Проблемы принятия оптимальных решений школа

Обновлено: 07.07.2024

1. Школа принятия управленческих решений. Преимущество и недостатки

2. Что такое управленческое решение?

Управленческое решение - это одноразовый акт
воздействия субъекта управления на объект,
устанавливающий программу работ, направленных
на определение и реализацию конкретной цели,
вытекающей из общих задач, стоящих перед
управляемым объектом. Оно основано на анализе
фактически сложившейся ситуации и альтернатив
её решения

3. Подходы к принятию решения

Интуитивный. В этом случае решение
принимается на основании ощущений личности,
без проведения анализа плюсов и минусов.
Обычно, такой подход свойственен людям, уже
имеющим немалый управленческий опыт, их
интуиция редко подводит

Подход
Преимущества
Недостатки
Интуитивные решения
Решение рождается в голове
ЛПР, поэтому оно
характеризуется быстротой и
дешевизной принятия. Люди,
обладающие развитой
интуицией, часто могут
сделать правильный выбор в
сложной ситуации
Интуиция не всегда
безошибочна. В сложной
ситуации возможно
огромное количество
вариантов вы- бора, и
принятие решения может
превратиться в угадывание с
небольшими
статистическими шансами на
успех

подход
преимущества
недостатки
Решения на основе
суждений
Быстрота и дешевизна
принятия решения.
Богатый опыт может
подсказать правильное
направление действий
В новых или
нестандартных ситуациях
знаний и опыта может
оказаться недостаточно.
Стремление полагаться на
прошлый опыт может
привести к излишнему
консерватизму
принимаемых решений

Рациональный. Эта технология разработки решений
не зависит от интуиции руководителя и его опыта,
здесь главенствует строгий расчет. Для реализации
рационального подхода, решение должно пройти
следующие стадии:
диагностика проблемы;
формулировка критериев и ограничений для принятия
решения;
выявления альтернативных решений;
оценка альтернатив;
окончательный выбор решения

подход
преимущества
недостатки
Рациональные решения
Научно обоснованный
выбор, опирающийся на
всесторонний анализ
проблемы. Возможность
количественной оценки
альтернатив и их
объективного сравнения
между собой
Сложность формализации
неколичественных
факторов проблемы.
Высокие стоимость и
затраты ресурсов.
Большой срок принятия
решения

Лица, принимающие управленческие решения,
называются субъектами решения. Это могут быть
как отдельные менеджеры, так и группы
работников, которые имеют полномочия для
принятия решений. В первом случае говорят об
индивидуально принимаемых решениях, во
втором о групповом или коллективном. Каждый из
них имеет свои преимущества и недостатки

подход
преимущество
недостатки
Индивидуальные решения
Для индивидуальных
решении, принимаемых
отдельным субъектом,
характерен более высокий
уровень творчества; в них
нередко реализуется много
новых идей и предложении.
Как правило, такие решения
требуют меньше времени,
так как не связаны с
необходимостью их
согласования на
промежуточных этапах.
Индивидуальные решения
чаще, чем групповые,
оказываются неверными, в
них значительно больший
риск ошибок; не в
последнюю очередь это
связано с тем, что проблемы
организаций становятся все
более сложными и требуют
многоаспектного
рассмотрения, а
следовательно, и
разнообразных, нередко
специализированных
знаний.

Коллективные решения — это решения, принятые
большинством сотрудников организации,
совместно трудовым коллективом или малой
группой.

подход
преимущество
недостатки
Групповые решения
1. Участники группы имеют разный
жизненный и профессиональный опыт,
разные взгляды. Следовательно, группа
может оценить задачу, по которой
необходимо принять решение, более
адекватно.
2.Если решение принято группой, значит,
оно осмыслено и поддержано практически
всеми ее участниками и его легче
воплотить в жизнь, не будет внутреннего
противодействия.
3. В рамках коллективного управления
группе предоставляются исчерпывающие
полномочия (не только выполнять чужие
решения, но и самостоятельно их
принимать), вместо частичных, связанных
исключительно с исполнительством.
4. Коллективное управление позволяет
принять участие в решении проблем,
особенно спорных, всем заинтересованным
лицам, прежде всего будущим
исполнителям, в том числе рядовым, что
повышает их заинтересованность в
дальнейшей работе, увеличивает
эффективность принятого решения,
помогает расширять свои знания и
повышать квалификацию.
5. Коллективное управление,
осуществляемое на основе объединения
специалистов различных структурных
подразделений, позволяет укреплять
внутренние взаимосвязи в организации,
улучшить обмен информацией.
В реальной жизни редко бывают “удачно
подобранные” группы. Отсюда
возможны напряжение и конфликтные
ситуации. Если в группе имеются
полярно различные точки зрения, на
которых настаивают их приверженцы, то
часто трудно вообще прийти к какомулибо решению. Иногда может быть
принято не самое удачное решение, но
соответствующее интересам
доминирующих в группе личностей.
Кроме того, групповое принятие
решений обычно требует больше
времени, чем индивидуальное. Есть
проблемы, которые невозможно решать
коллективно, например
конфиденциальные проблемы - из-за
невозможности предоставить группе
полную информацию.

Чтобы определить наиболее обоснованный порядок принятия управленческого решения, сравним этапы процесса принятия уп­равленческих решений различными школами управления: американ­ской, немецкой, японской и российской.

Американская школа принятия управленческих решений.В процессе рационального решения проблем (рис. 2.12) менеджер заботится не столько о самом решении, сколько обо всем, что связа­но с ним и исходит из него. При этом количество этапов в процессе принятия решения определяется самой проблемой.

Рис. 2.12.Последовательность работ при принятии управленческого решения американской школой управления

Установление симптомов помогает обозначить проблему в общем виде. Для выявления причин возникновения проблем фирмы собирается и анализируется информация (внешняя и внутрен­няя). Для оптимизации работ и средств на этом этапе лицо, прини­мающее решение, старается не допускать избытка информации и собирает только релевантную (соответствующую состоянию) информацию.

Формулировка критериев и ограничений принятия решения. На этом этапе определяется диапазон, интервал, в пределах которо­го в дальнейшем принимается управленческое решение. Ограниче­ния связаны с наличием ресурсов, острой конкуренцией и т.п. и ва­рьируют в зависимости от ситуации и конкретных менеджеров. В дополнение к идентификации ограничений определяются стандар­ты, позволяющие оценивать альтернативные варианты выбора (кри­терии принятия решения).

Выявление альтернатив. На этом этапе отбираются альтерна­тивы решения проблем, наиболее желательные из всех имеющихся.

Оценка альтернатив. При выборе альтернатив необходимо их оценить, определить преимущества, недостатки и вероятность реа­лизации каждой альтернативы.

Окончательный выбор. При правильном определении, тщатель­ной взвешенности каждой альтернативы довольно легко выбрать наиболее рациональную.

Практика американских менеджеров показывает, что принять оптимальное решение при дефиците времени очень трудно, и руково­дители ограничиваются удовлетворительным решением, а не мак­симизирующим. Они учитывают, что на процесс принятия решения влияют:

— их личные оценки;

— время и изменяющееся окружение;

— возможность отрицательных последствий;

— взаимозависимость решений на различных уровнях иерархии.

Немецкая школа принятия управленческих решений.Про­цесс принятия решений рассматривается как составная часть про­цессов планирования и контроля и включает в себя в идеальном случае ряд этапов (рис. 2.13).

Рис. 2.13.Последовательность работ при принятии управленческого решения немецкой школой управления

Постановка проблемы (идентификация). На этом этапе изуча­ется и формулируется проблема, воспринимаются неблагополучные симптомы; изучается положение дел и целей, конкретизируются последние; формулируются критерии решений, уясняются условия границ и ограничений; организуется процесс принятия управлен­ческих решений.

Поиск (добывание) информации. Определяются возможности решения проблемы, сопоставляются вероятные действия, осущест­вляется предварительный выбор.

Оценка (оценка возможностей действий по влиянию на цель). Определяются предпосылки для реализации, прогнозируются и клас­сифицируются результаты, анализируется риск.

Принятие решения (установление альтернативы действия, ко­торое следует реализовать). Определяется лучший вариант (акт выбора) и рассматривается в аспекте его реализации (акт решения), выполняется операционный анализ плана (установление сроков, финансирование).

Критерии принятия решения включают:

— полезность решения (в частности, достижимое улучшение результатов);

— финансовый аспект решения, особенно в рамках его исполь­зования (сумма экономии средств на персонале, материальные и служебные расходы);

— удовлетворенность принимающих решения;

— количество и качество решений;

— время процесса использования решения.

Японская школа принятия управленческих решений.Специ­алист в области управления П. Друкер считает, что японцы – един­ственные, кто наработали методичный и стандартизованный подход к решению, его правильной оценке. Этот подход, по его мнению, опровергает все правила, выдвинутые теоретиками. Тем не менее их решения на практике оказываются эффективными (рис. 2.14).

Рис. 2.14.Последовательность работ при принятии управленческого решения японской школой управления

Согласно традиционной теории первой, самой важной стади­ей является корректная постановка задачи. Эта стадия очевидна и проста, и после нее быстро приходит решение. Вторая стадия – предложение различных вариантов решений и третья – выбор луч­шего из них.

Рассмотрим особенности организации работы при принятии решения.

Постановка задачи. В постановке задачи участвуют различ­ные группы. Допустим, есть предложение создать за границей пред­приятие. Различные группы, представляющие фирму, посещают эту страну. Они тщательно изучают план зарубежного предприятия с раз­личных точек зрения: маркетинга, производственных отношений, планирования производства и т.д. Когда группы достигнут консен­суса, начинается стадия воплощения.

Утверждение. На основе выбора готовится всесторонний док­лад, который выносится на суд высшего менеджмента. На этом уровне с привлечением экспертов решение изучается и утверждается.

Воплощение. Осуществляется решение очень быстро, так как каждый аспект был тщательно обсужден при подготовке. Поскольку решение было принято единодушно, все энергично его выполняют.

Классическая теория менеджмента формулирует принцип еди­ноначалия, согласно которому каждый человек в организации дол­жен получать поручения только от старшего администратора и от­вечать за работу лишь перед ним. Следовательно, за приказ ответственность несет только один человек. Японская система про­тивоположна: ответственность за принятие решения несет не инди­видуум, а вся группа. Предполагается, что ни один человек не имеет права единолично принимать решение.

Особенности системы принятия решения. Первым этапом яв­ляется подготовка документа по рассматриваемому вопросу. Далее с ним знакомятся все заинтересованные лица. Получив документ, работник подписывает его и вносит любые замечания, которые счи­тает нужными. В конце концов документ попадает к руководителю, который его одобряет. Однако решение принадлежит группе. Систе­ма требует, чтобы решение было принято всеми. Если у кого-то возникают возражения, то документ возвращается к его инициатору.

Российская школа принятия управленческих решений.Схе­ма принятия решения предполагает, что процесс представляет собой прямоточное движение от одного этапа к другому. После выявления проблемы и установления условий и факторов, способствующих ее возникновению, разрабатываются решения, из которых выбирается лучшее. Более детальная структура процесса принятия решений по этапам и процедурам приведена в табл. 2.4.


В современном управлении образовательным учреждением проблема эффективной организации процесса принятия управленческого решения приобретает особую актуальность. Изучив вопрос теории и практики на примерах исследований НИУ ВШЭ, работе реальных учебных заведений, проанализировав тему управления в рамках теории менеджмента по Файолю, стоит признать актуальность проблемы и факт необходимости дополнительных исследований и наработок по данному вопросу.

Очевидно, что успех любой организации во многом зависит от качества принимаемых решений, т. к. эффективный анализ управленческих решений позволит в будущем учесть существующие ошибки, а также усовершенствовать структуру управления для достижения наиболее оптимального результата деятельности предприятия. Образовательная организация, как и любое предприятие требует грамотного и качественного управления, и именно поэтому важно изучить, насколько эффективно осуществляется ее руководство, как производится поиск оптимальной модели управления, способствующей решению конкретных управленческих задач.

Управление — это единый процесс, представленный разными управленческими работниками и органами. Целью их взаимодействия является выработка единого управляющего воздействия на объект управления.

Файоль выделяет 5 функций, или типов задач менеджера, дающих основу для анализа работы современного управляющего:

1) Планирование. Постановка целей, поиск путей их достижения и определение направлений, в которых должно продвигаться предприятие.

2) Организация. Конструирование и создание структуры, соответствующей целям и средствам, намеченным в ходе планирования.

3) Командование. Оперативное руководство исполнителями спланированных мероприятий.

4) Координация. Согласование и упорядочение деятельности подразделений и представителей организации, направленное на достижение наибольшей общей эффективности.

5) Контроль. Оценка эффективности в соответствии с разработанной ранее системой правил. [3]

При этом основная роль отводится функциям планирования и организации, а остальные служат их дополнением и развитием.

Рассмотрим на практических примерах, как же осуществляются функции планирования и организации в современной образовательной организации.

Прогнозирование — это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений. Планирование — это разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого, завершающаяся принятием управленческого решения. В работе любого руководителя они тесно связаны. Прогнозировать сложно. Почему? Часто прогноз основан на хорошо изученных закономерностях и осуществляется наверняка. Нет сомнений, в том, что день следует за ночью. Однако, стоящие перед менеджером проблемы прогнозирования обычно не позволяют дать однозначный обоснованный прогноз.

Именно в таких учебных заведениях в полной мере работает делегирование полномочий; команда расценивается, как залог успеха; в деятельности менеджеров переплетаются решения управленческих и профессиональных задач; имеют место реальные процедуры принятия управленческих решений. При подготовке документов действия менеджеров скоординированы и организованы.

Нововведения, которые пронизывают все сферы внутришкольного управления, свидетельствуют об актуальности проблемы. Независимо от исторического периода процесс управления школой не может осуществляться стихийно, без наличия у руководителей школы профессиональных умений и профессионально значимых качеств личности, без изменения методов организации деятельности всех членов педагогического коллектива и оптимального использования их индивидуального и коллективного потенциала. Что же происходит на самом деле?

А в докладе Альмы Харрис (Prof. Alma Harris), президента Всемирной ассоциации изучения эффективных школ (ICSEI), посвященному изучению лидерских качеств директоров школ в разных странах, в рамках конференции НИУ ВШЭ говорилось о том, что в Великобритании, так же, как и в России, большинство сотрудников образовательной организации крайне редко обращаются за помощью непосредственно к руководителю образовательной организации, предпочитая коллег-специалистов. [5]

Очевидно, что в подобных условиях сложно рассуждать о новых тенденциях и стилях руководства, а также о новшествах в принятии управленческих решений, касающихся педагогического состава, о принципиально новой кадровой политике. А развитие системы наставничества, коучинг и вовсе представляется далекой и несбыточной перспективой.

Управленческое решение является одним из элементов системы управления в образовательном учреждении, а умение подготовить и принять его занимает центральное место в перечне профессиональных умений руководителя. Реализация на практике личностных возможностей каждого члена педагогического коллектива в процессе принятия управленческого решения становится ключевой задачей. Постепенно к пониманию этого факта приходят многие образовательные организации.

Однако НИУ ВШЭ в своем докладе, опираясь на данные международного исследования преподавания и обучения TALIS утверждает, что с увеличением стажа и опыта работы директора меньше делегируют полномочия. Почти половина директоров принимают решения самостоятельно, и говорить об эффективном использовании потенциала коллектива при принятии управленческого решения в настоящий момент по большей части не приходится.

Что же в итоге? Несмотря на то, что рассмотрена лишь незначительная область управленческой деятельности, где применима острая необходимость в грамотных управленческих решениях, есть понимание, что со времен Файоля актуальность вопроса грамотного управления, последовательной разработки необходимых действий, позволяющей достигнуть желаемого, путем принятия стратегически верного управленческого решения не только не изжила себя, но и приобрела еще более острую форму и необходимость.

Даже с учетом того, что проблема принятия управленческих решений широко представлена в отечественной и зарубежной литературе (Литвак Б. Г., Моррис У., Френсис Д. М., Конаржевский Ю. А., Кричевский В. Ю., Шамова Т. И.) прослеживается явное противоречие между возросшими потребностями в повышении качества принимаемых управленческих решений школьными руководителями и недостаточном количестве теоретических исследований и практических разработок в педагогическом менеджменте по оптимизации данной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, управленческое решение, образовательная организация, решение, ICSEI, TALIS, актуальность проблемы, кадровая политика, педагогический коллектив, полная мера.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Анализ образовательного учреждения

Диагностика проблем.
Первый шаг на пути решения проблемы – определение или диагноз, полный и правильный. Существуют два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Другими словами, вы узнаете о проблеме потому, что не случается то, что должно было случиться. Поступая так, можно сгладить отклонения от нормы. Согласно другому способу как проблему можно рассматривать также потенциальную возможность.

Формулировка ограничений и критериев принятия решений
Руководитель должен беспристрастно определить суть ограничений и только после этого выявлять альтернативы. Некоторые общие ограничения – это неадекватность средств, недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт, неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам, исключительно острая конкуренция, законы и этические соображения.

В дополнение к идентификации ограничений руководителю необходимо определить стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Эти стандарты принято называть критериями принятия решений. Они выступают в качестве рекомендаций по оценке решений.

Определение вариантов решения проблем
Следующий этап – формулирование набора альтернативных решений проблемы. В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и тем самым дать возможность организации достичь своих целей. Тем не менее, на практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу. Более того, рассмотрение большого числа альтернатив, даже если все они реалистичны, часто ведет к путанице. Поэтому руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего нескольких альтернатив, которые представляются наиболее желательными.


Только после составления списка всех идей следует переходить к оценкам каждой альтернативы. При оценке решений руководитель определяет достоинства и недостатки каждого из них и возможные общие последствия. Ясно, что любая альтернатива сопряжена с некоторыми отрицательными аспектами. Поэтому почти все важные управленческие решения содержат компромисс.

Если какая-либо модель не может удовлетворить одному или нескольким установленным вами критериям, ее дальше нельзя рассматривать как реалистичную альтернативу.

Важным моментом в оценке является определение вероятности осуществления каждого возможного решения в соответствии с намерениями. Если последствия какого-то решения благоприятны, но шанс его реализации невелик, оно может оказаться менее желательным вариантом выбора. Руководитель включает вероятность в оценку, принимая во внимание степень неопределенности или риска.


Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, т. е. принять решение, сравнительно просто. Руководитель просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями. Однако если проблема сложна и приходится принимать во внимание множество компромиссов (или если информация и анализ субъективны), может случиться, что ни одна альтернатива не будет наилучшим выбором. В данном случае главная роль принадлежит хорошему суждению и опыту.

Выявление способов реализации.

Шансы на эффективную реализацию решения значительно возрастают, когда причастные к этому люди внесли в решение свою лепту и искренне верят в то, что делают. Поэтому хороший способ завоевать признание решения состоит в привлечении других людей к процессу его принятия. Дело руководителя – выбирать, кто должен решать. Тем не менее бывают ситуации, когда руководитель вынужден принимать решение не консультируясь с другими. Участие работников в принятии решений, подобно любому другому методу управления, будет эффективным далеко не в каждой ситуации. Более того, твердая поддержка сама по себе еще не гарантирует надлежащего исполнения решения. Полное осуществление решений требует приведения в действие всего процесса управления, в особенности его организующей и мотивационной функции.

Проблемно-ориентированный анализ состояния образовательного

Проблемно-ориентированный анализ состояния образовательного учреждения проведен по следующим направлениям:

1. Состояние значимой для школы внешней социально-экономической среды и прогноз

тенденций её развития;

2. Состояние социального заказа школе и прогноз тенденций изменения потребностей

субъектов образовательного процесса;

3. Анализ и оценка достижений учащихся;

4. Анализ и оценка педагогического опыта, инновационного потенциала, потенциальных точек

роста педагогического коллектива.

Направления проблемного анализа и возможные ситуации

Варианты решения проблем

1. Состояние значимой для школы внешней социально-экономической среды и прогноз тенденций её развития

-Изменение демографической ситуации района, что привело к сокращению детей подросткового возраста

-Изменения в предпочтениях и ценностных ориентиров в семье

Повышение конкурентноспособности школы в микрорайоне

Необходимость ясных критериев качества и правил получения услуг.

-существующая система оплаты труда не влияет на качество педагогического труда, рост квалификации педагогов

-Школа – самостоятельный субъект хозяйствования, несетполную правовую и финансовую ответственность

Ввод корпоративных стимулирующих факторов в целях повышения профессиональных качеств человека.

Необходимы индикаторы экономической эффективности ресурсов. Автономность и платные услуги

-Изменилось внешкольное информационное пространство. Риск снижения образовательной привлекательности и конкуренции школы.

Повышение информационных возможностей педагогов; расширение технологической базы

2. Состояние социального заказа школе и прогноз тенденций изменения потребностей субъектов образовательного процесса

Противоречия между социально-образовательным заказом и потребностями учащихся и их родителями и требованиями, предъявляемыми выпускникам школы вузами, рынком труда

Проблема согласования социально-образовательного заказа и требований ВУЗа в условиях введения ЕГЭ

Совершенствование системы непрерывного профильного образования. Необходимость вести постоянную проектную, информационную, пропагандистскую и теоретическую работу учителей в сотрудничающих с ними социальных группах

Сформирована практика построения учебного процесса в школе по схеме профильной дифференциации (выделены и апробированы социально-экономический и социально-гуманитарный профили), но не обеспечивается в полной мере индивидуальный образовательный маршрут школьника.

В концепции модернизации образования и в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования определена в качестве ключевой идея индивидуализации обучения посредством системы, включающую предпрофильную подготовку в 9 классе и профильное обучение в 10-11 классах;

Разработана модель базисного учебного плана для условий профильного обучения.

3. Анализ и оценка достижений учащихся

Отслеживание индивидуальных и групповых достижений в школе -

Создание портфолио учащихся и учителей, формирование портфолио школы.

В развитии дополнительного образования детей

отсутствие вариативности услуг по физкультурно-оздоровительной работе для всех желающих детей и подростков

Предложение сектора платных услуг.

4. Анализ и оценка педагогического опыта, инновационного потенциала, потенциальных точек роста педагогического коллектива

Недостаточный уровень информационной культуры; слабое использование ИКТ в образовательном процессе; педагоги школы используют в основном традиционные технологии обучения и воспитания; слабо используют здоровьесберегающие технологии на уроках.

Непрерывность повышения квалификации педагогов через курсы, семинары, дополнительное образование

Совершенствование воспитательной деятельности

Отсутствие системы работы по самовоспитанию учащихся и программ развития классных коллективов; отсутствие вариативности услуг дополнительного образования для сохранения и укрепления здоровья учащихся; использование лишь традиционных форм ученического самоуправления; учащимися не освоены способы по самовоспитанию; недостаточное проведение спортивно-массовых мероприятий с привлечением родителей

Определить как приоритет инновационных преобразований в сфере воспитания формирование воспитательного пространства, благоприятного для самоопределения школьников в социально-культурных ценностях

В обновлении содержания образования

Слабое использование образовательных технологий развивающего обучения; отсутствие плана перехода на стандарты второго поколения.

Создание комплексной реализации гражданского образования в школе

Таким образом, выявленные проблемы можно сгруппировать по направлениям:

1. В обновлении содержания образования – не освоенность образовательных технологий развивающего обучения; отсутствие плана перехода на стандарты второго поколения; отсутствие системы комплексной реализации гражданского образования в школе; слабая межпредметная интеграция; недостаточное использование воспитательного потенциала учебных предметов; отсутствие психологической поддержки старшеклассников при подготовке к ЕГЭ; отсутствие преемственности дошкольного и начального школьного образования (содержание и педтехнологии).

2. В развитии дополнительного образования детей - отсутствие вариативности услуг по физкультурно-оздоровительной работе для всех желающих детей и подростков.

3. Повышение квалификации педагогов - не у всех высокий уровень профессиональной позиции педагогов как воспитателей; низкий уровень информационной культуры; недостаточно используют ИКТ в образовательном процессе; педагоги школы используют в основном традиционные технологии обучения и воспитания; слабо используют здоровьесберегающие технологии на уроках.

4. Совершенствование воспитательной деятельности - отсутствие системы работы по самовоспитанию учащихся и программ развития классных коллективов; слабо представлено содержание воспитательной деятельности в культурологическом направлении; отсутствие вариативности услуг дополнительного образования для сохранения и укрепления здоровья учащихся; использование лишь традиционных форм ученического самоуправления; учащимися не освоены способы по самовоспитанию; недостаточное проведение спортивно-массовых мероприятий с привлечением родителей; отсутствие стендов с необходимой информацией из учреждений профессионального образования; отсутствие программы развития научного общества учащихся школы; низкий уровень информационной культуры учащихся.

5. Совершенствование управления школой - отсутствие инноваций и вариативности форм школьного самоуправления; уровень выстраивания социального партнерства невысокий; средний уровень инновационной активности педагогов; взаимодействие с родителями на уровне управления в некоторых классах формально; отсутствие центра семейного досуга; отсутствие системы и согласованности специалистов в вопросах профессионального самоопределения учащихся; необходимость в разнообразной поддержке детей из малообеспеченных и многодетных семей.

На основании проблемно-ориентированного анализа и проведение социологического опроса всех субъектов образовательного процесса были определены основные направления модернизации образовательного пространства школы через программы, приоритетные проекты:

1. Модернизации методической службы – значимый фактор в повышении профессиональной компетентности педагогов школы.

2. Проблема качества системы образования школы, пути его оценки и повышения.

4. Проблема развития и совершенствования информационно- коммуникативной культуры (компетентности) школьных коллективов.

5. Проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

6. Проблема культурологического воспитания.

7. Развитие детской одаренности

8. Здоровье созидающее образовательное пространство школы

9. Модернизация содержательной и технологической составляющей образовательного процесса

Гост

ГОСТ

Оптимальное решение – это решение, которое по определенным критериям является наиболее подходящим в конкретной ситуации.

Сущность оптимального решения заключается в выборе наиболее предпочтительного варианта из всех существующих. Мерой предпочтения обычно выступает показатель качества.

Отличительной особенностью оптимального решения является его конкретика, то есть, подбор решения осуществляется согласно определенным критериям. Об оптимальности говорят тогда, когда присутствуют параметры выбора. Оптимальный вариант может быть таковыми при соблюдении одного фактора, но если на него будет влиять другой фактор, то он перестанет быть оптимальным.

Изучением проблемы оптимального выбора занимается теория принятия решения. Это прикладная область исследований, совмещающая в себе методы статистики, математики, психологии, менеджмента. Она занимается исследование закономерностей совершения выбора людьми при стремлении к достижению определенного результата. Теорию принятия решений делят на нормативную и дескрипитивную. Первая занимается теоретическим аспектом принятия рациональных решений. Вторая описывает практическую сторону принятия решений.

Экономические системы отличаются влиянием множества факторов. Кроме того, в них высокий уровень неопределенности, который усложняет принятие рационального решения. Обычно при планировании вырабатывается несколько альтернативных вариантов развития событий. Далее согласно приоритетным критериям выбираются наиболее подходящие варианты. Теория оптимальных решений позволяет максимально снизить будущую неопределенность среды.

Рационализация процесса принятия решений включает в себя поэтапное использование ситуационного анализа, определения проблемы и постановки цели, поиск и сбор необходимой информации, формирование альтернатив, разработка критериев и индикаторов, проведение оценки решений. На основе проведенный мероприятий корректируется план, а затем начинается процесс реализации. Последней стадией является оценка полученного результата.

Готовые работы на аналогичную тему

Неопределенность при принятии оптимальных решений

Главным параметром экономики является неопределенность. Неопределенность подразумевает, что результаты принимаемых решений не определены. Ее обычно делят на следующие категории:

  • Стохастическая, при условии наличия информации о распределении вероятности решения на множество результатов.
  • Поведенческая. Она проявляется тогда, когда есть информация о влиянии участников на результат.
  • Природная. Присутствует информация о возможных результатах, между которыми отсутствует видимая связь.
  • Априорная. Информации о возможных результатах нет.

Сущность принятия оптимального решения заключается в сужении вариантов решений для каждого из вышеперечисленных случаев, кроме априорного. Качество рекомендации может быть повышено при учете отдельных характеристик. Если рассматривается поведение индивида в экономике, то может учитываться его склонность к риску, отношение к собственным выигрышам и проигрышам. Обоснование решений проводится с помощью алгоритма адаптивного управления.

Теория принятия решений базируется на оптимальном выборе в условиях неопределенности. Сегодня он называется математическим ожиданием. Математическое ожидание является одним из ключевых понятий теории вероятности. Оно означает среднее значение случайной величины.

Интерес к поиску оптимальных решений возродился в конце тридцатых годов двадцатого века, когда возникла необходимость проверки статистических гипотез. Долгое время в экономике считалось, что поведение индивида является рациональным. То есть, субъект действует исходя из заданных экономических параметров, а не собственных желаний.

Практическое применение методов принятия оптимальных решений

В экономике часто возникают задачи, которые требуют не просто найти решений, а выбрать наиболее выигрышный вариант. Такие задачи называют задачами оптимизации. В них выделяются два аспекта:

  1. Наличие ограничений. Это факторы, которые устанавливают определенные лимиты на принятие решений.
  2. Целевая функция. Это некоторое числовое значение, которое демонстрирует качество решения задачи.

Оптимальные решения принимаются с помощью математических инструментов вычисления. Выделяют несколько типов оптимизационных задач, под которые подбираются соответствующие параметры решения. Это производственная, транспортная задачи, задача об инвестициях, назначениях, а также задача коммивояжера и задача о ранце.

Производственные задачи возникают в работе предприятий при планировании ресурсов и нормы прибыли. Они позволяют выбрать виды продукции, а также оптимальное количество их выпуска для максимизации прибыли. Транспортные задачи решают вопросы грамотного и эффективного движения ресурсов или готовой продукции между несколькими объектами экономики. Перевозка считается оптимальной тогда, когда она получается наиболее экономичной. Инвестиционные задачи применяются на практике для определения наиболее подходящего объекта для вложений. Задачи о назначениях помогают подобрать наиболее подходящих исполнителей для выполнения определенных работ.

Методами оптимальных решений являются линейное и нелинейное программирование. Первые используют в своем инструментарии линейные функции или многочлены первой степени. В случае, если в задаче существуют ограничения, то решение осуществляется с помощью нелинейного программирования.

Таким образом, принятие оптимальных решений является одним из инструментов минимизации неопределенности в условиях экономических систем.

Читайте также: