Шашки в доу статья

Обновлено: 22.07.2024

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Усинск карса муниципальнöй сьöмкуд учреждение.

Методическая разработка на тему

Шахпазова Оксана Гаджибутаевна, воспитатель

I квалификационной категории

г. Усинск, 2018 год

1.1. Актуальность проблемы…………………………….. …………. 4

1.2. Этапы реализации…………………………………. 9

Источники информации и список литературы ……………………………19

"Нет ничего проще, чем выучить, как ходят шашки; и нет ничего сложнее, чем научиться играть в шашки правильно."

Том Уисуэлл

Основная часть

Актуальность проблемы

В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шашки тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шашки с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Специалисты обращены на обучение игре в шашки детей школьного возраста. Однако проблеме использования шашечных игр в качестве средства развития логического мышления у детей дошкольного возраста уделяется незначительное внимание . Отсутствие методической литературы по данной проблеме снижает эффективность работы дошкольных учреждений в данном направлении. Я заметила, что дети играют в группе шашки, однако правила игры многие дети не знают. И я решила создать в группе программу занятий по шашкам. Программа предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки - дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она помогает воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса.

На родительском собрании я провела анкетирование (Приложение №1), чтобы выявить сколько семей умеют играть в шашки и уделяют время такому досугу.

В опросе приняло участие 23 семьи (86 %) из 24. При обработке анкет были выявлены следующие данные:

- 60 % опрошенных умеют играть в шашки, но не все играют с детьми;

- 40 % не умеют играть в шашки;

- 25 % опрошенных родителей (законных представителей) воспитанников играют с детьми ;

Цель методической разработки: раскрытие умственного и волевого потенциала личности воспитанников посредством углубленного обучения игре в шашки.

• Раскрытие умственного и волевого потенциала личности обучающихся посредством углубленного обучения игре в шашки.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

• Обучение основам шашечной игры;

• Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

• Воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

• Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

• развитие стремления детей к самостоятельности;

• Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления.

Разработанные методические рекомендации и дидактические пособия по обучению детей шашечной игре могут быть использованы родителями, воспитателями, педагогами дополнительного образования, а также в системе повышение квалификации работников в ДОУ.

Дидактические принципы:

развивающей деятельности- игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.

вариативности – у детей формируется собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

доступности, последовательности и системности программного материала

творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Методы проведения игровых встреч

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.

Направления

- методическая деятельность с педагогами

- организованная кружковая деятельность с детьми

- взаимодействие с родителями

Этапы обучения игре в шахматы и шашки

- знакомство с доской

- знакомство с фигурами

- обучение правилам игры

- решение задач и этюдов

- игра в шахматы и шашки.

Формы и методы проведения занятий:

При проведении занятий используется групповая и индивидуальная форма работы. Проводятся теоретически и практические занятия. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шашкистов. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры.

Используются следующие методы проведения занятий: словесные методы, наглядные методы, практические.

Словесные методы: создают у воспитанников предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий. Эти методы помогают создать у воспитанников конкретные представления об изучаемых действиях.

1. Метод упражнений;

4.Метод круговой тренировки.

Основная часть

Исследование проводится поэтапно:

1. этап – поисково-теоретический: изучение литературы, анализ и оценка современного состояния проблемы исследования, организация исходно-диагностического этапа эксперимента.

2.этап – опытно – экспериментальный: осуществление формирующего этапа эксперимента.

3.этап – обобщающий: завершение эксперимента, обобщение результатов исследования.

Шашки, по праву признана одной из самых интеллектуальных игр , она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны , то эта игра формирует у них такое качество, как усидчивость.

ВложениеРазмер
Шашки. 130.49 КБ

Предварительный просмотр:

Из разнообразия всех видов деятельности в свободное время в детском саду, я отдаю предпочтение настольной игре в шашки, которую считаю одной из самых интересных и всесторонне развивающих игр для детей .

Шашки, по праву признана одной из самых интеллектуальных игр , она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны , то эта игра формирует у них такое качество, как усидчивость.

А также игра в шашки воспитывает в детях такие качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям .

Начинать обучение детей игре в шашки, я рекомендую в старшей группе детского сада . К пяти годам дети становятся более усидчивы ( могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут ) и способны играть по установленным правилам.

При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать , что детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть.

Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шашки можно в виде сказки или в стихотворном варианте. Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но эта игра содержит в себе много разного рода трудностей и тонкостей. Для того, чтобы дети хорошо научились играть в шашки, нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики.

Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно, по принципу : от простого к сложному. Я предлагаю свой стихотворный вариант, который очень помогает детям быстро освоить правила этой умной игры.

Сами занятия по шашкам нужно проводить не более двух раз в неделю. Необходимо помнить, что играть в шашки ребенку нужно не только с игроками сильнее, но также и слабее него.

По окончанию всех занятий обучения детей игре в шашки, дети должны уметь мысленно рассуждать в ходе игры при каждом очередном шаге, анализировать правильные и ошибочные ходы, предвидеть ходы соперника на несколько шагов вперед, строить хитроумные шашечные комбинации, а также из множества ходов выделять самый верный и целесообразный. Подвести итог всего курса обучения необходимо проведением итогового соревнования по шашкам между детьми, где им вручаются дипломы и подарки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Знают взрослые и дети, знает каждый на планете,
Знает даже детвора — шашки — лучшая игра!

В нашем детском саду состоялся шашечный турнир среди воспитанников старших и подготовительных групп . Целью этого мероприятия было создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, для проявления интереса к этой игре, развивающей логику, внимание, мышление ребенка. 11 февраля играли ребята из старших групп, а 12 из подготовительных.

Турнир проходил по всем правилам в атмосфере торжественности. В честном бою на шахматных досках сражались дети старших и подготовительных к школе групп. Члены жюри внимательно следили за правильностью шашечной борьбы, наблюдали за ходом сражений.

Маленькие спортсмены удивили серьезным отношением к интеллектуальной игре, быстротой ума и умением просчитывать ходы.

Чтобы оценить атмосферу позитива, интереса, соревнования, проникновения в игру необходимо личное присутствие. Ребята с большой ответственностью и с нескрываемым интересом отнеслись к участию в соревнованиях. Несмотря на то, что правила шашек достаточно просты, игру можно назвать одной из самых динамичных настольных стратегий. Каждая партия уникальна, и результат исхода игры зависел от навыков соперников. Преодолевая волнение, каждый участник стремился к победе.

«Шашки! Шашки! Супер шашки!

Их нельзя ни с чем сравнить.

Просто поиграйте в шашки –

Самые умелые вышли победителями, не было только проигравших – все участники турнира получили дипломы и сертификаты об участии, заряд положительных эмоций и сделали следующий шаг к самосовершенствованию в освоении игры в шашки.

Поздравляем призеров турнира показавших отличные результаты.

1 место- Барсукова Елизавета

2 место - Логинов Богдан

3 место - Лукманов Александр

1 место – Казанцева Елизавета

2 место – Скоробогатов Семен

3 место – Серебряков Александр.

Большое спасибо педагогам старших и подготовительных групп подготовивших ребят!

Победители представят наш детский сад на муниципальном шашечном турнире .

Две девочки сидят за шахматными досками

Замечательное средство формирования гармоничной личности дошкольника — это настольные игры. Однако сегодня они уступили место компьютерным: современные дети готовы проводить за монитором целые часы. Но это занятие несёт сомнительную пользу для интеллекта и никогда не заменит живого общения со сверстниками. Поэтому сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) педагоги активно приобщают ребят к играм в шашки и шахматы.

Польза игр в шашки и шахматы в детском саду

Шашки и шахматы — это не просто интересные игры, позволяющие увлекательно провести свободное время. Они способны принести дошкольникам разностороннюю пользу:

  • Совершенствуют логическое и абстрактное мышление. Ребёнок учится просчитывать свои будущие действия, предугадывать реакцию противника, в уме проигрывает различные комбинации.
  • Развивают память и пространственное воображение.
  • Вырабатывают усидчивость, собранность, развивают внимание, помогают гиперактивным детям стать более спокойными, сосредоточенными, уравновешенными.
  • Игры в шашки и шахматы всегда подразумевают соревнование, своего рода борьбу, каждую партию неизбежно сопровождает определённое волнение. Всё это закаляет детский характер и психику.
  • Ребёнок привыкает адекватно относиться к неудачам, не расстраиваться, а анализировать их причины.
  • При креативном подходе воспитателя игры способны развивать фантазию и творческие способности дошкольников.
  • Воспитывают самостоятельность в принятии решений.
  • Данные настольные игры предполагают совместную детскую деятельность, поэтому способствуют социализации, развитию навыков общения, приучают дошкольников доброжелательно относиться друг к другу. Ведь мнение, что шашки и шахматы — это тихие игры, является заблуждением. Дошкольники не умеют скрывать свои эмоции, а чаще всего рассуждают вслух, проговаривают ходы, делятся впечатлениями.

Два мальчика играют в шахматы на полу и размышляют

Игры в шашхматы и шашки учат размышлять, анализировать и прогнозировать действия

Рекомендации к проведению занятий по играм в шахматы и шашки в ДОУ

Оптимальный возраст для приобщения дошкольников к шашкам и шахматам — 5 лет (то есть старшая группа). Внимание детей на этом этапе становится уже довольно устойчивым, начинает формироваться наглядно-образное мышление, умение прогнозировать ситуацию. Ребёнок обретает способность решать достаточно сложные задачи.

Некоторые школы раннего развития предлагают обучать малышей играм в шашки и шахматы с трёх, а то и с двух лет. Однако на деле такие занятия представляют с собой просто манипуляции с фигурами (они используются не по прямому назначению). Подобные задания дети раннего возраста могут выполнять и с другими предметами.

Несмотря на возросшую усидчивость старших дошкольников, играть в указанные настольные игры не рекомендуется более 25 минут (в подготовительной группе — 30 минут). Иначе наступит неизбежное утомление, и ребёнок потеряет интерес, а то и вовсе не захочет больше заниматься с шашками и шахматами. По этой же причине не стоит проводить такие занятия ежедневно — двух раз в течение недели будет вполне достаточно (делать это можно и в вечернее время). Когда же дети, действительно, увлекутся игрой, они могут играть в шашки и шахматы чаще по своему желанию.

Недопустимо заставлять воспитанников играть в новые для них игры: педагог должен сделать так, чтобы они сами этого захотели. В любой группе всегда есть наиболее активные и любопытные ребята, которым интересно всё новое. Пусть вначале они включатся в работу, а остальные малыши, глядя на них, также увлекутся шахматами и шашками.

Мальчик и девочка играют в шахматы, а другой мальчик наблюдает

Сначала лучше вовлечь в игру наиболее активных детей, лидеров, а глядя на них, и другие ребята включатся в процесс

Процесс обучения непременно должен проходить в интересной, ненавязчивой форме. Всё должно быть предельно доступно. К примеру, правила игры можно донести до ребят в виде сказки или стихотворения, которое легко заучить. Особенно важно первое занятие: оно должно быть ярким и запоминающимся. Например, это может быть весёлая история про приключения фигур.

Когда ребята освоят необходимые правила, и больше времени можно будет уделять практике, воспитатель должен продумывать, как именно разбивать детей на пары. Каждый ребёнок должен играть и с более сильными игроками, и с более слабыми. Ведь если у малыша будут одни только победы, он не научится самоанализу, принятию неудач. После лёгких побед неудача может восприниматься очень болезненно. Частые же проигрыши, в свою очередь, могут снизить самооценку ребёнка и негативно повлиять на стремление заниматься шашками или шахматами в дальнейшем.

Две пары детей играют в шахматы

Каждый ребёнок периодически должен играть и с более сильным соперником, и с более слабым

Каждого воспитанника необходимо регулярно хвалить: за правильно сделанный ход, за победу. А вот критиковать за проигрыш просто недопустимо: это отобьёт интерес к игре и к другим занятиям соревновательного характера. Наоборот, нужно приободрить малыша, научить его воспринимать поражение спокойно, сдержанно: нужно не обижаться, а делать выводы, анализировать свои ошибки. Педагог должен убедить воспитанника, что в другой раз у него всё непременно получится, что для появления результатов важно много тренироваться.

После игры педагогу следует подробно разобрать с детьми их типичные ошибки. Ребята должны научиться из множества возможных ходов выбирать оптимальный в данной ситуации.

Для занятий в ДОУ понадобится по одному комплекту шашек и шахмат на каждую пару воспитанников. Если нет необходимого оборудования, то играть ребята могут по очереди, разделившись на 2 группы. Также можно приносить настольные игры из дома.

Интересная идея — выделить в детском саду специальную шахматную комнату, оформив её соответствующим образом (подходящие обои, шторы и пр.). Если нет такой возможности, то желательно организовать в группе уголок шахмат и шашек.

Оформление стены в шахматном уголке в группе

Желательно оформить в группе специальный уголок шашек и шахмат

В шахматном уголке можно разместить игровых персонажей, которые всегда будут присутствовать на детских играх. Например, это могут быть шахматный король и королева. Или можно изготовить из картона короны чёрного и белого цвета и предлагать ребятам перевоплощаться в ту или иную фигуру во время игры.

Куклы, изображающие шахматного короля и королеву

Куклы воспитатель может сделать своими руками, для изготовления головы можно использовать обычные капроновые колготки

Желательно приобрести для группы большую магнитную доску, к которой будут крепиться шахматные или шашечные фигуры. В этом случае объяснять ребятам правила игры и конкретные тактические моменты будет намного проще. Такое оборудование позволит задействовать сразу всех дошкольников, не позволяя им скучать.

Девочка играет с магнитной доской, к которой крепятся шахматы

Благодаря магнитной доске сразу все воспитанники могут увидеть расположение игровых фигур

Методика проведения занятий по шахматной игре в детском саду

Процесс обучения дошкольников игре в шахматы необходимо проводить поэтапно:

Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры.

В. А. Сухомлинский

Педагогические приёмы обучения дошкольников игре в шахматы

Дети расставляют фигуры на шахматных досках

Можно предложить дошкольникам соревнование: кто быстрее правильно выстроит все фигуры на шахматной доске

Усилить интерес к шахматам поможет использование необычного оборудования для игры. К примеру, это фигуры в виде реалистичных воинов: ребята смогут проникнуться настоящим духом сражения. Можно предложить фигуры больших размеров, детей это всегда впечатляет. А саму шахматную доску можно сложить по принципу пазлов, это может быть и большой коврик для игр на улице.

На занятиях следует активно использовать художественное слово, например, загадки про шахматные фигуры:

  • Стою на краю, путь откроют — я пойду. Только прямо хожу, как зовут не скажу. (Ладья).
  • Маленькая, удаленькая, много полей вперёд прошла и фигуру нашла. (Пешка).
  • Два братца в одной армии служат, а на одной дороге встретиться не могут. (Слоны).

С помощью шахмат можно разыгрывать с детьми небольшие сценки, например, показать рыцарские сражения с участием воинов-фигур, которые защищают короля с королевой, или про одинокую пешку, которая искала себе друзей. Всё зависит от креативности воспитателя.

  1. Взять в правую руку любую понравившуюся фигуру.
  2. Поднять руки вверх и переложить фигуру в левую руку.
  3. Опустить руки, наклониться вперёд и переложить фигуру обратно в правую руку.
  4. Присесть, руки завести назад и переложить фигуру в левую руку.

Шахматную тематику следует затрагивать и в продуктивной деятельности дошкольников. Например, устроить конкурс рисунков и поделок. Это может быть необычная доска или изображения отдельных фигур. Создавать композицию можно как на занятиях, так и дома всей семьёй.

Конкурс рисунков и поделок на тему шахмат

Тему шахмат можно успешно обыгрывать и на занятиях по изобразительному творчеству

Фотогалерея: дидактические игры и оборудование для обучения шахматной игре

Тема шахмат может обыгрываться в различных настольно-печатных играх Дошкольникам наверняка понравятся напольные шахматы Играть в шахматы будет ещё интереснее, если предложить ребятам фигуры в виде реалистичных воинов Ребята с удовольствием соберут шахматное поле из пазлов, а потом уже будут играть с фигурами

  • На ковре-самолёте
    Отправляемся мы в путь!
    Знания, смекалку, ловкость
    Взять с собой не позабудь.

В.: Садитесь и в путь! А что это случилось? Почему это мы не летим? Ребята, давайте посчитаем! 1, 2, 3…, 10 полетели… Ура! (Звучит музыка).

  • Так, вокруг все оглядимся.
    Разноцветия тут нет,
    Только чёрно-белый цвет.
    Клетки тут везде, квадраты,
    Почему же так, ребята?

Царь Мудрец: Правильно отгадали загадки, я очень рад. Рады встречи с вами и шахматные фигуры, они правильно встали на шахматную доску. (Показ слайда).
В.: Царь Мудрец, ребята немного устали с дороги и хотят провести физминутку.
Царь Мудрец: Хорошо!
В.: А сейчас мы с вами превратимся в пешек.

  • Ну-ка, пешки, поиграем.
    Головой мы повращаем
    Вправо — влево, а потом (Вращают головой)
    3, 4, приседаем.
    Наши ножки разомнём. (Приседают)
    1, 2, 3 — на месте шаг.
    Встали пешки дружно в ряд.
    Мы размялись от души,
    За столы мы вновь спешим. (Садятся за столы)

Методика проведения занятий по игре в шашки в детском саду

Игра в шашки только на первый взгляд кажется не столь сложной, как шахматы. Здесь также есть свои тонкости, их освоение требует систематических занятий, где присутствует и теория, и практика.

Приёмы обучения дошкольников игре в шашки

Обучение дошкольников игре в шашки также проводится по принципу от простого к сложному. Вначале ребятам демонстрируется доска и фишки двух цветов. Затем они учатся правильно расставлять фигуры только на чёрных клеточках. Самое же основное для педагога — чётко сформулировать саму суть игры: она в том, чтобы продвигая свои шашки, перекрыть противнику все ходы и уничтожить его фигуры. Усвоить эти правила поможет такое стихотворение:

Ключевая цель обучения заключается в том, чтобы дошкольники научились видеть из множества ходов наиболее целесообразный в данной ситуации, а также предвидеть ходы противника. Чтобы воспитанники поняли суть игры, вначале они могут тренировать ходы на поле с меньшим числом клеточек и, соответственно, с меньшим числом шашек. А уже потом можно приступать к игре на стандартной доске.

Мальчик и девочка играют в импровизированные шашки

В самом начале обучения игре в шашки клеточек на поле может быть меньше, как и самих фигур

Объясняя правила шашечной игры, педагог также может использовать образность. Например, он сообщает ребятам, что среди фигур бывают герои, настоящие бойцы — простые шашки, которые добравшись до противоположного края поля, превращаются в дамки (перевёрнутые фишки). Эта самая сильная фигура, которая может ходить по всей диагонали, побеждая шашки противника.

Усилить интерес к игре также поможет необычное оборудование. Это могут быть большие напольные шашки с надувным полем (прекрасный вариант для летнего времяпрепровождения на улице), а также различные креативные наборы с необычными фигурами и доской.

На занятиях воспитатель обязательно расширяет кругозор дошкольников — сообщает им занимательные сведения из истории шашек, к примеру, такие:

Ребятам будет интересно послушать сказки про шашки. Можно предложить такие варианты:

Используя шашки, педагог может предложить воспитанникам эстафету. Это повысит интерес к изучению игры, внесёт оживление и создаст замечательный эмоциональный настрой. Ребята делятся на 2 команды, перед каждой лежит доска, а рядом — шашки. Каждый игрок берёт в руки шашки. По сигналу педагога каждая пара бежит к полю и ставит фигуру на клетку, которую называет воспитатель. Победителем становится команда, которая быстрее справилась с заданием и не сделала ошибок в расстановке фишек.

Соревноваться можно и в обратной последовательности — снимать фишки одну за другой согласно указанию педагога.

Фотогалерея: необычные шашки для воспитанников ДОУ

Чтобы игра проходила веселее, вместо привычных шашечных фигур можно использвать объёмных божьих коровок из картона двух цветов Замечательно, если в группе есть напольный набор шашек, с ним хорошо играть на улице в тёплое время года Интересная идея — шашки из пуговиц (у одного игрока — кружочки, у другого — сердечки) Используя подобное оборудование, игру в шашки педагог может превратить в сказочное действие

Консультация для родителей и воспитателей:

Шашки в детском саду.

Шашки – интеллектуальная игра, и именно такие игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, внимание, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Интеллектуальные игры учат мыслить системно стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное - учат создавать внутренний план действий, или, проще говоря, действовать в уме. В шашках важно уметь длительное время концентрировать внимание, что для гиперактивных детей выполняет коррекционную функцию. Интеллектуальные игры учат правильно относиться к неудачам и ошибкам - анализировать причины, делать выводы и применять их в следующий раз.

Помимо интеллекта развивается изобретательность. Творческие способности и спортивный азарт. Игра в шашки дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. Эта удивительная игра, может занять в педагогическом процессе детского сада определенное место в совместной деятельности детей и воспитателя.

Правила игры в шашки.

Шашки – это вид спорта, настольная игра между двумя соперниками специальными круглыми фишками (которые называются шашками) на доске, разделенной на черные и белые клетки.

Цель игры - взять все шашки соперника или создать положение, при котором у оставшихся на доске чужих шашек не будет возможности хода.

Доска. Играют в шашки на квадратной доске, разделенной на клетки двух контрастных цветов, чередующихся во всех направлениях. Доска во время игры располагается так, чтобы квадрат в ближайшем к игроку в левом углу был черного цвета. У соперников имеется равное количество фишек: у одного – белые, у другого – черные. Перед началом игры фишки расставляются в несколько рядов на противоположных горизонтальных линиях доски на темных полях.

Простая ходит только вперед на соседнее поле по диагонали. Если она достигает последнего горизонтального ряда, то она превращается в дамку, приобретая новые права. На доске у каждой стороны может быть по несколько дамок одновременно.

Дамка, в отличие от простой, ходит на любое из свободных полей по диагонали в любом направлении (как вперед, так и назад, но становиться может, как и простая, лишь на не занятые другими шашками поля, причем через свои шашки она перескакивать не может.

Взятие. Если простая шашка находится на одной диагонали рядом с шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через эту шашку на свободное поле. Шашка соперника снимается с доски. Если дамка находится на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой имеется одно или несколько свободных полей, она должна быть перенесена через эту шашку на любое свободное поле. Шашка соперника снимается с доски. Взятие шашки соперника обязательно производится как вперед, так и назад. Взятие - считается одним сыгранным ходом. Взятие своих шашек запрещается. Если в процессе взятия шашкой она вновь оказывается на одной диагонали рядом с шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через вторую, третью и т. д. шашку (последовательное взятие).

Если в процессе взятия дамкой она снова оказывается на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой находится одно или несколько свободных полей, дамка должна быть обязательно перенесена через вторую, третью и т. д. шашку и занять любое свободное поле на той же диагонали за последней взятой шашкой (последовательное взятие). В процессе запрещается переносить шашки или дамки через собственные. При последовательном взятии разрешается проходить раз через одно и то же поле, но запрещается переносить шашку или дамку через одну и ту же шашку (дамку) соперника более одного раза.

При возможности взятия по двум направлениям и более дамкой или шашкой выбор, предоставляется берущему.

Если простая шашка при взятии достигает последнего (восьмого от себя) горизонтального ряда и, если ей предоставляется возможность дальнейшего взятия, она обязана тем же ходом продолжать бой, но уже на правах дамки.

Если же простая достигает последнего горизонтального ряда без взятия и ей после этого предоставляется возможность боя, она должна бить (если эта возможность сохранится) лишь следующим ходом на правах дамки.

Выигрыш. Выигравшим партию признается тот, кто первым достигнет положения, при котором его соперник, признав свою позицию проигранной, заявил о том, что сдается или не имеет ни одной шашки.

Хронометраж. Определяется регламентом соревнований.

Существует несколько систем проведения соревнований. Круговая: участники поочередно встречаются с друг другом в один или несколько кругов. Олимпийская (с выбыванием) : проиграв встречу, спортсмен (команда) выбывает из борьбы.

Русские шашки.

Простая шашка ходит на одно поле – только вперед по диагонали (влево или вправо, а бить – и вперед и назад.

Дамка ходит и бьет в любом направлении по диагонали на любое число свободных полей.

Если дамка появилась в результате тихого хода (без взятия чужой фишки, она имеет право бить не раньше следующего хода. Если она появилась при ударе (ход взятием, то при наличии такой возможности бьет на том же ходу уже в качестве дамки. По правилам русских шашек дамка обязана взять чужую шашку – вне зависимости от количества пустых клеток до нее.

Обязана брать расположенную по соседству фишку неприятеля и обычная шашка. В ситуации, когда возможно несколько вариантов взятия, игрок может выбирать любой из них по своему усмотрению.

Взятую шашку (шашки) можно снимать с доски только по окончании хода, перескакивать через каждую из них можно лишь один раз. (Ситуации, когда шашке (дамке) брать дальше мешает уже сбитая ей на этом ходу, но еще не снятая с доски шашка соперника (или через нее надо идти вторично, называется турецким ударом.)

Читайте также: