Проблемы преподавания социологии в высшей школе

Обновлено: 04.07.2024

Активные методы преподавания социологии в высшей школе. Возможности балльно-рейтинговой системы оценки формирования компетенций студентов в рамках основной образовательной программы. Методологические требования к разработке учебных тестов по социологическим дисциплинам.

Требования к качеству подготовки современных образовательных программ по социологии. Проблема формирования профессионального мастерства преподавателей социологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература

· Россия: модернизация системы управления обществом. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2011 году. Под ред. Г. В. Осипова, В.В. Локосова.-М.2013;

Дополнительная литература:

· Вишняков Я.Д., Радаев Н.Н. Общая теория рисков. М., 2008;

· Горбачев, А. А. Теоретико-методологические основы исследования манипулирования политическим сознанием электората на выборах. / А. А. Горбачев// М.: Социум, 2011;

· Збровский Г. Е., Костина Н. Б. Социология управления. М., 2004;

· Здравомыслов А.Г. Поле социологии в современном мире: монография/ Здравомыслов А.Г.— М.: Логос, 2010;

· Зубков В.И. Социологическая теория риска. М., 2009;

· Касавин И.Т. Наука и социальные технологии/ Касавин И.Т., Антоновский А.Ю., Труфанова Е.О.— М.: Институт философии РАН, 2011;

· Климовицкий С.В. Решение проблемы когерентности в современных западных социологических теориях М., ИСПИ РАН, 2007;

· Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология Москва “Гносис” 2002;

· Луков В.А. Теории молодежи: междисциплинарный подход. – М.: Канон+, 2012;

· Маликова Н.Р. Социальное измерение глобализации. - М.: РГГУ, 2013;

· Миземская И.Н. Меняющаяся социальность. Новые формы модернизации и прогресса / Сиземская И.Н., Власова В.Б., Денисов В.В.— М.: Институт философии РАН, 2010

· Орешин В. П. Система государственного и муниципального управления– М., 2012.

· Пантин В.И. Лапкин В.В. Историческое прогнозирование в ХХI веке: Циклы Кондратьева, эволюционные циклы и перспективы мирового развития. – Дубна Феникс+, 2014;

· Панарин И.Н. Информационная война и коммуникации. – М.: Горячая линия – Телеком, 2014;

· Плебанек О.В. Парадигмальные основания анализа социальной реальности/ Плебанек О.В.— СПб.: Петрополис, 2012;

· Подольская Т.Я. Управление как социальное взаимодействие. М., 2000.

· Попков В.А., Коржуев А.В. Учебный процесс в вузе. М.: МГУ, 2000

· Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. М.:ИНФРА-М, 2010;

· Решетникова К.В. Конфликты в системе управления: учебное пособие для студентов вузов, / Решетникова К.В.—— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013;

· Тощенко Ж.Т. Социальное планирование // Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник / Под ред. Тощенко Ж.Т. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009;

· Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Технология социальной работы. – М.: Кнорус, 2016;

Интернет-ресурсы:



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

В статье рассматриваются инновационные образовательные технологии, дается их классификация, обосновывается место инновационных образовательных технологий в учебном процессе в целом и при преподавании социологии в вузе, в частности. На основании результатов опроса преподавателей социологии вузов г. Белгорода анализируется возможность и необходимость внедрения современных образовательных технологий в практику преподавания социологии, а также готовность преподавателей социологии к их применению в учебном процессе. В статье проведен анализ проблемы внедрения инновационных образовательных технологий в практику преподавания социологии в условиях перехода на ФГОС ВПО, рассмотрены возможные варианты комбинации традиционных и инновационных подходов для повышения эффективности учебного процесса при изучении социологии и специальных социологических дисциплин, выявлены основные проблемы и трудности.


2. Мануйлов В.Ф., Федоров Н.В., Благовещенская М.М. Современные наукоемкие технологии в инженерном образовании // Инновации в высшей технической школе России: сб. статей. – М., 2002. – Вып. 2. – С. 11-20.

5. Сорокина Н.Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов // Социологические исследования. – 2005. - № 2. – С. 120-123.

Введение

Основным направлением стратегического развития России в современных условиях является всесторонняя модернизация, ключевой предпосылкой которой является наличие социальных субъектов, обладающих инновационным потенциалом и возможностями для его реализации. Создание прочной базы успешного развития модернизационных процессов невозможно без участия в этом процессе системы образования, ведущая роль в которой принадлежит потенциалу высшей школы.

Современное состояние системы образования характеризуется возрастанием роли нетрадиционных технологий обучения. Усвоение студентами знаний с их помощью происходит значительно быстрее, чем посредством обычных технологий. Эти технологии изменяют характер развития, приобретения и распространения знаний, позволяют углублять и расширять содержание изучаемых дисциплин, быстро обновлять его, применять более эффективные методы обучения, а также значительно расширяют доступ к образованию всех желающих. Введение новых государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС ВПО), основанных на компетентностном подходе, предполагает существенные изменения методики преподавания целого ряда дисциплин, в том числе и социологии, исходя из все более активной роли студента как полноправного участника образовательного процесса, его большей самостоятельности, нацеленности обучения на конкретный практический результат.

Проблема различения технологии и методики является до сих пор достаточно дискуссионной. Одни ученые считают технологию формой реализации методики, другие полагают, что понятие технологии шире, чем методика. В.И. Загвязинский полагает, что в основе технологии и методики должна лежать система научных законосообразных положений (т.е. они обладают системностью), однако идеальная технология обладает жестко определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели (т.е. инструментальностью) [1, с. 97]. Методика предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, а, следовательно, не предполагает гарантированного достижения цели, т.е. даже идеальная методика не обладает высокой инструментальностью.

На наш взгляд, образовательная технология – это система совместной деятельности субъектов образовательного процесса по его планированию, организации, ориентированию и корректированию с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам и учете ограничений.

Широкое поле существующих образовательных технологий предполагает их классификацию. Хотя на сегодняшний день нет единой, четко зафиксированной классификации технологий обучения, однако внимание целого ряда исследователей привлекают две группы технологий: традиционные и инновационные образовательные технологии [4].

Инновационные образовательные технологии ориентируют педагога на использование таких действий, приемов и форм организации учебной деятельности, при которых акцент делается на вынужденную познавательную активность обучающегося и на формирование системного мышления и способности генерировать идеи при решении творческих задач. М.М. Благовещенская, В.Ф. Мануйлов, И.В. Федоров выделяют три типа таких технологий: радикальные (перестройка процесса обучения или его крупной части); комбинированные (соединение ряда известных элементов или технологий в новую технологию или метод обучения); модифицирующие (улучшение метода или технологии обучения без существенного их изменения) [2, с. 12].

Таким образом, под инновационными образовательными технологиями в высшем образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности. Они позволяют проводить обучение в интерактивном режиме; повысить интерес студентов к изучаемой дисциплине; приблизить учебу к практике повседневной жизни (путем формирования навыков эффективной коммуникации, адаптации к быстроменяющимся условиям жизни, повышения психологической стрессоустойчивости, обучения навыкам урегулирования конфликтов и т.д.); научить приемам получения нового социологического знания.

В эту группу относят:


Рисунок 1. Необходимость внедрения новых образовательных технологий в практику преподавания социологии

Практически на каждом занятии

Выборочно, при изучении отдельных тем, разделов

Вообще не применяю

Технологии объяснительно-иллюстративного обучения

Технологии проблемного обучения

Технологии модульного обучения

Технологии развития критического мышления

Технологии групповой проектной работы

Особое внимание следует обратить на то, что технологии модульного обучения, равно как и технологии здоровьесбережения, вообще не применяются 69,23% и 61,54% опрошенных, а лишь иногда используются при изучении отдельных тем, разделов (по 15,38%). Хотя, с учетом модернизации всей системы образования в нашей стране, именно данные технологии должны занять лидирующие позиции использования в учебном процессе, а технологии объяснительно-иллюстративного обучения, которым до сих пор отдается предпочтение, должны уступить свои позиции. На наш взгляд, это говорит о неготовности преподавателей перейти на новую ступень саморазвития и перестроить свои взгляды на возможность изменения подачи материала при изучении социологии как учебной дисциплины.


Рисунок 2. Образовательные технологии, внедрение которых однозначно необходимо в практике преподавания социологии в современном вузе

Факторами, способствующими широкому внедрению инновационных образовательных технологий в процесс преподавания социологии, в настоящее время, по мнению преподавателей, являются, прежде всего, возможность использовать мультимедийные средства в процессе обучения (76,92%), объективные потребности современного общества (53,85%), переход на новые образовательные стандарты (ФГОС третьего поколения) (46,15%), желание преподавателей самосовершенствоваться (46,15%). Интересным является тот факт, что никто из опрошенных не указал на то, что традиционных технологии обучения совершенно изжили себя. Исходя из вышесказанного оптимальным путем формирования образовательных технологий и систем оценки качества подготовки студентов при реализации ФГОС ВПО, на наш взгляд, является сочетание традиционных подходов и средств, выработанных в истории отечественной высшей школы (в том числе при реализации ГОС ВПО 1-го и 2-го поколений) и инновационных подходов, опирающихся на экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт.

Из факторов, препятствующих широкому внедрению инновационных образовательных технологий в процесс преподавания социологии в настоящее время, были отмечены следующие: низкая мотивация преподавателей (92,31%), нехватка времени (53,85%), недостаток знаний у преподавателей в этой области (46,15%), приоритет НИР в ущерб учебно-методической работе (38,46%), приверженность традиционным формам и методам обучения (30,77%), пассивная студенческая аудитория (15,38%).

Выводы

В заключение отметим, что отсутствие мотивации самих преподавателей в плане внедрения инновационных образовательных технологий, на наш взгляд, является не только самым деструктивным фактором, но и наиболее тяжело трансформируемым. Если проблема нехватки времени может быть решена посредством равномерного распределения аудиторной и внеаудиторной нагрузки преподавателей, недостаток знаний в области применения инновационных технологий преподавания может быть возмещен посредством повышения квалификации в области методики преподавания социологии на основе внедрения инновационных образовательных технологий (тем более, что по результатам нашего исследования 100% опрошенных высказались о целесообразности и желании пройти курсы повышения квалификации в этой области), а, даже самую пассивную студенческую аудиторию при интересной подаче материала, приближенного к будущей специальности, можно сделать пусть не активной, но познающей, то повысить мотивацию преподавателей не удастся только лишь административным решением. Поэтому на нивелирование данного фактора как раз и должны быть направлены все усилия административно-управленческого аппарата вуза посредством не только стимулирования труда ППС, но и создания необходимых условий для самосовершенствования и самореализации преподавателей.

Рецензенты:

Бабинцев В.П., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой социальных технологий Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород.

Шаповалова И.С., д.соц.н., профессор, заведующая кафедрой социологии и организации работы с молодежью Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород.

Изучение проблемы преподавания общей социологии студентам в условиях полипарадигмальности социогуманитарного знания и необходимости проверки усвоенного материала студентами в форме тестирования. Место общей социологии в структуре социологического знания.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 10.01.2019
Размер файла 21,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Митрофанова Светлана Юрьевна

В рамках рассматриваемой темы значимы идеи П. Бергера и Т. Лукмана о социальном конструировании реальности, Г. Е. Зборовского о роли теоретической социологии, А. Г. Здравомыслова о содержании, предмете и функциях социологии, Н. В. Романовского о структуре социологии и дискурсе кризиса в современной социологии, интерес вызывает позиция В. А. Ядова о будущем социологии.

Представление о современной структуре социологического знания тесно связано с идеей Р. Мертона о теориях среднего уровня, объединяющих эмпирический и теоретический уровни исследования. Отметим, что эта модель встраивается некоторыми авторами и редакторами учебников в тексты по современной структуре социологии в качестве составной части, например Е. Ф. Молевичем, С. С. Фроловым, А. Г. Эфендиевым. Так, С. С. Фролов, модифицируя модель Р. Мертона, выделяет 1) уровень фундаментальных общесоциологических исследований, 2) теории среднего уровня, представленные теориями социальных институтов, теориями социальных общностей и теориями специализированных социальных процессов, и 3) уровень первичного обобщения эмпирических данных [11].

А. Г. Эфендиев выделяет три уровня в структуре социологии вслед за Р. Мертоном: 1) высший уровень социологического знания - общесоциологические теории, исследующие общество как единую систему; 2) теории среднего уровня, в рамках которых реализуется задача теоретического осмысления социальных подсистем; 3) уровень эмпирических социологических или конкретно-социологических исследований, главная научная цель которых - описание конкретных социальных фактов, их классификация и интерпретация [5].

Е. Ф. Молевич дважды обращается к модели Р. Мертона. Первый раз, рассматривая историю становления современной структуры социологического знания, ученый упоминает модель Р. Мертона и указывает на ее познавательные возможности и ограничения. Второй раз к этой модели автор обращается при определении специфики предметного типа содержательного аспекта современной структуры социологии. Е. Ф. Молевич модифицирует модель Р. Мертона, выделяя 1) общесоциологический уровень, 2) уровень теорий среднего ранга и 3) уровень социографии (конкретных социологических исследований). Причем в рамках теорий среднего уровня Е. Ф. Молевич выделяет специальные и отраслевые социологические теории, поясняя, с одной стороны, в чем различия между ними, а с другой - что позволяет объединить их в единый уровень рассмотрения [4].

Можно выделить и определенные различия в обозначенных позициях авторов в использовании идеи Р. Мертона. Во-первых, ученые по-разному понимают и классифицируют теории среднего уровня и, вовторых, в разных значениях используют понятия: фундаментальные, теоретические, общесоциологические, а также конкретные и эмпирические исследования.

Нами допускается сама возможность давать студентам задания, которые основываются на модели Р. Мертона, безусловно, понимая все ограничения ее применения. Эти задания, на наш взгляд, в большей степени будут работать на развитие навыков критического мышления студентов, нежели на цель прохождения ими потенциального тестирования, хотя и на нее опосредованно тоже.

Практическое занятие по определению места общей социологии в структуре социологического знания, как правило, содержит следующие задания. Во-первых, студенту предлагается сформулировать тему конкретного социологического исследования, помня о том, что она должна содержать в себе ссылку на предмет и объект исследования. Во-вторых, указать, какие теории среднего уровня выступают базой для изучения этой темы и в чем их особенности. И в-третьих, показать, какие общесоциологические теории, уходящие корнями в социальную философию, могут выступать методологической базой для исследования выбранной темы и в чем будет специфика рассмотрения обозначенной темы с разных философско-методологических позиций. Данные задания, с одной стороны, показывают, какова роль общей социологии в структуре социологии, а с другой стороны, позволяют проследить связь между уровнями структуры социологического знания.

студент преподавание социология тестирование

3.Лапин Н. И. Предмет и методология социологии // Социологические исследования. 2002. № 8. С. 106-119.

4.Молевич Е. Ф. Общая социология: курс лекций. М.: Эдиториал УРСС, 2011. 328 с.

5.Общая социология: учеб. пособие / ред. А. Г. Эфендиев. М.: ИНФРА-М, 2008. 654 с.

7.Cмирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия, 2014. 400 с.

8.Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. М.: Норма, 2009. 912 с.

9.Тощенко Ж. Т. Основные парадигмы и структура социологического знания // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. Т. 1. Вып. 3. С. 11-20.

10.Тощенко Ж. Т. Парадигма, уровни и структура социологического знания // Социологические исследования. 2007. № 9. С. 5-16.

11.Фролов С. С. Общая социология: учебник. М.: Проспект, 2015. 384 с.

Подобные документы

Проблемы преподавания общей биологии студентам непрофильных специальностей. Типологизация стилей обучения. Компьютерные презентации в поддержку курса "Общей биологии" в контексте развития понятийного тезауруса у студентов І курса физического факультета.

дипломная работа [89,6 K], добавлен 26.08.2011

Понятие и сущность идеи относительности в кинематике, ее характеристика и отличительные черты, основные принципы и история создания, современные знания. Методика преподавания кинематики и знания, которые должны усвоить учащиеся, характерные задачи.

курсовая работа [482,3 K], добавлен 01.05.2009

Интерактивное место предмета "география" в общей системе знаний. Урок как классическая форма передачи знаний и их схема: синтез - анализ - синтез. Ситуационные и ролевые игры. Проверка знаний, кроссворды и карточки. Система работы с отстающими учащимися.

дипломная работа [34,6 K], добавлен 06.03.2009

Особенности преподавания психологии в общеобразовательной школе. Личностные характеристики преподавателя психологии, его основные функции и роль. Формирование у школьников психологической культуры как части общей культуры личности на уроках психологии.

курсовая работа [465,3 K], добавлен 29.01.2017

Современное образование с позиций социологии. Основные стороны ценностного содержания личностного, общественного и государственного образования. Основные закономерности и тенденции его развития, проблемы и механизмы развития педагогического знания.

Содержание

1Социологическое образование в России 6

1.1Современное состояние российской социологии и

социологического образования 6

1.2 Образовательные стандарты и преподавание социологии 12

1.3 Влияние научных исследований на преподавание социологии 14

1.3.1 Центры повышения квалификации преподавателей 15

2 Опыт преподавания социологии в вузах России 17

2.1 Инновационные методы в преподавании социологии 17

2.2 Влияние преподавания социологии на формирование личности 21

Библиографический список 30

Работа содержит 1 файл

Опыт преподавания социологии а ВУЗах России.docx

1Социологическое образование в России 6

1.1Современное состояние российской социологии и

социологического образования 6

1.2 Образовательные стандарты и преподавание социологии 12

1.3 Влияние научных исследований на преподавание социологии 14

1.3.1 Центры повышения квалификации преподавателей 15

2 Опыт преподавания социологии в вузах России 17

2.1 Инновационные методы в преподавании социологии 17

2.2 Влияние преподавания социологии на формирование личности 21

Библиографический список 30

Социология – интересная и практически полезная наука. Она позволяет узнать, что происходит с обществом и людьми, по каким векторам и в каких параметрах осуществляются социальные изменения, к каким итогам ведут разнообразные трансформации социальной жизни. Без знания выводов и рекомендаций социологов ныне не могут обойтись государственные и общественные деятели, политики и бизнесмены, журналисты и маркетологи, работники социальных и психологических служб, учреждений культуры и образования – все, кто по роду своей профессиональной деятельности или призванию имеет дело с людьми и социальными группами, кто так или иначе воздействует на общественные отношения. Эти воздействия дают желательный результат только тогда, когда они реализуются на основе учета объективных тенденций социальной жизни, обнаруживаемых и изучаемых социологией.

Ее преподавание в вузах России начато только десять лет тому назад, если не считать бурного развития социального образования в России в первые десятилетия ХХ в. В 1990-х гг. в российских университетах создано более пятидесяти факультетов и отделений социологии. Овладение основами социологических знаний стало обязательным для всех россиян, получающих любое высшее профессиональное образование, а также обучающихся в некоторых колледжах, лицеях, гимназиях и училищах.

Актуальность данной курсовой работы в том, что преподавание социологии в России сейчас набирает новые обороты.

Объектом данной работы является преподавание социологии. Предметом – опыт преподавания социологии в ВУЗах России.

Цель данной курсовой работы – проработать собранный материал по теме и показать опыт преподавания социологии.

Задачи данной работы состоят в раскрытии следующих вопросов:

  1. оценить современное состояние социологии в России;
  2. проанализировать опыт преподавания социологии.

Метод применяемый в данной курсовой работе – анализ.

Новизна данной курсовой работы заключается в том, что работа ссылается на книги популярных авторов.

1 СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

1.1 Современное состояние российской социологии и социологического образования

Не оспаривая количественных характеристик процесса, заметим, что оценки сторонников этой точки зрения практически полностью игнорируют качественное содержание новой российской социологии и социологического образования. Подобная забывчивость отнюдь не случайна: за цифрами экстенсивного роста социологии в России подчас скрывается если не ее деградация, то, по крайней мере, отсутствие убедительных показателей качественного развития[8; с. 138].

Алармистский подход к развитию социологии в России часто опирается на трезвые оценки, которые не всегда грешат радикализмом. Так, Р.В. Рывкина отмечает существенное улучшение базовых общественных характеристик, влияющих на российскую социологию. По ее мнению, в сравнении с советской эпохой сегодня у нас есть неоспоримые преимущества. К их числу относятся свободы − планирования и организации любых исследований; международных связей и обмена информацией; высказывания любых научных идей и концепций; использования и сбора информации. Нередко, правда, эти свободы имеют потенциальный, а не актуальный характер. Кроме них, социология реализует себя и через целый ряд других условий, отмечаемых Р.В. Рывкиной: существование научных организаций и (или) крупных научных коллективов; нормальное воспроизводство научных кадров; внутренний социальный заказ, то есть спрос на исследования со стороны государства и бизнеса; востребованность со стороны общества; развитие сетевых научных контактов социологических организаций как внутри страны, так и за рубежом и др.

В последние годы возникли и новые тенденции во взаимоотношениях социологии и российского общества. Если в перестроечные и постперестроечные годы значимость социологического знания не ставилась под сомнение и речь лишь шла о том, как лучше его осваивать и развивать, то сейчас все чаще можно столкнуться с нигилизмом по отношению к социологии в целом. Нередко в выступлениях политических деятелей и журналистов встречаются заявления, что российская социология оказалась неэффективной, в какой-то мере чисто западной наукой, не применимой к нашим реалиям. Она не смогла стать научным компасом реформирования России и потому несет ответственность за кризисное состояние российского общества. Вопрос не так прост, как может показаться [12; с. 92].

Сравнительно новым (или хорошо забытым старым) явлением становится стремление ввести российскую социологию в сетку идеологических координат, что особенно заметно в преподавании. Некоторые социологи приняли роль учителей жизни и социальных проповедников, выступающих от лица всего общества. Социальный конструктивизм, назидательность и нелюбовь к конкретному социальному анализу у них сочетаются со снятием тезиса о независимости научной экспертизы. В статьях и программах учебных курсов по социологии не всегда легко различить границы научного и политического дискурсов. Социологии пытаются приписать не свойственные ей функции управления социальными процессами, руководства обществом. З. Бауман определил политизирующую социологию как судейскую. В ней есть однозначные критерии прогрессивного и реакционного, передового и отсталого, правильного и неправильного. Советский марксизм, в частности, был откровенно судейской социологией.

Читайте также: