Профилактика близорукости в доу

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Солдаткина Наталья Петровна

Организация: МБОУ Коровинская СОШ

Населенный пункт: Оренбугская область, Бугурусланский район, с. Коровино

За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы. Близорукость у детей сочетаются с рядом неврологических синдромов, что свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и повреждении отдельных мозговых структур. Это проявляется, прежде всего, в нарушении умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей, а также быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, происходят изменения в мелкой моторике. Именно по этой причине надо периодически проводить профилактику близорукости. Необходимо, чтобы работа по профилактике близорукости представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами занимательности. Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей через созданные системы профилактики близорукости у детей в детском саду.

Мои заявки
Диплом участника конкурса

Диплом участника конкурса

Сегодня я коротко привлеку ваше внимание, как сохранить ребенку зрение.

Глаз – орган зрения. Мы видим глазами наш удивительный мир, который пронизан светом ласкового солнца. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Хорошее зрение необходимо для любой деятельности, каждый должен понимать, насколько важно оберегать и сохранять зрение.

Самое острое зрение у орла, он парит на большой высоте и из – за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова: она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел, и в темноте не видит, как сова. Но, несмотря на это, глаза являются помощником человека.

Особенно бережно следует относиться к зрению ребенка, которое отличается особой хрупкостью и уязвимостью. В наш стремительный век различного рода нагрузки на организм неуклонно возрастают, в том числе на органы зрения. Глаза надо беречь. Сегодня, к сожалению, мы нередко забываем об этом, а порой проявляем непростительную беспечность.

В соответствии с данными статистики, более миллиона российских детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: дальнозоркостью, близорукостью, стигматизмом, косоглазием и пр. каждым годом число таких детей растет, причин тому много: усиление действия наследственного фактора, ухудшение экологии, плохое качество пищевых продуктов, лавинообразное увеличение зрительных нагрузок, отсутствие профилактики и пр. А ведь плохое зрение у ребенка — это немалая помеха в жизни.

Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер; необходимо, чтобы представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами занимательности.

Глаза детишек привыкают к различным видам занятий на близких расстояниях и утрачивают четкое изображение отдельных предметов. Поэтому, именно зрительная гимнастика способна внести необходимые коррективы, смягчит плохое влияние на глаза.

Гимнастика для глаз не предусматривает специальных условий и может осуществляться в самой группе. Причём стоя. Рекомендуется проводить такие упражнения 3-5 минут по несколько раз в день.

Существует одно обязательное правило: все упражнения выполняются с неподвижной головой. Если у деток наблюдается патология зрения, то им противопоказаны длительные и резкие наклоны головы. Для большей наглядности воспитатель показывает последовательность и правильность выполнения действий.

Поэтому необходимо проводить интересные зрительные упражнения в физкультминутках на занятиях, в режимных моментах, в различных оздоровительных паузах, на прогулке дети запоминают и повторяют дома.

Они способны активно снимать зрительное напряжение и утомление, расслабляя наружные и внутренние мышцы глаза, улучшать кровообращение глаза и циркуляцию внутриглазной жидкости. Помогают они также стабилизировать и направленно повышать уровень зрительной выносливости, т. е. выносливости к зрительному утомлению.

Снять усталость глаз помогут следующие упражнения:

А теперь подмигни.

В потолок погляди.

Левой рукой закрой правый глазок,

Правой рукой закрой правый глазок.

Глазки теперь отдохнули дружок?

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тысячу раз!

«Закрываем мы глаза. Вот какие чудеса!

Глазки наши отдыхают, упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем.

Через речку мост построим

Вверх посмотрим, вниз посмотрим,

Вправо, влево повернем.

И закроем, и откроем.

Глазки бегают по кругу;

Влево, вправо, вверх и вниз.

А потом еще по кругу

Пробежались друг за другом.

Не догнали - спрятались.

Снова бегают по кругу,

Друг за другом, друг за другом.

Предлагаем зрительные упражнения для глаз, который при регулярном выполнении может стать хорошей тренировкой и профилактикой для сохранения зрения.

Ежедневно делайте вместе гимнастику глаз – превратите эту процедуру в увлекательную игру!

Плоскостопие и его профилактика у детей дошкольного возраста Плоскостопие и его профилактика у детей дошкольного возраста Плоскостопие и его профилактика у детей дошкольного возраста Плоскостопие.

Профилактика и коррекция эмоциональных перегрузок у детей дошкольного возраста. Эмоциональная сфера дошкольника. Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем.

Профилактика гриппа и ОРВИ у детей дошкольного возраста Профилактика гриппа и ОРВИ у детей дошкольного возраста С гриппом хоть однажды в своей жизни сталкивались, пожалуй, все. И это неудивительно,.

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных.

Профилактика компьютерной и телевизионной зависимости у детей дошкольного возраста В настоящее время родители дошкольников умиляются, как быстро бегают пальчики их малыша по клавиатуре и как ловко они управляются с мышкой.

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста Изучение и коррекция специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время – одна из основных проблем учителей-логопедов и учителей.

Профилактика простудных заболеваний для детей младшего дошкольного возраста. Предлагаю использовать данные мероприятия для укрепления здоровья ребёнка. *Закаливание организма: воздушные ванны, ходьба босиком по мокрым.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного.


Близорукость, выявленную у детей школьного возраста, называют школьной. В России на сегодняшний день близорукость имеется у 25-30% учащихся.

Близорукость - это дефект (аномалия рефракции) зрения , при котором изображение формируется не на сетчатке глаза , а перед ней.

Наиболее распространённая причина – увеличенное в длину глазное яблоко, вследствие чего сетчатка располагается за фокальной плоскостью.

Более редкий вариант – когда преломляющая система глаза фокусирует лучи сильнее, чем нужно (и, как следствие, они сходятся не на сетчатке, а перед ней). В любом из вариантов, при рассматривании удалённых предметов, на сетчатке возникает нечёткое, размытое изображение.

Человек вблизи видит хорошо, а вдали плохо, и для решения этой проблемы может пользоваться очками или контактными линзами с отрицательными значениями оптической силы .

Как правило, она проявляется с началом школьного обучения. Особенно быстро она развивается от 7 до 9 лет и с 12 до 14 лет в переходном возрасте.

Основными факторами в развитии близорукости являются:

  • низкая освещенность в школе и дома при зрительной работе;
  • низкое качество печатных изданий;
  • несоответствие школьной мебели росту ребенка;
  • неправильная осанка во время занятий;
  • нерациональный режим дня ребенка;
  • отсутствие зрительных пауз во время учебного процесса;
  • нерегулярные занятия физкультурой;
  • избыточное времяпровождение у телевизора и компьютера;
  • чрезмерная загруженность детей дополнительным образованием.

На профилактику нарушений зрения особо направлено соблюдение требований к освещенности в учебных помещениях. Согласно гигиеническим нормативам, освещенность на рабочих местах школьника должна составлять 300 люкс.

Высокий уровень освещенности необходимо соблюдать и в домашних условиях при выполнении учебных заданий, чтении, рисовании. Помимо общей освещенности необходима локальная освещенность тетради, книги при помощи настольной лампы с абажуром, защищающим глаза от прямого попадания света. Свет должен быть мягким (матовая лампа), не бьющим в глаза, но равномерно освещающим место занятий. Во время письма, рисования, черчения источник света обязательно должен находиться спереди и слева (для леворуких детей справа).

Не менее важным фактором профилактики возникновения нарушений зрения является правильная посадка учащихся и использование удобной мебели, соответствующей росту, позволяющие обеспечить правильное расстояние от глаз до рабочего объекта.

Детей с пониженной остротой зрения рассаживают на ближние к классной доске парты, находящиеся у окна. Учащимся с коррегированной остротой зрения можно сидеть за 2-3 партой.

Книгу или тетрадь необходимо держать на расстоянии 33 см от глаз. При этом меньше всего деформируется глазное яблоко. Лучше всего читать с подставки.

Между занятиями рекомендуется проводить упражнения для расслабления аккомодации. Если у ребенка хорошее зрение, необходимо делать перерыв в занятиях каждые 40 мин, при слабой близорукости – каждые 30 мин, средней и высокой – 10–15 мин.

Приготовление домашних заданий тотчас после школы усугубляет усталость глаз, накопившуюся после занятий в школе. Для восстановления работоспособности, в том числе снятия зрительного утомления, должен быть организован отдых длительностью не менее 2 часов с максимальным пребыванием на свежем воздухе.

Усиленное развитие технического прогресса и возросшие нагрузки в школе сегодня привели к тому, что резко увеличилось число детей, страдающих близорукостью. В связи с этим, многих родителей волнует вопрос, как же избежать нарушения зрения у ребенка, ведь ношение линз и очков никому не прибавляют привлекательности и создают массу нежелательных проблем.

Начать профилактику близорукости нужно практически с самого раннего детства. Уже на второй недели жизни малыш начинает фиксировать свой взгляд на предметах, а на втором месяце у него формируется осознанный взгляд. Для нормального развития зрения детскую кроватку разместите в самом светлом месте комнаты и смотрите, чтобы яркий свет от лампочки освещения или солнечный свет не ослепляли ему глаза. Погремушки старайтесь купить ребенку зеленого, красного и оранжевого цвета. Висеть над кроваткой малыша они должны на расстоянии не меньше 30 см.

зрение у детей

У большинства детей зрение начинает стремительно падать с момента увеличения нагрузки на глаза. Если раньше это было характерно для детей–первоклашек, сейчас увеличилось количество детей пятилетнего возраста, имеющих проблемы со зрением. Это связано с тем, что современные родители начинают учить детей читать, считать и рисовать с трехлетнего возраста, а уже к пяти годам у них развивается близорукость. Конечно, развитию близорукости у маленьких детей также способствует длительный просмотр мультфильмов, телепередач, увлечение компьютерными играми. В результате всех этих факторов иногда близорукость прогрессирует у малышей настолько быстро, что может привести к серьезным осложнениям.

К сожалению, вылечить близорукость до конца нельзя, ее можно только корректировать. Самый популярный метод коррекции близорукости лазером делается детям с 18 лет, когда организм до конца сформируется. До этого возраста при близорукости ребенка родители должны заботиться о том, чтобы как можно раньше приостановить процесс развития близорукости.

Для этого надо тренировать глазные мышцы, делая упражнения направленные на дозированном напряжении и расслаблении глаз. Окулист может назначить специальные капли для глаз и различные физиопроцедуры, которые помогут улучшить питание глаз. Для улучшения обменных процессов в организме назначают принимать витамины для глаз, биодобавки и питание, обогащенное витамином А.

зрение у детей

Все рекомендации офтальмологов по профилактике близорукости можно разделить на группы, в зависимости от влияния определенного фактора:
1. Телевизор. Для детей до семи лет нельзя разрешать смотреть телевизор дольше 40 минут в день. Детям старше семи лет можно сидеть за телевизором от 1,5 до 3 часов в день, с перерывами в 15-20 минут через каждые полчаса. Расстояние до телевизора должно быть не меньше пяти диагоналей экрана. Например, если диагональ телевизора 72 см, то расстояние от экрана до глаз ребенка должен быть 72х5 = 350 см или 3,5 м. Если комната не позволяет это делать, то покупайте телевизор с меньшим экраном.

2. Компьютер. Офтальмологи не рекомендуют разрешать ребенку дошкольного возраста сидеть за компьютером. Сегодня для многих родителей это становится невыполнимой задачей. Но, если в семье есть наследственная предрасположенность к близорукости, то будьте категоричны и не разрешайте ребенку проводить время за компьютером. Для учеников первого и второго класса постепенно разрешайте сидеть за компьютером 15 минут, детям старше 10 лет до 1,5 часов в день, с обязательными перерывами в течение 5-10 минут. В перерывах приучите делать упражнения для глаз.

3. Нагрузки во время чтения, школьных занятий и подготовки уроков. В первом классе и во время начала обучения ребенка чтению, письму и рисованию многократно возрастает зрительная нагрузка. И если при этом у него неудобная мебель, плохая освещенность комнаты и невозможность сменить позу, то у ребенка во много раз возрастает риск развития близорукости. К тому же родители могут сами усугубить ситуацию, постоянно ругая ребенка за неуспехи в школе.

В этом случае стресс становится главной причиной ухудшения зрения ребенка. При чтении расстояние от глаз ребенка до книги должно быть не менее 33 см. Следите за тем, чтобы ребенок сидел ровно, попросите ребенка поставить локоть на стол, а ладонь - на подбородок, это и есть положение, какое должно быть при чтении.

Для избежания ухудшения зрения ребенка организуйте ему правильный режим дня и питания. Ребенок обязательно должен много двигаться, самое лучшее записать школьников в спортивные секции, для зрения хороши такие виды спорта, как плавание, бадминтон, теннис, волейбол и футбол. Игры с двигающимся мячом развивают у ребенка фокусировку внутриглазной мышцы, ведь во время игры нужно все время смотреть вдаль и в близь. Очень важно для зрения, чтобы ребенок хорошо выспался. В рационе питания ребенка обязательно должны присутствовать фрукты и овощи. Особенно полезны для зрения овощи и фрукты оранжевого цвета: морковь, персики, курага, облепиха, хурма, оранжевые помидоры и т.д. Однако, без жиров каротин, содержащийся в оранжевых продуктах, не усваивается. Поэтому лучше всего дать их ребенку кушать со сметаной или оливковым маслом.

- Вернуться в оглавление раздела "Профилактика заболеваний"

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Читайте также: