Проблемы межличностного общения в школе

Обновлено: 05.07.2024

Практикующий социальный психолог. Работает со школьниками с 2007 года.

Как понять, что у ребёнка проблемы с общением

Может казаться, что у школьника всё хорошо: нормальные оценки, учителя не жалуются на поведение, одноклассники не обижают. И в то же время ребёнок несчастлив. Возможно, дело в том, что у него не получается завести себе друзей. Вот несколько признаков, по которым это легко понять:

  • ребёнок неохотно ходит в школу и возвращается из оттуда грустным;
  • в разговорах не упоминает одноклассников;
  • отказывается звонить или писать ребятам, если нужно узнать домашнее задание;
  • никто не приглашает ребёнка в гости, и сам он никого не зовёт.

Почему возникают проблемы с общением

Старшее поколение часто винит в этом гаджеты. На самом деле дети чаще всего используют смартфоны и планшеты как раз для общения: обсуждают видео в ТикТоке, делятся контентом, дискутируют в соцсетях.

И всё же бывают случаи, когда ребёнок предпочитает виртуальное общение потому, что в реальности ему трудно найти друзей. Происходить это может по разным причинам.

Причина 1. Застенчивость

Излишняя робость и нерешительность не позволяют ребёнку подойти и заговорить с другими детьми, поучаствовать в игре или ответить у доски.

Решение: Чтобы свободно сходиться с людьми, нужно преодолеть стеснительность. Для этого у ребёнка не должно быть проблем с самооценкой. Избежать их можно, если относиться к ребёнку внимательно, давать больше самостоятельности, регулярно замечать его успехи, а критиковать только по делу и конструктивно.

Причина 2: Отношение в семье

Если вы поддерживаете добрые отношения с окружающими, приглашаете в гости друзей, заботливы и внимательны к близким — у вашего ребёнка сложатся правильные представления о том, как общаться с другими людьми. Прекрасные примеры дружбы можно найти в литературе и кино. Обсуждайте отношения героев и их поступки — правильно ли они поступают в тот или иной момент, и что бы сделал ребёнок на их месте.

Как научить ребёнка общаться со сверстниками

Причина 3. Отсутствие навыков общения

Другие дети сторонятся ребёнка, который не умеет вести себя в обществе: дерётся, отбирает вещи, кричит и не слушает других.

Решение: Такое поведение — повод задуматься, не копирует ли он кто-то из близких или из телевизора. В любом случае необходимо научить ребёнка общаться со сверстниками. Расскажите о правилах, которые надо соблюдать, чтобы другие дети хотели дружить с ним:

  • не обижай других;
  • ничего не бери без разрешения и не выпрашивай;
  • если хочешь присоединиться к игре — попросись, но если отказали — не навязывайся;
  • делись тем, что тебе нравится;
  • если тебе доверили секрет — храни его;
  • не ставь себя выше других;
  • учитывай чужие интересы;
  • если друг попал в беду — помоги чем можешь;
  • если друг затеял плохое — останови его;
  • если сам поступил плохо — признайся и больше так не делай;
  • принимай помощь и советы от других ребят.

Эмпатия поможет ребёнку понять, что чувствуют другие, а эмоциональный интеллект позволит разобраться в собственных чувствах. Помогите ребёнку развить эти качества — они незаменимы для цивилизованного общения.

Причина 4. Неудачный опыт

Ребёнок попытался завязать новые знакомства, но столкнулся с грубостью или сам по неосторожности повёл себя нехорошо. Теперь он обижен, зол и отказывается общаться с другими детьми.

Позволять ребёнку учиться на своих ошибках — не значит оставлять наедине с проблемой.

Причина 5. Неумение постоять за себя

Часто детей воспитывают с мыслью, что нужно быть послушным и добрым со всеми. Бывают ситуации, когда это может обернуться против ребёнка. Например, он не может противостоять агрессии других детей и ведётся на их подначки. В результате ребёнок разочаровывается в общении и предпочитает одиночество.

Решение: Ребёнок должен быть готов к тому, что не все дети будут относиться к нему хорошо. Оградить сына или дочь от всех неприятностей не получится, но можно научить правильно на них реагировать.

Причина 6. Отсутствие круга общения

Никто из одноклассников не разделяет интересов ребёнка, или ему самому неинтересно общаться с ними.

Решение: Помогите ребёнку найти друзей в другом месте. Посещайте центры детского развития, театральные студии, секции и кружки — ребёнок лучше сойдётся с детьми, которые любят то же, что и он.

Держите дома игры, в которые можно играть компанией и приглашайте в гости детей, знакомьтесь с их родителями.

Главное — подбирайте круг общения ненавязчиво. Если ребёнку не хочется общаться с каким-нибудь мальчиком или девочкой — он имеет на это право.

Причина 7. Интроверсия

У ребёнка интровертивный тип личности: в шумных компаниях ему тревожно и некомфортно.

Решение: Интроверсия — это не проблема. Людям с таким характером приятно быть наедине с собой, они привыкли полагаться на себя и не нуждаются в постоянном общении. Если ваш ребёнок интроверт, не стоит заставлять его общаться с другими детьми — таким образом вы можете травмировать его психику.

Изображение на обложке: Polina Khrystoieva / Dribbble

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Аннотация. В статье представлены причины проблемы межличностного общения младших школьников в классном коллективе, возможное решение трудностей в общении учащихся начальных классов. А также, критерии и уровни проявления межличностных отношений у младших школьников.

Аннотация. В статье представлены причины проблемы межличностного общения младших школьников в классном коллективе, возможное решение трудностей в общении учащихся начальных классов. А также, критерии и уровни проявления межличностных отношений у младших школьников.
Ключевые слова: младший школьник, коллектив, межличностные отношения.

В настоящее время происходит процесс интенсивного развития общества, пересматриваются ценности, изменяется политика государства в области образования. Одной из важных тенденций современного образования является возрастание роли личностной парадигмы, выражающейся в создании условий для полноценного проявления личностных функций субъектов образовательного процесса. Это предъявляет повышенные требования ко всем участникам учебно-воспитательного процесса.

Общение характеризуется как наблюдаемый процесс, в котором актуализируется и проявляется, это такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения.

Проблема личных взаимоотношений в группе сверстников всегда привлекала внимание отечественных педагогов и психологов. Стоит отметить, что о своеобразии ученических сообществ и особенностей межличностных отношений учащихся исследователи говорили еще в XIX в. (Г.О. Шмидт и др.). В работах авторов 20-х – 30-х гг. также указывалось на особенности детского коллектива (Е.А. Аркин, Г. Фортунатов и др.). В настоящее время проводятся многочисленные исследования межличностных отношений, межличностного восприятия в группах учащихся (Н.Л. Коломинский, И.Н. Чернышева и др.). Проблема учащихся коллективов и межличностные отношения в них интенсивно разрабатывается и в педагогике (О.С. Газман, А.З. Мудрик, С.Д. Поляков и др.).

В данный момент наблюдается значительный рост исследований, посвященных межличностным отношениям и развитию младшего подростка в семье. Возникает необходимость определения той роли, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности школьника на различных этапах его жизни, и в частности в младшем школьном возрасте – наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений. Актуальность его заключается в выявлении скрытых механизмов, которые лежат в основе межличностных отношений в классном коллективе младших школьников.

Благоприятные межличностные отношения школьников положительно влияют не только на их психическое состояние, успеваемость, познавательную деятельность, физическую активность, но и сплоченность класса в целом. Новые реалии социума приводят к тому, что подрастающее поколение большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с виртуальной действительностью. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.

Отсюда, вывод, чтопотребность учителей начальных классов состоит в выявлении и осмыслении проблем межличностного взаимодействия в классном коллективе на основе меняющейся системы начального общего образования, в новом типе связей и отношений между учащимися, характеризующимися сотрудничеством, открытостью и доверием.

Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе [1, с. 61].

С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, увеличивается время, отводимое на обучение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, т.е. выделяется как особое деловое общение со взрослыми.

В первых классах школы младшие школьники больше общаются с учителями, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как говорят, авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже
к III–IV классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастет к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешним изменением характера общение происходит его содержательная внутренняя перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Если в первых классах школы выбор партнеров по общению определяется для ребенка в основном оценками учителя, успехами в учении, то к III–IV классами появляются признаки иной мотивации межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника личностных достоинств и форм поведения партнера по общению [2, с. 78].

Процессу личностного роста способствуют и оценка со стороны других людей, и развитие самооценки. На протяжении дошкольного детства самооценка ребенка, его оценочные высказывания о себе становятся все более полными, детализированными, развернутыми. Школьник способен осознать себя, свое положение среди взрослых и сверстников, отношение к себе окружающих.

В младшем школьном возрасте ребенок все чаще начинает оценивать свои личностные нравственные качества, осознавать, дифференцировать эмоциональные состояния себя и других детей и взрослых. Возрастает самостоятельность и критичность детской оценки и самооценки. Младшие школьники, прежде всего, оценивают те качества и особенности поведения сверстников и самого себя, которые чаще всего оцениваются окружающими, учителем и от которых в большей степени зависит их положение в группе.

Для развития у ученика уверенности в себе, становления чувства собственного достоинства, умения отстаивать свою позицию в совместной деятельности необходимо, чтобы учитель и родители всем своим поведением показывали, что они понимают его и готовы порадоваться его успехам, посочувствовать в случае неудачи и т.д. Любовь взрослых и доброжелательное отношение сверстников помогает поддерживать в младшем школьнике самоуважение, является предпосылкой для самовыражения и личностного роста, способствует развитию в ученике стремления к выражению своей истинно человеческой сущности: проявлению доброты, великодушия, порядочности, благородства, совестливости, честности, чуткости, отзывчивости, трудолюбия, смелости, самостоятельности, гражданственности, патриотизма [4, с.18]. Становление чувства собственного достоинства требует поддержки, внимания и охраны со стороны всех специалистов образовательного учреждения, работающих с детьми младшего школьного возраста, и их родителей.

В семь лет базисные характеристики личности младшего школьника становятся более содержательными: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения, что связано с возросшими возможностями ребенка, его уверенностью в своих силах. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности (рисование, игра, конструирование и т.п.) и стойкая мотивация достижений. Ответственный ребенок стремится хорошо выполнить порученное ему дело, значимое не только для него, но и для других; испытывает при этом чувство удовлетворения.

Итак, основными причинами, которые вызывают проблемы межличностного взаимодействия младших школьников в классном коллективе, являются:

- трудности, связанные с неумением вести себя, незнанием, что и как сказать;
- трудности, связанные с непониманием и неприятием партнера общения;
- трудности, вызванные непониманием партнера общения, т.е. недостаточной сформированностью собственной перцептивной стороны общения;
- трудности, связанные с переживанием неудовольствия, даже раздражения по отношению к партнеру;
– трудности, вызванные общей неудовлетворенностью человека общением.

Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников отражают особенности восприятия и понимание ими другого человека, что связанно с общими закономерностями развития познавательной сферы в этом возрасте: слабая способность выделять главное в предмете, ситуативность, эмоциональность, опора на конкретные факты, трудности установления причинно-следственных отношений [5, с. 142]. Критерии и уровни развития межличностного общения можно представить в таблице 1.

Критерии и уровни проявления межличностных отношений у младших школьников.


Обоснование темы: общение — процесс интеллектуальной и психической деятельности человека, направленный на развитие коммуникаций и взаимодействий с другими людьми. Часто общение носит не только информационный характер, но также и эмоциональный, взаимооценочный, взаимовлиятельный. В особенности это относится к подростковым коммуникациям, стороны которых очень нуждаются в признании себя важными членами группы среди сверстников. Однако не у каждого из них есть возможность найти свой круг общения, который бы помог им в самореализации и обретении уверенности в себе.

Актуальность темы: у учащихся 10-х классов МАОУ Екатерининской гимназии №36, как и у всех других подростков в данном возрасте, встречаются проблемы в общении не только с родителями и учителями, но также и в среде своих сверстников. Кроме того, это бывает обусловлено совершенно разными причинами. Однако любую из подобных проблем можно решить!

Проблему же личности и ее диагностики у подростков разработал американский психолог Ганс Айзенк. С помощью одной из его анкет были исследованы три индивидуальных качеств подростка у учащихся 10-х классов: интровертность и экстравертность, нейротизм и лживость. [6]

Цель исследования: эта проектная работа направлена на то, чтобы изучить проблему коммуникации среди подростков 10-х классов МАОУ гимназии №36 и помочь ученикам понять внутренние силы общения, которые являются основой любого взаимодействия в обществе, в том числе и подростковом.

рассмотреть работы по психологии Ганса Айзенка и Ю.М. Орлова;

провести тестирование и анонимный опрос среди учащихся 10-х классов;

проанализировать результаты теста и анонимного опроса;

выявить основные проблемы в общении среди учеников 10-х классов;

дать рекомендации по улучшению и развитию коммуникативных способностей.

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТНО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТОВ

Общение — процесс взаимодействия людей, при котором они обмениваются информацией, эмоциями, оценивают и влияют друг на друга. В данном виде взаимоотношений может принимать участие неограниченное количество сторон, что свидетельствует о равноценности каждого участника беседы и возможности выражения различных точек зрения.

Общение является социальной потребностью человека.

Объектной областью проекта является сфера психологии.

Объект проекта — учащиеся 10-х классов МАОУ Екатерининской гимназии №36. Это носитель проблемы, на которую направлена исследовательская деятельность.

Предмет исследования — проблемы в общении.

Методы исследования, использованные в проектной работе, возвращают нас к рассматриваемому объекту изучения и углубляют наше понимание его свойств. Методами теоретической психологии являются те средства и приемы, благодаря которым исследователи имеют возможность получать достоверные данные и впоследствии использовать их для составления практических рекомендаций.

В нашей работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования:

социальный опрос — метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов;

анализ — метод теоретического исследования, при котором происходит разбор всех отдельных свойств предмета, выявление признаков и качеств на их основе;

дедукция — способ мышления, где ключевыми являются логические выводы, а частное заключение производится из общих. Этот метод используется для выявления частных эмпирических данных через предоставление респонденту общих вопросов;

математические методы — визуализация данных: создание таблиц для более удобной оценки соотношения собранных и проанализированных данных.

искусство общения — одно из высших искусств;

социально-психологические закономерности общения;

потребность в престиже — когда человек, вступая в общение, надеется выразить свои личные качества через признание, восхищение, положительные оценки со стороны других; если эта потребность гипертрофирована, это может привести к потере друзей или полному одиночеству;

потребность в доминировании — стремление оказывать активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека;

потребность в аффилиации — общение ради самого общения, ради поддержания теплых отношений, устранения дискомфорта одиночества. Сильная аффилиация проявляется как неспособность человека быть одному;

потребность в безопасности — проявляется в том, что люди общаются ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта;

потребность в покровительстве или заботе — проявляется в стремлении кому-то в чем-то помочь и испытать при этом удовлетворение. Эта потребность предполагает наличие необходимости принять помощь, желанность этой помощи. Если потребность в оказании помощи развита чрезмерно, она становится одной из форм самоутверждения человека;

потребность в познании — мотивирует общение, когда мы через другого человека желаем уточнить свои представления, расширить возможности своего мышления. Познать другого можно только через общение. Точно так же познание самого себя осуществляется в общении;

потребность в красоте — в общении, мотивированном красотой, наибольшее значение имеет его техника. Отработанная дикция, благозвучный голос, адекватная мимика и хорошие манеры сами по себе создают очарование.

ВЫВОД: В ГЛАВЕ 1 рассмотрены общие теоретические вопросы объекта, предмета и методов исследования проблемы общения в подростковом обществе, а также тезисно представлены виды потребностей, которые являются движущей силой любого общения.

ГЛАВА 2. ТЕСТИРОВАНИЕ АЙЗЕНКА, АНКЕТИРОВАНИЕ,

РАЗБОР ВЫЯВЛЕННЫХ ПРОБЛЕМ

§1. Тестирование Айзенка

Тестирование проводилось с помощью анкеты американского психолога Айзенка. Эта анкета направлена на исследование трех индивидуальных качеств подростка: интровертность — экстравертность, нейротизм и лживость.

При анализе тестов использовалась программа Excel.

Доля экстравертности = 85%; доля интровертности = 15%.

Доля эмоционально устойчивых = 67%; доля эмоционально неустойчивых составила 33%.

Доля правдивых анкет = 70%; доля ложных анкет = 30%.

Доля экстравертности и эмоциональной устойчивости была выявлена в значительно бóльших количествах случаев, что говорит о хорошей шкале стремления к общению, открытости и меньшей подверженности эмоциональным срывам.

Методика проведения социального опроса: письменный, групповой, школьный, формализованный (направленный на получение конкретных эмпирических данных), опосредованный (не личный), выборочный (был выбран конкретный контингент учащихся).

Был массово собран материал с помощью созданной специально для социального опроса анкеты. Она была составлена по дедуктивному методу, который позволяет выявить частные эмпирические данные через предоставление респонденту общих вопросов. При анализе анкет использовалась программа Excel.

1) Сперва был проанализирован пункт 13 на предмет умения опрашиваемых анализировать собственные потребности в общении. Полученные в ходе проведения анкетирования ответы были занесены в таблицу (Приложение №2) путем сортировки их по видам с учетом классификации, предложенной Ю.М. Орловым. Так как в некоторых случаях анкетируемые отвечали на вопрос слишком коротко или вовсе пропускали задание, этот факт учитывался, как отсутствие у людей навыка самоанализа и идентификации своих потребностей в общении. С другой стороны, те, кто ответил на вопрос развернуто (3 и более положения), рассматривались, как люди, склонные к осознанию собственных наклонностей и черт характера.

11% опрошенных не ответили на данный вопрос, а 83% ответили достаточно коротко. Это оценивалось, как отсутствие у людей навыка самоанализа и идентификации своих потребностей в общении.

6% анкетированных ответили развернуто. Это оценивалось, как хорошие способности к глубокому осмыслению и пониманию вопроса, что значительно облегчает процесс общения с такими людьми.

в доминировании = 4%;

в аффилиации = 79%;

в безопасности = 0%;

в индивидуальности = 2%;

в покровительстве = 11%;

Таким образом, можно проследить статистику того, что основные массы подростков склонны к теплым взаимоотношениям со сверстниками ради веселого времяпрепровождения и познания окружающих и самих себя.

4% опрошенных не ответили на данный вопрос.

Виды потребностей в конфликтной ситуации:

в доминировании = 17%;

в индивидуальности = 4%;

в покровительстве = 6%;

в безопасности = 68%.

Основной потребностью учащихся в конфликтной ситуации является безопасность. Это говорит о том, что подростки сперва думают о своем состоянии, а уже потом о происходящем с другими. И это норма, ведь наш основной инстинкт — самосохранение.

3) Далее были проанализированы пункты 9, 10. Полученные в ходе проведения опроса ответы были занесены в таблицу (Приложение №4, 5) путем сортировки их по частоте выполнения анализа учениками потребностей в общении. Данные задания раскрывают, насколько часто и качественно опрошенные анализируют свои и чужие потребности во взаимодействии. Это важно для составления общей картины практик, ибо те, кто глубже интересуется проблемой, имеет больше шансов на ее решение. Отдельно пункт 9 конкретизируется на анализе собственных потребностей учеников, тогда как пункт 10 — на чужих. Это также немаловажно, поскольку только рассмотрение проблемы с разных сторон помогает найти компромисс и прийти к взаимовыгодному решению.

Частота анализа собственных потребностей:

по мере необходимости = 49%;

Частота анализа чужих потребностей:

Наибольшая частота анализа потребностей в общении - по мере необходимости. Это говорит об экономном распределении своих ресурсов учащимися и в то же время о спокойной обстановке в гимназии, позволяющей подросткам не часто беспокоиться о правильности своих действий и мыслей.

§3. Разбор выявленных проблем

На данном этапе был использован дедуктивный метод для выявления проблем и формулирования выводов и решений.

Были проанализированы пункты 11, 12. Полученные в ходе проведения опроса ответы были занесены в таблицу (Приложение №6, 7) путем сортировки их по факторам, дезорганизующим общение с учетом классификации, предложенной Ю.М. Орловым. Они позволили нам понять, осознают ли сами учащиеся свои слабые стороны во взаимодействии со сверстниками, и выявить главные причины возникновения проблем в общении среди подростков 10-х классов.

Были обнаружены следующие факторы, дезорганизующие общение:

неадекватная техника общения;

навязывание другому неестественных и не вытекающих из ситуации ожиданий;

прошлый неблагоприятный опыт общения.

2% опрошенных не ответили на 11 вопрос, объяснив это тем, что в гимназии происходит достаточно малое количество конфликтов, чтобы их можно было как-либо классифицировать.

Слабые стороны в общении других учащихся:

неадекватная техника общения = 30%;

навязывание неестественных ожиданий = 68%.

Слабые стороны в общении самих анкетируемых:

неопределенность целей = 2%;

неадекватная техника общения = 83%;

навязывание неестественных ожиданий = 0%;

прошлый неблагоприятный опыт = 2%.

Таким образом, можно проследить статистику того, что основные массы подростков считают, что они либо не имеют недостатков в коммуникации, либо склонны к неадекватной технике общения. Это можно транслировать, как юношеский максимализм, поскольку ярко выражена полярность в суждениях и мнениях у анкетируемых.

ВЫВОД: В ГЛАВЕ 2 были проанализированы результаты тестирования Айзенка и анкетирования учащихся 10-х классов. С их помощью были выявлены и структурированы основные проблемы в общении среди подростков гимназии.

ГЛАВА 3. ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ И

ПРАВИЛА ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

§1. Техника общения

Техника общения — способы, какими человек вызывает нужное ему поведение партнера.

Поэтому искусство общения состоит как раз в том, чтобы непринужденно вызывать в другом действия, поддерживающие общение.

Нарушение этого правила встречается слишком часто, чтобы не обратить на это внимание.

Техника вовлечения другого в общение будет различной в зависимости от того, какая потребность актуализируется в данной ситуации, какие образы возникают в сознании собеседника.

Каждая потребность имеет свою специфическую технику удовлетворения. Она вырабатывается большей частью бессознательно в повседневном общении и может быть адекватной или неадекватной, эффективной или неэффективной.

С того момента, когда мы делаем объектом наблюдения собственную технику удовлетворения потребности, т. е. неуловимые на первый взгляд нюансы нашего общения, мы достигаем более глубокого понимания самого себя и создаем благоприятные условия управления и контроля своих желаний. Нужно анализировать свои потребности для того, чтобы ими управлять. Необходимо установить изъяны в технике их удовлетворения, которые могут вызывать обескураженность и напряженность.

Главным путем здесь является самостоятельное изучение техники удовлетворения основных потребностей, которые вовлечены в деятельность общения.

Нужно наблюдать за поведением других людей в общении и предполагать, какие потребности скрываются за ним, проверять свои предположения. Если мы привыкнем предполагать, а потом обязательно проверять правильность наших суждений относительно поведения людей, то в нас постепенно будут развиваться интуиция, предвидение, происхождение которых невозможно рационально объяснить.

§2. Правила совершенствования техники общения

Любой акт общения следует рассматривать с точки зрения ответа на вопрос, какого рода потребности находят удовлетворение в этом контакте. Какие мотивы поддерживают его и придают ему смысл? Именно с этой стороны следует анализировать в памяти прошлое общение. Такое рассмотрение проблемы расширяет наше представление о мотивах общения и совершенствует его опыт.

Контролировать свои потребности, удовлетворяемые в общении. Чрезмерная потребность, например, получить признание, может сделать человека смешным и странным.

Приписывая мотивы, цели общения другому, нужно проверять их, и, если они не согласуются с реальными признаками поведения собеседника, отказываться от них и выдвигать другие. Мотивация общения гибка и изменяется не только от ситуации, но и в зависимости от личности человека, которого мы вовлекаем в общение.

Не навязывать другому свои шаблоны поведения и свою мотивацию; совершать те действия, которые у собеседника вызывают желательные для нас реакции.

Стремиться быть естественным и не принимать на себя роль, которую трудно исполнить.

Признавать себя неповторимой и уникальной личностью, интересной для общения. Каждый из нас представляет собой конфигурацию многих черт характера, и любого из нас невозможно сравнить с другим одновременно по всем свойствам. А сравнение по отдельной характеристике не даст оснований и выводов о том, кто из нас в целом лучше, кто хуже.

Следует помнить, что искусство общения полностью исключает решение его задач с помощью силы и навязывания.

ВЫВОД: В ГЛАВЕ 3 даны даны рекомендации по повышению качества общения. Применение на практике данных правил и рекомендаций способно помочь убрать эмоциональные барьеры в общении и сделать жизнь гораздо насыщенней и интересней.

В проектной работе были рассмотрены труды по психологии Ганса Айзенка и Ю.М. Орлова. С их помощью был составлен и проведен анонимный социальный опрос учащихся 10-х классов МАОУ Екатерининской гимназии №36.

Результаты анкетирования были проанализированы и структурированы для дальнейшего рассмотрения их в работе. С помощью теоретического материала были выявлены основные проблемы в общении среди учеников 10-х классов.

Далее были даны рекомендации по нахождению путей решения проблем в общении, развитию коммуникативных способностей и укреплению контроля над ними.

Данный проект помог статистически определить индивидуальные особенности учащихся 10-х классов МАОУ Екатерининской гимназии №36, степень их открытости, эмоциональной устойчивости и правдивости.

Следуя рекомендациям, подростки смогут наладить общение со сверстниками, развить свои коммуникативные навыки и обрести уверенность в себе.

Данная проектная работа может послужить полезным источником информации для других исследователей, а также помочь при изучении темы проблем в общении среди подростков.

Марцинковская Т. - // Психологическая консультация- 1996г., № 4, стр. 10-14.

Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.

Практикующий социальный психолог. Работает со школьниками с 2007 года.

Как понять, что у ребёнка проблемы с общением

Может казаться, что у школьника всё хорошо: нормальные оценки, учителя не жалуются на поведение, одноклассники не обижают. И в то же время ребёнок несчастлив. Возможно, дело в том, что у него не получается завести себе друзей. Вот несколько признаков, по которым это легко понять:

  • ребёнок неохотно ходит в школу и возвращается из оттуда грустным;
  • в разговорах не упоминает одноклассников;
  • отказывается звонить или писать ребятам, если нужно узнать домашнее задание;
  • никто не приглашает ребёнка в гости, и сам он никого не зовёт.

Почему возникают проблемы с общением

Старшее поколение часто винит в этом гаджеты. На самом деле дети чаще всего используют смартфоны и планшеты как раз для общения: обсуждают видео в ТикТоке, делятся контентом, дискутируют в соцсетях.

И всё же бывают случаи, когда ребёнок предпочитает виртуальное общение потому, что в реальности ему трудно найти друзей. Происходить это может по разным причинам.

Причина 1. Застенчивость

Излишняя робость и нерешительность не позволяют ребёнку подойти и заговорить с другими детьми, поучаствовать в игре или ответить у доски.

Решение: Чтобы свободно сходиться с людьми, нужно преодолеть стеснительность. Для этого у ребёнка не должно быть проблем с самооценкой. Избежать их можно, если относиться к ребёнку внимательно, давать больше самостоятельности, регулярно замечать его успехи, а критиковать только по делу и конструктивно.

Причина 2: Отношение в семье

Если вы поддерживаете добрые отношения с окружающими, приглашаете в гости друзей, заботливы и внимательны к близким — у вашего ребёнка сложатся правильные представления о том, как общаться с другими людьми. Прекрасные примеры дружбы можно найти в литературе и кино. Обсуждайте отношения героев и их поступки — правильно ли они поступают в тот или иной момент, и что бы сделал ребёнок на их месте.

Как научить ребёнка общаться со сверстниками

Причина 3. Отсутствие навыков общения

Другие дети сторонятся ребёнка, который не умеет вести себя в обществе: дерётся, отбирает вещи, кричит и не слушает других.

Решение: Такое поведение — повод задуматься, не копирует ли он кто-то из близких или из телевизора. В любом случае необходимо научить ребёнка общаться со сверстниками. Расскажите о правилах, которые надо соблюдать, чтобы другие дети хотели дружить с ним:

  • не обижай других;
  • ничего не бери без разрешения и не выпрашивай;
  • если хочешь присоединиться к игре — попросись, но если отказали — не навязывайся;
  • делись тем, что тебе нравится;
  • если тебе доверили секрет — храни его;
  • не ставь себя выше других;
  • учитывай чужие интересы;
  • если друг попал в беду — помоги чем можешь;
  • если друг затеял плохое — останови его;
  • если сам поступил плохо — признайся и больше так не делай;
  • принимай помощь и советы от других ребят.

Эмпатия поможет ребёнку понять, что чувствуют другие, а эмоциональный интеллект позволит разобраться в собственных чувствах. Помогите ребёнку развить эти качества — они незаменимы для цивилизованного общения.

Причина 4. Неудачный опыт

Ребёнок попытался завязать новые знакомства, но столкнулся с грубостью или сам по неосторожности повёл себя нехорошо. Теперь он обижен, зол и отказывается общаться с другими детьми.

Позволять ребёнку учиться на своих ошибках — не значит оставлять наедине с проблемой.

Причина 5. Неумение постоять за себя

Часто детей воспитывают с мыслью, что нужно быть послушным и добрым со всеми. Бывают ситуации, когда это может обернуться против ребёнка. Например, он не может противостоять агрессии других детей и ведётся на их подначки. В результате ребёнок разочаровывается в общении и предпочитает одиночество.

Решение: Ребёнок должен быть готов к тому, что не все дети будут относиться к нему хорошо. Оградить сына или дочь от всех неприятностей не получится, но можно научить правильно на них реагировать.

Причина 6. Отсутствие круга общения

Никто из одноклассников не разделяет интересов ребёнка, или ему самому неинтересно общаться с ними.

Решение: Помогите ребёнку найти друзей в другом месте. Посещайте центры детского развития, театральные студии, секции и кружки — ребёнок лучше сойдётся с детьми, которые любят то же, что и он.

Держите дома игры, в которые можно играть компанией и приглашайте в гости детей, знакомьтесь с их родителями.

Главное — подбирайте круг общения ненавязчиво. Если ребёнку не хочется общаться с каким-нибудь мальчиком или девочкой — он имеет на это право.

Причина 7. Интроверсия

У ребёнка интровертивный тип личности: в шумных компаниях ему тревожно и некомфортно.

Решение: Интроверсия — это не проблема. Людям с таким характером приятно быть наедине с собой, они привыкли полагаться на себя и не нуждаются в постоянном общении. Если ваш ребёнок интроверт, не стоит заставлять его общаться с другими детьми — таким образом вы можете травмировать его психику.

Изображение на обложке: Polina Khrystoieva / Dribbble

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Читайте также: