Проблемы мониторинга в школе

Обновлено: 05.07.2024

Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить нормальное функционирование и развитие образовательного процесса, достижение высокого качества образования, а также необходимый уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся.

Вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность освоения предмета учащимися.

Чрезвычайно значимым сегодня является процесс непрерывного оценивания состояния и результатов динамического самодвижения школы и ее инновационных преобразований.

Для эффективного решения задач, поставленных перед современной школой, необходимо построить свою деятельность на диагностико-прогностической основе (на внедрении педагогического мониторинга), обеспечивающей развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Что же такое мониторинг? Педагогический мониторинг можно рассматривать как процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях его оптимизации, организации на научной основе и повышения результативности качества образования.

Педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически законченную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы. Приняты конкретные решения и намечены пути их реализации.

Выделяются следующие уровни педагогического мониторинга.

I. Внутришкольный уровень. На этом уровне образовательной мониторинг фиксируется в виде обобщенного системного представления о деятельности школы по достижению поставленной перед ней цели, а также о деятельности каждого ученика.

Необходимо различать внутренний и внешний мониторинг педагогической деятельности.

Внешний мониторинг предполагает изучение результатов, а также анализ и оценку условий процесса образования независимыми комиссиями, с использованием тестов для проведения экзаменов, контрольных срезов.

Внутренний мониторинг нацелен на образовательный процесс, он призван ответить на вопросы: соответствует ли школа требованиям учеников, их родителей, учителей? Соответствуют ли методы и приемы педагогической деятельности целям учреждения и общим целям образования?

II. Муниципальный уровень. Отслеживается представление о деятельности муниципальной системы образования в целом и ее элементах в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций каждого элемента. Вырабатывается прогноз о развитии системы образования в регионе.

III. Региональный уровень. На этом уровне образовательный мониторинг фиксирует представление о деятельности региональной системы образования в целом и ее элементах в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций разного типа школ региона. Вырабатывает прогноз и развитие системы образования в регионе.

IV. Федеральный уровень. Здесь разворачивается представление о деятельности федеральной системы образования и вырабатывается соответствующий прогноз по аналогии с региональным уровнем.

Мониторинг в образовательном учреждении направлен на комплексное динамическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения. Целью мониторинга в ОУ является обеспечение эффективного слежения за состоянием образования в школе, аналитическое обобщение результатов деятельности, корректировка деятельности управленцев, учителя, учащихся на основе результатов мониторинга.

  • непрерывное наблюдение за состоянием системы образования в пределах своей компетенции и получение оперативной информации о ней;
  • предупреждение негативных тенденций происходящих в системе образования;
  • создание базы данных;
  • анализ полученных данных, составление аналитических справок.
  • Первый – объективность информации.
  • Второй – сравнимость данных.
  • Третий – адекватность.
  • Четвертый – прогностичность.

Реализация обозначенных принципов осуществляется в ходе прохождения следующих обязательных этапов мониторинга:

  1. Постановка цели.
  2. Определение объекта.
  3. Установка сроков.
  4. Изучение литературы.
  5. Разработка инструментария.

II этап. Практический

  • наблюдение
  • собеседование
  • тестирование
  • анкетирование
  • контрольные работы
  • Систематизация знаний.
  • Анализ.
  • Разработка рекомендаций.
  • Выводы.

Уровни использования результатов социально-педагогического мониторинга

принятие управленческих решений;

подбор педагогических кадров;

организация методической работы с классными руководителями;

организация индивидуальной работы с учащимися;

организация индивидуальной работы с учащимися;

изучение адаптации учащихся;

разработка и проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися;

индивидуальные консультации классных руководителей;

Наиболее распространенными являются следующие направления мониторинга в образовательном учреждении (схема 1).

Проблема качества общего среднего образования и его оценка относятся к числу ключевых проблем в системе образования. Многие практически значимые вопросы и задачи в системе образования связаны с проблемой качества и ее решением. Качество образования во многом определяется и тем, какими являются общество и государство. Эксперты Комитета по образованию Совета Европы считают, например, что образовательная политика "является главной частью выражения свободы и суверенитета каждой страны" [2, с. 21]. Иными словами, отставание в качестве образования может иметь глобальные отрицательные последствия для любой страны, включая даже потерю суверенитета.

В образовании проблема качества обсуждается специалистами уже не одно десятилетие. Исследования, направленные на решение этой проблемы, начались в 70-е годы, но и сегодня ни исследователи, ни специалисты-практики в области образования не имеют четких, конкретных представле­ний о том, что следует понимать под качеством образования, какие требова­ния предъявляются к качеству образования, на основе каких показателей можно судить о качестве образования и т. д.

С другой стороны, в педагогике нет недостатка в концепциях и научных представлениях о качестве образования. Их много, и главная проблема здесь в том, что нет такого представления, которое могло бы служить осно­вой для решения практических задач и проблем и удовлетворяло бы современным требованиям. Так, например, в практике обучения доминирует представление о качестве обучения как об определенном уровне усвоения предметных знаний, получающих выражение в отметках ("3", "4" и "5"). Но это представление, как считают многие, устарело и не соответствует современным требованиям, предъявляемым к качеству образования.

На уровне концепции существует представление о качестве образова­ния, разработанное коллективом Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов под руководством д.т.н. Н. А. Селезневой [1]. В нем заданы очень важные, на наш взгляд, положения, о том, что образование (и обучение как часть образования) должно быть личностно, а не предметно ориентированным, и, следовательно, достижения в этой области нужно оценивать не по отношению к усвоению предметных знаний, умений и навыков, а по отношению к личности и изменениям в ней в процессе развития и обучения. В то же время авторы этой концепции считают, что уровень требований к современному человеку обеспечивается только при условии получения им высшего.образования. И в этой части некоторые предложения авторов данной концепции выглядят, на наш взгляд, достаточно утопично (в частности, предложение как можно быстрее перейти ко всеобщему высшему образованию в стране)[1]

Как особый тип представления о качестве образования (применительно к средней общеобразовательной школе) могут быть рассмотрены образовательные стандарты. Однако и в этом случае отсутствует четкое представление об уровнях и качестве обучения. Так, существуют разные точки зрения относительно того, что считать стандартами в области образования и обуче­ния: одни полагают, что стандарты должны определять тот уровень обучения, который государство может гарантировать каждому учащемуся, другие настаивают на том, что стандарт - это определенный минимум предметного содержания, который должен усвоить каждый учащийся (стандарт как нижняя планка, отделяющая обученных от необученных), третьи предлагают рассматривать стандарты в соответствии с требованиями общества (социальным заказом), причем эти требования должны учитывать не столько настоящее, сколько будущее состояние общества и его проблемы.

Существует много других концепций и представлений о качестве образования, с которыми можно ознакомиться в публикациях, посвященных этой проблеме[2]. Однако само по себе представление о качестве образования (теория, модель, схема) является некоторым промежуточным этапом или условием в решении ряда практических задач. Так, например, и школе, и контролирующим образование организациям нужна, в конечном счете, не теория вопроса, а конкретные показатели качества и требования к качеству образования. Необходимо, кроме того, постоянно контролировать и оценивать достигнутые уровни в качестве образования, а для этого нужны четкие критерии качества, измерительные процедуры и средства и т. д.

Определенное представление о том, как эти (и другие) практические задачи и проблемы решаются в Московском регионе, дает научно-практическая конференция "Педагогический мониторинг", прошедшая в Москве в феврале 2000 года, и настоящий сборник, подготовленный по материа­лам этой конференции. Мониторинг означает постоянный, систематический сбор информации о качестве образования, поэтому его можно рассматривать как основной инструмент, служащий для контроля качества образования. Однако прежде, чем дать общую характеристику состояния дел в этой области, сделаем необходимые различения.

Определенное представление о том, как эти (и другие) практические задачи и проблемы решаются в Московском регионе, дает научно-практическая конференция "Педагогический мониторинг", прошедшая в Москве в феврале 2000 года, и настоящий сборник, подготовленный по материа­лам этой конференции. Мониторинг означает постоянный, систематический сбор информации о качестве образования, поэтому его можно рассматривать как основной инструмент, служащий для контроля качества образования. Однако прежде, чем дать общую характеристику состояния дел в этой области, сделаем необходимые различения.

В обсуждении проблем образования и даже в публикациях в печати до сих пор иногда термины "обучение" и "образование" употребляются как синонимы, хотя общеизвестно, что это разные понятия. Обучение ориентировано на деятельность, цель же обучения - научить человека деятельности (или, в отдельных случаях, действиям, частью которых являются знания, умения и навыки). Образование - по сути своей - шире обучения. Кроме обучения деятельности оно ориентируется на личность в целом, включая психическое развитие и формирование человека как личности (т. е. личностный рост и развитие). Таким образом, образование, по сути своей, включает: а) обучение, ориентирующееся на деятельность (или, как минимум, на усвоение определенных знаний, умений и навыков) и б) развитие, ориентирующееся на личность. Эти два тесно взаимосвязанных и взаимоопределяющих вектора образования не всегда учитываются в образовании.

Это различение обучения и образования нужно нам для того, чтобы пояснить различие педагогического мониторинга и мониторинга образования. Под педагогическим мониторингом мы будем понимать измерительные и оценочные процедуры, направленные на контроль достижений в обучении, а под мониторингом образования - еще и другие процедуры, направленные на получение и оценку психологической, социальной, валеологической и другой подобной информации (в существующей практике и традиции, наряду с понятием "педагогический мониторинг", часто используются понятия "психологический мониторинг", "социологический мониторинг", "валеологический мониторинг" и др., но правильнее, видимо, рассматривать их как части мониторинга образования).

Анализ ситуации в области образовательного мониторинга в Московском регионе позволяет выделить его ключевые проблемы. Одним из центральных при организации мониторинга образования является вопрос о его

назначении и содержании. С формальной точки зрения, ответ на него достаточно прост: мониторинг должен отвечать потребностям и задачам образования и включать ту информацию, которая необходима потенциальным и/или реальным ее потребителям, т.е. тем, кто в ней нуждается. Однако даже в том случае, когда заказчики и потребители такой информации известны, проблема не решается просто: школе и учителям нужна одна информация, методистам - другая, "управленцам" (менеджерам в области образования) - третья.

Известно, что содержание и логика профессиональных задач, решаемых этими специалистами, различна и требует соответствующего информационного обеспечения. Так, например, учителей и администрацию школы интересуют прежде всего вопросы, связанные с влиянием на обучение и развитие учащихся различных условий и факторов, присущих именно данной школе, классу, группе учащихся, а менеджеров регионального уровня то, каковы общая картина и состояние сферы образования в регионе - Другая проблема состоит здесь в том, как оптимально организовать сбор и анализ этой разнообразной информации: можно ли, например, органи­зовать получение достаточно полной и объективной информации в рамках единой службы мониторинга или нужна организация нескольких специали­зированных видов служб, решающих свои специфические задачи?

Но даже если речь идет о проведении мониторинга на каком-то одном уровне, например, на уровне отдельной школы, то и здесь сегодня нет отработанных технологий, позволяющих легко решать эти задачи. Нет, например (даже на теоретическом уровне), понимания того, как соответствующие психологические или социологические факторы влияют на развитие и обучение школьников - их достижения в обучении по отдельным предметам, их индивидуальное развитие и т.д. Для этого нужно, как минимум, проводить специ­альные корреляционные исследования, позволяющие выявить степень влияния отдельных факторов на развитие и обучение (как на уровне конкретных школьников, так и на уровне обобщенных показателей).

Одна из ключевых задач и проблем мониторинга образования состоит в том, чтобы правильно определить состав показателей и параметров, которые нужно контролировать. В содержательном плане эта проблема выходит за рамки обсуждения собственно проблем мониторинга образования, так как ее решение зависит от того, как определяется качество образования и какими параметрами оно задается. Решения этой проблемы, с которым были бы согласны многие, сегодня нет. В то же время было бы неверно считать, что здесь вообще не на что опереться. В ряде документов и в решениях, принимаемых как на региональном, так и на федеральном уровнях, заданы ориентиры и позиции, определяющие требования к качеству образования. К ним можно отнести концепцию и программы вариативного обучения, концепцию развивающего и личностно-ориентированного обучения и др. При этом очевидно, что, если обучение ориентируется на личность и ее развитие, контроль качества образования не может ограничиваться учетом успеваемости по предметам школьных дисциплин.

В решении проблемы качества образования следует, видимо, учитывать и те ориентиры, которые существуют и действуют в других странах, а также рекомендации международных организаций. При формировании требований к качеству образования Комитет по образованию Совета Европы предлагает учитывать вызовы и реалии развития современных обществ. Самым важным из них эксперты этой организации считают ускорение и непредсказуемость экономического и технологического развития" в современном мире. "Это вызов образованию, - говорят они, - потому что исторически все системы образования были созданы так, чтобы подготовить молодых людей и адап­тировать их в существующем обществе. А мы сегодня должны подгото­вить молодежь и снабдить ее знаниями, нужными для общества, которое мы даже не можем себе представить" [2, с. 21].

В решении проблемы качества образования следует, видимо, учитывать и те ориентиры, которые существуют и действуют в других странах, а также рекомендации международных организаций. При формировании требований к качеству образования Комитет по образованию Совета Европы предлагает учитывать вызовы и реалии развития современных обществ. Самым важным из них эксперты этой организации считают ускорение и непредсказуемость экономического и технологического развития" в современном мире. "Это вызов образованию, - говорят они, - потому что исторически все системы образования были созданы так, чтобы подготовить молодых людей и адап­тировать их в существующем обществе. А мы сегодня должны подгото­вить молодежь и снабдить ее знаниями, нужными для общества, которое мы даже не можем себе представить" [2, с. 21].

Другой вызов, по мнению экспертов, - это "рынок труда, где сохранение работы больше не гарантируется, и который требует в дополнение к основному образованию непрерывного повышения образовательного уровня в течении всей жизни ( там же, с.21). Следует при этом предположить, что основы для непрерывного образования человека должны закладываться в средней общеобразовательной школе.

Еще один вызов, на который указывают эксперты Совета Европы, оп­ределяется опасностью "расслоения больших групп населения, главным образом - молодых людей, из-за безработицы, экономического и социального кризиса'" (там же, с.21).

К этому списку следует добавить и те вызовы общества, которые свя­заны непосредственно с российскими особенностями и российским менталитетом. К особенностям, которые должно учитывать образование, следует отнести прежде всего изменение системы ценностей общества, переход к рыночным отношениям в экономической сфере, ориентацию на построение гражданского общества и правового государства. Но одновременно нужно учитывать инерцию социальных и культурных процессов и сознания людей, в первую очередь - молодежи. Несмотря на изменения, которые произошли и происходят в нашей стране, в сознании и поведении людей до сих пор сохраняются прежние стереотипы и ценности, ложные традиции и т.д., но, часто они оказывают на людей более сильное влияние, чем новые требования и ориентиры.

Подведем итоги. С учетом сказанного выше можно сделать вывод о том, что мониторинг образования - комплексная проблема и задача. Ее решение включает: а) сбор и анализ информации о достижениях школьников в обучении (педагогический мониторинг); б) сбор и анализ информации о разнообразных факторах, влияющих на развитие и обучение школьников (психологических, социальных, валеологических и т. д.). Таковы, как следует из сказанного выше, две необходимые составляющие мониторинга образования, и сведение его к решению каких-то частных задач (например, к сбору информации только о результатах обучения) не дает полного и объективного представления о качестве образования.

Литература

  1. Селезнева И.А. Проблема оценки качества образования. В сб. науч­ных трудов "Квалиметрия образования и человека. Методология и практика. Ч, 1-2.-М., 1995.
  2. Выступления экспертов Совета Европы. - Ж. "Стандарты и монито­ринг", №1, 1999, с. 27.

[1] "Предварительные исследования структуры требований к современному человеку с учетом демо­графического и других факторов позволяют говорить о высокой степени актуальности для нашей страны уже в ближайшие годы задачи перехода к общедоступной для молодежи массовой систе­ме высшего образования в целях запуска одного из важнейших механизмов выживания страны, создания условий для ее последующего безопасного и устойчивого функционирования и прогрес­сивного развития" (Квалиметрия человека и образования. Методология и практика. Сб научных

трудов, вып. 1 -2, М., 1995, с. 14).

2 См., например: Буртовой И.Д., Зязин Б. П. "О критериях оценки результатов труда учителей и учащихся". Алма-Ата, 1985; Лернер И.Я. "Качества знаний учащихся. Какими они должны быть?"-М.: Знание, сер. "Педагогика и психология", 1978; Полонский В.М. "Оценка знаний школьников". -М. Знание, сер. "Педагогика и психология", 1981; "Проблемы и методы исследования качественных и количественных характеристик знаний, умений и навыков учащихся". Всесоюзн. конф., М.: 1976 и др.-

Глава II. Результаты работы по осуществлению мониторинга и педагогической диагностики в дошкольном учреждении.

2.1 Диагностический материал, характеризующий реальное состояние образовательной системы в ДОУ

2.2 Система мониторинга педагогической деятельности, реализуемая в ДОУ

2.3 Целевая программа развития профессиональной квалификации педагогических работников как выражение заказа на перспективу развития учреждения

Выводы по II главе

Список используемой литературы

Введение

В Проекте национальной доктрины образования Российской Федерации предусматривается ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования, среди которых главное место занимает создание системы мониторинга качества образования.

В отечественной педагогике появились исследования проблем педагогического мониторинга, которыми занимались: В.И.Андреев, В.П.Беспалько, М.Б.Гузаиров, В.А.Кальней, А.Н.Майоров, С.Е.Шишов.

В современной российской педагогике мониторинговые и диагностические исследования пока нечастое явление, но их применение в дошкольном учреждении позволит увидеть объективную картину состояния управляемой системой и изменений, происходящих в ней.

Реформирование современной системы дошкольного образования ориентированного на социальную защиту ребенка от непрофессиональных педагогических воздействий и на повышение качества образовательных услуг, что потребует тщательного анализа, отслеживания качества образования.

Выявить качество образовательных услуг, получить достоверный материал для анализа, оценки и коррекции собственной педагогической деятельности дошкольного учреждения позволяет педагогический мониторинг.

Опыт показывает, что многие руководители дошкольных учреждений имеют смутное представление о педагогическом мониторинге, технологии его применения в практике.

Проблемы видятся еще и в том, что в момент бурного инновационного всплеска в образовании педагоги столкнулись с трудностями в обновлении содержания педагогического процесса, в выборе и реализации программ нового поколения. Поэтому возникает необходимость в разработке модели педагогического мониторинга, основанной на постоянном изучении социальных и профессиональных потребностей на образовательные и методические услуги.

Глава I. Педагогический мониторинг как система отслеживания качества образования

Актуальность проблемы использования мониторинга в образовательном учреждении

Педагогический мониторинг – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за ее состоянием, а также дающая возможность прогноза развития педагогической системы.

Педагогический мониторинг тесно связан как с содержанием, так и с методами обследования, осуществляемыми в рамках медицинского, социологического и психологического мониторингов.

Мониторинг предполагает отслеживание результатов на трех уровнях (объекты мониторинга):

В зависимости от выбранного объекта мониторинга определяется вид мониторинга, постановка специфических целей и задач, связанных с их реализацией на практике. Мониторинг реализуется по двум основным направлениям. Во-первых, отслеживаются параметры деятельности, процессуальные характеристики, поскольку эти данные являются наиболее информативными и оперативными по сравнению с результативными. Во-вторых, осуществляется наблюдение, даются оценка и прогноз изменения состояния объекта мониторинга.

Практики часто путают такие понятия как мониторинг и диагностика. Хотя мониторинг очень сходен с педагогической диагностикой, но данные понятия следует различать.

Диагностика – есть деятельность, направленная на раскрытие сущности явления, уже открытого ранее в ходе научного исследования, и имеющего достаточно полное, конкретное описание, которое содержится в памяти диагноста, и с которым он соотносит полученную информацию.

По-мнению Л.С.Выготского, диагностическое исследование предполагает наперед готовую, уже установленную систему понятий, с помощью которой устанавливается сам диагноз, с помощью которой данное частное явление подводится под обще понятие.

Отличительные особенности мониторинга:

· Мониторинг предполагает систему отслеживания на протяжении 1, 3, 5 лет.

· Мониторинг – целенаправленная специальная система, осознанная и планомерная на всех этапах педагогического процесса.

· При проведении мониторинга основное внимание направляют на процессуальные характеристики, то есть на особенности течения самого педагогического процесса, так как эта процессуальная информация является более важной и оперативной по сравнению с результативной.

В ряде исследований А.Талых выделяет ряд задач, определяющих сущность мониторинга:

1. Непрерывное наблюдение за состоянием системы образования в пределах своей компетенции и получение оперативной информации о ней;

2. Своевременное выявление изменений, происходящих системе образования, и факторов, вызывающих их;

3. Предупреждение негативных тенденций в системе образования;

4. Осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в системе образования;

5. Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.

Так как мониторинг представляет собой постоянное наблюдение за образовательным процессом, к нему предъявляются следующие организационно-методические требования:

· Набор и форма показателей мониторинга должны быть органичными и постоянными в течение установленного периода времени;

· Показатели должны по-возможности фиксировать такие феномены образовательного процесса, которые достаточно глубоко изучены в научном плане и адекватно отражают уровень качества образования;

· Показатели должны носить оценочный характер управления качеством образования;

· Периодически (не реже 1 раза в год) должна осуществляться коррекция используемого набора показателей.

Таким образом, мониторинг представляет собой целостную систему, реализующую множество функций.

В работе Тропниковой Н.П. выделяется ряд аспектов мониторинга:

1. Непрерывность (постоянный сбор данных);

2. Диагностичность (наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса);

3. Информативность (включение в состав критериев для отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах);

4. Научность (обоснованность модели и отслеживаемых параметров);

5. Обратная связь (информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс).

В работах Н.Калининой и Л.Егоровой отмечается, что особое значение для мониторинга в образовании имеют вопросы распространения информации. Не отрицая важности таких инструментов влияния на принятие решений как формирование общественного мнения, информирование социума, нельзя признать их основными для мониторинга в образовании.

Мониторинг в образовании будет неполным без учета мнения самого образовательного учреждения или образовательной системы, которое выражают руководители.

Вообще между этапом получения данных обследования и их анализом необходимо предусмотреть еще один этап. Им должно стать обсуждение результатов мониторинга с администрацией. Необходимость такого диктуется и еще одним требованием – дальнейшим рассмотрением полученной информации и ее использованием в практике. Само по себе обсуждение нельзя назвать научным способом получения информации, однако, для мониторинга его ценность представляется достаточно очевидной.

Действительно, мониторинг в образовании должен предусматривать определенную систему распространения информации, достаточно сложную и вместе с тем надежную.

Это связано с тем, что выделяют только две группы способов осуществления мониторинга:

1. Способ сбора информации и регистрации текущей информации;

2. Способ учета полученных данных, принятие управленческих решений и регуляции педагогического процесса.

Таким образом, актуальность проблемы использования мониторинга в образовательном учреждении заключается в:

1. определении успешности и результативности протекания образовательного процесса;

2. обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе;

3. осуществлении целесообразного управления качества состояния образовательного процесса;

4. прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса.


Мониторинг системы образования – это понятие, которое появилось в процессе информативного развития общества. Возникла необходимость в субъективных и объективных сведениях об определенных структурах и объектах. Именно потребность общества в получении информации способствовала расширению разнообразных исследований в педагогике. Проанализируем отличительные характеристики исследований, которых в последнее время в российских школах становится все больше и больше.

Мониторинг системы образования

Предназначение

Мониторинг в образовании - это возможность сбора, обработки, распространения, хранения информации об учебном и воспитательном процессе. Подобный процесс позволяет проводить научные исследования, организовывать контроль (подбирать методики оценки).

Мониторинг в области образования упоминается в тех случаях, когда отслеживаются явления и процессы, которые происходят в предметной среде. Подобные действия нужны для того, чтобы использовать результаты наблюдений в управленческой деятельности.

Историческая справка

Мониторинг развития образования

Рабочее определение

Мониторинг в образовании - это стандартизированное систематическое наблюдение за процессом. Чтобы образовательная деятельность была успешной, необходим систематический контроль текущей работы, а также результативности учебного труда. В рамках планирования важно прогнозирование, которое позволяет вносить определенные корректировки, чтобы повысить эффективность образования и воспитания подрастающего поколения.

Центр мониторинга в образовании является важнейшим инструментом, позволяющим систематизировать отдельные методики в единую педагогическую концепцию. Осуществляется она посредством личностно ориентированного подхода к воспитанию и обучению школьников.

Мониторинг системы образования — это система не только сбора и обработки, но и распространения информации о функционировании педагогической системы. Подобный процесс способствует непрерывному отслеживанию ее состояния, позволяет вести прогнозирование необходимых инноваций.

Педагогом А. С. Белкиным мониторинг развития образования рассматривается как процесс постоянного научно обоснованного, прогностического, диагностического анализа состояния, развития педагогического процесса для подбора и своевременного решения образовательных целей и задач. Только тогда можно вести речь об эффективности функционирования образовательной системы.

Каков центр мониторинга и развития образования города

Важные моменты

Мониторинг информатизации образования предполагает систематическое и продолжительное отслеживание результатов, их детальное сравнение с первоначальным эталоном на научной основе. В современных условиях важно не просто достижение качества образования, но и задействование всех внутренних резервов учебной организации, выявить которые при формальном традиционном варианте контроля над процессом и результатами учебного и воспитательного процесса сложно.

Выявить ресурсы, которые обеспечивают последующее развитие образовательной организации, можно только при грамотном продумывании исследовательской деятельности внутри школы. Мониторинг информатизации системы образования является частью такой работы.

Что потребуется

Центр мониторинга в отечественном образовании

Особенности организации

Ориентирован мониторинг дополнительного образования на ученика. Он позволяет выявлять в динамике его достижения, что способствует получению информации о развитии ребенка не только для его родителей, но и для него самого. Подобный процесс — это важнейшее средство оценивания и контроля. Благодаря таким исследования меняется информационное пространство, поскольку увеличивается объективность, своевременность, доступность информации. Целью мониторинга становится своевременное выявление любых изменений, происходящих в учебном процессе.

Среди основных достоинств такой работы отметим, что центр мониторинга качества образования на основе получаемых сведений формирует универсальные, адаптированные к дополнительному и среднему образованию методические инструменты.

Как ведется мониторинг в области образования

Иерархия исследований

Среди условий его эффективного проведения выделяют простоту в применении, объективность сведений и др. Учет региональных особенностей является важным критерием оценки эффективности мониторинговой системы. Анализ реальной картины ее создания и функционирования предполагает выделение нескольких уровней мониторинга:

1. На уровне образовательной организации. Суть исследований состоит в фиксации обобщенного комплексного представления о функционировании школы, достижении цели, поставленной обществом перед ОУ. В рамках проводимого мониторинга анализируется и развитие отдельного ученика, а на основании полученных результатов создается прогнозная информация психологического и педагогического вида.

2. На муниципальном уровне формируется представление о работе всех образовательных организаций, что находятся в муниципалитете. При этом учитываются отличительные параметры каждого отдельного элемента: гимназии, колледжи, лицеи, специализированные школы. На основании полученной информации вырабатывается предварительный план развития образовательной системы.

3. Региональный уровень предполагает фиксацию представлений о работе всей системы, ее элементах (муниципальных образованиях), с учетом отличительных особенностей каждого ОУ. На основании полученной информации вырабатывается прогноз последующей организации воспитательной и образовательной работы в конкретном регионе.

4. На федеральном уровне центр мониторинга и развития образования анализирует работу всех школ, лицеев, гимназий. Контроль выстраивается на базе ФГОС для начальной, средней, основной школы, осуществляется итоговая проверка достижения учебными заведениями воспитательных и образовательных целей.

Центр мониторинга и развития образования города, области выстраивает свою работу так, чтобы на каждом уровне образования выполнялись требования новых образовательных стандартов. Достичь подобного результата можно только при применении согласованных критериев на каждом уровне.

Те требования к организации воспитательного и образовательного процесса, на основании которых выстраивается система многоуровневого мониторинга педагогической деятельности, разработаны на основе государственного общеобразовательного стандарта.

Современный мониторинг в области образования

Применение исследований

Существует множество сфер применения педагогического мониторинга. Многочисленные системы имеют определенные общие характеристики, благодаря чему его можно считать самостоятельным научно-практическим феноменом.

Современная система оценивания качества образования является одним из шагов вхождения России в общемировое и общеевропейское образовательное пространство. О повышении качества российского образования можно вести речь только в том случае, если результаты проводимых исследования станут базой для последующей инновационной деятельности всех субъектов учебного и воспитательного процесса.

Осуществляется в рамках функционирования образовательной системы ориентация школ по социальному заказу. Для организации эффективной деятельности по удовлетворению потребностей общества важно своевременно отслеживать динамику количественных и качественных показателей, которые отражают образовательные запросы населения, а также анализировать образовательные услуги, предлагаемые различными профильными организациями.

Педагогический мониторинг и анализ работы ОУ дает возможность контролировать объективность выставления отметок, вносить учителям определенные корректировки в свою профессиональную деятельность.

Виды мониторинга

Первый вариант основывается на данных статической отчетности: последовательной системе сбора информации, государственной отчетности.

Исследования в образовании

Типология школьного мониторинга

В зависимости от масштабности целей обучения выделяют оперативный, тактический, стратегический мониторинг.

По этапам образовательного процесса предполагается входной, тематический, промежуточный, а также итоговый контроль. В зависимости от временных рамок проводят ретроспективный, опережающий (предупредительный), текущий мониторинг. В зависимости от количества исследований ведут речь о разовом, периодическом, систематическом анализе. С учетом формы организации в отечественном образовании проводят внешние исследования, а также самоанализ и самоконтроль.

В зависимости от целей, которые ставятся для мониторинга, применяется разнообразный набор инструментов для проведения исследования. Так, для оценки качества знаний выпускников 9 классов ребятам предлагают задания с выбором ответа. В зависимости от базы, выбираемой для анализа, выделяют, например, динамический мониторинг. Суть его состоит в оценке динамики развития определенного показателя, явления, объекта. Он является самым простым способом отслеживания продвижения ребенка по индивидуальной образовательной траектории.

Конкурентный мониторинг предполагает выбор для экспертизы результатов аналогичного исследования иных образовательных сред. В таких ситуациях мониторинг становится площадкой для проведения множества серийных испытаний. Проводят его параллельно сразу в нескольких ОУ, затем выстраивают рейтинговые таблицы, которые доводятся до сведения всех участников. Благодаря подобному мониторингу не только выбираются те ОУ, в которых применяются наиболее эффективные учебные и воспитательные методики, но и анализируется качество знаний школьников на каждой ступени обучения.

Сравнительный мониторинг предполагает выбор для экспертизы результатов аналогичных исследований одной либо нескольких систем более высокого уровня. Он нужен для сравнения отдельной образовательной организации с ФГОС, что актуально при проведении аттестации школы.

Заключение

В настоящее время со стороны общества выдвигаются новые требования к школам, лицеям, гимназиям. В качестве одной из функций проведения школьного мониторинга выделяют интегративную, позволяющую обеспечивать комплексную характеристику процессов, которые происходят в системе. Кроме того, исследования ведутся с целью диагностирования, благодаря которому сканируется состояние учебной деятельности, а также изменений, делается вывод о стабильности функционирования отдельной образовательной организации.

В рамках мониторинга проводится экспертиза состояния, форм, концепции, методов учебного и воспитательного процессов. Эксперты получают реальную картину в отдельной школе, что необходимо для составления перспективного плана работа ОУ.

Благодаря информационности мониторинга учебного процесса школы определяется удовлетворенность в приемах, методах, программах всеми участниками образовательного процесса. Информация, полученная в рамках таких исследований, обрабатывается, на ее основе вносятся определенные корректировки в перспективный план работы организации, взаимоотношения с родителями учащихся.

Читайте также: