Профориентация детей с зпр в школе

Обновлено: 05.07.2024

Особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки 9 -классников - как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору.

Основной задачей профориентационной работы в 9 классе является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения.

Перед учеником по окончании им основной школы будет стоять сложная задача не только правильного выбора профиля, но и возможности поступления на данный профиль и возможности реализации обучения на данном профиле. В жизни может возникнуть ситуация, когда профиль, по которому желает учиться подросток, есть только в другом муниципальном округе (районе). Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии

Профориентационная работа в школе осуществляется педагогом-психологом, социальными педагогами, учителями. классными руководителями совместно с учащимися и их родителями.

Профориентационная работа с учащимися в школе подразумевает:

- наблюдение учителей и родителей за учеником (его хобби, любимые занятия в свободное время, сферы общественной жизни);

- совместная работа педагога-психолога и других педагогов с руководителями секций и кружков, учителей внеурочной деятельности (консультации, методическая помощь);

- знакомство учащихся с современным миром профессий и потребностями рынка труда посредством презентаций и экскурсий, организованными социальными педагогами;

- развитие интересов и выявленных способностей в средних классах (посещение учащимся секций, кружков, мероприятий, самообразование).

-в 9 классе проводится психологическое тестирование на выявление готовности к выбору профессии и профессиональных предпочтений;

Цель профориентационной работы педагога-психолога : создание условий для формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Задачи профориентационной работы педагога-психолога :

1. Сформировать мотивацию самоизучения и саморазвития, обеспечив ее психологическими ресурсами и средствами;

2. Обобщить сформированные навыки адекватной самооценке своих возможностей и умения на основе этого делать рациональный выбор;

3. Сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях;

4. Оказать морально-психологическую поддержку самоопределяющимся подросткам.

Направления работы педагога-психолога с учащимися 9-х классов :

Профконсультирование - оказание подросткам и их родителя помощи в выборе профессий.

Технология работы. Программа рассчитана на 4 занятия для учащихся, которые проходят в течение года, 4 занятия на первичную и повторную диагностику, 2 занятия – на групповую консультацию по итогам тестирования, 1 встреча с родителями на родительском собрании, а также индивидуальные консультации по запросу для учащихся и их родителей. Продолжительность занятия – 1 час. Практические занятие проводятся 1 раз в месяц.

Методы и формы работы : беседы, дискуссии, ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, психотренинг, психодиагностические процедуры.

Содержание программы. Программа рассчитана на 9 класс и носит практическую направленность. Она предполагает изучение внутреннего мира подростка, его личностных особенностей с помощью ролевых игр, психотренинга, психодиагностики. Участвуя в психотренинге, подростки проектируют профессиональный план и самостоятельно его корректируют с учетом современного рынка труда.

По окончании практических занятий учащиеся должны осознать свои личные, особенности и интересы; научиться пользоваться правилами выбора профессии; определиться в выборе будущей профессии и при необходимости уметь корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда; обрести уверенность в себе и уметь представлять свои возможности потенциальному работодателю.

Календарно - тематическое планирование.

по плану Дата

фактическая Тема занятия Примечание

II. Профдиагностика

Индивидуально-личностные особенности, их проявления в профессиональной деятельности. Профессиональные интересы, предпочтения и способности. Первичная психодиагностика в группе

3/2 Март Профессиональные интересы, предпочтения и способности. Повторная психодиагностика в группе

III. Профконсультирование

4/1 Декабрь Консультации родителей. Оказание помощи подросткам в выборе профессии. родительское собрание

5/2 Январь, март Консультации учащихся по итогам тестирования. Индивидуально по запросу,

IV. Развивающие занятия.

6/1 Январь Знакомство с миром профессий и специальностей. Рынок труда. Профессиограмма. в группе

7/1 Февраль Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры. в группе

8/1 Март Проектирование профессионального плана, его коррекция с учетом рынка труда. Устраиваемся на работу по правилам. в группе

Итого: 10 занятий.

Профориентационая программа для старшеклассников

Занятие 2. Индивидуально-личностные особенности, их проявления в профессиональной деятельности. Профессиональные интересы, предпочтения и способности.

• Тест на выявление типа темперамента,

• Тест-диагностика Т. Холланда,

Занятие 3. Профессиональные интересы, предпочтения и способности.

• Карта интересов А. Е. Голомштока,

• Опросник профессиональных предпочтений (ОПП).

Занятие 4. Консультации учащихся по итогам тестирования.

Занятие 5. Знакомство с миром профессий и специальностей. Рынок труда. Профессиограмма.

Вступление психолога: понятие профессиограммы и основные характеристики профессии.

Упражнение. Составь профессиограмму по выбранной профессии.

Знакомство со схемой анализа профессии.

Занятие 6. Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры.

Дискуссия по высказыванию Иммануила Канта.

Занятие 7. Проектирование профессионального плана, его коррекция с учетом рынка труда. Устраиваемся на работу по правилам.

Знакомство с правилами выбора профессии, ошибками и затруднениями.

Построение личного профессионального плана.

Перспективно-тематический план по ранней профориентационной работе сентябрь 2019 г в подготовительной к школе группе Сентябрь 2019 г Тема недели /профессии для знакомства 1 неделя сентября - Педагогическая диагностика 2 неделя сентября - Педагогическая.

План работы учителя-логопеда СОШ с обучающимися начальных классов на 2018–2019 учебный год Цель работы: профилактика икоррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов. Задачи: 1. Своевременное.

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 5–9 классов по ФГОС Содержание учебного предмета. ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских.

Рабочая программа по преодолению нарушения звукопроизношения у учащихся 1–4 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном.

Адаптированная рабочая программа "Выбор профессии" для детей с задержкой психического развития составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)основного общего образования,утвержденного приказом Министерства образования и Науки Российской Федерации №1897 от 17. 12. 2010г., с изменениями и дополнениями утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации №1644 от 29. 12. 2014г.

Целью программы: оказание психологической помощи в выборе профессии старшеклассникам ГБОУ ТРОЦ "Солнышко"

ВложениеРазмер
adaptirovannaya_rabochaya_programma.doc 143.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

_______________Н.П. Чечётина _____________ Л.И. Пономарева

Панфилова Ольга Ивановна

Руководитель ШМО____________ _____________Л.А. Юлкина

Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010г., с изменениями и дополнениями утвержденными Министерства образования и науки Российской Федерации №1644 от 29.12.2014г.

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное, познавательное развитие, а также воспитание учащихся.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенции и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного педагога-психолога.

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Целью психологического сопровождения является сохранение психического здоровья учащихся в условиях введения ФГОС ООО, создание социально-психологических условий в образовательной среде, способствующих социализации личности и успешного обучения.

В условиях введения ФГОС ООО педагог-психолог решает следующие задачи:

  1. Обеспечивает контроль за развитием учащихся; учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения и воспитания, соответствие их его индивидуальным возможностям;
  2. Дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей;
  3. Принимает участие в разработке основной образовательной программы и активно участвует в ее реализации;
  4. Проводит психологическое анализ и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;
  5. Участвует в диагностике сформированности универсальных учебных действий, достижения планируемых личностных и метапредметных результатов обучения;
  6. Прогнозирует социальные риски образовательного процесса, проводит профилактическую работу;
  7. Оказывает качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса;
  8. Ведет психологическое просвещение педагогов и родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций;
  9. Взаимодействует с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и образовательной, развивающей траектории образовательного учреждения.

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в умеренной, глубокой или тяжёлой степени, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

- учебного плана образовательного учреждения.

Особое место в условиях нашего общества занимают задачи развития федеральной системы профессиональной ориентации, в том числе и путем организации ее специализированных служб, призванных оказывать молодым гражданам гарантированный минимальный уровень социальных (профориентационных, консультационных) услуг, содействовать в удовлетворении их информационных потребностей, оказывать молодежи психологическую помощь.

Экономические трудности последних лет и рост семейного неблагополучия существенно обострил проблемы детства в нашей стране, многие семьи оказались за чертой бедности, что существенно повлияло на их эмоционально-психологический климат.

Профессиональная ориентация-это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально- экономической ситуации на рынке труда.

Основными методами профессиональной ориентации являются:

-информирование индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное(средствами массовой информации);

Особое место в условиях нашего общества занимают задачи развития федеральной системы профессиональной ориентации, в том числе и путем организации ее специализированных служб, призванных оказывать молодым гражданам гарантированный минимальный уровень социальных (профориентационных, консультационных) услуг, содействовать в удовлетворении их информационных потребностей, оказывать молодежи психологическую помощь.

Экономические трудности последних лет и рост семейного неблагополучия существенно обострил проблемы детства в нашей стране, многие семьи оказались за чертой бедности, что существенно повлияло на их эмоционально-психологический климат.

Профессиональная ориентация-это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально- экономической ситуации на рынке труда.

Основными методами профессиональной ориентации являются:

-информирование индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное(лекция, беседа),опосредованное(средствами массовой информации);

-психологическое и медицинское консультирование;

-различные педагогические методы.

Изучением индивидуально-психофизиологических особенностей учащихся в

связи с выбором профессии занимались многие ученые:

Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын К.М. Гуревич, В.С. Клягин, Н.С. Лейтес,

Профессиональная консультация строится как процесс сотрудничества

между психологом и учащимся. В зависимости от степени

сформированности профессиональных планов, уровня развития способностей

и склонностей, успешности обучения учащиеся нуждаются в разных видах консультаций:

Выделяется несколько этапов профессиональной консультации:

1.Констатирующий (определение стадии профессионального плана

2.Диагностический (диагностика интересов, склонностей, индивидуально-

3.Поисковый (разработка плана подготовки учащегося к профессии);

4.Коррекционный (разработка рекомендаций по самовоспитанию, коррекции

и развитию необходимых качеств);

5. Собственно консультационный (разработка стратегии и тактики проведения бесед с учащимися, распределение их во времени

сюда входит диагностическая, коррекционная и собственно консультативная

деятельность(информационно-справочный вид консультации)

Смысл психодиагностической работы в профконсультации заключается в активизировании стремления школьников к самопознанию и

самосовершенствованию. Диагностико -коррекционная работа психолога заключается в подготовке учащихся к профессиональному будущему путем направленного формирования необходимых качеств, свойств личности.

Психологическая коррекция - активное психолого-педагогическое

воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и

личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных

Психодиагностическое обследование должно помочь учащимся лучше

узнать себя, свои возможности, способности, интересы, активизировать

стремление работать над собой. Методы психологической диагностики могут

быть использованы для выявления интересов,

способностей, психофизиологических особенностей учащихся на начальном

этапе работы ребенка с профконсультантом.

Цели и задачи программы.

Цели: в результате включения детей среднего и старшего школьного возраста в различные виды трудовой деятельности и целенаправленной профориентационной работы, обеспечить решение проблемы личностного роста детей с ограниченными возможностями, помочь определиться с выбором профессии и определить свою профпригодность.

1.Оказание помощи в формировании навыков личной гигиены и самообслуживания у детей среднего и старшего школьного возраста.

2.Организовать психологическую помощь детям в выборе профессии и своей профпригодности.

3.Обеспечить реализацию плана занятий в мастерских с целью выработки общетрудовых навыков и умений.

4.Организовать профессиональную подготовку детей по двухступенчатой схеме работы.

Содержание программы и пути ее реализации.

Программа подготовки состоит из двух ступеней: допрофессиональной подготовки и профессиональной подготовки.

Программа допрофессиональной подготовки предназначена для детей до 14 лет. Целью данной программы является формирование основ положительной мотивации к труду. А также предоставление в опыте необходимых общетрудовых навыков и умений.

1.Формирование навыков личной гигиены. Основной задачей которого является ознакомление ребенка с правилами личной гигиены и автоматическое закрепление навыков на практике с опорой на положительную мотивацию.

2.Формирование навыков самообслуживания. Эти два блока взаимно пересекаются и дополняют друг друга. На этом этапе дети имеют возможность включения в различные виды хозяйственно-бытового труда (уход за животными и птицами в живом уголке, ремонт собственной одежды и т. д.).

3.Непосредственное обучение в мастерских. Дети включены в занятия по интересам, где приобретаются общетрудовые навыки и умения. (Работа с простейшими материалами и инструментами).

Возраст детей с 14 лет и старше.

Дети обучаются определенным профессиональным навыкам, параллельно знакомясь с профессионально важными качествами профессий, профессиографическими материалами вместе с психологом.

Обучение проводится по следующим специальностям:

1.Машинопись на компьютере.

Вторая ступень профессиональной подготовки.

Профориентационная работа включает в себя предварительную диагностику интересов и склонностей детей и последующее психологическое сопровождение на протяжении всего цикла обучения. Контрольный срез данных по определению объема и качества знаний и умений будет осуществляться на каждом этапе подготовки.

П сихологическое сопровождение

Включает: оказание помощи в выборе профессии, т.е. определение и выявление склонностей и интересов в процессе выбора профессии, работа с профессиографическими материалами, помощь психолога в принятии решения в выборе профессии, составление личного профплана, развитие временной перспективы и способности к целеполаганию у детей среднего и старшего школьного возраста.

Направлена на изучение факторов, имеющих непосредственное отношение к профессиональному самоопределению социальной ситуации ребенка, уровню его интеллекта, личностных качеств, интересов,

склонностей и способностей, мотивации профессионального выбора. Для этого используются методы беседы, анкетирования, наблюдения, анализ результатов деятельности детей, естественный и лабораторный эксперименты (имеется в виду индивидуальная и групповая диагностическая консультация). Заводится картотека на каждого оптанта.

На практике это второй уровень профессиональной консультации.

Посвящен повторной диагностике и выявлению уровня усвоения ребенком полученных знаний (Опросник профессиональной готовности Кабардовой Л.Н.).

Результаты, ожидаемые от реализации программы.

1. В результате проведенного цикла занятий у учащихся повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, расширяются границы принятия себя и других, увеличивается спектр поведенческих реакций, совершенствуются навыки общения и принятия решений, навыки самопрезентаций и уверенного поведения, полученные в ходе тренинга.

2. Формирование общетрудовых навыков и умений, как необходимого элемента культуры труда и освоения профессии.

3. Получение детьми первичной профессиональной подготовки, позволяющей детям продолжить профессиональное обучение на более высоком уровне.

4. Коррекция развития, поведения и социальной реабилитации в процессе трудовой деятельности.

5. Переориентация детей на позитивные ценности для успешной адаптации в социуме и интеграции в общественные структуры.

Взаимодействие с другими ведомствами:

- Московский областной центр профессиональной ориентации и

психологической поддержки молодежи;

- Муниципальный Центр дополнительного образования детей

Сроки реализации : индивидуально. Программа не требует больших материальных затрат. Для реализации программы необходима неделя рабочего времени, 68 академических часов, по 2 часа в неделю, с динамической паузой.

Формы контроля за исполнением программы : диагностические срезы данных до проведения программы и после с коррекцией методов работы особенностей их подачи для разных возрастных категорий детей

В ходе этих занятий у учащихся актуализируется процесс профессионального самоопределения. Выбор становится более осмысленным, благодаря соотношению знаний о себе и мире профессий.

Данная программа предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста.

Занятия проводятся в виде тренингов и в виде уроков, включающих в себя элементы бесед и лекций, в ходе которых старшеклассники в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведению; сюжетно-ролевые игры и дискуссии, в ходе которых ребята имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения, бесконфликтного общения.

Занятия проходят два раза в неделю по одному часу (1+1).

Тренинги могут проводиться до и после основного цикла занятий по программе.

Форма проведения занятий предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста.

Программа двух уровней подразумевает разницу в подборе диагностического аппарата, методике подачи материала, временном режиме.

Тематика занятий представленная ниже относится к первой части.

Цели и задачи программы

Создание реабилитационной среды, способствующей личностному развитию детей.

Оказание помощи в социальной и профессиональной адаптации, путем

актуализации процесса профессионального самоопределения благодаря получению знаний о себе, о мире профессий и их соотнесению.

Повышение уровня психологической компетенции детей, расширение границ самовосприятия; формирование адекватной самооценки; побуждение потребности в самосовершенствовании.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной программе представлено календарно- тематическое планирование занятий для подростков с ЗПР.

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Составитель: Макарова Е.А.

На сегодняшний день для подростков с задержкой психического развития (ЗПР) достаточно актуальной является проблема профессиональной ориентации. Ни для кого не секрет, что эти подростки в современном мире очень часто испытывают большие трудности в социальной и профессиональной адаптации. В связи с этим важным направлением работы является совершенствование подготовки к трудовому обучению как одному из компонентов будущей самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Несмотря на это есть проблемы, которые до сих пор ждут своего разрешения, в том числе и изучение представлений подростков с ЗПР о своем профессиональном будущем.

Пояснительная записка

Подростковый и ранний юношеский возраст – это время профессионального самоопределения. Характерные для этого периода становление нового уровня развития самопознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиций в жизни активизируют процессы профессионального самоопределения. Поэтому очень важно именно в эти годы выявить и по мере возможности развить те способности, на основе которых школьнику можно было бы разумно и правильно осуществить выбор профессии, чтобы требования, которые она предъявляет, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

В исследованиях по проблемам социального развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается их отставание в коммуникативном развитии. На разных возрастных этапах у них снижена потребность в общении, доминирует прагматическая направленность общения со взрослым, отмечается недостаточный уровень владения речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затрудняет процесс межличностного взаимодействия и подталкивает детей к аффективным проявлениям в коммуникациях, нарушает их социальную адаптацию (О.К. Агавелян, М.Г. Агавелян, Д.И. Бойков, Е.Г. Злобина, Л.В. Кузнецова, В.Г. Петрова, Е.И. Разуван, Е. Слепович, Р.Д. Тригер). При этом нередко делается оптимистический прогноз; формирование ребенка с ЗПР как субъекта коммуникативного развития может быть подчинено целенаправленной коррекции (О.К. Агавелян, М.Г. Агавелян, Д.И. Бойков, Е.И. Разуван).

Дети с задержкой психического развития в большей степени ориентированы на авторитет взрослого, который не всегда внимателен к индивидуальным особенностям ребенка, не относится к ребенку как развивающейся личности. Родители порой неадекватно оценивают поступки детей, что приводит к нравственной дезорганизации их поведения: одобрения чаще всего однотипны; порицания содержат осуждение индивидуальных особенностей ребенка, сопровождаются угрозами и наказаниями.

Отсутствие постоянных требований ослабляет самоконтроль ребенка при проявлении его индивидуальных личностных качеств, не позволяет прогнозировать последствия своих действий для окружающих, нивелируя эффект аттракции. Негативный опыт взаимодействия с родителями приводит к постоянным отрицательным эмоциональным переживаниям детей, дезорганизуя процесс приобретения ими социальных навыков.

На сегодняшний день для подростков с задержкой психического развития (ЗПР) достаточно актуальной является проблема профессиональной ориентации. Ни для кого не секрет, что эти подростки в современном мире очень часто испытывают большие трудности в социальной и профессиональной адаптации. В связи с этим важным направлением работы является совершенствование подготовки к трудовому Несмотря на это есть проблемы, которые до сих пор ждут своего разрешения, в том числе и изучение представлений подростков с ЗПР о своем профессиональном будущем.

Таким образом, можно увидеть, что учащиеся с ЗПР, с одной стороны, адекватно оценивают свои силы, выбирая в основном рабочие профессии и выполняя работу в коллективе, но с другой стороны, специфика представлений о будущей профессии у школьников с ЗПР проявляется в узком диапазоне предпочитаемых профессий и их формальным выбором. Подростки с ЗПР часто даже не имеют необходимых сведений о выбранных профессиях, однако хотят получать хорошую зарплату.
Мы полагаем, что причинами вышеуказанной специфики являются недостаточное информирование подростков с ЗПР о рынке труда, отсутствие специально подобранных профессиограмм, нацеленных именно на этот контингент, методическая недоработка профконсультирования и профдиагностики.
Наша программа будет направлена на целевое построение профконсультационной работы с подростками с ЗПР, которая будет включать диагностический блок, профконсультации с учетом особенностей интеллектуального развития, подбор профессиограмм, знакомство школьников с миром профессий, с ориентацией на область интересов каждого уча

Во всей разнообразной и многоаспектной работе по профессиональному самоопределению существуют чисто психологические задачи, которые должен решать специалист. Можно выделить два главных направления работы психолога:

Первое – это проведение информационно-просветительской работы, направленной на развитие психологической культуры учащихся, углубление их знаний по психологии.

Второе направление – проведение индивидуальных консультаций с учащимися, предусматривающих диагностику и собственно консультацию.

Однако для решения проблемы профессионального самоопределения не всегда бывает достаточно провести консультацию и дать рекомендации. Сегодня помощь старшим подросткам в профессиональном самоопределении должна пониматься широко и быть действенной.

Решению проблемы самоопределения может способствовать спецкурс “Профессиональное самоопределение”, разработанный для учащихся 9 класса.

Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о себе, своих способностях и возможностях, о мире труда, положительной трудовой направленности.

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение должно быть направлено на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней.

сформировать готовность учащихся с ЗПР к обоснованному выбору профессии с учетом своих склонностей, способностей;

актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.

Задачи:

сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессиональных качеств;

повысить уровень психологической компетентности учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании;

сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

выявление интересов и склонностей, способностей школьников;

формировать способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования.

Содержание курса.

1. Внутренний мир человека и система представлений о себе .

Личность. Общее представление о личности. Формирование и развитие личности. Структура личности. Сущность концепции “Я”. Структура “образа “Я” – знания о себе, оценка себя, умение управлять собой. Понимание собственного “Я”. Самооценка. Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности.

2. Склонности и интересы в профессиональной деятельности.

Сущность понятий “интерес” и “склонности”. Общие представления о склонностях и интересах. Учет интересов и склонностей при выборе профессии. Выявление и оценка профессиональных интересов и склонностей с помощью методики “Карта интересов” (модифицированная методика Голомштока). Определение профессиональных склонностей.

3. Способности, условия их проявления и развития.

Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Развитие способностей. Общие и специальные способности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития и развития способностей.

4. Природные свойства нервной системы и их проявление в профессиональной деятельности).

Природные свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент и его влияние на выбор профессии.

Волевые качества личности в профессиональной деятельности. Волевая регуляция поведения.

Виды и роль эмоций в жизни человека. Эмоциональное состояние личности. Влияние эмоций на познавательные процессы и деятельность.

6. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении.

Сущность понятий “мотивы”, “ценностные ориентации”. Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении. Определение ведущих мотивов деятельности – методика “Мотивы выбора профессии”.

7. Многообразие мира профессий. Возможности личности в профессиональной деятельности).

Основные признаки профессиональной деятельности. Классификация профессий. Профессия, специальность, должность. Выбор профессии. Правила выбора профессии. Здоровье и профессия. Профессиограммы и психограммы. Возможности личности в профессиональной деятельности. Профпригодность, профессионально важные качества. Определение степени выраженности интересов к разным группам (типам) профессий – “Дифференциально-диагностический опросник” (Климова). Выявление отношения к различным видам деятельности – “Опросник профессиональных предпочтений”.

8. Человек среди людей.

Понятие и виды общения. Общение и деятельность. Межличностные отношения в профессиональной деятельности. Понятия “сработанность” и “совместимость”. Конфликты и пути их преодоления. Определение стиля поведения в конфликтной ситуации – методика “Стратегии поведения личности в конфликтной ситуации” (Томаса).

9. Профессиональная консультация.

Пути получения профессии. Продолжение образования, трудоустройство. Составление “Индивидуальной карты” по профессиональной консультации. Групповая профконсультация (тренинг, игра).

Читайте также: