Психологическая помощь подросткам с самоповреждающим поведением может осуществляться на разных уровнях — в семье, в школе, в среде сверстников. Однако при повторяющихся самоповреждениях, чаще всего сочетающихся с устойчивыми эмоциональными и межличностными трудностями, которые переживает подросток, необходима профессиональная психотерапевтическая помощь. Терапевтическое вмешательство может осуществляться как в индивидуальной, и в групповой форме. В моделях психологической помощи, разрабатываемых в клинике, самоповреждающее поведение рассматривается, как правило, в русле комплексного подхода в совокупности с другими психологическими проблемами, например, детской травмой (Smith, Kouros, Meuret, 2014).
1. Как можно помочь подросткам с самоповреждениями (результаты исследований)
Таблица 4 Способы помощи сверстникам с самоповреждающим поведением
№ Как можно помочь своему ровеснику с самоповреждениями 1. Выслушать и поговорить — обсудить его проблемы 2. Рассказать взрослым 3. Посоветовать обратиться к профессионалу (например, консультанту) 4. Сформировать позитивные отношения с ним, подружиться 5. Повысить осведомленность о проблеме в обществе 6. Снизить стигматизацию и обеспечить конфиденциальность (не навешивать ярлыки, не осуждать) 7. Не помогать, в силу уверенности в неэффективности подобной помощи
2. Некоторые психотерапевтические модели помощи подросткам с самоповреждающим поведением
2.1. Когнитивно-поведенческие модели
2.2. Модели, основанные на психодинамическом подходе
2.3. Семейная терапия, основанная на теории привязанности
К настоящему времени разработаны различные теоретические модели семейной терапии — структурная, стратегическая, Миланская системная и нарративная (Rutter's Child and Adolescent Psychiatry, 2015). В первых моделях системной теории семьи акцент ставился на различных уровнях коммуникации и рекурсивной природе отношений, паттернах взаимодействия, отношениях между членами семьи и ролях. В 80-е и 90-е получили развитие представления о сложном соотношении между ролью наблюдателя, который является также частью семейной системы, и его активностью, отраженные в выводах об ограниченной объективности наблюдателя, на которого влияют культура, язык, социальные факторы. Таким образом, семья начинает рассматриваться не как источник проблем ребенка и субъект терапевтического вмешательства, но как система, включенная в общество и культуру, а члены семьи — как активные соучастники терапевта, помогающие найти решение проблем ребенка (Rutter's Child and Adolescent Psychiatry, 2015). В модели системной семейной терапии, предложенной Боуэном, работа ведется в направлении осознания эмоций и повышения дифференциации через изменение себя; через преодоление эмоционального слияния развиваются способности к автономному принятию решений (Brown, 1999). Семейная терапия, основанная на теории привязанности, исходит из того, что нарушения привязанности в раннем возрасте между ребенком и матерью влекут за собой нарушения эмоциональной саморегуляции, искажение образа Я и формирование неадаптивных способов совладания со стрессом в подростковом возрасте. Самоповреждение — одна из форм неадаптивных копинг-стратегий. Данная модель психологической помощи предполагает, что ряд факторов (семейные конфликты, отсутствие эмоциональной согласованности членов семьи, насилие) могут разрушить связь между ребенком и родителями, что и является основой для формирования различных форм малоадаптивных или неадаптивных копингов. Целью терапии выступает разрешение внутрисемейных конфликтов, построение доверительных отношений между подростком и родителями, при которых родители оказываются снова включены в его жизнь (Kissil, 2011). Терапия включает в себя несколько этапов. На первом этапе происходит встреча терапевта с семьей и с ее членами по отдельности для создания терапевтического альянса, определение фокуса терапии как улучшения отношений в семье. Проводится подготовка подростка и родителей к диалогу. На втором этапе создаются терапевтические условия для воссоздания привязанности: родители выслушивают ребенка с принимающей, эмпатической позиции, семья учится обсуждать проблемы подростка, с которыми ранее он не мог обратиться к родителям. На третьем этапе внимание фокусируется на роли семьи как контекста социализации подростка: терапевтом инициируются обсуждения с родителями повседневных тем, касающихся их ребенка, с акцентом на поддержке независимости и автономии подростка (Kissil, 2011).
Об этой теме не принято говорить вслух и открыто обсуждать. Мало кто из родителей хочет делиться с друзьями и родными, что его ребенок режет руки или говорит о том, что ему надоело жить. Самоповреждающее и суицидальное поведение детей и подростков – тема до сих пор закрытая, но при это она требует к себе все еще пристального внимания не только взрослых, но и общества в целом.
![]()
По данным Детского фонда ООН в России ежегодно совершают самоубийство до 500 ребят в возрасте до 14 лет и около 2,5 тысячи подростков 15-18 лет. Примерно каждый 12-й подросток совершает суицидальную попытку.
По статистике в возрасте от 16 до 24 лет происходит наибольшее число суицидальных попыток. В период полового созревания, 14-15 лет происходит резкое возрастание суицидальной активности, пик которой приходится на 16-19 лет.
Подростковый возраст – переход из детства во взрослую жизнь. Этот период психологи считают кризисным, так как перестраиваются все сферы ребенка, начиная с физиологии, а также меняется социальная среда ребенка, которая требует от него новых поведенческих стратегий, выбора, принятия решений.
Изменения, которые происходят на биологическом и психологическом уровнях в этот период достаточно масштабны. Ребенок на фоне перестройки может испытывать эмоциональный дисбаланс: тоску, тревогу, плаксивость, которые резко меняются на эйфорию и приподнятое настроение.
У подростка постепенно формируется самосознание, чувство автономии и индивидуальности, ощущение себя "взрослым". Формулируется отношение к жизни, смерти, собственным смыслам. Вместе с этим какие-то процессы и навыки созревают быстрее, какие-то медленнее. На этом фоне даже самые малейшие жизненные сложности могут восприниматься подростками как неразрешимые, непреодолимые, вызывающие нестерпимую душевную боль. Это в свою очередь может приводить к самоповреждающему и опасному поведению, а также к суицидальным проявлениям.
Самоповреждения у детей и подростков
По словам медицинского психолога Центра им. Г.Е. Сухаревой Михаила Александрова, важно обратить внимание на тот факт, что самоповреждения могут появиться не только у детей или подростков, а у человека любого возраста, пола, положения в обществе, социальной принадлежности. Повреждения могут наноситься как с целью самоубийства, так и без нее. В некоторых случаях селф-харм является симптомом психического расстройства, которое важно лечить и наблюдать у врача-психиатра.
Родителям важно помнить, что самоповреждающее поведение у ребенка – это никогда не норма. Оно требует внимания, немедленного реагирования и коррекции, так как существует реальная угроза для жизни и здоровья.
Существуют различные современные теории, которые пробуют давать объяснение причинам самоповреждающего и суицидального поведения. Одна из таких теорий – био-психо-социальная модель, которая говорит о том, что на появление симптомов влияет всегда совокупность факторов – биологических, психологических и социальных одновременно. Поэтому в лечении подобной проблематики должно быть обязательно сочетание специалистов, работающих с биологией человека, его психикой и психологическим состоянием, а также с ближайшим окружением.
Суицидальное поведение детей и подростков
Некоторое время назад в подростковой среде появился специальный термин "эскейп", что можно перевести на русский язык как "красиво уйти из жизни". Нажал кнопку и вышел из программы, как на компьютере. Появление подобных сленговых выражений, как правило, указывает на особую актуальность темы жизни и смерти у современных подростков.
По словам Анастасии Ильиной, медицинского и семейного психолога Центра им. Г.Е. Сухаревой, в 80% случаев попытка самоубийства совершается дома и, как правило, в дневное или вечернее время. В большинстве случаев самоубийство – это крик о помощи для родных и близких. Удивительно, но подростки решают покончить жизнь самоубийством, но также одновременно отчаянно хотят достучаться до родных и близких любой ценой, чтобы получить поддержку, помощь или выразить свое несогласие с чем-либо.
Суицидальное поведение, как правило, редко случается одномоментно и импульсивно. Для того, чтобы человек пришел к суицидальным мыслям, а тем более перешел к активным действиям необходимо время, а также ухудшение внутреннего состояния или внешней ситуации. Каждый такой этап может протекать от нескольких минут до нескольких месяцев, а иногда и лет.
Выделяют следующие этапы развития суицидального поведения:
- Антивитальные переживания. То есть подросток может думать или произносить вслух фразы, например, "моя жизнь потеряла смысл", "все плохо", "я никому не нужен", "я никому и не интересен", "жизнь как существование" и т.п.
- Пассивные суицидальные мысли. У подростка появляются мысли – "хочу заснуть и больше не просыпаться", "хочу, чтобы меня сбила машина", "вот если бы меня не было…" и т.п.
- Активные суицидальные мысли. Подросток начинает интересоваться и искать информацию про способы самоубийства, процесс, минусы и плюсы того или иного способа и т.д.
- Суицидальные замыслы, формирование намерения. Подросток разрабатывает план действий: определяет место, время и способ. Ищет и готовит средства для его осуществления, а также принимается решение о поступке.
- Суицидальная попытка. Подросток совершает попытку суицида. Она может оказаться завершенной и незавершенной, в случае которого подросток может дальше предпринимать попытки и менять способы.
- Постсуицид.
К основным мотивам суицидального поведения можно отнести:
- протест,
- призыв,
- избегание,
- самонаказание,
- отказ от жизни.
"Призыв"и "протест"среди подростков являются наиболее "популярными"из них.
Андрей Личко, известный и уважаемый советский психиатр, профессор, к наиболее частым причинам суицида в подростковой среде относит следующие:
- потеря близкого и любимого человека,
- хроническое переутомление и усталость,
- уязвленное чувство собственного достоинства,
- употребление психоактивных веществ.
Что делать взрослым?
Можно выделить две противоположные друг другу реакции со стороны родителей, встречающихся чаще всего:
- Сверх эмоциональная реакция, истерика, высокая тревога и паника со стороны родителей
- Безэмоциональная реакция, отрицание/игнорирование проблемы, обесценивание, критика в адрес ребенка, насмешки со стороны родителей
Внимание! Ни одна из выше перечисленных реакций НЕ ПОМОГАЕТ решать и предотвращать проблемное поведение ребенка/подростка и даже наоборот часто усугубляет самоповреждения и суицидальные проявления.
Взрослым очень важно не пропустить "первые звоночки" самоповреждающего и суицидального поведения, вовремя оказать помощь, поддержать ребенка и при необходимости обратиться к специалистам.
Мы в соцсетях
Щелкните по картинке для перехода в раздел
![проект]()
Щелкните по картинке для перехода в раздел
Видеоконсультации для родителей
![видеотека]()
Щелкните по картинке для перехода в раздел
Профилактика коронавируса
![вирусы]()
Щелкните по картинке для перехода в раздел
Региональная консультативная служба
![Региональная консультативная служба]()
Профилактика
Интерактив
![телефон доверия]()
Щелкните по картинке для получения подробной информации
Полезная информация
Тебе помогут в Тамбове
Уполномоченный по правам ребенка Тамбовской области Евгений Леонтьевич Таможник г.Тамбов, ул.Советская, 106 А, оф. 206
8 (4752) 72 65 44
Отдел охраны прав детства управления образования и науки области Варкова Людмила Викторовна
Читайте также:
|