Профессиональный стандарт дворника в доу

Обновлено: 02.07.2024



Образование. Теперь всем педагогам, кроме педагога-психолога, не обязательно иметь высшее профильное образование ( письмо Минпросвещения от 28.03.2019 № ТС-817/08 ).
У учителя может быть высшее или среднее профессиональное образование в области, которая соответствует преподаваемому предмету с последующей профпереподготовкой. Так, учителю математики без педагогического образования, но с высшим математическим, достаточно окончить курсы профпереподготовки.

Как изменится функционал педагогов после внедрения профстандартов 1

Должность

Изменения

Новые функции

Детализировали и добавили функции в сфере воспитания и развития детей, разработки программ

Участвовать в разработке и реализации программ развития образовательной организации, индивидуального развития ребенка и воспитательных программ.

Анализировать эффективность занятий и подходов к обучению, формировать универсальные учебные действия.

Взаимодействовать с другими специалистами в рамках ПМПК и консилиумов.

Применять специальные языковые программы (в том числе русского как иностранного), программы повышения языковой культуры.

Организовывать в школе олимпиады и конференции.

Конкретизировали функции, в том числе отдельно выделили работу с детьми с ОВЗ. Уточнили, что психолог самостоятельно планирует работу и разрабатывает программы

Разрабатывать совместно с педагогом индивидуальные учебные планы.

Проводить психологическую экспертизу программ.

Консультировать администрацию и коллектив образовательной организации по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе.

Формировать планы по созданию образовательной среды для детей с ОВЗ, одаренных детей и детей в трудной жизненной ситуации.

Определять степень нарушений в развитии детей, участвовать в работе ПМПК и консилиумов

Убрали функцию посредника между ребенком, образовательной организацией и семьей. Исключили работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем и пособиями

Проектировать программы формирования у детей социальной компетентности, социокультурного опыта.

Организовывать социальную реабилитацию детей с девиантным поведением.

Обеспечивать досуг учеников и воспитанников.

Разрабатывать методические материалы и консультировать детей

Педагог дополнительного образования

Проводить родительские собрания, индивидуальные и групповые встречи.

Организовывать совместную деятельность детей и взрослых

Ситуация: обязан ли работодатель уволить работника, который не соответствует профстандарту

Само по себе несоответствие работника требованиям профстандарта не является основанием для увольнения. Вы вправе допустить к выполнению трудовой функции, если он хорошо справляется с работой ( п. 10 письма Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253). Решение об увольнении можно принять, только если недостаток квалификации не позволяет работнику полностью выполнять должностные обязанности. Предложите ему вакантную должность, для которой у работника хватает квалификации, или курсы профпереподготовки. Если подходящей работы нет или работник от нее отказался, можете его уволить ( ч. 3 ст. 81 ТК).


Какая ответственность предусмотрена за неприменение профстандартов

Детские сады и школы, которые не перейдут на профстандарты, понесут ответственность. По результатам проверки ГИТ может выдать предписание об устранении выявленных нарушений. Для должностных лиц штраф за нарушение трудового законодательства составит до 5 000 руб., для образовательной организации – до 50 000 руб. ( ст. 5.27 КоАП).

Новый стандарт дошкольного образования предъявляет требования к содержанию образования, к его результатам, а также к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.

Основная функция современного детского сада любого вида – целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.

Какая ответственность предусмотрена за неприменение профстандартов

Если должность работника содержится и в квалификационном справочнике, и в профстандарте, то образовательная организация вправе продолжить применять квалификационный справочник (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, вопрос № 5 Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Письмо МинтрудаРоссии от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 ).

В этом случае к ответственности организацию за неприменение профстандартов не привлекут.

Отсутствие плана по организации применения профессиональных стандартов в государственной или муниципальной образовательной организации может быть признано нарушением трудового законодательства. Это связано с тем, что наличие такого плана предусмотрено постановлением Правительства РФ. За нарушение трудового законодательства статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Как применять профессиональные стандарты

Что такое профессиональный стандарт и для чего он нужен

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).

Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:

– при приеме на работу для определения квалификации работника;

– при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;

– при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;

– при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;

– при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.

Профстандарты нужны:

Во-первых, чтобы определить квалификацию работника и обязанности по соответствующей должности. При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чем квалификационный справочник.

Совет: Для руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений, педагогов школ и детских садов предусмотрены льготы и ограничения (ст. 331 , 351.1 ТК РФ, ст. 47 , 51 , 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Во-вторых, при разработке образовательных программ:

– профессионального образования (ч. 7 ст. 11 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

– профессионального обучения (ч. 8 ст. 73 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

– дополнительного профессионального образования (ч. 9 ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Совет: Если направляете работника на переподготовку или повышение квалификации, проверьте, чтобы программы учитывали действующие профстандарты.

Обязательно ли применять профстандарты

Все работники образовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Ситуация: обязан ли работодатель уволить работника, если он не соответствует профстандарту?

Обязательность применения именно профессионального стандарта в образовательных организациях не установлена, то есть вы можете выбирать, что использовать.

Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным должностям содержат различные требования к квалификации, то работодатель самостоятельно определяет какой нормативный правовой акт он будет использовать.

Внимание: обязательность применения требований профессиональных стандартов не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя (вопрос № 7 Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. №14-0/10/13-2253 .

Несмотря на то что сейчас работодателю предоставляется выбор между квалификационным справочником и профессиональным стандартом, в перспективе квалификационные справочники будут отменены (вопрос № 4 информации Минтруда России по вопросам применения профстандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. №14-0/10/13-2253 .

Для реализации идеи внедрения профстандарта в государственных и муниципальных учреждениях Правительство РФ установило сроки для их внедрения.

Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ – дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.

К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:

– ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;

– профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.

Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2017 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада

Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:

1.Общие сведения о стандарте

2.Функциональная карта

Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции: обучения, воспитания, развития.

3.Характеристика функций

4.Сведения о том, какие организации разработали профстандарт

Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.

Профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2019 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (выдержка).

3.2.1. Трудовая функция

Трудовые действия

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации

Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями

Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития

Формирование психологической готовности к школьному обучению

Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

Необходимые умения

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства

Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения

Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения

Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Необходимые знания

Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания

Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте

Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте

Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста

Современные тенденции развития дошкольного образования

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

Ответственная организация-разработчик

Наименования организаций-разработчиков

Работодатель предоставил для ознакомления график отпусков 22 февраля 2022г, а дата составления графика 15 декабря 2021г. В…

Если уже подавали такое ходатайство, то поделитесь, какие документы суд принял в качестве оснований к предоставлению отсрочки по…

В ФНС разработали не только внутридокументные контрольные соотношения 6-НДФЛ в 2022 году, но и междокументные показатели для…

Ответственность за неподачу декларации, предусмотренная законодательством, не освобождает налогоплательщика от ее предоставления,…

Как подать документы, если вы отправляете 3-НДФЛ онлайн через личный кабинет на сайте ФНС? В этом случае документы для подачи…

Когда налоговики прислали требования после проверки РСВ за 4 квартал 2021 года, придется дать пояснение: если идентификатор КС…

Позвонила в соц. защиту, сказали, что детские пособия перечисляет теперь ФСС. Раньше всегда 17го числа приходила, а сейчас будет…

Алекс, Что именно? Праздники? Или работать на час меньше? Так не празднуйте и работайте, сколько хотите :)

Конечно, вам выбирать — самостоятельно сдать онлайн декларацию в налоговую ИП на УСН (ином режиме) или воспользоваться услугами…

Почему комментаторы предъявляют претензии автору статьи, а не чиновникам тех регионов, где их лишают положенных льгот? Что за…

Татаркова Наталья, Здравствуйте.В сентябре мне исполняется 55.Могу ли я уже записаться на прием в ПФР для заблаговременной …

Здравствуйте. Работаю в морге фельдшером - лаборантом. Вскрывали труп из ковид.госпиталя с положительным пцр тестом 24.01.2022…

Работаю в стационаре процедурной м/с, два пациента с положительными ПЦР, заболела сама, положена ли мне выплота?

Здравствуйте. Был контакт+ пациентом 7.02. С 14 по 18.02 был взят отпуск. С 16.02 признаки ОРВИ. 18.02 мазок и больничный лист.…

Здравствуйте.Я медсестра анестезист,работаю в реанимации ковидеого госпиталя.В 2019 году переболела COVID-19,получила выплату…

Деятельность по чистке и уборке

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

уровень (подуровень) квалификации

Уборка общего имущества жилого дома

Работы по уборке горизонтальных поверхностей мест общего пользования жилого дома

Работы по уборке вертикальных поверхностей и элементов обустройства мест общего пользования жилого дома

Работы по обслуживанию мусоропровода

Уборка придомовой территории жилого дома

Работы по обслуживанию элементов внешнего благоустройства придомовой территории

Работы по уборке твердых покрытий придомовой территории в летних условиях

Работы по уборке твердых покрытий придомовой территории в зимних условиях

Сопутствующие работы в технических помещениях жилого дома

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Уборка общего имущества жилого дома

Происхождение обобщенной трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Рабочий комплексной уборки 2-го разряда

Требования к образованию и обучению

Основное общее образование

Краткосрочное обучение или инструктаж

Требования к опыту практической работы

Особые условия допуска к работе

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

К работе допускаются лица не моложе 18 лет

Прохождение инструктажей по охране труда и пожарной безопасности на рабочем месте

Читайте также: