Описание эмпирической базы исследования в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

В дошкольном образовательном учреждении № 186 г. Макеевки функционирует 11 групп: из них 3 ясельных, 4 младших, 1 средняя и 1 старшая. В штате дошкольного образовательного учреждения работает психолог, который проводит консультативную и психокоррекционную работу как с детьми и родителями, так и с воспитателями данного учреждения.

Для проверки гипотезы, выдвинутой в начале работы, была сформирована экспериментальная группа испытуемых в возрасте 5,5 - 6 лет в количестве 20 человек, из них 13 девочек и 7 мальчиков, а также группы из родителей и воспитателей.

В ходе исследования были использованы следующие проективные методики:

В анкетировании участвовали родители в возрасте от 22 до 38 лет, имеющие детей от 5,5 до 6 лет, которые посещают детский сад. Исследование проходило в 2009 году. В нем приняло участие 20 семей, а также 12 воспитателей, которые работают с детьми в возрасте от трех до шести лет.

2.2.Методические основы и оценки состояния психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении

Для исследования показателей психического здоровья детей старшего дошкольного возраста, формирующихся вследствие взаимоотношений ребенка с другими людьми (группой, близкими) в практике психологического обследования применяется широчайший спектр методик.

На основе интерпретации характера прорисовки, как рисунка в целом так и отдельных его частей, можно выявить некоторые общие тенденции в развитии личности ребенка, определить в общих чертах его трудности, конфликты, эмоциональный фон. При этом необходимо подчеркнуть, что данные методики не позволяет получить исчерпывающего психологического портрета ребенка, и их результаты должны быть дополнены и уточнены данными других методик.

Необходимо подчеркнуть, что проективные возможности методики ограничены возрастом детей (ее не целесообразно применять как проективную методику на детях младше 5 лет).

Формирование отношений невозможно вне общения. Выраженность у ребенка потребности в социальных контактах, эмоциональный опыт, полученный в них, и связанные с ними проблемы существенно сказываются на формировании отношения его к другим людям и их отношении к нему.

Все это выявляется в рисунке. Необходимо еще раз напомнить, что выводы об особенностях ребенка, проявляющихся в общении, могут быть сделаны только как предположение, требующее подтверждения и уточнения.

Результаты анализа сферы взаимоотношений ребенка с другими также целесообразно сопоставить с данными о характере его эмоционального фона.

При обследовании сферы взаимоотношений с помощью проективных методик можно воспользоваться их возможностями выявлять такие общие тенденции в личностном развитии, как демонстративность, тревожность, агрессивность.

Демонстративность. Как правило, демонстративные дети весьма успешны в игровой деятельности, они могут предложить разнообразные и интересные игры. Поэтому с ними охотно и часто контактируют сверстники, что создает впечатление успешности их взаимоотношений. Однако у таких детей могут возникать проблемы, как в семье, так и в группе, из-за их повышенной потребности во внимании. Если результаты выполнения заданий проективных методик указывают на наличие у ребенка проблем, конфликтов, связанных с общением, на сниженный эмоциональный фон , то можно предположить, что потребность во внимании не удовлетворяется в полной мере и, следовательно, взаимоотношения с другими не столь благополучны.

О демонстративных тенденциях ребенка в первую очередь свидетельствует степень декорированности фигуры человека, а также необычность, нестандартность изображаемых персонажей. Часто эти дети не очень хорошо рисуют.

На демонстративность может указывать и размер фигуры. Рисунок бывает порой настолько крупным, что ребенку не хватает места для его завершения.

Компенсируя испытываемый ими недостаток внимания, такие дети иногда лгут, что вызывает отрицательное отношение к ним со стороны детей, особенно если такая черта характера отрицательно оценивается воспитателем, а также создает напряженность в отношениях с родителями.

Тревожность. Тревожные дети, если у них хорошо развиты игровые навыки, могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции. Как правило, тревожность таких детей связана с нарушениями в семейных взаимоотношениях. Неуверенность тревожного ребенка, стремление других детей доминировать над ним могут приводить к еще большему снижению эмоционального фона, к тенденции избегать общения, возникновению внутренних конфликтов, связанных со сферой общения, усилению неуверенности.

Тревожный ребенок имеет тенденцию исправлять рисунок, при этом исправления не приводят к улучшению.

Для рисунка тревожного ребенка характерна штриховка, которая, как правило, очень размашиста и выходит за контур. Если штрихуются руки человека, то можно предположить, что в первую очередь социальные контакты вызывают у ребенка наибольшее эмоциональное напряжение и являются источником его тревожности. О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер, особенно если глаза зачернены, что говорит уже о наличии страхов у ребенка.

Характерная особенность тревожного ребенка — преувеличенное внимание к деталям. На них он как бы застревает, не решаясь закончить рисунок либо оттягивая момент рисования наиболее нагрузочных для него деталей.

Только в том случае, если наблюдается большинство из перечисленных особенностей в процессе рисования, можно говорить, что ребенок склонен тревожиться по любому поводу, что тревожность — глобальная черта его личности. Если проявляются лишь некоторые особенности, то, скорее всего, это ситуативная реакция на обследование или эпизодические проявления тревожности, связанные с неуверенностью ребенка в отдельных, например рисовальных, способностях.

Агрессивность. Стремление доминировать над сверстниками, прибегать к силе как средству привлечения внимания или разрешения конфликтов, в дошкольном возрасте только начинается процесс социализации агрессивных реакций, трансформации их в формы вербальной агрессии, как правило, является причиной трудностей в общении, которые возникают у агрессивных детей. Такие дети часто оказываются в изоляции, с ними никто не хочет дружить, большинство детей испытывают по отношению к ним негативные эмоции и отрицательно их оценивают, что провоцирует их на новые агрессивные реакции.

Необходимо различать прямую, как стиль взаимодействия, и защитную форму агрессивности. К сожалению, проективные методики не всегда дают возможность с достаточной степенью определенности разделить эти виды.

Наиболее достоверными считаются такие особенности рисунка семьи: расстояние между отдельными членами семьи, последовательность их изображения, состав нарисованной семьи, отличия изображений членов семьи по величине.

"Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием".

Показатели и интерпретация.

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). А именно поворот головы, расположение на ней деталей рисунка: глаз, ушей, рта, дополнительных деталей, волос.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда – постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формированияе-суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Стоит обратить внимание на характер соединения ног с корпусом, однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части, разнообразие в форме и положении этих деталей.

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей.

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево, вверх. Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры; нижний; боковые контуры, справа, слева

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ, выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, "островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.

а) последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, пропускание в рисунке членов семьи;

б) различия между графическими презентациями в формах, пропорциях.

Вульф четко не формулирует, какой психологический смысл имеют те или иные особенности рисования, но в разборе отдельных рисунков можно найти конкретные их интерпретации.

Итак, Вульф первым выделил те характеристики рисунка, которые позже неизменно будут объектом интерпретации у других авторов.

а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккуратность выполнения рисунка, использование пространства);

б) формальная структура (пропорция частей тела, динамичность рисунка, расположение членов семьи);

в) содержание (исследователь стремится выяснить, какой смысл для ребенка имеет рисунок).

Корман оригинален и в том, что вводит серию вопросов, которые можно разбить на три группы:

2. Социометрические вопросы, отвечая на которые, ребенок должен сделать отрицательный или положительный выбор;

3. Вопросы, направленные на выяснение того, какой смысл для ребенка имеют нарисованная ситуация, определенные детали.

Несмотря на различия схем и процедур у составителей рисуночных модификаций, можно выделить три основных аспекта интерпретации результатов данной методики:

а) интерпретация структуры рисунка семьи;

б) интерпретация особенностей нарисованных членов семьи;

в) интерпретация процесса рисования.

В 1985 году Хоментаускас Г. Т. провел исследование, которое позволяет обосновать методику рисования семьи как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и к отдельным ее членам.

При помощи факторного анализа выделены два измерения, в психологическом смысле отражающие:

Инструкция и особенности проведения процедуры обследования.

При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После того, как ребенок выполнит задание, надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задают следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

После опроса ребенку предлагают обсудить 6 ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три - позитивные:

1. Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и у тебя плохо получается. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересный фильм. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Для интерпретации также надо знать:

а) возраст исследуемого ребенка;

б) состав его семьи, возраст братьев и сестер.

Желательно иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Интерпретация делится на три части:

ü анализ структуры рисунка;

ü анализ особенностей графических презентаций членов семьи;

ü анализ процесса рисования.

Сказки Дюсса (приложение В).

Этот тест был составлен детским психологом доктором Луизой Дюсс. Он может быть исрользован в работе с детьми даже самого раннего возраста, которые пользуются крайне простым языком для выражения своих чувств.

Правила проведения теста. Вы рассказываете ребенку сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку.

Провести этот тест не очень сложно, поскольку все дети любят слушать сказки.

Несколько советов по проведению теста.

Необходимо иметь в виду следующее. Детям свойственно, слушая, пересказывая или придумывая истории и сказки, искренне выражать свои чувства, в том числе и негативные (агрессия). Но лишь при условии, что это не носит навязчивого характера. Также, если ребенок постоянно выказывает нежелание слушать рассказы, содержащие элементы, вызывающие тревогу и беспокойство – на это следует обратить внимание. Избегание сложных ситуаций в жизни – это всегда признак неуверенности и страха.

Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от их обоих.

Ребенку рассказывается сказка и показывается картинка из набора стимульного материала. После чего его просят ответить на контрольный вопрос.

Ответы, требующие внимания

Цель: данная сказка дает полную свободу самовыражения, что должно стимулировать его к тому, чтобы затронуть здесь важную и актуальную тему. Степень этой актуальности будет выражаться в том, была ли затронута данная тема в предыдущих ответах ребенка. Связав ответы, полученные ранее с реакцией ребенка на эту историю, можно будет получить более объективную картину детских проблем, переживаний и т.д. С этой целью можно попробовать не ограничиваться в данной сказке одним ответом, а с помощью дополнительных вопросов получить несколько его вариантов.

Типичные нормальные ответы.

Ответы, на которые следует обратить внимание.

Следует иметь в виду, что страшные сны снятся всем детям. Основное внимание в ответах следует обратить на повторяющиеся мотивы. Если в ответах затрагиваются темы, уже озвученные в предыдущих сказках, значит, вероятно, мы имеем дело с тревожным фактором.

Для определения степени ориентированности на личностную модель взаимодействия воспитателей с детьми, посещающими дошкольное образовательное учреждение, была составлена анкета, состоящая из14 вопросов (приложение Ж). Ответы на каждый из вопросов оценивались самим опрашиваемым по прилагающейся пятибалльной шкале. После подсчета индивидуальной суммы баллов определялась степень ориентированности на личностную модель воспитания, что позволило сделать опосредованные выводы о типах воспитания применяемых тем или иным воспитателем в своей работе.

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 120484
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 7

Основы развития личности и формирование творческих способностей закладываются в период дошкольного детства. Педагоги – практики отмечают, что если ребенок талантлив, то он талантлив во многих сферах. Это является следствием того, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других.

Несмотря на многочисленные исследования в области психологии творческого мышления, многие вопросы до сих пор остаются нерешенными.

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. В своей деятельности, прежде всего в играх, ребенок овладевает предметным миром, воспроизводя человеческие действия с ним. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В игре у дошкольников совершенствуются и развиваются психические процессы, такие как восприятие, память, воображение мышление, двигательные способности.

У маленького дошкольника можно наблюдать некоторые интеллектуальные процессы, в которых совершается мышление взрослого. Перед ним встают вопросы, он рассуждает, умозаключает, обобщает, ищет объяснения, стремиться к пониманию – это мыслящее существо, у которого пробудилось подлинное мышление.

Цель данной работы заключается: - в теоретическом исследовании творческого мышления как высшего познавательного процесса; - в эмпирическом исследовании мыслительных способностей детей старшей группы детского сада.

- рассмотреть природу и основные виды мышления, как высшего познавательного процесса;

- проследить развитие мышления и описать этапы формирования мыслительных способностей у детей дошкольного возраста;

- провести психодиагностику мышления старших дошкольников;

- определить уровень формирования наглядно – действенного мышления старших дошкольников;

- исследовать уровень формирования образно – логического мышления и умственных операций анализа и синтеза у старших дошкольников.

Предметом исследования является высшая форма творческой активности человека – мышление.

Для эмпирического исследования мышления используется психодиагностические методики, диагностирующие образно – логическое и наглядно – действенное мышление старших дошкольников.

Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом.

Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.

Существует несколько видов мышления:

- наглядно – действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами;

- наглядно – образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию;

- словесно – логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Структурно – логические схемы:

Рисунок 1 - Виды мышления человека

Кроме рассмотренных видов мышления имеются еще и операции мышления: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дидукция. В процессе мышления зачастую вмешиваются эмоции. Известно, что чувство придает мысли большую страстность. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.

Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, с интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью в творчестве, может быть объективно новым (социально значимым открытием) и субъективно новым (открытием для себя). У большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода. Хотя это не исключает возможность создания детьми и объективных открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т.д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.

Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Одаренность – это комплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной и социальной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством. Ему необходима постоянная активность фантазии. Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы – все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.

Развитая способность воображения, типичная для детей младшего школьного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения возраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений и многое другое.

Таким образом, очевидно, что воображение тесно связано с личностью, ее развитием. Личность ребёнка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития – это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.

Развитие мышления в старшем дошкольном возрасте

Мышление ребенка связано с его знаниями. И к шести годам его умственный кругозор уже достаточно велик. В исследованиях, проведенных Н.Н. Поддьяковым и его сотрудниками, выявлены данные относительно знаний, которые формируются у детей в дошкольном возрасте. Были обнаружены две противоречивые тенденции.

Первая, в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка.

Вторая, в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, гипотетических, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающиеся знания являются мощным стимулятором умственной активности детей. В ходе взаимодействия этих тенденций неопределенность знаний уменьшается - они уточняются, проясняются и переходят в определенные знания.

Решая задачи, устанавливая связи и отношения между предметами, старший дошкольник использует те же формы мыслительной деятельности, что и взрослые: наглядно - действенную, наглядно - образную, словесно - логическую. Наглядно - действенное мышление, осуществляемое путем реального действия с предметами, связанное с предметной деятельностью и направленное на ее обслуживание, является первичным и возникает еще в раннем возрасте. Но старший дошкольник может прибегать к этому виду мышления, если перед ним встает задача, для решения которой у него нет опыта и знаний, либо их крайне мало.

Сюжетно - ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют развитие мышления, в первую очередь наглядно - образного мыш ления. Его становление и совершенствование зависят от развитости у ребенка воображения. Сначала ребенок приобретает способность просто механически замещать в игре одни предметы другими, придавая предметам - заместителям не свойственные им по природе, но определяемые правилами игры новые функции. На втором этапе предметы непосредственно замещаются их образами, и отпадает необходимость практического действия с ними. Главное в развитии мышления в дошкольном возрасте - это дальнейшее совершенствоваие наглядно - действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно - образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; начало активного формирования словесно - логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач. При соответствующих условиях обучения образное мышление становится основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знаний. К таким знаниям относятся представления об отношении части и целого, о связи основных элементов конструкции, составляющих ее каркас, о зависимости строения тела животных от условий их жизни. Обобщенные знания имеют большое значение для развития самого мышления - образное мышление само совершенствуется в результате использования этих знаний при решении разнообразных познавательных и практических задач. Приобретенные представления о существенных закономерностях дают ребенку возможность самостоятельно разбираться в частных случаях проявления этих закономерностей.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Целью данного исследования является исследование мыслительных способностей детей старшей группы детского сада.

  1. Провести психодиагностику мышления старших дошкольников;
  2. Определить уровень развитости наглядно – действенного мышления старших дошкольников;
  3. Определить уровень развитости образно – логического мышления и умственных операций анализа и синтеза у старших дошкольников.

Предметом данного исследования является психический процесс - мышление.

Для проведения данного исследования были подобраны следующие методики.

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления.

Цель данной методики — оценка образно-логического мышления ребенка.

Ход исследования : ребенку показывается картинка, на которой нарисованы геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники, ромбы следующих цветов – красные, желтые, синие и белые и двух размеров.

На выполнение всего задания отводится 3 мин.

10 баллов - ребенок выделил все группы фигур за время, меньшее, чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы. Красные фигуры, синие фигуры, желтые фигуры, белые фигуры, большие фигуры и малые фигуры. Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.

6-7 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.

4-5 баллов — за время 3 мин. ребенок сумел назвать только от 5-до 7 групп фигур.

2-3 балла — за время 3 мин. ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.

0-1 балл — за время 3 мин. ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий уровень

8 - 9 баллов – высокий уровень

4 - 7 баллов – средний уровень

2 - 3 балла – низкий уровень

0 - 1 балл – очень низкий уровень

Этот вариант методики, предназначенный для диагностики того же качества мышления, что и предыдущая методика, рассчитан на детей в возрасте от 4 до 5 лет.

Цель данной методики — оценка образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Ход исследования : в методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы. (Приложение №2)

На выполнение всего задания отводится 3 мин.

10 баллов - ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньше чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

6-7 баллов - ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 мин.

4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 мин.

2 - 3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 мин.

0 - 1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий уровень

8 - 9 баллов – высокий уровень

4 - 7 баллов – средний уровень

2 - 3 балла – низкий уровень

0 - 1 балл – очень низкий уровень

Методика предназначена для исследования наглядно-действенного мышления детей 4-6 лет.

Цель данной методики – оценка наглядно - действенного мышления у ребенка.

Ход исследования - детям дается бланк с рисунком. (Приложение №3)

10 баллов – ребенок затратил, на выполнение всего задания меньше чем 60 сек., причем все линии на рисунках прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии точно следуют по заданным контурам.

6-7 баллов – ребенок затратил, на выполнение всего задания от 80 до 00 сек. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые, от четырех до шести углов соединены не вполне точно. От пяти до шести линий выходят за пределы контура, от шести до семи углов соединены не вполне точно.

4-5 баллов – ребенок затратил, на выполнение всего задания от 100 до 110 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно. Есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены, не вполне точно.

2 - 3 балла - ребенок затратил, на выполнение всего задания от 110 до 120 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые, от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно. От девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура, от одиннадцати до семнадцати углов соединены, не вполне правильно.

0 - 1 балл – ребенок затратил, на выполнение всего задания более 120 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий уровень

4-7 баллов – средний уровень

2-3 балла – низкий уровень

0-1 балл – очень низкий уровень

Методика предназначена для исследования наглядно-действенного мышления детей 4-5 лет.

Цель данной методики - оценка наглядно - действенного мышления у ребенка.

Ход исследования : ребенку предлагается быстро и точно вырезать из бумаги, нарисованные на ней фигуры.

Оценка результатов (в ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания):

10 баллов – все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин., а контур вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.

6-7 баллов - все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 5 мин.
а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 2 мм до 3 мм.

4-5 балла - все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 6 мин.
а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 3 мм до 4 мм.

2-3 балла - все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 7 мин.
а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 4 мм до 5 мм.

0-1 балл – ребенок не справился с заданием за 9 мин., и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий уровень

4-7 баллов – средний уровень

2-3 балла – низкий уровень

0-1 балл – очень низкий уровень

В исследовании координации использовалась методика оценки координации (М.Л. Лазарев) [38]. Согласно данной методики испытуемые индивидуально выполняли определённые упражнения. Этот вид диагностики включает три компонента, по результатам которых определяется средняя оценка. Определялся уровень проявления координации.

В исследовании эмоциональности использовались следующие диагностические методики:

- оценка эмоционального благополучия группы (Л.П.Стрелкова) [11];

- методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) [66, с. 124, Приложение4];

- анализ продуктивной деятельности дошкольников (А.Л. Венгер) [14, Приложение4].

Согласно первой методики (Л.П.Стрелкова) проводилось наблюдение за каждым ребенком в режимные моменты, в процессе учебной, спортивной, игровой деятельности и свободной игры. В данном исследовании оценивалось состояние эмоционального благополучия группы; определялся уровень выраженности положительных и отрицательных эмоций; изучались свойства эмоциональности – эмоциональная возбудимость, интенсивность эмоций, длительность эмоций, эмоциональная устойчивость.

Согласно второй методики (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) проводились индивидуальные беседы. В исследовании определялся уровень выраженности восприятия графического изображения эмоций; изучалось то, насколько испытуемые понимают и осознают эмоциональное состояние других людей и свое собственное, и каким образом они выражают свои эмоции.

Согласно третьей методики (А.Л. Венгер) проводился анализ продуктов деятельности (детские рисунки). В исследовании изучалась характеристика эмоциональности: импульсивность.


Графически эти результаты представлены на рис. 1.

Рис.1. Показатели уровня выраженности координации у дошкольников
Анализ эмпирических данных показал, что из всей выборки испытуемых имеют высокий уровень координации – 73,9%, средний уровень координации – 26,1%. Таким образом, можно предположить, что средствами хореографического искусства можно повысить степень координации.


Рис. 3. Показатели уровня выраженности эмоций у дошкольников

Анализ эмпирических данных показал, что из всей выборки испытуемых выражают положительные эмоции – 73,5%, отрицательные эмоции – 26,5%. Эмоциональное благополучие составило 7,8%. Это значение не превышает 15% от общего количества меток. Таким образом, эмоциональное состояние группы оценивается как благополучное.

Рис. 4. Различие в свойствах эмоциональности (эмоциональная возбудимость) у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста


Рис. 5. Различие в свойствах эмоциональности (интенсивность эмоций) у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста (в баллах)


Рис. 6. Различие в свойствах эмоциональности (длительность эмоций) у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста (в баллах)

Рис.7. Различие в свойствах эмоциональности (эмоциональная устойчивость) у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста

В результате исследований выяснилось, что существуют различия в свойствах эмоциональности у мальчиков и девочек. Эмоциональная возбудимость у детей 5-ти лет: мальчики – 2,6 балла, девочки – 3,1 балла; у детей 7-и лет: мальчики – 2,8 балла, девочки – 4,5 балла. Интенсивность эмоций у детей 5-ти лет: мальчики – 4,7 балла, девочки – 6,2 балла; у детей 7-и лет: мальчики – 5,2 балла, девочки – 5,5 балла. Длительность эмоций у детей 5-ти лет: мальчики – 3,1 балла, девочки – 2,8 балла; у детей 7-и лет: мальчики – 2,8 балла, девочки – 3,3 балла. Эмоциональная устойчивость у детей 5-ти лет: мальчики – 3,2 балла, девочки – 3,9 балла; у детей 7-и лет: мальчики – 3,7 балла, девочки – 3,1 балла.

Таким образом, можно предположить, что средствами хореографического искусства можно повысить степень эмоциональности. Также можно отметить, что одними из основных характеристик проявления эмоций у дошкольников является эмоциональное благополучие группы, в условиях которых воспитываются испытуемые, свойства эмоциональности: эмоциональная возбудимость, интенсивность эмоций, длительность эмоций, эмоциональная устойчивость.


Рис. 8. Показатели уровня выраженности восприятия графического изображения эмоций у дошкольников


Результаты исследования осознания собственных эмоций испытуемых отображены в соответствующей таблице (у автора). Графически эти результаты представлены на рис.10.


Рис.10. Показатели уровня выраженности осознания собственных эмоций дошкольниками

Анализ эмпирических данных показал, что из всей выборки испытуемых осознают собственные эмоции – 76,5%, не осознают – 23,5%.

Результаты исследования понимания испытуемыми эмоционального состояния взрослых и сверстников отображены в соответствующей таблице (у автора). Графически эти результаты представлены на рис.11.


Рис. 11. Показатели уровня выраженности понимания дошкольниками эмоционального состояния взрослых и сверстников

Анализ эмпирических данных показал, что из всей выборки испытуемых понимают эмоциональное состояние взрослых и сверстников – 44,1%, не понимают – 55,9%.

Таким образом, можно сделать вывод, что восприятие графического изображения эмоций, осознание собственных эмоций, понимания эмоционального состояния взрослых и сверстников у испытуемых определяется их возрастом и степенью интеллектуального развития.

Анализ эмпирических данных показал, что из всей выборки испытуемых: 67,6% - импульсивные, 32,4% - неимпульсивные. Итак, можно сделать вывод, что эмоциональность испытуемых проявляется в такой характеристике как импульсивность, которая является одной из основных характеристик эмоциональности у дошкольников.

Таким образом, эмпирические исследования по рассматриваемым методикам помогли определить уровень проявления координации, произвольности, эмоциональности и её характеристик: эмоциональной возбудимости, интенсивности эмоций, длительности эмоций, эмоциональной устойчивости; выявить особенности проявления эмоций у испытуемых: эмоциональное благополучие группы, осознание собственных эмоций, понимание эмоционального состояния взрослых и сверстников. В целом проведенные эмпирические исследования подтверждают правомерность гипотезы исследования. Можно предположить, что средствами хореографического искусства можно повысить степень координации, произвольности и эмоциональности.

Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности определяет соответствующие требования к педагогу дошкольного учреждения. Важнейшие профессиональные функции педагога:

- создание педагогических условий для успешного воспитания детей;

- обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей.

Педагог – хореограф, как и любой педагог дошкольного образовательного учреждения, должен обладать личностными качествами педагога и педагогическими умениями, чтобы успешно организовать хореографическую деятельность в детском саду. Он должен обладать профессиональной, информационной, коммуникативной и правовой компетентностью, чтобы работать с детьми.

Занятия осуществляются с учетом возрастных особенностей детей. У детей от двух до трех лет формируется способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук), умение начинать движения с началом музыки и заканчивать с ее окончанием.

Дети четвертого года жизни учатся двигаться в соответствии с характером музыки. Улучшается качество исполнения танцевальных движений, появляется умение двигаться под музыку ритмично, согласно темпу и характеру музыкального произведения.

На пятом году формируется навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, дети могут самостоятельно менять движения в соответствии с музыкой. Совершенствуются танцевальные движения, умение двигаться в парах по кругу, в танцах и хороводах, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки.

На шестом году жизни ребенок физически крепнет, становится более подвижным. Успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Появляются элементы творчества во всех видах детской деятельности.

Дети седьмого года жизни имеют достаточно развитые двигательные навыки: они умеют ритмично ходить и бегать; легко, энергично, а также высоко поднимать ноги в коленях; скакать с ноги на ногу; самостоятельно строить круг, расширяя и уменьшая его; двигаться парами по кругу, сохраняя расстояние между парами; выполнять различные движения с предметами и без них; исполнять отдельные танцевальные движения (выставлять ноги вперед на прыжке, делать приставной шаг, с приседанием, полуприседанием, кружиться, продвигаясь вперед), способны передавать игровые образы различного характера.

Занятия хореографией проводятся, начиная с I младшей группы, в каждой возрастной группе 2 раза в неделю, во второй половине дня, после дневного сна.

Длительность занятий составляет:

- в I младшей группе - 10 минут,

- во II младшей группе – 15 минут,

- в средней группе - 20 минут,

- в старшей группе - 25 минут,

- в подготовительной группе – 30 минут.

Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий:

- музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;

- пляски: парные народно-тематические;

- игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические;

- упражнения с предметами: шарами, лентами, цветами, мячами и пр.;

- задания на танцевальное и игровое творчество.

Структура занятия состоит из трех частей:

I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.

II часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.

III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2-3 минуты.

В работе педагог использует различные методические приемы:

- выразительное исполнение движения под музыку;

- словесное пояснение выполнения движения;

- внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка;

Методические приемы варьируются в зависимости от используемого хореографического материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т.д.), его содержания; объема программных умений; этапа разучивания материала; индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то, чтобы хореографическая деятельность детей была исполнительской и творческой.

Результаты исследования эмоционального состояния группы по первой методике показали, что из всей выборки испытуемых выражают положительные эмоции – 73,5%, отрицательные эмоции – 26,5%. Эмоциональное благополучие составило 7,8%. Это значение не превышает 15% от общего количества меток. Эмоциональное состояние групп оценивается как благополучное (см. приложение 4). Основываясь на результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод, что в группах создан положительный психологический микроклимат, эмоциональное самочувствие детей – позитивное. Это свидетельствует о том, что взрослые к детям относятся доброжелательно, признают их права, проявляют внимание, заботу и ласку, что вызывает у детей чувство уверенности, защищённости, что, в свою очередь, способствует выработке положительных качеств, доверительного отношения детей ко взрослым, доброжелательного отношения к другим людям, лёгкого вступления в контакт с окружающими. Нельзя исключить и тот факт, что эмоциональное благополучие группы определяется посещением хореографической студии, где дети реализуют свои творческие возможности и испытывают от этого удовлетворение и получают заряд бодрости и хорошее настроение.

В результате исследований определен уровень эмоциональности и её характеристик, выяснилось, что существуют различия в свойствах эмоциональности у мальчиков и девочек. Эмоциональная возбудимость у детей 5-ти лет: мальчики – 2,6 балла, девочки – 3,1 балла; у детей 7-и лет: мальчики – 2,8 балла, девочки – 4,5 балла. Интенсивность эмоций у детей 5-ти лет: мальчики – 4,7 балла, девочки – 6,2 балла; у детей 7-и лет: мальчики – 5,2 балла, девочки – 5,5 балла. Длительность эмоций у детей 5-ти лет: мальчики – 3,1 балла, девочки – 2,8 балла; у детей 7-и лет: мальчики – 2,8 балла, девочки – 3,3 балла. Эмоциональная устойчивость у детей 5-ти лет: мальчики – 3,2 балла, девочки – 3,9 балла; у детей 7-и лет: мальчики – 3,7 балла, девочки – 3,1 балла. В результате исследований выявлены различия в свойствах эмоциональности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста: девочки характеризуются повышенной эмоциональной возбудимостью (вспыльчивостью) на протяжении всего старшего дошкольного возраста. Интенсивность эмоций у девочек к 7 годам снижается, а у мальчиков повышается. Длительность эмоций, как у мальчиков, так и у девочек к 7 годам снижается. Эмоциональная устойчивость к 7 годам у мальчиков повышается, у девочек снижается.

Таким образом, благополучное эмоциональное состояние группы способствует нормальному развитию личности ребёнка; общительность и доброжелательность взрослых (воспитателей, хореографа) выступает как условие развития положительных социальных качеств у ребёнка; является особенностью обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии. дошкольников. Предполагаем, что благополучному эмоциональному состоянию группы содействует деятельность студии хореографического искусства, т.к. дети реализуют себя, как творческие личности, получая заряд положительных эмоций.

Можно предположить, что одними из основных характеристик проявления эмоций у дошкольников является эмоциональность, свойства эмоциональности: эмоциональная возбудимость, интенсивность эмоций, длительность эмоций, эмоциональная устойчивость, которые можно развить средствами хореографии, что является особенностью обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии.

Анализ продуктивной деятельности испытуемых по третьей методике позволил определить уровень импульсивности, являющейся характеристикой эмоциональности. Анализ эмпирических данных показал, что из всей выборки испытуемых: 67,6% - импульсивные, 32,4% - неимпульсивные. Можно предположить, что импульсивность является особенностью проявления эмоций у дошкольников, которую можно регулировать средствами хореографического искусства.

Считаем важным подчеркнуть необходимость изучения развития психики ребенка, в частности эмоциональной сферы дошкольника, что создает базу для осмысленного усвоения психолого-педагогических знаний, что в последствие обеспечит эффективность их применения. Так как развитие эмоционально-чувственного мира ребенка-дошкольника, когда он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях, требует дальнейшего усовершенствования организации педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Целью практической части данной работы явилась разработка и внедрение программы развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) Осуществление диагностики уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста;

2) Разработка форм организации детей по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью сторителлинга.

Цель констатирующего этапа: определение уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели была использована методика диагностики развития речи (автор Е.А. Стребелева).

Детям были предложены несколько заданий.

Цель: Диагностика понимания ребенком функционального назначения объектов, изображенных на рисунках.

Материал: рисунки, изображающие знакомые ребенку предметы: шляпа, варежки, очки, игла и нить, зонтик, ножницы.

Обработка данных по заданию 1:

- высокий – 2 балла - ребенок правильно отвечает на все 6 вопросов;

- средний – 1 балл - ребенок правильно отвечает от 3-х до 5 вопросов;

- низкий – 0 баллов – ребенок отвечает менее чем на 2 вопроса.

Результаты Диагностики № 1 представлены в приложении 3.

Результаты диагностики по заданию 1 показали, что высокий уровень развития словаря показали 5 детей (23%), средний – 9детей (41%), низкий – 8 детей (36%).

Так, Ангелина Т, Андрей В, Лиза С. и др. дети ответили правильно на все вопросы воспитателя: сказали, что зимой люди одевают на руки варежки, что когда идет дождь надо взять с собой зонтик, что пуговицы пришивают к одежде ниткой с иголкой.

Алеша У, Артем С, Макар А, Полина Д и др. дети не смогли ответить правильно на некоторые вопросы. Так, Алеша У. не ответил на вопрос, чем пришивают пуговицы к одежде.

Арина М, Варя М, Кирилл П, Маша Ц и др. дети правильно смогли ответить лишь на 1-2 вопроса.

На рисунке 1 наглядно отражены результаты этого задания.


Рисунок 1 – Результаты диагностики по заданию 1 (констатирующий этап)

Цель: проверка предмета и словесного словаря.

Материал: фотографии, изображающие объекты, встречающиеся в жизни ребенка: яблоко, чашка, кошка, автомобиль, морковь, пальто, часы, сладости; груша, кастрюля, корова, корабль, лук, шарф, лиса, яйцо, халат, диван, слон, слива, черепаха, аквариум, памятник. Картинки, изображающие действия, знакомые детям по их опыту: чтение, катание на коньках, питание.

Инструкция: взрослый постоянно предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных предметов и действий и назвать их. В случаях трудности взрослый просит показать определенную картину, а затем назвать ее.

Обработка данных по заданию 2:

- высокий – 2 балла - ребенок правильно называет все предметы и действия;

- средний – 1 балл - ребенок неправильно называет 2-4 предмета и действия;

- низкий – 0 баллов – ребенок правильно называет только 2-4 предмета и действия.

Результаты Диагностики № 2 представлены в приложении 4.

Результаты диагностики по заданию 2 показали, что это задание оказалось для детей более сложным, чем предыдущее. Высокий уровень развития словаря по этому заданию показали только 2 ребенка (8%) – Лиза С. И Ваня Р., средний и низкий уровни – по 10 детей (46%).

Такие дети, как Алеша У, Алина П, Ангелина Т. не смогли назвать правильно такие предметы, как пальто, памятник, кастрюля и не все действия правильно назвали.

Аня П, Арина М, Варя М, Даша К и др. дети смогли правильно назвать лишь от двух до четырех предметов и действий: чашка, кошка, яблоко, конфета, кормит некоторые другие.

На рисунке 2 наглядно отражены результаты этого задания.


Рисунок 2 – Результаты диагностики по заданию 2 (констатирующий этап)

Цель: проверка умения обобщить одним словом предметы и изображения на картинках, сгруппированные по функциональному признаку. игрушки – машинка, зайка, мишка, пирамидка, матрешка, картинки с изображением нескольких предметов: одежда и овощи.

Инструкция: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением одежды и овощей, а также игрушки и назвать их одним словом.

Обработка данных по заданию 3:

- высокий – 2 балла - ребенок правильно называет все обобщающие слова;

- средний – 1 балл - ребенок неправильно называет 1-2 обобщающих слова;

- низкий – 0 баллов – ребенок неправильно называет более 2 обобщающих слов.

Результаты Диагностики № 3 представлены в приложении 5.

Результаты диагностики по заданию 3 показали, что высокий уровень развития речи по этому заданию выявился также только у 2-х детей (8%), средний – у 13 детей (59%) и низкий уровень – у 7 детей (32%).

Алеша У. и Алина П. дети смогли правильно назвать все обобщающие слова.

Ангелина Т. не смогла правильно обобщить предметы, относящиеся к посуде, Аня П. – к одежде.

Даша К, Кирилл П. Оксана К. и некоторые другие дети смогли правильно назвать только 1-2 обобщающих слова.

На рисунке 3 наглядно отражены результаты этого задания.


Рисунок 3 - Результаты диагностики по заданию 3 (констатирующий этап)

Цель: диагностика умения употреблять слова, обозначающие признаки предметов.

Материал: картинки с изображением предметов, имеющих противоположные признаки: здоровая - больная; чистые - грязные, белый-черный; толстая - тонкая; высокий - низкий.

Обработка данных по заданию 3:

- высокий – 2 балла - ребенок правильно называет все антонимы;

- средний – 1 балл - ребенок неправильно называет 1 антоним;

- низкий – 0 баллов – ребенок неправильно называет более 1 антонима.

Результаты Диагностики № 4 представлены в приложении 6.

Результаты диагностики по заданию 4 показали, что высокий уровень развития словаря по этому заданию выявился у 4-х детей (8%), средний и низкий уровни – по 9 детей (41%).

Такие дети, как Алина П, Арина М, Макар А, Никита С. правильно нашли антонимы ко всем словам.

Алеша У, Ангелина Т, Аня П. и некоторые другие дети неправильно назвали по одному антониму.

Андрей В, Ваня Р. и другие дети подобрали неправильно антонимы более чем к одному слову. Так, Ваня Р. сказал, что антоним к слову высокий – маленький, а к слову чистый – черный.

На рисунке 4 наглядно отражены результаты этого задания.


Рисунок 4 – Результаты диагностики по заданию 4 (констатирующий этап)

Общий суммарный итог диагностики развития речи детей старшего дошкольного возраста оценивался по трем уровням: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень – 6-8 баллов. Словарь ребенка характеризуется полным объемом словаря (как активного, так и пассивного), в словаре присутствуют все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, местоимения), нелитературная лексика отсутствует. Слова употребляются точно по смыслу, ребенок умеет подбирать обобщающие слова, слова, противоположного значения. Это такие дети, как Алина П, Лиза С, Макар А.

Средний уровень – 3-5 баллов. В активном словаре преобладают глаголы и существительные. Иногда встречаются жаргонизмы. Подбор слов не всегда соответствует точному обозначению признаков, затрудняется в подборе обобщающих слов, слов, противоположных по значению. Со средним уровнем развития словаря оказались такие дети, как Алеша У, Ангелина Т, Андрей В, Аня п. и др.

Низкий уровень – 0-2 балла. Недостатки словаря выражаются в неправильных наименованиях и в замене существительных и прилагательных местоимениями. Наблюдаются значительные трудности в подборе обобщающих слов и слов, противоположного значения. Дети с низкий уровнем развития словаря – Варя М, Даша К, Кирилл П. и др.

Таким образом, по суммарному итогу диагностики были получены следующие результаты:

- высокий уровень - 3 ребенка (14%)

- средний – у 10 детей (45%)

- низкий – у 9 детей (41%).

Результаты по каждому ребенку представлены в приложении 7.

На рис. 5 наглядно отражены результаты этого задания.


Рисунок 5 – Результаты диагностики по всем четырем заданиям (констатирующий этап)

Результаты диагностики развития речи у детей старшего дошкольного возраста показали, что у детей данной возрастной категории недостаточно развит словарный запас, а, следовательно, нужна работа по его развитию. Требуется педагогическая работа, которая могла бы развить словарь детей и позволить устранить трудности, которые впоследствии обнаружатся неуспеваемостью при обучении детей в школе.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.009)

Читайте также: