Профилактика употребления алкоголя в школе

Обновлено: 05.07.2024

- формирование у обучающихся филиала колледжа негативного отношения к табакокурению, к употреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных веществ через воспитание мотивации здорового образа жизни.

создание системы пропаганды здорового образа жизни для обучающихся с учетом особенности их поведения и восприятия информации;

организация просветительско-воспитательной работы, повышение уровня информированности участников образовательного процесса и социального окружения о валеологической культуре и ЗОЖ, повышение приоритета здорового образа жизни

обеспечение условий для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у обучающихся филиала колледжа стремления к здоровому образу жизни; повышение значимости здорового образа жизни;

широкое вовлечение обучающихся в практики здорового образа жизни с учетом возрастных особенностей различных групп учащейся молодежи;

недопущение случаев распространения и употребления табакокурения, алкогольной продукции, наркотических и психотропных веществ, в том числе на территории филиала колледжа;

создание системы взаимосвязи, сотрудничества и совместной работы с преподавателями, родителями, общественностью по профилактике употребления табачных изделий, алкогольной продукции, наркотических и психотропных веществ;

развитие информационного поля по профилактике употребления табачных изделий, алкогольной продукции, наркотических и психотропных веществ;

развитие коммуникативных и организаторских способностей у обучающихся филиала колледжа, способности противостоять негативному влиянию со стороны.

План работы реализуется через :

Комплексный план воспитательной работы образовательного учреждения на 2020-2021 учебный год;

Совместную работу со службами ОМВД, ОПДН, КДН и ЗП, руководителя физического воспитания, Студенческого Совета самоуправления, Совета по предупреждению и профилактике правонарушений;

Личность человека начинает формироваться уже в раннем возрасте. Именно поэтому профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних должна начинаться как можно раньше. Важно уделить внимание формированию здоровой и высоконравственной личности. С раннего детства показать человеку верные ориентиры в жизни.

На данный момент профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних крайне не эффективна. Очень низкое внимание уделяется профилактическим программам. Средства массовой информации почти не задействованы в профилактической и просветительной работе. Общественные и государственные программы, которые направлены на борьбу с алкоголизмом, а также на профилактику алкоголизма, слабо работают.

Для того чтобы профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних возымела свои действия, нужно проводить её на различных уровнях.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних на уровне семьи

В семье должны быть созданы условия для ведения здорового образа жизни. Родители обязаны быть примером для своих детей. В связи с этим родители, не употребляющие алкоголь, являются отличным примером для них. Воспитание детей направленное на формирование отрицательного мнения об алкоголе, должно иметь важное место.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних на уровне школы

Несовершеннолетние проводят значительное количество времени в школе. Именно там закладывается мнение об окружающих людях: сверстниках, взрослых. В школе нужно создавать условия поощряющие занятия спортом, физическими упражнениями. Учителя должны обладать нужными качествами и быть примером для несовершеннолетних. Должны проводиться профилактические мероприятия, указывающие на пагубное воздействие алкоголя.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних со стороны государства

Государство должно применять разные профилактические меры, которые способствуют выработке у граждан, такого образа жизни, при котором употребление алкоголя исключалось бы вообще, либо значительно ограничивалось. Для этого нужно применять:

Контроль за качеством алкогольной продукции выпускаемой в государстве;

Запрещение и ограничение употребления алкоголя несовершеннолетними;

Запрещение продажи спиртных напитков лицам моложе 18 лет;

Предусмотреть уголовную ответственность за втягивание несовершеннолетних в распитие алкоголя, а также за доведение до алкогольного опьянения;

Создание условий, при которых употребление алкоголя в производственном коллективе, было бы невозможным;

Уголовное и административное наказание лиц, появляющихся в нетрезвом виде в общественных местах;

Поощрение и стимулирование рекламы, рассказывающей о вреде алкоголя.

Запрет брать на работу несовершеннолетних, связанную с производством, торговлей, хранением алкогольных напитков.

Советы родителям по профилактике алкоголизма.

В последнее время отмечается рост заболеваемости алкоголизмом среди подростков, возраст больных алкоголизмом с каждым годом уменьшается.

Причины подросткового алкоголизма

Для подростков очень важными являются отношения с друзьями. Поэтому они могут употреблять алкоголь:
• чтобы не отставать от своих выпивающих друзей, быть более коммуникабельным, много говорить, не бояться сторонней оценки своих суждений;
• чтобы чувствовать себя сексуально привлекательным, нравиться противоположному полу;
• быть смелее и увереннее в себе;
• чтобы отвлечься от сложной действительности.

Последствия употребления алкоголя подростками

Регулярное употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в этот время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем органов и функций человека. Алкоголь затрагивает все системы органов человека:
• происходят сбои в работе желудочно-кишечного тракта;
• повреждается печень, развивается гепатит, цирроз печени;
• нарушается работа поджелудочной железы;
• деятельность сердечно-сосудистой системы;
• развиваются воспалительные заболевания почек.
• появляются различные воспалительные заболевания в легких, бронхах, гортани, носоглотке;
• снижается иммунная защита организма.

У подростка появляются эмоциональные нарушения: огрубение, взрывчатость, беспечность, внушаемость. Отсутствует контроль за своим поведением. Естественным считается прием алкогольных напитков в выходные дни, во время отдыха с друзьями. Выпивка принимает регулярный характер. В результате этого, употребление спиртного незаметно становится практически главным смыслом жизни.

Советы родителям:

Как распознать что подросток начал употреблять алкоголь

Необходимо обратить внимание на резкое изменение в поведении ребенка.
• Если появились такие черты как грубость, агрессия, раздражительность.
• Ребенок стал замкнутым, скрытным.
• В доме пропадают деньги, вещи.
• У ребенка резко снизилась успеваемость.
• Приходит поздно домой с запахом алкоголя.

Что делать если подросток пришел домой пьяным

С подростком необходимо поговорить. Но разговор лучше отложить до утра, в состоянии алкогольного опьянения подросток не станет слушать никакие доводы.

Если ребенок всерьез интересуется спиртным, необходимо обратиться за помощью к врачу или психологу, специалисты дадут соответствующие рекомендации и при необходимости проведут анонимное лечение алкоголизма.

Подростки из благополучных семей и алкоголизм

Многие люди думают, что детский алкоголизм распространен только в неблагополучных семьях, где родители часто сами страдают от алкогольной зависимости. Часто алкоголиками становятся дети из благополучных семей, где родители не страдают алкоголизмом и в материальном плане полностью обеспечивают своих детей.

В таких семьях родители часто заняты, и не всегда следят за развитием своего ребенка.

Часто родители не знают, с кем общается их ребенок, чем он занимается в свободное время, как, где и с кем он проводит свое время. Родители часто считают, что главное в воспитании ребенка, это обеспечить его здоровым питание, хорошей одеждой и карманными деньгами.

Когда подросток начинает вести себя странно, часто вызывающе и дерзко, они оправдывают его поведение переходным возрастом или еще чем-нибудь, и решают все трудности и споры подарками и карманными деньгами, даже не подозревая, что эти деньги продолжают спонсировать детский алкоголизм.

Как уберечь детей и подростков от алкоголизма

Подросток должен чувствовать себя комфортно в своей семье, чувствовать, что его понимают. Воспринимать своих родителей в качестве самых умных наставников в жизненных вопросах.

• Проявляйте уважение к подростку. Не манипулируйте своим опытом и возрастом. Не показывайте свое превосходство.
• Найдите общее увлечение. Оно позволит с большим удовольствием проводить совместно свободное время.
• Помогите подростку стать личностью, достойным взрослым человеком.
• Будьте всегда авторитетны, а для этого всегда ведите себе достойно в любых ситуациях.

Профилактика алкоголизма в школе

Что такое профилактика алкоголизма? Это система мер направленных на усиление факторов защиты среди населения от алкоголизма. Как известно, определенные жизненные ситуации могут способствовать, либо наоборот препятствовать началу употребления алкоголя. Те обстоятельства, что способствуют употреблению алкоголя, называются факторами риска, а те, что способствуют снижению – факторы защиты. В течение жизни на человека воздействует как те, так и другие факторы, профилактика алкоголизма же направлена на усиление факторов защиты. К числу последних можно отнести: благополучие в семье, физическое и психическое здоровье, регулярное медицинское наблюдение, устойчивость к стрессам, хороший уровень достатка, соблюдение общественных норм и другие.

В России профилактика алкоголизма остается одной из самых актуальных проблем. Рост алкоголизации населения показывает, что работа в этом направлении необходима. И особое место, конечно, здесь занимает профилактика алкоголизма среди подрастающего поколения, среди детей и подростков.

Первичная профилактика алкоголизма.

Специалисты разделяют профилактику алкоголизма на три стадии: первичная, вторичная и третичная. Нас же будет интересовать главным образом первичная профилактика алкоголизма.

Цели. Эта стадия имеет своей целью предупредить начало употребления алкоголя среди тех, кто еще не употреблял алкоголь. Поэтому она нацелена, прежде всего, на детей, подростков и молодежь. Главная цель этого этапа состоит в том, чтобы сформировать негативное отношение к злоупотреблению алкоголем, способствовать уменьшению количества людей, у которых может возникнуть алкоголизм. Более того, в общем, можно сказать, что этот этап профилактики предполагает даже не столько предупреждение алкоголизма, сколько сохранение и укрепление здоровья человека, формирование здорового образа жизни среди населения.

Задачи. Для первичной профилактики алкоголизма в школе характерны три главных задачи. Во-первых, проведение широкой воспитательной работы среди учащихся. Во-вторых, санитарно-гигиеническое противоалкогольное воспитание. И последнее, формирование трезвеннических установок.

Принципы. Основу профилактики алкоголизма в школе составляют следующие принципы:

1. Противоалкогольное просвещение должно быть представлено в виде целостной системы противоалкогольного воспитания, проводится на протяжении всех лет обучения и направлено на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма;

2. Программа противоалкогольного воспитания должна предусматривать постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, раскрытие сторон отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом;

3. Противоалкогольная работа в школах должна проводиться преимущественно силами учителей с приглашением для чтения отдельных специалистов;

4. Противоалкогольное просвещение должно распространяться и на родителей и учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодняшняя ситуация ранней алкоголизации характеризуется крайним неблагополучием.Профилактика-это система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения явления, по отношению к которому проводятся разные мероприятия.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Полом Фалёнского района Кировской области

Программа (проект)

по профилактике употребления учащимися алкогольных напитков.

Андреева Екатерина Михайловна, учитель ОБЖ,

Шумилова Наталья Леонидовна, учитель биологии

Пояснительная записка.

Алкоголизм является таким социальным злом, которое трудно вообще переоценить.

В.М. Бехтерев, русский ученый, психиатр, невропатолог.

В России борьба с пьянством и алкоголизмом всегда была одной из важнейших государственных задач. Но в последние два десятилетия эта проблема стала особенно актуальна.

Сегодняшняя ситуация ранней алкоголизации характеризуется крайним неблагополучием. За последние годы частота потребления алкоголя детьми до 14 лет увеличилась почти в 2 раза. Начало потребления алкоголя в 12-13 лет формирует к 14-15 годам проявление раннего алкоголизма. На каждые 100 тысяч больных алкоголизмом приходятся 22 несовершеннолетних. Опрос 4 тысяч человек ( от 7 до 20 лет), проведенный сотрудниками Красноярского университета, выявил, что 48 % первоклассников уже знакомы со вкусом пива. Данный факт показывает, что отношение к потреблению спиртного формируется раньше, чем в младшем школьном возрасте, подтверждает необходимость проведения программ профилактики потребления алкогольных напитков не позднее 1 класса школы.

В нашей школе учащихся, замеченных в употреблении спиртных напитков нет, но профилактическую работу вести нужно, так как есть дети из неблагополучных семей, родители которых увлекаются спиртными напитками.

Профилактика –это система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения явления, по отношению к которому проводятся данные мероприятия.

Цель программы: воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме алкогольных напитков, через формирование здорового образа жизни.

-ориентирование учащихся на сознательный выбор совершения того или иного поступка, на то, что им доверяют сделать правильный выбор и они способны на это;

-выработка у учащихся навыков формирования и соблюдения здорового образа жизни;

-оказание помощи учащемуся в самореализации собственного жизненного предназначения.

Программа рассчитана на учащихся всех возрастов, начиная с начальной школы и до старшей школы. Особое внимание уделяется подростковому периоду.

Программа охватывает различные виды деятельности учащегося. На уроке- через содержание, педагогические технологии, ученическое самоуправление.

В проведении первичной профилактики участвуют ученики, учителя, классные руководители, администрация, родители, работники ФАПа, Дом культуры, участковый, Комиссия по делам несовершеннолетних при администрации сельского поселения, при администрации Фаленского района.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны знать:

- болезни, связанные с употреблением алкогольных напитков;

- причины и последствия алкоголизма;

- вредное влияние алкогольных напитков на организм человека.

Учащиеся должны уметь:

- применять полученные знания на практике;

- вести активный здоровый образ жизни;

Учащиеся должны приобрести навык:

- работы в коллективе;

- высказывания своих мыслей;

- изучения научной литературы.

-предоставление информации. Этот метод основан на информировании учеников о конкретных ситуациях, представляющих опасность;

-воспитания противодействия к алкогольным напиткам. В этом подходе у детей формируются умения противостоять ситуациям, провоцирующим употребление алкогольной продукции, а также отрицательное отношение к употреблению алкоголя;

-тренинги позволяют подготовить ученика к ситуациям, когда его будут склонять к употреблению алкогольных напитков. Учитывая, что дети в основном сами выбирают себе друзей, необходимо создать у ученика потребность не вступать в контакт с теми подростками, которые имеют неоднократный опыт употребления алкогольных напитков;

-предоставление альтернативы. Если дети будут заняты какой-то интересной деятельностью, то у них не будет ни времени, ни желания употреблять алкогольные напитки. Детям предоставляется широкая возможность заниматься спортом, наукой, искусством и т.п.;

-аппеляция к ценностям и знаниям. Наиболее важная цель в профилактике употребления алкогольных напитков- это формирование у детей ценностных, социально значимых ориентаций. Когда у ребенка есть цель достигнуть чего-то значимого в жизни, он сам будет стремиться подчинить свою жизнь достижению этой цели;

-педагогические технологии, которые позволяют включить учеников в интересную, неконфликтную работу на уроке. Введение эффективных технологий, при которых каждый ученик будет успешным, позволит избежать девиантного поведения. Особое внимание следует уделить технологии оценивания.

- ролевые игры - это небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций. В ролевых играх участникам предоставляется возможность показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях, разработать и использовать новые стратегии поведения, отработать, пережить свои внутренние опасения и проблемы.

Подростки и алкоголь несовместимы: несовершеннолетний из-за употребления спиртных напитков может начать отставать не только в физическом, но и в психическом развитии. Меняется привычное мировоззрение, родители перестают быть авторитетами и кажутся кем-то вроде врагов, от которых добра ждать не стоит. Также успеваемость в учёбе резко снижается, и появляется апатия к происходящему вокруг. Воздействие алкоголя на организм подростка пагубно и может привести к непредсказуемым результатам.

Вот некоторые из нарушений, которые ждут подростка употребляющего спиртное:

· Наблюдаются сбои в работе желудочно-кишечного тракта;

· Характерно повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени;

· Нарушения в работе поджелудочной железы (панкреатит, перитонит);

· Нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы (тахикардия, проблемы с артериальным давлением и др.);

· Развиваются воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей (уретрит, цистит, пиелонефрит);

· Появление различных воспалительных заболеваний в лёгких, бронхах, гортани, носоглотке (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз, туберкулёз лёгких);

· Снижение иммунной защиты организма, что ведёт к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям;

· Алкоголь наносит непоправимый вред эндокринной системе подростка;

· Возможное развитие и очень сложное протекание сахарного диабета;

· Изменение состава крови, анемия и т.д.

Чтобы уберечь ребёнка от раннего приобщения к алкоголю

и развитию алкогольной зависимости необходимо:

1. Общение.

Отсутствие общения с мудрыми родителями и педагогами заставляет детей обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить.

2. Внимание.

Умение слушать означает:

- быть внимательным к ребёнку;

- выслушивать его точку зрения;

- уделять внимание взглядам и чувствам ребёнка, не споря с ним.

Не надо настаивать, чтобы выслушивал и принимал ваши представления о чём-либо. Важно знать, чем именно занят ваш ребёнок.

3. Способность поставить себя на место ребёнка.

Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребёнок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит.

4. Организация досуга.

Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребёнком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Для ребёнка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от алкоголя.

5. Знание круга общения.

Очень часто ребёнок впервые пробует алкоголь в кругу друзей (сильное давление со стороны друзей). Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям и т.д.

6. Помните, что ваш ребёнок уникален.

Любой ребёнок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Когда ребёнок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребёнка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление алкоголя.

7. Родительский пример.

Нельзя стремиться к идеалу в ребёнке, не воспитывая идеал в себе!

Необходимо помнить, что есть обстоятельства, способствующие употреблению алкоголя – факторы риска. Обстоятельства, снижающие риск употребления алкоголя - факторы защиты.

Факторы риска для подростков:

· Популяризация алкогольных напитков в кино, на телевидении, в рекламных изданиях.

· Притязание на взрослость (приём алкоголя представляется признаком самостоятельности, взросления, мужества).

· Алкогольное окружение (родители, сверстники и посторонние лица).

· Примеры сверстников, поиски дворовых компаний с распитием спиртных напитков.

· Развитие под влиянием опеки родителей безволия, зависимости, безответственности, неподготовленности к жизни внешне благополучных детей, боящихся преодолевать трудности, быстро поддающихся дурным влияниям.

· Особенности личности подростка, связанные с мозговой недостаточностью из-за неблагополучно протекавшей беременности, родовыми и черепно-мозговыми травмами с задержкой физического и психического развития.

· Раннее начало половой жизни.

· Частые конфликты в семье, низкий уровень доходов в семье.

· Плохая успеваемость в школе, нежелание учиться.

· Проблемы при общении с родственниками, сверстниками.

Факторы защиты для подростков

· Благополучие в семье, сплочённость членов семьи, хорошее воспитание, отсутствие конфликтов в семье.

· Высокий уровень интеллекта, физическое и психическое здоровье, устойчивость к стрессам.

· Хороший уровень достатка в семье и обеспеченность жильём.

· Регулярное медицинское наблюдение.

· Низкий уровень криминализации в населённом пункте.

· Высокая самооценка, способность эффективно решать возникшие проблемы, устойчивость к давлению, умение контролировать свои эмоции и своё поведение.

· Соблюдение общественных норм.

Профилактика алкоголизма у подростков имеет перед собой цель

усилить факторы защиты и по возможности

устранить факторы риска.

Надеемся, что данные рекомендации помогут Вам предостеречь детей, от неправильных поступков, найти с ними общий язык и стать друзьями друг другу.

В заключении хотелось бы представить Вам замечательное стихотворение Дороти Л.Нолт.

Если детей критиковать, они учатся обвинять.

Если дети видят враждебность, они учатся драться.

Если дети живут в страхе, они учатся бояться.

Если детей высмеивать, они учатся быть застенчивыми.

Если дети видят ревность, они узнают, что такое зависть.

Если детей стыдить, они учатся чувствовать себя виноватыми.

Если дети живут в атмосфере терпимости, они учатся быть терпеливыми.

Если детей подбадривать, они вырастут уверенными в себе.

Если детей хвалить, они учатся нравиться себе.

Если детей принимать такими, какие они есть, они учатся видеть в мире любовь.

Если дети получают признание, они учатся быть благородными и щедрыми.

Если дети видят честность и справедливость, они знают, что такое, правда и справедливость.

Если дети живут в атмосфере дружелюбия, они учатся тому, что мир прекрасен.

Если дети живут в атмосфере душевной чистоты, они учатся душевному спокойствию.

Читайте также: