Профилактика аддиктивного поведения в школе
Обновлено: 04.07.2024
Современное общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Трудные социально-экономические условия в России в значительной мере осложняют реальность. Происходит резкая смена привычных стереотипов, дестабилизация финансового положения и ситуации на рынке труда. Эти и многие другие факторы способствуют потере чувства безопасности у значительной части населения нашей страны, все эти факторы особенно остро отражаются на детях и подростках. Возникает реальная проблема страха перед действительностью. Этот страх порождает стремление уйти от реальности. В большей степени этому страху подвержены люди с низкой переносимостью трудностей и низкими адаптационными способностями. В поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса такие люди часто прибегают к стратегиям аддиктивного поведения.
Аддиктивное поведение является одной из форм отклоняющегося поведения. Согласно определению Ц.П.Короленко [Segal, Korolenko,1990)], аддиктивное поведение выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния. Человек “уходит” от реальности, которая его не устраивает.
Аддикция – пристрастие к изменяющим сознание веществам или навязчивая потребность в определённых действиях, не достигающая уровня физической зависимости. Соответственно аддиктивное поведение основывается на постоянной потребности в каких-либо препаратах, алкоголе, курении, навязчивом поведении (переедание, стойкие паттерны поведения). Аддиктивное поведение широко распространено и отличается высокой устойчивостью к лечению и малой обратимостью.
Этапы развития аддикции.
В эволюции патологических пристрастий выделяют следующие ступени, их же можно рассматривать в качестве степеней тяжести проявлений аддиктивного поведения:
Этап первых проб.
Этап явного аддиктивного поведения – аддикция становится единственным вариантом реагирования на жизненные неурядицы, при этом стойко отрицается её наличие, имеется дисгармония между представлением человека о себе и действительностью.
Этап физической зависимости – аддиктивное поведение становится преобладающим, управляет всеми сферами жизни человека, эффект повышения настроения исчезает.
Этап полной физической и психической деградации – из-за постоянного употребления психоактивных веществ или пагубного поведения нарушается работа всех органов и систем, резервы организма истощаются, появляется множество тяжелых заболеваний в сочетании с выраженной зависимостью. На этом этапе аддикт может совершать правонарушения, проявлять насилие.
Классификация аддикций.
Выделяют следующие виды аддиктивного поведения:
Химическая зависимость (наркомания, токсикомания, курение, алкоголизм).
Нарушения пищевого поведения (анорексия, голодание, булимия).
Нехимические типы зависимостей ( игровая, компьютерная , сексуальная, навязчивые покупки, трудоголизм, пристрастие к громкой музыке, и т.д.).
Крайние степени увлечения каким-либо видом деятельности, приводящие к игнорированию имеющихся жизненных проблем и их усугублению (религиозный фанатизм, сектантство, МЛМ).
Данная классификация аддиктивного поведения учитывает максимальное количество его видов, однако такое разделение достаточно условно – группы нехимических зависимостей и чрезмерных увлечений весьма близки и разделяются в основном по наличию или отсутствию соответствующей нозологической группы в номенклатуре болезней.
Последствия разных видов аддикций для человека и общества существенно отличаются, поэтому к части из них отношение нейтральное (курение) или даже одобрительное (религиозность).
Наиболее часто встречающиеся аддикции среди обучающихся общеобразовательных организаций это химический вид аддикции.
За последние годы в Российской Федерации разработаны эффективные современные технологии профилактики химической аддикции среди детей и подростков. Выделено ряд технологий используемых государством, которые смогли себя зарекомендовать в системе профилактики таких аддикций как наркомании и алкоголизма среди подростков в том числе в образовательных организациях.
Образовательные технологии профилактики химической аддикции.
Классификация образовательных технологий ведется по принципу целевых аудиторий.
-Просветительские программы по проблеме химической зависимости для всего населения.
-Программы обучения педагогов, психологов, социальных работников.
Раннее выявление потребителей ПАВ – наиболее важный аспект профилактики химической зависимости.
Рассмотрим более подробно алгоритм поступенчатой диагностики химической зависимости.
I уровень. Диагностика и дифференцирование отклоняющихся поведенческих реакций отдельных индивидуумов в коллективе, на основании чего вычленяется группа риска. Такую диагностику проводит педагог-психолог или социальный педагог.
Важным источником информации на этом уровне является наблюдение. Наблюдайте при личном контакте с детьми за их речью. Есть определенные маркеры, позволяющие нам найти детей этой категории:
II уровень. Оценка социальных критериев отклоняющихся стереотипов поведения внутри группы риска (факторы семейного кризиса, материальное благополучие, участие в неформальных группах и т.д.). Эту оценку проводит классный руководитель, социальный педагог. Данный уровень позволяет сузить группу риска и подготовить переход на следующий, более высокий уровень.
III уровень. Психологическая диагностика. Проводится опытным психологом. Цель психодиагностики – установить структуру проблем поведения каждого из группы риска, выявить степень склонности к употреблению ПАВ.
Включает в себя диагностику личностных особенностей, которые оказывают влияние на формирование аддиктивного поведения:
-повышенная тревожность,
-низкая стрессоустойчивость,
-неустойчивая я-концепция,
-низкий уровень интернальности,
-неспособность к эмпатии,
-некоммуникабельность,
-повышенный эгоцентризм,
-низкое восприятие социальной поддержки,
-стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций,
-направленность на поиск ощущений,
-стремление к социальному одобрению,
-высокие показатели по шкале алекситимии,
-высокие показатели по шкале депрессивности
-агрессивность и др.
Эти показатели можно измерять с помощью диагностических методик (и количественных и качественных), которые мы постоянно используем в своей работе.
IV уровень. Клинико-диагностический уровень. На этом этапе возможны варианты:
б) консультация врача-нарколога (при наличии явных признаков наркотического опьянения);
в) аппаратное психофизиологическое исследование.
Этот уровень проводится специалистами-наркологами, именно на данном этапе можно достоверно отделить лиц, страдающих химической зависимостью от лиц, предрасположенных к зависимости.
V уровень. Принятие решений по работе с выявленными зависимыми и предрасположенными к зависимости. При применении превентивной технологии в соответствии с данным алгоритмом следует придерживаться следующих постулатов:
- в любом коллективе многие могут принимать ПАВ, но немногие страдают химической зависимостью.
- любой факт приема ПАВ, равно как участие в неформальных группах, следует относить к факторам, предрасполагающим к химической зависимости;
- любая химическая зависимость изменяет поведение и успеваемость;
- причины любой химической зависимости находятся в семье.
На этом уровне хорошо проводить информационно-просветительскую работу, которая заключается в расширение компетенции в таких важных областях, как:
-психо-сексуальное развитие,
-культура межличностных отношений,
-технология общения,
-способы преодолевания стрессовых ситуаций,
-конфликтология,
-собственно проблемы аддиктивного поведения (с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий).
Просветительская деятельность должна быть направлена на родителей, детей, педагогов. Она может выливаться в любые форма работы : родительские собрания (их можно организовать в форме лекций по теме, можно провести в форме беседы) тематические классные часы для школьников, семинары для педагогов, можно представить информацию на стенде и т.д.
Литература, которую можно рекомендовать родителям и педагогам:
Москаленко В.Д. Ребенок в алкогольной семье. – Вопросы психологии №4, 1991.
Москаленко В. Д. Дети больных алкоголизмом (возраст от 0 до 18 лет).
Джонсон В. Как заставить алкоголика или наркомана лечиться. Москва, 2000.
Норвуд Р. Как не быть рабой любви.
Скиннер, Клиз . Семья и как в ней уцелеть.
Скиннер, Клиз . Жизнь и как в ней выжить.
VI уровень. Развивающе-коррекционный.
Влючает в себя самые разнообразные виды работы психолога, социального педагога и классного руководителя. Эта деятельность должна быть направлена на детей, относящихся к группе риска. Очень важным вопросом здесь будет вопорс о критерии отбора детей, с которыми следует вести эту работу.
Прежде всего следует опираться на информацию о наличии в семье ребенка человека (близкого родственника), больного химической зависимостью. Выше уже говорилось о том, что семья химически зависимого однозначно является дисфункциональной. То есть, если в семье ребенка есть хотя бы один человек (мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра, тетя, дядя), который страдает химической зависимостью – мы, психологи, можем однозначно отнести этого ребенка к группе риска. Многочисленными исследованиями подтверждено, что такая семья продуцирует только аддиктов (не важно о какой именно аддикции идет речь). В основном это алкоголики и их супруги, которые в свою очередь являются аддиктами отношений (созависимые). Данные об ассортативности браков детей химически зависимых тоже достаточно широко представлены в литературе.
Второй значимый источник информации – результаты нашей диагностики. И пусть даже она не направлена прямо на выявление свойств аддиктивной личности, но мы можем постепенно накапливать информацию о детях, имеющих высокий уровень личнстной тревожности, высокий уровень депрессивности, низкую самооценку, низкую стрессоустойчивость, несформированную Я-концепцию и т.д. Накопленную информацию следует проанализировать, сопоставить с собственными наблюденями и наблюдениями педагогов, пригласить для беседы родителей.
Профилактическая работа может быть индивидуальной или групповой. В случае групповых форм, это прежде всего тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.
Кроме этого можно работать и над отдельными навыками, необходимыми эитм детям. К примеру, это могут быть всевозможные тренинги, направленные на коррекцию и развитие навыков общения, преодоления стрессовых ситуаций,
У этих детей необходимо вырабатывать уверенность в себе, обучать их целеполаганию и целедостижению. Эти дети часто страдают неумением распознавать свои чувства.
Это может быть работа с личностными границами, работа над умением разделять свои и чужие чувства и проблемы.
Самое важное, о чем следует помнить при работе с этими детьми, это то, что наша главная задача – вытащить в центр сознания этого ребенка его самого, вместе с его чувствами и потребностями.
К образовательной технологии профилактики аддикции следует отнести и технология занятости в профилактике химической зависимости. Данная технология включает ряд направлений:
1. Клубная работа. Организация разнообразных клубов и профессиональное методическое обеспечение их деятельности может не только структурировать свободное время подростка, развивать творческую и деловую активность, но и значительно повышает коммуникативный и познавательный ресурс ребенка.
2. Дополнительное образование. Факультативы, дополнительные занятия по предметам уменьшают запас свободного времени и увеличивают багаж знаний, требуют не только времени, но и внимания подростка. Организация таких мероприятий в пределах одной школы или одной территории позволяет поднять позитивный потенциал детей и их родителей.
3. Временное или частичное трудоустройство подростков. Мера наиболее эффективная в тех слоях общества, которые обладают невысоким адаптационным потенциалом. Проблема создания дополнительных рабочих мест для подростков решается путем муниципального финансирования.
Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
- социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
- психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
- образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).
Легитимность: профилактическая работа должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).
- согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;
- анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных рганизаций и других образовательных учреждений).
Непрерывность: профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования
С и с т е м а т и ч н о с т ь. Работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.
В соответствии с вышесказанным, можно выделить четыре основных направления работы школы по профилактике наркомании:
- общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
- работа с детьми “группы риска”;
- работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.
- подготовка учителей к ведению профилактической работы;
- организационно-методическая антинаркотическая работа.
- информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
- работа с конфликтными семьями (семьями “группы риска”);
- психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества.
4)Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).
Актуальность данной программы:
В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.
В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более чем ? населения попробует наркотики.
Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.
Наркоманию называют “комплексным социо-психо-физиологическим расстройством”. Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.
Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.
С учетом актуальности данной проблемы мною разработана целевая программа по профилактике наркомании среди несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни на 2007-2010 гг. Программа разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления наркотиков и алкоголя подростками. Если сформулировать основную идею программы, то она может выглядеть следующим образом: “СДЕЛАТЬ ШКОЛУ ТЕРРИТОРИЕЙ СВОБОДНОЙ ОТ ПАВ”. И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.
При этом цель программы – уменьшение количества новых вовлечений школьников в зависимость от вредных привычек и повышение внимания к проблеме их профилактики среди учащихся и персонала образовательного учреждения. Важно, чтобы учащиеся, благодаря программе, осознали и прочувствовали значимость проблемы ПАВ, т.е. предложенные формы работы должны повысить восприимчивость учащихся к негативным последствиям вредных привычек.
Условия реализации программы – этапы:
Первый этап: диагностирующий.
Время проведения: сентябрь – октябрь.
Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.
- Определить степень информированности детей и подростков по проблеме.
- Выделить факторы, влияющие па формирование позитивно го отношения к употреблению наркотиков.
- Сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
- Выявление детей “группы риска”.
- Изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом.
- Опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.
- подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;
- подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;
- подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.
Второй этап: организационно-практический.
Время проведения: ноябрь 2007 г. – март 2008 г.
Цель: реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении.
- Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках.
- Способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией.
- Лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними.
- Создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения.
- Обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.
- Информационный;
- Метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций).
- Конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).
- лекция;
- беседа;
- семинар;
- конференция;
- мини-спектакль;
- психотерапевтические занятия;
- тренинг;
- ролевая и деловая игра;
- мозговой штурм;
- круглый стол;
- дискуссия;
- конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);
- социологический опрос;
- показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.
развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;
формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него; 4) выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Третий этап - заключительный.
Время проведения: апрель – май 2008 г.
Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.
- Выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе.
- Определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании.
- Определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании
- Анализ отчетной документации.
- Опрос, беседа.
- Анонимное анкетирование.
- позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;
- сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
- на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.
- выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
- Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации
- Вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения
- Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения
- Демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми)
- Осуществление индивидуального подхода различных программ, служб, центров для каждого конкретного ученика с условием максимально эффективного воздействия.
- Уменьшение числа учащихся "группы риска".
- Самоопределение и самореализация учащихся через участие в воспитательных мероприятиях.
-
Проектор и экран;
- DVD, телевизор;
- Музыкальный центр;
- Компьютер, принтер и копировальный аппарат;
- Цифровой фотоаппарат;
- Расходные материалы.
План профилактической работы по аддиктивному поведению учащихся, а также профилактика правонарушений несовершеннолетними.
Читайте также: