Профориентация в американской школе

Обновлено: 03.07.2024

Зарубежный опыт: ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В США В настоящее время в США перед молодыми людьми ставятся новые задачи в плане поддержания собственной конкурентоспособности и мобильности в трудоустройстве на протяжении всей жизни. Суть их заключается в том, что для реализации своих профессиональных планов выпускникам школы, средних и высших учебных заведений необходимо обладать знаниями и умениями, которые помогли бы им быстро переориентироваться в случаях изменения ситуации на рынке труда или потери работы. Cлужбы профориентации и консультирования должны не просто помочь молодым людям выбрать профессию, а научить самостоятельно "выстраивать" профессиональную карьеру, принимая ответственные решения в течение всей трудовой жизни. Новые концептуальные подходы к проведению профессионального ориентирования и консультирования нашли свое отражение в различных образовательных программах. Например, программа "От школы к работе" принята в США на федеральном уровне специальным актом в 1994 г. Ее цель - улучшение подготовки американской молодежи к самостоятельной трудовой жизни. Обучаясь по такой программе, учащиеся получают более полное представление о различных сферах труда на практике, что позволяет им более осознанно сделать выбор своей профессиональной карьеры, основываясь на собственном практическом опыте. Программа охватывает подростковый и старший школьный возрасты, с 13 до 19 лет. Она включает два направления: для учащихся, которые планируют после школы поступать в колледжи или вузы, и для тех, кто собирается работать. В первом случае учащимся, которые планируют продолжать образование, предоставляется возможность поработать на какой-нибудь фирме под руководством ее специалиста. Они также могут работать в тех сферах, где традиционно трудятся подростки (например, в сфере обслуживания, здравоохранения, образования). Во втором случае всем желающим предоставляются рабочие места на производстве. Под руководством опытных наставников они осваивают рабочие профессии, знакомятся с производством и рабочим коллективом. Как показал опыт, эта работа очень плодотворна. Учащиеся начинают более ответственно относиться к учебе и работе, лучше успевают в школе, уверенно чувствуют себя относительно будущего трудоустройства. Предприниматели, которые активно участвуют в реализации данной программы, охотно предоставляют рабочие места для учащихся. Это объясняется тем, что они не только участвуют в подготовке кадров для общества, что считается почетным делом, но и готовят кадры для собственного бизнеса. Так, в Нью-Йорке предприниматели обеспечили школьников рабочими местами и обучением под руководством специалистов и наставников на 99%. Они увидели реальную пользу предварительной профессиональной подготовки школьников, которая дает возможность отобрать талантливую молодежь для фирм и производства и тем самым расширить и улучшить бизнес. Другой вариант подготовки школьников к выбору пути продолжения образования или трудоустройства - это углубленные академические занятия по программе колледжа в течение двух последних лет обучения в школе (XI-XII классы). Такая подготовка позволяет выпускникам продолжать образование без вступительных экзаменов. В колледже учащиеся выполняют различные практические задания в лабораториях и на производстве, приобретают умения как для исследовательской, так и для исполнительской, рутинной работы. Все это происходит под руководством специалистов, которые составляют для школьников различные программы обучения. направленность данного учебного заведения и местного социального окружения. Программы делятся по трем направлениям: 1. математика и наука; 2. управление; 3. искусство и культура. Каждая программа построена так, что в нее входят не только посещение лекций, но и в обязательном порядке практические занятия, деловые игры, экскурсии в учреждения, встречи с людьми, имеющими хороший карьерный рост по какой-либо специальности. Слушатели учатся рационально использовать время, самостоятельно приобретать новые знания, развивать в себе такие качества, как коммуникабельность, инициативность и т.д. Школьникам необходимо знать свои возможности и то, в каком направлении они должны работать над собой. Неотъемлемой частью каждой программы является выполнение учащимися самостоятельного индивидуального задания. Это может быть реферат на какую-либо тему, изготовление изделий или чертеж здания. К окончанию школы они в состоянии написать краткое резюме о себе и могут обосновать свои претензии занять ту или иную вакансию. Грамотно составленное по определенным правилам резюме существенно влияет не только на решение работодателя при приеме на работу, но и на возможность дальнейшего карьерного роста.

США: работодатели в школах

В Америке в основу системы профориентации заложена модель сравнения специфики профессий с чертами характера. Их эксперты выявляют в ходе тестов, рассчитанных на детей и молодежь разного возраста: от дошкольников до выпускников вузов. Тестирование также помогает оценить уровень знаний и степень интереса к направлениям широкого профиля.

Затем школьник получает список подходящих профессий и может выбрать одну из них. В старших классах также действует двухгодичная программа, направленная на формирование навыков в исследовательской, проектной, управленческой, технологической или производственной деятельности. Есть дополнительные уроки, которые позволяют изучать иностранные языки, изобразительное искусство, компьютерную технику, издательское дело и труд.

Страны ЕС: детские карьерные бюро

В большинстве стран Европы планированием карьеры занимаются с начальной школы. Здесь есть, например, занятия по технологии поиска работы и курсы лекций по развитию карьеры. Ребят учат самостоятельно ориентироваться в мире профессий и оценивать себя с учетом ситуации на рынке труда.

В школах Великобритании, Германии и Франции работают специальные бюро, которые ведут карьерные и психологические консультации для подростков. Есть профориентационные программы по математике, естественным наукам, менеджменту, искусству и культуре. В программу входят теоретические и практические занятия, деловые игры, тренинги и встречи с успешными предпринимателями. Это позволяет школьникам научиться грамотно составлять резюме и пользоваться специальной базой данных, посвященной профессиям.

В Великобритании старшеклассникам и студентам рассказывают о состоянии рынка труда и условиях работы, а также составляют для них списки востребованных специальностей.

Скандинавские страны: обязательная практика

Некоторые страны Скандинавии стоят особняком: здесь система профориентации немного отличается от общеевропейской. В финских школах, например, есть специальные уроки, посвященные этому направлению. Начинаются они с 7 класса и обязательно подразумевают практику, в рамках которой можно попробовать себя в выбранной специальности, посвятив ей от одной до трех недель. В 8 классе ребята начинают изучать вопросы построения карьеры, а еще через год — ходить на встречи со специалистами кадровых служб различных компаний. Если к окончанию 9 класса школьник все же не может определиться с выбором, он получает помощь карьерного консультанта.

Япония: самоанализ по 62 пунктам

В отличие от большинства стран, где преобладают три из четырех базовых составляющих профориентации: профпросвещение, профконсультация и профотбор, — Япония особое внимание уделяет профессиональной адаптации. Начиная с 7 класса каждый школьник здесь в обязательном порядке пробует 16 разных профессий, чтобы определить, соответствует ли характер той или иной работы его личности и способностям.

Когда курс закончен, надо обдумать свои выводы и успехи: сделать это можно совместно с психологами и педагогами по 62 пунктам оценки. На основе полученного индекса затем разрабатывается индивидуальный план обучения.

Чем отличаются методики профориентации школьников в разных странах и какие методы самые эффективные?

Это может быть интересно :

Задача профориентации состоит не только в том, чтобы помочь подросткам найти жизненный путь, но и в формировании системы занятости в будущем, ведь сегодняшние школьники — это специалисты, которые будут лечить, учить и строить завтра.

Поэтому в большинстве стран с развитой экономикой профориентации уделяется большое внимание. Программы, направленные на то, чтобы подросток нашёл свое призвание, разрабатываются специалистами и включает в себя теоретическую и практическую части. Эта система постоянно совершенствуется, чтобы соответствовать потребностям общества и готовить успешных специалистов.

Профориентация во Франции

Первые центры профориентации возникли именно во Франции в начале ХХ века. Здесь учителя начинают наблюдать за способностями ребенка начиная с младшей школы. К середине школьного курса специалисты знакомят учеников с актуальными профессиями на рынке труда. Все данные вносят в индивидуальное досье, которое заводится в день поступления.

В школах работают профильные психологи, которые проводят исследования, направленные на то, чтобы понять, насколько успешно ученик справляется с разными предметами.

Психологи составляют рекомендации по развитию способностей и интересов ребенка, чтобы помочь ему реализоваться в выбранной профессии. Во Франции под эгидой правительства действуют специальные Центры информации и ориентации, в которые можно обратиться, если нужно разобраться с самоопределением.

Профориентация в Германии

Профориентационные работы в Германии проводят с применением практических методик тестирования, опросов и консультаций. Все данные, полученные во время исследований, заносятся в индивидуальную рабочую тетрадь, где, помимо результатов тестов, имеются сведения о семье, интересах и профессиональных склонностях ученика. На основе данных, которые попадают в тетрадь, специалисты проводят консультации со школьниками. В некоторых случаях они могут прибегать к помощи школьных психологов или медиков.

После окончания школы выпускники продолжают специализированное обучение уже на потенциальном рабочем месте.

Работодатель предлагает два варианта учебы: общее направление дает возможность дальнейшего поступления в вуз, а специализированный путь позволит освоить практические навыки в мастерских или на производстве.


Профориентация в Канаде

Согласно канадским специалистам по профориентации, алгоритм профессионального самоопределения человека состоит из нескольких ключевых этапов:

    самостоятельное решение, которое сопровождается тревогой и неуверенностью в правильности выбора,

анализ собственных способностей и качеств, которые необходимо развивать для успешной самореализации,

оценка актуальности выбранной профессии на рынке труда,

поиск альтернативных вариантов,

проба себя в профессии: производственная практика, стажировки, подработка,

принятие окончательного решения.

Это может быть интересно :

Профориентация в Японии

В Японии с профориентацией разбираются ещё в средней школе, если не раньше — это одно из ключевых направлений общего учебного процесса.

А что у нас?

Комплексная профориентация подростков весьма востребована и в системе российского образования. В Москве, Санкт-Петербурге и Ярославле работают научные центры по разработке и внедрению современных профориентационных мероприятий. Однако, чтобы идти в ногу со временем и полностью соответствовать современным потребностям рынка труда, некоторые принципы отечественной системы профориентации следует пересмотреть, ориентируясь на передовые наработки других стран.

Сегодня система самоопределения школьников ориентирована на одну-две основные профессии, в то время как другие экономически развитые страны делают акцент на нескольких специальностях. Даже когда человек определился с выбором, не следует зацикливаться на одном виде профессиональной деятельности. Тесное сотрудничество работодателей с центрами профориентации позволит получать актуальную информацию обо всех специальностях.

Профориентация должна носить всеобъемлющий характер, а первые исследования в данной сфере следует проводить уже в младших классах.

Внедрение такого подхода позволит российской системе образования повысить эффективность программы профориентации, а заимствование лучших зарубежных методик поможет школьникам разобраться, какие существуют специальности и что востребовано на рынке труда.

25 мая 2016, 12:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Чем отличаются методики профориентации школьников в разных странах и какие методы самые эффективные?

Это может быть интересно :

Задача профориентации состоит не только в том, чтобы помочь подросткам найти жизненный путь, но и в формировании системы занятости в будущем, ведь сегодняшние школьники — это специалисты, которые будут лечить, учить и строить завтра.

Поэтому в большинстве стран с развитой экономикой профориентации уделяется большое внимание. Программы, направленные на то, чтобы подросток нашёл свое призвание, разрабатываются специалистами и включает в себя теоретическую и практическую части. Эта система постоянно совершенствуется, чтобы соответствовать потребностям общества и готовить успешных специалистов.

Профориентация во Франции

Первые центры профориентации возникли именно во Франции в начале ХХ века. Здесь учителя начинают наблюдать за способностями ребенка начиная с младшей школы. К середине школьного курса специалисты знакомят учеников с актуальными профессиями на рынке труда. Все данные вносят в индивидуальное досье, которое заводится в день поступления.

В школах работают профильные психологи, которые проводят исследования, направленные на то, чтобы понять, насколько успешно ученик справляется с разными предметами.

Психологи составляют рекомендации по развитию способностей и интересов ребенка, чтобы помочь ему реализоваться в выбранной профессии. Во Франции под эгидой правительства действуют специальные Центры информации и ориентации, в которые можно обратиться, если нужно разобраться с самоопределением.

Профориентация в Германии

Профориентационные работы в Германии проводят с применением практических методик тестирования, опросов и консультаций. Все данные, полученные во время исследований, заносятся в индивидуальную рабочую тетрадь, где, помимо результатов тестов, имеются сведения о семье, интересах и профессиональных склонностях ученика. На основе данных, которые попадают в тетрадь, специалисты проводят консультации со школьниками. В некоторых случаях они могут прибегать к помощи школьных психологов или медиков.

После окончания школы выпускники продолжают специализированное обучение уже на потенциальном рабочем месте.

Работодатель предлагает два варианта учебы: общее направление дает возможность дальнейшего поступления в вуз, а специализированный путь позволит освоить практические навыки в мастерских или на производстве.


Профориентация в Канаде

Согласно канадским специалистам по профориентации, алгоритм профессионального самоопределения человека состоит из нескольких ключевых этапов:

    самостоятельное решение, которое сопровождается тревогой и неуверенностью в правильности выбора,

анализ собственных способностей и качеств, которые необходимо развивать для успешной самореализации,

оценка актуальности выбранной профессии на рынке труда,

поиск альтернативных вариантов,

проба себя в профессии: производственная практика, стажировки, подработка,

принятие окончательного решения.

Это может быть интересно :

Профориентация в Японии

В Японии с профориентацией разбираются ещё в средней школе, если не раньше — это одно из ключевых направлений общего учебного процесса.

А что у нас?

Комплексная профориентация подростков весьма востребована и в системе российского образования. В Москве, Санкт-Петербурге и Ярославле работают научные центры по разработке и внедрению современных профориентационных мероприятий. Однако, чтобы идти в ногу со временем и полностью соответствовать современным потребностям рынка труда, некоторые принципы отечественной системы профориентации следует пересмотреть, ориентируясь на передовые наработки других стран.

Сегодня система самоопределения школьников ориентирована на одну-две основные профессии, в то время как другие экономически развитые страны делают акцент на нескольких специальностях. Даже когда человек определился с выбором, не следует зацикливаться на одном виде профессиональной деятельности. Тесное сотрудничество работодателей с центрами профориентации позволит получать актуальную информацию обо всех специальностях.

Профориентация должна носить всеобъемлющий характер, а первые исследования в данной сфере следует проводить уже в младших классах.

Внедрение такого подхода позволит российской системе образования повысить эффективность программы профориентации, а заимствование лучших зарубежных методик поможет школьникам разобраться, какие существуют специальности и что востребовано на рынке труда.

25 мая 2016, 12:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте также: