Проблемы в школе искусств

Обновлено: 08.07.2024

Важнейшей функцией современной системы дополнительного образования является эстетическое воспитание и художественное образование молодого поколения. По содержанию дополнительное образование детей представляет собой разнообразные направления, охватывая различные сферы художественной культуры. Художественное образование призвано вовлечь каждого школьника в эстетическое освоение и творческое созидание жизненных ценностей. Внешняя и внутренняя свобода учеников в стенах школы создает ту атмосферу, которая помогает раскрытию способностей и творческого потенциала. Специфика работы учреждений дополнительного образования требует от педагога быть не только грамотным преподавателем, но и высокопрофессиональным художником. Возникшие в результате современных изменений противоречия связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержания, используемых методов и других аспектов организации деятельности учреждений дополнительного предпрофессионального образования.


1. Авдеев А. Доклад Министра культуры Российской Федерации на пленарном заседании Государственной думы РФ. – М., 2008.

2. Дарчинянц Э.Р. Выступление на Восьмой общероссийской конференции “Детские школы искусств и благосостояние нации: инновации, проблемы и решения”. – М., 2008.

3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. – М.: ВЛАДОС, 2002.

4. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации. Проект от 10.04.2014 года.

5. Открытая модель дополнительного образования региона / Науч. ред. А. А. Попов, И.Д. Проскуровская. – Красноярск, 2004. – 279 с.

Постановка проблемы. Важнейшей функцией современной системы дополнительного образования является эстетическое воспитание и художественное образование молодого поколения, социализация его в современном социокультурном пространстве. Культурные знания и практика определяют ориентацию ребенка в социуме.

Особой созидательной культурно‑образовательной средой для ребенка в нашей стране зачастую являются учреждения системы дополнительного образования, в которых формируется характер человека (воля, трудолюбие), эмоции, эстетический вкус, культура. Одним из действенных средств эстетического воспитания подрастающего поколения, и прежде всего школьника, является изучение изобразительного искусства. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство. Обучение детей изобразительному искусству развивает познавательный и эстетический потенциал личности, помогает освоить категории эстетики, раскрыть значение и функции эстетического сознания. Эти занятия способствуют развитию у детей образного мышления, зрительной памяти, воображения, художественных способностей.

Учреждения дополнительного художественного образования призваны, не только посвящать детей в основы художественной грамоты, но и помочь ребенку раскрыться эмоционально, почувствовать в себе потребность к творчеству. Специфика работы учреждений дополнительного образования требует от педагога быть не только грамотным преподавателем, но и высокопрофессиональным художником. Преподаватели данных учреждений средствами искусства пробуждают в детях высокие стремления, воспитывают лучшие человеческие качества, учат своих воспитанников сопереживать красоту окружающего мира, развивают интеллект, логическое мышление и любознательность. Внешняя и внутренняя свобода учеников в стенах школы создает ту атмосферу, которая помогает раскрытию способностей и творческого потенциала.

Как известно, в течение многих лет детские школы искусств и художественные школы работали в системе дополнительного образования детей и юридически были приравнены к домам творчества, кружкам и студиям. Фактически же детские школы искусств и художественные школы являлись и остаются начальной ступенью профессионального образования. Из документов министерства культуры РФ следует, что в России 5402 таких школ, в которых работает более 123 тыс. педагогов и обучается более 1 млн. 400 тыс. детей, то есть примерно 9 процентов детей [1].

Минимум содержания, структура и условия реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, а так же сроки обучения по этим программам теперь регулируются Федеральными государственными требованиями (ФГТ). Возникшие в результате современных изменений противоречия связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержания, используемых методов и других аспектов организации деятельности учреждений дополнительного предпрофессионального образования. Назовем основные противоречия, существующие как в практическом, так и в теоретическом плане:

  1. Общеобразовательная школа и учреждения дополнительного образования (ДХШ и ДШИ) увеличивают нагрузку и занятость детей, что противоречит принципу здоровьесбережения детей.
  2. В соответствии с ФГТ внедрение информационных технологий предполагает материально-техническое оснащение кабинетов школ. На практике реально учреждения дополнительного образования не наполнены необходимым оборудованием для реализации образовательных предпрофессиональных программ.
  3. Происходят изменения контингента, с которым работают педагоги дополнительного образования. Учащиеся, поступающие в учреждения дополнительного образования, не готовы к трудоемким видам деятельности, которые затем заменяются имитационными художественными технологиями или эскизами композиций без выполнения в материале. Современные ученые уже выявили настораживающий феномен массового угасания у детей художественно-творческого воображения.
  4. Увеличение объема бюрократической работы администрации учреждений дополнительного образования. На сегодня сложилась ситуация, когда эти учреждения могут работать на основе трех видов образовательных программ: художественно-эстетической направленности; общеразвивающие; предпрофессиональные. Однако учреждениям дополнительного образования необходимо вновь пройти процесс лицензирования, теперь уже - на право ведения образовательной деятельности по предпрофессиональным образовательным программам. Школы также имеют право на реализацию предпрофессиональных образовательных программ в сокращенные сроки и по индивидуальным учебным планам, а для этого в учреждении должны быть разработаны соответствующие локальные акты.
  5. Падение престижа творческих и педагогических специальностей. Низкая оплата труда педагогических кадров. Педагог перегружен, помещен в определенные бюрократические рамки: сбор справок, свидетельств о достижениях, осуществление методической работы - все это необходимая обязанность преподавателя. Постоянная необходимость оценивать свою и коллег работу портит микроклимат в коллективах, усиливает напряжение в отношениях с рядом работающими коллегами. Для поддержания авторитета, для аттестации, педагог должен постоянно доказывать свою состоятельность методическими работами, участием учеников в конкурсах. Подготовка к занятиям, отбор содержания и эмоциональный настрой, являющиеся напряженной внутренней работой творческого преподавателя, в нынешних условиях оценивается слишком формально.

В большинстве регионов Российской Федерации происходят стремительные изменения по преобразованию художественного образования. Стратегия модернизации и инновационного развития неосуществима без урегулирования проблем. Для разрешения названных противоречий и проблем необходимо, на наш взгляд, следующее:

  • систематические региональные и всероссийские научно-практические и проектно-творческие встречи, форумы, конференции, семинары по инновационному опыту в проектной, управленческой, педагогической деятельности, информационных технологиях, др.;
  • реорганизация и развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и управленческого аппарата с учетом реальных потребностей общества и государства;
  • обеспечение учреждений дополнительного образования учебниками, методической, педагогической и другой учебной литературой, ИКТ и ТСО, учебным оборудованием и реквизитами, необходимыми для обучения [2];
  • обеспечение школ ставкой методиста, который бы разрабатывал различные локальные акты. Например, Положение об образовательной деятельности в ДШИ (или Положение о реализации образовательных программ в ДШИ), Положение об организации приема и отбора детей, Положение об итоговой аттестации, Положение о промежуточной аттестации, текущем контроле; Порядок перевода с одной образовательной программы на другую; Порядок приема на сокращенную программу, Порядок реализации сокращенных образовательных программ и индивидуальных учебных планов и т.д.;
  • необходимо доверять преподавателю, который сможет сам устанавливать оптимальный режим своих занятий, как творческий, так и организационный.

Государственная политика, направленная на модернизацию и решение основных задач отечественного образования в сфере искусства и культуры - обеспечение его доступности, качества и эффективности начала реализовываться. В настоящее время началась работа по созданию необходимой нормативно-правовой базы и учебно-методического обеспечения по реализации ФГТ, но пока нет изменений по техническому и материальному оснащению школ в соответствии с требованиями. Инновационная деятельность педагогического коллектива, их профессиональное мастерство и постоянный творческий поиск способствуют повышению интереса общества к детскому искусству. Проведение конкурсов, передвижные выставки, внимание и поддержка талантливых и одаренных детей активизируют интерес к творческой изобразительной деятельности со стороны общества. Учреждения дополнительного образования становятся центрами эстетического и художественного образования для заинтересованного населения.

Созданием проектов в системе учреждений дополнительного художественного образования заняты многие регионы страны. Участие в них дает возможность ребенку погрузиться в культурно‑образовательную среду своего региона и в целом государства, которая поможет в самоопределении и осознании социальной значимости своей деятельности.

Переход на научно-обоснованную систему дополнительного образования, должен проходить системно, поэтапно, не нарушая традиционных, проверенных временем ценностей. В городах и особенно в небольших населенных пунктах учреждения дополнительного образования являются настоящим очагом культуры, привлекая к себе внимание не только школьников и их родителей, но также всех жителей данной местности. Коммуникативная функция художественного образования в данном контексте выступает как общение с миром культуры и с другими людьми. Поэтому эта функция несет в себе неограниченные возможности в плане понимания культуры, восприятия мира во всем его художественном разнообразии, формирования у детей определенных гуманистических позиций по отношению к другим людям.

Рецензенты:

Соколов М.В., д.п.н., профессор, профессор, заведующий кафедрой художественной ХОМ МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск;


Почему дети идут в музыкалку? Либо сами захотели на чём-то играть, либо (чаще всего) родители их отводят. Ведь это так интересно и полезно! Но в современном музыкальном образовании немало проблем, сталкиваясь с которыми, дети, даже вопреки мнению родителей, бросают школу, недоучившись. О них наш блогер Ольга Федосенко поговорила с бывшим преподавателем музыкальной школы.

Я поговорила с Людмилой Сергеевной, бывшим преподавателем теории музыки в алма-атинской консерватории им. Курмангазы о проблемах начального музыкального образования ДМШ (детских музыкальных школ) Казахстана. Она попросила меня не упоминать её фамилию, так как опасается давления в профессиональной среде.

О проблемах музыкальных школ

В музыкальных школах концентрируются на том, чтобы ребенок один раз идеально выучил и сыграл. Но необходимо развивать логическую память детей. Если ребенок не знает историю и эмоциональное содержание произведения, оно забудется уже через неделю-две.

Да и зацикливаться только на классике не стоит. Надо обязательно вводить современные направления. Это то, что сейчас звучит и что люди слушают, значит это нужно знать. Проблема в том, что сложно найти профессионалов, которые еще и захотят преподавать. Наконец, к классу четвертому-пятому уже понятно, кто будет дальше заниматься музыкой, а кто — нет.

Не надо заставлять ребенка заниматься серьезно, если он этого не хочет. Нужно создать два отделения: профессионального музыкального образования и любительского.

О преподавателях

А вообще, если дети не понимают того, что объясняет учитель, он должен объяснять по-разному до тех пор, пока все не поймут

Надо знать и чувствовать подход к каждому ученику. Еще педагогу категорически нельзя сравнивать одного ребенка с другим. Сравнивать можно только предыдущие успехи ребенка с его нынешними. Тогда у детей будет индивидуальная стимуляция роста, и они захотят стараться.

О новых подходах

Не надо заставлять детей играть монотонные гаммы и этюды. Чтобы было яркое и живое обучение, сам педагог по специальности (уроки игры на каком-либо инструменте) должен быть суперэрудированным человеком. Преподаватель должен рассказывать ребенку историю произведения и его автора, чтобы он смог понять настроение мелодии. А когда ребенок еще маленький, надо разучивать все в игре и не заставлять его слишком много всего учить, чтобы не потерял интерес.

Про мотивацию

Ребенку в начале нужно дать самим выбрать свой инструмент. Например, родители могли бы сводить сына или дочь в музыкальную школу и показать, как играют дети, которые уже умеют. По-другому ребенок и не поймет, на каком инструменте хочет играть. Надо еще самим школам себя показывать, устраивать концерты, куда смог бы прийти каждый. В конце года можно все-таки попасть на отчетный концерт в школе. Туда и нужно вести ребенка, чтобы познакомить с ДМШ.

sandwich-btn

Всего добавлено работ:

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 24.02.2022 года.

Теперь без регистрации

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Викторины для дошкольников и младших школьников

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

В разработке (80% готовности)

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

В разработке (80% готовности)

Проблемы реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств в ДШИ

Дата публикации: 23.12.19

Автор:
Лютикова Людмила Анатольевна Преподаватель фортепиано, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств № 4, город Ульяновск

Способы оплаты

Линии

© 2022 Педагогика XXI век
Центр организации конкурсов и олимпиад

При использовании материалов ссылка на первоисточник обязательна.

Организатор конкурса "Педагогика XXI век. Инновации в действии" Всероссийское СМИ " Педагогика XXI век. Инновации в действии ".

Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 64909 от 16.02.2016 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель и главный редактор Артемьев А.В., адрес редакции: Курганская обл., Кетовский р-н, с. Менщиково, ул. Солнечная, д. 3

Важнейшей функцией современной системы дополнительного образования является эстетическое воспитание и художественное образование молодого поколения. По содержанию дополнительное образование детей представляет собой разнообразные направления, охватывая различные сферы художественной культуры. Художественное образование призвано вовлечь каждого школьника в эстетическое освоение и творческое созидание жизненных ценностей. Внешняя и внутренняя свобода учеников в стенах школы создает ту атмосферу, которая помогает раскрытию способностей и творческого потенциала. Специфика работы учреждений дополнительного образования требует от педагога быть не только грамотным преподавателем, но и высокопрофессиональным художником. Возникшие в результате современных изменений противоречия связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержания, используемых методов и других аспектов организации деятельности учреждений дополнительного предпрофессионального образования.


1. Авдеев А. Доклад Министра культуры Российской Федерации на пленарном заседании Государственной думы РФ. – М., 2008.

2. Дарчинянц Э.Р. Выступление на Восьмой общероссийской конференции “Детские школы искусств и благосостояние нации: инновации, проблемы и решения”. – М., 2008.

3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. – М.: ВЛАДОС, 2002.

4. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации. Проект от 10.04.2014 года.

5. Открытая модель дополнительного образования региона / Науч. ред. А. А. Попов, И.Д. Проскуровская. – Красноярск, 2004. – 279 с.

Постановка проблемы. Важнейшей функцией современной системы дополнительного образования является эстетическое воспитание и художественное образование молодого поколения, социализация его в современном социокультурном пространстве. Культурные знания и практика определяют ориентацию ребенка в социуме.

Особой созидательной культурно‑образовательной средой для ребенка в нашей стране зачастую являются учреждения системы дополнительного образования, в которых формируется характер человека (воля, трудолюбие), эмоции, эстетический вкус, культура. Одним из действенных средств эстетического воспитания подрастающего поколения, и прежде всего школьника, является изучение изобразительного искусства. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство. Обучение детей изобразительному искусству развивает познавательный и эстетический потенциал личности, помогает освоить категории эстетики, раскрыть значение и функции эстетического сознания. Эти занятия способствуют развитию у детей образного мышления, зрительной памяти, воображения, художественных способностей.

Учреждения дополнительного художественного образования призваны, не только посвящать детей в основы художественной грамоты, но и помочь ребенку раскрыться эмоционально, почувствовать в себе потребность к творчеству. Специфика работы учреждений дополнительного образования требует от педагога быть не только грамотным преподавателем, но и высокопрофессиональным художником. Преподаватели данных учреждений средствами искусства пробуждают в детях высокие стремления, воспитывают лучшие человеческие качества, учат своих воспитанников сопереживать красоту окружающего мира, развивают интеллект, логическое мышление и любознательность. Внешняя и внутренняя свобода учеников в стенах школы создает ту атмосферу, которая помогает раскрытию способностей и творческого потенциала.

Как известно, в течение многих лет детские школы искусств и художественные школы работали в системе дополнительного образования детей и юридически были приравнены к домам творчества, кружкам и студиям. Фактически же детские школы искусств и художественные школы являлись и остаются начальной ступенью профессионального образования. Из документов министерства культуры РФ следует, что в России 5402 таких школ, в которых работает более 123 тыс. педагогов и обучается более 1 млн. 400 тыс. детей, то есть примерно 9 процентов детей [1].

Минимум содержания, структура и условия реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, а так же сроки обучения по этим программам теперь регулируются Федеральными государственными требованиями (ФГТ). Возникшие в результате современных изменений противоречия связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержания, используемых методов и других аспектов организации деятельности учреждений дополнительного предпрофессионального образования. Назовем основные противоречия, существующие как в практическом, так и в теоретическом плане:

  1. Общеобразовательная школа и учреждения дополнительного образования (ДХШ и ДШИ) увеличивают нагрузку и занятость детей, что противоречит принципу здоровьесбережения детей.
  2. В соответствии с ФГТ внедрение информационных технологий предполагает материально-техническое оснащение кабинетов школ. На практике реально учреждения дополнительного образования не наполнены необходимым оборудованием для реализации образовательных предпрофессиональных программ.
  3. Происходят изменения контингента, с которым работают педагоги дополнительного образования. Учащиеся, поступающие в учреждения дополнительного образования, не готовы к трудоемким видам деятельности, которые затем заменяются имитационными художественными технологиями или эскизами композиций без выполнения в материале. Современные ученые уже выявили настораживающий феномен массового угасания у детей художественно-творческого воображения.
  4. Увеличение объема бюрократической работы администрации учреждений дополнительного образования. На сегодня сложилась ситуация, когда эти учреждения могут работать на основе трех видов образовательных программ: художественно-эстетической направленности; общеразвивающие; предпрофессиональные. Однако учреждениям дополнительного образования необходимо вновь пройти процесс лицензирования, теперь уже - на право ведения образовательной деятельности по предпрофессиональным образовательным программам. Школы также имеют право на реализацию предпрофессиональных образовательных программ в сокращенные сроки и по индивидуальным учебным планам, а для этого в учреждении должны быть разработаны соответствующие локальные акты.
  5. Падение престижа творческих и педагогических специальностей. Низкая оплата труда педагогических кадров. Педагог перегружен, помещен в определенные бюрократические рамки: сбор справок, свидетельств о достижениях, осуществление методической работы - все это необходимая обязанность преподавателя. Постоянная необходимость оценивать свою и коллег работу портит микроклимат в коллективах, усиливает напряжение в отношениях с рядом работающими коллегами. Для поддержания авторитета, для аттестации, педагог должен постоянно доказывать свою состоятельность методическими работами, участием учеников в конкурсах. Подготовка к занятиям, отбор содержания и эмоциональный настрой, являющиеся напряженной внутренней работой творческого преподавателя, в нынешних условиях оценивается слишком формально.

В большинстве регионов Российской Федерации происходят стремительные изменения по преобразованию художественного образования. Стратегия модернизации и инновационного развития неосуществима без урегулирования проблем. Для разрешения названных противоречий и проблем необходимо, на наш взгляд, следующее:

  • систематические региональные и всероссийские научно-практические и проектно-творческие встречи, форумы, конференции, семинары по инновационному опыту в проектной, управленческой, педагогической деятельности, информационных технологиях, др.;
  • реорганизация и развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и управленческого аппарата с учетом реальных потребностей общества и государства;
  • обеспечение учреждений дополнительного образования учебниками, методической, педагогической и другой учебной литературой, ИКТ и ТСО, учебным оборудованием и реквизитами, необходимыми для обучения [2];
  • обеспечение школ ставкой методиста, который бы разрабатывал различные локальные акты. Например, Положение об образовательной деятельности в ДШИ (или Положение о реализации образовательных программ в ДШИ), Положение об организации приема и отбора детей, Положение об итоговой аттестации, Положение о промежуточной аттестации, текущем контроле; Порядок перевода с одной образовательной программы на другую; Порядок приема на сокращенную программу, Порядок реализации сокращенных образовательных программ и индивидуальных учебных планов и т.д.;
  • необходимо доверять преподавателю, который сможет сам устанавливать оптимальный режим своих занятий, как творческий, так и организационный.

Государственная политика, направленная на модернизацию и решение основных задач отечественного образования в сфере искусства и культуры - обеспечение его доступности, качества и эффективности начала реализовываться. В настоящее время началась работа по созданию необходимой нормативно-правовой базы и учебно-методического обеспечения по реализации ФГТ, но пока нет изменений по техническому и материальному оснащению школ в соответствии с требованиями. Инновационная деятельность педагогического коллектива, их профессиональное мастерство и постоянный творческий поиск способствуют повышению интереса общества к детскому искусству. Проведение конкурсов, передвижные выставки, внимание и поддержка талантливых и одаренных детей активизируют интерес к творческой изобразительной деятельности со стороны общества. Учреждения дополнительного образования становятся центрами эстетического и художественного образования для заинтересованного населения.

Созданием проектов в системе учреждений дополнительного художественного образования заняты многие регионы страны. Участие в них дает возможность ребенку погрузиться в культурно‑образовательную среду своего региона и в целом государства, которая поможет в самоопределении и осознании социальной значимости своей деятельности.

Переход на научно-обоснованную систему дополнительного образования, должен проходить системно, поэтапно, не нарушая традиционных, проверенных временем ценностей. В городах и особенно в небольших населенных пунктах учреждения дополнительного образования являются настоящим очагом культуры, привлекая к себе внимание не только школьников и их родителей, но также всех жителей данной местности. Коммуникативная функция художественного образования в данном контексте выступает как общение с миром культуры и с другими людьми. Поэтому эта функция несет в себе неограниченные возможности в плане понимания культуры, восприятия мира во всем его художественном разнообразии, формирования у детей определенных гуманистических позиций по отношению к другим людям.

Рецензенты:

Соколов М.В., д.п.н., профессор, профессор, заведующий кафедрой художественной ХОМ МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск;

Читайте также: