Профилактика правонарушений в школе мастер класс

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 имени Н.Я.Василенко города Лабинска муниципального образования Лабинский район

Социальный театр как технология профилактики

рискованного поведения и правонарушений несовершеннолетних.

Внеурочная деятельность учащихся 3-5 классов

Подготовила и провела:

Беспалова Ирина Владимировна,

социальный педагог МОБУ СОШ №2

имени Н.Я.Василенко г.Лабинска

О чем? В последнее время все большую популярность приобретает такая форма профессионального обучения учителей, как мастер-класс. О том, кто участвует в работе мастер- класса, каковы его цели и задачи, а также как организовать и провести интересный и содержательный мастер-класс.

Цель: обобщить представления участников семинара о характерных особенностях мастер-класса, роли методиста в подготовке мастер-класса педагогом и об экспертизе мастер-классов.

Повысить профессионально – личностный, профессионально – деятельностный и профессионально – творческий компонент педагогов.

Обучение педагогов структуре мастер-класса.

Этапы работы

Презентация педагогического опыта по проблеме (актуализация, краткое обоснование и описание основных идей)

- проблемная ситуация; задание, касающиеся слова, предмета, высказывания.

Имитационная игра: мастер проводит элемент работы с детьми на слушателях, демонстрация технологии

Этот же вопрос выводится на экран. Участники отвечают.

• мастер-класс — это особая форма передачи педагогического опыта;

• мастер-класс — это территория активного обучения;

• мастер-класс — это эффективная форма обмена опытом;

• мастер-класс — это интересное педагогическое мероприятие;

• мастер-класс — это перспективное звено повышения квалификации;

После того как участники ответят на поставленный вопрос, ведущий предлагает обратиться к словарям и педагогической литературе. На экран выводятся 2-3 наиболее распространенных определения:

1. Мастер-класс — это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта.

2. Мастер-класс — это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных практических методов освоения определенного содержания, передачи педагогического мастерства при активном взаимодействии всех участников занятия.

3. Мастер-класс — это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

Сравнив определения участников с определениями в различных источниках, можно сделать вывод о том, что все присутствующие с понятием мастер-класса знакомы.

Формы распространения педагогического опыта

Ведущий предлагает участникам назвать другие формы распространения педагогического опыта. Участники семинара называют известные им формы:

• выступление на педсовете, конференции;

• академический концерт и др.

На экран выводится рисунок, представленный ниже.

hello_html_577e9a0a.jpg

Рис. 1 . Классификация форм распространения педагогического опыта по степени взаимодействия мастера с участниками

К пассивным относятся, например, публикации: автор написал статью, статья опубликована и дальше опыт распространяется уже без

непосредственного участия автора. Он может крепко спать в Москве, а в это время во Владивостоке его опыт изучается, используется, распространяется.

Представить можно как целую технологию, так и ее отдельные элементы. Если нет большого опыта в проведении мастер-классов, то лучше показать один прием в рамках какой-либо технологии, чем замахнуться на представление целой технологии, но не суметь этого сделать или не уложиться во временные рамки.

Модель мастер-класса

Самую простую модель мастер-класса можно представить так: начало, теория, практика, итог. При составлении модели удобно пользоваться таблицей и расписывать деятельность мастера и деятельность участников на каждом этапе с указанием временных периодов.

1. Начало мастер-класса

На этом этапе мастер знакомит участников с элементами теории по теме мастер-класса, выделяет наиболее результативные моменты использования той или иной технологии, представляет опыт своей работы, показывает используемые приемы, комментирует их и дает методические рекомендации. Участники задают вопросы и получают ответы мастера.

Мастер дает возможность участникам попробовать применить на практике тот или иной способ действия. Участники выполняют практические задания, а мастер комментирует, советует, направляет.

После выполнения практических заданий участники афишируют выполненные работы, а мастер организует обмен мнениями, дает оценку происходящему, благодарит участников. Затем проводится рефлексия.

Задание для групп : каждой из них достается по одному этапу мастер-класса. Необходимо за 3 минуты подобрать как можно больше глаголов, которые характеризуют деятельность мастера на том или ином этапе.

Результат может быть таким:

организация

Заключительная

Поприветствовать, представиться, объявить, анонсировать, заинтересовать, удивить, заинтриговать, вдохновить, настроить, наметить

Попробовать, распределить, развить, скорректировать, поддержать, найти, предоставить

Проанализировать, сравнить, отметить, заметить, подвести, подчеркнуть, вдохновить, похвалить

Проанализировать, выявить, оценить, учесть, принять

Пока этот список используют в дизайне и рекламе, но он может пригодиться и в обучении проведению мастер- классов (и не только!).

Итак, к чему нужно быть готовым?

Будьте готовы к заменам.

Единство: сочетайте разные компоненты.

Увеличивайте, уменьшайте и изменяйте.

Новаторски используйте старое.

Откажитесь от лишнего.

Крутите и трансформируйте.

Единство : сочетайте разные компоненты: иногда сочетание самых несочетаемых компонентов может смотреться очень выигрышно.

Готовьтесь приспосабливаться : при подготовке мастер-класса нужно быть готовым к тому, что что-то пойдет не так, как планировалось: в последний момент может измениться аудитория, могут отключить свет и мастер- класс пойдет без презентации, участников мастер-класса может быть больше или меньше ожидаемого количества, уровень подготовки участников может отличаться от предполагаемого.

Увеличивайте, уменьшайте и изменяйте : какие-то части мастер-класса, возможно, стоит увеличить, уменьшить или как-то изменить. Это особенно заметно после пробного мастер-класса. Чаще всего приходится уменьшать, чтобы уложиться во временные рамки.

Крутите и трансформируйте : крутите, вертите, может, что-то захочется изменить. Покажите получившуюся модель мастер-класса коллеге — свежий взгляд всегда полезен.

Ценные советы от великих

Любой мастер-класс чему-то учит: или тому, как надо что-то делать, или тому, как делать не надо.

Ведущий предлагает участникам семинара заняться поиском полезных советов для тех, кто готовит мастер-класс.

Во время обсуждения звучит легкая музыка.

По истечении времени, отведенного на обсуждение, представитель каждой группы презентует ценный совет.

Очередность выступающих определяется по желанию или по жребию.

Спасибо за внимание и активное участие!

• Непременно нарушайте правила, нарушайте их со вкусом, осознанно и со знанием дела. Они, в частности, для этого и существуют. (Роберт Брингхерст)

• Творчество требует порывать со сложившимися схемами, чтобы на вещи можно было взглянуть по-новому. (Эдвард де Боно)

• Правила навигации никогда сами по себе не управляли кораблем, правила архитектуры никогда сами не строили лома. (Томас Рейд)

• Мне всегда было интересно, почему кто-нибудь этого не сделает. Потом я поняла, что этот кто-то — я сама. (Лили Томлин)

• Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок. (Леонардо да Винчи)

• Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением. (М.В. Ломоносов)

• Часто мы затрудняемся найти решение, поскольку подсознательно ограничиваемся территорией рисунка. Однако нигде не сказано, что нельзя выходить за его пределы. Вывод: чтобы понять систему, необходимо. выйти за нее. (Б. Вербер)

• Все люди, добившиеся в жизни успеха, отличаются фантастической способностью выжимать из любой ситуации положительные результаты. Какими бы негативными последствиями она ни была чревата, они раскрывают ее только с точки зрения реализации заложенных в ней возможностей позитивного характера. (Энтони Роббинс)

• Если путник, взбираясь на гору, слишком занят каждым шагом и забывает сверяться с путеводной звездой, он рискует ее потерять и сбиться с пути.(Антуан де Сент- Экзюпери)

• Опыт берет большую плату за учение, но учит он лучше всех учителей.(Карлейль)

• Опыт — самый лучший наставник. (Овидий)

• В жизни нет ничего лучше собственного опыта. (В. Скотт)

• Упражнения рождают мастерство. (Тацит)

• Источник нашей мудрости — наш жизненный опыт. Источник нашего опыта — наша глупость. (С. Гитри)

• Опыт — лучший учитель: его уроки мы хорошо запоминаем. (Ф. Купер)

• Фальшивая нота, сыгранная неумело, — это просто фальшивая нота. Фальшивая нота, сыгранная уверенно, — это импровизация. (Б. Вербер)

• Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы. (Л. Фейербах)

• Все должно быть просто, но не проще. (Альберт Эйнштейн)

• Стремление сначала понять все до самого конца, а потом уже работать — очень частая причина неудач. (А.Б. Мигдал)

• Мы судим о себе по ощущению своих способностей что-то сделать, в то время как другие судят о нас по тому, что мы уже сделали. (Лонгфелло)

• Доверие к самому себе — первое необходимое условие великих начинаний.(С. Джонсон )

• Гораздо труднее увидеть проблему, чем решить ее. Для первого нужно воображение, а для второго лишь умение. (Д. Бернал).

• Кто не задумывается о далеких трудностях, того непременно поджидают близкие неприятности. (Конфуций)

• Я не знаю ключа к успеху, но ключ к провалу — понравиться всем. (Бинг Кросби)

• Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. (Сенека)

• Побеждают те, кто уверен в своих силах. Тот, кто не способен ежедневно преодолевать страх, еще не выучил свой первый в жизни урок. (Р. Эмерсон)

• Кто сильно желает подняться наверх, придумает лестницу. (Коносукэ Мацушита)

• Сокол высоко поднимается, когда летит против ветра, а не по ветру. (Уинстон Черчилль)

• Мы добираемся до вершин чаще всего по обломкам наших заветных замыслов, обнаруживая, что успех нам принесли именно наши неудачи.(Амос Бронсон Олкотт)

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции. Социальные риски могут приводить к психологическим или иным проблемам, в том числе проявляющимся в

• Разных видах отклоняющегося поведения

Социально-психологическая дезадаптация –это состояние, осложняющее приспособление к социальной среде. Может предшествовать проявлениям отклоняющегося поведения или быть его следствием.

Развитие компетенций у педагогов и специалистов в области оказания эффективной помощи детям и подросткам с помощью современных подходов, в применении различных алгоритмов действий на основе методических материалов, с учетом психолого-педагогической и социально-психологической специфики поведенческих проблем является важным направлением профилактической работы по предупреждению рисков возникновения отклоняющегося поведения у подростков.

ВложениеРазмер
Мастер -класс с элементами тренинга с педагогами и специалистами образовательных организаций 2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Задачи семинара - практикума: Систематизация представлений участников семинара –практикума о причинах возникновения социально-психологической дезадаптации и раннего проблемного (отклоняющегося) поведения, об основных признаках и видах отклоняющегося поведения подростков Расширение понимания участников через совместный анализ и обсуждение основных факторов риска и угроз психологической безопасности, жизни детей и подростков в ситуациях социального риска. Развитие компетенций участников в области оказания эффективной помощи детям и подросткам с помощью современных подходов, различных алгоритмов действий на основе применения методических материалов, с учетом психолого-педагогической и социально-психологической специфики поведенческих проблем.

Обобщение опыта работы каждой группы. Выступление группы 1. Причины социально-психологической дезадаптации ребенка, подростка в школе (внешние, внутренние ): -Поступление в школу; -Переход на другую ступень образования; -Смена классного руководителя - Трудности в адаптации в школе/ классе; - Экзаменационные ситуации - Опасные или кризисные ситуации в жизни ребенка

Выступление группы 2. Как определить , что это серьезные проблемы в поведении несовершеннолетнего, т.е. девиантное поведение. Как выявить его отличие от нормативного кризиса?

Выступление группы 3. В каких формах проявляется трудное поведение, поведение ненадлежащего характера? Что необходимо учитывать педагогам в случае возникновения проблемного поведения?

Выступление группы 4. Представление алгоритма оказания помощи ребенку в случае возникновения проблемного поведения, с учетом психолого-педагогической и социально-психологической специфики поведенческих проблем ребенка, на основе конкретного случая из опыта работы: -Поговорить с ребенком, при этом поддерживать контакт с ним на основе доверия. - Поговорить с родителем (законным представителем ребенка. - Обратиться к администрации школы, специалистам (психологу, социальному педагогу). - Инициировать психолого-педагогический консилиум, с целью разработки необходимых мер и оказания комплексной помощи ребенку. - Рекомендовать родителям обратиться за помощью в специализированные центры (центры ППМС помощи), центры социального обслуживания, в службу Детского телефона доверия и др. - Привлечь специалистов из других учреждений ( ПДН, КДН) для работы с ребенком или его семьей.

7. Завершение семинара-практикума . Подведение итогов работы. Обратная связь участников семинара.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации

Социализация личности является сложным непрерывным процессом взаимодействия человека и общества. Мы живем в условиях постоянно меняющегося социального окружения, включаемся во все новые виды деятельно.

Рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений по профилактике жестокого обращения с детьми в семье

Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, .


Цель: Повышение мотивации педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования, как средством развития фантазии, воображения.Задачи:- Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисовани.


Лекция для педагогов и специалистов образовательных организаций : "Инновационные технологии в современном образовательном процессе".

В рамках проведения курсов повышения квалификации педагогических работников Калининградской области, организуемых специалистами Государственного автономного.



Тренинговое занятие по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Цель: воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению осознанного поведения в любых жизненных ситуациях.Задачи:· формирование у учащихся.

Аннотация: статья адресована специалистам, задействованным в оказании социальной помощи семье и детям (социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования), активно внедряющим в практическую деятельность инновационные методики и технологии, нацеленные на повышение уровня правовой культуры детей и подростков.

Плохой педагог преподносит истину,

хороший – учит её находить.

Высокая динамика проведения социально-экономических реформ в России вызвала значительные изменения в социальной структуре и духовной жизни общества. В числе негативных последствий подобных реформ социологи и педагоги называют рост правонарушений среди несовершеннолетних, в том числе на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним родителей, друзей, родственников, общественности.

Вместе с тем, социальный заказ общества и государства ориентирует систему образования на подготовку молодых граждан, способных к сотрудничеству и конструктивной деятельности; обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны; умеющих анализировать и оценивать экономическую, политическую, социальную ситуацию в обществе; знающих свои права и обязанности; законопослушных и обладающих навыками социального поведения.

Соответствующие данным направлениям образовательные задачи, в большинстве своём, реализуются в контексте гражданско-правового воспитания, при этом особая роль отводится его практической составляющей. Процесс формирования правосознания, правомерного поведения, в том числе правовой активности, повышение уровня правовой культуры детей и подростков не ограничивается только лишь овладением теоретическими основами в области права – важно научить молодых граждан грамотно применять полученные знания в повседневной жизни, в различных ситуациях.

-основанную на реальной или смоделированной ситуации4 в целях анализа причин, выявления проблем, поиска альтернативных решений или предотвращения;

-предусматривающую в процессе реализации принцип обучения от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот (активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретной ситуации или проблемы);

-обучающую действием (усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности группы участников по разрешению противоречий, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей);

-выступающую своеобразным инструментом познавательно-творческой и / или познавательно-исследовательской деятельности, связанной с проектированием и разработкой действий и мероприятий по разрешению или предотвращению проблемной ситуации.

-системно-деятельностный и компетентностный подход (способствуют становлению самостоятельности, продуктивности и субъектности мышления, что в данном случае формирует правовую культуру и компетентность);

-индивидуальный подход к каждому, учёт особенностей и познавательных потребностей (в процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение);

-вариативность (предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу выбора);

-прагматизм (восприятие направлено на поиск информации, которая позволит решить реальные проблему, ответить на вопросы);

-успешность в обучении (обеспечивается за счёт опоры на сильные стороны участников группового обсуждения и решения проблемы).

-описание реальной жизненной ситуации (или ситуаций), содержащей значимую практическую проблему, осмысление которой не только актуализирует имеющийся комплекс знаний, но и требует приобретения новых компетенций в той или иной области;

-набор специально разработанных в учебно-методических материалов на различных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные), выдаваемых для самостоятельной работы.

Ситуация: Во время школьной перемены подросток Александр попросил у своей одноклассницы Дарьи телефон, чтобы послушать музыку. Дарья телефон не дала, так как засомневалась – вдруг Александр его испортит. Телефон совсем новый, дорогой, к тому же – подарок родителей на День рождения. Александр обиделся на Дарью и…

Продолжение и развитие ситуации:

-…выхватил телефон из рук Дарьи и со всей силы кинул его о пол – телефон разлетелся на кусочки.

Структура кейса: ситуация, комментарий педагога.

Комментарий педагога: Как правило, угроза на словах не наказуема, но если эта угроза реальна, т. е. у лица, которое угрожает, есть все условия для осуществления угрозы, – это будет считаться покушением на преступление, с соответствующим наказанием за него.

Структура кейса: ситуация, примерные вопросы для анализа и обсуждения.

Ситуация: На крыльце школы стояла группа подростков лет десяти-двенадцати – не старше. Один из них – Максим стал рисовать на стене школы фашистский крест, а потом стал портить обшивку стены. Другие школьники, смеясь, стали ему в этом помогать.

Вопросы для анализа и обсуждения: Действия Максима – это правонарушение или нет? Если да, то по какой статье квалифицируется данное преступление – хулиганство или вандализм? Понесёт ли Максим наказание за своё деяние? Какое наказание может последовать: арест, штраф, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определённый срок? Будет ли наказан уто-то ещё? Какие ещё меры воздействия возможны?

Структура кейса: ситуация, контекст ситуации, примерные вопросы для анализа и обсуждения.

Структура кейса: ситуация, примерные вопросы для анализа и обсуждения.

Вопросы для анализа и обсуждения: Прав ли инспектор? Как вы считаете: в подобной ситуации подростка нужно наказать по всей строгости или понять и простить на первый раз.

Структура кейса: ситуация, варианты продолжения и развития ситуации.

Компания оживилась. Послышались одобрительные возгласы. Из этой же сумки появились пластиковые стаканчики и нехитрая закуска. Степан со знанием дела открыл бутылку и разлил вино по стаканчикам. Подростки загалдели, потирая руки в предвкушении удовольствия. Начался оживлённый разговор.

Неизвестно откуда возле скамейки появилась женщина неопределенного возраста.

– Ой, ребятки! У вас тут праздник?! Что отмечаете? Плесните мне, и я с вами порадуюсь.

– Иди, тётка, куда шла! Ходят тут алкашки всякие.

– Погляди, какие строгие… А сами-то?! Ну, хоть бутылку оставьте.

Ушла. Степан предложил отметить начало учебного года. Подростки взяли стаканчики. Николай, подержав стаканчик в руках, оглянулся на уходящую женщину и поставил его обратно:

Степан: Да чего ты? Ребёнок что ли?

Василий: Да что ты? Такой повод. Надо выпить.

Борис: Стёпа старался, доставал. А ты…

Николай: Вы пейте, на меня не смотрите…

Продолжение и развитие ситуации:

-От имени Николая: Лет через 10 посмотрим, что с каждым из нас будет. Вы очень скоро станете такими же, как эта тётка. Каждый раз, когда вы будете покупать бутылку, я буду откладывать такую же сумму в копилку. Через 10 лет, я думаю, у меня накопится солидная сумма, а у вас возникнуть проблемы со здоровьем, учёбой, общением, семьёй, деньгами.

Состав кейса: ситуация, примерные вопросы для анализа и обсуждения.

Ситуация (письмо Марины): «… Я так хочу свободы! Так хочу просто побыть одна, но с моими родственниками это просто невозможно! У меня два брата и младшая сестра, а также родители, которые заботятся обо мне так сильно, что меня уже тошнит от этого. Если я хочу пойти к подруге на выходные, то у моих родителей сразу появляются срочные дела, которые я должна сделать именно на этих выходных. А если я скажу своим родителям, что у меня есть парень, они просто не выпустят меня из дома! Папа говорит, что я лентяйка, но я единственная в нашем доме, кто делает хоть что-то! Так обидно!

Мой старший братец наказание какое-то! Он подкалывает меня, а я потом просто плачу ночью в подушку после его шуток! А младший просто исчадие ада! Он подслушивает мои разговоры по телефону, позорит меня перед друзьями! Сестрёнка роется во всех моих личных вещах, пользуется моей косметикой! О Боже! Как я устала от всего этого!

Вопросы для анализа и обсуждения: В чём вы согласны с Мариной? В чём она не права? Охарактеризуйте отношение к ней её братьев, сестры, мамы, папы. Правильно ли поступит Марина, если уедет из дома? Ваши советы членам Марининой семьи. Как поступить Марине в сложившейся ситуации?

Список литературы:

1. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М.: Знание, 2009. – 211 С.

2. Башкатов И.П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков / Под ред. С.А. Беличевой. – Тюмень: ТГУ, 2005. – 126 С.

3. Беличева С.А. Парадоксы превентивной теории и практики // Психологический журнал. 2012. № 6. – стр. 36-40.

4. Божович Л.Я. Личность и её формирование в подростковом возрасте Психологический журнал. 2013. № 1. – стр. 46-51.

5. Полат Е.С. Современные педагогические технологии в системе образования: учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. – 2-е изд., стер. – М: Академия, 2008. – 368 С.

6. Пырьева В.В. Кейсовая технология обучения и её применение при изучении темы.

8. Тхакохов А.А. О проблеме правового воспитания подростков // Молодой учёный. – 2014. – № 3. – стр. 685-686.

11921 г. – издан первый учебник ситуационных упражнений Мелвина Коупленда (декан Гарвардской бизнес-школы, профессор по маркетингу).

2Преподаватели Гарвардской бизнес-школы, в дополнение к традиционным аудиторным лекциям, впервые организовывали и стали активно применять на практике обсуждение проблемных ситуаций и вариантов их решения.

3Утверждены приказами Минобрнауки России и вступили в силу в период с 2009 г. по 2012 г. (действуют в настоящее время).

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. Статистика нам ведает о том, что 145 тысяч преступлений совершается подростками. 16200 несовершеннолетних отбывают наказания в колониях.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т. к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

Я предлагаю вам окунуться в суть проблемы и рассмотреть факторы и причины возникновения правонарушений среди школьников и выяснить что же толкает подростков на совершение правонарушений?

Бедственное положение в семье, нужда

В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления : меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы, и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

В педагогической литературе выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения:

- неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

- порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д., принявшие характер систематических или привычных;

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Назову наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье, в школе, на улице.

Неблагоприятные условия семейного воспитания

Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родите-лей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Гиперопека. В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания добра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Отрицательное влияние стихийно-группового общения

Дружеское общение со сверстниками - одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте.

Все перечисленные выше факторы можно отнести к категории социальных! Кроме этого следует учесть, что причина отклоняющегося поведения может определяться и биологическими факторами: у подростков (от 11-13 до 15-17 лет) период полового созревания появляется сильное стремление к самостоятельности и проявляется негативизм и упрямство. У подростка возникает желание к беспощадному отрицанию всего, до сих пор принимаемого им.

Я сегодня познакомлю вас с причинами, по которым ребёнка можно поставить на учёт. Это:

• • нарушение Устава школы : систематическое невыполнение домашнего задания, отказ от работы на уроке, постоянное отсутствие тетради, учебника, систематическое отсутствие во время проведения контрольных работ, смех, выкрики, разговоры на уроках;

• • пропуски учебных занятий (прогулы);

• • постоянные драки, грубость, сквернословие;

• • драки, приводящие к телесным повреждениям;

• • употребление спиртных напитков;

• • совершение несовершеннолетним правонарушения с дальнейшей доставкой его в органы милиции;

• совершение преступления или соучастия в нем;

• • систематическая порча государственного и личного имущества;

• • издевательства над маленькими или более слабыми учащимися, над

• учащимися другой национальности (нарушение Международной конвенции

• ООН по правам ребенка, Конституции РФ);

• • единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза здоровью другого человека;

• • совершение несовершеннолетним правонарушения, за которое установлена административная ответственность.

В нашей школе работает совет профилактики, на который мы приглашаем детей и их родителей в зависимости от обстоятельств. А именно:

• • невыполнения родителями обязанностей по обучению и воспитанию несовершеннолетнего;

• • уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы, невыполнение домашних заданий, неработа на уроках).

Сегодня мы с вами рассмотрим некоторые виды правонарушений, совершаемых подростками.

- арестом на срок до 2-х лет;

• С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:

- тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет.

• Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих.

- исправительными работами.

• Ответственность уголовная наступает с 16 лет.

• Кража – это тайное хищение чужого имущества. Несовершеннолетние, совершившие её, могут быть наказаны

• исправительными работами (до 1 года,

• арестом (до 4 месяцев,

• лишением свободы (до 3 лет).

Подводя итог выше изложенному, можно сказать:

КАКОВО ТВОЁ ДЕЯНИЕ, ТАКОВО И ВОЗДАЯНИЕ!

Уважаемы родители, напомню вам, что:

самый строгий вид юридической ответственности.

Уголовная ответственность наступает с 16 лет, но за тяжкие и особо тяжкие преступления – с 14 лет, такие как:

• умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;

• угон транспортного средства;

• умышленное уничтожение или повреждение имущества;

• хулиганство при отягчающих обстоятельствах;

• хищение оружия, наркотиков;

• УК РФ устанавливает следующие виды наказаний, назначаемых для несовершеннолетних :

• Исправительные работы;

• Лишение прав заниматься определённой деятельностью;

• Лишение свободы на определённый срок.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий, поэтому нам нужно объединить усилия и совместно помогать детям не оступиться.

Существует психологический приём, который называется:

Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство.

Шаг 2. Разберитесь в ситуации

Шаг 3. Сохраните доверие ребенка к себе.

Шаг 4. Узнайте как можно больше о том, что происходит с Вашим ребенком

Шаг 5. Измените свое отношение к ребенку.

Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать.

Шаг 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки.

Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте

Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ребенком.

Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек.

Шаг 12. Восстановите доверие к ребенку.

Шаг 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему.

Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они ни к чему.

Правовое воспитание несовершеннолетних ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Правовая безграмотность - одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Наши.

Система работы ДОУ по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Реализация Федерального закона №120-ФЗ Раннее выявление неблагополучных семей – главная задача детского сада при реализации Федерального закона № 120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах.

Нажмите, чтобы узнать подробности


ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ

Гимназия выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принимает меры по их воспитанию и получению ими общего образования, выявляет семьи, оказавшиеся в сложных жизненных обстоятельствах, оказывает им помощь в обучении и воспитании детей.

В целях предупреждения беспризорности и правонарушений учащихся в гимназии организуется внутришкольный учет школьников и семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной воспитательно-профилактической работы.

Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на педсоветах, совещаниях, заседаниях МО классных руководителей, Совете по профилактике правонарушений и родительских собраниях.

Психолог, классные руководители и администрация школы осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, посещают социально неблагополучные семьи и семьи группы риска, организуют встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, проводят тематические классные часы и беседы, осуществляют работу с подростками, состоящими на учете в ОДД, внутришкольном учете.

СХЕМА СОТРУДНИЧЕСТВА УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Читайте также: