Проблемы с электронной школой

Обновлено: 06.07.2024

Из-за эпидемии коронавируса школьники в России были переведены на дистанционное обучение. Родители учеников обратились в Лайф с жалобами на качество работы государственного образовательного онлайн-сервиса "Российская электронная школа". Сайт работает с трудом, очень часто вылетает, да и в заданиях много ошибок. Оказалось, что к компании, которая создавала сайт, вопросы возникали с 2014 года — её обвиняли в отмывании бюджетных денег.

Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock, Facebook / Виталий Яроцкий

Сервисов для онлайн-обучения создано более 20, но государственных только два — "Российская электронная школа" (РЭШ) и "Московская электронная школа". Доступ ко второму сервису есть только у учащихся столицы. Министерство просвещения рекомендует школьникам пользоваться РЭШ, поскольку это один из ключевых ресурсов национального проекта "Образование" и в нём есть весь школьный курс с 1-го класса по 11-й.

— Мы пользовались "Электронной школой" ещё до карантина, чтобы подтянуть знания по математике. Неоднократно происходило такое, что сервис не принимал наш ответ по задачам, хотя ответ был верным. Но в самом сервисе была ошибка. Родители одноклассников жаловались, что подобные проблемы возникают и по английскому языку, и по истории, и по биологии, — рассказала мама школьника из Челябинска Юлия.

С 23 марта во всех российских школах был объявлен карантин. Уроки проводились через Skype и Zoom, задания школьники выполняли либо с экранов компьютеров, либо с помощью онлайн-сервисов. Но, как только тысячи учеников попытались освоить школьную программу через "Российскую электронную школу", сервис перестал работать.

Фото © Российская электронная школа

— Сайт, как говорится, просто "упал". Ни 3, ни 6 апреля мы не смогли зайти на платформу. 7-го числа с горем пополам прогрузили занятия по русскому языку, но ответить на тесты не получилось — сайт выдал ошибку и перестал работать опять. Другие родители говорят, что после 10 утра и до 9 вечера нет смысла даже пытаться зайти на сайт "Российской электронной школы", он просто недоступен, — рассказала Лайфу мама пятиклассницы из Новосибирска Анна.

Лайф направил запрос в Министерство просвещения по поводу оценки чиновниками работы сервиса. На создание РЭШ в 2016–2018 годах было выделено 1,7 миллиарда рублей.

Скриншот © VK

Сервис "Российская электронная школа" разрабатывал научно-исследовательский институт "Информика", подведомственный Министерству образования и науки. Институт был создан в 1999 году.

До апреля 2013 года "Информику" возглавлял бывший министр общего и профессионального образования России Александр Тихонов. Но в 2013 году на его место министром образования Дмитрием Ливановым был поставлен бывший директор по продажам компании Xerox Кирилл Казаков. В том же году НИИ "Информика" учредил дочернее малое инновационное предприятие "Информика-сервис".

Кирилл Казаков. Фото ©

Кирилл Казаков. Фото © "Информика"

В 2014 году соучредителем "дочки" стал бывший руководитель коммерческих проектов компании Xerox (СНГ) Виталий Яроцкий. В СМИ появляется информация, что "Информика-сервис" рассылает в университеты письма, в которых предлагает заняться IT-проектами образовательных учреждений и стать основным поставщиком услуг по созданию технической лабораторной инфраструктуры, а результаты проекта обещает быстро согласовать с Минобрнауки.

Письмо от компании

Письмо от компании "Информика-сервис" в вузы. Фото © CNews

В тексте также указывалось, что на развитие инновационной инфраструктуры бюджетным учреждениям в 2012–2013 годах выделено по три миллиарда рублей, а в 2014-м — четыре миллиарда. Письмо рассылалось с "шапкой" министерства и ГНИИ "Информика". Почему государственная компания "Информика" и Минобрнауки лоббируют интересы предприятия "Информика-сервис", представители организаций не объясняли.

При этом, когда СМИ обратили внимание на эту историю, страницы с сайта "Информика-сервис", на которых указывались адрес и телефон компании, совпадавшие с контактами НИИ, были удалены. В веб-архиве сохранились страницы за 2015 год, где Виталий Яроцкий и Кирилл Казаков, после того как скандал утих, смело рассказывают о продуктивном сотрудничестве. Малое инновационное предприятие "Информика-сервис", по данным "Спарк-Интерфакс", на 52% принадлежит Виталию Яроцкому, а на 48% — НИИ "Информика".

Болезнь экономкласса. В спальных районах Москвы коронавирус распространяется активнее — карта

Деньги по связям

В 2014 году "Информика-сервис" выигрывает контракт у Министерства культуры РФ на создание системы полнотекстовой электронной библиотеки в Калининграде и интеграцию с Национальной электронной библиотекой.

Спустя шесть лет после подписания договора на официальном сайте библиотеки Калининграда можно найти вкладку "Электронная библиотека". Но она ведёт не на полнотекстовый архив, а на статьи о Восточно-Прусской операции, архив городских газет и издания самой библиотеки. Этот сайт был создан в 2009 году компанией Xerox. Возможно, что система создана в 2014 году предприятием "Информика-сервис" для внутреннего пользования библиотекарей, на её разработку и интеграцию было выделено 7 миллионов 968 тысяч рублей.

Сайт электронной библиотеки Калининграда. Скриншот © Калининградская областная научная библиотека

Сайт электронной библиотеки Калининграда. Скриншот © Калининградская областная научная библиотека

В том же году компания Яроцкого заключает контракт с Музеем Мирового океана на установку системы печати Xerox C75 Pro почти за 5,5 миллиона рублей. Для сравнения: тогда же тендер на установку Xerox C75 Pro проводило несколько университетов, которым эта же система была установлена за 1,7 или 2,5 миллиона рублей.

В 2016 году заключается контракт с Рособрнадзором на 13 миллионов 860 тысяч рублей для создания модели многоступенчатого анализа качества математического образования. На что конкретно были потрачены деньги — непонятно. Лайф направил запрос в Рособрнадзор с просьбой разъяснить данную закупку.

Виталий Яроцкий. Фото © Facebook / Виталий Яроцкий

С 2014-го по 2017 год компания "Информика-сервис" выиграла 14 контрактов у НИИ "Информика" на общую сумму более 283 миллионов рублей. На создание РЭШ в 2015 году "Информика-сервис" выиграла контракт на 120 миллионов рублей. И ещё более 24 миллионов было получено на РЭШ в 2016 году. Главой конкурсной комиссии выступал замдиректора НИИ "Информика" Юрий Ижванов, сын учёного, ветерана атомной отрасли, фронтовика Льва Ижванова. В октябре 2016 года он зачем-то регистрирует ИП, а в декабре того же года закрывает его. Возможно, ИП регистрировалось для перевода доли от контрактных средств, но доподлинно это неизвестно. При этом в 2015–2016 годах на управленческие расходы, то есть на зарплаты, "Информика-сервис" тратила 21 и 22 миллиона.

Воруют по-крупному. Мошенники на пандемии создают сайты-двойники крупных предприятий, чтобы обманывать их клиентов

Председатель Комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов направлял обращение на имя генпрокурора Юрия Чайки с просьбой проверить законность контрактов двух "Информик". Бурматов также отмечал, что в данной схеме может быть замешан министр Дмитрий Ливанов, который ранее был ректором МИСиС и сотрудничал с компанией Xerox (СНГ), осуществлявшей в адрес вуза крупные поставки оборудования и программного обеспечения.

Неполная коробка из-под Xerox

В 2017 году Кирилл Казаков ушёл с должности руководителя НИИ "Информика". На его место был назначен Денис Боков. В конце того же года Минобрнауки опубликовало приказ, согласно которому институт из самостоятельной структуры стал частью Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

В августе 2018 года в ЕГРЮЛ были внесены сведения, согласно которым "Информика" является правопредшественником Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий (ФГАОУ ДПО ЦРГОП И ИТ). Именно центр сейчас отвечает за работу "Российской электронной школы", но, по сути, является реорганизованным НИИ "Информика".

Заблокированные счета компании

Заблокированные счета компании "Информика-сервис". Скриншот © СПАРК

Компания Виталия Яроцкого "Информика-сервис" сейчас находится в стадии ликвидации. 4 марта 2020 года было принято решение о предстоящем исключении организации из реестра юрлиц. Но 17 и 26 марта в Арбитражном суде Москвы рассматривались два иска компании "Информика-сервис" к ФГАОУ ДПО ЦРГОП И ИТ — современному НИИ "Информика", на 932 тысячи и 12 миллионов 977 тысяч рублей.

Как долго продлится эпидемия коронавируса, которая вынуждает детей учиться дистанционно через нестабильно работающую "Российскую электронную школу", неизвестно. И пока ученики пытаются получать образование через неработающий сервис, опытные люди, вероятно, уже получили через него свои деньги ещё на стадии идеи.


Образование

А теперь и новшество РЭШ… что это, как работает и что делать если не работает.

Что такое РЭШ?

РЭШ – это информационно — образовательная платформа, которая позволяет взаимодействие учитель – ученик – родитель. Позволяет пройти полный курс школьных программ образования, разработкой которого занимались лучшие учителя России.

РЭШ – это Российская Электронная Школа.

Почему не открываются электронные уроки в школе?

Что делать, если сайт РЭШ не работает?

Тут главное не паниковать, не переживать и не нервничать. Специалисты усиленно работают, наращивают мощности серверов. Отлаживают работу сайтов.

Первым делом свяжитесь с классным руководителем. Вы найдете другой способ выполнения домашних заданий. В таком случае, не смотря на ошибки сайтов, ваш ребенок сможет получить зачет за выполненную работу.

Как только специалисты проведут все серверные работы и сайт сможет работать в полноценном режиме, вы сможете получать электронное образование, без лишних затрат времени и нервов на выполнение работ.

Все учителя и руководство школ призывают родителей набраться терпения. Система в связи с экстренным вводом в образовательный процесс не была рассчитана на такой поток и нагрузку.

Что делать, если нет возможности выйти в интернет для РЭШ?

Такая категория граждан тоже существует, не все финансово обеспечены так, чтоб купить ребенку компьютер или гаджет. Многие живущие вне черты города не могут провести интернет. Если вы попадаете в такую категорию граждан, вам нужно написать заявление на имя директора школы с указанием причин, по которым вы не можете проходить дистанционное обучение. Школа по возможности может найти решение вашей проблемы.


Фото: Егор Алеев/ТАСС -->

Московские старшеклассники продолжают с переменным успехом испытывать Microsoft Teams. Утром 22 октября некоторые школьники снова не могли войти в электронный дневник, чтобы начать дистанционные уроки, и вновь был задействован план Б — возвращение к занятиям в Zoom, Google Meet и Skype.

Такая чехарда продолжается всю неделю. Получается, что вместо учебы старшеклассники занимаются тестированием Microsoft Teams — платформы, которую рекомендует использовать столичный департамент образования. Вот что рассказала мама восьмиклассницы Анна.

В понедельник, в первый день после каникул, многие старшеклассники говорили, что смогли войти в Microsoft Teams только после третьего урока. Тогда в московском департаменте образования заявили, что сбой в работе электронного журнала не помешал учебному процессу, поскольку уже ко второму уроку работу ресурса стабилизировали. В Microsoft Teams признали затруднения пользователей при входе в дневник МЭШ, но подчеркнули, что при входе в Teams напрямую проблем не возникло.

Мама восьмиклассницы Екатерина говорит, что в четверг ее ребенок не смог начать занятия вовремя и альтернативы Microsoft Teams школа им не предоставляет.

Продюсер Business FM Гоар Рутовская говорит, что у ее детей-школьников с самого начала никаких проблем со входом в Microsoft Teams не было.

Однако, как говорят в департаменте и сами учителя, категорического приказа переходить на Teams не было. Но есть школы, которые еще с весны занимаются на этой платформе, и поэтому на этой неделе у них нет никаких технических проблем, говорит директор Центра образования № 548 Ефим Рачевский.

Business FM направила запрос разработчикам Microsoft Teams с просьбой разъяснить ситуацию.

Причины ошибок при работе с электронным журналом и дневником

С октября электронный журнал и дневник работают со сбоями, условно есть две основные причины сбоев:

  1. Проблемы на стороне серверов и программного обеспечения. В этих случаях вам остается ждать, пока разработчики сами исправят свои косяки.
  2. Проблемы с обращением ко внешней или внутренней системе. Такое бывает при несоответствии данных: логина, электронной почты, ФИО или снилса.

В первом случае мы должны подождать, если до этого всё работало нормально и ошибка появилась спонтанно. Во втором случае рассмотрим официальный ответ разработчика uslugi_mos.

В первую очередь заходим под своим логином паролем в учетную запись и проверяем как заполнены поля в графах личного кабинета:

  • Адрес электронной почты(E-mail);
  • Привязанный номер мобильного телефона;
  • Фамилия, имя, отчество и СНИЛС(при его наличии).

Если какие-то поля оказались незаполненными – добавьте и по необходимости обновите информацию. Вводить нужно действительный электронный адрес и номер телефона. Они должны полностью СОВПАДАТЬ с данными, которые вы указывали в школе. После проделанных действий, залогиньтесь в дневнике еще раз.

Если войти не получается

Если войти под своим логином, паролем не получилось, следует связаться со своим классным руководителем, любым удобным способом. Быстрее всего сделать это по телефону и если он на рабочем месте передать ему данные: номер телефона и адрес e-mail.

Эти данные можно передать в письменном варианте классному руководителю, что бы он внёс данные в систему электронного дневника. После регистрации и проверки доступ будет активирован и ученик сможет воспользоваться услугой самостоятельно.

Ученик осваивает электронный дневник самостоятельно

Ученик осваивает электронный дневник самостоятельно

Выводы

Как видим для решения ошибки внешней информационной системы в электронном дневнике достаточно проверить все вводимые данные. Используйте свою учетную запись или создайте отдельную для ребенка. Возможно при регистрации в дневнике вы указывали номер телефона ребёнка, а при создании учетной записи на сайте Мос.ру указали свои данные. В обоих случаях информация должна совпадать, а поля в личном кабинете заполнены. Если после описанных действий выше ничего не заработало – обращайтесь к классному руководителю. Дополнительно уточните у знакомых родителей работает ли приложение или сайт, возможно проблема массовая или произошел технический сбой, который скоро исправят.

Читайте также: