Проблемы оказания медицинской помощи в школах

Обновлено: 07.07.2024

Первая - это частое отсутствие медицинской сестры в школе и закрытый медкабинет. Многие не раз сталкивались с тем, что, когда кому-то становилось плохо, то чаще всего его просто отправляли домой (если не было ничего серьезного).

В других случаях в школу вызывали скорую помощь. Но почему так? Ведь образовательное учреждение должно создавать условия для оказания первой медицинской помощи.

Дело в том, что в школах зарплата медсестры невелика. Поэтому параллельно они работают в больницах, куда так часто отлучаются.

А также по новой системе один медработник рассчитан сразу на несколько школ, вот и приходится ему разрываться. Но что же делать, если ученику стало нехорошо и врача нет.

Остаётся звонить в больницу или родителям. Учитель не имеет права оказывать первую медицинскую помощь. И ещё ему нельзя отправлять больного домой одного, так как несёт за него ответственность.

Должен ли находиться постоянно медработник в школе?

Вопрос неоднозначный. Все зависит от школы и количества обучающихся. В некоторых маленьких учебных заведениях врачи вообще не предусмотрены. Но это неправильно. Кто еще в школе может оказать необходимую первичную медпомощь, если не профессиональный работник.

Уголь от всех болезней

Другой проблемой является качество отказываемой помощи медработниками. Ученику стало плохо, у него разболелась голова, и, к счастью для него, двери медкабинета было открыты и врач сидел на месте, НО дал ему УГОЛЬ. Было бы смешно, если не было бы так грустно.

Ребята рассказали, что у них такое не редкость. Неважно, что с тобой случилось: голова болит, живот, нога, палец, разбил коленку или поднялась температура - от всего спасёт активированный уголь (или витаминчики).

Ниже представлены результаты опроса

Результат: 71% - нет, 29% - да.

Результат: средний ответ 3 балла из 10.

С этой системой нужно что-то делать, чтоб наши дети чувствовали себя в безопасности, а мы не переживали на них!



И медсестра или врач окажут ему первую помощь: измерят давление и температуру. Помогут остановить кровотечение из разбитого носа или коленки, обработают ранку, перевяжут травмированную руку, вызовут скорую помощь.

На прививку

В школьных стенах проводится вакцинация учащихся ( при наличии лицензии на данный вид медицинской деятельности). Перед прививкой врач обязан осмотреть ребёнка, измерить температуру, уточнить дату последнего заболевания, наличие аллергии, каких-либо важных событий в жизни ученика, например предстоящих соревнований или лечения в стационаре. И только после этого принять решение, в какие сроки проводить прививки.

Прививка проводится только с письменного согласия родителей. Отказ от вакцинации родители должны предоставить тоже в письменном виде. До прививки школьника и родителей предупредят о возможных побочных реакциях.

Профилактика

Лечение в школьных медицинских кабинетах не предусмотрено. Если ребёнок кашляет, чихает, жалуется на плохое самочувствие, боль в горле, руке, животе… – его нужно оставить дома, а не надеяться на помощь школьного врача. К тому же ваш ребёнок не должен подвергать других детей опасности заражения.

Дело школьных медработников – профилактика.

Они ведут с детьми просветительские беседы:

- зачем переобуваться в помещении,

- почему при чихании надо использовать одноразовый носовой платок,

- мыть руки не только перед едой и после посещения туалета, но и до него, так как для безопасного совершения туалета руки тоже должны быть чистыми,

- предупреждают о распространении инфекций и паразитов: к примеру, проверяют после каждых каникул детей на педикулез.

Во время эпидемии гриппа или ОРВИ медсестра каждый день пересчитывает заболевших. При превышении 20%-ного уровня заболеваемости директор школы, опираясь на постановление Главного санитарного врача РФ и предписание главного санитарного врача региона, объявляет карантин в от­дельном классе или во всей школе.

С учителем физкультуры школьный врач ( или фельдшер) формирует группы здоровья; с классным руководителем рассаживает учеников за партами в соответствии с санитарными требованиями.

В медкабинете школьник может получить справку об отсутствии контактов с больными детьми, о сделанных прививках, документы для лагеря, санатория, стационара, для спортивной секции…

Питание

Ежедневно медицинская сестра не только пробует еду на вкус в школьной столовой, но и оставляет суточную пробу для 2-суточного хранения на тот случай, если придётся разбираться: ученик отравился купленным на углу хот-догом или обедом в школе?

- участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, в том числе питания, физического воспитания, трудового обучения несовершеннолетних в образовательных организациях;

- оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний;

- направление обучающихся, при наличии медицинских показаний, в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой находится несовершеннолетний;

- организацию и проведение работы по иммунопрофилактике в образовательных организациях;

- организацию и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях;

- организацию и проведение ежегодных скрининг- обследований, периодических медицинских осмотров обучающихся;

- организацию профилактических медицинских осмотров обучающихся, анализ профилактических медицинских осмотров с целью контроля за состоянием здоровья несовершеннолетних и разработку рекомендаций по профилактике заболеваний и оздоровлению обучающихся;

- организацию проведения медицинских осмотров несовершеннолетних перед началом и в период прохождения производственной практики в организациях, работники которых подлежат медицинским осмотрам;

- подготовку предложений по медико-психологической адаптации несовершеннолетних к, процессам обучения и воспитания в образовательной организации, а также по коррекции нарушений адаптации обучающихся;

- работу по формированию групп несовершеннолетних повышенного медико-социального и биологического риска формирования расстройств здоровья для оптимальной организации процессов обучения и воспитания, оказания медицинской помощи, в том числе коррекции нарушений здоровья и развития;

- анализ состояния здоровья несовершеннолетних, подготовку предложений по приоритетам при разработке профилактических, коррекционных мероприятий, реализуемых в образовательных организациях;

- подготовку предложений и внедрение конкретных медико-социальных и психологических технологий сохранения, укрепления и восстановления здоровья несовершеннолетних в условиях образовательных организаций;

- взаимодействие с врачами-педиатрами участковыми, врачами-специалистами медицинских организаций, психологом и педагогами образовательной организации по вопросам определения профессиональной пригодности несовершеннолетних;

- методическое обеспечение, совместно с психологами и педагогами образовательной организации, работы по формированию у обучающихся устойчивых стереотипов здорового образа жизни и поведения, не сопряженного с риском для здоровья;

- участие в оздоровлении обучающихся в период отдыха и в оценке эффективности его проведения;

- организацию в условиях образовательной организации работы по коррекции нарушений здоровья несовершеннолетних, снижающих возможности их социальной адаптации, ограничивающих возможности обучения, выбора профессии, подготовки к военной службе (патология органов зрения, пищеварения, костно-мышечной системы, нервной системы и др.);

- участие в гигиеническом контроле средств обучения и воспитания и их использования в процессах обучения и воспитания;

- проведение санитарно-гигиенической просветительной работы среди несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам профилактики заболеваний несовершеннолетних и формирования здорового образа жизни;

- своевременное направление извещения в установленном порядке в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении;

- передачу сведений ответственному медицинскому работнику медицинской организации для информирования органов внутренних дел о поступлении (обращении) пациентов (обучающихся), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий.

Несмотря на то, что в прошлом году в условиях развития эпидемии COVID-19 школьники и студенты значительную часть времени получали образование дистанционно, образовательные организации всё равно обязаны создавать необходимые условия для охраны и укрепления здоровья своих обучающихся.

Последние годы демонстрируют наличие определенных проблем в этой сфере, однако соответствующая деятельность – обязанность школ, колледжей, вузов. Поэтому, несмотря на существующие проблемы, такие как кадровый дефицит медицинских работников в регионах, большие материальные затраты, связанные с организацией деятельности медицинских блоков, образовательные организации вынуждены организовывать работу медицинских кабинетов.

Подробно рассмотрим все нюансы организации деятельности медицинских блоков в школах и других образовательных учреждениях для несовершеннолетних.

Охрана здоровья в образовательных организациях

Так, охрана здоровья обучающихся включает в себя:

ТипСодержание компетенции/обязанность
Организационные организацию питания обучающихся;
определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи;
Воспитательныепропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
профилактика и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
Медицинскиеоказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Обратимся именно к тем обязанностям образовательного учреждения, которые мы условно обозначили как медицинские.

Медицинская помощь в образовательных организациях

Образовательная организация в процессе осуществления образовательной деятельности обязана обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. То есть образовательная организация может обслуживаться медицинской организацией, либо обеспечивать охрану здоровья обучающихся своими силами, привлекая в штат медицинских работников и полностью обеспечивая деятельность медицинского блока (гораздо менее распространенный сценарий).

Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в вузах и средне-специальных образовательных организациях осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных региональными властями, в медицинской организации.

Мы же остановимся именно на образовательных организациях для несовершеннолетних (это детские сады, школы и колледжи). В них, чаще всего, медицинская помощь обучающимся оказывается силами медицинских организаций.

При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи, которые мы рассмотрим позднее.

Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним

Данный Порядок распространяется на образовательные организации и организации, осуществляющие обучение. Пункт 3 Порядка содержит перечень видов медицинской помощи, которые гарантируются несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях. К ним относятся:

  • первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;
  • специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная;
  • скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная;
  • паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

Медицинская помощь должна оказываться в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Рассмотрим сферы ответственности образовательных организаций и органов исполнительной власти в сфере организации охраны здоровья несовершеннолетних в соответствии с Порядком:

Образовательная организацияОрганы исполнительной власти в сфере здравоохранения
Обеспечивает организацию охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания в организациях (кроме оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) Обеспечивает оказание первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации.
Безвозмездно предоставляет медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

Первичная медико-санитарная помощь обучающимся, в соответствии с Порядком, может оказываться:

1. В отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (далее — отделения медицинской помощи обучающимся). В структуре отделения предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации. Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета.

2. В кабинетах, здравпунктах медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность. Данное положение в основном применимо к небольшим населенным пунктам, в которых медицинские организации не располагают отделениями медицинской помощи обучающимся.

Порядок разделяет первичную медико-санитарную помощь, оказываемую всем обучающимся и обучающимся, нуждающимся в лечении, реабилитации и оздоровительных мероприятиях. В первом случае — медицинская помощь оказывается врачами-педиатрами, врачами по гигиене детей и подростков, фельдшерами и медицинскими сестрами отделения медицинской помощи обучающимся. Во втором случае к этому перечню медицинских работников добавляются врачи-специалисты.

Как и в большинстве прочих случаев, необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия (ИДС) родителями несовершеннолетнего или иными законными представителями на медицинское вмешательство. По экстренным показаниям для устранения угрозы жизни медицинская помощь может быть оказана несовершеннолетнему без согласия родителей (законных представителей), после чего медицинский работник информирует его родителей (законных представителей) об оказанной медицинской помощи.

Также образовательная организация должна оказывать содействие в информировании несовершеннолетних или их родителей (законных представителей) в оформлении информированных добровольных согласий на медицинское вмешательство или отказов от медицинского вмешательства при организации медицинских осмотров (скринингов) несовершеннолетних, в период обучения, и оказании им первичной медико-санитарной помощи в плановой форме.

Требования к помещениям медицинских блоков

Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности. Рассмотрим эти нормы подробнее.

  • кабинет врача длиной не менее 7,0 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 21,0 м2;
  • процедурный и прививочный кабинеты площадью не менее 14,0 м2 каждый;
  • помещение для приготовления дезинфицирующих растворов и хранения уборочного инвентаря, предназначенных для помещений медицинского назначения, площадью не менее 4,0 м2;
  • туалет.

В ранее построенных общеобразовательных организациях имеющиеся помещения медицинского назначения эксплуатируются в соответствии с проектом.

Помещения должны иметь естественное освещение. Все помещения медицинского назначения должны быть сгруппированы в одном блоке и размещены на 1 этаже здания.

Искусственная освещенность, источник света, тип лампы принимаются в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

Необходимо предусмотреть помещение и (или) место для временной изоляции заболевших обучающихся.

В случае непредоставления образовательной организацией помещений с соответствующими условиями для работы медицинских работников или отсутствия у медицинской организации лицензии на определенные работы (услуги) по месту нахождения помещений образовательной организации допускается оказание медицинской помощи несовершеннолетним, в период их обучения и воспитания, в помещениях медицинской организации.

Оснащение медицинских блоков

Прежде, чем говорить непосредственно о необходимом оборудовании, необходимо провести еще одно разграничение обязанностей медицинской и образовательной организации в части оснащения медицинских блоков:

Образовательная организацияМедицинская организация
Оснащает помещения медицинского блока мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к Порядку)Обеспечивает отделение медицинской помощи обучающимся лекарственными препаратами для медицинского применения

Рассмотрим требования, которые Порядок предусматривает для оснащения медицинских блоков, которые располагаются непосредственно в образовательных организациях.

Перечень оборудования, которым должны быть укомплектованы медицинские блоки, содержится в Приложении № 3 Порядка. Это базовый набор. При наличии в структуре отделения иных кабинетов и подразделений они оснащаются в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи по соответствующему профилю.

Приложение содержит 62 наименования, из которых лишь 2 наименования относятся к рекомендуемым:

  • анализатор окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер);
  • аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма.

Отдельные позиции определяются по числу учебных классов – например, комплекты оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни.

Практическое значения стандартов оснащения медицинских блоков имеет огромное значение. Для наглядности можно привести одно из многочисленных судебных решений, связанных с недостаточной укомплектованностью медицинского блока в школе.

Лицензирование медицинской деятельности образовательной организации

В ряде регионов процедура получения образовательными учреждениями лицензий на осуществление медицинской деятельности упрощена за счет передачи данной обязанности медицинским учреждениям. Например, парламентом Кабардино-Балкарской Республики принято решение об обеспечении совместной деятельности Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики с администрациями муниципальных образований по передаче штатных единиц медицинских работников образовательных учреждений учреждениям здравоохранения Республики, оснащению медицинских кабинетов образовательных учреждений в соответствии с требованиями и передаче их на праве безвозмездного пользования медицинским учреждениям.

В некоторых регионах получение лицензий на осуществление медицинской деятельности для обеспечения деятельности медицинских блоков затруднено в связи с несоответствием медицинских кабинетов санитарно-эпидемиологическим требованиям и неукомплектованностью штатов медицинских работников.

Представляется, что без решения проблемы кадрового дефицита медицинских работников в регионах проблема отсутствия лицензий на осуществление медицинской деятельности в образовательных организациях не получит решения.

Методические рекомендации

Также, в соответствии с Методическими рекомендациями Минкомсвязи, во всех видах общеобразовательных организаций должна быть организована работа по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний. Медицинские осмотры должны проводиться 1 раз в год. Рекомендуется с целью выявления инфекционных и неинфекционных заболеваний проводить осмотры детей после каждых каникул.


История драчунов

школьники на перемене


О подобных инцидентах СМИ пишут редко, но они случаются сплошь и рядом и иногда заканчиваются трагически, говорит руководитель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. Виновата система — сейчас заложниками ситуации оказываются и родители, и учителя, и медики, и в первую очередь сами дети, отмечает он.


Спасение жизни за час

По закону об образовании учителя ответственны за учеников на протяжении всего учебного дня и еще 20 минут после (работает, даже если дети задержались поиграть во дворе). На это обратил внимание Верховный суд, когда разбирал дело о драке двух школьников, во время которой один из мальчиков получил тяжелые травмы. Так, обязанность компенсировать моральный ущерб ложится на школу.

учитель у доски


Минное поле

В последнее время участились травмы как раз на уроках физкультуры — в частности, из-за низкой квалификации физкультурников, говорит глава Общества защиты прав потребителей образовательных услуг. Как бы ребенок ни получил травму — во время драки, игры в салки на перемене или во время физкультуры, проблема одна: оперативно оказывать медицинскую помощь в школе некому, поскольку медкабинеты пустуют.

Школьники во время первых уроков в гимнастическом зале

Из расчетов, сделанных на основе данных из 33 регионов, следует, что на одного педиатра и медсестру приходится в 1,6–6 раз больше детей, чем предполагается по нормативу. При этом работа в школах — это дополнительные ставки, специальных выплат по которым не предусмотрено.


До 2013 года медики, работающие в детсадах, относились к системе образования, потом были переведены в здравоохранение. Однако работа в образовательных учреждениях в ряде регионов не засчитывается как медицинский стаж, из-за чего зарплата медсестер оказалась мизерной.

Кроме того, есть требования Роспотребнадзора, которые обязывают школьных медработников ежедневно проверять пищеблок, в том числе брать пробы еды. Они как не соблюдались пару лет назад, так не соблюдаются, и сейчас ситуация только ухудшилась, сетует Виктор Панин.

Пятирукий спец


Первые выпускники бакалавриата школьной медицины должны были выпуститься как раз в 2019 году. Один из пяти пилотных регионов — Ростовская область. Однако и там, по данным на начало года, каждый третий школьный врач — совместитель, а свыше 40% — пенсионного возраста.

медсестра


В полицию с детсада

Читайте также: