Профилактика ксенофобии и экстремизма в школе

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 98 0

Проект по организации профилактики ксенофобии

и молодежного экстремизма в образовательной среде.

по воспитательной работе

МОУ СОШ № 1 г.Благодарный

Костюк Анна Алексеевна

Паспорт проекта ___________________________2– 4

Пояснительная записка______________________4 – 7

Направления деятельности школы

по реализации проекта:

План мероприятий по профилактике экстремизма

на 2020 – 2021 учебный год____________________7–11

Ресурсное обеспечение проекта_______________14

Список использованной литературы___________15

Паспорт проекта

Название проекта

проект по организации профилактики ксенофобии и молодежног экстремизма в образовательной среде.

Основания для разработки проекта

Разработка комплексных эффективных мер по профилактике и противодействию проявлениям ксенофобии и экстремизма в подростковой среде.

Заказчик проекта

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа

Разработчики и реализаторы проекта

Костюк Анна Алексеевна – заместитель директора по воспитательной работе;

Реализаторы: - педагогический коллектив школы, родительская общественность

Сроки реализации

С сентября 2021 года по август 2022года

Участники проекта

Учащиеся школы в возрасте от 7 до 18 лет; их родители (законные представители)

Цель проекта

Разработать средства и методы предупреждения преступлений, сопряженных с молодежным экстремизмом и ксенофобией путем создания постоянно действующего и благоприятного пространства для организации содержательного, интересного и полезного досуга детей и подростков. Формировать у подростков толерантное отношение к окружающему миру.

Задачи проекта

- формировать интерес у детей к культуре, обычаям и традициям своего народа, а также представителей других национальностей.

- проводить воспитательную, пропагандистскую работу со школьниками и их родителями, направленную на предотвращение экстремистской деятельности, воспитанию толерантности и межнационального согласия в образовательной среде;

- систематизировать работу психолого-педагогической службы с подростками по предотвращению экстремизма;

- совершенствовать механизм обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений _активизировать использование интернета в профилактических целях;

- на сайте школы разместить информацию, направленную на формирование у школьников чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к этнокультурному наследию; толерантного поведения и навыков критического осмысления молодыми людьми происходящих общественных процессов;

- ввести систему мониторинга по развитию межнациональных отношений в школе;

- сформировать постоянно действующее пространство для проведения работы по информационной безопасности, осуществлению мониторинга сети интернет в школе для выявления информации экстремистской направленности;

- участвовать в организация волонтёрского движения по реализации мероприятий, противодействующих молодёжному экстремизму;

- определить основные направления профилактики для предотвращения экстремистских настроений среди школьников;

- проводить родительские собрания, заседания Общешкольного Совета по вопросам профилактики экстремизма и ксенофобии;

- активизировать формы и методы работы по занятости школьников во внеурочное время;

- воссоздать систему социальной профилактики проявлений экстремизма, направленную на активизацию борьбы с безнадзорностью, беспризорностью несовершеннолетних;

-формировать систему приоритетных ценностей гуманизма, духовности и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, стремления следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимости к их нарушению :

- сформировать социально – педагогическое пространство для воспитания гражданской ответственности, сохранения духовно-нравственного здоровья , уважения к своей истории и культуре страны, приобщение к нравственным и духовным ценностям;

- содействовать созданию атмосферы семейного благополучия.

Внесение коррективов

В процессе реализации проекта могут быть внесены коррективы в содержание программы проекта

Пояснительная записка

Проявление национализма в нашей стране не ушло в прошлое. До сих пор в межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются ценности. Национальное насилие всегда вызывает тяжелые последствия. Обострение межнациональных конфликтов, усиление тенденций проявления ксенофобии – актуальные проблемы современной России. В последнее время активизировалась деятельность асоциальных молодёжных организаций, которые спекулируют на идеях национального возрождения, и, как следствие, ведет к провоцирующему росту преступных акций; к нарушению общественного порядка на этнической, религиозной и политической почве. Это нередко усиливает экстремистские проявления. И, более того, молодые люди могут быть вовлечены в деятельность экстремистских организаций через интернет.

К основными причинам молодежного экстремизма можно отнести рост экономического неравенства, социальные и национальные противоречия, несовершенство законодательной базы, непродуктивность прежних идеалов и нереализованность новых. В таких условиях нужна серьезная профилактическая работа, так как нарушения экстремистской направленности, как свидетельствует статистика, совершают 70% лиц в возрасте до 25 лет.

Актуальность проекта состоит в том, что разработкаего должна помочь не только педагогам осуществить задачу нравственного воспитания подростков, но и раскрыть, привить умения делать правильный выбор в ситуациях межличностного общения.

Комплекс мероприятий научит детей доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости, повысит знания родителей в области воспитания толерантности у своих детей, получить консультативную помощь родителям и педагогам по формированию конструктивного межличностного общения в среде школьников.

Проект направлен на укрепление в школе «толерантной среды на основе принципов мультикультур, ценностей многонационального гражданского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального, толерантного межличностного отношения.

Цель проекта:

Разработать средства и методы предупреждения преступлений, сопряженных с молодежным экстремизмом и ксенофобией путем создания постоянно действующего и благоприятного пространства для организации содержательного, интересного и полезного досуга детей и подростков.

Задачи:

1.Разработка и реализация комплекса эффективных мер по формированию у учащихся толерантного поведения по противодействию экстремизму;

2. систематизировать работу психолого-педагогической службы с подростками по предотвращению экстремизма;

3. участвовать в организация волонтёрского движения по реализации мероприятий, противодействующих молодёжному экстремизму;

4. сформировать социально – педагогическое пространство для воспитания гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны;

5. Организовать просветительскую работу с родителями, направленную на воспитание в семье толерантного отношения к людям другой национальности.

Ожидаемые результаты:

- способствовать формированию толерантного сознания, основанного на понимании и принятии культурных отличий, неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан;

- предотвратить участие школьников в организациях, неформальных движениях, осуществляющих социально негативную деятельность;

- формирование у школьников навыков цивилизованного общения в Интернет-пространстве, этикета в чатах и форумах;

-формирование навыков информационной безопасности.

Основные принципы реализации проекта

При реализации проекта используются следующие подходы: личностно-ориентированный, дифференцированный, комплексный.

Формы реализации проекта: коллективная, групповая и индивидуальная формы работ.

Основными направлениями реализации Проекта являются:

- разработка методов диагностики, экспертизы и мониторинга проявлений экстремизма в образовательной среде;

- включение дополнительных программ формирования толерантных установок обучающихся во внеурочную деятельность;

- использование различных мероприятий на уровне обучающихся и родителей по профилактике экстремизма: тематические часы общения, тренинги толерантности, Дни здоровья, круглые столы, тематические встречи, акции;

- издание материалов, способствующих становлению толерантного сознания, снижению социальной среди учеников школы ,издание памяток, буклетов и стендов для подростков и родителей, советы на каждый день и в случайно сложившейся ситуации;

- использование средств массовой информации для раскрытия антиобщественной природы экстремизма в любых его формах,

- пропаганда сайтов для молодёжи по профилактике экстремизма;

- развитие художественной самодеятельности на основе различных народных традиций и культурного наследия многонациональной России.

План мероприятий по профилактике экстремизма

в муниципальном общеобразовательном

г.Благодарный

на 2021-2022 учебный год.

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Ознакомление с планом мероприятий по противодействию экстремизма и ксенофобии в молодежной среде на 2021-2022 учебный год.

Изучение администрацией, педагогами школы нормативных документов по противодействию экстремизму среди несовершеннолетних учащихся.

Заместитель директора по ВР

Детальное рассмотрение вопросов, связанных с экстремизмом на педагогических совещаниях, заседаниях методических объединений и других общественных собраниях.

Формирование методического материала по противодействию экстремистским проявлениям среди учащихся

Заместитель директора по ВР

Информационное и документационное обеспечение(приказы, распоряжения, планы, графики и т.п.) безопасности массовых школьных мероприятий.

Заместитель директора по воспитательной работе

Осуществление мониторинга национального состава школьников

Изучение педагогами нормативных документов и накопление методического материала по противодействию экстремизма.

Проведение социологических исследований по гармонизации межэтнических отношений в школе

диагностическая работа (социологический опрос) с целью изучения психологических особенностей личности учащихся и выявление уровня толерантности

Цель: Расширение знаний классных руководителей об угрозе ксенофобии, экстремизма и терроризма.

Задачи: поиск новых форм формирования у детей толерантного сознания и поведения предотвращающего появление детских организаций экстремистского характера или детей задействованных в них; наличия религиозных организаций экстремистского характера или детей задействованных в них; случаи массовых беспорядков, хулиганских действий, актов вандализма, с участием несовершеннолетних подростков по мотивам идеологической, политической, религиозной ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; случаев причинения вреда здоровью и имуществу граждан в связи с убеждениями, расовой национальной принадлежности, вероисповедания, социальной принадлежности или социального происхождения; случаев распространения экстремистской литературы, атрибутики с символами националистского содержания, среди учащихся (в том числе через сеть Интернет в компьютерных классах образовательных учреждений);


Социально-экономический подход, с точки зрения которого объясняется ксенофобия в детской и молодежной среде достаточно узок и не может в полной мере раскрыт истинных причин такого поведения у детей и подростков. Тяга к решению собственных проблем при помощи насилия возникает в молодежной среде не только под воздействием внешних факторов, но и напрямую зависит от психоэмоциональных особенностей индивида и его моральных принципов. Исследования ксенофобии в молодежной среде, пути и причины ее формирования необходимы для подготовки эффективных мер по профилактике насильственного поведения среди подрастающего поколения.

Профилактические меры по борьбе с ксенофобией должны быть ориентированы на устранение причин и факторов, вызывающих ее формирование на различных уровнях: личностном, групповом и социально-экономическом. Роль социально-экономического уровня профилактики ксенофобии нельзя переоценить, так как именно он помогает молодежи в становлении социально значимых установок, формирования мировоззрения, правового поведения, чувства экономической защищенности, перспективности жизненных планов.

Решение задач по профилактике ксенофобии на данном уровне заключается в сфере социальной и экономической политики государства, эффективность которой напрямую зависит от согласованности действий на всех уровнях.

Среди основных мероприятий по профилактике ксенофобии в детской и молодежной среде, в зависимости от сферы их проведения, можно выделить следующие:

Работа по профилактике ксенофобии и преступлений ненависти в детской и молодежной среде должна вестись и рассматриваться как один из основных элементов деятельности образовательных учреждений по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи.

Исходя из вышеизложенного можно вывести общие рекомендации по профилактике ксенофобии:

  1. профилактические мероприятия по искоренению ксенофобии в детской и молодежной среде следует отнести к числу приоритетов на всех уровнях формирования молодежной политики, стимулируя развитие инновационных методов в сфере противостояния ксенофобии;
  2. следует проводить постоянный мониторинг положения с ксенофобией и нетерпимостью в детской молодежной среде, учитывая полученные данные при проведении профилактической деятельности;
  3. оказывать содействие диалогу и совместно проводимым действиям различных этнических, религиозных и культурных сообществ в борьбе с ксенофобией, используя внутренний резерв доброжелательных молодежных субкультур.

Основные термины (генерируются автоматически): молодежная среда, подрастающее поколение, ксенофобия, профилактика ксенофобии, детская, детская среда, массовое сознание, преступление ненависти, рост ксенофобии, экономический кризис.

Похожие статьи

Проблемы ксенофобии и экстремизма в школе | Статья в журнале.

молодежная среда, подрастающее поколение, ксенофобия, профилактика ксенофобии, рост ксенофобии, преступление ненависти, экономический кризис, массовое.

Психологические особенности молодежного экстремизма.

Профилактика ксенофобии и экстремизма среди детей. молодежная среда, подрастающее поколение, ксенофобия, профилактика ксенофобии, рост ксенофобии.

Психологическая стабильность молодежи — гарант защиты от.

экстремизм, молодежь, психологическая стабильность, ксенофобия, агрессивность.

терроризм, экстремизм, массовая информация, время, молодежная среда, массовая культура, государственная власть, террористическая деятельность, террористический акт, полная мера.

Профилактика национализма и ксенофобии в субъектах.

Профилактика национализма и ксенофобии в субъектах Северо-Кавказского федерального округа. Автор: Бидова Бэла Бертовна.

2. Экономический рост этнических республик сдерживается целым рядом факторов политического и культурного плана.

Причины появления и развития экстремизма в образовательной.

Профилактика ксенофобии и экстремизма среди детей.

девиантное поведение, молодежная среда, молодежь, экстремизм, молодежный экстремизм, причина, проблема, социальное неравенство, экстремистская направленность.

Роль совладающего поведения в профилактике экстремизма.

молодежная среда, ксенофобия, молодежный экстремизм, старший школьный возраст, Россия, система образования, проблема, ребенок, страх. Причины появления и развития экстремизма в образовательной.

Европейский опыт профилактики молодежного экстремизма.

Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде.

Международный опыт в профилактике молодежного экстремизма

. нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультранационализма [3, с.1].

В первую очередь растет число осужденных по ч.1 данной статьи (возбуждение ненависти либо

Автор предлагает индивидуальные меры профилактики с молодежным направлением как.

К проблеме молодежного экстремизма: факторы.

- влияние СМИ на распространение экстремистских идей, пропаганда ксенофобии в СМИ.

К причинам, порождающим экстремистские настроения в молодежной среде, необходимо также отнести социально-политические

Похожие статьи

Проблемы ксенофобии и экстремизма в школе | Статья в журнале.

молодежная среда, подрастающее поколение, ксенофобия, профилактика ксенофобии, рост ксенофобии, преступление ненависти, экономический кризис, массовое.

Психологические особенности молодежного экстремизма.

Профилактика ксенофобии и экстремизма среди детей. молодежная среда, подрастающее поколение, ксенофобия, профилактика ксенофобии, рост ксенофобии.

Психологическая стабильность молодежи — гарант защиты от.

экстремизм, молодежь, психологическая стабильность, ксенофобия, агрессивность.

терроризм, экстремизм, массовая информация, время, молодежная среда, массовая культура, государственная власть, террористическая деятельность, террористический акт, полная мера.

Профилактика национализма и ксенофобии в субъектах.

Профилактика национализма и ксенофобии в субъектах Северо-Кавказского федерального округа. Автор: Бидова Бэла Бертовна.

2. Экономический рост этнических республик сдерживается целым рядом факторов политического и культурного плана.

Причины появления и развития экстремизма в образовательной.

Профилактика ксенофобии и экстремизма среди детей.

девиантное поведение, молодежная среда, молодежь, экстремизм, молодежный экстремизм, причина, проблема, социальное неравенство, экстремистская направленность.

Роль совладающего поведения в профилактике экстремизма.

молодежная среда, ксенофобия, молодежный экстремизм, старший школьный возраст, Россия, система образования, проблема, ребенок, страх. Причины появления и развития экстремизма в образовательной.

Европейский опыт профилактики молодежного экстремизма.

Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде.

Международный опыт в профилактике молодежного экстремизма

. нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультранационализма [3, с.1].

В первую очередь растет число осужденных по ч.1 данной статьи (возбуждение ненависти либо

Автор предлагает индивидуальные меры профилактики с молодежным направлением как.

К проблеме молодежного экстремизма: факторы.

- влияние СМИ на распространение экстремистских идей, пропаганда ксенофобии в СМИ.

К причинам, порождающим экстремистские настроения в молодежной среде, необходимо также отнести социально-политические


ПРОФИЛАКТИКА КСЕНОФОБИИ И ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Российское государство по своему историческому становлению, вековым традициям и культурным основам является многонациональным. И в Российской империи, и в Советском Союзе, и в современной Российской Федерации сосуществовали и сосуществуют разные народы, национальные культуры. Это формировало традиции содружества народов, и позволяло привить молодому поколению ценности и поведение, основанные на согласии и взаимопонимании. В современных условиях, на фоне последствий экономического кризиса, политической нестабильности создаются предпосылки для различного рода конфликтов, в том числе на почве межнациональной розни[1].

Также можно рассматривать социальные и психологические причины ксенофобии. Все чаще в школах появляются дети, которые плохо говорят и понимают по-русски. При отсутствии эффективных форм обучения русскому языку, а также психологической поддержки, такие дети вызывают отторжение других учащихся, попадают в категорию изгоев.

Молодежь рассматривается как большая социальная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется возрастными особенностями молодых людей и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления.

Рост интолерантности в молодежной среде также усугубляется такими социальными факторами, как:

− рост экономического неравенства людей;

− социальные и национальные противоречия;

− слабость правоохранительной системы;

− неэффективность прежних ценностных идеалов и отсутствие новых и др.

Экстремизм и терроризм - смежные понятия. Экстремизм - организованная сила, эксплуатирующая страхи и объединяющая возбужденных этими страхами и ненавистью людей в различные рода ячейки и группировки[5]. Экстремизм - причинение вреда человеку на национальной, религиозной, политической или социальной почве, политическая деятельность, направленная в итоге на изменение государственного строя, разрушение государственной целостности, отделение какого-либо народа, нации или группы населения. В России в молодежной среде стали распространяться и проявления международного терроризма, что сегодня становится глобальной проблемой.

Лидеры экстремистских группировок различного толка завлекают молодежь в свои объединения, часто обещая легкое решение всех проблем, в том числе и материальных. Неокрепшие молодые умы зачастую даже не задумываются о том, что, участвуя в деятельности подобных формирований, они не только не решают свои существующие проблемы, но и создают себе многочисленные новые, по сути, уничтожают свое будущее. Безусловно, проводить профилактику экстремизма и терроризма среди молодежи намного эффективнее, чем ликвидировать последствия подобных явлений.

Для профилактики экстремизма и ксенофобии в молодежной среде необходима активная деятельность всех социальных институтов, и особенно системы образования. В системе образования обучающийся проводит большую часть своего времени. В процессе образования идет развитие и социализация личности. Важно, чтобы в школе была выстроена системная пропедевтическая воспитательной работа, которая не сводилась бы к набору дежурных мероприятий. Воспитание чувства гражданской идентичности, чувства солидарности основанных, на признании себя представителем единого народа России, должно пронизывать и весь процесс обучения[3]. Очевидно, что воспитание патриотических чувств — социальная потребность современного российского общества.

Укрепление и поддержка чувства национального достоинства — комплексная работа, включающая в себя духовно-нравственное воспитание, формирование гражданского сознания и национального самосознания, исторического мышления[11].

Воспитание толерантного сознания предполагает соблюдение ряда условий, среди которых — уважение достоинств каждого человека, право на сохранение индивидуальности; изучение других людей, понимание их, интерес к ним; акцентирование внимания на объединяющих, а не разъединяющих людей факторах.

И хотя начинать профилактику ксенофобии необходимо на самых ранних этапах развития ребенка, основное внимание следует уделять детям среднего и старшего школьного возраста.

Также методом для профилактики является совершенствование досуга и отдыха молодежи. Не секрет, что многие молодые люди попадают в различные радикальные организации во многом, из-за отсутствия желания, а нередко и возможности проводить свое свободное время с пользой для души и тела. В частности, государству необходимо заботиться о том, чтобы не только в крупных городах, но и в самых небольших населенных пунктах активно действовали клубы, дома культуры, кинотеатры, музеи и другие социально-культурные институты.

Не менее важно проведение комплексных мероприятий по формированию правовой культуры в молодежной среде[9]. В частности, этому могло бы способствовать существенное расширение юридической составляющей в воспитании и образовании. Знание своих собственных прав и свобод будет способствовать развитию у молодого поколения чувства уважения к правам и свободам других лиц, в том числе к их жизни, здоровью и достоинству.

На уровне практической психологии одним из шагов в формировании такой системы может стать изучение и диагностика на ранних этапах тех индивидуальных эмоциональных и поведенческих особенностей молодых людей, которые могут служить предикторами проблем социального взаимодействия в будущем. Психологическая помощь в создании такой социальной ситуации развития ребенка, которая позволила бы минимизировать возможные риски в семье, детском саду, школе, могла бы стать еще одним этапом в формирования профилактической системы.

В дальнейшем, на стадии школьного обучения, необходима разработка психологических критериев оценки риска в отношении развития ксенофобских установок и их поведенческих проявлений у детей и подростков, а также программ, направленных на их профилактику и коррекцию[2]. Эти задачи необходимо решать психологическим службам учреждений образования во взаимодействии с социальными работниками, социальными педагогами, которые выстраивают социальную деятельность детей и подростков и осуществляют профилактическую работу на уровне группового взаимодействия.

Эффективность системы профилактики будет зависеть от согласованности, скоординированности действий на всех уровнях.

Общие рекомендации по профилактике могут быть следующие[6]:

следует относить профилактику ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде в число приоритетов молодежной политики и молодежной работы на всех уровнях, выделив для этого направления деятельности соответствующее ресурсное, методическое, информационное и экспертное обеспечение;

следует стимулировать поиск и разработку инновационных методик и социальных технологий в сфере противостояния ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде, в том числе адаптацию к российским условиям лучшего международного опыта в этой сфере;

рекомендуется проводить постоянный мониторинг ситуации с ксенофобией и нетерпимостью в молодежной среде, активностью радикально-националистических групп и учитывать полученные в ходе него данные при планировании текущей деятельности, разработке программ и комплекса мероприятий в этой сфере;

необходимо предусматривать меры по ресурсной, методической, информационной и экспертной поддержке инициатив и проектов общественных организаций, занимающихся противостоянием ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде[7];

стараться в борьбе с нетерпимостью, в том числе, использовать потенциал неагрессивных молодежных субкультур.

Аристархова Т.А., Головин А.Ю., Отдельные аспекты профилактики проявлений экстремизма в молодежной среде в учебном процессе (на примере пр еподавания юридических дисциплин), 2013, Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки, С.14-21

Баева Л.В., Молодежный экстремизм в современной России, 2015, Обзор НЦПТИ, С.57-61

Валеев А.Х., Причины молодежного экстремизма в России, 2015, Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, С.16-22

Глухарев Д.С, Идеология молодежного экстремизма, 2013, Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, С. 14-18

Дадова З.И. Профилактика экстремизма в молодежной среде на примере кабардино-балкарской республики, 2014, Теория и практика общественного развития, С. 16-19

Карапетян А.А, Предупреждение экстремизма в молодежной среде (по материалам свердловской области) – 2012 г., Вестник Московского университета МВД России, - С.19-25

Маркова Ю.В., К вопросу о специфике феномена молодежного экстремизма, 2012, Проблемы правоохранительной деятельности, С.33-35

Свиридов А.А. Сущность и специфика социально-культурной деятельности вузов по профилактике экстремизма в молодежной среде, 2014, Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, С.41

Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" от 25.07.2002 № 114-ФЗ, 30 июля 2002 г, Парламентская газета

Фрединский С.Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности, 2015, Обзор НЦПТИ, С.4-11

Читайте также: