Проблемы в реализации фгос в школе

Обновлено: 05.07.2024

Российская школа переживает сегодня серьёзные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришли федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в основе которого лежит формирование УУД.

Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных её задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребёнка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментами саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Основными результатами образования в начальной школе , согласно ФГОС Начального Общего Образования нового поколения, должны стать:

- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

При переходе к ФГОС нового поколения в начальной школе мы, конечно, столкнулись с множеством проблем. Их можно разделить на три группы: общие, системные, личностные.(Губанова Е. В. Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС // Управление начальной школой. – 2012. - №6)

Общие.

Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к :

- планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;

- синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;

- изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

- выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды;

Системные проблемы .

Проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП:

- недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности;

- слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;

- неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности);

Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:

- сложности при формировании и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников;

Проблемы неготовности к условиям реализации ООП:

- недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС (согласно требованиям СанПин в классах должна быть с конторками мебель; библиотечный фонд для начальных классов нужно расширять; каждый кабинет необходимо подключить к локальной сети и сети интернет, доступ к небезопасным сайтам должен быть ограничен фильтрами безопасности; интерактивные доска должна работать по назначению, а не быть просто экраном; хотелось бы оснащенности электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана; компьютерный класс для начальной школы или хотя бы оборудовать место работы каждого учителя) ;

-малоэффективное использование средств, ресурсов вследствие недостаточной экономической грамотности;

- недостаток квалифицированных специалистов смежных отраслей (педагога-психолога, врача ЛФК)

- нехватка площадей для нашей школы (здание построено по типовому проекту , которое на данном этапе в основном не соответствует требованиям СанПин, федеральным требованиям к организации образовательного процесса - согласно требованиям нового ФГОС в школе должны быть зоны отдыха, игровая зона, комната психологической разгрузки для учителя и учащихся, актовый зал, зал для занятия ритмикой и ЛФК)

Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).

- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;

- организационно-нормативная , возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы;

- профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических , прогностических и организационных функций;

Эти проблемы возникли не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что ТРУДНО перестроиться.

Пути решения проблем

Необходимо четко наладить методическое сопровождение введения ФГОС :

- организовать деятельность рабочих групп по созданию и доработке ООП;

- проводить анализ модельных заданий, оценивающих метапредметные умения учащихся;

- организовать работу по мониторингу формирования УУД;

- отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности;

- может быть, создать микрогруппы по проблемам:

* организация накопительной системы оценки,

* разработка заданий, направленных на формирование УУД,

* организация работы по внедрению методик и технологий, способных реализовать идею целостного развития личности в образовательной деятельности;

- организовать психологическое сопровождение в начальной школе:

* организация психолого-педагогической диагностики и ее анализ,

* вести индивидуальную работу по устранению психологических проблем учащихся ,

* получать консультации психолога для коррекции работы в целях повышения эффективности урока (формирование мотивации, рекомендации по развитию психических процессов – внимания, мышления, памяти младших школьников ) и т. д.

Ещё одна проблема, которая напрямую волнует учителя: обеспечение учебниками и методическими рекомендациями, соответствующими новым ФГОС.

Стандарты нового поколения – одна из важнейших образовательных тем сегодня. Причём непосредственно внедрять новые ФГОС придётся всем нам. Чтобы работа по внедрению ФГОС прошла более плодотворно, необходимо, на наш взгляд, выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению образовательной системы, чтобы привести ее в соответствие с требованиями нового стандарта. Этот механизм должен включать определенную последовательность действий в рамках ВСЕЙ ШКОЛЫ.

Необходимо изменить деятельность всех структурных подразделений школы, участников образовательного процесса через системное сотрудничество. Четко планировать организационные мероприятия введения ФГОС, которые должны способствовать формированию в школе образовательной среды, методическому сопровождению деятельности педагогов, информационному просвещению общественности и семьи.

Способствовать осознанию необходимости совместной деятельности при формировании образовательной среды родителями; родителей вовлекать в процесс разработки ООП школы; вместе с родителями определить модель организации образовательного процесса в единстве урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Педагогам активно участвовать во всех мероприятиях, связанных с введением ФГОС; теоретически и практически осмыслить идеологию и методологию ФГОС; развивать практику непрерывного профессионального образования.

Наверно, самое важное для успешной работы по новым стандартам - желание учителя меняться (в этом задача института повышения квалификации – чтобы это желание появилось после обучения, ведь часто учителя считают себя самодостаточным) и способность видеть проблемы, а не их следствия.

В сфере общего образования от кадров зависит очень многое. Сильную школу делают сильные учителя, поэтому во ФГОС так много внимания уделено стандарту современного педагога. С другой стороны, иногда руководство школ просто не может выполнить требования стандарта, так как они вступают в противоречие с другими нормативными актами.

Ломов

Чтобы обеспечить требование ФГОС, директора школ должны принимать на работу только педагогов высшей и первой педагогической категории. Это значит, что выпускники педагогических вузов и училищ просто не могут начать свою трудовую деятельность: у них категории пока нет. Однако во всей стране едва ли найдутся школы, где на сегодняшний день трудятся только педагоги с категорией.

Чем грозит школе нарушение ФГОС?

Рассмотрим положение о лицензировании образовательной деятельности. Это грубое административное нарушение, если в школе преподает человек без профессионального образования, педагогической квалификации и надлежащего опыта работы. Соответственно, против школы и ее директора могут быть применены штрафные санкции: административный штраф, а также приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

Для руководителя эти санкции весьма жесткие, но пострадают в первую очередь и дети: выпасть из учебного процесса на 90 суток – это не шутки.

Теперь обратимся к федеральному закону об образовании. В нем указано, что аттестация на педагогическую категорию проводится по желанию самих педагогических работников: у них нет такой обязанности и директор не вправе их обязать. При этом, как мы помним, согласно требованиям ФГОС, на уровне основного общего образования должны работать только педагоги, имеющие категорию.

А может ли руководство школы отказать человеку в приеме на работу по причине отсутствия квалификационной категории? Нет, потому что для приема на работу это необязательно: так мы нарушим право человека на труд.

Соблюдая закон, нарушаем стандарт

Так что же делать, когда ФГОС противоречит федеральному закону? Как поступать руководству школы? Алексей Иванович Ломов дает такой ответ:

Итак, мы вправе принимать на работу в школу педагогических работников, пока не имеющих квалификационной категории.

Резюмируя, эксперт отметил: во всех сферах у нас трудятся работники разного уровня квалификации и сфера образования не исключение. Но, к счастью, в целом работники образования у нас не самые неквалифицированные.


На сегодняшний день российская система образования переживает значительные преобразования, суть которых заключается во внедрении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в учебный процесс.

Ведущей целью образовательного процесса становится полноценное формирование и развитие способностей обучающихся работать самостоятельно: ставить учебную проблему, находить пути её решения, прослеживать процесс и оценивать полученный результат, т. е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации выпускников в стремительно изменяющемся обществе.

Новый образовательный стандарт установил требования, которым должен соответствовать образовательный процесс, его результат, а также условия обучения. Теперь задача системы образования заключается в достижении обозначенных планируемых результатов, создании и применении новых технологий, совершенствовании условий, в которых обучаются дети.

Однако, на пути реализации новых педагогических технологий, соответствующих ФГОС, возникают некоторые сложности. Основными трудностями, по нашему мнению, являются необходимость переподготовки кадров по новой образовательной системе, ограниченная доступность методических разработок для педагогов, а также недостаточная техническая оснащённость школ.

Можно согласиться с педагогами И. М. Логвиновой и Г. Л. Копотевой, которые считают одним из основных условий, необходимых для внедрения ФГОС, подготовленность учителей в области методики к реализации новых стандартов начального, среднего общего образования и старшей школы [2].

Е. В. Губанова в своей работе, посвящённой готовности работников образования к реализации ФГОС, говорит о существование трёх типов проблем в этой области: общие, системные и личностные.

Общие проблемы связаны с недостаточной готовностью учителей к переменам в их профессиональной деятельности, и к организации учебного процесса в соответствии с ФГОС.

Системные проблемы отражаются в небольшом опыте проектной и исследовательской деятельности педагогов, а также неготовности к переходу на новую систему оценивания учащихся.

Личностные проблемы состоят в том, что иногда в силу консервативных взглядов или профессиональной усталости, учитель не ощущает себя педагогом нового поколения [1].

К сожалению, педагогу, который много лет работал по традиционной системе, трудно адаптироваться к новой программе. Значительное число учителей еще не преодолело проблемы, связанные с информационной малограмотностью, со сменой методических взглядов и переориентацией на иные теоретические и практические основы.

Т. В. Смолеусова провела анкетирование учителей. В ходе своего исследования она пришла к выводу, что уровень методической готовности учителей является очень низким. Большинство педагогов являются приверженцами традиционной системы обучения. Методические средства реализации инноваций применяют на уроках только учителя готовые к методическому творчеству. Остальные, испытывая недостаток в методической литературе, соответствующей ФГОС, используют в своей практике методы, неудовлетворяющие требованиям нового образовательного стандарта [6, с.30].

Методическая готовность учителя должна представлять собой целостное явление, включающие в себя три взаимосвязанных между собой компонента: познавательный, эмоциональный и мотивационный.

Познавательный компонент методической готовности учителя подразумевает владение педагога активными методами и формами деятельности, и его умение применять эти знания на практике.

Эмоциональный компонент отражается в удовлетворённости учителя своей работой при реализации ФГОС.

Мотивационный компонент выражается в наличии интереса к методической работе, направленной на реализации ФГОС, стремлению к саморазвитию, повышению квалификации, расширению своих познаний [4].

Соответственно, проблему методического характера можно выделить в качестве отдельной группы проблем, препятствующих обновлению российского образования. Трудность для учителей заключается в поиске такой организации урока, которая способствовала бы не только усвоению учебного материала, но и развитию мыслительной деятельности обучающихся.

Другой не менее значительной преградой реализации программы ФГОС является техническое оснащение российских школ. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, программные продукты, базы данных, коммуникационные каналы, и др.), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Для обучения иностранным языкам необходимы лингафонные кабинеты, помещения должны быть оснащены мультимедиа для осуществления проектной деятельности. Но на сегодняшний день материально-техническая база большого количества школ не отвечает требованиям ФГОС. Не все кабинеты оснащены современной техникой, необходимой для более качественной организации учебного процесса. Средств, которые выделяются на приобретение учебной литературы, экранно-звуковых пособий, интерактивных досок, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования недостаточно для полной реализации намеченных учителем задач.

Полное техническое оснащение школ не является гарантом реализации программы ФГОС. Необходимо грамотное и целесообразное использование данной техники, а это будет зависеть в свою очередь только от способностей учителя. Здесь стоит говорить о такой проблеме как информационная безграмотность педагогов. В профессиональном стандарте учителя ИКТ-компетентность состоит из следующих компонентов: 1) общепедагогический компонент включает в себя ИКТ-компетенции, относящиеся к педагогической деятельности в информационной среде; 2) общепользовательский отражает опыт использования информационно-коммуникативных технологий; 3) предметно-педагогический отражает перечень элементов ИКТ-компетенции с учётом учебного предмета.

По словам Е. А. Пушкарёвой, анализ ИКТ-компетентности учителей предметников показал, что большое количество учителей владеет компьютерными технологиями на достаточно низком уровне. Кроме того, не каждый педагог с высокой функциональной грамотностью применяет информационные технологии в своей деятельности для решения конкретных образовательных проблем и задач, и применение ИКТ-технологий на практике не всегда несёт ожидаемый результат [5, с.32].

Гораздо более сложно внедрить ФГОС в сельских школах. Во-первых, перед педагогами малокомплектных сельских школ стоит проблема плохого материально-технического оснащения учебных заведений, в которых зачастую вместо современных компьютеров и ноутбуков установлена списанная техника, и достаточно часто отсутствует выход в интернет.

Во-вторых, маленькая наполняемость классов детьми делает невозможным применение некоторых форм коллективной работы, которые могут использовать учителя городских школ в классно-урочной системе. Недоступность специальной литературы и недостаточность методических рекомендаций для работы в малокомплектных сельских школах затрудняет внедрение ФГОС.

Организация внеурочной деятельности учащихся зачастую встречает трудности. Например, организация экскурсии не всегда является возможной в силу удалённости культурных и образовательных центров региона. Также играет свою роль ограниченность доступа учителей и учащихся к некоторым информационным ресурсам.

Оборудование помещений как городских, так и сельских образовательных учреждений часто не соответствуют также санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Согласно данным требованиям каждый ребёнок должен иметь индивидуальную парту, подходящую ему по росту, расстояние между рядами парт не должно быть менее 60 см, площадь учебных кабинетов должна быть не менее 2,5 метров на каждого учащегося при проведении фронтальных форм занятий, в кабинетах физики, химии, биологии должны быть оборудованы лаборантские и т. д. [3].

Таким образом, можно вычленить комплекс проблем, которые взаимоусугубляют друг друга и не позволяют реализовывать намеченные реформы в образовательной среде. На сегодняшний день уровень методической подготовки учителей необходимый для полноценной реализации Федерального образовательного стандарта является недостаточно высоким, в силу отсутствия необходимого количества методических разработок, соответствующих требованиям стандарта. Материально-техническая оснащённость школ равным образом не даёт возможности для претворения в жизнь новых педагогических технологий ФГОС. Особенно остро эти проблемы стоят в сельских школах. Однако учителя могут реализовать новый стандарт за счёт своего умения самообразовываться, перестраиваться в отношении новых условий работы. Профессионализм и творческий подход педагога к своему делу, стремление раскрыть способности каждого ученика является лучшим ресурсом для воплощения новых стандартов школьного образования.

В результате проведённого исследования трудностей, с которыми сталкиваются педагоги в школах, возникает вопрос: действительно ли изменения, коснувшиеся всех ступеней школьного образования, качественно изменят уровень подготовки выпускников?

Основные термины (генерируются автоматически): школа, проблема, учебный процесс, материально-техническая база, методическая готовность учителя, образовательный процесс, образовательный стандарт, профессиональный стандарт учителя, Федеральный образовательный стандарт, школьное образование.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Переход на ФГОС ООО: первый опыт, проблемы, перспективы

Слайд № 1 . Важным событием этого учебного года является переход 5 классов на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

ФГОС основного общего образования – утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 .

Что же такое ФГОС ?

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)

представляет собой совокупность требований, Слайд № 2 обязательных при реализации основных образовательных программначального общего,основного общего,среднего общего образования.

Стандарт включает в себя три основных требования

Требования к результатам освоения ООП ООО

Требования к структуре и содержанию ООП ООО

Требования к условиям реализации ООП ООО:

1)кадровым

2)финансовым

3)материально-техническим

Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько он часов пробыл в школе, теперь вопрос "сколько" уходит, и требования предъявляются, каким он стал после того, как он прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов, скажем так , к применению, к практике тех знаний и т. д.

УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие обучающимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Слайд № 4.

Стандарт второго поколения ориентирован на результаты образования, которые подразделяются на три группы.

Личностные результаты

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества

Метапредметные результаты

Освоенные универсальные учебные действия (УУД) обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия

Предметные результаты

Освоенный опыт специфический для данной предметной области. Деятельность по получению новых знаний, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научных знаний, лежащая в основе научной картины мира.

Всё выше сказанное указывает на то, что реализация ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС, которая началась ещё в прошлом учебном году, и комплексность всех видов сопровождения при реализации ФГОС.

В условиях реализации ФГОС ООО особое место занимает методическое сопровождение. Можно выделить следующие темы методической работы реализации ФГОС:

 современный урок и его особенности, проектно-исследовательская и внеурочная деятельность: специфика, способы организации, измерение результативности; (Лукашева И.Е.)

 технология оценивания универсальных учебных действий, оценка качества образования, совершенствование преподавания, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ;

 ознакомление с учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС;

 мониторинг процесса воспитания, анализ результативности воспитания учащихся, эффективность воспитательного процесса в школе.

Они были проведены в соответствии с требованиями ФГОС с применением наиболее эффективной формой – проект. Именно проект позволяет включить всех обучающихся в коллективную творческую деятельность по освоению нового. ( Лукашева И.Е )

Учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; быть открытым новшествам, мотивированным на работу с обучающимися, способным к личностному и профессиональному развитию.

Таким образом, целенаправленная система методической работы по сопровождению ФГОС ООО обеспечивает создание необходимых условий для его реализации.

Есть заметные изменения профессиональной компетенции учителей школы:

 положительная мотивация заметно растет;

 все учителя расширили представление о содержании ФГОС нового поколения;

 повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий;

 создана действующая информационно-методическая база по реализации ФГОС.

Образовательные стандарты второго поколения предусматривают новые подходы к системе оценивания обучающихся. С ними вас познакомит Шибаева Н.В.

Выводы по итогам этого учебного года:

опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой;

материально-технические возможности школы ( использование ИКТ технологий ) позволяют организовать урочную и внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью;

много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов;

наблюдения за пятиклассниками при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке;

Вскрылись и определенные проблемы при реализации ФГОС ООО.
В части материально-технического обеспечения:

в здании школы не хватает учебных кабинетов для организации внеурочной деятельности

В части информационно-методического обеспечения:

требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно-методического;

Введение ФГОС основного общего образования выявило некоторые проблемы кадрового характера:

 сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий;

 реализация проектной деятельности требует от педагога владение в совершенстве приемами, технологиями метода проектов;

В части оценочной деятельности и диагностики:

отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;

работа по ведению портфолио как форме оценивания обучающихся должна совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями

Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и современное оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные профессиональные , информационные компетентности не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности. Успехов нам с Вами!


Я уже писала о проблемах, которые появились в связи с реализацией новых федеральных государственных стандартов (ФГОС), и возможных последствиях реализации. Цель данной статьи – проиллюстрировать часть из того, что было уже сказано, мнением учителей и конкретным содержанием с опорой на документы, а именно – на Примерную образовательную программу основного общего образования.

Поднимается также проблема контролирования получаемых результатов. Например, личностные результаты в ФГОС самые главные, они стоят на первом месте. Но, хотя возможен внутришкольный мониторинг соблюдения норм и правил общественной жизни обучающегося и его ценностно-смысловых установок, на итоговую оценку подготовки обучающегося достижение личностных результатов не выносится (стр. 4–5), а значит, личностные результаты не учитываются в оценке качества освоения учеником образовательной программы. Учитель физики Шичкин А.А. вполне обоснованно считает, что гарантировать при таком подходе достижение личностных результатов невозможно.

Как мы видим, современные ФГОС несут и неизбежное уменьшение количества знаний, который получит выпускник на выходе из школы, и невозможность контролировать качество образования. Учителя отмечают другие проблемы реализации ФГОС, не менее важные. Например, проблема обучения учеников-инвалидов (катастрофически не хватает времени для индивидуальной работы с ними). В рамках инклюзивного образования идет имитация коррекционной работы с детьми с ОВЗ – путем перекладывания работы психолога и социального педагога на классного руководителя. Существует проблема неэфффективности методического сопровождения учителей: многие ответственные за методическое сопровождение структуры сами не владеют ситуацией, не справляются с научно-методичным сопровождением. Практически отсутствует помощь в конкретных дидактических разработках по предмету, что вызывает очень большое время на подготовку урока. Учителя отмечают платность курсов переподготовки. Кроме того, существует проблема реального оснащения школы и ее материальнно-технической базы для реализации ФГОС.

Читайте также: