Профилактика виктимного поведения в школе

Обновлено: 05.07.2024

Капустина Татьяна Ивановна

Вашанова Тамара Петровна

Проблема профилактики виктимности подрастающего поколения является одной из актуальных на современном этапе развития системы социального воспитания. Для снижения уровня массовости виктимности необходимо внедрение мер профилактического воздействия.

ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Капустина Татьяна Ивановна

Вашанова Тамара Петровна

Белгородской области, Россия

Проблема профилактики виктимности подрастающего поколения является одной из актуальных на современном этапе развития системы социального воспитания. Для снижения уровня массовости виктимности необходимо внедрение мер профилактического воздействия.

Виктимность; виктимология; виктивное поведение подростков; профилактика виктимного поведения.

PREVENTION OF VIKTIMNY BEHAVIOUR

OF TEENAGERS

teacher of mathematics teacher

Belgorod region, Russia

The problem of the prevention of a viktimyhood of young generation is one of the actual ones at present stage of the development of the system of social education. To decrease the level of mass character of the viktimhoodwe need introduction of measures of preventive influence.

Viktimhood; viktimology; viktivny behavior of teenagers; prevention of viktimny behavior.

Проблема профилактики виктимности подрастающего поколения является одной из актуальных на современном этапе развития системы социального воспитания. Особенно актуальной является проблема виктимности подростков.

Психофизические особенности подросткового возраста – любопытство, жажда приключений, доверчивость, внушаемость, неумение приспособиться к условиям, в которых возникает необходимость находиться, беспомощность в конфликтных жизненных ситуациях, а в ряде случаев и просто физическая слабость, обуславливают повышенную виктимность этой возрастной группы.

Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой неблагоприятных обстоятельств. Детям подросткового возраста свойственны определенные виды виктимности, предопределенные наличием у них вековых и индивидуальных виктимогенных качеств и свойств, которые детерминируют становление и закрепление разных видов их виктимного поведения. В механизме подростковой виктимизации принимают участие четыре компонента виктимогенного характера [4, с.49]:

1) ситуативные: случайные повреждения или участие в коллективной драке;

2) индивидуально-психологические: агрессивность, конфликтность, дерзость, наглость или же тревожность, боязливость, неуверенность в себе, сниженный уровень самооценки;

3) специфическое психоэмоциональное состояние: эмоциональная возбужденность или же угнетенность, утомленность;

4) виктимное (виктимогенное) поведение: провоцирование конфликтов, драк или наоборот, демонстрация нерешительности, неуверенности и т.д.

При этом может иметь место сложное сочетание всех отмеченных компонентов, что определяет наибольшую интенсивность процесса виктимизации поведения подростков.

П.И. Юнацкевич выделил (по разным критериям) следующие виды виктимности [5, с.54]:

а) по проявлениям в различных жизненных ситуациях – криминальную, политическую, экономическую, транспортную, бытовую, военную и др.;

б) по доминирующим психологическим механизмам – мотивационную, познавательную, эмоционально-волевую, смешанную;

в) по числу участвующих лиц – индивидуальную, групповую, общественную (массовую);

г) в зависимости от отношения к профессиональной деятельности по обеспечению безопасности – непрофессиональную (общегражданскую) и профессиональную;

д) по психологическому уровню виктимности – слабовыраженную, средневыраженную и сильновыраженную;

е) по времени протекания – ситуативную и относительно стабильную.

Исходя из опубликованных научных работ В.И. Загвязинского, Т. Волковой, Е.В. Азаркина, М.В. Шакуровой, посвященным проблемам виктимологии, нельзя не признать, что деятельности по обучению подростков элементарным правилам безопасного поведения в нашем обществе на сегодня уделяется недостаточно внимания [1, с.98].

Для снижения уровня массовости виктимности необходимо внедрение мер профилактического воздействия. Виктимологическая профилактика может осуществляться как в отношении общества в целом или отдельных социальных групп, так и конкретных лиц, т.е. профилактические усилия здесь различны по своим масштабам. Организационное и информационное обеспечение виктимологического предупреждения (профилактики) включает виктимологические аспекты правового воспитания граждан, профессиональный отбор и подготовку специалистов по виктимологической профилактике; организацию консультационной службы для потенциальных жертв, формирование профилактического виктимологического учета потенциальных и реальных жертв, выявление потенциальных жертв преступлений, обучение навыкам ассертивного поведения [1, с.147].

Следует подчеркнуть, что для общества, для государства в целом, приоритетное значение должны иметь меры первичной профилактики и предупреждения виктимизации детей и подростков, среди которых важную роль должна играть психопрофилактическая работа. Система работы по первичной психологической профилактике виктимного поведения подростков должна включать следующие меры [2, с.15]:

1. Ранняя психологическая диагностика виктимогенных качеств и свойств личности, а также раннее выявление устойчивых психоэмоциональных состояний подростков, детерминирующих их виктимное поведение с целью их профилактики.

3. Индивидуальная и групповая психологическая коррекция устойчивых психоэмоциональных состояний подростков.

4. Психологическая коррекция стереотипов самовосприятия, самооценки, шаблонов жертвенного поведения подростков.

5. Формирование и закрепление у обучающихся в рамках социально-психологических тренингов оптимальных коммуникативных навыков, приемов бесконфликтного конструктивного взаимодействия с потенциальными причинителями вреда, навыков адекватной оценки и прогнозирования виктимогенных ситуаций.

6. Просветительская работа, включающая разъяснительные лекции и беседы с описанием возможных ситуаций виктимогенного плана, причин их возникновения и оптимальных путей выхода из них; а также мер по предупреждению виктимогенных ситуаций.

7. Реализация системы методов и форм работы со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями, администрацией учебных заведений), направленной на снижение уровня детской виктимизации, профилактику возрастной, статусной, имиджевой и других видов виктимности подростков, а также на снижение частотности возникновения виктимогенных ситуаций, инициируемых взрослыми. В указанной выше системе профилактических мер основной акцент, на наш взгляд, должен быть смещен на психокоррекционную работу, так как именно индивидуально-личностные качества подростков лежат в основе их виктимного поведения.

Воспитание культуры личной безопасности у подростков предполагает овладение накопленным опытом выживания в разнообразных ситуациях, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях. Речь идет о комплексной подготовке человека к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, чему способствует мировоззренческая, нравственная, интеллектуальная, психологическая, коммуникативная, правовая, эстетическая, интерсоциальная и физическая готовности [3, с.137].

Эффективное формирование навыков личной безопасности на основе гуманистической нравственной установки возможно лишь при соответствующем обучении безопасному поведению. Обучение, основанное только на ограниченном наборе правил, преимущественно запретительного характера (не впускай в квартиру, не подходи к машине, не отвечай на вопросы, не садись в машину и т. д.), не дает воспитанникам возможности усвоить весь необходимый арсенал средств безопасности. Иначе говоря, лишь человек, обученный конструктивным способам безопасного поведения, может быть способен к нравственному действию и одновременному обеспечению своей личной безопасности.

Литература

1. Волкова Т. Виктимологическая профилактика: Требуется обучение населения правилам безопасного поведения // Российская юстиция. – 2009. – 178 с.

2. Задорожный В.И. Виктимологическая безопасность и ее обеспечение мерами виктимологической профилактики: Монография. – Тамбов: Першина, 2005. – 256 с.

5. Юнацкевич П.И. Основы организации общественной безопасности. – М: Юрист, 2007. – 185 с.

Методы и приёмы, направленные на профилактику виктимного поведения у младших школьников.

ВложениеРазмер
profilaktika_viktimnogo_povedeniya.docx 19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика виктимного поведения у младших школьников.

Виктимологическая профилактика - это система взаимосвязанных, организационно обеспеченных государственных, общественных и индивидуальных мероприятий, направленных на выявление и устранение или нейтрализацию факторов, которые формируют возможность стать жертвой преступления.

Цель данной работы - формирование профилактики виктимного поведения младших школьников через занятия в учебных программах. Именно виктимология выделяет разработку наиболее эффективных средств профилактического влияния на потенциальных жертв как один из приоритетов.

Виктимологическая профилактика - это система взаимосвязанных, организационно обеспеченных государственных, общественных и индивидуальных мероприятий, направленных на выявление и устранение или нейтрализацию факторов, которые формируют возможность стать жертвой преступления.

Практические рекомендации, которые даются в рамках предупреждения виктимного поведения, чаще всего имеют вид конкретных советов о поведении в стандартных ситуациях или сводятся к предупреждению криминального поведения преступников без учета роли жертвы.

Н.В. Кулакова в рамках агитационно-просветительской работы с младшими школьниками, предлагает:

выявлять стандартные виктимологические ситуации;

рассматривать предложения по их предупреждению;

разрабатывать линию поведения при попадании в них.

Условно виктимную профилактикуу можно разделить на первичную и вторичную.

Первичная проводится на докриминальном этапе, т.е. направлена на предупреждение возникновения провоцирующего поведения (ознакомление младших школьников с основами виктимологии, о способах предупреждения насилия и т.д.).

Вторичная профилактика касается младших школьников , которые стали жертвами. В данном случае предполагаются предупреждение неблагоприятной динамики стресса, коррекция актуального поведения, направленная на предупреждение ремиссий виктимного поведения (рассмотрение причин ситуации, анализ поведения во взаимодействии с преступником, жизненного опыта потерпевшего, способствование реабилитации потерпевших и т.д.).

Первичная профилактика реализуется в семье и организованных детских коллективах. Осуществление её возможно путем преподавания правовых основ, прививания детям навыков поведения в нестандартных ситуациях (в частности, виктимологических), а также правильного общего воспитания, формирования культуры общения . Таким образом, весьма обоснованным будет внедрить в учебную систему (в учебный план, план занятий) урок, задачей которого будет осведомление учащихся о виктимном поведении, а целью которого будет способствование профилактике как преступности в целом, так и провоцирующего поведения в частности.

Осуществление вторичной профилактики виктимного поведения возможно в рамках коррекционных психолого-педагогических центров. При этом внимание уделяется несовершеннолетним, которые уже имеют опыт виктимного поведения и стали жертвами противоправных действий, особенно неоднократно. Как правило, такие дети не понимают опасности того или иного стечения обстоятельств, беспечно относятся к действиям других людей и даже провоцируют противоправные действия.

На социально-педагогическом уровне, система виктимологической профилактики представляет собой организованную на социально-педагогических принципах целенаправленную деятельность специалистов различных профессий (психологов, социальных педагогов и работников социальных служб, юристов и т.д.), направленную на выявление и устранение различных виктимологически -значимых явлений и процессов в сфере внутрисемейных, общественных, неформальных отношений, обуславливающих виктимизацию младших школьников как потенциальной жертвы преступных посягательств конкретного индивида либо конкретных обстоятельств.

Одним из типичных и. к сожалению, широко распространенных явлений школьного микросоциума является дидактогения, ведущая, как правило, к виктимному поведению. Жертвой дидактогении становится учащийся. В психологических словарях дидакогепия определяется как негативное психологическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т. д.). в форме угнетенного настроения, страха, фрустрации, ажитации и других состояний, которые отрицательно сказываются на его деятельности, поведении в социуме, в межличностных отношениях. Специалисты считают, что дидактоге- ния является причиной различного рода неврозов. Таким образом, дидактогения - это вред, наносимый в первую очередь психике ребенка, его личности профессиональным словом, мимикой, жестом, взглядом. действием, поведением учителя. Безусловно, порой это происходит у педагога непроизвольно, неосознанно, под настроением (в конец концов, учитель тоже человек со своими особенностями и слабостями). Однако, практика показывает, что дидактогения - результат сознательного акта, называемого педагогическим воздействием: указать, пристыдить, отругать, наказать, внушить, перевоспитать и проч. В большинстве случаев, сам педагог практически и не думает о том, что наносит своей жертве психическую травму, которая в дальнейшем может привести к далеко идущим печальным и иногда трагическим последствиям.

Примерный план урока по профилактике виктимного поведения у младших школьников.

2. Основные виды, формы виктимного поведения. Личность жертвы, ее поведение вообще и при взаимодействии с преступником в частности. Понятие виктимности.
3. Поведение в опасной ситуации. Способы предупреждения противоправных действий. Перенесение полученных общих знаний на частные случаи.

Форма работы: диагностическое обследование.

Кроме занятий с подростками необходтима работа с родителями.

Рассмотренная проблема является социально значимой. Формирование у младших школьников адекватных форм поведения является трудоемкой, кропотливой и долгосрочной работой, не терпящей эпизодичности. Предупреждение виктимизации населения возможно при введении профилактических занятий в школьных учреждениях на эту тему.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ПРИЧИНЫ, ПРОФИЛАКТИКА Подготовила: педагог-пс.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ПРИЧИНЫ, ПРОФИЛАКТИКА Подготовила: педагог-пс.

ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ПРИЧИНЫ, ПРОФИЛАКТИКА Подготовила: педагог-психолог ГБОУ СОШ № 46 Бигун Е.С.

Виктимность (от лат. victima — жертва) — склонность стать жертвой преступлени.

Виктимность (от лат. victima — жертва) — склонность стать жертвой преступления. Виктимное поведение - это осуществление определенных действий или бездействий, которые способствуют тому, что человек оказывается в роли потерпевшего (жертвы).

Факторы неблагоприятной социализации личности В младшем школьном возрасте (6-.

Факторы неблагоприятной социализации личности В младшем школьном возрасте (6-10 лет): аморальность или пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; негативное отношение учителя или сверстников; отрицательное влияние сверстников или старших ребят (привлечение к курению, к выпивке, воровству); растление; угнетение; физические травмы; изнасилование. В подростковом возрасте (11-14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы; травля сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; частые переезды семьи. В ранней юности (15-17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; вовлечение в преступные группы; изнасилование; физические травмы; потеря перспективы, непонимание окружающими, одиночество; травля сверстников, романтические неудачи; суицидальные устремления.

Основные составляющие виктимности подростков: 1. Возрастные особенности психи.

Основные составляющие виктимности подростков: 1. Возрастные особенности психического и психосексуального развития подросткового возраста в виде становления платонического, эротического или сексуального либидо в сочетании с излишней доверчивостью, недостаточной критичностью. 2. Такие индивидуально-психологические особенности личности, как неадекватная самооценка, высокие показатели по уровню тревожности, эмоциональная неустойчивость, высокая степень нервно-психической напряженности. 3. В структуре личности: социальная робость, низкая способность к интеграции поведения и высокая степень конформности.

Примеры виктимного поведения подростков: Неосторожность в криминогенных ситуа.

Профилактика виктимного поведения детей и подростков: Выявление деструктивных.


ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

А.В.Мудрик характеризует виктимность как предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств [5, с. 290].

М.А.Одинцова под виктимностью определяет способность стать жертвой негативных явлений [6, с. 310].

И.Г.Малкина-Пых раскрывает виктимность как приобретенные человеком физические, психические и социальные черты и признаки, которые могут сделать его предрасположенным к превращению в жертву (преступления, несчастного случая и др.) [3, с.170].

Т.В.Варчук рассматривает виктимность личности как системное и динамическое свойство личности, проявляющееся в форме социального, биологического, психологического и морально деформационного отклонения, закреплённого в привычных формах поведения, несоответствующих нормам безопасного и обуславливающих потенциальную или реальную предрасположенность субъекта становиться жертвой [1, с. 90].

Т.Н.Матанцева считает, что виктимность характеризуют компоненты:

ситуативные факторы виктимного характера – например, конфликт; - виктимные индивидуально-психологические особенности – такие как агрессивность, конфликтность, тревожность, неуверенность;

специфическое психоэмоциональное состояние – в первую очередь эмоциональная неустойчивость;

виктимогенное поведение – например, провоцирование конфликтов, драк или наоборот, демонстрация нерешительности, неуверенности [4, с. 90].

Таким образом, виктимность обозначает предрасположенность, способность стать жертвой, приобретенные черты, системное динамическое свойство личности.

Отметим так же основные психологические компоненты виктимности подростка [6, с. 123]:

социально-ролевой аспект, описывающий виктимность с точки зрения соотношения личностных и ролевых качеств потенциальной жертв (внутриличностный конфликт как переживание, вызванное столкновением различных структур внутреннего мира личности, может приводить к снижению самооценки, сомнениям, эмоциональному напряжению, негативным эмоциям, нарушениям адаптации, стрессам);

интеллектуально-волевой аспект, характеризующий нереализованные и неразрешенные внутриличностные конфликты и зарождают комплекс мнимой жертвы (трусость, паникерство, предположения о наличии постоянных угроз безопасности со стороны окружающих);

аксиологический аспект, рассматривающий потребностные характеристики виктимности (несформированность ценностей подростка приводит зачастую к противопоставлению себя обществу и виктимизации).

Профилактика виктимности является ключевой в минимизации отрицательных последствий виктимизации. Здесь главный акцент ставится на моральную и психологическую атмосферу семьи, уровень культуры и образованности родителей, их социальный статус, круг интересов в семье. Данная проблема сложна тем, что не каждый родитель обладает определенными навыками воспитания и не может прочувствовать желания своего ребенка.

На социально-педагогическом уровне, система виктимологической профилактики представляет собой организованную целенаправленную деятельность специалистов различных профессий (психологов, социальных педагогов и работников социальных служб, юристов и т.д.), направленную на выявление и устранение различных виктимологически - значимых явлений и процессов в сфере внутрисемейных, общественных, неформальных отношений, обуславливающих виктимизацию личности человека как потенциальной жертвы преступных посягательств конкретного индивида либо конкретных обстоятельств [2, с. 150 ].

Система работы по первичной психологической профилактике виктимного поведения школьников должна включать следующие меры:

1. Ранняя психологическая диагностика виктимогенных качеств и свойств личности, а также раннее выявление устойчивых психоэмоциональных состояний школьников, детерминирующих их виктимное поведение.

2. Раннее выявление видов детской виктимности, формирование которых наиболее вероятно у каждого конкретного школьника, с целью их профилактики.

3. Индивидуальная и групповая психологическая коррекция виктимогенных особенностей личности и устойчивых психоэмоциональных состояний детей и подростков как факторов их виктимизации.

5. Формирование и закрепление у школьников в рамках социально-психологических тренингов оптимальных коммуникативных навыков, приемов бесконфликтного конструктивного взаимодействия с потенциальными причинителями вреда, навыков адекватной оценки и прогнозирования виктимогенных ситуаций.

6. Просветительская работа, включающая разъяснительные лекции и беседы с описанием возможных ситуаций виктимогенного плана, причин их возникновения и оптимальных путей выхода из них; а также мер по предупреждению виктимогенных ситуаций.

7. Реализация системы методов и форм работы со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями, администрацией школ, интернатов, детских домов), направленной на снижение уровня детской виктимизации, профилактику возрастной, статусной и других видов виктимности школьников, а также на снижение частотности возникновения виктимогенных ситуаций, инициируемых взрослыми.

Психологам и социальным педагогам с целью профилактики виктимности подростков рекомендовано проводить беседы [2, с. 159]. Социальные педагоги и психологи акцентируют внимание на формировании у несовершеннолетних адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе. Подросток с адекватной самооценкой умеет адекватно и гармонично реализовывать себя во взаимоотношениях со сверстниками и в социально полезной деятельности. Поэтому особенно важно помочь несовершеннолетним избавиться от ложного представления о себе, которое способствует проявлению виктимности; необходимо стимулировать формирование адекватной самооценки; научить видеть свои достоинства, сильные стороны характера, оценивать способности. Важно формирование эмоционально-волевой сферы личности: развитие волевых качеств, умение управлять собой, своим эмоциональным состоянием, концентрировать усилия на главном, наиболее важным в настоящее время; ставить перед собой продуманные цели.

В заключение следует сказать, что минимизировать отрицательные последствия виктимности подростков позволяет организованная, целенаправленная профилактика.

Библиографический список

Варчук, Т.В. Виктимология: учебное пособие / Т.В. Варчук. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 191 с.

Задорожный, В.И. Виктимологическая безопасность и ее обеспечение мерами виктимологической профилактики: монография / В.И. Задорожный - Тамбов: Першина, 2005. - 256 с.

Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы: учебное пособие / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2006. - 2008 с.

Мудрик, А.В. Социализация человека: учебное пособие / А.В.Мудрик. - М.: Академия, 2006. - 306с.

Одинцова, М.А. Психологические особенности виктимной личности / М.А. Одинцова // Вопросы психологии. - 2011. - №5. - 66с.

Читайте также: