Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних в доу

Обновлено: 05.07.2024

Очень важно в дошкольном возрасте проводить работу по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Избежать опасности можно лишь, обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста. Необходимо создавать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения, развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке, вырабатывать привычку правильно вести себя на дорогах, воспитывать в детях грамотных пешеходов. Решение этих задач можно осуществлять через: наблюдение за движением транспорта, рассматривание иллюстраций книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, игр - практикумов по закреплению правил дорожного движения. На территории нашего детского сада оформлена зона пешеходного перехода и дорожной разметки.

Эффективность работы с детьми в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители, да и все взрослые осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнение какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Общение взрослого с ребё нком идет на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, думаем, делаем открытие, удивляемся, учим детей соблюдать определённые нормы и требования.

Отчет по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, проживающих в общежитии политехнологического техникума

Отчет по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, проживающих в общежитии политехнологического техникума Профилактическая работа в общежитии проводится по следующим направлениям. 1. Обеспечение соблюдения обучающихся режима, правил поведения.

План работы по профилактике безнадзорности, правонарушений в 2017–2018 учебном году № п/п Название мероприятия Для кого проводится Дата проведения Место проведения Ответственный Приглашённые из различных структур с указанием.

Работа по ПДД в детском саду

Работа по ПДД в детском саду Одной из задач, стоящих перед нашим педагогическим коллективом является ознакомление воспитанников с правилами дорожного движения. У нас.

Работа с иллюстрациями в детском саду Работа с иллюстрациями в детском саду Основная задача воспитания дошкольников – гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит.

3.Нарушение поведения дошкольников, методы и приемы коррекции

Изучение и профилактика негативных явлений в поведении людей в любом обществе является проблемой первостепенной важности.

В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы изучения психологических причин нарушений поведения у детей.

Особо актуальной является проблема детской агрессии. Проблема агрессии у детей и процесса формирования агрессивного поведения, а также поиска путей его коррекции, начиная с дошкольного детства, были рассмотрены в работах отечественных психологов Гаспаровой, Кошелевой, Румянцевой и многих других.

Проблемой застенчивости занимались и отечественные, и зарубежные ученые: Гаспарова, Захаров, Орлов. Тревожность рассматривали Синягина, Захаров.

Психологические исследования показывают, что у большинства детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест.

Согласно справочной литературе, поведение определяется как психологическая и физическая манера вести себя, с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивид.

В связи с этим нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации поведения.

Для определения степени тяжести имеющегося у ребенка расстройства М. Раттер предлагает следующие критерии оценки возможного отклонения в любом поведении:

1. Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка. Некоторые особенности поведения являются нормальным только для детей определенного возраста и часто поведение мальчиков и девочек во многом совпадает, и это нормально.

2. Длительность сохранения расстройства. У детей довольно часто отмечаются различные страхи, припадки, другие расстройства. Однако случаи длительного сохранения этих состояний должны вызывать тревогу у взрослых.

3. Жизненные обстоятельства. Временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей - явление обычное и нормальное, так как развитие никогда не происходит гладко, а временный регресс встречается довольно часто. Все эти колебания в одних условиях происходят чаще, чем в других, поэтому важно принимать во внимание обстоятельства жизни ребенка.

4. Социокультурное окружение. Поведение ребенка должно оцениваться нормами его непосредственной социокультурной среды. Культурные различия, существующие в обществе, значительно влияют на вариативность в целом нормального поведения.

5. Степень нарушения. Отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем целый ряд симптомов одновременно. Более пристального внимания требуют дети с несколькими эмоциональными и поведенческими расстройствами, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.

6. Тип симптома. Симптомы бывают разные. Одни обусловлены неверным воспитанием ребенка, другие - психическим расстройством.

7. Тяжесть и частота симптомов. Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей более обычны, нежели серьезные, часто повторяющиеся расстройства.

Очень важно выяснить частоту и длительность проявления неблагоприятных симптомов.

8. Изменение поведения. Анализируя детское поведение, следует сравнивать его проявления не только с теми чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка.

9. Ситуационная специфичность симптома. Считается, что симптом, проявление которого не зависит от какой бы то ни было ситуации, отражает более серьезное расстройство, чем симптом, возникающий только в определенной обстановке.

Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения ребенка от нормы, следует принимать во внимание комбинацию всех вышеназванных критериев.

Условно можно выделить 3 группы детей, имеющих поведенческие проблемы:

1. Агрессивные дети - выделяя данную группу, важно оценить степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших данное нарушение поведение.

2. Эмоционально и двигательно-расторможенные дети - относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг или страдают, то их экспрессивное поведение обязательно будет слишком громким и вызывающим.

3. Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети - это дети, стесняющиеся выражать свои эмоции, тихо переживающие свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречающиеся нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, застенчивость), различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи) обусловлены, как правило, двумя факторами - ошибками воспитания или определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.

Агрессивность . Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Во-вторых, пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают вещи.

Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями.

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к так называемой вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов.

Вспыльчивость . Ребенка считают вспыльчивым, если он склонен по любому, даже самому незначительному с точки зрения взрослых поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет.

Вспыльчивость - это скорее выражение отчаяния и беспомощности, причиняющее и взрослым, и самому ребенку массу неудобств и требующее преодоления.

Застенчивость . Основной принцип поведения, определяющий природу застенчивости, - вести себя ровно и тихо. Поэтому застенчивому человеку приходится подавлять множество мыслей, чувств и побуждений, постоянно грозящих проявиться.

Но его неудачи объясняются тем, что он не знает, как действовать, а тем, что его будут ругать.

Таким детям требуется достаточно много времени, что бы ознакомиться с заданием, понять, что от него требуется, какой должен быть результат.

Застенчивый дошкольник не умеет и не решается вступать в контакты с другими, малознакомыми и незнакомыми людьми. Даже среди хорошо знакомых он теряется, с трудом отвечает на вопросы, на обращение к нему взрослых (за исключением близких родственников). Однако при ближайшем рассмотрении почти всегда отказывается, что у беззащитного, вроде бы робкого и застенчивого ребенка железная воля и очень властный, упрямый характер.

Профилактика нарушений поведения в детском возрасте

Профилактика - это комплекс упреждающих мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения.

Двумя ключевыми процессами, главными для профилактических мероприятий являются факторы риска и факторы защиты.

Факторы риска - биологические, психологические силы и силы, связанные со взаимодействием с окружающей средой и ведущие к повышенной вероятности поведенческого нарушения. Факторы риска – это генетика, трудный темперамент, неадекватные родительские навыки, плохой родительский мониторинг и средовая депривация (недостаточное удовлетворение потребностей).

Выявление факторов риска и работа с ними представляет собой лишь часть профилактической работы, другую составляет работа с защитными факторами.

Защитными факторами называют личностные и средовые характеристики, которые целиком или частично оберегают от негативного влияния факторов риска.

Защитные факторы - те особенности личности или окружающей среды, которые опосредуют негативное воздействие факторов риска, способствуют развитию у человека компетенций (способности применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в определенной широкой области).

К ним относят: генетику, интеллект, спокойный темперамент, хорошие отношения с опекающими лицами, позитивные отношения со сверстниками, позитивные отношения с педагогами, эффективные родительские навыки, эффективный родительский мониторинг.

Опираясь на факторы защиты можно выделить направления профилактических мероприятий:

· Построение отношений с воспитателями и педагогами;

· Оптимизация детско-родительских отношений;

· Организация развивающей среды.

В ходе экспериментальных исследований было выявлены ряд личностных качеств педагога, прямо или косвенно влияющих на расстройства поведения у детей: повышенная изменчивость настроения, утомляемость, раздражительность, нерешительность и тревожная мнительность, сверхконтроль, эмоциональная холодность, а также низкий уровень сензитивности, открытости, стремления привлечь к себе внимание детей. агрессия поведение застенчивость дошкольник

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Условием развития самосознания ребёнка является положительное восприятие родителями их родительских функций.

Преодоление поведенческих нарушений у детей возможно также через организацию развивающей среды.

Построение развивающего пространства в группе детского сада, использование игр и экспериментирования с различными материалами, музыкального и светового оформления, фитодизайна и ароматерапии; возможность принести свою любимую игрушку и подушечку, с которой привык засыпать, позволяют сделать среду эмоционально комфортной, учитывающей возрастные особенности детей.

Специально организованное жизненное пространство в группе должно стимулировать активность ребенка, давать возможность выразить свои эмоции, проиграв их в различных ситуациях, делать его творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности.

Совершенствование двигательных функций, эмоциональная и двигательная разрядка, снятие мышечного напряжения ребенка успешно происходит, когда в игровой комнате есть спортивный комплекс, лесенка, горка, турник, канат, маты для прыжков, мячи и т.д.

Яркость, необычность оборудования пространства, не только обеспечат детям успех в преодолении поведенческих и эмоциональных проблем, но и становятся действенным средством профилактики агрессивного поведения, страхов и тревожности

Следовательно, профилактика - это комплекс упреждающих мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения.

Ключевыми процессами, главными для профилактических мероприятий являются факторы риска и факторы защиты.

Выделяют основные направления профилактических мероприятий: построение отношений с воспитателями и педагогами; оптимизация детско-родительских отношений; организация развивающей среды. Каждое из направлений имеет свои методы и хорошо проработанные педагогические технологии.

Работа с педагогами ведется по пути повышения уровня педагогического мастерства, эмоциональной стабильности, используются игры-релаксации, адаптационные игры, игры-формулы, игры-освобождения, игры-коммуникации.

Оптимизация детско-родительских отношений нацелена научить родителей переориентировать свои установки в зависимости от потребностей ребёнка, на положительное восприятие родителями их родительских функций. Для этого применяются групповые терапии, групповые консультации, инструктаж. Грамотное построение развивающего пространства детского сада тоже является мощным профилактическим средством нарушений поведения детей дошкольного возраста.

Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних

Нормативно-правовые документы:

Доклады, выступления и статьи первых лиц государства, общественных организаций: :

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации:

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:

Приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации:

Приказы и письма Министерства здравоохранения Российской Федерации:

Распоряжения и постановления Правительства Санкт-Петербурга, Законы Санкт-Петербурга:

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних

Профилактика экстремистских проявлений

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.

При этом наименования и индивидуализирующие признаки информационных материалов включаются в федеральный список экстремистских материалов в строгом соответствии с резолютивной частью решения суда.

Обжалование решений судов о признании информационных материалов экстремистскими осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Автор: Васильева Татьяна Васильевна

Организация: МАДОУ Детский сад №9 ''Красная шапочка''

Населенный пункт: Московская область, г. Зарайск

План

1.Виды противоправного поведения у детей дошкольного возраста.

2.Профилактика и коррекция детской лживости.

3.Специфические особенности воровства у дошкольников.

4.Типичные ошибки родителей при формировании правильных понятий у детей.

5.Действия взрослых на присвоения ребёнком чужой вещи.

6. Борьба со сквернословием у дошкольников.

7.Причины агрессивного поведения дошкольников.

8. Методы коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста.

9. Пример проекта, направленного на профилактику и предупреждение правонарушений у детей дошкольного возраста.

10. Список электронных ресурсов и литературы.

Психологи (Колесов Д.Б., Каменский Н.Л., Титаренко Т.Н., Яковенко С.И.), утверждают, что наиболее ярко может быть выражено отклоняющееся поведение в подростковом периоде, но его предпосылки могут проявляться в дошкольном возрасте.

1. У дошкольников чаще всего встречаются такие формы социально не одобряемого поведения, как ложь, воровство, сквернословие, прямая физическая агрессия (дерутся, толкаются, кусаются, плюются).

2.Для профилактики и коррекции детской лживости следует соблюдать следующие правила;

● не давать ребёнку обещаний, которые заведомо не будут выполнены;

● не скрывать своей неосведомлённости в каком-либо вопросе;

● не обманывать ребёнка;

● не запугивать ребёнка угрозами;

● не предъявлять к ребёнку завышенных требований;

● не подавать ребёнку примеров лживого и лицемерного поведения;

● не обвинять в чём-либо ребёнка, не выслушав его и не выяснив всех обстоятельств. Там, где есть доверие, нет места лжи.

3.Такое явление, как воровство имеет в дошкольном возрасте свою специфику.

Выделяют следующие мотивы воровства, свойственные дошкольникам:

желание владеть какой-либо вещью:

желание сделать подарок кому-то.

желание владеть какой-либо вещью, чтобы привлечь к себе внимание сверстников;

месть за что-то владельцу вещи.

4.Можно выделить типичные ошибки родителей:

– несогласованность действий взрослых, например родителей и бабушки с дедушкой, мамы и папы, семьи и ДОУ. Одно и то же действие оценивается по-разному разными людьми, что мешает формированию у ребёнка нравственных понятий;

– постоянные запреты в сочетании с тотальным контролем.

5.Что же делать, если ребёнок присвоил чужую вещь?

Прежде всего, должен выяснить истинную причину воровства и постараться довести её до сознания родителей, убедить их пересмотреть и изменить стиль общения с ребёнком, научить адекватно реагировать в этой непростой ситуации:

● не прибегать к физическому наказанию;

● помочь осознать, что любое воровство, независимо от цели — это плохо.

Злословие и сквернословие довольно широко распространены в детской среде, в том числе и у дошкольников.

6.Для борьбы со сквернословием взрослым необходимо запастись терпением, так как это трудноискоренимая привычка.

● постараться научить ребёнка выражать свои негативные эмоции в приемлемых выражениях;

7.Ещё одна форма асоциального поведения, свойственная дошкольникам — это агрессивные действия по отношению к окружающим. Порой агрессию проявляют и достаточно благополучные дети.

Причины агрессивного поведения дошкольников разнообразны:

усвоение эталонов агрессивного поведения в семье (физические наказания, драки, скандалы). Именно у детей, которые постоянно видят , как агрессивно ведут себя самые близкие люди, агрессивность чаще всего и становится устойчивой чертой;

дефицит родительского внимания;

стремление к лидерству в группе;

недостаток двигательной активности;

низкий уровень развития коммуникативных навыков;

тревожность, впечатлительность, эмоциональная нестабильность;

косвенная стимуляция агрессии средствами массовой информации, компьютерными играми, игрушками агрессивного характера.

Причинами частных случаев проявления детской агрессии могут быть:

желание завладеть игрушкой, в которую играет другой ребёнок;

замечание воспитателя или наказание;

8.В зависимости от причин агрессивности подбираются соответствующие методы коррекции:

● улучшение психологического климата в семье;

● демонстрация взрослыми бесконфликтного поведения;

● исключение физических наказаний;

● безусловное принятие ребёнка;

● налаживание эмоционального контакта;

● предоставление возможности отреагировать возникшее нервное напряжение с помощью подвижных игр, физических упражнений.

Эффективной работа по профилактике и коррекции асоциального поведения будет, если педагоги ДОУ и родители станут единомышленниками и союзниками в борьбе с проблемой ребёнка.

9.Приведём пример проекта, направленного на профилактику и предотвращение правонарушений у детей дошкольного возраста, который реализован в нашем МАДОУ в период с 2019 – 2020 уч. г.:

Цели проекта:

  1. Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами правонарушений у детей дошкольного возраста;
  2. Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики правонарушений у детей дошкольного возраста.

Сроки реализации проекта: 2019-2020 уч./годы

Задачи проекта:

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

Пояснительная записка:

Детская безнадзорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

  • рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
  • массовое нарушение прав детей;
  • омоложение преступности;
  • увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики правонарушений у детей дошкольного возраста. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики был создан данный проект.

Содержание проекта:

Проект содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с воспитанниками, профилактическая работа с родителями.

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей воспитанников, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек дошкольников, их взаимоотношений с педагогами ДОУ.

Профилактическая работа с дошкольниками включает:

Задача индивидуальной работы с воспитанниками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути, профилактике противоправного поведения , толерантное воспитание, пропаганде ЗОЖ.

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия ДОУ и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общесадовских мероприятий с детьми и родителями, работу Совета профилактики ДОУ, посещение семей.

Проект реализует администрация ДОУ (с привлечением заинтересованных ведомств), воспитатели группы, музыкальный руководитель, психолог, инструктор по физическому воспитанию.

В целях профилактики безнадзорности в ДОУ работают разнообразные кружки и секции, проводится большое количество мероприятий нравственно-правовой тематики воспитателями и другими педагогами ДОУ.

Правовая основа проекта:

Правовую основу проекта профилактики правонарушений у детей дошкольного возраста составляют:

  • Международная Конвенция ООН о правах ребёнка
  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  • Указы Президента РФ;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.

Этапы реализации проекта:

этап

содержание деятельности

сроки

1) Формирование целевой установки, выработка главных ориентиров в организации воспитательного процесса

2) диагностика личностных качеств, интересов воспитанников, педагогов, родителей, состояния условий и постановка проблемы.

1) Постановка целей и задач, отбор содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия,

2) предварительная работа воспитателей подготовительной группы: определение роли творческих дел в жизни группы, постановка задач, разработка вариантов творческих дел как примеров для выбора воспитанниками построения перспективы возможного творческого дела.

сентябрь 2019 г.

1) Совместное с воспитанниками планирование жизни группы на значительную перспективу (учебный год),

2) реализация концепции программы,

3) развитие группового коллектива, рождение коллективных традиций,

4) выступление на совещаниях, педагогических советах, посвящённых системе воспитания.

1) Создание системы воспитательной работы,

2) преодоление несоответствий, реформирование компонентов данной программы,

3) укрепление и накопление групповых традиций,

4) усиление внимания к развитию личности воспитываемых,

5) отработка единой воспитательной системы группы,

6) анализ результатов мониторинга

1) Создание новой социальной среды в групповой работе, способной подвести всех субъектов воспитательной деятельности к самосовершенствованию.

2) развитие и совершенствование воспитательной системы в группе,

3) анализ реализации программы, определение перспектив дальнейших действий.

I этап. Подготовительный

2019-2020 учебный год

– совершенствование нормативно – правовой базы;

– определение стратегии и тактики деятельности;

--формирование целевой установки, выработка главных ориентиров в организации воспитательного процесса;

– совершенствование нормативно – правовой базы;

– определение стратегии и тактики деятельности;

– укрепление межведомственного сотрудничества;

– обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;

– разработки методик и проведение в ДОУ социологического исследования детей, педагогов, родителей, направленного на профилактику правонарушений;

– поиск форм и методов вовлечения воспитанников в дополнительную деятельность.

II этап. Внедрение

2019-2020 учебный год

– создание группы по организации дополнительной деятельности;

– оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

– использование в учебно-воспитательном процессе ДОУ личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.

III этап. Отслеживание и анализ результатов

2019-2020 учебный год

– обработка и интерпретация полученной в ходе реализации проекта информации;

– соотношение результатов реализации проекта с поставленными целями и задачами;

– определение перспектив развития ДОУ в этом направлении.

10. Список электронных ресурсов и литературы:

5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии // Социальное здоровье России, 2004 г.

6. Волков В.И. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования,2002. .

7.Дети и насилие/ материал Всероссийской научно-практической конференции. М.-С- Пб., 2-8 октября 2004.

8.Киселева Г.Г. Основы социально-культурной деятельности. М., 2005. Ковалев А.И., Социализация личности: норма и отклонение.- М., 2006. С. 376.

9. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 2000.

10. Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой.- М., 1999. 245-247 с.

11.Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. С - Пб., 2008.

12.Флейк-Хобсон К. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 2008.

Читайте также: