Проблемы преподавания обществознания в школе

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация. В статье рассматриваются требования, которые выдвигаются к осуществлению продуктивного образовательного педагогического процесса освоения курса обществознания в современной общеобразовательной школе. Перечислены и проанализированы задачи, вставшие перед педагогами в связи с переходом к новым стандартам обучения учащихся. Оценке подвергнуты компетенции и качества учителя, наиболее актуализировавшиеся. Рассмотрены профессиональные требования к знаниям, навыкам и умениям современного педагога. Затронуты аспекты профессиональной подготовки учительских кадров для обучения обществознанию в школе.

Актуальные проблемы преподавания обществознания

в условиях перехода к ФГОС

Аннотация.В статьерассматриваютсятребования, которые выдвигаются к осуществлению продуктивного образовательного педагогического процесса, осуществляемого в освоении курса обществознания в современной общеобразовательной школе. Перечислены и проанализированызадачи, вставшие перед педагогами, в связи спереходом к новым стандартам обучения учащихся. Оценке подвергнутыкомпетенции и качестваучителя, наиболее актуализировавшиеся, в этой связи. Рассмотреныпрофессиональные требования к знаниям, навыкам и умениям современного педагога. Затронутыаспекты профессиональной подготовки учительских кадров для обучения обществознанию в школе.Ключевые слова:ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), знаниевая модель обучения, компетентностный подход, технологии проектного обучения, интерактивная образовательная деятельность, метапредметная связь.

Как правило, такой подход приводит к получению невысоких результатов, тем более, что идёт тенденция к повышению пороговых значений, прохождение которых обеспечивает позитивную оценку и сданныйэкзамена. Да и вузы страны с каждым годом повышают проходной балл. Таким образом, подготовка к ЕГЭ по обществознанию –это серьёзная работа, успешности которой может способствовать мотивированность учащегося и грамотная политика в данном направлении, которую осуществляет педагог, под руководством которого и ведётся вся эта работа.

Ссылки на источники1.Григоренко Т. Ф. Требования ФГОС и проблемы реализации проектной деятельности в школьном обществознании // Преподавание истории и обществознания в школе. –2013.

В статье рассматриваются требования, которые выдвигаются к осуществлению продуктивного образовательного педагогического процесса освоения курса обществознания в современной общеобразовательной школе. Перечислены и проанализированы задачи, вставшие перед педагогами в связи с переходом к новым стандартам обучения учащихся. Оценке подвергнуты компетенции и качества учителя, наиболее актуализировавшиеся. Рассмотрены профессиональные требования к знаниям, навыкам и умениям современного педагога. Затронуты аспекты профессиональной подготовки учительских кадров для обучения обществознанию в школе.

ВложениеРазмер
aktualnye_problemy_prepodavaniya_statya.docx 22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы преподавания

обществознания в школе

Автор: учитель обществознания ГБОУ школы № 59 Приморского района

Санкт-Петербурга Зазыкина Елена Владимировна

В современном мире ускорение темпов общественного развития вызывает необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Современное образование должно способствовать формированию человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, и нацеленного на его совершенствование, помогать самоопределению и самореализации личности. Одним из способов такой подготовки является развитие умения рефлексии своего жизненного опыта, его систематизации и обобщения, применения для решения теоретических и практических задач.

В современной школе зачастую наблюдается доминирование воспитательных задач над обучающимися, т. е. одной из важнейших функций общеобразовательной школы становится человекообразующая функция.

Главная задача современной российской школы – сформировать мировоззрение обучающихся, воспитать людей гражданского общества.

Одной из актуальных проблем современного российского образования является повышение уровня учебной мотивации обучающихся. В своей преподавательской деятельности это должен учитывать каждый педагог, чтобы создавать благоприятные импульсы у обучающихся.

Моей непосредственной задачей как педагога является развитие у обучающихся внутренней, т.е. положительной мотивации учения для эффективности образовательного процесса.

На своих уроках, как учитель обществознания, использую на протяжении последних лет разнообразные методики и технологии обучения:

  • проблемное обучение;
  • разноуровневое обучение;
  • технологию использования в обучении игровых методов: деловых, игровых и т.д.;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • метод проекта;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии и др.

Задачу своих предметов вижу в том, чтобы формировать и развивать культуру мышления у обучающихся, навыки организации труда обучающихся, навыки критического мышления, воспитание любви и уважения к Отечеству и окружающим людям.

На уроках обществознания мною используются активные формы обучения, внедряемые в течение нескольких последних лет. Это групповая практическая работа и индивидуальная практическая работа. Ведь в компетентностной парадигме приоритетной задачей уроков обществознания становится обучение развитию навыков делового и личного общения, самостоятельной и командной работы.

В своей практике я часто использую активные формы учебных занятий (дебаты, деловые игры, командные развивающие игры, конференции, семинары).

В связи с этим целесообразна следующая структура изучения любого тематического блока в 10-11-х классах: вводная лекция с элементами беседы, практикум-обучающий тест (предусмотрено свободное использование любых доступных источников информации), практикум по решению познавательных задач, в завершение – семинар, деловая игра или дебаты.

Одним из важнейших направлений своей работы в школе – это работа в рамках научной деятельности обучающихся. Одним из ключевых направлений деятельности образовательного учреждения становится стимулирование креативности обучающихся. Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой.

Целесообразность научной работы в школе еще иногда вызывает сомнения у некоторых учителей школы. В качестве основных аргументов против научных исследований школьников выступают доводы о чрезмерной перегрузке обучающихся и о сомнительности новизны и научной значимости результатов таких работ. Логика противников исследовательской работы школьников представляется несостоятельной, поскольку основана на неверных посылках. Полезная, интересная и правильно организованная деятельность обучающихся не создает перегрузки.

Развитие творческого потенциала личности обучающегося является одним из ведущих направлений деятельности школы.

Участие в работе научного общества дает ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

− формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

− дает возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;

− воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;

− благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

Кроме того, обучающиеся получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.

Таким образом, одним из основных направлений деятельности образовательного учреждения становится проектная и исследовательская деятельность обучающихся.

Вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность таким образом, чтобы эта деятельность стала потребностью – процесс длительный и сложный. Формирование ИКТ – компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем.

При формировании ИКТ – компетентности успешно применяются традиционные подходы:

– словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой);

– наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

– практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы).

Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у обучающихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Эта способность (или компетенция) должна обеспечить школьникам возможность: успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернета); подготовиться к выбранной профессиональной деятельности; жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

Научная деятельность в школе предусматривает развитие у обучающихся познавательных навыков, критического мышления, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Новые информационные и телекоммуникационные технологии дают в руки богатый набор инструментов и широчайшие возможности работы в едином информационном пространстве с доступной и качественной информацией. Они способствуют обучению оптимальным приемам поиска информации, повышают общий информационно-культурный уровень обучающихся.

Таким образом, системное внедрение новых форм обучения на уроках обществознания с 10-го по 11-й класс позволяет эффективно развивать ключевые компетенции, связанные с поиском и практическим применением информации.

https://gazeta-pedagogov.ru/rospotrebnadzor-trebovaniya-k-pitaniyu-v-shkolah-budut-uchityvat-regionalnye-osobennosti/

Кандидат философских наук Елена Брызгалина — об уникальности курса обществознания в школе и проблемах его преподавания.

В школе есть курс, который называется обществознание, а еще недавно он назывался обществоведение. Курс уникальный, и его уникальность в том, что, в отличие от многих школьных предметов, он включает в себя и опирается на знания, подходы, методы не одной, а сразу нескольких наук. В основе школьной обществоведческой подготовки лежат знания из области философии, социологии, политологии, экономики, права, социальной психологии. И вот именно этой изначальной междисциплинарностью определяется уникальность и одновременно сложность школьного курса.

Школьный курс обществознания направлен не только на то, чтобы дать научную подготовку, понятийную базу, первичную ориентацию во всех этих науках, он направлен не только на то, чтобы профессионально сориентировать молодого человека. Именно в преподавании обществознания очень важна его мировоззренческая направленность. А если говорить в терминах современной образовательной системы, то очень важен вклад обществознания в формирование метапредметных и личностных компетенций.

Из-за того, что школьный курс обществознания опирается на разные науки, структура его преподавания в средней школе достаточно сложна. С 5 по 7 класс обществоведческая подготовка связана со знакомством молодого человека, связана со знакомством школьника с основными институтами, в которые он уже вовлечен, например институтом семьи. Далее задача усложняется, школьника знакомят с тем, что общество есть система, а если это система, значит, в ней есть основные элементы — подсистемы, или, как говорят, сферы жизни общества. И тогда школьники изучают социальную, экономическую, политическую, духовную сферы, и отдельно рассматриваются вопросы морали и права как основных регуляторов поведения человека в этих сферах.

В старшей школе, в 10 и 11 классах, задача преподавания обществознания немного изменяется. В фокусе преподавания оказывается сам человек, например: человек в системе экономических отношений, человек в системе политических институтов и так далее. То есть содержание обществоведческой подготовки связано не просто с нарастанием сложности, с освоением каких-то новых разделов, а со сложным циклическим возвращением на разных этапах образования фактически к одним и тем же, но крайне важным вопросам.

Сегодня часто обсуждается задача унификации преподавания разных наук, например исторической подготовки школьников. Но в силу специфики унифицировать преподавание обществознания крайне сложно, ведь встает задача отбора материала: на какие концепции — философские, социологические, психологические, экономические — опираться? Эта задача выбора материала для обществознания предельно сложна. Даже сложно сопоставить эту задачу, которая должна решаться в обществознании, задаче унификации в каких-то других предметных областях.

Современное обществознание — это тот школьный предмет, который стоит на первом месте среди дисциплин, выбираемых выпускниками школы в качестве дисциплин по выбору при сдаче ЕГЭ. Потому что при поступлении на большое количество востребованных, скажем так, модных направлений высшего образования требуется результат по обществознанию. Например, по 2014 году более половины выпускников 11 класса Москвы выбрали обществознание в качестве предмета по выбору. Это налагает особую ответственность и на учителя обществознания, и на внеучебные формы обществоведческой подготовки, которые тоже значимы для формирования обществоведческих компетенций.

Одна из актуальных содержательных задач для современного образования в области обществоведческой подготовки школьников — это реализация комплексного междисциплинарного подхода.

Поскольку темы, которые изучаются в школьных обществоведческих курсах, очень разнообразны, есть возможность привлечь знания, привлечь обыденный опыт школьника для обсуждения самых разных проблем, установить связи между обществознанием и курсом литературы, обществознанием и курсом истории. Поэтому обществоведческая подготовка не может быть рассмотрена как сугубо завершающаяся академическим пребыванием на уроке обществознания.

В современном обществознании, когда оно преподается, очень остро проявляются все проблемы, с которыми школьник сталкивается за пределами школы, — например, это противоречие между требованиями формальных институтов образования и неформальными агентами социализации и иными институтами. Ранее такой остроты в противоречии требований не было, сегодня это противоречие нарастает. Очень большое количество школьников вовлечены в неформальные структуры, входят в какие-то организации, идентифицируют себя с теми или иными достаточно маргинальными общественными группировками. Нарастает противоречие между тем, что слышит школьник, например, с экранов телевизора, читает в СМИ, видит в интернете. Я не буду говорить о том, что массовая культура — это абсолютное зло, но следует признать, что требования к образу жизни, которые навязываются стандартами массовой культуры, противоречат тем идеалам, о которых учителю приходится говорить в школьном курсе обществознания.

Сегодняшняя школа в России переживает достаточно тяжелый период — период формирования так называемого профильного образования. Обществознание это затрагивает следующим образом: если, например, в 11 классе преподавание обществознания, как правило, дается в объеме 70 часов, то для профильной школы или профильного класса преподавание обществознания может быть увеличено примерно до 105 часов, плюс отдельно могут читаться такие разделы обществознания, как экономика и право. Профильность означает не просто увеличение числа часов на изучение того предмета, который наиболее значим для выбора будущей профессии и для успешного освоения программ высшего образования, например, юриста, социолога или экономиста. Профильность означает перестройку всей системы школьной подготовки, когда на обществоведческую базу будут работать не только школьные предметы, но и внеучебные формы деятельности, то, что составляет атмосферу школы, ее особое образовательное пространство.

Сегодня часто возникают дискуссии, стоит ли сохранять то разнообразие дисциплин, на которое опирается школьный курс обществознания. Все громче звучат голоса о возможной замене интегративного обществоведческого курса курсом, опирающимся на одну дисциплину, например право или граждановедение. И аргументы при этом приводятся достаточно серьезные: если мы готовим гражданина своей страны, то знание законов этой страны может быть гораздо более важным, чем, например, знакомство с разнообразием типов политических систем в разделе обществоведческого курса, связанного с политологией. Если такая замена в будущем будет происходить, то, конечно, она существенно сузит ту широкую базу, которую дает сегодняшний курс обществознания. И, думается, если такие решения будут приняты, они с глобальной точки зрения на перспективу будут работать негативно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сталинская М.П.,

учитель ГБОУ СОШ №16

Россия, г. Санкт-Петербург

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ.

Аннотация : В статье рассматриваются проблемы преподавания предмета обществознание в школе на основе анализа результатов единого государственного экзамена по предмету обществознание в 2020г. Поднимаются вопросы формирования и применения личного социального опыта учащихся при изучении предмета.

Ключевые слова : Обществознание, измерители образовательных достижений, ЕГЭ, личный социальный опыт.

Stalinskaya M.P.

Teacher GBOU secondary school №16

Russia St.Petersburg.

PROBLEMS AND TRENDS OF TEACHING SUBJECTS SOCIENTY

Annotation : The article presents the problems of teaching the subject of public consciousness at school based on the analysis of the results of a unified state exam on the subject of public consciousness in 2019. Questions of studying the formation and application of personal social experience of students in the study of the subject.

Keywords : social science, measuring instruments of educational achievements, Centralized Testing, personal social experience.

На протяжении всей истории образования цели и задачи образовательного процесса постоянно меняются, подстраиваясь под реалии и задачи современности.

Многочисленные международные мониторинговые исследования качества образования выявляют отставание российских школьников от их сверстников других стран по показателям применения полученных знаний и компетентности при планировании стратегии личного жизненного развития и в решении простых бытовых задач [2]. Результаты проведённых исследований стали предметом постоянного анализа, проводимого Российской Академии образования, Федерального института развития образования и других национальных организаций. Рекомендации и материалы, разработанные в процессе анализа, используются при разработке федеральных государственных стандартов образования (ФГОС), а также ряда измерителей образовательных достижений (ЕГЭ, ВПР).

Приоритетной задачей перед современной школой стоит формирование человека, интегрированного в общественную жизнь. В настоящий момент, цель и задачи воспитания, образования и социализации российских школьников формулируются в контексте национального воспитательного идеала. Новая концепция образования, это становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Центральной задачей государственных стандартов образования становится личностно-ориентированная компетентность учеников, грамотное формирование и применение их личного социального опыта. Именно предмет обществознание, как никакой другой, позволяет создать целостную и объёмную картину социального мира. Основная функция обществоведческого образования, активное содействие социализации личности.

Изучение обществознания всегда вызывало затруднения. Главная причина этого – сущность обществознания как интегрированного предмета, включающего комплекс основ социально-гуманитарных наук и, зачастую, противоречивые особенности личностного восприятия школьниками общественных процессов. Так же существует некоторая правовая и методическая неопределённость, которая затрудняет проектирование и реализацию современного обществоведческого образования.

Разрыв между теорией и практикой применения личного социального опыта учащихся в реализации знаний, полученных в школе, особенно сильно проявляется при анализе результатов ЕГЭ по предмету обществознание.

Обществознание наиболее массовый экзамен по выбору. Это объясняется востребованностью его для поступления в вузы с обширным спектром направлений и специальностей. Экзаменационная работа отражает интегральный характер курса и проверяет широкий спектр предметных умений, знаний об обществе, о социальных качествах личности, о важнейших экономических и политических процессах, правовых взаимодействиях, духовной сфере общества.

Общее число участников основного периода ЕГЭ в 2020 составило, по отчету Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, 315,2 тысячи выпускников, средний бал – 54,9.

Результаты ЕГЭ 2019 по обществознанию показали, что независимо от проверяемого теоретического содержания ученики испытывают трудности в:

- в раскрытии на примерах личного социального опыта, изученных теоретических положений и понятий социально-экономических и гуманитарных наук (задание 23 – 27,8% выполнения; задание 26 – 31,4% выполнения)

- в привлечении обществоведческих знаний для объяснения своего мнения по определённой проблеме (задание 24 по тексту – 26 % выполнения, задание 29 мини-сочинение – 22,5% выполнения).

- в раскрытии смысла понятия, использовании понятия в заданном контексте (задание 25 – 32% выполнения).

Выполняя задания, предполагающие приведение примеров (задания 23, 26, 29), выпускники практически не привлекали межпредметные связи с другими учебными предметами. Так, например, в одном из заданий требовалось на примере достижений трёх конкретных деятелей науки проиллюстрировать положение о том, что российская наука обогатила мировую науку. Только 23% смогли выполнить это задание [3].

Анализ ЕГЭ 2020 по обществознанию очень чётко проявил проблему неготовности большинства выпускников школ ориентироваться в огромном пространстве образовательной информации, трансформировать и применять полученную информацию в личном социальном опыте. Всё больше возникает вопросов о взаимосвязи школьного образования и формировании личного жизненного опыта учащихся.

Данная проблема основывается на оторванности учебных дисциплин от реалий современной жизни, в отсутствии связей школы с внешним миром. Ученики заучивают огромное количество информации по различным предметам, но не находят ей практического применения. Согласно действующему стандарту гуманитарного образования, выпускник школы должен чётко знать виды и формы предпринимательской деятельности, основы трудового законодательства, права и обязанности налогоплатильщика, основы избирательного права и государственного устройства. Однако, выйдя из школы, выпускники не имеют понятия об элементарных вещах вроде того, как заполнить квитанцию на оплату коммунальных услуг, как составить резюме и вести себя на собеседовании, где оформить ИНН, что такое СНИЛС, как вести себя с представителями правоохранительных органов и т.д. Багаж жизненного опыта выпускника вне стен школы оказывается нулевым.

Для изменения этой ситуации необходимо комплексное практическое изменение взаимодействия не только учителей с учениками, но и выстраивание коммуникации между учителями предметниками для синтеза межпредметных связей, для органичного формирования личного и образовательного опыта учащихся. Учителю необходимо работать над собственными познавательными мотивациями. Ошибка учителя в средней и старшей школе, это концентрация внимания только на своём предмете, нежелание обмениваться опытом с коллегами, отсутствие потребности учиться вместе с учениками, развивая свой личный социальный и педагогический опыт. Учителям обществознания необходимо быть универсальными, знать, что на данный момент ученики проходят на уроках литературы, истории, географии, мировой художественной культуры. Современный учитель обществознания обязан быть мультикультурным, уметь синтезировать информацию различных предметов, современных информационных источников и учить школьников проводить межпредметные аналогии и приводить контекстные примеры. Только в таком комплексном подходе возможно решать актуальные проблемы преподавания предмета обществознание в школе.

1. Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в образовательных организациях различных типов: Коллективная монография. Ч. 2 / Под общ. ред. Л.В. Алексеевой. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015.

4. Отчет по результатам социологического исследования среди учащихся учебных заведений в целях определения уровня их заинтересованности в последующем трудоустройстве.

Елена Брызгалина

Философ Елена Брызгалина о междисциплинарности обществознания, проблемах современного образования и унификации преподавания

Над материалом работали

Елена Брызгалина

кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ, специалист по философским проблемам биологии и медицины

Читайте также: