Профессиональная компетентность инструктора по физической культуре в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Оразақ Нұрбол Темірболатұлы
Здоровья детей, уровень физического развития и физической подготовленности детей ДОУ во многом зависят от профессиональной компетентности специалистов по физическому воспитанию

Автор: Оразақ Нұрбол Темірболатұлы

О разақ Нұрбол Темірболатұлы

ГККП « Ясли-сад №16 акимата города Костаная отдела

Аннотация: статья посвящена проблеме профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. В статье представлена модель профессиональной компетентности инструктора по физической культуре дошкольной образовательной организации. Подробно описаны структурные блоки модели .

Abstract: the article is devoted the problem of professional competence of teacher of preschool education. In the article the model of professional competence of instructor is presented on the physical culture of preschool educational organization. The structural blocks of model are in detail described .

Ключевые слова: компетенция, профессиональная компетентность, модель профессиональной компетентности, инструктор по физической культуре, дошкольная образовательная организация

Keywords: jurisdiction, professional competence, model of professional competence, instructor on a physical culture, preschool educational organization.

Исследователи в области физического воспитания детей отмечают, что состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности детей ДОУ во многом зависят от профессиональной компетентности специалистов по физическому воспитанию. Низкий уровень профессионализма инструктора по физической культуре в сочетании с недостаточной профессиональной активностью препятствует продуктивному и компетентному решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Поэтому, чтобы успешно решать задачи физического развития и воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с государственным образовательным стандартом дошкольного образования, инструктору по физической культуре необходимо постоянно повышать свою профессиональную компетентность.

По мнению Н.Л. Сластенина (1997 г.) педагогическая компетентность учителя – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности . Характеристика структурных элементов профессиональной компетентности педагога отражена в работах С.Г. Вершловского , В.И. Загвязинского , В.А. Кан-Калика, Т.А. Каплуновича , В.А. Сластенина , Р.М. Шерайзиной . В сфере дошкольного образования вопросы, посвященные профессиональной компетентности руководителя и педагога ДОО рассматривали Г.В. Есауленко ,М .И . Лукьянова, А.А. Майер, О.А. Соломенникова , Г.В. Яковлева. Не смотря на большое количество исследований, единого определения понятия профессиональная компетентность пока не дано. Какими профессиональными компетенциями должен обладать инструктор по физической культуре дошкольной образовательной организации?

Взяв за основу модель профессиональной компетентности педагога в рамках системы повышения квалификации, разработанную В.Н. Введенским, мы представляем модель профессиональной компетентности инстру ктора по физической культуре ДОУ . Структурные блоки модели представлены в виде ключевых и операциональных компетентностей.

Модель профессиональной компетентности инстру ктора по физической культуре в ДОУ:

Далее в статье мы подробно раскроем содержание каждого блока данной модели. Ключевыми компетентностями являются: интеллектуально - педагогическая компетентность, коммуникативная, информационная и регулятивная компетентность.

Интеллектуально-педагогическую компетентность является базовой, ее характеризуют применение имеющихся знаний у специалиста для установления педагогически целесообразных взаимоотношений, в выработке способов инн овационной деятельности [2 ].

Интеллектуально-педагогическая компетентность включает в себя:

1) общетеоретические и методические знания; 2) умение педагогически мыслить.

-знания теоретических основ физического развития и воспитания детей дошкольного возраста; -з нания по дошкольной педагогики и возрастной психологии, физиологии, педиатрии;

-знание медико-биологических основ физкультурноспортивной деятельности и оказ ания первой медицинской помощи;

-знание основных законодательных и нормативных документов по вопросам образования.

Аналитические умения состоят из ряда частных умений:

- умение анализировать содержание различных образовательновоспитательных программ, сопоставлять их между собой; - умение анализировать педагогическую и методическую литературу, связанную с разными программами, методические рекомендации в соответствии с конкретными требованиями данной программы;

- умение наблюдать, анализировать и оценивать профессиональную деятельность специалиста (умение осуществить хронометрирование и педагогический анализ физкультурного занятия и др.).

Прогностические умения означают:

- умение осуществлять психолого-педагогическое тестирование двигательных умений, анализировать и интерпретировать результаты, - навыки использования результатов диагностики как основы для педагогического целеполагания и проектирования,

- владение методами самоанализа и самооценки.

К проектировочным умениям относятся:

- способность к проектной деятельности в сфере физической культуры, к разработке инновационных проектов и управлению ими, - умение интегрировать образовательные области в процессе непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию;

- умения анализировать, проектировать развивающую среду в соответствии с требованиями образовательных программ и вида дошкольного образовательного учреждения.

Рефлексивные умения осуществляются в виде контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя.

Коммуникативная компетентность педагога – профессионально-значимое, интегративное качество личности педагога, результат личностного роста в проце ссе профессионализации [3 ]. Основными составляющими компонентами данной компетенц ии у и нструктора физической культуры являются: умение ясно и логично выражать свои мысли, наличие хорошей дикции, владение профессиональной терминологией, умение выстраивать конструктивные взаимоотношения с родителями детей и коллегами. Информационная компетентность – включает объем информации и способность к ее приобретению по следующим направлениям: о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте других педагогов, в научно-методической плоскости. Регулятивная компетентность направлена на управление собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и достижение результатов деятельности.

Операциональными компетентностями модели являются: предметно-методическая, проектно-технологическая, прогностическая, организаторская, импровизационная, экспертная.

Таким образом, выше описанная модель профессиональной компетентности инструктора по физической культуре ДОО, его теоретическая и практическая готовность позволят обновить основные критерии анализа и оценки деятельности специалиста в период аттестации, а также совершенствовать содержание учебных программ курсов повышения квалификации педагогических работников .

Список использованных источников:

2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 340с.

3. Прищепа С.С., Попкова Н.В. Содержание профессиональной компетентности инструктора по физической культуре дошкольного образовательного учреждения на современном этапе // Традиции и инновации в современном дошкольном образовании: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (20-21 ноября). М.: АРС- принт , 2011. – С. 363-368.

Читайте также: