Мастер класс по преемственности доу и школы

Обновлено: 05.07.2024

По определению выдающегося детского психолога Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3–10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Стандарты ФГОС НОО и ФГОС ДО являются важными документами для продвижения в решении данной проблемы. Именно с выходом стандартов было положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.

Введение в действие Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Преемственность - понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

При этом дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальное общее образование, используя опыт дошкольного образования, способствует дальнейшему личностному становлению ребенка.

Преемственность между дошкольным образованием и начальным общим образованием осуществляется:

  • по содержанию обучения и воспитания;
  • по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

Основные задачи сотрудничества ДОО и школы:

  • установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
  • выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

  • экскурсии в школу;
  • посещение школьного музея, библиотеки;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
  • выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и ДОУ;
  • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников, и первоклассников;
  • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

  • совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
  • семинары, мастер-классы;
  • круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
  • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей, и учителей;
  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  • взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
  • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
  • педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

Таким образом, преемственность ДОО и школы должна опирается на следующие направления:

  • Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне;
  • Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ;
  • Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что преемственность – это обеспечение согласования между результатами в подготовке и развитии личности ребенка на разных образовательных ступенях. Решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Именно такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.

Библиографический список

1. Должикова Р. А. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе./ Р.А.Должикова, Г. М. Федосимов, - М, 2008.- 126 с.

2. Гасанова Р.Х. Преемственность ФГТ и ФГОС в системе дошкольного и начального общего образования. /Гасанова Р.Х., Пичугин С.С. // Начальная школа плюс: До и После. – 2013. - №2.- с. 71-74.

3. Миронов А.В. ФГТ и ФГОС: преемственность дошкольного и школьного образования.//Начальная школа плюс: До и После. – 2012. - №11.- с.65-67.

4. Мурзина Н.П. Детский сад – семья – школа и образовательные стандарты (О проблемах преемственности во взаимодействии педагогов и родителей). // Начальная школа плюс: До и После. – 2012. - №3- с. 7-12.

Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона.

Инструкция: тихо звучит музыка (как фон, все встают в круг.

Психолог: Сегодня наша встреча будет проходить не просто за чашечкой кофе, сначала мы поговорим о необходимости преемственности.

Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выровнять" их знания. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность.

Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.

Обозначив и осознав данную проблему, коллектив нашего детского сада налаживает плодотворное сотрудничество педагогов детского сада, школы и родителей, в ходе которого решаются следующие задачи:

• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу.

Взаимодействие образовательных учреждений осуществляется по разработанному плану преемственности воспитательно-образовательного процесса на основании заключенного договора.

Кто же решает поставленные задачи и все ли участники готовы к этой работе? Как помочь дошколятам подготовиться к школе?

Работа с воспитателями :

Проводятся консультации на темы:

Проводятся психологические тренинги:

Такой режим работы будет способствовать:

- развитию интеллектуальной сферы детей.

- формированию мотивации учения.

- расширению знаний педагогов о том, как готовить детей к школе.

- созданию благоприятной обстановке в коллективе.

Работа с родителями воспитанников:

Поступление в школу - очень важный и ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Практический опыт обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность. Понимая важность подготовки к школе, и зная основные аспекты готовности, родители могут помочь своим детям быстро адаптироваться к школьному обучению. К 7 годам ребёнок должен быть готов к школе со стороны познавательной сферы, волевой и эмоционально-этической, а также он должен быть готов к социальной позиции младшего школьника

Работа с родителями строится поэтапно:

- Анкетирование родителей ( цель: определить ожидания, опасения)

- Разработка информационных стендов и буклетов (с целью просвещения родителей)

Раздаются памятки, которые используются как раздаточный материал на открытых занятиях.

Совместная деятельность с учителем:

Преемственность заключается и во взаимодействии с учителем, а именно:

Проводятся совместные праздники:

• Экскурсия в школу;

• Беседы с детьми;

Работа с детьми :

Как правило, педагоги и родители считают, что для подготовки дошкольника к школе и развития школьных навыков необходимо и достаточно научить его читать по слогам, считать, а также развить мелкую моторику, тем самым подготовив руку к письму. На самом же деле, чтобы ребенок успешно усваивал школьную программу, ему, в первую очередь, необходимо развивать интеллект в целом: восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь. Лучше всего это делать в игре. Развивающие игры, предлагаемые нами для занятий с детьми, помогают объективно оценить уровень их интеллектуального развития. Самое главное, понять, что подготовка к школе — это длительный и творческий процесс. Подготовку к школе надо начинать заранее и проводить регулярно, индивидуально для каждого ребёнка, ведь у каждого малыша свои особенности развития.

Подготовка дошкольников :

- Занятия с психологом ( цель: развитие познавательных процессов, эмоциональной сферы ребенка) : Сказкотерапия, музыкатерапия, пескотерапия, игротерапия, изотерапия).

- Экскурсия в школу ( цель: формирование новой социальной позиции – школьника)

- Организация выставок детских работ на темы :

( цель: формирование мотивационной готовности к обучению в школе).

1 стол выполняет: рисование на песке (нарисовать свою мечту, в виде символов или предметов). Песочная терапия.

Цель: развитие самооценки, обретению веры в самого себя, снятие эмоционального напряжения.

Цель: развитие воображения, образного восприятия, творческого креативного мышления, мелкой моторики.

Инструкция: прикладываем ладошку к листку бумаги, затем обводим её по контуру простым карандашом. Цветными карандашами по контуру пальцев дорисовываем рисунок. Каждый придумывает своё изображение (любой образ).

3 стол выполняет: упражнения на компьютере. (Игротерапия)

Цель: Развитие логического мышления, памяти, внимания, умения рисовать.

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.

- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебирая пальцами).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (усиливаем движение пальцев по спине). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (проводим ладошками по спине стоящего впереди). Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

И на десерт я вам предлагаю выпить чай с целебными травами. Которые вам помогут расслабиться и получить заряд бодрости на весь день.

Закончить свой мастер класс я хочу следующими словами:

Учитесь управлять собой.

Во всем ищите добрые начала.

И, споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала,

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору

При быстром продвиженье в гору

Друзей в пути не растерять…

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут:

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливый!

Перспективный план по реализации преемственности между детским садом и школой Перспективный план по реализации преемственности в работе между МБДОУ ЦРР детский сад № 16 с. Новостройка и МОБУ СОШ №17 с. Новостройка на.

Портфолио дошкольника как инновационная технология преемственности между ДОУ и школой Разработчики стандарта ДО красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова.

Преемственность в работе школьных и дошкольных учреждений Заикание-сложное речевое расстройство,требующее дальнейшего углублен-ного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих,.

Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе 1. Подготовка к школе должна быть разносторонней. Занятия по подготовке к школе должны включать задания, упражнения, игры на развитие физических.

Рекомендации родителям по подготовке детей 6–7 лет к обучению в школе Для успешного обучения в школе необходима соответствующая подготовка детей. Умения читать и считать для этого явно недостаточно. У будущих.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников и младших школьников.

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.

Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать

сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется

в его жизни постепенно и не ошеломляет

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества универсальных учебных действий, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы.

Для определения понятия преемственность я проанализировала научную литературу по данной теме и пришла к выводу ( на слайде).

- последовательная передача чего-либо от одного к другому;

- связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отд. его характеристик при переходе к новому состоянию. П. выступает как одна из важнейших сторон закона.

В современных законодательных актах признано, что преемственность необходимое условие всего образовательного процесса.

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Наш детский сад тесно сотрудничает со школой: дошкольники ходят на дни открытых дверей, посещают субботнюю школу, на мероприятия. Частые и желанные гости в детском саду – первоклассники. Они рассказывают о школе много интересного будущим первоклассникам. Так же проводим совместные праздники к календарным датам, учащиеся начальных классов принимают участие в праздниках в детском саду.

Проводятся взаимопосещения открытых занятий в детском саду. На занятиях, родительских собраниях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.

Для повышения эффективности обучения на своих уроках используем игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.

И сейчас мы переходим к практической части мастер – класса.

Попрошу вас побыть в роли детей дошкольного возраста и представить себя воспитанниками детского сада .

Наглядный материал : предметные картинки – взрослые животные и их детеныши

А далее можно усложнить игру учить детей составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом А

Дидактическая игра :

1)Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка головные уборы

2)диван, стул, стол, кровать, шкаф мебель

3) повар, шофер, плотник, продавец, врач профессии

4) помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец овощи

5) малина, клубника, крыжовник, смородина ягоды

А теперь вы уже ученики 1 класса. Урок начинаем с фонетической зарядки :

произносим медленно, затем чуть быстрее.

Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Со-со-со – у Сони колесо.
Су-су-су – ягоды в лесу.

-Давайте покажем , как жужжит жук , когда летит?( Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж)

-А пчела ?(З-з-з-з-з-з-з)

СЕ СЫ СЮ СЭ СИ СА СУ СО СЯ

Птицы немного угомонились, стали вести себя потише. Читаем средним голосом, не спеша.

СЕ СЫ СЮ СЭ СИ СА СУ СО СЯ

И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко, высоко в небо. Их голоса чуть слышны. Читаем тихим голосом.

СЕ СЫ СЮ СЭ СИ СА СУ СО СЯ

А сейчас поработаем со скороговоркой . Скороговорку произносим сначала медленно, затем быстро и ещё быстрее.

На иве галка, на берегу галька.

А загадк и отгадывать любите?? Слушайте внимательно.

1.За стеклянной дверцей

Бьётся чьё-то сердце.

Бьётся чьё-то сердце

Тихо так, тихо так. (часы)

2. Шерсть смотали мы в моток

Выйдет шёлковый платок.

Отвечайте , правда ли? (нет)

3.Не идёт, не скачет,

А плывёт и плачет. (туча)

А теперь поработаем с пословицами , доскажите пословицу :

Землю красит солнце, а человека-…….. труд.

Красна птица пером, человек-………. умом.

Подберите вторую часть пословицы:

Где дружбой дорожат, … разобьёшь – не сложишь.

Дружба как стекло,……. там враги дрожат.

Поиграем в следующую игру , я буду называть слово и показывать картинку , а вы должны сказать, что этот предмет может делать.
Метель - метет, молния- . ветер - . снег - . солнце - . ".

Работа с предложением. Внимательно рассмотрите картинку. Скажите , кто (или что) находится справа, слева, перед, за, на и под. Проведите линии от слов в табличке к пропущенным местам в предложении.

hello_html_m490fe188.jpg

Мы с вами хорошо поработали и в завершение я предлагаю представить: на одной ладони улыбку, а на другой –радость. Чтобы они от вас не ушли , их надо крепко – накрепко соединить в аплодисменты!

Мастер-класс

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Материал содержит вступительное слово, затем практические занятия в детском саду , на уроках в начальной школе. Проблема преемственности заключается в развитии речи детей. Задания направлены на произношение звуков, чтение слогов, составление предложений, фантазирование, сопоставление, объединение предметов, что предметы делают, рефлексию.материал представлен для семинара учителей начальных классов и воспитателей детского сада

Читайте также: