Профилактика семейно бытового насилия в школе

Обновлено: 05.07.2024

Жестокое обращение с детьми - это одна из основных опасностей для благополучия общества, которая вызывает все большую озабоченность. Как показывает статистика, ежегодно в России более 100 тысяч детей подвергаются насилию, около 30 тысяч погибают. В связи с этим, все более актуальным становится повышение правовой культуры педагогов по защите прав ребенка, формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям, создание условий по профилактике насилия и жестокости, направленных против детей.

Несовершеннолетние дети взяты под охрану государства и обладают следующими правами:

В современном обществе эти права часто нарушаются, родителями, государством, а зачастую и сверстниками.

Ст. 56 Семейного Кодекса РФ говорит о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

Ст. 156 Уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в непредставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо ограничением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.

Жестокое обращение с детьми (в том числе физическое и психическое насилие над ними), покушение на их половую неприкосновенность является основанием (согласно статье 69 Семейного Кодекса РФ) для лишения родителей родительских прав.

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей осуществляются родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом органом опеки и попечительства, прокурором, судом. Должностные лица организации, иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни, здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, фактов жестокого обращения, обязаны сообщить в органы Опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

10) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

Также в ФЗ при перечислении мер социальной поддержки и стимулирования обучающихся в пункте 6 сказано о недопустимости принуждения обучающихся, к вступлению в общественные объединения, тк. Это является нарушением их прав и свобод.

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

5. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

6. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

7. При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.

Статья 45 посвящена защите прав обучающихся, родителей

1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Что касается Обязанностей и ответственность педагогических работников, этот вопрос обсуждается в Статье 48,

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

В нашей стране действует достаточно документов по защите прав несовершеннолетних. Меры по защите прав ребенка значительно расширились в связи с принятием новых документов. Новый Закон дает детям, признанным потерпевшими, гарантию бесплатной юридической и обязательной психологической помощи. А всегда ли прав учитель? Зачастую дети подвергаются непосредственному насилию, как со стороны сверстников, старшеклассников, так и со стороны педагогов, либо с их молчаливого согласия.

Факторы, способствующие школьному и семейному насилию (по результатам социологических опросов в разных регионах страны)

Вашему вниманию предлагается алгоритм действий педагога при выявлении жестокого обращения по отношению к ребенку:

1.Отнеситесь к ребенку серьезно. Попытайтесь оставаться спокойными. Успокойте и поддержите ребенка

2.Проведите индивидуальную беседу, постарайтесь получить дополнительную информацию для установления фактов совершения насильственных действий с ребёнком (совместно с психологом):

3.По установленным фактам физического и/или сексуального насилия в семье педагог по закону в обязательном порядке должен проинформировать правоохранительные органы.

4.Необходимо разработать план действий по выводу ребёнка из кризисной ситуации. При необходимости подключить других специалистов социально-психологической службы. Исходя из степени тяжести ситуации, педагог может:

· -вынести родителям предупреждение;

· -организовать совет профилактики, с присутствием родителей;

· -написать представление в КДН или полицию.

Основания для лишения родительских прав, которые должны быть подтверждены неоспоримыми доказательствами:

· Уклонение от выполнения родительских обязанностей,

· Злоупотребление своими родительскими правами (создание условий, затрудняющих полноценное развитие ребенка, получение ребенком образования; приучение его к употреблению алкогольных напитков, наркотиков; использование ребенка при совершении преступления),

· Жестокое обращение с детьми,

· Хронический алкоголизм или наркомания родителя,

· Совершение умышленного преступления против жизни или здоровья ребенка либо против жизни и здоровья супруга (необходим приговор суда, подтверждающий совершенное преступление).

Для выяснения степени актуальности обсуждаемой проблемы в настоящее время предлагаю Вам ответить на вопросы следующей анкеты:

Анкета для педагогов

по проблемам насилия над детьми и степени их осведомленности в вопросах злоупотреблений в отношении детей .

1. Встречались ли Вы в своей профессиональной деятельности со случаями жестокости по
отношению к детям?
-Да.
- Нет.

2. Как подсказывает Вам Ваш профессиональный и жизненный опыт, увеличилось ли за последние 2 года число детей пострадавших от.
- Физического насилия - да.
- Физического насилия - нет.

- Психического насилия - да.

- Психического насилия - нет.
- Сексуального насилия - да.
- Сексуального насилия -нет.
- Пренебрежения - да.
- Пренебрежения - нет.

3. Как Вы поступаете, если родители Вашего ученика злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с ним или уклоняются от обязанностей по его воспитанию?
- Встречаюсь с родителями.
- Обсуждаю с коллегами.
- Обращаюсь к администратору.
- Обращаюсь в милицию.
-Обращаюсь в органы опеки и попечительства.
- Обращаюсь в управление образования.
- Ничего не могу сделать.
- Обращаюсь в кризисный центр.
- Другое.
4. В какой форме, по Вашему мнению, следует организовать обучение педагогов по профилактике насилия над детьми?
- Занятия с детьми по безопасному поведению.
- Информационно-просветительская работа с родителями.
- Лекции и семинары для педагогов.

- Активизация работы социально-педагогических центров с детьми-жертвами насилия.

- Детский телефон доверия.
-Другое.
5.Что конкретно можно сделать в настоящих условиях, чтобы защитить детей от насилия?
- Повысить уровень знаний родителей по проблеме жестокого обращения
(выявление и помощь).
- Повысить уровень юридических знаний.
- Просвещать родителей по вопросам воспитания детей.
- Проводить предупредительную работу с детьми.
- Развивать психологическую помощь детям и семьям.
- Издавать больше материалов по этой проблеме.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Директор МОБУ СОШ №12

Программа

профилактики жестокого обращения с детьми

г. Якутск – 2020г

Пояснительная записка

За последние десятилетия в России и ее регионах произошли глубокие перемены во всех сферах: экономике, политике, социальной структуре.

Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии - это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания - это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня - это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. Должна включаться поддержка ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение и выявление, расследование и лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

Цели программы:

1) Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми.

2) Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми.

Задачи программы:

1) Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

2) Раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

3) Создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки детей и их семей;

4) Осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

5) Осуществление консультативно-профилактической работы среди обучающихся, педагогических работников, родителей.

Содержание программы :

Программа содержит 4 блока:

· профилактическая работа с детьми;

· профилактическая работа с родителями.

Организационная работа направлена на разработку и осуществление

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положение детей в системе внутрисемейных отношений, взаимоотношений подростков с педагогами школы, с одноклассниками.

Профилактическая работа с детьми включает предупредительно­профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением, группы риска. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед.

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета профилактики.

Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, учителя предметники, организатор.

1) Проведение тематических педагогических советов.

2) Планирование работы по профилактике жестокого обращения с детьми.

3) Составление социального паспорта группы, школы.

4) Ведение картотеки детей из неблагополучных семей, стоящих на внутришкольном учете, на учете ПДН.

5) Посещение семей, выявление детей, не посещающих занятия)

6) Выявление и постановка на учет детей с девиантным и тревожным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

1. Анкетирование с целью выявления жестокого обращения с детьми.

2. Проведение диагностических методик с целью изучения личности обучающихся.

3. Анкетирование родителей с целью выявления внутрисемейных отношений.

4. Заполнение личной карточки обучающегося.

5. Посещение семей.

6. Работа с инспектором по делам несовершеннолетних, участковым инспектором.

7. Работа с участковым терапевтом.

8. Работа со специалистами из организаций партнеров.

1) правовая просвещенность несовершеннолетних;

2) индивидуальные профилактические беседы с обучающимися, выявление причин отклонений в поведении; беседы социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, медицинского работника, администрации школы с детьми;

3) использование интерактивных методов воспитания;

4) тренинговые занятия для подростков;

5) игры и дискуссии для активизации познавательных интересов детей и подростков;

7) организация консультаций специалистами;

8) оказание психологической помощи подростку.

1) правовая просвещенность родителей;

2) выявление социально опасных семей, социально незащищенных семей и постановка их на внутришкольный контроль;

3) посещение семей по месту жительства,

4) проведение родительского всеобуча;

По профилактике жестокого обращения в семье

Психолого-педагогические особенности несовершеннолетнего. Создание эмоционального поля во взаимоотношениях. Права и обязанности семьи. Причина детских суицидов

По профилактике правонарушений и преступлений

Уголовный кодекс РФ. Семейный кодекс РФ. Административный кодекс РФ. Права, обязанности и ответственность родителей и несовершеннолетнего

По профилактике взаимоотношений и налаживанию общения в семье и обществе

Воспитание детей в семье. Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи. Пропаганда здорового образа жизни. Духовно­ценностные ориентации. Содержание жизнедеятельности

5) организация консультаций специалистов: социального педагога, психолога, медицинского работника;

6) организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

Планируемые результаты:

Планируемый результат

Разработать план мероприятий, необходимых для профилактики жестокого обращения с детьми.

Получение информации о состоянии здоровья обучающихся. Получение информации о внутрисемейных отношениях. Получение характеристики микроклимата семьи.

Сформировать у ребенка жизненную позицию. Сформировать у детей здоровый образ жизни. Активизировать познавательные интересы у подростка. Организация правового просвещения.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей. Организация правового просвещения родителей.

Построение духовно-нравственных отношений детей и взрослых. Создание приоритетного родительского воспитания.

План мероприятий

профилактики жестокого обращения с детьми

на 2020-2021 г

Сроки и место проведения

Профилактическая работа с учащимися

- Ежедневный контроль за посещаемостью.

- Посещение на дому учащихся, имеющих проблемы в семье. Изучение семейных отношений

Организация встречи с участковыми инспекторами службы по делам несовершеннолетних. Сверка списков состоящих на профилактических учетах.


Всегда считалось, что самое безопасное место для детей — это собственный дом и семья. Однако, факты ставят это утверждение под сомнение. По данным статистики, около двух с половиной миллионов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет избивают родители, более 50 тыс. ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, более 50% преступлений в быту совершаются в присутствии детей, 30-40% всех тяжких преступлений в быту совершается в семье.

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы.

Физическое насилие — нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими физических травм, различных телесных повреждений. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физических наказаний — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение, оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Эмоциональное (психическое) насилие — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому насилию относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка (экономическое насилие) — отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребёнка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин, в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Таким образом, сексуальным насилием или развращением является не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий.

Одним из проявлений жестокого отношения к ребенку, является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще не родился, т.е. ребенку от нежеланной беременности. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

Последствия

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Практически, все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева ни имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. Наиболее частой реакцией на насилие является низкая самооценка. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

Самое обидное, что решение своих проблем дети — жертвы насилия — часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопровождается с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотиками, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Большинство дел о насилии над детьми в семье не доходят и до милиции по разным причинам. Родители отказываются от показаний, кроме того, очень низкая социальная ответственность соседей, родственников — всех тех, кто может увидеть или услышать, как избивают ребенка. Да и сами дети считают что, любая семья лучше приюта, а также бояться потерять любовь немилосердных родителей.


РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

  1. Прислушайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребёнка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство
  2. Принимайте решения совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребёнок охотнее подчиняться тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребёнку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.
  3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было бы вести себя неправильно.
  4. Предоставляйте ребёнку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
  5. Требуя что-то от ребёнка, давайте ему чёткие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребёнок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребёнок нуждается в повторении.
  6. Не требуйте от ребёнка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать всё сразу.
  7. Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
  8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребёнок ведёт себя так, а не иначе, о чём свидетельствует его поступок.
  9. Подумайте, в чём трудность ситуации, в которую попал ребёнок? Чем вы можете помочь ребёнку в этой ситуации? Как поддержать его?


ВЕБИНАР: Краткосрочное психологическое консультирование (КПК): личностная готовность, профессиональная позиция и практические навыки специалиста

ВЕБИНАР: Нейролингвистическое программирование: базовая теория и практика

Психологическое консультирование подростков и молодежи

Скоро

Закон о профилактике семейного насилия — комментарий адвоката

/module/item/name

Сколько ещё надо смертей, чтобы законодатели поняли, что закон должен быть не формальностью, причём бессмысленной, а идеальным и работающим в сторону защиты жертв?

На расширенном заседании рабочей группы, которое состоялось 15 ноября 2019 года, мы уже многие из своих опасений озвучивали и обсуждали. Что-то наши законодатели из Верхней Палаты учли, а что-то оставили без внимания вовсе.

1. Определение семейно-бытового насилия (статья 2)

Семейно-бытовое насилие — умышленное деяние (действие или бездействие), причиняющее или содержащее угрозу причинения физического, и (или) психического страдания, и (или) имущественного вреда, не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления.

В случаях возбуждения уголовного дела потерпевший может быть защищен мерами процессуального принуждения на период рассмотрения уголовного дела. При этом в указанный период потерпевший особенно нуждается в мерах социальной и психологической поддержки, а исходя из предложенной формулировки, он лишается возможности воспользоваться мерами предлагаемого проекта закона.

Также в случае совершения правонарушения / преступления в отношении нарушителя будет невозможно применить ни одну меру профилактики, предусмотренную предлагаемым проектом закона (профилактические беседы, специализированные психологические программы для нарушителей и т.п).

Следует также отметить, что в ситуации совершения нарушителем преступлений небольшой степени тяжести (например, умышленное причинение легкого вреда здоровью, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) не назначаются меры наказания, связанные с лишением свободы, таким образом, нарушитель остается на свободе, но после вступления в силу приговора потерпевший остается полностью беззащитным, так как к нарушителю меры принуждения в соответствии с УПК РФ больше не применяются.

2. Лица, подвергшиеся семейно-бытовому насилию (статья 2)

Лица, подвергшиеся семейно-бытовому насилию, — супруги, бывшие супруги, лица, имеющие общего ребенка (детей), близкие родственники, а также совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство иные лица, связанные свойством, которым семейно-бытовым насилием причинены физические, и (или) психологические страдания, и (или) имущественный вред или в отношении которых есть основания полагать, что им семейно-бытовым насилием могут быть причинены физические, и (или) психические страдания, и (или) имущественный вред.

Статья 16: основанием для профилактики семейно-бытового насилия является:

Предлагается сформулировать текст этой части статьи следующим образом:

Между тем, не ясно, какой именно протокол и в соответствии с каким процессуальным законом составляется сотрудником ОВД, а также какова цель этого протокола.

Статья 23: защитное предписание выносится с согласия лиц, подвергшихся насилию, или их законных представителей.

Согласно части 3 рассматриваемой статьи, защитным предписанием нарушителю может быть запрещено:

1) вступать в контакты, общаться с лицами, подвергшимися семейно-бытовому насилию, в том числе по телефону, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

2) предпринимать попытки выяснять место пребывания лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию, если это лицо (лица) находится (находятся) в месте, неизвестном нарушителю.

Целесообразно дополнить данные запреты запретом вступать в контакты с пострадавшим через третьих лиц либо иными способами, посещать место проживания / пребывания пострадавшего, места работы, учебы, лечения пострадавшего, а также приближаться к лицу, пострадавшему от семейно-бытового насилия, на расстояние ближе чем 50 метров, если это лицо находится вне совместного места жительства или места пребывания с лицом, в отношении которого вынесено предупредительное предписание.

Кроме того, необходимо дополнить защитное предписание запретом на совершение семейно-бытового насилия. Несмотря на то что совершение семейно-бытового насилия само по себе является противоправным, данный запрет носит профилактический характер, позволяет обратить внимание нарушителя на недопустимость повторного совершения противоправных деяний и привлечь к ответственности за нарушение защитного предписания, если нарушитель повторно совершит семейно-бытовое насилие. Аналогичные запреты необходимо предусмотреть в судебном защитном предписании (статья 24).

4. Судебное защитное предписание

5. Ответственность за нарушение защитного предписания и судебного защитного предписания

В проекте закона предусмотрена административная ответственность за нарушение защитного предписания и судебного защитного предписания — штрафы и арест. Такого рода санкции приведут к ошибке, которая уже была допущена при декриминализации побоев.

Предлагаемая ответственность настолько ничтожна, что не будет являться сдерживающим фактором для правонарушителя. Учитывая опыт применения ст.6.1.1. КоАП РФ, есть все основания ожидать, что за нарушение защитных предписаний в основном будут назначаться штрафы, что также будет сказываться на финансовом состоянии семьи. Кроме того, в ситуации нарушения судебного защитного предписания административная ответственность является явно несоразмерной степени опасности деяния и характеру правонарушения.

Административную ответственность возможно предусмотреть в случае первого нарушения защитного предписания, а для повторного нарушения защитного предписания и нарушения судебного защитного предписания предусмотреть уголовную ответственность, относя данное преступление к преступлениям небольшой степени тяжести, предусмотрев самое суровое наказание в виде одного года лишения свободы. В данной ситуации не стоит опасаться того, что увеличится количество лиц, осужденных к реальному лишению свободы, т.к. реальное лишение свободы не назначается лицам, впервые совершившим преступление небольшой степени тяжести, за исключением случаев, указанных в ст.56 УК РФ. В качестве иных видов наказания необходимо предусмотреть исправительные и обязательные работы. Это также позволит судам применять к условно осужденным ч.5 ст.73 УК РФ, т.е. возложить на осужденного ряд профилактических обязанностей (контроль за поведением осужденного, обязанность не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма и наркомании).

6. Механизм межведомственного взаимодействия

Для системной профилактики семейно-бытового насилия особенно важно иметь межведомственный механизм взаимодействия государственных органов по этой проблеме. Для того чтобы механизм межведомственного взаимодействия успешно функционировал, необходимо предусмотреть в проекте закона обязанность по обучению и подготовке сотрудников субъектов профилактики, а также по разработке методических рекомендаций для сотрудников субъектов профилактики. Аналогичные рекомендации Российская Федерация получала также от Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Заключительные замечания 2014 года, Мнения по делам О.Г. против России, Х. и Y. против России).

7. Доступ потерпевших к бесплатной юридической помощи

ж) о вынесении судебного защитного предписания.

8. Доступ потерпевших к социальным услугам

При этом порядок определения среднедушевого дохода предусматривает расчет среднедушевого дохода с учетом доходов всех членов семьи, что в ситуации семейно-бытового насилия недопустимо. Предлагаем в ч.5 ст.9 проекта закона предусмотреть, что социальные услуги в целях защиты граждан от семейно-бытового насилия предоставляются бесплатно.

9. Мониторинг, контроль и надзор за соблюдением законодательства

В ПФЗ полностью отсутствует глава о мониторинге, контроле и надзоре. Систематический мониторинг Правительством, качественные исследования, статистика важны для отслеживания динамики в сфере семейно-бытового насилия.

10. Поправки в статью 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

Данное изменение, несомненно, упростит доступ к правосудию, а также будет служить достаточно серьезным сдерживающим фактором для потенциального преступника.

При этом, на наш взгляд, санкции ст.116.1 УК РФ с учетом правоприменительной практики и в целях усиления профилактической / превентивной роли, нуждаются в оптимизации.

Предлагаем исключить из ст.116.1 УК РФ санкцию в виде ареста и заменить её на санкцию в виде лишения свободы на срок до одного года. Данное предложение с учетом степени общественной опасности соотносится с размером наказания, предусмотренным ст.116 УК РФ, — до двух лет лишения свободы.

Также стоит обратить внимание еще на несколько принципиальных моментов, связанных с правоприменительной практикой по данному виду преступлений:

  • реальное лишение свободы не назначается;
  • к лицам, впервые совершившим преступления небольшой тяжести, в случае отсутствия отягчающих обстоятельств не применяется такой вид наказания, как условное лишение свободы;
  • в соответствии с п. а ч.4 ст.18 УК РФ, при признании рецидива преступлений не учитываются судимости за преступления небольшой тяжести;
  • с учетом административной приюдиции ст.116.1 УК РФ и ее ограниченного санкционного инструментария у судов фактически не будет возможности за неоднократно совершенные побои назначать более суровое наказание.

Кроме того, у судов появится возможность в случае повторного привлечения к уголовной ответственности (при соблюдении определенных условий по процессуальным срокам), в соответствии с ч.5. ст.73 УК РФ, возложить на условно осужденного дополнительные обязанности, такие как:

  • не посещать определенные места;
  • пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания;
  • трудиться (трудоустроиться) либо продолжить обучение в общеобразовательной организации.

Суд может возложить на условно осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению.

Читайте также: