Продиблох н е взаимодействие семьи и школы теоретические и методологические проблемы

Обновлено: 05.07.2024

Работа с семьёй важнейший компонент учебно – воспитательного процесса школы.

Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребёнок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно и всю жизнь.

Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру.

Отношения внутри семьи определяют её психологический климат. В нём и формируется у ребёнка восприятие мира, людей и самого себя.

Здесь он приобретает знания, умения, навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Каким вырастет ребёнок, во многом определяет его положение в семье.

А это положение бывает различным:

 нормальным , когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребёнке, когда в семье заботятся не только о нём, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других;

Экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно сказываются на воспитании детей. Между тем какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда оказывается, что главную роль в эффективности этого процесса на том или ином возрастном этапе играет семья.

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, большую часть своего времени родители проводят на работе, дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, всё чаще уклоняясь от воспитания ребёнка, перекладывая эту миссию на педагогов в школе.

Статистические данные по семье в России характеризуют углубляющийся кризис семьи как социального института .

К сожалению, многие родители самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребёнка, что отзывается ростом детской безнадзорности, усилением негативных явлений в детской и подростковой среде. Определённая часть подростков отдаляется от родителей.

Важно зафиксировать тот момент, что кризис семейного воспитания сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями.

Множество исследований указывают на то, что дети добиваются высокой академической успеваемости, социального успеха, хорошего эмоционального здоровья и становятся уравновешенными и полноценными индивидуумами, если их родители принимают активное участие в учебе и школьной жизни своих детей . Подобное участие также демонстрирует ребенку тот факт, что родители искренне заинтересованы в их образовании и что учеба в школе является позитивным и ценным занятием.

Важно выработать общешкольные принципы ведения работы с родителями.

Главная задача , которую должны решить педагогический коллектив и родительская общественность – это нахождение взаимопонимания . Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения .

Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, должна, каковы пределы её возможностей и ответственности.

В образовательном учреждении дети приобретают общественные и учебные навыки, интеллектуально и эмоционально развиваются. Приобретение ребёнком этих навыков – вот поле взаимодействия школы и родителей , а фундамент его интеллектуального развития обеспечивается в рамках изучаемых школой программ.

Работа с семьёй – зона особого внимания в смысле этики отношений с родителями.

Каждое слово педагога должно быть выверено с точки зрения воспитательных последствий .

- Нельзя начинать разговор с родителями с обсуждения недостатков ученика ; наоборот, в первую очередь желательно подчеркнуть положительные стороны воспитанника и одобрить их.

А если говорить о недостатках, то только с позиции их относительного характера, возможностей устранения . Всегда надо помнить: какими бы недостатками ни обладал воспитанник, для родителей он родное дитя.

Часто мы своей категоричностью и нетерпимостью провоцируем родителей на конфликт. Иногда он становится затяжным, когда ни родители, ни учитель не хотят увидеть в этом своей вины.

Случается, что родители в результате беседы сознают свою неправоту или готовы пойти на компромисс.

Мастерство педагога заключается в том, чтобы помочь родителям достойно выйти из неприятной ситуации .

Поверьте, большинство оценит эту помощь учителя.

В ходе общения с родителями важно добиваться создания атмосферы взаимного доверия, психологического комфорта . Нужно уметь слушать , уметь расположить к себе отцов и матерей.

Безусловно, всегда легче работать с семьёй, где родители охотно идут на контакт с учителем.

А как быть с неблагополучными семьями ? Тут выступают другие приёмы и решения. Они более трудны и кропотливы. Борьба с общим неблагополучием в семье не всегда приводит к успеху. Многие учителя с этого и начинают, но когда убеждаются, что не получается, используют то, что им подвластно, - меняют обстоятельства жизни в школе .

Окружают ученика вниманием и заботой, дают почувствовать радость общения с детьми в коллективе, помогают пережить радость успеха. Словом, повышают социальную роль ученика в общении с одноклассниками, играх, учебной деятельности .

Но не надо отгораживаться от родителей из неблагополучных семей. Необходимо попытаться заставить и таких родителей задуматься над тем, что от них зависит будущее их детей.

Наверное, навсегда ушло то время, когда учитель был для семьи единственным источником научных знаний о воспитании детей , когда только он мог дать родителям добрый совет, как им поступить, если ребёнок плохо учиться, и только он мог помочь родителям понять детей, их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков. Сегодня многое из этого можно найти в газетах и журналах, книгах по проблемам воспитания. Но всё же никакая книга или журнальная статья не могут оказать конкретную практическую помощь родителям ученика. Придать стройность и построить логическую взаимосвязь причин и следствий того или иного педагогического явления.

Например, психологические и физиологические особенности детей младшего и среднего школьного возраста таковы, что они требуют постоянного взаимодействия учителей и родителей .

Непосредственный, прямой контакт родителей с учителем неоценим, классные родительские собрания не дают нужного эффекта.

Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели :

 Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.

 Консультативная – совместный психолого – педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

 Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.

Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:

 в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность её восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;

 в среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребёнка, уважительное отношение к нему как к личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

В то же время в работе с родителями существует несколько запретов , нарушение которых должно рассматриваться как нарушение педагогической этики.

Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют ситуации, когда учитель идёт за родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагога с родителями должны носить преимущественно деловой характер .

Второй запрет – это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений.

Должно быть непреложным правилом :

все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях.

О принятых мерах родители непременно извещаются.

Третий запрет – запрет на оценку личности ребёнка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребёнка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т.п.

Важная задача школы, педагогов в том, чтобы обеспечить семьи педагогическими знаниями и умениями.

Рассмотрим некоторые формы психолого – педагогического просвещения родителей.

  1. Вначале остановимся на одной из самых распространённых в любой школе форм взаимодействия с семьёй – родительском собрании .

Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания – диспуты, итоговые (четвертные и т.д.)

Тематику родительских собраний разрабатывает классный руководитель. Очередную тему собрания могут предлагать и сами родители.

Каждое собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, своего сценария, своей программы, так как важно, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности. Готовясь к собранию классный руководитель может заранее передать родителям специальные анкеты. Можно прибегнуть к домашнему сочинению детей. Оформление классной комнаты создаёт определённый настрой. Особое значение имеет форма приглашения родителей на собрание.

3) Практикум – это форма выработки у родителей педагогический умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой – либо конфликтной ситуации. Которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей. родителей и школы и т.д.

4) Открытые уроки – обычно проводятся для того. чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. Чаще всего эта форма используется в начальной школе. Но учителя – предметники прибегают к ней в своей работе.

5) Педагогическая дискуссия – одна из более интересных форм повышения педагогической культуры. Её особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретённые навыки и накопленный опыт.

7) Индивидуальные тематические консультации .

Педагог в решении той или иной проблемы часто может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Консультации полезны и для учителя, и для родителей. Обе стороны, обменявшись информацией, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.

9) Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускаются: извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании детей.

10) Родительский комитет . Форма сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, активных родителей – это классный родительский комитет, работающий на основе Положения о родительском комитете школы, который совместно с с педагогами и под руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса; анализирует, оценивает, подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Большая роль в организации оптимального взаимодействия педагогов с родителями принадлежит специалистам реабилитации– психологу, дефектологу, врачам нашего Центра. Они обладают соответствующими профессиональными знаниями и умениями, которые помогут провести диагностирование учащихся, консультирование классных руководителей и родителей по поводу форм взаимодействия с ребёнком.

Преподавателю необходимо общаться с родителями в простой манере без использования образовательной лексики и убедиться в том, что у родителей есть доступ к простой и интересной информации о занятиях их детей в школе — как в пределах, так и вне аудитории.

Родителям необходимо знать о том, что преподают их детям в школе, в каких школьных мероприятиях и кружках участвуют их дети, каким образом они могут принять участие в обучении и школьной жизни ребенка, как им связаться с преподавателями, и каким образом они могут помочь своим детям дома.

В нашем Центре система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Они социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Поэтому в школе создан Управляющий совет, общешкольный родительский комитет и классные родительские комитеты, куда входят опытные и инициативные родители.

Задачи , стоящие перед Управляющим советом, серьезные.

-Это разработка и корректировка стратегии развития школы, определение целей, задач и ресурсов, необходимых для их достижения.

- Это создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов и участие в финансово-хозяйственной деятельности школы.

- Это обеспечение прозрачности в деятельности школы по организации образовательного процесса и в финансовых вопросах.

- И, наконец, это обеспечение доступности информации для всех участников образовательного процесса.

В компетенцию Управляющего совета входит согласование школьного компонента и профилей обучения, рассмотрение жалоб и заявлений учащихся, родителей.

Также Управляющий совет содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы.

С целью оказания специализированной помощи учащимся, родителям и педагогам в нашей школе действует психолого-педагогический консилиум , деятельность которого заключается в проведении комплексного изучения личности ребёнка, выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, потенциальных возможностей ребёнка, разработке рекомендаций для учителей и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании.

В течение учебного года проводятся как плановые, так и внеплановые заседания консилиума. Деятельность плановых заседаний направлена на анализ готовности учащихся 1-х классов к школьному обучению, определение путей психолого-педагогического сопровождения учащихся с трудностями адаптации в школе. Внеплановые заседания консилиума проводятся по мере необходимости и готовности диагностических и аналитических материалов, необходимых для решения конкретной психолого-педагогической проблемы.

Учителя и родители как партнёры в воспитании ребёнка дополняют друг друга. Их союз на благо ребёнка даёт возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать возможные ошибки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

филиала Дальневосточного федерального

университета в г. Уссурийске (Школа педагогики)

Аннотация: В статье рассматривается концепция социального партнерства семьи и школы как основы российского образования, формирования взаимодействия в субъект-субъектных отношениях в образовательном процессе.

Ключевые слова: школьное образование, социальное партнерство, сотрудничество.

SOCIAL PARTNERSHIP OF SCHOOL AND FAMILY

IN EDUCATIONAL PROCESS

Khil Ekaterina Alexandrovna

branch of the far Eastern Federal

University in the city of Ussurisk (School of education)

Abstract . In article the concept of social partnership of family and school as the basis of Russian education, the formation of the interaction in the subject-subject relations in educational process.

Keywords: school education, social partnership, cooperation.

Данные нормативные положения были обусловлены современными тенденциями взаимодействия семьи и школы, которые характеризуются возросшим уровнем взаимных требований, что предполагает выработку новых форм сотрудничества, формирование практики привлечения родителей к управлению воспитательно-образовательным процессом в образовательном учреждении.

В литературе достаточно широко освещались различные проблемы социального партнерства семьи и школы в сфере образования. Еще в 20-30-е годы XX века в процессе становления советского школьного образования проблемы взаимодействия семьи и школы прямо или косвенно рассматривались в работах В.В. Зеньковского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко и др. Именно такие педагоги-новаторы как A.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. водят понятие социального партнерства семьи и школы в воспитании учащихся, при котором учитель помимо непосредственной своей образовательной деятельности способствует педагогическому просвещению родителей в вопросах воспитания детей [3, с. 127]. Н.В. Карташев отмечает, что B.А. Сухомлинский одну из важнейших задач учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения видел в создании школы для родителей, в которой они объединялись в группы в зависимости от времени поступления ребенка в школу, поскольку школа для родителей начинала работу за три года до поступления их детей в школу и продолжалась на протяжении всех лет обучения ребенка. Основная задача работы школы для родителей заключалась в подготовке семьи к организации развивающей среды для их детей. Автор указывает на тот факт, что именно для формирования единых педагогических позиций школы и семьи B.А. Сухомлинский добивался того, чтобы родители понимали диалектику развития личности ребенка. Автор отмечает, что усилия педагога были направлены на формирование и укрепление взаимодействия семьи с образовательным учреждением, с целью сонаправленности их совместной работы по воспитанию детей [3, с. 127].

Несмотря на проведение исследований, посвященных различным аспектам социального партнерства, изучение развития социального партнерства на уровне отдельных образовательных организаций как вовлеченность всех участников образовательного процесса в достижение целей школьного образования, а также разработка механизмов взаимовлияния между семьей и школой, направленных на гармонизацию отношений, не получило комплексного изучения.

Социальное партнерство на уровне образовательной организации призвано обеспечить баланс реализации интересов семьи и школы, а следовательно и стабильность в развитии самой школы [2].

Можно предположить, что процесс формирования социального партнерства в образовательной организации будет более эффективен при следующих условиях:

1) целенаправленно регулируются отношения субъектов системы социального партнерства в образовательной сфере;

2) планомерно формируется на уровне отдельного класса и школы механизм согласования интересов и разрешения конфликтов между субъектами системы социального партнерства;

3) образовательная политика направлена на формирование в сознании и поведении субъектов системы социального партнерства направленности на сотрудничество.

В результате - усиление партнерства между семьей и школой будет являться фундаментом успешного развития каждого ребенка в образовательной организации [5, с. 362].

В теории менеджмента управление любой организацией осуществляется на основе существующей общественной потребности выстраивать определенные взаимоотношения между людьми в процессе совместной деятельности, в нашем случае, образовательной деятельности. Е.Г. Нимаева характеризует управление как действие субъекта, направленное на самоуправление или на изменение и манипуляцию объектами и субъектами реальности по заранее продуманной программе. Фактически, под управлением в системе школьного образования понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, определяемой ФГОС по каждому уровню образования, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации [8, с. 53].

А.Н. Рязанцева утверждает, что когда мы говорим об управлении школьным образованием как системе, то подразумеваем множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях, составляющих целостное образование. Вот эти отношения и связи и есть суть социальное партнерство, направленное на эффективное функционирование школы [9, с. 10].

Понятие социального партнерства определяется как общественный институт, обеспечивающий регулирование взаимодействий участников образовательной деятельности (семьи и школы), направленных на повышение степени согласования и реализации их интересов по актуальным вопросам отношений, возникающих в образовательном процессе. Социальное партнерство направлено на то, чтобы обеспечить на основе равноправного сотрудничества реальное участие семьи в жизни школы на основе оптимального баланса реализации интересов сторон [9, с. 42].

В современной теории социальное партнерство характеризуется отношениями, ориентирующимися не на конфронтацию сторон, а на поиск, достижение социального консенсуса, в котором объективно заинтересованы все важнейшие социальные группы в сфере образования, государство в целом, так как при нем достигается образовательный результат, обеспечивающий общественный прогресс [5 с. 363]. Отсюда основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей.

Для достижения социального партнерства необходимо решить следующие управленческие задачи:

обеспечить престижность родительского комитета как формы самоуправления школой посредством совместного принятия Положения об организации его деятельности (вносить на рассмотрение органов самоуправления школы предложения по организации и проведению внеклассной работы с обучающимися, по улучшению работы педагогического коллектива с родителями; устанавливать связи с административными органами, общественными организациями, предприятиями, учреждениями по вопросам оказания школе помощи в проведении воспитательной работы, укреплению ее материально-технической базы; участвовать в работе по профориентации обучающихся путем организации экскурсий на производство, встреч с людьми разных профессий; участвовать в работе по контролю за организацией питания обучающихся);

целенаправленно планировать как классным руководителем, так и руководством школы, проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей;

планировать систему мероприятий по педагогическому просвещению родителей;

организовать методическую работу с педагогами по проблеме взаимодействия с семьей;

сформировать систему стимулирования взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса [6, с. 63].

Главной идеей развития взаимодействия является признание и обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.

Т.В. Хуторянская отмечает, что в современной школе целесообразно рассматривать дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия школы с родителями. Педагогам нужно стараться не навязывать всем родителям одинаковые формы взаимодействия, в основном ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы и класса [12, с. 4].

П.В. Шевченко выбрал позиции, значимость которых заметно различается для разных сторон образовательного процесса (Табл.) [13, с. 137].

Таблица – Профессиональные качества классного руководителя, оцениваемые родителями и учителями (ранги)

Диагностика профессиональных интересов обучающихся

Командообразование в школьных коллективах

Диагностика образовательных запросов учащихся

Учет возрастных особенностей детей во внеурочной деятельности

Вовлечение родителей во внеурочные мероприятия

Внеурочная работа с высокомотивированными и одаренными детьми

Как видно из результатов социологического исследования, наблюдаются противоречия в ролевых ожиданиях учителей и родителей от действий классного руководителя, где особенно характерно различие в ранговых позициях по вопросу вовлеченности родителей во внеурочные мероприятия (для учителя данная позиция является одной из самых значимых, поскольку занимает 8 позицию, то для родителей она абсолютна незначима, так как занимает предпоследнюю 19 позицию из предложенных двадцати).

В федеральном стандарте начальная школа характеризуется как особый этап в жизни ребенка, связанный с изменением ведущей деятельности, освоением новой социальной позиции [1]. Обучение и воспитание учащихся начальной школы строятся с учетом самоценности первого звена системы образования как фундамента всего последующего обучения.

Следовательно, чтобы запущенный новым образовательным стандартом механизм заработал, учителя необходимо вооружить не только знаниями, но и наиболее эффективными способами взаимодействия с семьей учащихся, что предполагает в процессе получения высшего педагогического образования подготовку учителей начальных классов к будущей их работе с родителями. Только при таких условиях возможна в ходе совместной педагогической деятельности школы и семьи эффективная организация обучения и воспитания детей.

Вместе с тем, система педагогического образования слабо ориентирует студенческую молодежь на овладение профессиональными умениями и навыками по сотрудничеству с семьей. В итоге учитель не всегда компетентен, не способен критически осмыслить и творчески применить на практике методики и технологии различных форм работы учителя с семьей, не способен обеспечить педагогическое просвещение родителей, которым часто проще сделать за своего ребенка домашнее задание, чем обеспечить своей поддержкой его поисковую активность.

Проблема заключается в повышении эффективности педагогического образования как механизма управления качеством образования. Поэтому программа подготовки и переподготовки педагогических кадров Российской Федерации и Приморья не может осуществляться вне рамок системы профессионального становления учителей, формирующей готовность освоения учителями современных учебно-воспитательных, развивающих практик и методов управления образовательной деятельностью, через взаимодействие с семьей. Только такую систему организации обучения и воспитания детей в ходе совместной педагогической деятельности школы и семьи можно рассматривать как механизм управления качеством образования.

В целом о взаимодействии начальной школы и семьи написано достаточно много работ, описаны самые разнообразные формы работы учителя начальных классов с семьей. Однако нет комплексных исследований, показывающих специфику профессии учителя начальных классов, предполагающую продуктивное взаимодействие с родителями учащихся. Включение накопленного теоретического и практического опыта по этой проблеме в современную методическую основу преподавания может оказать неоценимую помощь при организации современной работы по улучшению качества начального общего образования.

Список литературы

Крючкова И.В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. Учебное пособие. – М.: Авторский Клуб, 2015. – 383 c.

Методическое пособие для учителей начальных классов: работа с родителями / Ред. Ю.Г. Максимов. – Глазов: Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, 2016. – 78 с.

Низовцева Л.А. Педагогическая практика в подготовке современного учителя начальных классов: опыт, проблемы, перспективы // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – С. 153-158.

Нимаева Е.Г. Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие // Образование и воспитание. – 2016. - №3 (08). – С. 53-54.

Рязанцева А.Н. Родители – социальные партнеры учителя / А.Н. Рязанцева // Начальная школа. – 2009. – №11. – С. 7-10.

Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. – М.: Просвещение,1986. – 192 с.

Хуторянская Т.В. Технологические приемы сотрудничества учителя с семьей младшего школьника // Начальная школа. – 2010. – №4. – С. 3-5.

Шевченко П. В. Классный руководитель в современной московской школе // Социологические исследования. - 2019. - № 6. - С. 133-139.

Читайте также: