Профилактика здорового образа жизни в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Для организации любого из этих мероприятий здесь имеются готовые конспекты, сценарии, планы, программы, пояснительные записки. Большое количество представленных на этих страницах публикаций посвящено профилактике вредных привычек среди школьников — курения, употребления алкоголя и наркотиков. Обратите также внимание на материалы, посвящённые проведению в школе Всемирного Дня Здоровья 7 апреля.

ЗОЖ: конспекты уроков, внеклассные мероприятия

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы - Памятка для родителей по профилактике вредных привычек у детей и подростков

Современная совместная деятельность учителя физкультуры с семьями учащихся по воспитанию здорового образа жизни Современная совместная деятельность учителя физкультуры с семьями учащихся по воспитанию здорового образа жизни. Участие родителей в закаливании, обучении физическим упражнениям своих детей, а также совместные тренировочные занятия не только формируют у детей устойчивый интерес.

ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы - Аналитический отчет о проведении месячника психологического здоровья обучающихся ДОУ

Цель: воспитание ценностного отношения к собственному здоровью, стремления к здоровому образу жизни, укрепление здоровья школьников путём применения комплексного подхода к обучению здоровью.

— сформировать элементарные представления о единстве различных видов здоровья: физического, нравственного, социально- психологического; понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

— воспитывать стремление к сохранению своего здоровья, соблюдению режима дня, правильного питания;

— развивать самостоятельность, познавательные интересы, творческие возможности, ответственность за сохранение своего здоровья;

— формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.

— воспитывать стремление к здоровому образу жизни, отвращение к вредным привычкам.

Планируемые УУД:

1. Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учить высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

2. Познавательные УУД:

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные УУД:

- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

10.Оборудование для учителя: карточки, наглядный и дидактический материал.

1.Организационный момент.

-На мой взгляд, наше здоровье тоже в наших руках. Мы сами решаем какой образ жизни нам вести.

-Но сегодня я хотела бы проверить, насколько хорошо вы знаете как вести здоровый образ жизни.

2.Актуализация знаний.

-Наше занятие будет проходить в виде игры.

-Давайте познакомимся с их правилами. На каждом этапе игры будут свои правила, поэтому мы ознакомимся только с общими правилами.

-Надо соблюдать тишину. Внимательно слушать задания. Не приступать к заданиям без сигнала ведущего.

-Какие цели вы бы поставили перед собой на эту игру? (Узнать как вести здоровый образ жизни.)

3.Работа по теме.

-Так что же такое Здоровый образ жизни, ЗОЖ — образ жизни человека , направленный на сохранение здоровья , профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.

Здоровый образ жизни подразумевает ментальное здоровье, отказ от табака и употребления алкоголя , здоровые модели питания, физическую активность , физические упражнения , спорт и т. д.

Исследования показывают, что здоровый образ жизни способен привести к значительному увеличению продолжительности жизни . Исследование в Германии показало, что ЗОЖ ассоциирован с увеличением ожидаемой продолжительности жизни после 40 лет на 13-17 лет. Исследование в США говорит об увеличении ожидаемой продолжительности жизни после 50 лет на 12-14 лет.

-Наша игра покажет вам как же надо вести здоровый образ жизни.

-Но для того, чтобы вам было интересно участвовать в данной игре, вы распределены на команды. 1 команда это дружба, 2 команда

-Основа здорового питания — высокое потребление разнообразной растительной пищи. Многие вещества, содержащиеся в растительной пище, обладают антиоксидантными и противовоспалительными свойствами, препятствуют тромбообразованию, регулируют артериальное давление , активность ферментов, нормализуют уровень глюкозы в крови, корректируют липидный профиль, влияют на экспрессию генов и сигнальные пути, улучшают состояние миокарда , а также влияют на некоторые биомаркеры, ассоциированные с сердечно-сосудистыми заболеваниями .

-1 задание для команд. У вас на столах лежит список продуктов, разделите их на 2 столбика вредные и полезные.

-За это задание команда победитель получает 1 звёздочку. Времени на выполнение даётся 5 минут.

Лапша И Пюре Быстрого Приготовления

-2 задание для команд. Вам надо составить список продуктов, которые вы считаете полезны самостоятельно. Время на это задание даётся 6 минут.

-2 звезды получит та команда, которая составит список длиннее и правильнее. Но так же команды могут получить дополнительную звезду за командную работу.

-И последним заданием на этом этапе будет небольшая проверка вашей внимательности. Команд должны встать, будут называть продукт, а вы, если этот продукт полезный, хлопайте в ладоши, а сели вредный, топайте ногами.

-В этом конкурсе команда, которая ни разу не ошибётся, получит 3 звезды.

-Орехи, яйца, чипсы, яблоко, майонез, консервы, картофель, морковь, консервы.

-Люди, которые занимаются физической активностью и спортом , реже страдают рядом заболеваний, в том числе, болезнями сердца и онкологическими заболевания. Кроме того, они чаще имеют здоровую массу тела и состав тканей. В связи с этим мы понимаем, что спорт очень важен для здорового образа жизни.

-1 задание это составление ряда упражнения для зарядки. В данном задании будут учитываться количество упражнений, их последовательность и тд. Времени на это задание 5 минут. Команда победитель получит 2 звезды. Так же команда, которая победит, ту зарядку мы попробуем провести всем классом.

-2 задание это составление режима дня.

-Режим дня – это как мы проводим день, что делаем утром, днём и вечером. Та команда, которая правильнее и подробнее составит режим дня, получит 3 звезды.

4.Рефлексия. Подведение итогов.

-О чём говорили на этом занятие?

-Что нового узнали для себя?

-Что было самым интересным на данном занятие?

-Конечно, мы не всё рассмотрели для здорового образа жизни, но основное мы вспомнили, а что-то новое узнали для себя и я, надеюсь, что в будете вести здоровый образ жизни.


На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовательного стандарта. Формирование здорового образа жизни осуществляется при обучении как в урочное время, так и во внеурочное. Учитель имеет возможность использовать на уроках физкультминутки, экскурсии, внеклассные подвижные игры, внеклассные мероприятия, дающие установку на правильное сбалансированное питание, режим дня, закаливание организма для формирования здорового образа жизни у младших школьников. Здоровье положительно влияет не только на общее состояние ребенка, но и на его обучение.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни

В современном обществе приобретают актуальность проблемы, связанные с культурой здоровья и безопасным образом жизни. Эти проблемы особенно тревожат, если касаются детей младшего школьного возраста. Здоровые люди — залог развития цивилизованного общества в будущем. От того, как мы строим жизнь детям и как они проводят свое время сейчас — зависит их здоровье в будущем. Именно проблемы здоровья (физического и психического) важны для людей любого возраста, поэтому любое учебное заведение должно ставить одной из основных своих задач воспитание физически здоровых детей [4].

Актуальность темы представленной работы определяется потребностями человека, государства и общества в целом в формировании у младших школьников культуры здоровья. Исследованием данного вопроса занимались представители различных наук (педагогики, медицины, философии, психологии): Н. М. Амосов, И. И. Брехман, С. М. Громбах, Д. Н. Давиденко, В. П. Петленко, В. И. Дубовский, В. А. Сухомлинский и другие [14].

В современных условиях, задачи по сохранению здоровья детей, формированию у них культуры безопасного и здорового образа жизни являются важной частью развития системы начального образования. С самого младшего возраста в школе необходимо воспитывать понимание необходимости заботы о здоровье и стремление к здоровому образу жизни как важному элементу общей культуры человека. Знания о здоровье, которые закладываются на младшей ступени обучения, закрепляются у человека на всю жизнь. Навыки здорового образа жизни, которые приобретены в раннем возрасте, становятся основой жизнедеятельности человека и превращаются в привычку [1].

Рассматривая работы таких ученых как В. А. Сухомлинский, И. И. Брехман, Н. М. Амосов, В. П. Казначеев, В. И. Дубовский и др. можно сказать, что здоровье это важнейшее составляющее нашего организма. В. А. Сухомлинский писал о том, что здоровье ребенка — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности и бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, уверенность в себе.

В. П. Казначеев отмечал, что здоровье представляет собой процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной активности жизни [4, с. 59].

Необходимо заметить, что во всех трактовках рассматриваемого понятия можно заметить отношение к здоровью, как к динамическому процессу и существование возможности целенаправленно управлять этим процессом [4, с. 59–60].

Культура здоровья — это интегративное личностное образование, которое является выражением гармоничного богатства и целостности личности, универсальности ее связей с окружающими людьми, а также способности личности к творческой и активной жизнедеятельности. Культура здоровья является важнейшей составляющей общей системы культуры. Она приобретает ведущее значение среди глобальных проблем нашего времени, определяющих будущее человечества. Это связано с тем, что только в здоровом обществе возможна эволюция, которая, по мнению различных ученых, происходит в настоящее время и будет проходить дальше на основании теории культурного освоения мира [7].

Укрепление и сохранение здоровья обучающихся на сегодняшний день является важнейшей задачей общеобразовательных школ. В нашей стране школами накоплен богатый опыт в деятельности по организации лечебно-профилактической помощи детям. Целью физического воспитания детей в школах всегда являлось не только развитие физических качеств, но и укрепление здоровья обучающихся, а так же создание условий, которые будут способствовать гармоничному развитию детей [11].

Рассматривая особенности формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни младших школьников, отметим следующие аспекты. Во-первых, личная гигиена. К личной гигиене можно отнести требования по уходу за кожей, зубами, волосами, по содержанию в чистоте и порядке одежды, обуви, жилища [12, с. 217].

Во-вторых, режим дня. Для того чтобы развитие детского организма происходило правильно очень важно уделять внимание режиму дня школьника. Режим дня представляет собой четкий распорядок времени в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности [9].

Пример оптимального режима дня показан в таблице 1. При соблюдении такого режима нервная система постепенно вырабатывает полезные привычки, значительно облегчающие переход от одного вида деятельности к другому. Именно по этой причине необходимо придерживаться определенного времени для подъема, сна, приемов пищи, выполнения домашних заданий и другой деятельности [12].

Примерный режим дня школьника [12] в часах

7–9 лет (1–4 классы)

Утренняя гигиеническая гимнастика, умывание, одевание, уборка постели.

Учебные занятия в школе

Дорога из школы

Прогулка на воздухе

Прогулка на воздухе

Ужин, свободное время

В-третьих, утренняя зарядка. Цель зарядки состоит в том, чтобы помочь организму быстрее перейти от состояния сна к бодрствованию, усилить кровообращение и дыхание, повысить работоспособность. Обычно утренняя зарядка включает дыхательные упражнения. После зарядки рекомендуется обтирание, обливание или душ [12, с. 226].

В-четвертых, закаливание организма. Для того чтобы повысить общий тонус организма, избежать простудных заболеваний, повысить жизнерадостность необходимо использовать закаливание. У закаленных людей риск некоторых заболеваний заметно снижается.

В-пятых, сбалансированное и умеренное питание. Главное правило здорового питания — соответствие количества и калорийности принимаемой пищи энергетическим затратам и физиологическим потребностям организма. Такое питание, которое обеспечивает человеку полноценное развитие, называют рациональным [12, с. 230–233].

Физкультминутки позволяют добиться лучшего усвоения материала, сохранить и укрепить здоровье обучающихся. Физкультминутка должна проводится на каждом занятии в течение 2–3 минут [6, с. 7].

В-седьмых, внеклассные мероприятия. Внеклассная работа проводится во внеурочное время. Основным содержанием внеклассных занятий с детьми выступает материал учебной программы по физической культуре, который используется с целью совершенствования умений и навыков обучающихся в выполнении различных упражнений. Значительное место в таких занятиях отводится общеразвивающим упражнениям без предметов и с предметами. Самое большое место во внеклассных мероприятиях занимают игры [2].

Учитель начальной школы является одновременно классным руководителем и учителем по различным предметам. Его работа должна быть целенаправленной и системной деятельностью, строиться на основе программы воспитания образовательного учреждения. Жизнь детей неразрывно связана со школой и именно поэтому учитель может внести огромный вклад в здоровье школьника — как настоящее, так и будущее. Главной задачей учителя младших классов для решения этой важной задачи является формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни, знаний по оказанию первой медицинской помощи и безопасному поведению в различных ситуациях, культуры межличностных взаимоотношений.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт для начальной школы ориентирует учителя на развитие у детей представлений о ценности здоровья и формировании культуры здорового образа жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте указывается на то, что программа формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, которые смогут обеспечить сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, как одной из ценностных составляющих, способствующих более полному познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [13, с. 27].

Так как не существует единственно уникальной технологии здоровья необходимо подходить к обучению младших школьников с целью решения вопросов формирования и укрепления их здоровья комплексно. Работа по формированию у младших школьников культуры здоровья и безопасного образа жизни должна идти по пяти взаимосвязанным направлениям: создание здоровьесберегающей инфраструктуры; рациональная организация учебной, а так же внеучебной деятельности обучающихся; эффективная и продуманная организация физкультурно-оздоровительной работы; организация просветительской работы с родителями и семьей обучающихся. Такая, систематически организованная, работа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников положительно влияет на их физические показатели, память и внимание, повышает качество полученных ими знаний.

Педагогические мероприятия, направленные на оздоровление обучающихся, нельзя ограничить одним направлением или методом. Для повышения эффективности работы в этом направлении необходимо использовать их все в комплексе. Выбор методов для использования зависит от нескольких факторов, таких как: профессиональный уровень педагога, личная заинтересованность педагога, ситуация, в которой применяется определенный метод, цели и задачи применения конкретного метода, взаимосвязь данного метода с конкретным содержанием урока, характер выполнения правил здоровьесбережения (контроль и самоконтроль). На основании изучения педагогической практики, существующей в настоящее время можно выделить следующие методы, которые возможно применить для повышения культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки; гимнастика — оздоровительная, пальчиковая, дыхательная и другие; лечебная физкультура; массаж и самомассаж; тренинги, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации); стимулирующие (включают элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии и фитотерапии и другие);информационно-обучающие (письма для родителей обучающихся и самих обучающихся, педагогов).

Для формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни образовательное учреждение может использовать не только образовательный процесс, но и внеучебную деятельность. Учитель должен способствовать формированию у обучающихся навыков применения полученных знаний на практике, что создаст условия для осознанных действий по сохранению собственного здоровья. В воспитательной работе у младших школьников, в том числе способствующей формированию у них культуры здоровья, особое место занимают классные часы. С целью пропаганды здорового образа жизни у младших школьников проводятся классные часы профилактической направленности. Их целью является предупреждение правонарушений и несчастных случаев, профилактика различных заболеваний и привычек, пропаганда здорового образа жизни и безопасного поведения. Формы проведения таких классных часов могут быть весьма разнообразными: инструкции, беседы, встречи с различными специалистами (медработниками, работниками полиции и т. п.), ролевые игры, соревнования. Через информацию о здоровом образе жизни, которую дети получают, учитель влияет на формирование у них стремления к здоровому образу жизни, через понимание его ценности.

Эксперимент состоял из трех этапов.

Второй этап — формирующий. На этом этапе проводились внеклассные мероприятия, направленные на пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье; формирование установок на использование здорового питания; формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей.

План-сетка внеурочной работы собучающимися

Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения — важнейшая социальная задача государственного значения.

При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка.

Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.

Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности.

Правильное питание школьника должно быть:

сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу;

Здоровый образ жизни школьника – это условие не только здоровья, но и дальнейшей успешной работы, семейной жизни.

Необходимо сопровождать, а не направлять развитие ребёнка, не решать проблемы за детей, а учить их принимать верные решения самостоятельно. Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток.
Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма.
Значение режима дня состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма. В конечном счете соблюдение режима дня способствует и укреплению здоровья.
Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.

Режим дня школьников включает следующие компоненты:

Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:


Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника.

Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость.

Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.

Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна.

Потребность в сне составляет:

в 10-12 лет – 9-10 часов,

в 13-14 лет – 9-9,5 часов,

в 15-16 лет – 8,5-9 часов.

Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Они сильнее устают к вечеру и хуже справляются с тестами на память и реакцию.

Поэтому нет нужды доказывать, что сон ребенка надо оберегать: яркий свет, шум, разговоры – все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит ребенок, должен быть свежим.

Народная мудрость гласит:

Внимание к питанию школьников важно потому, что именно в этом возрасте наиболее часты ошибки в его организации.
Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма.

Ребенок — младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его семье.
Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами. Великое дело — привычка.
Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе — вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если родители не воспитают у детей привычки быть душевно и физически здоровыми.

Читайте также: