Профилактика межнациональных конфликтов в школе

Обновлено: 07.07.2024

Опираясь на методические рекомендации, изложенные в письме Министерства Образования Науки и инновационной политики Новосибирской области от 07.04.2014г. № 1752-03/25в МБОУ СОШ № 180 работа ведетсяпо следующим направлениям:

I.Работа с педагогическим составом:

1)проведение совещаний при директоре, совещаний учителей, классных руководителей: изучаются, обсуждаются методические материалы, нормативные документы по данному вопросу, планируются мероприятия на учебный год. У зам.директора по ВР формируется папка с методическими материалами. Формируется план по профилактике экстремизма (в дополнение к плану по воспитательной работе).

2)проведение совещаний при заместителе директора по УВР: проводится обсуждение тем в содержании учебных предметов (обществознание, история, ОБЖ и др.) по профилактике экстремистских проявлений, формированию законопослушного, толерантного поведения обучающихся. Учителя предметники разрабатывают учебные программы по предметам с учетом изучения и освещения этих тем на уроках.

II.Работа с обучающимися школы:

1)Ознакомление обучающихся 1-х классов с правилами внутреннего распорядка обучающихся.Повторное доведение до обучающихся 2-11 классов правил внутреннего распорядка.

Каждое мероприятие направлено на создание атмосферы дружбы, взаимопомощи, взаимопонимания и уважительного отношения к окружающим, создания крепкого коллектива.

6) Изучение на уроках обществознания основ уголовного права, уголовной и административной ответственности за преступления экстремистской направленности.

8)Преподавателем-организатором ОБЖ оформлен стенд по антитеррористической и анти экстремистской направленности "Мир без насилия".

11) Администрацией школы, социальным педагогом проводятся индивидуальных бесед с учащимися в случаях конфликтных ситуаций, с выявление причин и зачинщиков конфликтов.

III. Мероприятия с родителями:

1)Консультации для родителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (консультации проводит администрация школы, социальный педагог, даются рекомендации обратиться в различные службы города за помощью: в органы социальной защиты, опеки и попечительства, психологические центры и т.д.).

IV. Взаимодействие с органами внутренних дел:

В начале учебного года проводитсямониторинг изучения интересов и потребностей обучающихся школы в ходе которого:

1) Корректируется социальный паспорт школы;

2) Изучается национальный состав классов и школы: из 344 обучающихся 1-11 классов - 47 человек:узбеки, киргизы, езиды, армяне, таджики, азербайджанцы,что составляет 13 % от общего числа обучающихся в школе.

3)Выявляются проблемные дети, склонные к непосещению занятий, уклоняющиеся от учебы, допускающие прогулы, грубость с педагогами и сверстниками, недисциплинированность, находящихся без контроля родителей во второй половине дня.

Родителям и педагогам оказывается консультативная помощь по конкретным вопросам, отнесенным к сфере профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних.

Особое внимание уделяется несовершеннолетним, состоящим на внутришкольном учете и учете в органах внутренних дел.

В школе 3 учащихся состоящих на учете в ПДН: Сотников Сергей, 1998 г.р., Кирьянко Андрей 2000г.р., Прибытков Владимир 200 г.р., причина постановки данных обучающихся на учет в ПДН: АОЖ (пропуски уроков в школе, неудовлетворительная успеваемость). С данными обучающимися и их семьями проводится регулярная, систематическая работа: посещение на дому, ежедневный контроль за посещением школы, привлечение к участию в различных общешкольных, классных мероприятиях. Сотников Сергей в прошлом учебном году был в составе обучающихся на Посту № 1, Прибытков Владимир является победителем Всероссийских соревнований по тхэквондо, Кирьянко Андрей участвует в классных и общешкольных мероприятиях: посещение библиотеки К. Маркса, участие в субботниках, трудовых делах класса.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m54cfcc32.jpg

Пояснительная записка

Актуальность. Россия всегда была многонациональной страной. Поэтому вопрос о взаимодействии с этнокультурным окружением для нашего населения, а значит и для регуляции межэтнического взаимодействия очень велико и будет постоянно возрастать, так как это неизбежно в условиях все более активизирующих международных контактов, все больше взаимозависимости отдельных стран и народов, целых регионов и континентов планеты друг от друга.

Ситуация вынужденной миграции – это всегда психическая травма. Как правило, люди, вынужденно длительно живущие в другой стране, испытывают культурной шок, потому что беженец теряет свою обычную среду – нажитые вещи, свой дом, привычный круг друзей, соседей. Вынужденный мигрант попадает в другой мир, где и климат иной, и еда другая. Здесь другие традиции, другой взгляд на воспитание детей, другие отношения между полами, другой уклад жизни.

Как правило, мигранты пытаются приспособиться к новой среде. Но сделать это очень трудно. Дело в том, что они выросли в другой среде, и механизмы адаптации, которые у них вырабатывались в течение прежней жизни, могут в новом окружении не действовать. Они привыкли общаться с людьми, реагировать на окружающих определенным образом, а теперь они приходят в другое культурное окружение и чувствуют, что выглядят нелепо, что они делают что-то не так, что на них обращают излишне внимание (не все это любят и хотят). Это проявление культурного шока, который может длиться очень долго. По мере усвоения новой культуры человек преодолевает этот кризис и становится принять чужую культуру.

Цель программы - профилактика конфликтов на межнациональной почве среди обучающихся образовательного учреждения.

Задачи программы:

Познакомить обучающихся с понятием толерантности, критериями толерантности;

Дать возможность осознать причины и следствия непонимания, возникающего на основе взаимодействия человека с представителями других культур;

Показать последствия проявлений нетерпимости между народами и культурами;

Сформировать навыки и установки, необходимые для успешного воздействия с представителями различных культур;

Поддерживать процесс формирования у учащихся позитивной самооценки и положительной этнической идентификации;

Воспитать уважительное отношение к истории, языку, традициям и религии народов России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о профилактике межнациональные конфликты в школе.

Профилактика межнациональных конфликтов в школе.

На моём личном опыте, могу с уверенностью судить, что роль классного руководителя в предотвращении таких конфликтов, необычайно велика. С подобной ситуацией я столкнулась, работая учителем начальной школы. В класс поступили два мальчика, приехавшие из Узбекистана с родителями на постоянное место жительства. Внешние отличия с ярко выраженными национальными признаками, трудности в произношении русских слов, практически сразу стали объектом насмешек для большинства детей в классе.


Проблема межнациональных отношений в современном обществе является актуальной, так как в последние десятилетия происходит значительная миграция людей из стран с серьезными экономическими, политическими, военными проблемами в более мирные и развитые. Для России, как многонационального государства, в котором проживает около двух сот народностей, данная проблема всегда оставалась важной. Причинами возникновения межэтнических конфликтов являются: социально-политически-экономические события в стране, изменения в национальном составе, обострение межнациональных взаимоотношений, наличие негативных этнических стереотипов. Все это ставит ребенка в поле социально-психологического напряжения. Поэтому проблема воспитания культуры межнациональных отношений выдвинута в число наиболее острых воспитательных проблем.

Толерантность представляет современную основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, уменьшения страха ошибки. Толерантность в современном обществе - это правильное понимание других культур, способ самовыражения и индивидуальности, отказ от навязанных убеждений, условие гармоничных отношений в обществе.

Как отмечают психологи, дети до 4 лет еще не знают о существовании разных народов. Их отношение к сверстникам не зависит от национальной принадлежности. На пятом году жизни у ребенка начинает пробуждаться самосознание, как личное, так и национальное. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра - форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Поэтому через игру и благоприятную психологическую обстановку родители должны воспитать в ребенке доброжелательное отношение к людям другой национальности.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры межнациональных отношений у школьников, т.е. формировать толерантность - духовную установку личности относительно ценностей, традиций и других особенностей различных народов. Развивать толерантность как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для взаимодействия с представителями разных этносов.

В школах Тульской области на сегодняшний день обучаются дети из стран ближнего зарубежья, таких как Белоруссия, Украина, Молдавия, Армения, Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан и других. Для осуществления данных задач в ряду школ проводятся воспитательные мероприятия, соответствующие возрасту учащихся. Детей знакомят с народным фольклором, проводятся экскурсии в музеи, театры, выставки. Особое внимание уделяется изучению творчества национальных поэтов и писателей, а также истории своего края. В результате проведения концертов, праздников, викторин, народных игр стимулируется познавательный интерес к языку, истории, литературе, культуре тех стран, дети которых обучаются в данном классе. Также, в процессе изучения учебных дисциплин, на факультативных занятиях больше уделяется внимания истории, традициям, языкам различных народов мира, что открывает возможность для всестороннего развития школьника. Создаются исследовательские группы школьников по изучению вопросов, связанных с культурой разных народов. Вооружение знаниями о других народах - это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте, а совместная групповая работа сплачивает детские коллективы.

Помимо мероприятий, проводимых в профилактических целях, педагогам приходиться решать школьные межэтнические конфликты.

Существует три вида конфликта имеющие межнациональный контекст.

Первый вид конфликта происходит из-за оскорблений связанных с национальными особенностями (цвет волос или кожи). Но при этом участники не имеют ничего против конкретной национальности, а привлекли ее, чтобы обидеть друг друга.

В первом и во втором случаях педагогический коллектив может самостоятельно разобраться и помочь учащимся найти примирение. Третий случай является очень сложным и работа педагогов будет связана с созданием дискуссионных кружков, на которых участники конфликта могу высказаться. Также в этом случае не обойтись без педагога-психолога, который будет координировать сглаживание конфликта.

Российское образование модернизируется, так как толерантность приживается в школе. Учителя формируют ценностные отношения, развивают у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, способных уважать человеческие достоинства и индивидуальность. Укоренение в школе толерантности, формирования отношения к ней как важнейшей ценности общества - значимый вклад школьного образования в развитие культуры мирного существования. А главное, что в школах вырабатывается иммунитет к различным попыткам повлиять на умы юного поколения различных националистических движений и организаций.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 1.01.2017);

Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013. - 460 c.

Немов Р.С. Психология: учебник для вузов по непсихологическим спец. / Р. С. Немов ; М. : Юрайт, 2010.

Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: ВЛАДОС, 2003.

Брилл О. М. Язык и этнический конфликт/ Под ред. М. Брилл Олкотт, И. Семенова; Моск. Центр Карнеги. — М.: Гендальф, 2010.

Читайте также: