Профилактика движения колумбайн в школе

Обновлено: 05.07.2024

С чем связано это явление?

Какую профилактическую работу и с кем и кому нужно проводить?

Если ребенок проявляет жестокость к животным или слабым, если выражает ненависть в соцсетях, чрезмерно увлекается оружием, пишет угрозы – это повод обратить на него внимание специалистов. Статистика школьного насилия показывает, что проблема чаще всего лежит в области психиатрии. Но упреждать жестокость можно, создавая дружественную среду в школах, показывая им примеры героев, размышляя о смысле человеческой жизни.

Известно, что Подмосковье привлекательно для трудовых мигрантов. При этом определенное их количество находится вне поля зрения правоохранительных органов, миграционных служб. Что нужно сделать для обеспечения безопасности, гармонизации межэтнических отношений?

Столкновение культур чаще всего возникает на бытовом уровне. Нужно найти точки соприкосновения и, по возможности, объяснять иностранцам, какие традиции присутствуют в местности, где они хотят трудиться. Кроме того, мигранты, оказываясь в иной языковой и культурной среде, склонны замыкаться внутри своих общин (если их достаточно много), а это всегда воспринимается как опасность. И конечно, поскольку многие приезжие из ближнего зарубежья живут на грани выживания, высылают деньги семьям, их нередко обманывают, – возникает сообщество отчаявшихся людей, не видящих иного выхода, кроме как уйти в криминал. Это еще больше подбрасывает масла в тлеющий огонь взаимного непонимания.

Важно, чтобы дети видели, что, несмотря на различие вероучений, верующие люди могут спокойно и доброжелательно общаться друг с другом. Необходимо укреплять межнациональные и межрелигиозные связи.


28 мая 2019 года в городе Вольск Саратовской области 14-летний ученик школы № 4 Даниил Пулькин вошел в учебное заведение с двумя бутылками коктейля Молотова и топором. Как сообщается, в учебном заведении не было охраны. Первую бутылку он кинул в класс на втором этаже, где шли занятия, а вторую в коридор. К счастью, жидкость не загорелась, но когда он увидел 12-летнюю ученицу Дашу, то ударил ее по голове ледорубом, принесенным в рюкзаке. Сейчас девочка находится в больнице.

В интернете есть манифест Даниила: в нем он рассказал, что разочаровался в родителях, сверстниках и в обществе. 14-летний подросток призвал последователей нападать на учебные заведения и органы власти, закидывать их коктейлями Молотова.

История Даниила Пулькина – это последний в России случай скулшутинга – преступлений, когда подростки совершают нападение на учебные заведения с огнестрельным оружием, а если такого нет – то с холодным. Итогом нападения обычно становится попытка суицида, часто неудачного.

Своим поступком они создали новый сценарий, который за ними переняли множество подростков по всему миру, а с 2014 года – и в России.

3 февраля 2014 года 15-летний москвич Сергей Гордеев взял из дома ружье и карабин отца и пошел в школу № 263. Войдя в класс, он застрелил учителя и объявил, что берет всех учеников в заложники. После приезда сотрудников полиции он убил одного из правоохранителей и ранил другого. Лишь вызванный в школу отец смог уговорить Сергея отдать оружие и сдаться сотрудникам полиции. Следствию подросток признался, что хотел покончить с собой. По итогу расследования он был признан невменяемым.

После этого в конце 2017 и в 2018 годах случаи скулшутинга пошли один за другим.

Но прошло меньше полугода и вот опять: 14-летний ученик устроил очередной скулшутинг, хоть и без огнестрельного оружия. Создается впечатление, что явление скулшутинга только набирает обороты.

Причины проблемы

Это новый способ подросткового суицида, в котором подросток пытается покончить с собой, отомстив своим обидчикам

Клинический психолог выделила ряд факторов, которые в своем взаимодействии могут стать причиной скулшутинга:

Также, по словам психолога, причиной могут стать и психологические травмы.

Здесь хотелось бы отметить и ряд других факторов макросоциального характера. В России фактически отсутствует индустрия качественного подросткового контента.

Сегодня в России нет качественного подросткового контента: подростки не видят примеров достойного поведения

В подтверждение можно привести слова Владимира Путина, сказанные им после трагедии в Керчи:

Также хотелось бы обратить внимание на то, что сейчас уже вошло в дееспособный возраст поколение, не заставшее опасных 1990-х годов и выросшее в относительно стабильные и благополучные времена. Для них в некоторой степени опасность и риск – абстракция, как компьютерная игра.

Несмотря на то, что у нас часто винят во всех бедах интернет, профессиональный психолог указывает следующее:

Решение проблемы

В школах и колледжах должны работать многопрофильные психологические службы

Однако, по словам психолога, все это не спасает ситуацию: необходима полноценная психологическая служба, при которой работали бы специалисты разных профилей:

Сложную ситуацию в работе школьных психологов подтверждают и другие специалисты. Групповой психоаналитик Кирилл Горохов также указал на недостаточность усилий школьных психологов в профилактике девиаций среди подростков. По словам психоаналитика, основная ответственность за профилактику подростковой агрессии лежит на государстве.

В завершение хотелось бы привести ряд советов для родителей, составленных для профилактики девиаций профессиональными психологами МГППУ:

Обратите внимание на следующие особенности в поведении ребенка или подростка:

Пожалуйста, помните, что наличие одного или нескольких признаков еще не свидетельствует о поведенческих трудностях, а может быть проявлением нормативного возрастного кризиса или следствием кризисной, стрессовой социальной ситуации в жизни ребенка.

Как родитель может помочь ребенку

Не стесняйтесь напоминать ребенку, что вы любите и цените его и что вам важно то, что с ним происходит




Типичные профилактические беседы



Этот двухминутный видеопродукт заслуживает подробного описания, поскольку, на наш взгляд, несет посыл, прямо противоположный задуманному: хотели как лучше, а получилось, что получилось.




Подобного рода рассуждения распространяются и далеко за пределами клмбн-сообществ - видимо, потому, что понять - значит простить. Пример из паблика доморощенного психолога, жаждущего поделиться своим видением

Стрельба в казанской гимназии №175, когда 19-летний Ильназ Галявиев открыл огонь по ученикам и педагогам, не первый подобный случай в России: вооруженные нападения в учебных заведениях происходили в Москве, Барабинске, Керчи, Благовещенске. Вместе с экспертами Forbes Life разбирался, что может толкнуть подростков на стрельбу, как на ситуацию влияют психофобия и атмосфера в школах и какие методы помогут сократить риски повторения трагедии

11 мая 2021 года 19-летний житель Казани Ильназ Галявиев вышел из подъезда своего дома и отправился в сторону гимназии №175. Лицо Галявиева было скрыто под маской, в одной руке он держал гладкоствольное ружье, в другой — спортивную сумку. Галявиев смог беспрепятственно добраться до своей конечной цели — гимназии №175, где открыл стрельбу по ученикам и педагогам. Стрелок убил девять человек (семерых детей и двоих преподавателей), еще 21 получили ранения. Полиции удалось задержать Галявиева.

Трагедия, произошедшая в Колорадо, стала в общественном сознании и массовой культуре символом вооруженных нападений на образовательные учреждения

Скулшутинг в России

Трагедия в Керчи стала самой массовой в истории России: в результате взрыва и стрельбы погиб 21 человек, еще 67 были ранены · EPA · TASS

Между этими событиями произошло больше 15 других нападений в учебных заведениях России — с той разницей, что вместо винтовок и ружей подростки использовали холодное оружие.

Психологический портрет убийцы

Есть ли опасность подражаний

Американская статистика показывает, что после скулшутинга возрастает риск следующих вооруженных атак на школы в том же или соседнем штате. В российском исследовании о массовых убийствах в образовательных учреждениях говорится, что подражание часто упоминается как один из мотивов скулшутеров.

Виноваты ли фильмы и видеоигры

Какую роль играет школа и родители

По словам психолога, существуют первичные и вторичные сигналы, свидетельствующие о том, что ребенок подвергается травле. Первичные — ребенок возвращается из школы с испорченной одеждой и учебниками, у него есть синяки или царапины, появление которых не объяснить естественным путем. Среди вторичных сигналов — нежелание идти в школу, потеря интереса к учебе, снижение успеваемости. Ребенок, ставший жертвой травли, может выглядеть несчастным и депрессивным или демонстрировать резкие перепады настроения и вспышки гнева.

Низкая самооценка

Можно ли предотвратить трагедию

Также американское правительство поощряет школьное руководство в проведении тренировочных учений, во время которых ученикам и персоналу учебных заведений объясняют, как действовать в случае нападения вооруженных людей.

В России после массового убийства в керченском колледже Владимир Путин приказал Росгвардии усилить контроль оборота оружия, а заместитель директора ведомства Сергей Лебедев говорил даже о повышении возраста покупки оружия до 21 года (вместо 18 лет). Предложения также касались ужесточения условий получения лицензии и введения экзамена на получение оружия для охотников. Ни одна из поправок не была принята, но в мае 2021 года (после стрельбы в Казани) Госдума одобрила законопроект о запрете выдачи лицензии на оружие людям с двумя и более судимостями, а также тем, кого подвергли административному наказанию за езду в нетрезвом виде или отказ пройти освидетельствование на состояние опьянения.

Известно, что после событий в Керчи по периметру территории колледжа установили систему охранного освещения, парковочные барьеры на подъезде к учреждению и систему управления контролем доступа в студенческом общежитии. Школы и детские сады в Керчи, по решению властей, охраняли сотрудники Росгвардии.

Читайте также: