формирует у обучающихся знания и компетенции, необходимые для самоопределения выпускника как личности и будущего специалиста. Полученные знания помогают обучающимся ориентироваться при выборе дальнейшего жизненного пути, характера трудовой деятельности.

Воспитанию творческой личности в Екатеринбурге уделяется особенно пристальное внимание, здесь разработано несколько творческих программ, адресованных талантливым детям и подросткам.

Елена Рогозина, директор Детской художественной школы №1 имени П.П. Чистякова рассказала о значении подобного рода программ для выпускников школ искусств:

Для наполнения программы качественно иным содержанием, учитывающим возрастные и психологические особенности подростков, находящихся на этапе самоосознания и самоопределения, были определены особые инструменты и пути реализации. Среди них:

  • специально разработанные комплексные учебные программы;
  • малочисленные группы и индивидуальный образовательный маршрут;
  • система консультативного сопровождения;
  • тестирование с учетом требований приемных экзаменов в учреждения СПО и ВПО;
  • включение в образовательный процесс панорамы профильных учебных заведений Екатеринбурга следующей ступени.

Формы учебной работы с подростками, помимо привычных аудиторных часов, включают в себя мастер-классы, семинары и творческие встречи с ведущими преподавателями и признанными мастерами в своей профессии. Ребята участвуют во внутришкольных и городских творческих проектах (в том числе мультимедийных), в профессиональных конкурсах и выставках различных уровней. Положительным опытом является крепкое творческое содружество с родственными учреждениями культуры Екатеринбурга. Например, преподаватели и учащиеся имеют возможность по персональным пластиковым картам в течение учебного года бесплатно посещать муниципальные учреждения культуры Екатеринбурга – музеи и театры, зоопарк, парк культуры и отдыха.

Двигаясь к одной цели и решая одни стратегические задачи, каждое из направлений программы ранней профессиональной ориентации имеет ряд специфических особенностей.

Результат трудно переоценить. Каждый учебный год приносит детям более 30 дипломов и грамот различных конкурсов от городского до международного уровня. Как правило, к концу года все учащиеся самостоятельно определяются с образовательным учреждением следующего звена и выбирают для будущей профессии именно творческие специальности в сфере культуры и искусства.

– Воспроизводство профессиональных кадров в сфере искусства и культуры – задача не одного года, – убеждена Елена Рогозина, – и происходит это, в числе прочих стараний, и благодаря глубокой профориентационной работе образовательных учреждений культуры. За последние пять лет в Екатеринбурге более 700 выпускников продолжили обучение в средних специальных и высших образовательных учреждениях. Они достойно пополняют творческую элиту города. Мы надеемся, что Программа ранней профессиональной ориентации, осуществляемая в школах искусств города Екатеринбурга, качественно пополнит профессиональное творческое сообщество современного мегаполиса и оставит свой след в культуре России.

Читайте также: