Профилактика готовности к школе

Обновлено: 06.07.2024

Поступление в школу – это очень волнительный процесс как для самого ребенка, так и для его родителей. Важно понимать, что это первый шаг во взрослую жизнь, потому что ребенок оказывается в новом для себя социуме, поэтому он должен понимать и принимать правила этого общества, чтобы дальнейшее обучение происходило без дополнительных проблем. Давайте разберемся – что же такое готовность к школе и каковы её виды и критерии?

Раньше готовность ребенка к школе оценивалась по определенному объему его знаний. Сейчас же педагоги и психологи расценивают знания не как цель, а как средство развития ребенка. Ребенок должен уметь пользоваться этим знанием, самостоятельно его добывать и анализировать.

Говоря о видах готовности к школе, можно выделить следующие:

  • психологическую готовность,
  • интеллектуальную готовность,
  • социальную готовность,
  • физическую готовность.

В связи с этим каждому родителю хочется знать, как подготовить ребенка к поступлению в первый класс. Как понять, готов ли он морально к этому? Как ему помочь, если в школе он столкнется (а это наверняка произойдет) с первыми в его жизни школьными трудностями? Это очень важные вопросы, поэтому рассмотрим максимально подробно, как можно подготовить своего ребенка, чтобы его пребывание в школе было для него комфортным.


Что нужно уметь к первому классу

Существует определенный перечень простых навыков, которыми ребенок уже должен владеть перед поступлением в школу. Вот их перечень:

Подразумевается, что ребенок уже освоил все навыки и умения перед поступлением в первый класс. Безусловно, большую роль в этом в процессе играют детские сады и родители, которые должны заложить определенную базу, в рамках которой будет происходить дальнейшее обучение.


С какими стрессами ребенок может столкнуться

Когда ребенок идет в первый класс, то вполне естественно, что он испытывает волнение в связи с попаданием в незнакомую и непонятную для себя обстановку.

Все дети, которые в первый раз идут в школу, сталкиваются со следующими видами стрессов:

  • Иммунологический. Ребенок попадает в большой коллектив детей и взрослых, у каждого из которых свое состояние здоровья. Кто-то чихает, кто-то кашляет, при этом это происходит не на открытом воздухе, а в условиях закрытого пространства. Поэтому вполне естественно, что в классе, коридоре или столовой дети сталкиваются с различными вирусами.
  • Социальный. Школа – это всегда новый коллектив, где каждому приготовлена своя роль. Ребенок должен адаптироваться к новым условиям, занять определенную нишу в социуме.
  • Учебный. Здесь имеется в виду не только выполнение домашних заданий, но и необходимость спокойно сидеть на уроке положенное время, поднимать руку, когда он хочет что-то сказать или ответить на вопрос преподавателя.

В этом случае помогает предварительная подготовка в виде посещения детского сада. Поэтому если ваш ребенок не посещал его, то хотя бы за год до школы нужно отдать его в сад или в развивающий детский центр. Здесь он столкнется с примерно теми же ситуациями, что и в школе (коллектив детей, разные социальные роли, тот же учебный стресс, только в более мягкой форме).


Как понять, подготовлен ли ребенок к школе психологически

Важно говорить не только об интеллектуальной готовности ребенка к школе, но и том, насколько уровень его психологической зрелости позволяет ему учиться. От этого зависит не только его успеваемость, но и самочувствие.

О. А. Карабанова включает несколько свойств и способностей ребенка, которые демонстрируют его психологическую готовность к обучению в школе:

  • Возможность выполнения ребенком учебной деятельности под руководством педагога, а затем самостоятельно.
  • Наличие предпосылок для усвоения системы научных понятий.
  • Освоение навыков кооперации и учебного взаимодействия в отношениях с другими детьми и преподавателями.


Школа и здоровье ребенка

Физическое состояния ребенка – это еще один важный момент, который нужно учитывать при подготовке к школе.

В возрасте 6-7 лет у детей происходит ряд важных изменений в организме – это смена зубов и интенсивный рост всего организма. Не зря наиболее благоприятным возрастом для начала обучения считается 7 лет, но в ряде случаев ребенок садится за парту в возрасте 6 лет. Часто такие дети оказываются недостаточно физически развиты, чтобы выдержать все школьные нагрузки.

С точки зрения подготовки к первому классу и того, что могут сделать родители, важно отметить большое значение летнего отдыха перед учебой. Задача родителей – организовать отдых таким образом, чтобы ребенок смог отдохнуть от большого количества людей (и, как следствие, большого количества инфекций), огромного количества выхлопных газов и бытовой химии, а также общепита.

Идеальное место для этого – дом в деревне у бабушки, где минимум людей, всегда свежий воздух и полезные продукты. Если такой возможности нет, то подойдет любой загородный отдых на даче (естественно, под присмотром родителей). В таких условиях ребенок будет физически развиваться, у него нормализуется работа сосудов и сердца, он полноценно отдохнет и окрепнет перед долгим учебным годом.


Как подготовить ребенка к школе: советы родителям

В то время, когда детей не учили писать и читать до школы, они воспринимали школу и поступление в 1 класс как нечто особенное и волнительное для них событие. Дети буквальным образом ощущали смену своего статуса – с дошкольника на школьника. Это был настоящий прогресс в развитии их личности, потому что именно в школе они начинали обучаться чтению, письму и другим школьным навыкам.

Еще каких-то 40-50 лет трудно было представить ребенка, который не хотел идти в школу. Сейчас же таких детей становится все больше. В чем же может быть причина? Дело не в пресловутой разнице поколений, которой так привыкли апеллировать многие люди, не знакомые со всей спецификой. Дело в том, что граница между детским садом и школой, дошкольным и школьным возрастом, постепенно размылась. Получается, что писать и читать их уже научили в детском саду, поэтому дети задаются резонным вопросом – а чем же мы будем заниматься в школе? Они понимают, что в первом классе они будут заниматься примерно тем же, чем они занимались в детском саду. Соответственно, у современных детей элементарно пропадает мотивация к учебе еще до поступления в школу.


В таком случае родителям помогут рекомендации, как правильно подготовить ребенка к школе и сохранить в нем мотивацию к учебной деятельности. В первую очередь, нужно создать четкий переход между поступлением в первый класс и тем, что было до этого. Не нужно излишне перегружать ребенка чередой домашних заданий по изучению математике, чтению и другим навыкам – в школе его всему научат если, повторимся, в нем сохранится мотивация к обучению. Важно сконцентрировать его внимание не только на обязанностях, которые он должен будет выполнять, но и на каких-то приятных вещах, которые ждут его в школе.


Все без исключения родители заинтересованы в успешности обучения ребёнка. Поэтому начинают заранее готовить его к школе: записывают на подготовительные курсы будущих первоклассников, обучают чтению, письму и быстрому счёту.

Безусловно, эти навыки пригодятся ребёнку в процессе учёбы, но мамы и папы забывают про психологическую готовность детей к школе. Именно она свидетельствует о достаточной зрелости детской психики для перехода на новый этап развития – учебную деятельность.

Подробнее о том, что такое психологическая готовность к школьному обучению и почему она так важна, вы узнаете из данной статьи.


Содержание:

Что такое психологическая готовность к школе?

психологическая готовность к школе

Многие родители считают, что, если ребёнок к семилетнему возрасту научился читать, писать и решать примеры, то он полностью готов к школьному обучению.

Эта позиция ошибочна. Поскольку дошкольнику недостаточно владеть определённым уровнем знаний, умений и навыков, чтобы освоить школьную программу.

У ребёнка к семи годам должна быть сформирована психологическая готовность к обучению в школе. Это тот необходимый уровень развития, который позволит ему быть успешным не только в процессе учёбы, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в осознании внутренней позиции школьника.

Готовность ребёнка к обучению подразумевает, что все сферы психического развития готовы к усвоению норм и правил школьной жизни.

Почему дошкольник должен быть готов к школе именно психологически? Об этом – случай из практики.

Паша в 6 с половиной лет умел читать, писать печатными буквами и знал названия почти всех динозавров. Но у мальчика были трудности с поведением: капризничал по любому поводу, отказывался выполнять требования взрослых и постоянно нарушал дисциплину. С другими ребятами в группе Паша практически не общался, ему было трудно первым заговорить или пригласить поиграть. Психолог, исследуя готовность детей к школе, сообщила Пашиной маме, что ребёнок психологически не готов к обучению и рекомендовала оставить мальчика ещё на один год в детском саду. Мама была возмущена: почему у её сына низкий уровень готовности, ведь он столько всего знает и умеет! Не послушав совета специалиста, мама отдала Пашу в первый класс. Почти сразу у мальчика начались серьёзные проблемы. Уроки были ему неинтересны, учителя он не слушал, смотрел в окно или рисовал на парте. Домашние задания Паша делал только с маминой помощью и под её строгим контролем. Через месяц маму пригласил директор и рекомендовал перевести Пашу в коррекционную школу, поскольку тот не справляется с учебной программой.

Этот случай иллюстрирует, насколько важной для дальнейшей жизни является грамотная психолого-педагогическая подготовка к школе, в которой уделяется внимание всем сторонам психического развития ребёнка. Из-за неправильных действий мамы ребёнок попал в коррекционную школу, обучение в которой не соответствовало его реальным возможностям.

Подведем итог. Ребёнок, психологически готовый к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Ему легче наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, завести друзей и проявить свои лучшие качества.

Компоненты готовности

Теперь давайте посмотрим, что же всё-таки нужно ребёнку для успешного обучения в школе:

Мотивационная готовность


Только то дело будет успешным, которое выполняешь с желанием и интересом. Поэтому к концу дошкольного возраста у ребёнка должно быть:

  • желание учиться, стремление получать новые знания;
  • интерес к познанию мира;
  • положительное отношение к школе, учителю, одноклассникам.

Психологи утверждают, что при поступлении в школу у детей преобладают социальные мотивы и мотивы достижения. Им нравится красивая форма, школьные принадлежности, новые друзья, нравится получать хорошие оценки и когда хвалит учитель.

Учебная мотивация появляется гораздо позднее, ко второму, а то и третьему классу. Сначала ребёнок должен привыкнуть к роли ученика, а затем прийти к пониманию, что эта роль может ему дать.

Интеллектуальная готовность

Чем больше знает и умеет ребёнок, тем проще ему будет проявить себя в начале школьного обучения. Важными показателями готовности будут:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями;
  • способность анализировать, обобщать, делать выводы;
  • определённый запас знаний об окружающем мире в пределах возраста.

Социально-личностная готовность

психологическая готовность ребенка к школе

Школьное обучение предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками, ребятами из других классов. Поэтому у ребёнка должны быть хорошо развиты следующие качества:

  • умение общаться со взрослыми и сверстниками, как знакомыми, так и незнакомыми;
  • способность выполнять требования взрослого;
  • отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать;
  • развитые моральные принципы;
  • адекватная самооценка.

Эмоционально-волевая готовность

Требования школьной жизни нелегки для вчерашнего дошкольника. Необходимо рано вставать, приходить в школу до звонка, сидеть на уроках долгое время. Дома тоже не получится расслабиться, поскольку нужно делать домашние задания. Поэтому ребёнку необходимо быть собранным, ответственным и организованным. От него потребуются:

  • способность сосредотачиваться на задаче, концентрировать внимание;
  • умение доводить начатое до конца;
  • произвольность поведения – умение управлять своими поступками и эмоциями, сдерживать негативные проявления;
  • умение преодолевать трудности при достижении цели;
  • умение действовать по правилам.

У Паши из нашей истории не была сформирована эмоционально-волевая и социально-личностная готовность. Он не мог контролировать своё поведение, подчиняться требованиям взрослым и взаимодействовать со сверстниками. Если бы мама уделяла должное внимание не только развитию познавательных навыков, возможно, всё сложилось бы совсем по-другому.

Методы диагностики

Но и сами родители могут определить, насколько их ребёнок готов к школьному обучению.

Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых мамы и папы могут узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у своего ребёнка.


Родителям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у родителей или решает проблему сам.

Признаки неготовности ребёнка к школьному обучению

психологическая готовность к школьному обучению

Эти проявления можно заметить как до поступления ребёнка в первый класс, так и во время учёбы в школе. Ребёнок не готов к школьному обучению, если он:

Родителям важно помнить, что, отдавая психологически неготового ребёнка в школу, они наносят непоправимый вред детской психике.

Как правильно подготовить ребёнка к школе?

Чтобы ребёнок был успешен в учёбе, при подготовке к школе мы должны уделить внимание развитию всех компонентов психологической готовности:

Формируем учебную мотивацию и положительное отношение к школе

  1. Расскажите ребёнку о своих школьных годах – любимых учителях, интересных предметах, забавных случаях с одноклассниками.
  2. Смотрите вместе фильмы о школе, читайте книги, а потом обсуждайте.
  3. Чаще играйте в школу. Пусть ребёнок пробует себя в разных ролях: как учителя, так и ученика.
  4. Вместе с ребёнком оборудуйте в комнате учебное место, выберете необходимую мебель, одежду, канцелярские принадлежности.

О том, как правильно организовать рабочее место, чтобы повысить мотивацию и не навредить здоровью, читайте в материале Рабочее место школьника: выбираем стул и стол.

Активизируем познавательные способности

Обучаем взаимодействию

психологическая готовность детей к обучению в школе

  1. Чаще ходите с сыном или дочерью в гости, совершайте поездки в новые места, знакомьтесь с новыми людьми. Предоставьте ребёнку возможность самому проявить инициативу в общении.
  2. Спрашивайте ребёнка о других детях в классе или группе, интересуйтесь, кто ему нравится, а кто вызывает антипатию и почему.
  3. Научите ребёнка справляться с неудачами, объясните, что плохие моменты в жизни бывают у всех людей. Их нужно пережить и двигаться дальше.

Развиваем волю и контролируем поведение

Вот и всё, что нужно знать мамам и папам про психологическую готовность к школьному обучению и её составляющие. Не забывайте: от того, как подготовлен ребёнок к школе, зависит не только успешность его обучения, но и психологическое благополучие как самого ребёнка, так и его родителей.

Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.

Психологическая готовность - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Структура психологической готовности к обучению в школе многокомпонентное образование. К числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести:

  • Интеллектуальную готовность;
  • Личностную готовность;
  • Социально-психологическую готовность;
  • Эмоционально-волевую готовность;
  • Физическую готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает:

  • Дифференцированное восприятие;
  • Аналитическое мышление;
  • Логическое запоминание;
  • Интерес к знаниям, процессу их получения;
  • Овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
  • Развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы).

Личностная готовность включает:

  • Произвольность поведения;
  • Сформированность новой социальной позиции;
  • Самооценку;
  • Мотивацию учения.

Социально-психологическая готовность включает:

  • Умение подчинить свои действия правилу;
  • Умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • Умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Эмоционально-волевая готовность проявляется в умении:

  • Самостоятельно совершать действия и поступки;
  • Приобретать знания, находить способы решения в трудных ситуациях;
  • Контролировать себя, управлять своим поведением.

Физическая готовность включает в себя:

  • Положительные показатели состояния здоровья;
  • Гармоничное физическое развитие;
  • Развитие функциональных систем соответственно возрасту;
  • Высокий уровень физической подготовленности в целом и мелкой моторики в частности;
  • Высокий уровень самообслуживания и овладения культурно-гигиеническими навыками.

К компонентам интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе можно отнести:

  • желание узнать новое;
  • любознательность (ребенок задает много вопросов что? где? когда? откуда? почему?);
  • развитие образных представлений (умение запоминать, воспроизводить, узнавать различную образную информацию);
  • умение ориентироваться в окружающем мире (ребенок к этому возрасту знает, как его зовут, где он живет, кто его родители, чем занимаются, умеет ориентироваться на местности, в схеме собственного тела);
  • сформированность элементарных учебных навыков (умение учиться);
  • развитие психических познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение);
  • особое развитие сенсорики, речи, мышления

Сенсорика - цвет, форма, размер.

Речь - ребенок правильно произносит звуки, умеет различать звуки речи на слух, владеет элементарным звуковым анализом, связной речью.

Хорошее умственное развитие является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.

Также, готовя ребенка к школе, необходимо учить ребенка формулировать проблему, задавать вопросы, планировать свою деятельность, решать поставленные задачи, а затем делать выводы и исправлять ошибки. Подобная самостоятельная деятельность позволяет каждому ребенку двигаться по своей собственной траектории развития вместе с педагогом.

К причинам возникновения школьной дезадаптации относят низкий уровень психологической готовности ребенка к школе, его низкий социальный статус, дисгармоничность семейного воспитания, неуспешности ребенка в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений и учебных навыков.

С какими трудностями сталкивается ребенок в школе чаще всего, каковы причины и как предупредить проблемы школьной дезадаптации.

Типичные трудности в обучении младших школьников:

1. Ребенок плохо списывает с доски

Причина: ребенок не научился работать по образцу, не умеет планировать свои действия.

2. Учитель повторяет задание несколько раз

Причина: низкий уровень концентрации внимания.

3. Плохая ориентировка в тетради

Причина: низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве.

4. Ребенок плохо понимает объяснение с первого раза, постоянно переспрашивает

Причина: низкий уровень восприятия, концентрации внимания, словесно-логического мышления.

Начинают эту работу с простого, затем переходят к более сложному материалу. Наиболее трудным материалом является ориентировка во времени (неделя, месяц, времена года, часы, минуты, секунды). Эти понятия абстрактные, следовательно трудны для понимания и запоминания.

5. Ребенок невнимателен, рассеян на уроке

Причина: ребенку трудно следовать правилам и требованиям.

6. Ребенок не справляется с заданиями для самостоятельной работы

Причина: ребенку трудно следовать правилам и требованиям.

7. Ребенок испытывает затруднения при пересказывании текста

Причина: ребенок не умеет планировать свои действия, логически запоминать.

8. Ребенок пропускает буквы при письме

Причина: нарушено фонематическое восприятие, концентрация внимания и самоконтроль.

  • Звуко - буквенный анализ слов;
  • Различие и выбор фонем.

9. Ребенок допускает орфографические ошибки, хотя правила знает

Причина: нарушено распределение внимания, объем для восприятия информации ограничен, проблемы с самоконтролем.

  • Графические диктанты;
  • Рисование узоров по точкам;
  • Заучивание стихотворений;
  • Упражнения на развитие фонематического слуха.

Наряду с психологической готовностью необходимо не забывать и о физической готовности. Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего рабочего дня.

Физическая готовность включает в себя:

  • Положительные показатели состояния здоровья;
  • Гармоничное физическое развитие;
  • Развитие функциональных систем соответственно возрасту.

Высокий уровень физической подготовленности в целом и мелкой моторики в частности. Исследования физиологов подтверждают связь развития руки с развитием мозга, что доказывает важность развития мелкой моторики рук для формирования готовности детей к школьному обучению.

Высокий уровень самообслуживания и овладения культурно-гигиеническими навыками. Овладение культурно-гигиеническими навыками - важный компонент готовности ребенка к школе. Отсутствие у первоклассника таких навыков, как самостоятельное выполнение культурно-гигиенических действий (умывание, прием пищи, чистка зубов и др.); освоение приемов чистки обуви, одежды; контроль своего внешнего вида, создает затруднения при организации обучения в школе и дома. Развитие этого компонента придает физической готовности полноту и завершенность.

В заключение хотелось бы сказать, что не только дети должны быть готовы к школе, но и школа должна быть готова учить самых разных детей принимать и понимать их такими, какие они есть, помогать их личностному росту.

Успешная адаптация и интерес к учебе помогают ребенку больше, чем знания, полученные до школы.

Обычно, если речь заходит о готовности ребенка к школе, мы сразу начинаем перебирать в голове набор знаний и навыков: бегло ли ребенок читает, в каких пределах считает, умеет ли себя вести, обладает ли всеми знаниями и навыками, которые проверяют на школьных собеседованиях перед зачислением в первый класс? Между тем, в первый год обучения психологический аспект готовности зачастую играет гораздо более важную роль, чем интеллектуальный. Успешная адаптация и интерес к учебе помогают ребенку больше, чем знания, полученные до школы.

Год до школы: лучшая подготовка – это игра

Позвольте детям наиграться. Педагоги и психологи единодушны во мнении: ребенок, не доигравший в дошкольном детстве, к школе не готов! Причем, игра для него — не забава, а естественная потребность и серьезная жизненная школа: ребенок разыгрывает роли (пока игровые), которые завтра станут для него реальными. С хорошо развитой игрой связаны самые серьезные качества, которые как воздух нужны школьнику. В игровой деятельности зарождается и деятельность учебная.

Как говорить с ребенком о школе?

Как сделать переход к новому этапу жизни максимально комфортным для ребенка?

безруких


Марьяна Михайловна Безруких: В первый год обучения не стоит начинать новые дополнительные занятия — ни художественные, ни музыкальные, ни какие-то другие. Лучше в первом классе минимизировать нагрузку и все силы организма бросить на адаптацию к школе. Если ребенок начал заниматься в кружке до школы — можно попробовать продолжить. А вот что нужно каждому первокласснику, так это спортивный кружок, секция плавания или любое занятие, которое позволит ребенку активно двигаться и сбрасывать эмоциональное напряжение.
Дорогие родители, не забывайте, что в сутках только 24 часа. Десять из них ребенок обязан спать, еще два с половиной часа — гулять. Шесть часов он будет проводить в школе. Как минимум 1,5 часа отведите на гигиенические процедуры и столько же на питание — и вы поймете, что остается ребенку очень мало на себя, на игры, на осмысление всего, что с ним произошло за день. Хотите ли вы и это драгоценное время забрать на какой-то кружок?


Не торопите. Почти все взрослые на планете сейчас живут в режиме постоянного цейтнота. Но цейтнот для ребенка — это главный стрессовый фактор. Даже если ваш первоклассник не из медлительных, ему все равно тяжело попадать в ритм новой жизни. Прежде чем снова куда-то тянуть и заставлять укладываться в короткий промежуток времени, дайте ему отдышаться.

Как пережить первые трудности с учебой?

Даже самые способные дети рано или поздно сталкиваются с первыми неудачами, это естественно и даже отчасти полезно: ясно, в каком направлении двигаться, на что обратить внимание. Бывает, что ребенок вдруг охладевает к учебе, становится неусидчивым, недовольным, иногда даже отказывается ходить в школу. Часто не готовы к таким неудачам оказываются не столько дети, сколько их родители. Чтобы поддержать ребенка и при этом не спугнуть его желание учиться, стоит последовать таким советам:

Из первых рук: наши эксперты, педагоги и психологи дают советы родителям первоклассников

Марьяна Михайловна Безруких:
— Главное, что поможет вам плавно войти в учебу — это адекватные требования к детям, причем во всем. К их поведению, умениям, качеству и времени выполнения заданий. Ну не может среднестатистический первоклассник бегло прочитать целый абзац за минуту, не может сорок минут сидеть смирно, а потом еще десять минут степенно ходить по коридору. И еще: ваши ожидания от успехов ребенка должны соответствовать не только его возрасту, но и индивидуальным особенностям развития. Состояние здоровья ребенка играет порой большую роль, чем его интеллектуальные способности.

Марфа Бусева, детский психолог:
— Дорогие родители дошкольников! Я знаю, что вы все равно будете заниматься со своими детьми, давать прописи, примеры. Не стану вас отговаривать, но прошу, пожалуйста, почаще оставляйте их в покое. Пусть они, послонявшись по дому, вдруг сами найдут себе занятие, затеют строительство дома из подушек, начнут бормотать себе сказки и расквартировывать плюшевых медведей. Пусть роют тоннели в песочнице, мастерят водопровод из пластиковых бутылок, вяжут узлы на веревках, примеряют кастрюли и заявляют, что им пора отправляться в космос. В игре закладываются все основные навыки, пробуждается творчество, фантазия, инициативность — а что ребенок будет делать без всего этого за партой?

Дошкольное детство - период, наиболее благоприятный для формирования необходимых человеку психических функций и социально-значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, активно развиваются его познавательные возможности.

Важнейшая задача системы дошкольного воспитания - подготовить детей к школе, т.е. формирование адаптивных способностей, направленных на приобретение дошкольниками определенных умений и навыков, благоприятствующих успешной перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к школьному обучению. Однако значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них "школьные" умения и навыки, испытывают большие трудности в учении. основной причиной их неуспеха является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения. В связи с этим важен такой аспект, как психологическая готовность к систематическому обучению в школе, в структуре которой выделяются следующие базовые качества:

  • мотивы учения;
  • зрительный анализ (образное мышление);
  • уровень обобщений (предпосылки логического мышления);
  • способность принимать учебную задачу;
  • вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения)
  • графический навык;
  • произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого)
  • обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).

Цель - выявление детей не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними мероприятий, направленных на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости; развитие познавательных процессов.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

  1. Привить ребенку умение подчинять свою работу (деятельность) на различных массе обязательных правил. так как подчинение правилам формирует у дошкольника умение регулировать свое поведение и тем самым формы произвольного управления им;
  2. Оказать помощь в развитии у детей школьно-значимых умений и навыков, а также психических функций, как мышление, речь, концентрация и переключение внимания, память, воображение, восприятие детьми заданий на слух. Кроме того, программа занятий направлена на развитие у дошкольника самостоятельности, мелкой моторики руке, творческого мышления, чувства цвета;
  3. Оказать воспитанникам помощь в подготовке к школе с целью успешного преодоления трудностей адаптационного периода, помощь в приобретении ими навыков общения друг с другом;
  4. Привить дошкольникам морально-нравственные представления об организации общения друг с другом;
  5. Способствовать удержанию внутренней позиции будущего ученика;
  6. Развить рефлексию, возвращения чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли;
  7. Продолжать учить детей поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции.

Каждое занятие является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом.

Порядка использования технологии в практической профессиональной деятельности.

  1. Проведение диагностического исследования психологической готовности к школе детей подготовительных групп в первом полугодие учебного года.
  2. Консультирование родителей и воспитателей по результатам диагностики, разработка ИОМ.
  3. Выступление на родительских собраниях.
  4. Проведение групповых развивающих занятий в течение учебного года.
  5. Организация подгрупповых коррекционно-развивающих занятий.
  6. Оценка эффективности программы. Анализ недостатков.

В системе подготовки дошкольников к обучению в школе очень актуальной является организация педагогом-психологом развивающих занятий, которые помогают формировать и развивать у детей школьно-значимые навыки, адаптированность их к обучению в школе. Именно с этой целью была разработано данная программа на основе программы " Психологический тренинг для будущих первоклассников" Арцишевской И.Л. В качетсве коррекционно-развивающего материала за основу была взята программа Останковой Ю.В." Система коррекционно - развивающих занятии по подготовке детей к школе".

Порядка использования технологии в практической профессиональной деятельности:

Проведение мониторинга по школьной готовности, планируется и проводится в три этапа:

  1. Первый (осенний) этап (сентябрь); Прогнозирование на основе мониторинга школьных трудностей. Построение системы собственно коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной группы.
  2. Второй (зимний) этап (январь). Контрольная диагностика.
  3. Третий (весенний) этап (май). Оценка эффективности программы. Анализ недостатков.

Принципы построение работы:

  • принцип многократного повторения материала для формирования у ребенка не просто умения, но и навыка;
  • принцип положительного подкрепления;
  • принцип доверия (откровенности) - мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то не понятно, не боимся быть смелыми;
  • принцип уважительного отношения друг к другу.

Принципы проведения занятий:

  • системность подачи материала;
  • наглядность обучения;
  • цикличность построения занятия;
  • доступность;
  • проблемность;
  • развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Основные знания, умения и навыки, формируемые в ходе реализации технологии:

  • умение подчинять свою деятельность массе обязательных для всех правил;
  • умение рисовать и срисовывать по клеткам или по образцу;
  • умение общаться друг с другом и с учителем в рамках морально нравственной нормы нашего общества;
  • умение отличать цвета и геометрические фигуры, комбинировать из них различные предметы;
  • умение обобщать, анализировать и соотносить понятия.

На занятиях используются различные методические средства, формы, приемы и виды деятельности:

  1. Игровые приемы;
  2. Беседа;
  3. Упражнения;
  4. Рисунок;
  5. Физкультминутка;
  6. Загадки;
  7. Игры - драматизации

Форма подведения итогов по каждому занятию - рефлексия (беседа о том, что запомнилось на занятии, какие трудности возникли в процессе занятия).

Диагностика. Проходит 3 раза в год (сентябрь, январь и апрель) методикой Людмилы Аполлоновны Ясюковой "Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе".

Формы организации занятий.
Педагог организует работу детей в полном составе группы, если численность детей составляет до 20 человек, свыше 20 – подгруппами по 10–12 человек. К концу учебного года можно постепенно увеличить продолжительность занятий в зависимости от состояния и возможностей детей от 25 минут до 30–35 минут.
Для проведения занятий каждому ребенку необходимы тетрадь в клеточку и два простых карандаша; у педагога-психолога – набор эстетично оформленного демонстрационного и раздаточного материала.


Структура развивающих занятий.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий.
1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.
2. Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.
3. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.
6. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.

Результаты.

У детей наблюдаются навыки произвольной регуляции поведения. Развитая речь и хорошее запоминание. Способность к длительному сосредоточению. Развитие познавательных процессов на высоком и среднем уровнях. Сформировано эмоционально-положительное отношение к школе.

Читайте также: