Зачем нужно программирование в школе

Обновлено: 08.07.2024

Мы живем в век информационных технологий. Современные дети с ранних лет начинают осваивать различные компьютерные устройства и гаджеты. Для них это так же естественно, как учиться читать и писать. И компьютерная грамотность на сегодняшний день так же важна, как и владение навыками письма и чтения. Со временем эта тенденция будет лишь усиливаться. Лет через 20 неумение логически мыслить, понимать структуру кода и писать его будет восприниматься так же, как неграмотность и незнание математики сегодня.

Дети, растущие в современной информационной среде, все больше увлекаются компьютерными технологиями, интернетом и программированием. С одной стороны это хорошо, поскольку они с юных лет легко учатся разбираться в компьютерах и электронных устройствах, программах и различных мобильных приложениях. С другой стороны - плохо, что порой они ограничиваются ролью потребителя, довольствуясь интернетом и социальными сетями, не редко в ущерб живому общению со сверстниками и взрослыми. Но ведь сфера IT не ограничивается компьютерными играми, роликами на YouTube, фильмами и соцсетями, она очень обширна и многогранна.

Даже если ребёнок не собирается посвятить свою жизнь программированию, есть целый ряд доводов, по которым это умение может оказаться полезным в будущем. Согласно последним исследованиям на рынке труда, спрос на IT специалистов во всем мире не просто велик, но и будет непременно расти. В одной только Америке, например, предлагается более 1,5 миллиона вакансий, связанных с программированием и лишь 400 000 выпускников кафедр информационных технологий. 60% востребованных профессий связаны с компьютерными технологиями. По статистике 4 из 10 самых высокооплачиваемых работ требуют опыта программирования. Кроме того, среднестатистическая заработная плата специалистов IT сферы в 2 раза больше, чем у представителей других профессий. Поэтому детям и их родителям уже сейчас неплохо бы задуматься об освоении профессии, которая либо напрямую либо косвенно связана с информационными технологиями. И чем раньше дети начнут обучаться этим навыкам, тем лучше.

В каком же возрасте стоит начинать обучение ребенка программированию? Естественное погружение в информационную среду у детей происходит неосознанно с первого года жизни. Ребёнок видит, как его родители пользуются телефонами, планшетами, ноутбуками и интуитивно понимает, что это интересно.

Какие же качества развиваются у детей благодаря программированию?

1. Программирование развивает логическое мышление

Одним из важнейших аспектов программирования является то, что оно учит мыслить и рассуждать логически. Изучение методов программирования также помогает детям развивать навыки критического мышления и решения проблем, которые важны не только в информатике, но и в жизни. Это учит их разбивать большие задачи на более мелкие и более решаемые. Дети учатся находить логические связи, которые помогут им понять, как правильно анализировать различные ситуации. Этот навык будет полезен каждому, не только тем, кто хочет заниматься разработкой программного обеспечения в будущем.

2. Программирование помогает понять суть компьютерных технологий

В процессе самостоятельного написания кода дети узнают, как устроены сайты, приложения, и любые другие программы. Это помогает им не только научиться разбираться в качественном и некачественном коде, но и лучше понять окружающий мир повседневных технологий, например, по каким именно причинам не работает то или иное устройство.

3. Программирование применимо в любой сфере человеческой деятельности

4. Программирование способствует развитию кругозора

Обучение написанию программ расширяет детский кругозор, формирует особый способ мышления, что позволяет детям быть успешными в учебе и прочих направлениях своей деятельности.

5. Программирование-это творчество и возможность самовыражения

Все люди испытывают потребность в самореализации. Детям жизненно необходимо творить и программирование помогает им раскрывать творческие способности. Научившись писать код, они смогут создавать свои игры, приложения, веб-сайты и другие проекты. Это развивает их уверенность в себе, раскрывает творческий потенциал и предоставляет инструменты для создания собственного мира с безграничными возможностями.

6. Программирование учит работать в команде и перенимать опыт других

Совместная работа над проектом учит детей понимать, как их деятельность влияет на других людей в команде, и как находить общий язык с окружающими. А необходимость адаптировать готовый код под свои задачи помогает не просто усваивать опыт других программистов, но и вносить при этом что-то свое.

7. Программирование расширяет возможности трудоустройства

На сегодняшний день программисты весьма востребованы на рынке труда. Даже если ребёнок не захочет строить карьеру в программировании, базовые навыки разработки пригодятся ему в жизни. Так же, как и владение иностранным языком, знание основ программирования в цифровую эпоху — показатель образованности потенциального сотрудника для работодателя.

В качестве заключения можно сказать, что большинство родителей хотят, чтобы дети не просто знали, как пользоваться смартфон или планшет – этого уже недостаточно, им нужно что-то большее, чтобы преуспеть в будущем. Программирование является важным навыком, который не просто способствует полноценному развитию ребёнка, но и дает ему шанс иметь хорошо оплачиваемую работу в будущем.

Нынешнее поколение детей разбирается в смартфонах и компьютерах на интуитивном уровне. Им не надо рассказывать, как скачать приложение и зарегистрироваться в Instagram. Поэтому, по данным ВЦИОМ, только 12% россиян считают информатику полезным предметом, а вот математику – целых 72%. Хотя компьютер и телефон мы используем ежедневно, а вот синус и косинус – намного реже.

Программирование в школе: в чем проблема?

В примерах школьной программы по информатике выделен целый блок, посвященный программированию для детей. Но такие примеры носят рекомендательный характер, и часто педагоги сами решают, чему уделить больше внимания. Не все учителя делают выбор в пользу программирования, поэтому вероятность того, что дети в 7-м классе могут изучать что-то неактуальное и недостаточно прикладное, велика. Тем более что на информатику в школе выделен всего один час в неделю: за это время многому не научишь.

Для того чтобы сделать информатику в школе более актуальной, Яндекс.Учебник создал курс по информатике для 7-го класса, покрывающий школьную программу и включающий обширный блок программирования.

Если ребенок получает не только интересные, но и применимые в реальной жизни навыки, он будет мотивирован на учебу. Учителям важно давать актуальные знания и учить использовать их сразу же, не выходя из кабинета. Программирование для детей отлично подходит для этих задач.

Программирование учит не сдаваться

Программирование для детей построено таким образом, что, даже если ребенок ошибся, он может вернуться к исходной точке и начать заново. Ошибка – это не плохо, это дополнительный инструмент в учебе.

В курсе программирования для детей от Яндекс.Учебника количество попыток для запуска программ не ограничено. Разработчик курса Роман Гусарев говорит, что у ребёнка во время знакомства с языком программирования для детей не должно быть боязни запустить свою программу. Он пишет программу, запускает её, тестирует. Это полигон, который заставляет критически относиться к собственному результату, искать ошибки.

Программирование учит думать

Программирование показывает, как применить школьные знания в реальном мире.

Навыки, которые развивает курс программирования для детей, пригодятся ребенку и в школьной, и в повседневной жизни. Язык программирования – это необычно для детей, но они быстро понимают алгоритм и потом могут применять его в реальном мире.

Большая часть заданий в курсе информатики от Яндекс.Учебника привязана к реальной жизни: например, детям необходимо посчитать, сколько фотографий поместится на флешке.

Программирование нужно во всех профессиях

Представьте, что вам необходимо раздать всем 30 ученикам в классе задание по математике, но вы хотите минимизировать списывание. Можно вручную изменить числа во всех 30 вариантах, а можно составить код и с его помощью быстро индивидуализировать каждую работу – причем не один раз, а на протяжении многих лет. Если разобраться, то большинство профессий так или иначе связано с программированием. Человек не умеет писать код, идет к специалисту и платит ему деньги. А если умеет, то сможет сделать это самостоятельно и станет более востребованным в своей сфере. Программирование дает нам выбор инструментов, с помощью которых мы можем решать задачи во многих отраслях.

А если ученик впоследствии получает IT-специальность, перед ним открывается множество возможностей: выбор компании, города или страны для жизни, хорошая зарплата, постоянное развитие. Он может остаться разработчиком, а может начать обучать других.

Программирование – это весело


Программирование помогает в профориентации

Как учителю идти в ногу со временем

Технологии в 2021 году идут вперед с космической скоростью. Новый IPhone выходит каждый год, компьютеры становятся мощнее и функциональнее. Соответственно, у нас появляется все больше возможностей для их использования. Но как доносить актуальную информацию для учеников, если сам за ней не успеваешь? Школьная программа не меняется каждый год, в отличие от технологий. А курсы программирования для детей, хоть и распространены, но не дают полного объема знаний и нагрузки. О том, как изменилась информатика в школе с 2000 года, вы можете прочитать в другой нашей статье.

Учитель информатики не обязан программировать, как профессионал, это не его задача. Но освоить язык программирования, чтобы доносить его потом для детей, необходимо. Яндекс.Учебник сопровождает каждый урок программирования для детей отдельным пояснением для учителя. Педагог может воспользоваться подсказками, чтобы самому лучше разобраться в теме, освежить знания или выстроить урок максимально полезно.

Обучать детей программированию нужно не для того, чтобы они в будущем стали программистами. Задача программирования — развить у детей вычислительное мышление, которое поможет им уверенно справляться с комплексными задачами XXI века, которые не имеют однозначного решения.

  • Программирование и навыки работы с компьютером — новая универсальная грамотность как умение читать или писать.
  • Помогает в работе специалистам разных дисциплин. Работники с навыками программирования более востребованы на рынке.
  • Развивает вычислительное мышление. Помогает решать задачи, принимать решения и анализировать их.
  • Поддерживает, подпитывает и стимулирует креативное мышление. Помогает придумывать новые решения и проекты.
  • Развивает умение учиться, исправлять ошибки и искать новые области знаний.
  • Объединяет и помогает находить общий язык с другими людьми.
  • Мотивирует детей учиться, задавать вопросы и искать на них ответы.

Как программирование учит решать задачи:

Программирование развивает у детей вычислительное мышление и дает набор приемов, применимых в любой сфере. Перед тем как писать код, ребенок должен проанализировать задачу и разобрать ее на подзадачи.

Идеолог конструктивизма в педагогике Жан Пиаже предложил такую идею: дети учатся быстрее, когда сами формируют свои представления об увиденном и делают собственные заключения, а не когда им говорят, как они должны воспринимать мир. Дети оказываются не пассивными получателями знаний, а наоборот, сами их конструируют.

Как стимулирует креативное мышление:

Митч Резник, руководитель исследовательской группы, которая разработала язык программирования Scratch, уверен , что креативность можно поддерживать, подпитывать и стимулировать.

За компьютером дети потребляют информацию, играют в игры и только малую часть времени придумывают и создают что-то свое. Тенденция начала меняться с распространением инструментов программирования для детей, например Scratch, Alice или Kodu. С помощью таких инструментов дети учатся создавать игры, анимацию, истории и художественные элементы. Программирование помогает поддерживать и стимулировать креативность, открывает источники вдохновения, чтобы выражать свои идеи и раскрывать личность.

Профессор Лаборатории Медиа Массачусетского Технологического Института Митч Резник объясняет, почему важно научить детей не только читать с помощью новых технологий, но и создавать их

Как развивает умение учиться:

Обучаясь программированию, дети учатся мыслить по-новому. Если написанная программа не работает или работает не так, как ожидал ребенок, ему приходится разбираться и искать другой подход. Ребенок начинает понимать новые идеи и учится учиться.

Как стимулирует учебную мотивацию:

В традиционном классе учитель дает задания, а ученики их решают. Если у детей есть внутренняя мотивация к учебе, такой подход будет работать, но не для всех. При этом у детей почти не остается времени и ресурсов для самовыражения. Вычислительное участие помогает решить эту проблему за счет персонализации и опоры на внутреннюю мотивацию.

Например, Scratch выбирает отдельные проекты для показа на главной странице, вместо прямого вознаграждения в виде очков, баллов или звездочек. Дети радуются, когда выбирают именно их проект. Идея такого подхода в том, чтобы мотивировать других, подсказывая им новые идеи. В профиле пользователя не говорят, сколько раз его проекты оказывались на главной странице, а лишь над сколькими проектами ребенок работал.

Обычный результат программирования — это проект. Ребенок сразу видит: работает или не работает программа. Если не работает, он старается понять, что нужно узнать для завершения проекта. Ученик мотивирован, ему интересно искать ответы на вопросы.

Существует мнение, что обучать программированию надо только старшеклассников – и только ориентированных на IT-специальности, мол, для всех остальных это слишком сложно, да и не нужно. Однако программирование – как раз тот практический навык, без которого человеку будет трудно в постоянно развивающемся мире. Кроме того, основы программирования освоить под силу любому школьнику. Почему так важно его изучать?

программирование для детей

Современные малыши знакомятся с гаджетами почти с рождения — никого уже не удивляет, когда трехлетний ребенок берет планшет и сам включает себе игру или мультфильм. Для них это все равно, что взять ложку и начать есть кашу. Но здесь есть и обратная сторона: дети умеют пользоваться всеми этими устройствами, но не понимают принципы их работы. Для ребенка они как игрушки, которые иногда нужно заряжать. А на вопрос, как это работает, отвечает как раз программирование.

Учит думать на несколько шагов вперед

Программирование развивает функциональное и алгоритмическое мышление. И в отличие от других школьных предметов, помогает сразу закрепить его принципы на практике. Это учит точно формулировать последовательность действий, которая приведет к нужной цели. Такой навык пригодится и в школе, и в вузе, а потом и на работе.

Обучаясь программированию, человек сможет быстрее принимать решения, а значит, будет быстрее находить выход из затруднительных ситуаций. Если вы заметили, что у сына или дочери есть склонность к программированию, то можно предложить изучать его на более глубоком уровне на дополнительных занятиях. Возможно, это перерастет в полноценное хобби.

Основа цифровой грамотности

Мы живем во времена, когда цифровая грамотность становится одним из важнейших навыков. Знание основ программирования помогает лучше разбираться практически в любой специальности, какую бы ни выбрал ваш ребенок в будущем — начиная от экономики и заканчивая лингвистикой. Многие учебные заведения и IT-компании уже сейчас разрабатывают программы, нацеленные на обучение школьников основам цифровой грамотности и программирования, чтобы помочь будущим специалистам со школьной скамьи познакомиться с профессией. Например, Яндекс.Лицей, где ученики 8–9 классов осваивают принципы работы с программным кодом и учатся самостоятельно писать свои первые программы.

Развивает творческий потенциал

Современные технологии открывают потрясающие возможности для реализации творческого и интеллектуального потенциала. Поэтому во всем цивилизованном мире программированию учат буквально с детского сада. Начиная с блочного программирования, где ребенок двигает блоки и учится не просто управлять героем, а руководить им как исполнителем, вникая во все внутренние процессы.

После такой тренировки человек начинает находить больше нестандартных подходов к решению самых разных задач. Например, школьники могут с помощью пары строчек компьютерного кода построить 3D-модель молекулы, которую можно покрутить, рассмотреть со всех сторон, тем самым сильнее погрузиться в изучение чего-то нового. Занятие программированием может помочь ребятам развить свои креативные способности и сориентироваться в самых разных предметных областях.

обучение программированию

Учит мыслить самостоятельно

Отрабатывая навыки работы с программным кодом, дети привыкают самостоятельно принимать решения, искать и исправлять ошибки. Посещение кружка по программированию способно привить школьнику чувство ответственности и умение грамотно распределять силы и ресурсы без посторонней помощи.

Программист всегда сможет найти интересную работу

Уже сейчас специалисты говорят о том, что через десять лет в России будет не хватать программистов среднего уровня (зависит от уровня языка программирования). Недостаток специалистов ощутим уже сейчас, поэтому современные школьники имеют большие шансы добиться успеха в этой области, выбрав профессию программиста. Многим российским компаниям уже сегодня остро требуются разработчики, аналитики и системные администраторы. Молодой специалист вряд ли окажется без дела в этой сфере.

Программирование упрощает работу по другим специальностям

Программирование — это инструмент для более быстрого решения практических задач, с которыми ваш ребенок столкнется, когда устроится на работу. Например, физики и геологи используют профессиональные программы, которые можно настроить под себя, если есть хотя бы базовые навыки работы со скриптами. Тогда некоторые трудоемкие задачи получится выполнять во много раз быстрее. А офисному работнику пригодится умение писать макросы для Microsoft Word, чтобы одним нажатием кнопки вносить много однотипных исправлений в большие документы.

И помогает в быту

Сейчас очень популярны "умные дома" с интеллектуальными колонками, лампочками, розетками и другими устройствами. Причем их потенциал намного больше, чем кажется на первый взгляд. Представьте, что сын или дочь сможет научить голосовой помощник управлять громкостью телевизора или, например, настраивать кондиционер. Это элементарные задачи для человека, знакомого с основами программирования. Техника, которую мы называем "умной", открывает намного больше возможностей, если понимать, как она работает.

Читайте также: