Эдипов комплекс миф краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

/ Ориг. : Οἰδίπους; Oedipus

ЭДИП (др.-греч. Οἰδίπους, лат. Oedipus) - в древнегреческой мифологии сын фиванского царя Лая и Иокасты.

Эдип, продолжая путь, подошёл к Фивам и отгадал загадку обосновавшейся у городских стен чудовищной Сфинкс, которая, будучи порождением Тифона и Ехидны, являла собой чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Этот эпизод демонстрирует проявление Эдипом необычайной мудрости и знаменует новый тип греческого героя – мудреца (ср. Одиссей), для которого главным делом уже не является истребление хтонических чудовищ по велению олимпийских богов. Хотя в трагедии Еврипида мы встречаем другую версию – Эдип и побеждает чудовище в сражении (Phoen., 45-52). Состязание со Сфинкс в умственных способностях заменяет первоначальную физическую победу над ней, вероятно, не раньше VII в. до н. э., в эпоху расцвета нравоучительных жанров и всякого рода загадок и фольклорных головоломок.

Только по прошествии длительного срока, когда Фивы были поражены моровой язвой и дельфийский оракул потребовал изгнания из Фив неразысканного убийцы Лая, Эдип в процессе выяснения обстоятельств давнего преступления сумел установить, чей он сын, кого убил и с кем находился в браке. Он выколол себе глаза золотой застежкой, снятой с платья повесившейся Иокасты и со временем был изгнан из Фив. Сопровождать слепого отца вызвалась преданная емуАнтигона.

После долгих скитаний Эдип доходит до священной рощи Эвменид в аттическом поселении Колон, где ему по давнему предсказанию суждено проститься с жизнью. Приютившему его Тесею Эдип открывает тайну, что в грядущих столкновениях афинян с фиванцами победа будет принадлежать той стороне, в чьей земле Эдип найдёт последнее прибежище. Пытающийся увлечь Эдипа обратно на родину брат Иокасты Креонт получает суровый отпор со стороны Тесея. Не находит сочувствия у Эдипа и Полиник, явившийся к нему за благословением в борьбе против брата Этеокла: Эдип проклинает обоих сыновей, изгнавших его из Фив, и предсказывает им взаимную гибель в предстоящем сражении.

Тема судьбы в мифе об Эдипе связана с представлениями о родовом проклятии, о наследственной вине, возникновение и существование которых восходят к глубокой древности и объясняется сознанием единства рода, его коллективной ответственности. Родовые проклятия – один из излюбленных сюжетов греческой мифологии, к этому типу преданий принадлежит и история гибели рода Кадма (Полидор – Лабдак – Лай – Эдип – Этеокл и Полиник).

Иллюстрации:

1. Эдип и сфинкс. Краснофигурный килик. 480-470 гг. до н.э. Ватикан, Этрусский музей;

Иллюстрация к статье Древнейшая версия мифа об Эдипе (краткое содержание)

Ужасная мать и ее названое дитя. Внутренний Ребенок в психологии
Содержание мифа об Одиссее (краткое содержание)
Рыбаков Б.Я. Язычество древних славян
Энгельгардт А.Н. Письма из деревни (1872-1887 гг.)
Что такое дефлексия в психологии?
Прикладная релаксация как телесный метод работы в психологии

Решив, что это предсказание относится к Полибу и Перибее, Эдип решил не возвращаться в Коринф и побрёл по направлению к своей истинной родине – Фивам. На перекрестке двух ему встретился его настоящий отец, фиванский царь Лай, ехавший на колеснице. Приняв Эдипа за обыкновенного простолюдина, Лай грубо потребовал от него уступить дорогу. Гордый юноша отказался, и возница Лая проехал колесом по его ноге. Эдип в ярости пронзил возницу копьём и стал стегать лошадей. Те понесли. Лай пробовал спрыгнуть с колесницы, но запутался в упряжи. Обезумевшие кони поволокли его по земле, и отец Эдипа погиб.

1

Александр Кабанель “Эдип и Иокаста” 1843 год

2

Эдип пошёл к месту, где жил Сфинкс, и дал на его загадку правильный ответ: человек ползает на четвереньках в младенчестве (во время утра жизни), ходит на двух ногах в зрелом возрасте и на трёх в старости, когда ему требуется палка. После того, как загадка Сфинкса была разгадана, чудовище бросилось с горы вниз и разбилось насмерть. Торжествующие фиванцы провозгласили Эдипа своем царем. Он женился на Иокасте, не подозревая, что она – его мать. Эдип не знал и о том, что убитый им на дороге встречный был фиванским царём Лаем.

Согласно мифу, супружеская жизнь Эдипа и Иокасты длилась много лет. У них родилось несколько детей. Но вдруг в Фивах началась моровая язва. Граждане обратились к величайшему греческому пророку, Тиресию Фивскому, прося рассказать, что стало причиной бедствия и как избавиться от него. Явившись во дворец Эдипа, Тиресий объявил ему, что он – убийца своего отца, царя Лая, и муж собственной матери, Иокасты. Моровая язва была наслана богами на Фивы в наказание за это кровосмешение. От печали и стыда Иокаста удавилась. Эдип ослепил себя золотой застежкой, снятой с ее одежд, и добровольно удалился из Фив в изгнание.

3

Антигона выводит слепого Эдипа из Фив. Картина Жалабера, 1842

4

Эдип в Колоне. Картина Гарриета, 1798

Почерпнутая из древнегреческого мифа тема отцеубийства и запрета на инцестуозную связь переросла у З. Фрейда в идею эдипова комплекса, присущего каждому человеку. Согласно З. Фрейду, наши сновидения убеждают в том, что, вероятно, всем суждено направлять свое первое сексуальное чувство на мать и первое насильственное желание – на отца.

Наблюдения за детьми и изучение воспоминаний взрослых о своем детстве подвели З. Фрейда к выводу овсеобщем, универсальном проявлении эдипова комплекса. Мальчик эротически привязан к матери, хочетобладать ею и воспринимает отца как помеху ему в этом; девочка испытывает нежные чувства к отцу и потребность в устранении матери, чтобы занять ее место в отношениях с отцом.

В своем понимании эдипова комплекса З. Фрейд исходил из того, что бисексуальность (мужское и женское начало) человека приводит к такому положению, когда ребенок может занимать как активную, так и пассивную позицию. Сексуальное предпочтение родителя противоположного пола и ненависть к родителю того же пола составляют, с точки зрения З. Фрейда, позитивную форму эдипова комплекса. Любовь к родителю того же пола и стремление устранить из жизни родителя противоположного пола характерны для негативной формы этого комплекса. В процессе психосексуального развития ребенка проявляются обе формы, образуя так называемый полный эдипов комплекс.

Данный комплекс характеризуется двойственным отношением ребенка к своим родителям. Он одновременно любит и ненавидит каждого из них, боготворит их и желает им смерти; хочет быть похожим на них и боится быть наказанным за свои бессознательные желания. Мальчик не только проявляет эротические чувства к матери и стремится устранить отца, но и испытывает свойственные девочке нежность к отцу и враждебность к матери. Аналогичная картина наблюдается и у девочки: она не только имеет сексуальное влечение к отцу и ревностное чувство к матери, но и враждебно настроена к отцу и испытывает сильную эмоциональную привязанность к матери.

В представлении З. Фрейда эдипов комплекс проявляется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, и перед каждым ребенком встает жизненная задача, связанная с развитием и преодолением этого комплекс.

В работе ” Я и Оно ” Фрейд высказывается по поводу Эдипова комплекса следующим образом:

” … Я полагаю, что мы не ошибемся, если допустим существование полного эдипова комплекса вообще у всех людей, а у невротиков, в особенности. Аналитический опыт обнаруживает затем, что в некоторых случаях та или другая составная часть этого комплекса исчезает, не оставляя заметных следов; в результате получается ряд, на одном конце которого находится позитивный, на другом конце – обратный, негативный Эдипов комплекс, средние же звенья отображают полную форму комплекса с неодинаковым участием обоих компонентов”.

В процессе гибели эдипова комплекса внешний авторитет родителей как бы перемещается вовнутрь детской психики. Он становится внутренним достоянием ребенка, приводя к образованию такой психической инстанции, как Сверх-Я. Так, по мнению З. Фрейда, Сверх-Я становится наследником эдипова комплекса. Отныне Сверх-Я выступает в роли недремлющего ока или карающей совести, вызывая у человека чувство вины. По выражению основателя психоанализа, эдипов комплекс оказывается одним из самых важных источников сознания вины, доставляющей особое беспокойство невротикам.

Согласно З. Фрейду, в эдиповом комплексе завершается инфантильная сексуальность. Кто оказывается не в состоянии нормальным образом пройти эдипову фазу психосексуального развития, тот заболевает неврозом.

Психоаналитическая концепция эдипова комплекса вызвала резкую критику со стороны тех, кому претила сама идея отцеубийства и инцеста, распространенная как на историю развития человечества, так и на психосексуальное развитие ребенка. В частности, высказывались возражения, что легенда о царе Эдипе не соответствует той конструкции, которая была предложена основателем психоанализа, поскольку Эдип не знал, что убил своего отца и женился на своей матери.

Действительно, судьба Эдипа была таковой, что он оказался как бы без вины виноватым. Оракул предсказал, что фиванский царь Лай падет от руки своего еще не рожденного сына. После того как царица Иокаста родила мальчика, его отвезли в горы, связали лодыжки (отсюда название Эдип – стреноженный), бросили и обрекли на смерть. Нашедший мальчика пастух передал его коринфскому царю Полибосу, который усыновил ребенка. В юношеском возрасте Эдип узнал о предсказании дельфийского оракула, согласно которому ему суждено убить своего отца и стать супругом своей матери, и ушел из Коринфа, чтобы избежать этой участи. На перекрестке дорог он повстречался с Лаем и в споре с ним убил его, не зная, что стал убийцей своего отца. По дороге в Фивы Эдип разгадал загадку, которую всем путникам задавала Сфинкс и в случае неправильного ответа умерщвляла их. Благодарные жители Фив предложили ему царский престол и отдали в жены царицу Иокасту. Не ведая того, он стал мужем своей матери и отцом четырех детей. После того, как Фивы оказались подвержены мору и от оракула стало известно, что это – кара за убийство царя Лая, Эдип начинает расследование с целью поиска убийцы. Расследование приводит к тому, что он узнает о совершенном им самим двойном преступлении – отцеубийстве и инцесте. Иокаста прибегает к самоубийству, а Эдип, воспользовавшись наплечной заколкой повешенной царицы, ослепляет себя и удаляется из Фив. Такова трагедия Эдипа, ставшего жертвой судьбы, предпосланной ему до рождения, и совершившего два тяжких преступления, о которых он ничего не знал.

К этому следует добавить, что несчастная судьба Эдипа была как бы расплатой за грехи его отца. Будучи наследником царского трона, юный Лай бежал от дяди, нашел пристанище у царя Пелопса, но вместо благодарности совратил его незаконного сына, то есть вступил в гомосексуальные отношения с ним, за что и был проклят Богами, которые обрекли его на гибель от руки собственного сына.

В теории и практике психоанализа эдипову комплексу уделялось и до сих пор уделяется большое внимание. Тем не менее фрейдовская трактовка эдипова комплекса разделялась далеко не всеми психоаналитиками. Многие из них пересмотрели идеи З. Фрейда о природе эдипова комплекса: одни психоаналитики внесли уточнения в понимание содержания этого комплекса; другие переосмыслили временные рамки его развития и разрушения; третьи подвергли сомнению исторические параллели З. Фрейда, согласно которым лежащее в основе эдипова комплекса отцеубийство было реальным событием, имевшим место в первобытной орде и свидетельствовавшим об универсальности этого комплекса во всех культурах.

В отличие от Фрейда К.Г. Юнг (1875–1961) по-иному взглянул на победу Эдипа над Сфинкс, полагая, что Сфинкс, представляющая собой двойственность образа матери (привлекающая, достойная любви верхняя часть с головой человека и страшная, звериная нижняя часть, вызывающая ужас), является олицетворением страха перед матерью. Согласно легенде, Сфинкс – дочь Ехидны, появившаяся на свет в результате кровосмесительной связи матери со своим сыном (собакой Орт). Сфинкс – кровосмесительно отщепленная часть либидо из отношения к матери. Опираясь на данную легенду, К.Г. Юнг пришел к точке зрения, согласно которой в первооснове кровосмесительных связей заложено не влечение к половому акту, а стремление стать снова ребенком, очутиться в материнском лоне.

В понимании В. Райха (1897–1957) эдипов комплекс возникает в условиях патриархальной семьи. Опираясь на исследование английского антрополога Б. Малиновского, показавшего, что структура семейных отношений в некоторых примитивных обществах имеет иной характер, чем рассмотренная З. Фрейдом схема амбивалентных влечений ребенка к матери и отцу, он подверг сомнению тезис об универсальности эдипова комплекса. В. Райх считал, что форма эдипова комплекса изменяется вместе с общественным строем и в будущем, в условиях коллективного воспитания речь не будет идти об этом комплексе.

В юношестве Лай, отец Эдипа, был вынужден бежать из своего царства Фив, преследуемый дядей-узурпатором. Во время странствий Лай находит пристанище у царя Пелопса. Но Лай не оценил гостеприимства: похитил и развратил незаконного сына Пелопса. Возмущенный Пелопс потребовал мести и, воззвав к богам, проклял Лая за поругание священных ценностей гостеприимства. Зевс и Гера, услышав проклятия Пелопса, обрекли Лая быть убитым собственным сыном, уступив ему место на своем супружеском ложе.

Прошли годы, и Лай благополучно возвращается в Фивы в качестве царя.

Но оракул Аполлона (Феба) сообщает Лаю, что его судьба – умереть от руки собственного сына. Чтобы избежать исполнения этого пророчества, Лай и его жена Иокаста прокалывают стопы новорожденному младенцу и отдают его пастуху, чтобы тот оставил его умирать на близлежащей горе Киферон. Но пастух сжалился над ребенком и передал его пастуху царя соседнего государства. Так Эдип попадает в Коринфский царский двор, где принимается в качестве сына бездетным царем Полибом и его женой, царицей Меропой. И его нарекают Эдипом, что означает, опухшие ноги.

Юношей Эдип попадает на пир, где некто, выпивший лишку, предполагает, что он не сын своих родителей. Не удовлетворенный этими голословными заверениями, Эдип отправляется за правдой к Дельфийскому оракулу.

Оракул не говорит ничего определенного о происхождении Эдипа, но повторяет пророчество, ранее данное Лаю, и предупреждает Эдипа, что ему суждено убить своего отца и жениться на собственной матери.

Чтобы избежать этого рока и спасти Полиба и Меропу, которых он считает своими родителями, Эдип решает никогда больше не возвращаться в Коринф и, двигаясь в противоположном направлении, приходит к развилке трех дорог, где встречает повозку, перед которой бежит глашатай, который сталкивает его с дороги. В гневе Эдип нападает на глашатая, сидевший в повозке человек наносит ему удар, и в отместку Эдип убивает его и четырех его слуг; лишь одному удается бежать, и он возвращается в Фивы с печальной вестью о смерти царя Лая.

Эдип и Сфинкс

Эдип следует далее и, прибыв в Фивы, обнаруживает, что над городом тиранически властвует Сфинкс, удушающий каждого, кто не в состоянии разгадать его загадку.

Есть существо на земле: и двуногим, и четвероногим
Может являться оно, и трехногим, храня свое имя.
Чем больше опор его тело находит,
Тем в членах его слабее движения сила.

Эдип решает загадку: это человек ползает на четвереньках, будучи младенцем, ходит на двух ногах во взрослом возрасте и ковыляет, опираясь на клюку, в старости.

Проиграв, Сфинкс в ужасе бросается со скалы и погибает.

А благодарный город Фивы предлагает Эдипу корону недавно погибшего царя Лая и его вдову, Иокасту.

Эдип правит Фивами семнадцать лет, пока на город не обрушивается страшный мор. И тогда царь Эдип посылает своего шурина Креонта к оракулу.

Краткое изложение пьесы Софокла “Царь Эдип

Драма начинается с того, что народ просит Эдипа помочь городу, страдающему от мора.

Тут появляется брат Иокасты, Креонт, принесший от оракула долгожданное известие, гласящее, что город осквернен присутствием в нем убийцы Лая, прежнего царя Фив.

Эдип перед народом клянется найти и наказать преступника и посылает за древним прорицателем Тиресием, чтобы тот указал виновного. Сначала тот отказывается говорить, но Эдип ведет себя вызывающе, и Тиресий, разгневавшись, путано говорит ему, что Эдип и есть убийца, и что за мать и за отца наказан будет горестным изгнанием, что будет видеть только мрак, что он и сын, и муж, и детям брат.

Но Эдип не хочет понимать его и думает, что это Креонт готовит против него заговор.

Эдип и Иокаста

Иокаста пытается успокоить Эдипа, говорит, что пророчествам доверять не следует, потому что это понятно по пророчеству, данному ее покойному мужу Лаю. Оно оказалось неверным, поскольку сын Лая был брошен умирать на недоступной скале, и не мог убить отца, а Лая на развилке трех дорог убили разбойники.

Эдип оказывается еще более обеспокоенным и начинает выспрашивать у Иокасты подробности смерти царя Лая. Кто его сопровождал? Как он выглядел? Кто принес известие о его смерти? Затем, объясняя свое плохое предчувствие, он рассказывает о своем коринфском происхождении, сомнениях относительно родителей, о том, что сказал ему оракул, и, наконец, описывает, как убил человека на развилке трех дорог.

Затем Эдип выражает страх перед абсурдно маловероятной опасностью, что он еще может как-нибудь случайно жениться на престарелой царице Коринфа, и Иокаста снова пытается его успокоить.

Коринфский пастух, изумленный, что они столь далеки от истины, объясняет Эдипу его происхождение, – поскольку этот пастух и есть тот человек, который принес искалеченного ребенка царю Полибу.

И наконец, слуга Лая, уцелевший свидетель его убийства, оказывается тем самым пастухом, который пожалел младенца, и, передав его коринфскому пастуху, спас ему жизнь.

Теперь Иокаста понимает всю правду и в смятении умоляет Эдипа не исследовать этот вопрос далее. Однако Эдип упорствует, желая выяснить правду, потому что он пугается домысла, что если он не сын Полиба, то, возможно, он вообще не королевской крови, может быть, сын рабыни – вот почему Иокаста так волнуется, думает он.

Иокаста выбегает прочь. А фиванский пастух под угрозой пытки рассказывает, что его жена, Иокаста, и есть его мать, приказавшая умертвить его во младенчестве.

Эдип прощается со своими детьми, оплакивая их тяжелую учесть, и просит Креонта заботиться о них

Эдип ошарашен открывшейся правдой. Требуя меча, он врывается во дворец и обнаруживает повесившуюся Иокасту. Эдип выдергивает из ее туники наплечную застежку и многократно вонзает ее иглой в свои глаза, крича, что зреть очам не должно ни мук его, ни им свершенных зол.

После этого он требует вывести себя к народу, чтоб показать убийцу. Эдип кричит, что сам себя изгонит, чтобы проклятья на дом свой не навлечь.

А потом просит оскорбленного Креонта изгнать его скорей туда, где б не слыхал людского он привета.

Эдип прощается со своими детьми, оплакивая их тяжелую учесть, и просит Креонта заботиться о них.

Отец Эдипа, царь Лай, испугавшись предсказания о том, что его сын от Иокасты будет его убийцей, решил избавиться от ребёнка. Однако человек, которому было приказано убить младенца, пожалел его и отдал пастуху из Коринфа. Мальчик был усыновлён коринфским царём Политом. Повзрослевший Эдип, узнав о пророчестве, которое говорит, что он убьёт родного отца и женится на матери, решает покинуть своих приёмных родителей в надежде избежать злой участи. У самого города Фивы на него чуть не наехала колесница, всадники которой начали оскорблять и бить юношу. В завязавшейся драке Эдип убивает сидевшего в колеснице старика и троих из четырёх его спутников. Старик, сидевший в колеснице, был отцом Эдипа. Эдип, победив Сфинкса, становится правителем Фив и берёт в жёны вдову погибшего от рук разбойников царя Лая — Иокасту. Так сбывается пророчество.

15 лет спустя на город обрушивается эпидемия чумы. Пытаясь найти причину чумы, жители города обращаются к дельфийскому оракулу, который говорит о необходимости найти и изгнать убийцу царя Лая. Поиск убийцы доводит Эдипа до горькой истины: убийца Лая — он сам, Лай был его отцом, а его супруга Иокаста на самом деле его мать. Иокаста, добравшаяся до правды раньше Эдипа, пытается остановить его поиски, но ей это не удаётся, и, не выдержав позора, она убивает себя. Но Эдип, считая себя недостойным смерти, выкалывает себе глаза, тем самым обрекая себя на слепоту. (Согласно изложению Софокла).

Истолкование мифа Зигмундом Фрейдом.

Фрейд ввёл в психоанализ понятие Эдипова комплекса, обозначив им важнейший фактор психической жизни, согласно которому ребенок испытывает сексуальное влечение к родителю противоположного пола, и враждебное к родителю того же пола .

Поскольку мать (для мальчика) оказывается первым объектом любви, отношения между отцом и сыном изначально формируются в перспективе соперничества в любви полового характера . Ребенок воспринимает мать как принадлежащую ему, а отца воспринимает как конкурента, который оспаривает у него это исключительное право обладания матерью.

Именно поэтому З. Фрейд считал, что в мифе об Эдипе , а позднее в трагедиях греческих поэтов, посвященных этому сюжету, было выражено это глубинное и универсальное желание, иными словами, здесь "реализуются с совершенно незначительным ослаблением оба крайних желания, вытекающие из положения сына, — убить отца и взять в жены мать " . Под рок, под волю богов, таким образом, лишь замаскировано собственное неумолимое действие бессознательного, скрывающееся в глубинах психи предосудительное желание — желание убийства и инцеста — устранить отца и взять вместо него в жены мать .

The Doors

В завершающей песне дебютного альбома группы The Doors — The End, начиная со слов "The killer awoke before dawn" поется об убийце, переживающим Эдипов комплекс :

Читайте также: