Профилактика самоповреждающего поведения в школе

Обновлено: 07.07.2024

Самоповреждение – это сознательное причинение себе физического вреда. Чаще всего это порезы. Но могут быть и другие формы (например, ожоги, царапины, девушки часто рвут на себе волосы).

Зачем дети это делают?

Причинение сознательного физического вреда себе – это способ справится с отрицательными эмоциями, с которыми человек не справляется по-другому.

Часто это попытка заглушить эмоциональное страдание физической болью.

На какое-то время это получается. Но самоповреждение приносит только временное облегчение и может превратиться в порочную привычку. Вместо того, чтобы научиться справляться со своими переживаниями, человек будет дальше резать себе кожу на руках или делать что-то еще подобное, а переживания в итоге никуда не денутся.

Основные факторы риска развития самоповреждающего поведения:

· Межличностные (проблемы со сверстниками, педагогами, травля, общение с подростками, наносящими самоповреждения, отсутствие друзей);

Признаки того, что подросток прибегает к самоповреждению

Самоповреждение обычно скрывают. Но все же насторожить должно следующее:

– порезы, ожоги, следы укусов, синяки или безволосые участки непонятного происхождения;

– ношение одежды, полностью закрывающей руки и ноги, даже в жаркое время года, – человек избегает занятий спортом или переодевания в присутствии других;

– следы салфеток со следами крови в мусорном ведре;

– повышенный интерес и собирание острых предметов;

– самоизоляция, отчуждение от друзей и родных;

– плохое настроение, потеря интереса к жизни, депрессия или взрывы гнева;

– самообвинения, разговоры о своей несостоятельности, бесполезности или безнадежности.

Важно помнить, что эти проявления могут иметь другие причины и не всегда означают, что человек наносит себе повреждения. Какие-либо тревожные признаки могут вообще отсутствовать.

Очень часто молодые люди, прибегающие к самоповреждению, крайне требовательны к себе и не выставляют чувства напоказ. Признаться кому-то в том, что они наносят себе повреждения, или вообще говорить о своих проблемах, для них мучительно трудно. Чаще всего следы самоповреждений скрываются, и очень искусно.

Как реагировать?

Помните, что дети и молодые люди, которые пытаются решить свои эмоциональные проблемы через причинение себе физической боли, часто одновременно страдают от чувства вины и стыда. Бравировать следами от порезов они могут только среди тех, кто делает то же самое. Но в основном они не хотят говорить об этом и показывать это.

Важно сохранять спокойствие и пытаться наладить честный и открытый диалог.

Нападки, шквал вопросов и взрыв эмоций приведут только к тому, что ребенок замкнется и вообще перестанет разговаривать. Вместо этого задавайте вопросы, предполагающие развернутый ответ, о том, что человек чувствует. Помните, что самоповреждение – только симптом другой, более глубокой проблемы. Попытайтесь понять, в чем причина такого поведения. Часто подростки и молодые люди, прибегающее к самоповреждению, не могут объяснить, что с ними происходит. Попробуйте разобраться вместе.

Не начинайте открытое противостояние. Присматривайте за ребенком, но не устраивайте слежку.

Соблюдайте границы и не бойтесь здоровой дисциплины. Дисциплина в семье дает ребенку ощущение безопасности и эмоциональной стабильности.

Если вы чувствуете, что не справляетесь сами, обратитесь за помощью к психологу. Не вините себя. Сохраняйте спокойствие. Уравновешенная, поддерживающая реакция родителей – одно из важнейших условий для восстановления подростка.

На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Основы помощи подросткам с самоповреждениями

Основы помощи подросткам с самоповреждениями
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение

Психологическая помощь подросткам с самоповреждающим поведением может осуществляться на разных уровнях — в семье, в школе, в среде сверстников. Однако при повторяющихся самоповреждениях, чаще всего сочетающихся с устойчивыми эмоциональными и межличностными трудностями, которые переживает подросток, необходима профессиональная психотерапевтическая помощь.
Терапевтическое вмешательство может осуществляться как в индивидуальной, и в групповой форме. В моделях психологической помощи, разрабатываемых в клинике, самоповреждающее поведение рассматривается, как правило, в русле комплексного подхода в совокупности с другими психологическими проблемами, например, детской травмой (Smith, Kouros, Meuret, 2014).

1. Как можно помочь подросткам с самоповреждениями (результаты исследований)


Таблица 4
Способы помощи сверстникам с самоповреждающим поведением


№ Как можно помочь своему ровеснику с самоповреждениями
1. Выслушать и поговорить — обсудить его проблемы
2. Рассказать взрослым
3. Посоветовать обратиться к профессионалу (например, консультанту)
4. Сформировать позитивные отношения с ним, подружиться
5. Повысить осведомленность о проблеме в обществе
6. Снизить стигматизацию и обеспечить конфиденциальность (не навешивать ярлыки, не осуждать)
7. Не помогать, в силу уверенности в неэффективности подобной помощи


2. Некоторые психотерапевтические модели помощи подросткам с самоповреждающим поведением


2.1. Когнитивно-поведенческие модели


2.2. Модели, основанные на психодинамическом подходе


2.3. Семейная терапия, основанная на теории привязанности


К настоящему времени разработаны различные теоретические модели семейной терапии — структурная, стратегическая, Миланская системная и нарративная (Rutter's Child and Adolescent Psychiatry, 2015). В первых моделях системной теории семьи акцент ставился на различных уровнях коммуникации и рекурсивной природе отношений, паттернах взаимодействия, отношениях между членами семьи и ролях. В 80-е и 90-е получили развитие представления о сложном соотношении между ролью наблюдателя, который является также частью семейной системы, и его активностью, отраженные в выводах об ограниченной объективности наблюдателя, на которого влияют культура, язык, социальные факторы. Таким образом, семья начинает рассматриваться не как источник проблем ребенка и субъект терапевтического вмешательства, но как система, включенная в общество и культуру, а члены семьи — как активные соучастники терапевта, помогающие найти решение проблем ребенка (Rutter's Child and Adolescent Psychiatry, 2015).
В модели системной семейной терапии, предложенной Боуэном, работа ведется в направлении осознания эмоций и повышения дифференциации через изменение себя; через преодоление эмоционального слияния развиваются способности к автономному принятию решений (Brown, 1999).
Семейная терапия, основанная на теории привязанности, исходит из того, что нарушения привязанности в раннем возрасте между ребенком и матерью влекут за собой нарушения эмоциональной саморегуляции, искажение образа Я и формирование неадаптивных способов совладания со стрессом в подростковом возрасте. Самоповреждение — одна из форм неадаптивных копинг-стратегий. Данная модель психологической помощи предполагает, что ряд факторов (семейные конфликты, отсутствие эмоциональной согласованности членов семьи, насилие) могут разрушить связь между ребенком и родителями, что и является основой для формирования различных форм малоадаптивных или неадаптивных копингов. Целью терапии выступает разрешение внутрисемейных конфликтов, построение доверительных отношений между подростком и родителями, при которых родители оказываются снова включены в его жизнь (Kissil, 2011).
Терапия включает в себя несколько этапов.
На первом этапе происходит встреча терапевта с семьей и с ее членами по отдельности для создания терапевтического альянса, определение фокуса терапии как улучшения отношений в семье. Проводится подготовка подростка и родителей к диалогу.
На втором этапе создаются терапевтические условия для воссоздания привязанности: родители выслушивают ребенка с принимающей, эмпатической позиции, семья учится обсуждать проблемы подростка, с которыми ранее он не мог обратиться к родителям.
На третьем этапе внимание фокусируется на роли семьи как контекста социализации подростка: терапевтом инициируются обсуждения с родителями повседневных тем, касающихся их ребенка, с акцентом на поддержке независимости и автономии подростка (Kissil, 2011).

Об этой теме не принято говорить вслух и открыто обсуждать. Мало кто из родителей хочет делиться с друзьями и родными, что его ребенок режет руки или говорит о том, что ему надоело жить. Самоповреждающее и суицидальное поведение детей и подростков – тема до сих пор закрытая, но при это она требует к себе все еще пристального внимания не только взрослых, но и общества в целом.


По данным Детского фонда ООН в России ежегодно совершают самоубийство до 500 ребят в возрасте до 14 лет и около 2,5 тысячи подростков 15-18 лет. Примерно каждый 12-й подросток совершает суицидальную попытку.

По статистике в возрасте от 16 до 24 лет происходит наибольшее число суицидальных попыток. В период полового созревания, 14-15 лет происходит резкое возрастание суицидальной активности, пик которой приходится на 16-19 лет.

Подростковый возраст – переход из детства во взрослую жизнь. Этот период психологи считают кризисным, так как перестраиваются все сферы ребенка, начиная с физиологии, а также меняется социальная среда ребенка, которая требует от него новых поведенческих стратегий, выбора, принятия решений.

Изменения, которые происходят на биологическом и психологическом уровнях в этот период достаточно масштабны. Ребенок на фоне перестройки может испытывать эмоциональный дисбаланс: тоску, тревогу, плаксивость, которые резко меняются на эйфорию и приподнятое настроение.

У подростка постепенно формируется самосознание, чувство автономии и индивидуальности, ощущение себя "взрослым". Формулируется отношение к жизни, смерти, собственным смыслам. Вместе с этим какие-то процессы и навыки созревают быстрее, какие-то медленнее. На этом фоне даже самые малейшие жизненные сложности могут восприниматься подростками как неразрешимые, непреодолимые, вызывающие нестерпимую душевную боль. Это в свою очередь может приводить к самоповреждающему и опасному поведению, а также к суицидальным проявлениям.

Самоповреждения у детей и подростков

По словам медицинского психолога Центра им. Г.Е. Сухаревой Михаила Александрова, важно обратить внимание на тот факт, что самоповреждения могут появиться не только у детей или подростков, а у человека любого возраста, пола, положения в обществе, социальной принадлежности. Повреждения могут наноситься как с целью самоубийства, так и без нее. В некоторых случаях селф-харм является симптомом психического расстройства, которое важно лечить и наблюдать у врача-психиатра.

Родителям важно помнить, что самоповреждающее поведение у ребенка – это никогда не норма. Оно требует внимания, немедленного реагирования и коррекции, так как существует реальная угроза для жизни и здоровья.

Существуют различные современные теории, которые пробуют давать объяснение причинам самоповреждающего и суицидального поведения. Одна из таких теорий – био-психо-социальная модель, которая говорит о том, что на появление симптомов влияет всегда совокупность факторов – биологических, психологических и социальных одновременно. Поэтому в лечении подобной проблематики должно быть обязательно сочетание специалистов, работающих с биологией человека, его психикой и психологическим состоянием, а также с ближайшим окружением.

Суицидальное поведение детей и подростков

Некоторое время назад в подростковой среде появился специальный термин "эскейп", что можно перевести на русский язык как "красиво уйти из жизни". Нажал кнопку и вышел из программы, как на компьютере. Появление подобных сленговых выражений, как правило, указывает на особую актуальность темы жизни и смерти у современных подростков.

По словам Анастасии Ильиной, медицинского и семейного психолога Центра им. Г.Е. Сухаревой, в 80% случаев попытка самоубийства совершается дома и, как правило, в дневное или вечернее время. В большинстве случаев самоубийство – это крик о помощи для родных и близких. Удивительно, но подростки решают покончить жизнь самоубийством, но также одновременно отчаянно хотят достучаться до родных и близких любой ценой, чтобы получить поддержку, помощь или выразить свое несогласие с чем-либо.

Суицидальное поведение, как правило, редко случается одномоментно и импульсивно. Для того, чтобы человек пришел к суицидальным мыслям, а тем более перешел к активным действиям необходимо время, а также ухудшение внутреннего состояния или внешней ситуации. Каждый такой этап может протекать от нескольких минут до нескольких месяцев, а иногда и лет.

Выделяют следующие этапы развития суицидального поведения:

  1. Антивитальные переживания. То есть подросток может думать или произносить вслух фразы, например, "моя жизнь потеряла смысл", "все плохо", "я никому не нужен", "я никому и не интересен", "жизнь как существование" и т.п.
  2. Пассивные суицидальные мысли. У подростка появляются мысли – "хочу заснуть и больше не просыпаться", "хочу, чтобы меня сбила машина", "вот если бы меня не было…" и т.п.
  3. Активные суицидальные мысли. Подросток начинает интересоваться и искать информацию про способы самоубийства, процесс, минусы и плюсы того или иного способа и т.д.
  4. Суицидальные замыслы, формирование намерения. Подросток разрабатывает план действий: определяет место, время и способ. Ищет и готовит средства для его осуществления, а также принимается решение о поступке.
  5. Суицидальная попытка. Подросток совершает попытку суицида. Она может оказаться завершенной и незавершенной, в случае которого подросток может дальше предпринимать попытки и менять способы.
  6. Постсуицид.

К основным мотивам суицидального поведения можно отнести:

  • протест,
  • призыв,
  • избегание,
  • самонаказание,
  • отказ от жизни.

"Призыв"и "протест"среди подростков являются наиболее "популярными"из них.

Андрей Личко, известный и уважаемый советский психиатр, профессор, к наиболее частым причинам суицида в подростковой среде относит следующие:

  • потеря близкого и любимого человека,
  • хроническое переутомление и усталость,
  • уязвленное чувство собственного достоинства,
  • употребление психоактивных веществ.

Что делать взрослым?

Можно выделить две противоположные друг другу реакции со стороны родителей, встречающихся чаще всего:

  • Сверх эмоциональная реакция, истерика, высокая тревога и паника со стороны родителей
  • Безэмоциональная реакция, отрицание/игнорирование проблемы, обесценивание, критика в адрес ребенка, насмешки со стороны родителей

Внимание! Ни одна из выше перечисленных реакций НЕ ПОМОГАЕТ решать и предотвращать проблемное поведение ребенка/подростка и даже наоборот часто усугубляет самоповреждения и суицидальные проявления.

Взрослым очень важно не пропустить "первые звоночки" самоповреждающего и суицидального поведения, вовремя оказать помощь, поддержать ребенка и при необходимости обратиться к специалистам.

Мы в соцсетях

Щелкните по картинке для перехода в раздел

проект

Щелкните по картинке для перехода в раздел

Видеоконсультации для родителей

видеотека

Щелкните по картинке для перехода в раздел

Профилактика коронавируса

вирусы

Щелкните по картинке для перехода в раздел

Региональная консультативная служба

Региональная консультативная служба

Профилактика

Интерактив

телефон доверия

Щелкните по картинке для получения подробной информации

Полезная информация

Тебе помогут в Тамбове

Уполномоченный по правам ребенка Тамбовской области Евгений Леонтьевич Таможник г.Тамбов, ул.Советская, 106 А, оф. 206

8 (4752) 72 65 44

Отдел охраны прав детства управления образования и науки области Варкова Людмила Викторовна

Читайте также: