Молодые супруги грибоедов краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Изящная салонная пьеса "Молодые супруги" от автора бессмертной комедии "Горе от ума" — не только приятное чтение, но и полезный рецепт успешного преодоления первых семейных трудностей. Считается, что в драматургическом наследии Грибоедова эта стихотворная "безделка" значительного места не занимает, представляя собой традиционную бенефисную переделку французского оригинала — в том жанре, который культивировала светская театральная молодёжь того времени. Тем не менее, "секретами супружества", раскрытыми в ней, вполне можно воспользоваться и сейчас. И многие ошибки молодожёнов, о которых там идёт речь, тоже до сих пор типичны.

"Театральное крещение" Александра Грибоедова

Ещё в студенческие годы, в пору пребывания в Московском университете, Александра Сергеевича Грибоедова окружала атмосфера повышенного интереса к театру. В год его поступления (1806) как раз была учреждена московская казённая сцена. В 1808 году открылся Арбатский театр, выстроенный архитектором Росси взамен сгоревшего Петровского театра. Целая сеть крепостных театров, полудомашних, полупубличных, была раскинута по московским барским особнякам. Наконец два любительских театра функционировало в самой студенческой среде (театр Благородного пансиона при университете и театр самого университета).

Ещё подростком Грибоедов близко соприкасается со всеми этими театральными явлениями, пробует свои силы в качестве актёра и автора. Сохранились сведения, что особенно охотно он играл Альцеста в "Мизантропе" Мольера. В 1810 году он пишет пародийную трагедию "Димитрий Дрянской", где изображает ссору русской и немецкой профессуры из-за аудитории. Уже в начале 1812 года появляются первые наброски будущего "Горя от ума", и молодой драматург читает эти отрывки на публику. Кстати, впечатления юного Грибоедова от крепостных театров нашли в этой пьесе своё горькое отражение.

Первые театральные связи Грибоедова были нарушены Отечественной войной. Летом 1812 года в ответ на правительственный призыв к студентам, он поступил корнетом в Московский гусарский полк, затем перешёл в Иркутский гусарский полк. На военной службе он провёл около четырёх лет. В 1815 году в Бресте происходит знакомство Грибоедова с Шаховским, и тогда же он пишет одноактную комедию "Молодые супруги" для бенефиса Нимфодоры Семёновой. Постановку этой пьесы историки и называют его театральным крещением.

Сюжет "светского случая"

Действие "Молодых супругов" происходит в абстрактной гостиной в Аристовом доме. Молодой муж Арист быстро разочаровался в своём браке: он изнывает от скуки, так как его жена Эльмира предпочитает домашнюю жизнь светскому времяпровождению. Арист начинает охладевать к ней. Сразу хочется осуждающе воскликнуть: "Ох, эти мужчины. " Но перечитаем внимательно текст: так ли уж виноват юноша в том, что ему хочется зевать? На вопрос, где отдохнуть летом, молодая жена отвечает: " На всё согласна я. "

АРИСТ: Куда ж направим путь? В Крым или на Кавказ?
ЭЛЬМИРА: Куда тебе угодно.
АРИСТ: Куда угодно мне - вот это бесподобно! Я мнение твоё желаю знать давно. Чего б хотела ты?
ЭЛЬМИРА: Мне право всё равно.

Из диалога в первой сцене мы можем понять, что Эльмира действительно очень любит мужа, но полностью растворилась в нём, стараясь лишь угадать, чем ещё ему угодить. Если раньше девушка не просто блистала в свете, но и проявляла художественные таланты, " которыми сперва обворожала всех ", то теперь всё в прошлом. Можно возразить, что для молоденькой женщины замужество — уже само по себе занятие, но это вряд ли сделает совместную жизнь интересной. Супругу важно видеть рядом личность, а не покорную, поглощённую только им одним обожательницу. Быть для кого-то единственным светом в окошке — тягостно и утомительно. А ещё вдобавок когда " Прекрасная собой одета не к лицу. "

Но в дело вмешивается благородный друг Ариста — Сафир. Застав супружескую пару за чтением (Арист предпочитает газету тоскливому разговору с женой), он сразу чувствует неладное. Когда Эльмира уходит, а друг начинает жаловаться, — понимает, в чём дело, и решает помочь. Слушая разглагольствования о том, что лучше бы Эльмира была кокеткой, чем домоседкой, и понимая, что друг уже всерьёз собирается на свидание с некой Аглаей, он решает разыграть для него небольшой спектакль.

Беседа Сафира с Эльмирой — ещё не кульминация, но очень важная часть пьесы. " Он виноват кругом, но вовсе ли вы правы? "— мягко спрашивает Сафир. И далее следует настоящий психологический сеанс. Легче всего было просто пожалеть расстроенную женщину (она услышала часть разговора об Аглае из соседней комнаты), но Сафир даёт ей совет, зная характер своего ветреного приятеля — заняться наконец собой, чтобы окончательно не превратить " цепь цветочную в железные оковы ". И заодно дать понять мужчине, как легко потерять то хорошее, что не ценишь в силу привычки.

САФИР: Зачем отбросили свои таланты вы?
Искусством нравиться пренебрегать не надо.
Вы хороши собой хотя и без наряда,
Но что вы, как теперь, одеты не всегда?
Зачем не ездите в собранья иногда,
Которых можете быть первым украшеньем?
Там, возбужденные правдивым восхищеньем,
Хвалы, с которыми к вам всякий поспешит,
Ручаюсь, что Арист их дорого ценит!

Чтобы преподать урок своему другу, Сафир убеждает Эльмиру сделать вид, что она с ним кокетничает. Эльмира играет на фортепиано, поёт романс. и муж застаёт её "с другим", весёлой, полной планов о посещении модных магазинов. Это вызывает ревность Ариста, и он в итоге возвращается к своей жене. Рассказан весь этот "светский случай" в традиционной форме лёгкой беседы, салонной болтовни, но при этом касается "вечных" смыслов, и несёт вполне определённую мораль.

Первая исполнительница роли Эльмиры - звезда драматической сцены начала 19 века, знаменитая трагическая актриса Екатерина Семёнова, старшая сестра бенефициантки. для которой Грибоедов писал свою пьесу.

Первая исполнительница роли Эльмиры - звезда драматической сцены начала 19 века, знаменитая трагическая актриса Екатерина Семёнова, старшая сестра бенефициантки. для которой Грибоедов писал свою пьесу.

Исследователями давно установлен французский оригинал "Молодых супругов". Это комедия Крезе де Лассе "Секрет супружества", или "Семейная тайна"), поставленная в Париже в 1809 году. Переводя её на русский язык, Грибоедов подверг источник существенной переработке. Из трёх актов он сделал один, вместо кузины появился приятель мужа, переделан ряд сюжетных ситуаций. Русский автор добавляет небольшой монолог Ариста о том, какие уловки применяют матери светских девушек, чтобы продемонстрировать их "образованность" и избавиться от зрелых дочерей; а также вставляет в текст романс Эльмиры. Общий характер пьесы от этого не меняется, и как лёгкая развлекательная безделка, она идёт 29 сентября 1815 года в упомянутый уже бенефис младшей сестры Екатерины Семёновой. Так начинается драматургический путь автора "Горя от ума".


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Грибоедов за 30 минут предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Арист, входя в гостиную констатирует свое неудовольствие от возвращения домой и факт того, что ему придется целое утро разговаривать с супругой, хотя без нее ему гораздо лучше.

Супруг уговаривает Эльмиру почаще выезжать из дома, не прятать свои таланты. Она нехотя соглашается — ей приятнее быть дома. Затем начинают планировать летний отдых, но жене все равно куда ехать, лишь бы рядом с любимым. Она укоряет его в том, что он иногда не в духе в ее присутствии, тот не соглашается, но сразу ищет газеты, чтобы уйти от разговора. Оба начинают читать.

Является Сафир и с умилением смотрит на молодую чету — со стороны у них полная идиллия, но вскоре выясняется, что Эльмира недовольна невниманием Ариста, у которого на уме лишь балы, да развлечения. После обсуждения очередного приключения, супруга чувствует себя лишней и выходит из комнаты.

Оставшись наедине с Сафиром, Арист признается, что давно не любит жену, хотя они женаты всего три месяца. Ему хочется, чтобы та блистала на балах, ухаживала за собой: всегда модно одевалась, проявляла свои таланты, а не была безмолвной тенью, во всем с ним согласной. Друг укоряет супруга в том, что она вынуждена ждать его одна дома с многочисленных балов и вечеринок, он груб и небрежен с ней. Ведь, если она сама станет ездить на балы, то у нее не останется времени на мужа, она заведет себе любовника и обманет с ним Ариста. Но супругу все равно, пускай она себе заводит любовника — он не против, тем более, что так заведено. Хотелось бы, чтобы у нее был целый рой ухажеров, которые бы вились около нее постоянно, сходя с ума от страсти, а он смотрел бы на это все со стороны, понимая, что она только его. Сафир говорит, что это все ребячество и он просто не ценит качеств супруги. Внезапно, Арист вспоминает, что у него свидание с Аглаей, с которой ему веселее проводить время, обманывая жену, чем бегать по стряпчим, ведь его имение могут отобрать через суд.

Эльмира признается, что слышала их разговор, беседует с Сафиром по поводу мужа и тот ей советует быть более ветреной, независимой, капризной, хорошо одеваться, выходить в свет. Но девушка говорит, что очень любит мужа, даже занялась его делами, когда тот их забросил и сегодня как раз должно быть окончательное решение по этому делу. Она делает все, чтобы супруг был ей доволен, но не понимает как вернуть его любовь. Друг мужа искренне ей говорит, что она — редкое сокровище, которое не ценит супруг, потому, что привык к ее добродетели, воспринимает как должное и постоянное, а чтобы оживить его чувства, молодой жене следует завести себе множество воздыхателей. Тогда Арист снова будет бояться ее потерять. Она дает обещание выходить в люди.

Девушка начинает играть на фортепиано и петь, Сафир восхищен. В это время входит и Арист, он тоже очень хвалит талант жены, замечает, что та нарядно одета и собралась куда-то ехать. Супруг удивлен еще больше. Она признается, что слова Сафира пробудили в ней желание блистать на балах и больше она не собирается сидеть дома. Видя нетипичное поведение жены, Аристу кажется, что он снова в нее влюблен, как прежде. Эльмира врет, что едет в магазин за всякими безделушками для бала, на самом деле, она отправляется по делам мужа, но не хочет, чтобы последний об этом узнал, поэтому просит Сафира сохранить тайну.

С глазу на глаз с Эльмирой, обвиняет ее в измене, требует отдать письмо, которое, как он уверен, любовное. Клянет супругу на чем свет стоит, поносит друга, жалеет себя: несчастного и обманутого. Жена отдает ему письмо и он видит, что оно не любовное, а по его делу. Все сразу меняется, он просит у нее прощения, ругая свою глупость и вспыльчивость. Приходит Сафир и Арист умоляет его о прощении. Клянется теперь всегда быть дома с супругой, уделять ей много внимания и ласки. Но она непреклонна — муж редко ее будет видеть дома, она собирается ездить по балам. И лишь вмешательство друга меняет ситуацию — жена прощает мужа и признается, что это все было затеяно, чтобы вернуть прежнюю привязанность последнего. И, кажется, успешно!

Александр Грибоедов - Молодые супруги

Александр Грибоедов - Молодые супруги краткое содержание

Молодые супруги - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Комедия в одном действии, в стихах

Гостиная в Аристовом доме.

Сегодня завернул некстати я домой:
Придется утро всё беседовать с женой.
Какие странности! люблю ее по чести,
Меж тем приятнее, когда мы с ней не вместе.
Однако впервые не мною найдено,
Что вскоре надоест одно и всё одно.

Арист и Эльмира, в простом утреннем платье.

А! здравствуй, милый мой, здоров ли?

Понемногу.
А ты здорова ли, мой друг?

Скажи, ужли опять
Ты не намерена сегодня выезжать?
Как взаперти пробыть весь день – не понимаю.

Свой дом всем прочим я домам предпочитаю.

Но прежде отчего езжала всюду ты?
И ныне способы к тому не отняты.

Веселость светская меня к себе манила,
Когда я дней моих тебе не посвятила;
Большой же ныне свет мне стал казаться мал.

Но отчего же я от света не отстал,
А дорожу тобой всё более и боле?

Пожалуй, выезжать я буду поневоле.

Притом и не видать в тебе талантов тех,
Которыми сперва обворожала всех.
Поверь, со стороны об этом думать можно,
Что светских девушек образованье ложно,
Невинный вымысел, уловка матерей,
Чтобы избавиться от зрелых дочерей;
Без мыслей матушка проронит два, три слова,
Что дочка будто ей дарит рисунок новый;
Едва льзя выпросить на диво посмотреть.
Выносят наконец ландшафт или портрет,
С восторгом все кричат: возможно ль, как вы
скро́мны! —
А, чай, работали художники наемны.
Потом красавица захочет слух прельщать, —
За фортопьяны; тут не смеют и дышать,
Дивятся, ахают руке столь беглой, гибкой,
Меж тем учитель ей подлаживает скрыпкой;
Потом влюбленного как в сети завлекли,
В загоне живопись, а инструмент в пыли.
Всё это сказано меж нами не для ссоры.

Заслуживаю ль я подобные укоры?
Я думала, к пенью́ прошла моя пора;
В угодность же тебе я буду петь с утра,
На бале проведу всю ночь.

Забудем это,
Помыслим о другом. – Уже подходит лето,
Какие меры брать располагаешь ты?

Какие могут быть тобою приняты.

Оставим городской шум вечный, пыль и сплетни,
На даче проведем мы ясные дни летни.

Но, боюсь, нескромен сей приют:
Непрошеные нас близь города найдут;
При том соседство там ужасно как наскучит.

Куда ж поедем мы?

Меня страх это мучит.
В скитаньях провести нам лето как-нибудь.

На всё согласна я.

Куда ж направим путь,
В Крым или на Кавказ?

Куда тебе угодно.

Куда угодно мне – вот это бесподобно!
Я мнение твое желаю знать давно,
Чего б хотела ты?

Мне, право, всё равно.

Так, видно, далее не ехать нам заставы.

Везде, где вместе мы, мне радость и забавы!
Я, право, завсегда стараюсь угадать
Всё то, что мысленно ты можешь пожелать.

Тут можно читать бесплатно Александр Грибоедов - Молодые супруги. Жанр: Драматургия издательство -, год -. Так же Вы можете читать полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и SMS на сайте knigi-for.me (knigi for me) или прочесть краткое содержание, предисловие (аннотацию), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Александр Грибоедов - Молодые супруги

Александр Грибоедов - Молодые супруги краткое содержание

Александр Грибоедов - Молодые супруги - описание и краткое содержание, автор Александр Грибоедов , читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Kniga-for.me

Александр Грибоедов - Молодые супруги читать онлайн бесплатно

Комедия в одном действии, в стихах

Гостиная в Аристовом доме.

Сегодня завернул некстати я домой:
Придется утро всё беседовать с женой.
Какие странности! люблю ее по чести,
Меж тем приятнее, когда мы с ней не вместе.
Однако впервые не мною найдено,
Что вскоре надоест одно и всё одно.

Арист и Эльмира, в простом утреннем платье.

А! здравствуй, милый мой, здоров ли?

Понемногу.
А ты здорова ли, мой друг?

Скажи, ужли опять
Ты не намерена сегодня выезжать?
Как взаперти пробыть весь день – не понимаю.

Свой дом всем прочим я домам предпочитаю.

Но прежде отчего езжала всюду ты?
И ныне способы к тому не отняты.

Веселость светская меня к себе манила,
Когда я дней моих тебе не посвятила;
Большой же ныне свет мне стал казаться мал.

Но отчего же я от света не отстал,
А дорожу тобой всё более и боле?

Пожалуй, выезжать я буду поневоле.

Притом и не видать в тебе талантов тех,
Которыми сперва обворожала всех.
Поверь, со стороны об этом думать можно,
Что светских девушек образованье ложно,
Невинный вымысел, уловка матерей,
Чтобы избавиться от зрелых дочерей;
Без мыслей матушка проронит два, три слова,
Что дочка будто ей дарит рисунок новый;
Едва льзя выпросить на диво посмотреть.
Выносят наконец ландшафт или портрет,
С восторгом все кричат: возможно ль, как вы
скро́мны! —
А, чай, работали художники наемны.
Потом красавица захочет слух прельщать, —
За фортопьяны; тут не смеют и дышать,
Дивятся, ахают руке столь беглой, гибкой,
Меж тем учитель ей подлаживает скрыпкой;
Потом влюбленного как в сети завлекли,
В загоне живопись, а инструмент в пыли.
Всё это сказано меж нами не для ссоры.

Заслуживаю ль я подобные укоры?
Я думала, к пенью́ прошла моя пора;
В угодность же тебе я буду петь с утра,
На бале проведу всю ночь.

Забудем это,
Помыслим о другом. – Уже подходит лето,
Какие меры брать располагаешь ты?

Какие могут быть тобою приняты.

Оставим городской шум вечный, пыль и сплетни,
На даче проведем мы ясные дни летни.

Но, боюсь, нескромен сей приют:
Непрошеные нас близь города найдут;
При том соседство там ужасно как наскучит.

Куда ж поедем мы?

Меня страх это мучит.
В скитаньях провести нам лето как-нибудь.

На всё согласна я.

Куда ж направим путь,
В Крым или на Кавказ?

Куда тебе угодно.

Куда угодно мне – вот это бесподобно!
Я мнение твое желаю знать давно,
Чего б хотела ты?

Мне, право, всё равно.

Так, видно, далее не ехать нам заставы.

Везде, где вместе мы, мне радость и забавы!
Я, право, завсегда стараюсь угадать
Всё то, что мысленно ты можешь пожелать.

Читайте также: