Профессиональные компетенции музыкального руководителя доу по фгос

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Гусева Н.В., музыкальный руководитель

Профессиональная компетентность музыкального руководителя ДОУ в современных условиях

Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.

Профессиональная компетенция – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.

Таким образом, компетентность – это личностная характеристика,

а компетенция – это совокупность конкретных профессиональных качеств.

Слайд 3. Исследование профессиональной компетентности педагога — одно из ведущих направлений деятельности (В.Введенский, Г. Воронцова, Е. Вторина, И. Зимняя, Н. Кузьмина, А. Маркова, Г. Молчанов, Л. Петровская, Г. Сухобская, Т. Шамова).

Актуальность рассмотрения вопросов профессиональной компетентности обусловлена политикой государства в области образования. Требования социума к современной деятельности определяют региональные направления развития образовательной системы, исходя из которых, формируется миссия конкретной образовательной организации. Модернизация дошкольного образования направлена на создание современной модели детского сада. ФГОС ДО предъявляет новые требования к современному педагогу, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу и соответствующего Стандарту педагога.

Слайд 4. Нормативно-правовая база, которая определяет требования к профессиональной компетентности педагога дошкольного образования:

ü Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н

«Об утверждении Единого квалификационного справочника

должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел

«Квалификационные характеристики должностей работников

ü «Федеральный государственный образовательный стандарт

г., № 1155, (рег. в Минюсте России 14.11.2013 г. № 22303)

России от 18.10.2013 № 544н (рег. в Минюсте России 06.12.2013,

ü Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н, р.

Слайд 6. Каким должен быть музыкальный руководитель? Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “компетентность?

Выделяют педагогическую и профессиональную компетентность.

Педагогическая - оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие:

профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний;

профессиональных (объективно необходимые) педагогических умений;

профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.

Профессиональная

Ø совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда;

Ø объем навыков выполнения задачи;

комбинация личностных качеств и свойств;

Ø комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств;

Ø направление профессионализации;

Ø теоретическая и практическая готовность к труду;

Ø способность к сложным культуросообразным видам действий;

Ø основанный на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности.

Слайд 7. Рассмотрим профессиональные компетентности педагога ДОУ:

Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.

Достижение результатов – планирование, организация деятельности, анализ результатов (рефлексивная компетентность)

Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.

Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Самообразование – необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности педагога, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.

педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Профессиональные умения - способность специалиста применять
полученные профессиональные знания в практике своей деятельности

Ø исследовательские - гностические: поиск, восприятие и отбор информации, ее анализ, интерпретация

Ø проектировочные - прогнозирование; конструирование: постановка целей и задач, подбор и сочетание содержания, методов и средств

Ø исполнительские - реализации плана и организаторские: создание условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение обучаемых

Ø коммуникативные - контактность, общение, артистизм, взаимоотношения; восприятие и анализ действий субъектов педагогического процесса

Ø рефлексивные - оценка, самоанализ собственной личности,

деятельности и общения

Слайд 8. Структуру профессиональной компетентности составляет:

Когнитивный компонент – профессиональные знания в области психолого-педагогических и методических наук

образ своих: качеств, способностей, внешности. социальной значимости.

деятельностный компонент - профессиональные умения и опыт

профессионально-личностный компонент - личностные качества и профессиональные ценностные ориентации педагога

Эмоциональный компонент:

Оценочно-волевой компонент:

стремление повысить самооценку, завоевать уважение.

Структура Я-концепции:

Я – реальный (каким я вижу себя в настоящее время);

Я – идеальный (каким я должен стать, ориентируясь на моральные нормы и профессиональные установки);

Я – динамический (каким я стараюсь стать);

Я – фантастический (каким я хотел бы быть, если бы все было возможно).

Слайд 9. Основные профессиональные компетенции музыкального руководителя ДОУ:

1. Информационная . Передача музыкальной информации детям. Для этого нужно иметь глубокие знания своего предмета, уметь преподнести знания воспитанникам, владеть культурой речи.

Музыкальный руководитель обязан:

1) Исполнять музыкальные произведения профессионально, ярко. Грамотно пользоваться аудиозаписями.

2) Уметь доступно пояснять содержание музыкального произведения. Это предполагает высокий уровень исполнительской и общей музыкальной культуры.

3) Проводить (при участии воспитателя) музыкальные занятия, праздники, развлечения.

2. Развивающая . Развивать способности детей, учить самостоятельно мыслить, стимулировать творческие проявления.

Музыкальный руководитель обязан:

1) Обогащать детские музыкальные впечатления, развивать музыкальные способности, учить творчеству.

2) Проводить диагностику музыкальных способностей.

3) Использовать проблемные методы обучения и уметь применять их с учётом возраста детей и индивидуальных качеств.

4) Обладать творческими умениями - уметь показать несколько вариантов исполнения в каждом виде деятельности.

5) Применять индивидуально-дифференцированный подход к детям - использовать разные по сложности задания.

6) Применять различные виды музыкальных занятий.

7) Уметь применять все формы организации музыкальной деятельности и помогать организовывать музыку в быту детского сада.

3. Мобилизационная . Предполагает умение педагога воздействовать на эмоционально-волевую сферу ребёнка . Обучение будет развивающим тогда, когда педагог заинтересует и увлечёт детей.

Музыкальный руководитель обязан:

1) Знать разнообразный репертуар и уметь отбирать яркие фрагменты музыкальных произведений.

2) Создавать проблемную ситуацию уже при восприятии музыки, находить интересные для сравнения музыкальные пьесы, фрагменты.

3) Использовать игровые методические приёмы, творческие задания, различные варианты занятий.

4) Свободно владеть ИКТ и уметь применятьих в педагогической практике.

4. Ориентационная . Формирование устойчивой системы ценностных ориентаций личности.

Музыкальный руководитель обязан:

1) Сформировать у детей отношение к музыкальному искусству как к культурной ценности (духовной и интеллектуальной).

2) Заинтересовать детей музыкой.

3) Разбудить и развить эстетические чувства.

4) Развить ощущение и понимание красоты музыки.

Для успешного выполнения функций 1-4 муз.руководителю необходимо обладать следующими качествами:

1. активная жизненная позиция

2. любовь к музыке

6. способность к творчеству

7. музыкальная культура

9. увлечённость профессией

5. Конструктивная . Включает в себя 3 компонента:

1) содержательный (отбор и композиция учебно-воспитательного материала).

2) оперативный (планирование структуры собственных действий и действий детей).

3) материальный (планирование учебно-материальной базы для проведения работы).

Музыкальный руководитель обязан:

1) Вместе с воспитателем составлять перспективный план, в котором определены задачи музыкального воспитания, формы организации музыкальной деятельности, намечен основной репертуар, темы бесед с родителями, аспекты работы с педагогическим коллективом.

2) Составлять календарный план.

6. Организаторская. Проведение консультаций, кружковой работы, открытых занятий, участие в педагогических советах, родительских собраниях

Музыкальный руководитель обязан:

1) Проводить индивидуальное и коллективное консультирование воспитателей.

2) Вести кружковую работу по профилю педагогической деятельности

3) Участвовать в педагогических советах.

4) Проводить открытые занятия для воспитателей и родителей

5) Проводить собрания с родителями, индивидуальные консультации и беседы.

7. Коммуникативная . Умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителей.

Музыкальный руководитель должен обладать следующими личностными качествами:

1. любовь к детям

9. культура общения

8. Исследовательская (проективная) . Стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, пополнение профессиональных знаний и умений.

Музыкальный руководитель обязан:

1) Следить за специальной литературой.

2) Знакомиться с передовым педагогическим опытом.

3) Внедрять в практику работы новейшие методы и приёмы обучения.

4) Регулярно посещать МО в городе, районе, проходить КПК, бывать на проблемных семинарах, педагогических чтениях, конференциях и т.д.

5) Уметь разрабатывать собственные программные, методические ,дидактические материалы и использовать из в своей деятельности.

6) С помощью заведующей ДОУ заниматься повышением квалификации воспитателей в области муз. воспитания и развития детей.

Слайд 10. Предметные компетенции музыкального руководителя

Музыкально – теоретическая –

опыт анализа и решения задач по гармонии, анализа музыкальных форм, аннотирования муз. произведений,

опыт реконструкции музыкально- исторического процесса, понимание музыкального образа, особенностей стиля композиторов

умение сравнивать, обобщать и делать выводы, с голоса запоминать программный материал, высказываться и доказывать своё личное отношение к музыкальному произведению

Музыкальная грамотность педагога, вкус, его представления о красоте на основе накопленного опыта восприятия музыки, реализующегося в творческой деятельности, выступают ценностными ориентирами для личностного развития ребенка.

Дирижёрско – хоровая и вокальная компетенции -

Опыт дирижирования и руководства вокальным коллективом,

опыт чтения хоровых партитур, опыт вокализации, чистота интонирования

Музыкально – исполнительская компетенция –

Опыт художественной интерпретации музыкального материала, эмоционально – образного исполнительского воспроизведения,

опыт концертмейстерской работы и творческого музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование)

На музыкальном занятии должно преобладать живое музыкальное исполнение, музыкальный руководитель должен чаще находиться за инструментом, владеть голосом и дирижёрским жестом

Методическая компетенция –

Опыт организации процесса муз. воспитания с опорой на психологию, педагогику, музыкознание

Опыт формирования целостной музыкально – эстетической культуры

Слайд 11. Современному музыкальному руководителю необходимо быть:

Ø Профессионально компетентным

Ø Творчески активным

Ø Конкурентно способным

Ø Обладать такими качествами как универсальность мышления, мобильность, динамизм

Ø Уметь позиционировать себя в условиях дошкольного учреждения, на муниципальном, областном и всероссийском уровнях

Ø Уметь ориентироваться в информационных потоках, искать и использовать недостающие знания

Музыка всегда занимала особое место в воспитании подрастающего по-коления, особенно в воспитании детей дошкольного возраста. Ведь в до-школьном возрасте формируется все те качества, которые необходимы для дальнейшего развития и становления личности.

Музыка, из всех видов искусств занимает особое место, благодаря ее эмоциональному воздействию на человека. Многовековой опыт педагогов му-зыкантов, и специальные исследования доказывают влияние музыки на психи-ку, физиологию человека. [1].

Именно поэтому, в разных видах деятельности с детьми, утверждается тезис о важности музыкального воспитания, который будет способствовать формированию духовно - богатой, эстетически и музыкально развитой лично-сти чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой как интеллектуально, так и физически.

Музыка отражает отношение ребёнка ко всему, что происходит вокруг, это позволяет ему понять себя, и найти своё место в обществе. Дошкольное музыкальное воспитание играет в жизни ребёнка очень важную роль.

Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений. Круг задач по музыкаль-ному воспитанию и развитию ребёнка в дошкольном возрасте в условиях ФГОС ДО расширились. Музыка выступает как один из возможных ознаком-ления детей с окружающим миром, миром предметов и природы, с миром ис-кусства, и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Развитие современного общества диктует особые условия органи-зации дошкольного образования. Интенсивное внедрение инноваций, новых технологий, форм и методов работы формирует у детей до-школьного возраста набор тех компетентностей, которые необходимы для развития и формирования гармонично-развитой личности.

Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных подходов воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В этой ситуа-ции особенно важна профессиональная компетентность педагога, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педаго-гов. [5].

Педагогическая компетентность оценочная категория, характе-ризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в систе-ме образования, предполагающая наличие профессиональных (объек-тивно необходимые) психологических и педагогических знаний; про-фессиональных (объективно необходимые) педагогических умений; профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.

Понятие компетентности педагога понимается как ценностно-смысловое отношение к целям, задачам и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессио-нальных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция педагога не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе до-полнительного профессионального образования, направленного на из-менение внутреннего мира, определяющего осознанность действий пе-дагога.

В современной системе музыкального воспитания дошкольников появилось много нового. Во-первых, появилось большое количество образовательных программ по музыкальному воспитанию дошкольни-ков, современных образовательных технологий. Во-вторых, изменились дети и родители. Современный ребенок дошкольного возраста подвижен, активен, динамичен и свободен. Он умудрятся сочетать сразу несколько ви-дов деятельности, обращая их в игру и организуя, таким образом, свою жизнь. А главное, изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания. На современном этапе педагогическая дея-тельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам и методам работы с детьми. [2].

Ориентиром в этом направлении является ФГОС ДО, который устанавливает нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы (ООП) ДО, определяющие новое пред-ставление о содержании и организации музыкального воспитания. [4].

Развитие профессиональной компетентности – это развитие твор-ческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагоги-ческим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педа-гогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую за-висит социально-экономическое и духовное развитие общества и опре-деляется как совокупность общечеловеческих и специфических профес-сиональных установок, позволяющих справляться с заданной програм-мой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способ-ствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Разработчиками ФГОС ДО подчеркивается, что результатом дошколь-ного образования должна стать индивидуализация и социализация де-тей, формирование у ребенка жизненно важных базовых ценностей культуры мира, формирование компетентностей в художественно-эстетическом направ-лении. [4].

Музыкальный руководитель особое внимание должен уделять разви-тию мотивационной сферы (это потребность в познании мира музыки, эмо-ций, чувств и фантазий, желание погружения в творчество, в мир сказки и т. п.)

При этом музыкальный руководитель должен создать условия и ту об-разовательно-развивающую среду, в которой становится возможным развитие ребёнка с учетом его психофизиологических особенностей, возможностей и потребностей.

Сегодня становится очевидным, что музыкальное воспитание детей до-школьного возраста призвано не только сформировать первичные музыкаль-ные сведения, но и выявить природный творческий потенциал, обогатить эмо-циональную и интеллектуальную сферы детей и на этой основе сформировать музыкально-эстетическую культуру личности.

Эмоциональное благополучие каждого ребенка становится одной из ос-новных задач дошкольного педагога. По сути, музыкальный руководитель должен признать отказ от структуры традиционного мышления в педагогиче-ской деятельности, и стать для дошкольника проводником в мир музыки и эс-тетики, верным помощником на пути к познанию нового и интересного.

Именно от осознания педагогом необходимости постоянного повыше-ния уровня профессиональной квалификации, зависит эффективность реали-зации образовательных технологий. Теперь ребенок становится субъектом музыкальной деятельности. Такой нестандартный подход требует от музы-кального руководителя умения применять нестандартные приемы организа-ции музыкальной деятельности. В условиях нового подхода музыкальному руководителю необходимо изучать связанные с музыкой и музыкальной дея-тельностью потребности и интересы детей, их родителей, хорошо знать воз-можности коллектива. [3].

Из вышесказанного можно выделить перечень основных профессио-нальных компетенций, которыми должен обладать музыкальный руководи-тель в условиях современных образовательных стандартов ДО, а именно:

-уметь определять цели и задачи своей педагогической деятельности, с уче-том целей и требований ФГОС ДО;

-знать основные образовательные программы по музыкальному воспитанию в ДОУ;

- владеть современными педагогическими технологиями;

-уметь разрабатывать собственные рабочие программы, ориентируясь на ос-новную образовательную программу ДОУ, учитывая особенности и возмож-ности детей;

-уметь обеспечить ребёнка по всем направлениям его развития (социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое, познавательно-речевое) в соответствии ФГОС ДО;

-уметь осуществлять все виды мониторинга, диагностику, на начальном уровне и итоговом, а так же следить за динамикой развития ребёнка;

-внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ ;

-организовывать результативное сотрудничество с родителями воспитанни-ков, воспитателями и другими специалистами ДОУ;

Среди личностных качеств, следует отметить наличие активной жизнен-ной позиции, необходимой для установления деловых контактов с коллегами (участие в творческих конкурсах, мастер-классах, публикациях, представле-ния педагогического опыта, способность к инновациям, ответственность, внимательность, компетентность.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :

работа в методических объединениях, творческих группах;

исследовательская, экспериментальная проектная деятельность;

инновационная деятельность, освоение новых педагогических техно-логий;

различные формы педагогической поддержки, наставничество;

активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах, кон-ференциях, вебинарах и т. д;

обобщение собственного педагогического опыта;

рефлексия деятельности педагога – как условие профессионального роста. [3].

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно будет понимать, и осозна-вать необходимость повышения уровня собственных профессиональ-ных качеств, необходимых для успешной образовательной деятельно-сти, самореализации.

Самоанализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развивают-ся навыки исследовательской деятельности, которые затем интегриру-ются в педагогическую деятельность.

1. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. М. : Просвещение, 1967. – 415с.

2. Виноградов, Л. С. Развитие музыкальных способностей у дошкольников / Л. С. Виноградов. М. : Сфера, Речь, 2011. 160 c.

3. Корепанова, М. В., Липчанская, И. А. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. – М. : 2013. 80 с.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

5. Радынова О. П. Музыкальные шедевры программа музыкального вос-питания. М. : 2006. 120 с.

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС

Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС "Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС". С 1 января 2014 года в нашей стране был введен в.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Профессиональная компетентность учителя, как основа социальной мобильности ученика Профессиональная компетентность учителя как основа социальной мобильности ученика. Учитель информатики Войнова И. В. I Мобильность - это.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС "Могучая духовная сила воспитания заложена в том. что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний; профессиональных (объективно необходимые) педагогических умений; профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.

Понятие компетентности педагога понимается как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий педагога детского сада.

За короткий срок в системе музыкального воспитания дошкольников появилось много нового. Нам предлагают большое количество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, образовательных технологий. Изменились дети и родители. А главное, изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания. На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам работы с детьми.

Ориентиром в этом направлении является ФГОС ДО, который устанавливает нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы (ООП) ДО, определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества и определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности музыкального руководителя:

-Современная программа воспитательно-образовательной деятельности музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения должна быть составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе программ по музыкальному воспитанию и в соответствии нормативно-правовыми документами:

-Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН

-Письмом министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000

- Музыкальный руководитель должен уметь планировать воспитательно-образовательную работу; проектировать педагогическую деятельность на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных программ и пособий, музыкальный руководитель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая однообразности, формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

- В социально – педагогической деятельности компетентность должна отражаться в консультативной помощи родителям; в создании условий для социализации детей; в защите интересов и прав. Для этого педагог должен знать основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; как вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Учет деятельности специалистов ДОУ позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- различные формы педагогической поддержки;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

- обобщение собственного педагогического опыта.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Автор: Тимохина Наталья Александровна, Ильченко Екатерина Владимировна, Хохлова Ольга Васильевна, музыкальные руководители, МБДОУ№41 "Ивушка", МБДОУ№77 НСП"Колокольчик", МБДОУ№77 "Родничок", город Калуга

Ход мероприятия

отбор профессиональных компетенций в области музыкального

художественно-эстетического образования становятся приоритетной

методологической и дидактической задачей, решение которой оказывает

влияние на разработку учебных программ, методического обеспечения

компетентность и профессиональная компетентность
. Участники, пожалуйста, расшифруйте, что же это за понятия.

Компетенция в переводе с латинского языка (от лат. competere —

соответствовать, подходить
) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Участник 2

Компетентность - (от англ. competence)
cовокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, способность к принятию обдуманных решений в какой-либо области деятельности.
Участник 3

Профессиональная компетентность
- готовность качественно осуществлять профессиональную деятельность, применяя знания, умения, навыки и личностные качества.
Ведущий:
Спасибо, коллеги! А мы с вами вернемся к понятию КОМПЕТЕНЦИЯ. Итак, компетенция - это результат образования, выражающийся в готовности человека к решению определённых задач профессиональной и вне профессиональной деятельности на основе использования им внутренних и внешних ресурсов. Компетенция - это характеристика должности, а не индивида. Все компетенции можно объединить в три группы 1. - универсальные 2. - общепедагогические , профессионально-педагогические 3. – специальные Давайте более подробно обозначим каждую группу.
Участник1
1.
Универсальные

Специальные (предметные)
компетенции - знание методик, инновационных программ и технологий по музыкальному развитию детей. Для педагога- музыканта обязательным и необходимым компонентом являются его музыкальные способности. К
Специальным (предметным) компетенциям
относятся: 
Компетенция в области формирования художественно-

сл. и муз. Н.Тимохиной

1. Быть позитивным,и креативным, …Модное слово…Быть эмпатийным! Быть музыкантом,быть виртуозом, Также философом, прям, как Спиноза! Быть оптимистом, пропагандистом, Даже немного авантюристом, Быть методистом,быть программистом И Интернетным специалистом. Припев Вот что должен уметь и знать Музыкальный руководитель 2 Знать все Указы, решать все задачи Быть дипломатом - А как же иначе?! Знать все ответы на все вопросы, Ночью, проснувшись, цитировать ФГОСы, Делать доклады , писать выступленья, Вместе работать, общаться в соцсети, И про детей нам нельзя забывать Будем Модель мы формировать! Припев Вот что должен уметь и знать Музыкальный руководитель Благодарим за внимание. Творческих Вам успехов!

Читайте также: