Профориентация детей с овз в доу

Обновлено: 05.07.2024

Актуальность проблемы состоит в том, что необходимо сформировать у детей с ОВЗ конкретно – наглядные представления и расширять знания о различных профессиях, развивая положительное отношение и уважение к труду, тем самым подводя детей к пониманию, что любой труд требует ответственности и добросовестности, а так же подготавливая детей с ОВЗ к вступлению в самостоятельную жизнь.

Основными задачами, направленными на раннюю профориентацию детей с ОВЗ, работники дошкольного образования ставят:

-формирование первоначальных представлений о видах труда взрослых;

-расширение и систематизирование представлений о труде взрослых;

-расширение и систематизирование представлений о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

- создание условий для формирования ранних профессиональных устремлений детей с ОВЗ.

Все занятия и мероприятия проводятся с учетом возможностей наших воспитанников с ОВЗ и при помощи специалистов, так как для детей с нарушением зрительного восприятия очень важно формировать разнообразные эталоны, с опорой не только на зрительный контроль, но и на осязательные и слуховые анализаторы. Использование здоровьесберегающих технологий, интеграция новых технических возможностей, экскурсия в новое место помогают повышать познавательную мотивацию, стимулируют увеличение работоспособности детей, учат беречь зрение, сенсибилизирует чувствительность сохранных и нарушенных анализаторов.

В итоге работы по ознакомлению с трудом работников определенного дела дети узнают о профессии людей, о назначении техники и материалов, необходимых в данной профессии, и имеют представления о профессионально важных качествах представителей этой профессии. Такая работа, безусловно, способствует созданию условий для формирования ранних профессиональных устремлений детей с ОВЗ.


Актуальность проблемы состоит в том, что необходимо сформировать у детей с ОВЗ конкретно – наглядные представления и расширять знания о различных профессиях, развивая положительное отношение и уважение к труду, тем самым подводя детей к пониманию, что любой труд требует ответственности и добросовестности, а так же подготавливая детей с ОВЗ к вступлению в самостоятельную жизнь.

Основными задачами, направленными на раннюю профориентацию детей с ОВЗ, работники дошкольного образования ставят:

-формирование первоначальных представлений о видах труда взрослых;

-расширение и систематизирование представлений о труде взрослых;

-расширение и систематизирование представлений о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

- создание условий для формирования ранних профессиональных устремлений детей с ОВЗ.

Все занятия и мероприятия проводятся с учетом возможностей наших воспитанников с ОВЗ и при помощи специалистов, так как для детей с нарушением зрительного восприятия очень важно формировать разнообразные эталоны, с опорой не только на зрительный контроль, но и на осязательные и слуховые анализаторы. Использование здоровьесберегающих технологий, интеграция новых технических возможностей, экскурсия в новое место помогают повышать познавательную мотивацию, стимулируют увеличение работоспособности детей, учат беречь зрение, сенсибилизирует чувствительность сохранных и нарушенных анализаторов.

В итоге работы по ознакомлению с трудом работников определенного дела дети узнают о профессии людей, о назначении техники и материалов, необходимых в данной профессии, и имеют представления о профессионально важных качествах представителей этой профессии. Такая работа, безусловно, способствует созданию условий для формирования ранних профессиональных устремлений детей с ОВЗ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ
С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Подготовил: Учитель-дефектолог
МБДОУ № 19 Козинцева Н.В.


Актуальной педагогической проблемой является социальная интеграция детей ОВЗ в современном социуме. Готовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к жизни в современном обществе необходимо начиная с детского сада.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.
Дошкольное учреждение — первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети начинают свое знакомство с миром профессий.
Это не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Разностороннее развитие ребенка в раннем возрасте даст возможность найти во взрослой жизни работу, которая поможет раскрыть потенциал и быть полезным.

Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное
отношение ребенка к профессиональному миру,, формировать у ребенка готовности самостоятельно планировать и анализировать. дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности.
Задача заключается не только в коррекции затруднений, но и прежде всего, в расширении и приобретении социального опыта воспитанников.
Профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями - одна из главных задач социальной адаптации. Профессиональное самоопределение закладывается уже в дошкольном возрасте. Через знакомство с трудом взрослых, профессиями, посильное участие в трудовой деятельности.
Ранняя профориентация позволяет ребенку приобщаться к жизненным реалиям современного общества.
Ранняя профориентация может выступать средством для адаптации и последующей социализации детей с ОВЗ.

Цели ранней профориентации дошкольников с ОВЗ, находящихся в комбинированных группах
Выявление способностей, склонностей, интересов и к определенным видам деятельности
Информирование о различных профессиях и требования к компетенциям
Расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.
Прогнозирование и определение склонностей дошкольников старшего возраста в профессиональной сфере с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей

педагог
ребенок
Познавательный интерес к профессиям
Наблюдение и диагностика
Развитие необходимых навыков
родители
Консультации
Педагогический состав
Рекомендации
с учетом особых возможностей
Функции педагогов
по профориентации дошкольников с ОВЗ

Методы и формы работы с дошкольниками ОВЗ
Диагностические манипуляции с дошкольниками в игровой форме
Практическая и игровая деятельность
Анкетирование родителей и воспитателей
Использование ИКТ ( развивающие программы, игры , мультфильмы)
Экскурсии по детскому саду

ФОРМЫ РАБОТЫ с детьми
Дидактические игры
Сюжетно – ролевые игры профессиональной направленности
Беседы
Чтение художественной литературы
Экскурсии
Фотоколлаж

Материально-техническая база
Кабинет
учителя-дефектолога
Кабинет логопеда
Медицинский кабинет
Спортивный зал
Музыкальный зал
Групповые комнаты
16 групп –
12 групп полного дня и 4 группы кратковременного пребывания.

Особое внимание для ранней профориентации детей с ОВЗ уделяю использованию ИКТ (компьютер, сенсорная панель, сенсорный пол, интерактивная песочница). Это позволяет проводить с детьми виртуальные экскурсии, просматривать мультфильмы и видеоролики играть в развивающие игры в процессе знакомства детей с различными профессиями.

Для успешного ознакомления детей с профессиями, мы создаем соответствующую предметно-развивающую среду в группах. Для этого созданы специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, дидактическими играми, наглядным материалом.

Ребенок будет знать
о назначении техники и материалов в деятельности
профессии разных сфер экономики и различает профессии по существенным признакам
профессионально важные качества представителей разных профессий
структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат) и объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий
о роли труда в жизни общества, имеет представление о семейном бюджете и назначении денег

Ребенок будет уметь
моделировать в игре отношения между людьми разных профессий
выполнять простые трудовые действия, оказывать помощь взрослым
осознанно выбирать способ безопасного поведения в быту
Предполагаемый результат

Работа по ранней профориентации дошкольников должна осуществляться через совместную деятельность педагога с детьми и родителями, а также самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.
Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
Таким образом, ранняя профориентации детей с ОВЗ является основной задачей в их успешной трудовой деятельности в будущем, что является основой их социализации в окружающем мире.


Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Цели ранней профориентации:lВыявление способностей, склонностей, интересов и к определенным видам деятельностиlИнформирование о различных профессиях и требования к компетенциям lРасширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых. lПрогнозирование и определение склонностей дошкольников старшего возраста в профессиональной сфере с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей

Цель: Формирование системы знаний о профессиях и привитие ребенку ценности труда; ознакомление со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку; разностороннее развитие дошкольника посредством профориентационных мероприятий.
Задачи:
- Сформировать у детей представлений о мире профессий;
- Развивать самостоятельную игровую деятельность позиционирование ребенка в различных профессиях;
- Развивать положительное отношение к трудовой деятельности;
- Формировать желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.

Оценить 332 0

Цель: Формирование системы знаний о профессиях и привитие ребенку ценности труда; ознакомление со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку; разностороннее развитие дошкольника посредством профориентационных мероприятий.

- Сформировать у детей представлений о мире профессий;

- Развивать самостоятельную игровую деятельность позиционирование ребенка в различных профессиях;

- Развивать положительное отношение к трудовой деятельности;

- Формировать желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.

Срок реализации проекта: неделя (5 дней)

Описание проекта:

Выбор профессии - это, несомненно, выбор своего будущего. От правильности этого выбора зависит самореализация человека, дальнейшая удовлетворенность своей судьбой и самим собой.

Знакомство с профессиями происходит в ходе специально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставится проблема, которую необходимо решить, непосредственно образовательной деятельности также способствуют расширению, закреплению и систематизации знаний детей, полученных в ходе игры. Ежедневно ребятам предлагались специально подобранные игры:

Цель: обучение детей соотносить орудия труда с профессией людей; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение.

Игровые правила: назвать профессию в соответствии с предметом труда, объяснить назначение предмета.

Игровые действия: поиск нужных предметов.

Ход игры: педагог приглашает по одному участнику к своему столу. Ребенок берет какой-либо предмет и называет его. Остальные дети должны назвать, кому нужен этот инструмент, что им можно делать. Вызванный ребенок кладет инструмент к картинке с изображением человека соответствующей профессии. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы и разложены все орудия труда. Возможно проведение игры с использованием только картинок с изображением людей определенных профессий и орудий труда.



Цель: обучение детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии.

Игровые действия: поиск нужных предметов одежды в соответствии с названной профессией.

Ход игры: педагог рассказывает детям о том, что куклы собираются на работу, каждый должен одеться в рабочий костюм. Дети могут догадаться, кем работает каждый, по картинке, которая лежит рядом с куклой. На этой картинке нарисован предмет, который необходим для работы. Дети по очереди подходят, рассматривают картинку, подбирают одежду и называют соответствующую профессию. Затем взрослый просит детей закрыть глаза, путает предметы одежды, перекладывает картинки и т. п. Дети исправляют ошибки. Игра повторяется несколько раз.



Цель: обучение детей ориентироваться в пространстве комнаты, находить свое место в соответствии со зрительными ориентирами - картинками с изображением профессиональных символов. Развивать внимание, память в процессе данной игры.

Игровые действия: движение по комнате (изображается поездка на машине) и нахождение стула или места с соответствующей профессиональной символикой (картинкой).

Ход игры: педагог приглашает детей к своему столу, каждый может выбрать себе профессию, взять руль и поехать на работу, для этого нужно внимательно смотреть на стулья и выбирать картинку с инструментом, подходящим для этой работы. Игра проводится несколько раз, педагог перекладывает картинки на стульях, дети должны снова найти свое место. Затем дети меняются рулями (профессиями), и игра повторяется.



Педагогический замысел: учить детей брать на себя роли мамы, папы и врача, действовать адекватно роли, доводить взятую роль до конца игры. Продолжать учить действиям врача: осмотреть больного, измерив температуру, посмотрев горло, послушав трубочкой: пользоваться в игре атрибутами по назначению; сопровождать речью свои действия, вести простые диалоги. Воспитывать у детей устойчивый интерес к игре, дружеские взаимоотношения. Учить относиться к кукле, как к дочке.

Содержание игры

воспитатель 4 группы

Коломыйцева С. В.

Проблема постинтернатной адаптации выпускников с ограниченными возможностями здоровья, давно переросла из проблемы педагогической в острую социальную, так как процесс их социализации и постинтернатной адаптации проходит очень сложно. Многочисленные исследования и результаты социологического опроса подтверждают тревожные выводы: какой бы замечательной не была воспитательная система, созданная в школе-интерната VIII вида, она не способна в полной мере подготовить выпускников к самостоятельной жизни. Искусственно смоделированная среда не может заменить среду домашнюю, семейную. Именно поэтому большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в обществе.

Вступая в самостоятельную жизнь, они сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими проблемами, к которым они не всегда готовы.

Одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья, является их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В школе-интернате у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений.

Воспитанники школ-интернатов после выпуска нередко попадают в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ними множество вопросов – бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных. Даже люди, умудренные опытом, теряются в сегодняшней российской действительности, что уж говорить о детях!

Состояние воспитанников школ – интернатов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Дело в том, что, несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей.

Одной из самых сложных проблем жизни выпускников школ – интернатов VIII вида является трудовая адаптация. Проведя всю жизнь или большую ее часть в условиях государственного обеспечения, молодой человек часто не воспринимает трудовую деятельность как средство существования, а значит, и не настроен на этот архиважный вид жизнедеятельности. Для многих выпускников школ – интернатов VIII вида затруднителен даже момент принятия решения о начале работы.

Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются:

проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития;

затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства;

затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность;

затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки;

возврат в кризисные условия после выпуска.

Безусловно, полностью уберечь выпускников от проблем не удается, но по возможности максимально помочь им в социальной и трудовой адаптации, получении профессии и трудоустройстве, решении жилищных проблем, построении семейных отношений.

Нам, как педагогам необходимо:

создать условия способствующие адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

Формировать знания, умения, навыки, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности.

Сформировать адекватную самооценку, чувство уверенности в своих силах применительно к самореализации в будущей профессии.

Содействовать повышению уровня социально-правовой грамотности выпускников.

Установление и укрепление связей с различными социальными организациями, специалистами и профессионалами с целью улучшения социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната VIII вида.

Мною на занятиях по профориентации использовались следующие методы:

изучение и анализ общей и специальной литературы по проблеме;

беседа (разговор, обмен мнениями);

практикумы (практические занятия, проводимые для закрепления изученного материала, темы).

1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочё л бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего:

б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Анкета по профориентации.

1. Выбрал (а) ли ты профессию, если да, то какую?

2. Что ты знаешь о своей будущей профессии?

а) предмет, содержание и условия труда;

б) профессионально важные качества;

в) где можно получить эту профессию;

г) востребованность этой профессии на рынке труда.

3. Если не выбрал (а, то почему?

а) плохо знаю мир профессий;

б) плохо знаю свои возможности;

в) не могу выбрать из нескольких вариантов;

г) не знаю, как выбирать профессию.

4. Что повлияло на твой выбор?

а) самостоятельно принял решение;

б) посоветовали родители;

в) посоветовали друзья;

г) влияние оказали занятия с психологом-профконсультантом.

Фамилия Имя Отчество: ___

Дата рождения: ___

Место рождения: ___

Семейное положение: ___

Цель в поиске работы (какую работу вы можете и хотите делать) :

Дополнительная информация (сведения, которые подчеркивают ваши сильные стороны: знание иностранных языков, компьютерная грамотность, наличие водительских прав, аккуратность, внимательность, увлечения, какую бы хотели иметь заработанную плату и т. д.)

Определи профессию по группе слов :

1. Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)

2. Ткань, раскрой, костюм, ножницы, ателье. (Портной)

3. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)

4. Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Столяр)

6. Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном)

Назвать по другому эти профессии :

(юрист, менеджер, телеведущий, журналист, президент)

(конюх, ямщик, трубочист, ключник)

(врач, учитель, строитель, шофёр, повар)

(пожарный, каскадёр, космонавт, спасатель, военный, шахтёр)

Собери пословицу о труде (соединить стрелками) :

Кто не работает,

Чтобы рыбку съесть,

не выловишь рыбку из пруда.

надо в воду лезть.

а работа найдётся.

Выпускники вспомогательной школы, как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно оценить свои склонности и возможности. Однако при этом они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества.

Решающим фактором при выборе профессии взрослеющими учащимися вспомогательной школы становится влияние педагогов, воспитателей и система проводимой в школе профессиональной работы.

Читайте также: