Профилактика стресса в доу

Обновлено: 05.07.2024

Ребёнок – это человек, который постоянно развивается, изменяется. И поэтому определить стресс у детей бывает довольно тяжело. Его запросто можно принять за характерные для растущего организма недомогания. Однако всё же существуют некоторые признаки, по которым Вы сможете определить, что ребёнок пребывает в состоянии стресса.

Симптомы стресса у детей дошкольного возраста

Причинами стресса для детей всех возрастов могут быть:

  • развод родителей;
  • расставание с дорогими людьми;
  • смерть близкого человека;
  • катастрофы, травмы;
  • детские страхи (оставаться одному, боязнь чудовищ и т.д.);
  • применение насилия;
  • появление нового ребёнка в семье;
  • переезд;
  • гибель домашнего животного.
  • Причины стресса у дошкольников
  • Стрессом для дошкольников может стать первое столкновение с социальной средой. До этого возраста ребёнок обычно пребывает в атмосфере всеобщей любви и восхищения. Он окружён только своими родными и близкими, которые души в нём не чают. А вот в возрасте 2 – 3 лет ему приходится выйти за рамки семьи – начать общаться со сверстниками или в детском саду, или во дворе.
  • Конечно, самой частотной причиной стресса у детей дошкольного возраста является поступление в детский сад. Причиной стресса у детей от 2 до 5 лет могут стать конфликты с другими детьми или воспитателями детского сада.
  • Другими причинами стресса у детей дошкольного возраста могут быть: посещение больницы; просмотр телевизионной программы, содержащей какую-либо негативную информацию; боязнь голода; боязнь одиночества; принуждение соблюдать режим в детском саду.

Методы профилактики стресса:

Профилактика стресса у детей дошкольного возраста

Для того чтобы предупредить стресс у детей дошкольного возраста, необходимо каждый день по несколько часов позволять им сидеть в тишине. Следует выключать радио, компьютер и телевизор.

Также хорошей мерой профилактики стресса является общение. Старайтесь как можно больше разговаривать со своим малышом, чтобы он высказывал всё, что его беспокоит, рассказывал, что его интересует, делился впечатлениями и мыслями. При этом нелишним будет почаще обнимать своего ребёнка, брать на колени.

Если Вашего ребёнка мучают какие-то страхи или ночные кошмары, поговорите с ним об этом (ни в коем случае не смейтесь над его детскими страхами!), постарайтесь объяснить ему, что он находится в полной безопасности.

Общие методы борьбы со стрессом у детей:

  • обязательные ежедневные прогулки;
  • хорошее питание;
  • соблюдение режима дня;
  • общение с родственниками и друзьями;
  • физические нагрузки;
  • обращение к психологу;
  • расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа и т.д.

Борьба со стрессом у детей дошкольного возраста

Действенным методом выяснения обстоятельств его внутренней жизни является подслушивание бесед с игрушками.

Родители должны сохранять спокойствие и самообладание даже тогда, когда ребёнок капризничает на протяжении нескольких недель. Нельзя повышать на него голос, ругать, угрожать. Вы должны продолжать демонстрировать свою безграничную любовь и заботу.

Последствия стресса у детей

  • Если причиной стресса является просмотр шокирующих телепрограмм, то последствием может стать жестокость и циничность, стремление причинять боль себе и окружающим.
  • Если причиной стресса является насилие, то последствием стресса может стать замкнутость ребёнка и проблемы с психикой.
  • В особо тяжёлых случаях стресс может привести к задержке или даже остановке психического развития. Такой человек никогда не сможет избавиться от психологической травмы, никогда не повзрослеет.
  • После пережитого стресса у ребёнка могут возникнуть сердечные или инфекционные заболевания, язва желудка.
  • Стресс у детей может привести к развитию невроза.
  • Дети, пережившие стресс, склонны приобретать хронические заболевания: астму, сахарный диабет.
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: ознакомление педагогов с понятием стресса, его признаками, исследовать стрессовые факторы в жизни человека и найти пути уменьшения их негативного влияния. Показать важность чувства здорового эгоизма, развивать навыки самоанализа.

Участники: педагоги ДОУ

Продолжительность: 70 минут

1. Знакомство с понятием стресса.

Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Наиболее стрессовыми считаются три профессиональные сферы: здравоохранение, правоохранительные органы и образование. В последнее время особо очевидна проблема нервного перенапряжения, усталости, раздражительности и других различных проявлений стрессов у педагогов.

Основные признаки стресса

· физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, частые простуды и т. д.);

· эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т. д.);

· поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т. д.).

Цель: развитие саморефлексии, повышение доверия участников друг к другу, содействие сплоченности группы.

Профессор взял в руки стакан с водой, вытянул ее вперед и спросил своих учеников: Как вы думаете, сколько весит этот стакан? В аудитории живо зашептались.

- Примерно 200 граммов! Нет, г 300, пожалуй! А может и все 500, - раздавались ответа.

- Я действительно не знаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что случится, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?

- Действительно, ничего страшного не случится, - ответил профессор. А что будет, если я буду держать этот стакан на вытянутой руке, например, 2:00?

- Ваша рука начнет болеть.

- А если целый день?

- Ваша рука отнимется, у вас будет сильное мышечное напряжение. Возможно, даже придется ехать в больницу, - сказал один из студентов.

- Как, по-вашему, вес стакана изменится от того, что я его целый день буду держать?

- Нет - растерянно ответили студенты.

- Просто поставьте стакан на стол, - весело сказал один студент.

4. Упражнение "Психоэнергетический зонтик"

Упражнение проводится в первые минуты занятия или периодически в течение всего занятия.

Педагог встает перед ребятами, желательно в центре кабинета, и в процессе объяснения задания старается представить, что над группой образуется своеобразный "зонтик", накрывающий всех детей. Цель педагога: уверенно и крепко держать ручку этого "зонтика"на протяжении всего занятия.

Упражнение формирует способность контролировать ситуацию в группе.

5. Упражнение "Настроение"

Нужно взять цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисовать абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как хочется, в полном соответствии с настроением. Затем надо попробовать "перенести"свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуя его. Когда рисунок закончен, на другой стороне листа следует написать 5–7 слов, отражающих настроение. После этого нужно посмотреть на рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитать слова и эмоционально, с удовольствием разорвать лист и выбросить. Условно эмоциональное состояние переносится на рисунок.

В моей руке маленький камешек. Представьте себе, что такой камешек попал в ваш ботинок. Что вы будете чувствовать? Возможно, сначала это камешек не будет для вас сильно мешать, и вы даже забудете вытащить, когда придете домой и разуетесь. Но если камешек так и останется в ботинке, то через некоторое время ноге станет больно, и этот маленький камешек уже будет казаться большим. Тогда вы разуетесь и вытряхните его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема станет большой - теперь уже придется лечить ногу.

Когда мы обиженные, злимся или взволнованы, то сначала это может показаться маленьким камешком в ботинке. Если мы вовремя вытащим его оттуда, нога останется целой и невредимой.

Предложить участникам на небольших листах бумаги сформулировать одну свою проблему и положить лист в ящик. Каждый из участников тренинга позже вытягивает один из листов и предлагает свой вариант решения проблемы. Так находят решения все предложенные ситуации, возможно, совместными усилиями.

Советы должны быть действенными и конкретными.

Цель: эмоциональный отдых, осознание своих проблем и их решение, получение положительных эмоций.

Инструкция: участникам предлагается занять удобное положение, закрыть глаза, расслабиться.

Ведущий под спокойное музыкальное сопровождение говорит: «Представьте, что вы входите в весенний яблоневый сад, медленно идете по аллее, вдыхая прекрасного аромат нежных бледно-розовых цветков. По узкой дорожке вы подходите к калитке, открываете ее и попадает в прекрасную зеленую лужайку. Мягкая трава покачивается, приятно жужжат насекомые, ветерок легко дует вам в лицо, ваши волосы разлетаются . перед вами появляется озеро . вода прозрачная и серебристая. Вы медленно идете по берегу вдоль игривого ручейка, подходите к водопаду. Вы входите в него, и сияющие струи очищают вас, наполняя силой и энергией.

8. Упражнения на снятие психомышечного напряжения

Упражнение "Гора с плеч"

Выполняется стоя или сидя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.

9. Упражнения на расслабление мышц рук

Педагоги часто сталкиваются с профессиональными заболеваниями рук. Чаще всего они выражаются в нервно-мышечных болях в пальцах, запястье, предплечье и плечевом поясе.

1. Широко раздвигаем пальцы руки. Все пальцы, кроме большого, опускаем на ладонь с легким нажимом. Ногтевые фаланги при этом не сгибать.

2. Упражнение направлено на выработку самостоятельных движений каждого пальца. Ударяем по подушечке большого пальца последовательно подушечками указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

3. Веерообразно раскрываем пальцы в воздухе круговым движением от себя с одновременным раскрытием ладони. При возвращении в исходное положение пальцы собираются, второй палец соприкасается с первым.

4. Описываем круги каждым пальцем поочередно несколько раз. Сначала вниз, потом вверх. Это упражнение хорошо укрепляет ладонь и межкостные мышцы.

5. Вытягиваем прямо перед собой одну из рук ладонью вниз, пальцы сжаты в кулак при минимальном напряжении. Кисть при спокойном положении руки делает круговое движение вправо, потом влево. То же повторяют другой рукой.

Профилактика стресса у детей младшего дошкольного возраста

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Шмелева Е.А.,
воспитатель ГБОУ №145
Московского р-на Санкт-Петербурга

Введение. Проблемное поле тематики

Очень важно не ранить психику ребенка: доказано взаимовлияние психологических и физиологических показателей. Важно быть доброжелательным педагогом как по отношению к детям, так и по отношению к родителям, т.к. решение вопросов здоровьесбережения не будет результативным, если будет иметь место негатив в коммуникативном пространстве. Негативные люди снижают самооценку, ранят тонкую и восприимчивую психику ребенка и оказывает разрушительное влияние на здоровье.

Деятельность педагога по адаптации детей направлена на снижение уровня тревожности. Можно выделить следующие основные ситуации классического поведения ребенка во время первого пребывания в Детском саду.

1. Дети не плачут и с интересом играют в группе.

- насыщенную и эмоциональную обстановку,

- безопасное для жизни и здоровья воспитанников пребывание в ДОУ,

- интересную образовательную и развивающую среду (игрушки, оборудование и т.д.).

2. Дети плачут при расставании с мамой.

В данной ситуации важно предпринять следующие основные меры:

- отвлечь ребенка и заинтересовать новой игрой или интересной игрушкой,

- предложить родителям модель, в рамках которой ребенка в ДОУ приводит не мама, а человек, с которым малышу не так жалко расставаться: няня, бабушка, папа и т.д.

- вести индивидуальную работу, использовать приемы отвлечения от грустных мыслей, опираясь на знания особенностей этого ребенка (свои и согласно результатам анкетирования и беседы с родителями).

3. Дети плачут первое время пребывания ДОУ или постоянно.

В этом случае воспитателю необходимо проделать работу, включающую в себя:

- индивидуальную работу с ребенком,

- ведение работы с родителями: анкетирования, беседы, консультации, рекомендации,

- внедрение щадящего режима посещения ДОУ,

- проведение диагностики по стабилизации комфортного эмоционального состояния,

- вовлечение родителей и специалистов (психологов, неврологов и т.п.).

Следует отметить, что, как правило, даже предварительная подготовка не способна полностью избавить ребенка от эмоционального потрясения первых дней. Поэтому надо быть готовым к тому, что первое время ребенок будет капризничать и даже плакать. Для достижения высоких показателей степени адаптации педагогам необходимо соблюдать следующие основные условия:

- положительное эмоционально-ласковое отношение к ребенку,

- удовлетворение в первую очередь физиологических, а затем и познавательных потребностей ребенка,

- индивидуальный подход к каждому малышу,

В рамках работы с семьей воспитателю важно информировать родителей о результатах адаптации, чтобы снизить уровень тревоги за малыша, которая, как правило, передается ребенку.

Одним из эффективных методов повышения успешности адаптации является игра как основная форма работы с детьми раннего возраста. Она возникает на основе эмоционально-положительного контакта со взрослым и является одним из наиболее результативных приемов для успешной адаптации. В первый, самый проблемный, период адаптации выступают на первый план следующие формы игровой деятельности: игра-упражнение, игра-инсценировка, использование фольклора, театрализация, сюрпризные моменты. Продуктивная деятельность приобретет свою актуальность примерно через месяц при благоприятном течении адаптации.

Организационные условия успешной адаптации, способствующие психическому и физиологическому комфорту воспитанников

На период адаптации необходим тщательный подбор персонала в группы раннего возраста. Не все воспитатели, которые профессионально справляются со своими обязанностями, работая на старших группах, смогут работать с малышами, так как в последнем случае необходимо обладать специфическими личностными качествами: творческой активность, трудолюбие, психическая уравновешенность личности, терпение, ласка, такт, интеллигентность, позитивное отношение к жизни, оптимизм.

Перед началом работы сотруднику рекомендуется сходить в отпуск, чтобы со свежими силами приступить к ведению одной из самых сложной и ответственной деятельности в дошкольном учреждении – адаптации детей раннего возраста.

Следует отметить, что наиболее оптимальным является постепенное наполнение группы - по мере привыкания малышей. Рискованно сразу же в первый день принять всех детей по списку, особенно, если списочный состав максимально переполнен. Также желательно, чтобы первые дни адаптации сотрудники группы работали все вместе, согласованно. Как только небольшая группа детей уже привыкла, можно приглашать на адаптацию новых малышей, которые, приходя в группу, уже видят играющих, не плачущих, веселых, самостоятельных деток. В случае если в группе есть ребенок, у которого процесс адаптации затягивается, рекомендуется подобрать ему индивидуальный и облегченный график посещения ДОУ, с учетом индивидуальных особенностей малыша, а также согласованно с возможностями родителей, которые нередко сами выступают инициаторами индивидуального режима посещения ДОУ.

Как правило, первое время есть малыши, которые приходят в ДОУ со своими привычками: любит спать с игрушкой, играет с игрушками, сидя на ковре (как дома), ходит в туалет исключительно стоя, не садится на горшок, повсеместно носит с собой книжки (даже когда спит, сидит на горшке), пьет только из рожка, просится на ручки, нужно укачивать, перед сном, ходит с соской и т.д.

Таким образом, основными задачами на период адаптации являются:

- максимальное приближение условий ДОУ к домашним, снижение уровня дискомфорта при пребывании в группе.

- насыщение времени упражнениями, играми, развлечениями и т.д., чтобы дети были постоянно задействованы в интересном образовательном процессе.

- создание гармоничной развивающей среды, где дети проводят большую часть времени (оборудование, игрушки, книжки, пособия).

Взаимодействие с семьей

Можно выделить следующие основные направления предварительной работы с родителями перед поступлением в ДОУ.

1. Проведение системы родительских собраний: в мае (перед дачей или учебным годом), в октябре (по итогам адаптации и планам на год) и т.д.

§ Лучший период для адаптации — июль-сентябрь.

§ Перед началом посещения ДОУ рекомендуется провести оздоровительный сезон в средней полосе России в весенне-летний период (апрель-июль).

§ За месяц до поступления рекомендуется перевести ребенка на ясельный режим, расширить общение со сверстниками, приблизить рацион домашнего питания к рациону детского сада и т.д.

§ Рекомендуется постепенно искоренять вредные привычки: укачивание; сосание пальцев, сосок и т.д.

§ Необходимо начать приучать ребенка к самостоятельности — пить, есть, ходить на горшок и т.д.

§ Необходимо обеспечить выполнение прививок по возрасту. Последняя профилактическая прививка должна быть сделана за 2-4 недели до первого посещения ДОУ.

§ При наличии возможности рекомендуется использовать свое право индивидуально воспитывать ребенка в условиях семьи до 3-х лет.

§ Рекомендуется внедрять в практику жизнедеятельности ребенка игрушки для развития моторики рук, движений, эмоций и т.д.

3. Проведение комплексного анкетирования родителей, нацеленного на получение основных данных о ребенке: предпочтения, особенности здоровья, факторы, угрожающие жизни (аллергии, сердце и т.д.), контакты всех членов семьи и т.д.

4. Проведение тематических бесед с родителями по следующим основным тематикам:

§ Правильное питание: соотнесение домашнего рациона с питанием в ДОУ,

§ Приближение домашнего режима дня к режимному распорядку ДОУ,

§ Ознакомление родительской общественности с условиями жизни детей в ДОУ,

§ Психологические особенности детей, капризы и способы реакции на них,

§ Методы закаливания и профилактика простудных заболеваний

Цель подобных бесед - максимальное приближение условий ДОУ и дома. Родители получают конкретные советы по следующим основным направлениям:

§что можно, что нельзя приносить в группу

§как правильно одевать ребенка, гигиенические требования к одежде

§капризы и их предупреждение

§КГН с раннего детства

§воспитание у детей раннего возраста самостоятельности и самообслуживания

§пальчиковая гимнастика и др.

5. Вовлечение родительской общественности в жизнь ДОУ посредством организации конкурсов, экскурсий, творческих мероприятий:

§ субботник по уборке листьев,

§ семейные конкурсы поделок,

§ выбор новых игрушек в группу и т.д.

6. Выполнение индивидуальных домашних заданий, направленных на сближение взаимоотношений детей и родителей, привлечение внимания родителей к нуждам и интересам воспитанников, демонстрация значимости родительского внимания для ребенка, организация совместного труда ребенка и родителя. Дети очень гордятся, что, например, салфетку для обеда сшила Мама, а одежду для куклы связала Бабушка, а крючки были приделаны Папой и т.д. Это очень сближает детей и родителей, и последние в глазах детей выглядят супергероями.

7. Психологическая работа при взаимодействии с семьей, направленная на снижение уровня тревожности как у воспитанников, так и у родителей. Адаптация - медико-педагогическая проблема и сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить, в чем особенно нуждаются тревожные и беспокойные дети и родители. Для в ДОУ должны быть созданы условия, обеспечивающие:

§ потребности детей в общении

§ тесное взаимодействие семьи и общественного воспитания

§ хорошее медицинское обслуживание

§ правильную организацию воспитательного процесса.

С целью снижения уровня тревожности как у детей, так и у родителей, родителям рекомендуется правильно организовать психологический климат в семье, обеспечив:

§ благоприятные бытовые условия

§ соблюдение режима питания, сна, игры и бодрствования

§ спокойные взаимоотношения членов семьи и т.д.

Данные мероприятия являются основой для нормальной адаптации в детском саду, и увеличивает способность детского организма адекватно реагировать на изменения в окружающем пространстве. Таким образом, необходимо провести информационно-психологическую работу с тревожными родителями с тем, чтобы выработать понимание того, что детский сад - это место, где детям безопасно, интересно и необходимо быть для их дальнейшего развития и роста.

Следует отметить, что особой категорией являются дети сотрудников ДОУ. Сегодня довольно распространена практика, в рамках которой мамы устраиваются на работу в ДОУ из-за детей и испытывают предсказуемое беспокойство. Для того, чтобы снизить уровень тревожности, воспитателю рекомендуется делать фотографии деток во время различных режимных моментов — сон, кормление, игра, после чего показывать их беспокойным мамам. Порой случается, что беспокойная мама, работающая в ДОУ, в течение дня регулярно заглядывает в группу проверить своего ребенка, что вызывает негативную реакцию со стороны других детей, мамы которых придут только вечером. Рекомендуется попросить мам-сотрудниц поступать так же, как остальные родители: приходить утром и вечером, чтобы только отдать и забрать своего малыша.

Причины и профилактика стресса

Причинами слез ребенка раннего возраста могут быть следующие факторы:смена обстановки, тревога, отсутствие навыков самообслуживания, психологическая неготовность ребенка к ДОУ (нехватка эмоционального общения с мамой), личностное неприятие контактирующих с малышом взрослых, избыток впечатлений (как положительных, так и отрицательных), как следствие - переутомление нервной системы ребенка (нервное поведение, плач, капризы) и т.д. Кроме того, причинами стрессовых перегрузок у детей могут быть конфликты родителей, завышенные требования родителей к ребенку, негативное влияние телевизора и компьютера, длительное нахождение в большом количестве детей, строгие дисциплинарные правила, одновременное общение с несколькими взрослыми, нарушение режима и т.д. На период адаптации особенно важно оградить детей от лишнего стресса.

Можно выделить следующие основные аспекты деятельности ДОУ по профилактике стресса. Воспитателю важно создать положительную эмоциональную обстановку в группе. Для этого можно активно использовать игру в самостоятельной деятельности детей, в игровых и режимных моментах, внедрять прослушивание релаксационной музыки, использовать рисование, игры с песком, водой и с природными материалами. При отсутствии противопоказаний, рекомендуется повесить в спальне мешочки с успокаивающим сбором трав (лаванда, валериана и др.).

Рекомендуется также использовать в работе с детьми малые фольклорные формы, максимально задействовать двигательную активность детей, внедрить в практику дыхательные упражнения. Кроме того, можно разработать и провести серию тематических праздников, направленных на создание радостной атмосферы. Таким образом, задача воспитателя - наполнить жизнь детей радостными, яркими красками, тем самым создавая настроение, интерес, увлечь, развеселить!

Можно выделить следующие основные психологические приемы работы с детьми.

- Тактильный контакт способствует улучшению самочувствия ребенка как элемент телесной терапии: обнять, погладить, успокоить и т.д.

- Упражнения на релаксацию важны как способ расслабления для нервной системы, находящейся в состоянии повышенного напряжения. Релаксация позволяет восстановить кровообращение, потраченные силы и энергию. Рекомендуется использовать природные материалы (песок, вода и др.), а также упражнения на дыхание.

- Музыка, колыбельные песни позволяют не только ускорить процесс отхода детей ко сну, но и стабилизировать их психологическое состояние: детям снятся хорошие сны, быстрее забываются обиды, беды и негативные эмоции. Колыбельные защищают психику от стресса и эмоциональной неустойчивости. Кроме того, доказано, что дети, слушающие колыбельные, раньше начинают говорить.

- Чтение поэзии, стихов и речь в ритме стихотворной динамики как первые уроки родного языка. Исполненные ритмично, они благотворно влияют на растущий организм.

- Ролевые игры позволяют в доступной игровой форме закрепить общечеловеческие ценности и знания об элементарных законах окружающей жизни.

- Сказкотерапия способствует развитию души, воспитанию внутреннего мира ребенка, проявлению созидательной творческой силы, умению понимать свое эмоциональное состояние и эмоции других людей.

- Эмоциональное общение, которое возникает на основе совместных действий, сопровождается улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы в отношении каждого малыша.

- Применение малых форм фольклора – потешек, песен и т.д., которые развивают и отвлекают детей, доставляют им радость.

- Игра на музыкальных игрушках, повтор музыкальных движений, звукоподражание животным и т.д. позволяет улучшить психологическое состояние дошкольников.

- Ряженье и театрализация вызывают у детей положительные эмоции.

- Природа выступает в качестве профилактики стресса – как способ, который восстанавливает энергетику, психические процессы в организме посредством следующих мероприятий: наблюдение необычных явлений в природе, создание поделок из природного материала, преобразование объектов, бытовых отходов (рисунки на пластиковой бутылке), игры с песком, водой и природным материалом

- Упражнения для развития мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, развивающие игры, что способствует развитию речи малыша.

Таким образом, ребенок в период адаптации подобен прекрасному и капризному цветку: если не создавать благоприятные условия, не заботиться, не поливать, не рыхлить, он очень чутко реагирует и отвечает на дискомфорт. Важно создавать комфортные условия роста и полноценного развития детей. Дети – это наше будущее, и задача каждого педагога - взрастить здоровое, самодостаточное, позитивное поколение, воспитать полноценную личность - достойного гражданина нашей страны.

Литература:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомление педагогов ДОУ с понятием стресса, его признаками, исследовать стрессовые факторы в жизни человека и найти пути уменьшения их негативного влияния. Показать важность чувства здорового эгоизма, развивать навыки самоанализа.Цель: ознакомление педагогов ДОУ с понятием стресса, его признаками, исследовать стрессовые факторы в жизни человека и найти пути уменьшения их негативного влияния. Показать важность чувства здорового эгоизма, развивать навыки самоанализа.

Психологический тренинг

Автор материала педагог-психолог Ветюгова О.Ю.

Цель: ознакомление педагогов ДОУ с понятием стресса, его признаками, исследовать стрессовые факторы в жизни человека и найти пути уменьшения их негативного влияния. Показать важность чувства здорового эгоизма, развивать навыки самоанализа.

Продолжительность: 1:30 минут.

Ход психологического тренинга

1.Вступительное слово

Психолог. Сегодня на нашем занятии мы сделаем попытку определить степень удовлетворенности своей профессией, собой вообще, выявить факторы, влияющие на развитие наших эмоциональных состояний, а также уровень рефлексии.

Цель: развитие саморефлексии, повышение доверия участников друг к другу, содействие сплоченности группы.

Рефлексия упражнения.

Какие ощущения у вас вызвало это упражнение?

4.Ознакомление с правилами работы в группе

Цель: установление принципов работы в группе; создание ощущения защиты; осознание особенностей общения в группе, содействие организации эффективного пространства для личностного развития педагогов. Для свободного обсуждения и принятия ведущим предлагаются правила работы в группе:

4. Искренность общения. Все члены группы должны попытаться отбросить все роли, быть самим собой. Если нет желания высказываться искренне и откровенно, лучше промолчать.

5. Конфиденциальность. Все, что происходит во время занятий, ни в коем случае не разглашается.

6. Активность, ответственность каждого за результаты работы в группе. Нужно помнить, что эффективность работы тренинговой группы зависит от вклада каждого ее члена и необходимости работать не только для себя, для решения собственных проблем, но и на других, так как помощь другому- способ познать себя.

8. Уважение к тому, кто говорит. Когда высказывается кто-то из участников, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он желает. Не критикуем и признаем право на выражение своего собственного мнения. Право предусматривает невозможность прерывать говорящего.

- общение с природой;

- хорошее самочувствие и тому подобное.

- уровень валеологических знаний.

В основном к ухудшению здоровья приводят стрессы. Стресс - нормальная реакция организма на угрозу, изменение внутреннего состояния, нарушения внутреннего равновесия. Наиболее опасным для жизнедеятельности организма является хронический стресс, который характеризуется постоянным нарушением внутреннего равновесия. Симптомы хронического стресса: нарушение памяти и концентрации внимания, бессонница, депрессия, чувство вины. Последствия - головная боль, псориаз, выпадение волос, повышенное давление, сердечные болезни,

Стрессоустойчивость обусловлена ​​несколькими причинами:

В современном мире сформировалась угрожающая тенденция к усилению роли стрессовых факторов среды как фактора, нарушающего здоровья. До 90% всех заболеваний человека в той или иной степени связаны со стрессом.

В сокровищницу человечества накоплено много профилактических техник, овладение которыми стало возможным благодаря стресменеджменту.

Первое положение детерминирует необходимость борьбы со стрессом, второе - обусловливает возможность его эффективной профилактики.

Виды стресса:

1. эустресс - это стресс, вызванный положительными стрессорами (непредсказуемая победа в соревновании, олимпиаде). Он активизирует и мобилизует внутренние резервы человека, добавляет интереса к жизни, заставляет действовать более интенсивно.

2. Дистресс - вызванный негативными стрессорами (опоздание на важное мероприятие, проигрыш в соревновании и т.д.). Это разрушительный процесс, который дезорганизует поведение человека, активизирую глубинные адаптационные резервы организма. Такой длительный стресс может перерасти в невроз или психоз.

Возможные реакции организма на стресс:

дезадаптация - человек пытается приспособиться к стрессовой ситуации, но ему это не удается;

пассивность - возникновение состояния беспомощности, безнадежности, депрессии;

активная защита от стресса - смена деятельности с целью достижения душевного равновесия (спорт, музыка, физический труд)

активная релаксация (расслабление) - повышает естественную адаптацию организма к стрессовой ситуации.

Цель: сбор дополнительной диагностической информации и материала для коррекционно-формирующей работы.

Обобщаются причины стресса:

- Причины, связанные с межличностными отношениями.

Конфликт является основной типичной причиной стресса.

- Причины, связанные с окружающей средой:

2. Недостаток пространства. Эта причина свойственна жителям больших городов, а также людям, которые работают в тесных помещениях.

3. Шум. Постоянный низкочастотный шум, вызванный офисным оборудованием или уличным транспортом.

- Причины, связанные с вредными привычками.

Наиболее характерна необходимость именно для педагогов - повышенная потребность в кофе, как в психостимуляторов. Лучше заменить кофе на теплое молоко с медом - он повышает в организме уровень антистрессовых гормонов

- Причины, связанные с экстремальными условиями.

1. Новизна, необычность, внезапность воздействия.

2. Сложность задачи, дефицит времени, монотонность.

3. Акцентирование тестового характера действия человека в экспертной ситуации: задача, которую выполняет человек, становится измерением интеллектуальных и других способностей.

Причины, связанные с профессиональной деятельностью очень разнообразны, следовательно, выделяется такой вид стресса, как профессиональный стресс. Установлено, что в различных профессиональных группах интенсивность стресса может быть разной.

Педагоги получают раздаточный материал в виде таблицы

Профессор взял в руки стакан с водой, вытянул ее вперед и спросил своих учеников: Как вы думаете, сколько весит этот стакан? В аудитории живо зашептались.

- Примерно 200 граммов! Нет, г 300, пожалуй! А может и все 500, - раздавались ответа.

- Я действительно не знаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что случится, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?

- Действительно, ничего страшного не случится, - ответил профессор. А что будет, если я буду держать этот стакан на вытянутой руке, например, 2:00?

- Ваша рука начнет болеть.

- А если целый день?

- Ваша рука отнимется, у вас будет сильное мышечное напряжение. Возможно, даже придется ехать в больницу, - сказал один из студентов.

- Как, по-вашему, вес стакана изменится от того, что я его целый день буду держать?

- Нет - растерянно ответили студенты.

- Просто поставьте стакан на стол, - весело сказал один студент.

В моей руке маленький камешек. Представьте себе, что такой камешек попал в ваш ботинок. Что вы будете чувствовать? Возможно, сначала это камешек не будет для вас сильно мешать, и вы даже забудете вытащить, когда придете домой и разуетесь. Но если камешек так и останется в ботинке, то через некоторое время ноге станет больно, и этот маленький камешек уже будет казаться большим. Тогда вы разуетесь и вытряхните его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема станет большой - теперь уже придется лечить ногу.

Когда мы обиженные, злимся или взволнованы, то сначала это может показаться маленьким камешком в ботинке. Если мы вовремя вытащим его оттуда, нога останется целой и невредимой.

Предложить участникам на небольших листах бумаги сформулировать одну свою проблему и положить лист в ящик. Каждый из участников тренинга позже вытягивает один из листов и предлагает свой вариант решения проблемы. Так находят решения все предложенные ситуации, возможно, совместными усилиями.

Советы должны быть действенными и конкретными.

Цель: снятие усталости и напряжения, поддержка положительного эмоционального фона.

В кинематографе есть прием - ускоренная прокрутка пленки. Попробуйте продемонстрировать этот прием, не пользуясь видео- или кинокамерой. То есть поставьте пантомиму, в которой все движения в 2-3 раза быстрее, чем обычно. А для ускоренной демонстрации возьмите обычные домашние дела и покажите, как человек:

- зашивает брюки и тому подобное.

Наверное, на сегодняшний день никто не будет отрицать силу позитивного мышления. О силе мыслей свидетельствуют опыты Масару Эмото, который сфотографировал кристаллы воды. Если жидкость находилась в помещении, где ссорились и злились, то ее кристаллы были деформированными, а если вода находилась в комнате, где проговаривались слова любви, то образовывался кристалл, похожий на прекрасную снежинку. Мы состоим из воды примерно на 80%. Получается, своими мыслями мы меняем себя!

Цель: эмоциональный отдых, осознание своих проблем и их решение, получение положительных эмоций.

Инструкция: участникам предлагается занять удобное положение, закрыть глаза, расслабиться.

Ведущий под спокойное музыкальное сопровождение говорит: «Представьте, что вы входите в весенний яблоневый сад, медленно идете по аллее, вдыхая прекрасного аромат нежных бледно-розовых цветков. По узкой дорожке вы подходите к калитке, открываете ее и попадает в прекрасную зеленую лужайку. Мягкая трава покачивается, приятно жужжат насекомые, ветерок легко дует вам в лицо, ваши волосы разлетаются . перед вами появляется озеро . вода прозрачная и серебристая. Вы медленно идете по берегу вдоль игривого ручейка, подходите к водопаду. Вы входите в него, и сияющие струи очищают вас, наполняя силой и энергией.

Психолог. Наш мозг способен продуцировать мысли, которые имеют огромный потенциал. Это энергия, которая может влиять на наше здоровье. Чем интенсивнее мнение, тем больше энергия. Существуют оптимистичные мысли, которые несут надежду, а также мнения, насыщенные ненавистью, зловредные, мысли большой разрушительной силы. Переполняя наше сознание, последние способствуют нагнетанию эмоционального дискомфорта.

Как мы можем прекратить этот процесс? Как остановить негативный внутренний диалог? Для этого я предлагаю вам освоить технику остановки плохих мыслей. Во время правильного выполнения этой техники вы сместите внимание с потока негативных мыслей, нарушая их влияние и нормализуя свое состояние.

1. Переместите свое внимание наружу, то есть направьте его на внешние объекты, звуки, ощущения.

2. Перемещая внимание, перечислите все, что воспринимаете: я вижу . я слышу . я чувствую .

3. Просто отпустите свое внимание в режим свободного полета, созерцайте окружающий мир во всем его разнообразии . Обратите внимание, то вы ничего не можете сделать - это только ваше впечатление. Именно ваше и именно воспоминание, а не наблюдение.

Чтобы убедиться в этом позвольте себе пошалить:

Психолог: представьте человека, которого вам неприятно вспоминать.

Теперь мысленно дорисуйте ему кошачьи усы и уши осла.

- Как он вам теперь? Что вы чувствуете?

- А еще можно примерить короткие штанишки, как у Карлсона. Можно с пропеллером. Нажмите на пуговицу - кнопку и человек взлетит на крышу.

Ваша психика - замечательный прибор, ее сейчас любят сравнивать с компьютером, ведь он может не только вызвать негативные эмоции, но и устранять их.

Выберите воспоминание с неприятным объектом.

- изменить размеры этого объекта;

- изменить его форму;

- перекрасить в любой цвет и нанести узор;

- неподвижный образ можно заставить двигаться (раз - и руководитель, который вас донимает, начинает вальсировать)

- создать звуковые эффекты (заставить их шептать, свистеть).

Иначе говоря, ваши воспоминания о событии, которое вас травмирует, - это лишь картина в вашем сознании. И вы можете изменить в этой картине все, что захотите и как вам захочется. В результате изменится и ваше психологическое состояние.

Мудрец передавал своему ученику все тайны бытия. Это продолжалось много лет. Однажды ученик решил проверить мудреца, насколько тот мудрый.

Таким образом, только от Вас зависит, будет ли Ваше взаимодействие с другими живым, ярким, плодотворным, или наоборот.

Затем психолог обращается к участникам с предложением написать на выданных им листах бумаги то, что они имеют право делать, чтобы чувствовать себя счастливыми, при этом могут чувствовать, о чем думать, как себя вести. Сначала психолог предлагает написать имя участника, дату и выполнять работу.

Таким образом, каждый участник получает собственную лицензию на счастье.

Итог. Заключительное слово психолога.

Как часто человек, который заточил себя в собственной клетке-квартире, теряет способность радоваться жизни! А отсутствие удовольствий и радости ведет к депрессии.

Почему люди так редко радуются? Потому что потеряли способность верить и надеяться. Потому что переполнены знаниями? Потому что глобальное потепление климата добавило количество пасмурных дней?

Найдите радость в себе - и она вернет вам солнечную погоду. Улыбнитесь - и к Вам вернется беззаботная юность. Откройте сердце Ангелу Радости и эта радость окружит Вас со всех сторон.

Читайте также: