Проблемы критериального оценивания в школе

Обновлено: 05.07.2024

Попытки преобразования системы оценивания предпринимались, предпринимаются и, по всей видимости, будут предприниматься, поскольку она занимает ключевые позиции в образовании, служа основным средством информирования всех участников образовательного процесса о его успешности или неуспешности.

Гимназия № 45 в полном объеме встретилась с проблемами реорганизации привычных норм при введении в основной школе (5–9-е классы) программы средней школы Международного бакалавриата (Middle Year Program, MYP), одним из обязательных условий реализации которой является критериальное оценивание.

Целевые установки оценивания

Введение системы критериального оценивания позволяет решать довольно широкий круг задач, которые могут быть сгруппированы в три основных целевых блока.

Во-первых, такой подход дает учителю и ученику достаточно прозрачный, точный и объективный инструмент для определения успешности выполнения учащимся отдельных заданий и, как следствие, положительной успеваемости в целом.

Во-вторых, использование определенных параметров позволяет накрепко связать систему оценивания с целевыми установками как отдельного учебного курса, так и получения знаний на соответствующей ступени школьного образования. Это становится возможным за счет того, что критерии оценивания фактически представляют собой цели обучения, сформулированные вполне конкретно для того, чтобы можно было установить, насколько они достигнуты в приложении к каждому ученику.

Другая сторона этого свойства критериального оценивания заключается в том, что учитель, планируя свою работу, постоянно удерживает в поле зрения общие цели учебного процесса. Забыть про какую-то из них он не может, поскольку все они заложены в критерии, под каждый из которых должны быть придуманы как контрольные задания, так и система действий по подготовке к их выполнению.

В-третьих, прозрачность и процедурная определенность системы критериального оценивания делают ее потенциально сильным инструментом для участия в учебном процессе как администрации учебного заведения, так и родителей. В руках руководства ОУ появляется средство контроля за результатами деятельности учителя, дающее многоаспектную и постоянную информацию. Родители, в свою очередь, могут получать подробные сведения о достижениях своих детей и имеют чуть больше возможностей разобраться, чему их, собственно, учат в школе.

В конечном счете, перечисленные обстоятельства способны привести к изменению отношений между всеми участниками образовательного процесса, сделав его более открытым. Особенно это относится к включению в него школьников на правах полноправных членов.

Формирующее и констатирующее оценивание

В рамках системы критериального оценивания принципиально важно разделять два его вида: формирующее и констатирующее.

Основная цель формирующего (текущего) оценивания – осуществление оперативной взаимосвязи между учителем и учениками в процессе обучения. Оно позволяет школьникам понимать, насколько правильно они выполняют учебные задания в период изучения нового материала. Никакого непосредственного влияния на итоговые отметки формирующие оценки не имеют. Это сделано для того, чтобы снять у учащихся страх перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном освоении учебного материала.

Одно из основных требований к такому оцениванию – его органичность, слитность с процессом обучения. Совсем не обязательно оно должно выражаться какими-то формальными баллами. Скорее надо стремиться к тому, чтобы оно было как можно более словесно-описательным, то есть максимально информативным для учеников.

Еще одним крайне желательным обстоятельством является участие школьников в процессе оценивания во всех четырех доступных для этого формах: самооценивания, взаимного оценивания, участия в разработке критериев оценки и рефлексивного разбора результатов выполненных учебных действий.

Констатирующее (итоговое) оценивание представляет собой набор контрольных мероприятий, как правило, завершающих изучение более или менее объемных учебных тем. Содержание контрольных заданий подбирается таким образом, чтобы охватить все принципиально значимые блоки знаний, умений и навыков, отработанные в процессе изучения материала. Именно отметки за констатирующие работы служат для формального определения уровня подготовки учащихся. По ним выставляются триместровые и годовые результаты.

Общим правилом в гимназии является наличие не менее чем двух констатирующих работ по разным предметам на протяжении триместра. При их проведении (в большинстве своем они письменные) отметки выставляются отдельно по каждому из задействованных общих предметных критериев, имеющих различные максимальные баллы. Все они в обязательном порядке регистрируются в электронном журнале. Общая интегрированная отметка (по обычной шкале от 2-х до 5-ти баллов) указывается только в момент окончания триместра и учебного года.

Расчет триместровых и годовых отметок производится автоматически при помощи процентного алгоритма, заложенного в электронный журнал. По мере выполнения констатирующих работ он сообщает прогнозируемую триместровую отметку, что позволяет судить об общем уровне успеваемости.

Система оценочных критериев по предметным группам

Соотнесенность критериев оценивания с целями предметного обучения, а также естественным образом сложившееся различие в логике построения содержания образования в предметных группах привело к тому, что критерии оценивания, использующиеся на тех или иных уроках, значительно отличаются друг от друга. В целом система критериев по всем восьми предметным группам выглядит следующим образом.

Русский язык и литература – Language A:

Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский) – Language B:

Математика – Mathematics:

Общественные дисциплины (история, обществознание, география) – Humanities:

Естественные дисциплины (физика, химия, биология, окружающий мир) – Sciences:

A. Взаимосвязь науки и жизни (от 0 до 6-ти баллов).
B. Передача информации, коммуникация (от 0 до 6-ти баллов).
C. Знание и понимание (от 0 до 6-ти баллов).
D. Научное исследование (от 0 до 6-ти баллов).
E. Обработка данных (от 0 до 6-ти баллов).
F. Практическая наука (от 0 до 6-ти баллов).

Технология (информационные технологии) – Technology:

A. Исследование (от 0 до 6-ти баллов).
B. Эскизный проект, дизайн (от 0 до 6-ти баллов).
C. Планирование работы (от 0 до 6-ти баллов).
D. Реализация проекта (от 0 до 6-ти баллов).
E. Анализ работы (от 0 до 6-ти баллов).
F. Вовлеченность (от 0 до 6-ти баллов).

Искусство (мировая художественная культура, музыка, изобразительное искусство) – Arts:

Физическое воспитание (физическая культура, плавание) – Physical education:

Повседневное использование критериального оценивания

Оценивание в рамках описываемой системы представляет собой неотъемлемую часть обучения, важную для постоянного определения сильных и слабых сторон каждого учащегося. Для этого ребятам должны быть совершенно понятны цели всякой выставляемой отметки, равно как и процедура ее выставления. Вне зависимости от того, имеем мы дело с формирующим или констатирующим оцениванием, необходимо соблюдать следующие общие требования:

оцениваемая работа и порядок действий по ее оцениванию должны позволить как учителю, так и школьнику определить успехи и неудачи, а также понять, что ученик может сделать, чтобы минимизировать свою неуспешность;

проверяется не просто способность ребенка вспомнить и изложить изученные факты, но также понимание и применение им знаний, умений и навыков;

оценивание производится в соответствии с общими критериями оценивания по определенной предметной группе, достижения отмечаются отдельно по каждому из критериев;

школьники знают критерии оценивания выполняемого задания до того как приступают к его выполнению, а также по мере возможности привлекаются к обсуждению и/или созданию рубрик-дескрипторов для оценивания заданий;

ученикам предоставляется возможность анализа собственного обучения с использованием критериев оценивания и определение того, что нуждается в особом внимании и совершенствовании;

организуется совместная деятельность учителей по оцениванию работ школьников (т.н. модерация) с целью вырабатывания общих подходов к этому процессу;

результаты оценивания выполненных работ доступны только самому ребенку, его родителям, учителям и администрации школы;

оценивание работ производится максимально объективно, независимо от личных симпатий и антипатий, что достигается детальным фиксированием этой процедуры и созданием подробных рубрик-дескрипторов.

Не менее чем за неделю до констатирующей работы, как правило, являющейся итоговой по данной теме, школьникам предоставляется полная информация о том, какие типы заданий в ней предусмотрены и что необходимо для подготовки. В это же время ребят ставят в известность о том, каким общепредметным критериям будет соответствовать предстоящая проверка знаний и каковы требования к уровню выполнения контрольных заданий.

Констатирующая работа выполняется школьниками в классе. Она регламентируется специальным графиком, составляемым на месяц вперед и не допускающим проведения чрезмерного количества испытаний.

Одновременно с контрольным заданием предъявляются и критерии оценивания. Они снабжены подробными рубриками-дескрипторами, которые последовательно описывают, как все должно быть выполнено, чтобы получить по данному критерию максимальный балл, и как – чтобы был поставлен балл на один меньший максимального и т. д. Такие дескрипторы конкретизируют общие предметные критерии применительно к каждой конкретной работе, делая ее оценку более легким и прозрачным делом.

Электронный журнал

Введение системы критериального оценивания привело к осознанию необходимости перевода традиционных классных журналов в электронную форму. Дело в том, что при проведении констатирующих работ за каждую из них учащийся может получить до 6-ти отметок. В триместре, как правило, бывает не менее двух работ по разным предметам, поэтому подсчеты при выставлении итоговых баллов (соответствующий алгоритм утвержден Положением об оценивании) могут оказаться очень трудоемкими и занимать много времени.

Электронный журнал успешно решает ряд задач, стоящих перед учителями, классными воспитателями и администрацией.

Для администратора – это максимально оперативный контроль за образовательным процессом (по отдельным ученикам, классам, параллелям, учителям с возможностью сводного мониторинга по триместру, полугодию, году), а также существенная экономия человеческих и временных ресурсов. У руководителя пропадает необходимость собирать бесчисленные отчеты, справки, служебные записки. Вся информация – оперативная, на текущий день находится в его компьютере, что позволяет принимать управленческие решения вовремя.

Таким образом упрощается контроль за выполнением графика контрольных работ и своевременным выставлением отметок в журнал, за соблюдением сроков выставления триместровых (в старшей школе – полугодовых) и годовых отметок, за доведением их до сведения учащихся и их родителей. Любые справки, как внутренние, так и для предоставления в вышестоящие органы, формируются электронным журналом автоматически, высвобождая у администратора время на решение текущих проблем.

Для учителей-предметников электронный журнал открывает возможность в конце триместра/полугодия оперативно выставить отметки, не тратя времени на трудоемкие подсчеты, а в течение триместра или полугодия увидеть вероятные итоговые двойки и своевременно спланировать шаги по преодолению тревожной ситуации.

Для классных воспитателей журнал обеспечивает постоянный доступ к сведениям об успеваемости учащихся класса (следует отметить, что электронный журнал автоматически информирует о прогнозах триместра или полугодия по каждому предмету). Отпадает необходимость дублировать отметки из бумажного классного журнала, выписывать их вручную для выставления в дневники или зачетные книжки. Классный воспитатель лишь распечатывает ведомость как триместровых/полугодовых, так и текущих отметок за любой период времени. Электронный журнал позволяет при любом разговоре с родителями учащихся предоставить полную и своевременную информацию.

С введением электронного журнала практически полностью прекратились жалобы на отсутствие данных об успеваемости детей. Каждую неделю семье отправляется электронная рассылка отметок. При необходимости электронный журнал также дает возможность связи между родителями и учителями по электронной почте.

Проблемы и перспективы критериального оценивания

Внедрение системы критериального оценивания позволяет решать целый ряд вопросов, связанных с повышением качества обучения и изменением его повседневной практики в сторону большей взаимной ответственности всех участников учебного процесса. Будучи отработанной и внедренной в практику гимназии, она позволила ясно высветить проблемы как в работе отдельных учителей и предметных кафедр, так и в построении системы среднего образования в целом.

Часть задач (к примеру, исходное отторжение многими педагогами и родителями новой системы оценивания), можно в настоящее время считать в целом решенными. К их числу относится и проблема трудоемкости оценивания, резко повышающейся при введении критериальной системы. Частично этот вопрос снимается благодаря электронному журналу, частично – привыканием преподавателей к новой системе и повышением их профессионального уровня.

Разумеется, это не снимает всех трудностей, но, на наш взгляд, повышение качества образования окупает повышение трудозатрат. Кроме того, критериальное оценивание подталкивает к распространению внимания учителя с содержания учебного процесса на его организацию, а значит, в конечном счете, способствует формированию новой субъект-субъектной образовательной среды.

Потенциал описанной системы еще далеко не исчерпан, а работа над ней позволяет решать новые задачи, связанные с развитием школьного образования.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

"КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ"

Ключевые слова: критериальное оценивание, формативное оценивание, суммативное оценивание.

Кілтті сөздер: критериалдық бағалау, формативті бағалау,жиынтық бағалау

Keywords: criteria assessment, formative assessment, summative assessment

Аннотация: в статье автор показывает свой взгляд на критериальное оценивание, проблемы, с которыми столкнулся в повседневной практике.

Аңдатпа: мақалада автор критериалды бағалау туралы , сонымен қатар күнделікті практикада кездескен мәселелер туралы көрсетеді .

Annotation: in the article the author shows his view on criteria assessment, on problems with which he faced in everyday practice.

В настоящее время все больше область образования погружена в реформирование. Оценивание учащихся является одной самой обсуждаемой и актуальной темой.

Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами. Осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, взаимооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

Поэтому без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.

В результате обзора среднего образования Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) рекомендовала ввести критериальное оценивание результатов обучения во всех средних школах, чтобы сделать процесс оценивания более объективным и конструктивным для самих учащихся (ОЭСР, 2014)

В 2016-2017 учебном году в школах Казахстана ввелось критериальное оценивание для первого начального звена учеников.

И то, все это была теория. А вот когда пришла практика, возникли и первые трудности, которые в основном были связаны с организационными моментами: процедурой проведения суммативного оценивания за раздел и суммативного оценивания за четверть, оценивания работ, анализом результатов, модерацией, обратной связью, оформление работ, введение журнала и т.п. Конечно, этот год для нас, учителей среднего звена, первый, и никто не застрахован от недочетов и ошибок. В результате практического освоения новых стандартов возникает множество вопросов, с которыми я столкнулась в связи с обновлением системы образования.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание , - наши сельские школы со скудным материально-техническим оборудованием, я думаю не готовы к обновлению образования. Отсутствие качественного демонстрационного материала, интерактивного оборудования в кабинете не дает возможности учащимся полномерно погрузиться в изучаемый мир предмета. Конечно, я пытаюсь как-то сгладить наличие этой проблемы своими силами (приношу свой ноутбук, распечатываю наглядность, по возможности провожу уроки в кабинетах с интерактивным оборудованием и т.д.), но хотелось бы чтобы все необходимое для качественного обучения учеников было у каждого учителя. Читая Послание нашего Президента к народу Казахстана, меня как учителя математики порадовало то, что перед учительством ставится задача по усилению качества преподавания математических и естественных наук на всех уровнях. Думается, что появится возможность для оборудования наших кабинетов необходимым инвентарем и наглядностями, благодаря чему мы сможем использовать различные ресурсы Интернета для своих уроков, тем самым их разнообразив.

Использование формативного оценивания в виде тестов, рисунков, заданий на классификацию, сопоставление и т.д. требует большого количества бумаги. Эту проблему учителю приходится решать своими силами, что никак не облегчает внедрение нового. Для формативного оценивания пятиклассников я попыталась распечатать тетради с готовыми заданиями к каждому уроку, в основу которых вошли задания из "Сборника формативного оценивание по математике для 5 класса." Конечно, нам как учителям творческим, предлагают адаптировать, дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей обучающихся. Но так как критериальное оценивание предполагает оценивание учеников по единым стандартам, я думаю, что такие тетради можно внедрять и распространять, как прописи для начальных классов.

Критериальное оценивание делает учебный процесс очень интересным. Ученики принимают участие в формативном оценивании: через самооценку и оценку одноклассников. Конечно, у малышей не всегда получается делать это объективно, но они этому учатся. Когда дети оценивают себя и других учеников, у них развивается речь, внимание, сосредоточенность, умение слушать и нести ответственность за свои слова и действия, делать выводы, соглашаться с мнением своих одноклассников или оспаривать его.

Помогают записи в дневниках: ученики получают смайлики и звёздочки, учителя пишут в их дневниках советы и комментарии, вносят баллы, которые за устную работу поставили его одноклассники.

Но ведение письменной обратной связи ежедневно отнимает очень много времени. Да, взаимодействие с родителями стало намного теснее и эффективнее, но, сколько при этом внеурочного времени оно отнимает - каждый учитель знает не понаслышке.

В том, что обновление образования в Республике Казахстан обусловлено новыми требованиями времени, сомнений не возникает. Другое дело, что все реформы и нововведения воспринимаются с некоторой опаской, в силу того, что любая теория требует апробации на практике. Требуется время и человеческие ресурсы, чтобы выявить плюсы и минусы любой новой программы, представленной для внедрения в реальность. Необходимое всестороннее изучение деталей, нивелирование негативных аспектов, чтобы максимально быстро и успешно трансформировать недоверчивость, обусловленную ломкой стереотипов в профессиональное владение предметом, реализуемых реформ.

4. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 10 января 2018 г.

5. Система критериального оценивания учебных достижений учащихся. Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 80 с.

Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения, то есть не соответствует в полной мере требованиям деятельностного подхода. Кроме этого основной проблемой в оценивании остается субъективизм школьной отметки, что наблюдается уже на начальной ступени обучения. Поэтому согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) процесс оценивания, как постоянная составляющая образовательного процесса, подлежит развитию. Данное развитие возможно при введении в практику критериального оценивания

ВложениеРазмер
kriterialnoe_otsenivanie.docx 51.04 КБ

Предварительный просмотр:

Критериальное оценивание в начальной школе как основа самоконтроля и самооценки обучающихся.

Учитель нач. классов:Мешкова Л.В.

Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения, то есть не соответствует в полной мере требованиям деятельностного подхода. Кроме этого основной проблемой в оценивании остается субъективизм школьной отметки, что наблюдается уже на начальной ступени обучения. Поэтому согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) процесс оценивания, как постоянная составляющая образовательного процесса, подлежит развитию. Данное развитие возможно при введении в практику критериального оценивания.

Под критериальным оцениванием М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова понимают процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующий формированию у учащихся умения учиться.

Для учителя современной школы актуальна задача оценивания не только конечного результата, но и самого процесса обучения. Причем, оцениваются, как знания и умения - предметные результаты , так и личностные результаты (готовность и способность учеников к саморазвитию и личностному самоопределению), - сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, а также метапредметные результаты , включающие освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД).

Сегодня оценивание рассматривается в двух подходах: формируюшее (текущая внутренняя оценка учебных достижений, сбор информации о процессе обучения учащегося), и итоговое/суммирующее (констатирующее) оценивание (внешняя оценка образовательного результата, достигнутого учащимся), проводится в конце учебного периода с целью обозначить достигнутый обучающимся уровень овладения знаниями, умениями, навыками и ключевыми компетенциями.

Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Именно с этим связана одна из проблем, которая стояла и стоит перед учителем, - как организовать оценивание учебных достижений младших школьников, чтобы не свести его только к оцениванию знаний, умений и навыков, а охватить весь процесс учебной деятельности и его результаты. Оценивания без критериев не бывает! Как формирующее, так и суммирующее оценивание опирается на заранее разработанную и предъявляемую ученику систему критериев.

Педагогическая сущность технологии критериального оценивания заключается в формировании готовности и способности учащихся осуществлять самостоятельную учебно-познавательную деятельность, направленную на усвоение знаний и способов их приобретения; концентрировать внимание; критически мыслить; оценивать собственные возможности и учебные достижения; осуществлять взаимооценивание.

Критериальное оценивание подразумевает ряд установок:

1 .Оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность и личные качества (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия).

2 .Работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (образцом отлично выполненной работы);

3. Эталон известен учащимся заранее;

  • Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;
  • Критерии не должны быть спущены сверху;
  • Они должны быть четкими, ясными, понятными;
  • На 1 этапе нет смысла брать много критериев, достаточно 1-2, которые определяют это умение (в начальном звене достаточно 3-4).

На этапе предварительного контроля нужно научить детей выделять критерии задания, ответа и т. д.:

-Что будем оценивать?

-Как будем оценивать?

-Почему ты думаешь, что эти критерии будут важными?

-Кто смог себя оценить?

В процессе обсуждения на доске записываются критерии оценки.

Критерии оценки ответа на тему:

Вначале критерием выступает образец . Учитель демонстрирует правильное написание элемента буквы, просит детей воспроизвести его в прописях и оценить свой учебный результат в соответствии с образцом (эталоном). Оценить можно с помощью волшебной линеечки или знаков +, - , ?

После самооценки ребенка оценку совершает учитель. Несовпадение оценок вызывает рефлексию: почему моя оценка не совпала с оценкой учителя? Какой элемент буквы я написал неправильно? Ученик стремится найти причину своей ошибки.

Критерии вводятся постепенно . Каждую работу можно оценить по разным критериям, но важно, чтобы ребенок учился видеть свой результат вначале через призму одного критерия, затем нескольких. При подготовке к выполнению задания учитель спрашивает учеников: « Какое умение мы будем проверять ? Какое правило? Что нужно для того, что бы правильно его выполнить? Так формулируется критерий. Приведем пример:

Задание: Списать текст из пяти слов безошибочно.

Ребята, что нужно уметь, чтобы безошибочно выполнить задание?

Выполняют, оценивают себя. Затем учитель оценивает работу по этому же критерию.

Учитель вправе вводить дополнительные критерии оценивания . Например, ребенок выполнил работу плохо. Оценка по основному критерию будет низкая. В этой связи учитель предлагает ученику оценить себя по критерию

Ну, конечно, для того, что бы ребенок испытал успех, поверил в себя. Иначе он перенесет низкую оценку в целом на собственную личность. Мотив учения может ослабеть. Младший школьник, как никто другой, должен испытать ситуацию успеха.

Далее учащиеся учатся видеть учебное задание сквозь призму нескольких критериев, учатся оценивать себя по нескольким критериям. Критерии к заданиям на этапе изучения нового материала и первичного формирования умений формулируются исходя из алгоритма правила.

Приведем пример разработки критериев оценки умений осуществлять перенос слов.

СПИШИТЕ, РАЗДЕЛЯЯ СЛОВА ЧЕРТОЧКАМИ ДЛЯ ПЕРЕНОСА.

Школа, страна, площадь, урожай, озеро, игра, дружба, решаю, песня, одежда.

Ребята, какие критерии ( умения) надо соблюдать, чтобы правильно выполнить задание?

Назовите их в том порядке, по которому вы будете их применять.

  1. Умение определять количество гласных в слове.
  2. Умение делить слова на слоги.
  3. Умение не оставлять одну букву на строке.

Так правило переведено на язык алгоритма. Выполняя задание, ученик может осуществлять самоконтроль учебных действий и грамотно оценить себя по сформулированным критериям. Критерии к оценке умений осуществлять перенос слов могут усложняться от класса к классу, иметь отличия в разных УМК.

Многие правила, к сожалению, прописаны в учебниках не алгоритмично. Учителю следует разбить правило на алгоритмичные шаги, предусмотреть типичные ошибки детей. Почему дети ошибаются в нахождении однокоренных слов, не смотря на то, что правило выучено назубок? Правило сформулировано так, что логика рассуждений не совсем ясна. Дети вначале находят общую часть слова, забывая при этом об определении лексического значения, правильно выделяют корень, но неверно выписывают однокоренные слова.

Цель: научиться подбирать однокоренные слова в простых и сложных случаях.

1. Детям предлагается задание : выписать однокоренные слова.

На доске запись: гора, горький, пригорок, горный, город.

2. Организуется беседа :

Что надо знать, чтобы правильно выполнять это задание?

Учащиеся знакомятся с записью и вместе с учителем разрабатывают критерии, необходимые для оценки собственных достижений.

В ходе обсуждения формируются критерии и записываются на доске:

а) Умение объяснять лексическое значение слова.

б). Умение находить общую часть слов.

в) Умение выделять корень.

Для проверки и оценки результатов обучения за длительный отрезок времени, например, учебную тему или раздел, формулируются

обобщенные критерии. Предполагается, что правила, алгоритмы детьми уже усвоены, поэтому можно ориентироваться на критерии обобщенного характера. Критерии идентичны тем умениям, которые запланированы в программе

Инструментом оценивания стали шкалы, которые напоминают ребенку измерительный прибор. С ее помощью можно измерить разные параметры выполненной работы (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т.д.). Количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых учителем и учениками в ходе их совместной деятельности на уроке.

Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, непосредственно рядом с работой.

Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще. Учитель, в свою очередь рассматривает адекватность самооценки с каждым ребенком индивидуально, корректируя при необходимости.

Уже в первом классе учащиеся приобретают следующие умения:
-оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью шкалы;
-соотносить свою оценку с оценкой учителя;
-договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
-обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.
Наряду с оценочной шкалой используется также трехцветный индикатор, для обратной связи на уроке, когда учитель должен увидеть весь класс:

- красный – я не знаю, прошу помощи,

- жёлтый – сомневаюсь, не уверен,

- -зеленый – знаю, умею, могу помочь другим.

Таким образом, ребенок видит, какие именно умения ему надо отработать.

Учитель создает сводную ведомость знаний и умений по классу.

Такая таблица помогает учителю определить, какие умения надо отработать с каждым конкретным ребенком.

- Для этого может быть предложена дифференцированная работа по группам, где каждая группа отрабатывает свое конкретное умение. Контроль работы в каждой группе может осуществлять сам учитель, либо в каждую группу будет назначен ребенок, хорошо владеющий данным умением. Он будет выступать в роли учителя.

- Может быть предложено дифференцированное домашнее задание на отработку определенных умений.

- Это может быть индивидуальная или парная работа по карточкам.

Оценки за текущие работы не выставляются в журнал, они нужны учителю и ребенку для того, чтобы видеть, какие умения вызывают трудности и над чем необходимо работать. Отработка идет в процессе изучения темы до проведения контрольной работы. Промежуточное оценивание небольших самостоятельных работ показывает, насколько успешно ученик осваивает изучаемый материал данной темы. Одновременно оно выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неуспехах. При этом у него есть время до итоговой работы, чтобы улучшить то, что в промежуточной работе оказалось выполненным недостаточно хорошо. Соответственно, любые, даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов, так как оценки за них в журнал не выставляются. Таким образом, получая оценку за промежуточную работу, ученик получает четкие ориентиры, что надо сделать, чтобы повысить свою оценку за итоговую работу. При критериальном оценивании учитываются результаты только итоговых работ.

Критерии должны отражать не только знание программного материала, но и такие как аккуратность, внимание, умение слушать и слышать, высказывать свое мнение.

- позволяет ребенку увидеть свои успехи, так как всегда есть критерий, по которому можно оценить успешность обучающегося;

- носит информативный характер;

- способствует формированию позитивной самооценки.

Критерии оценивания некоторых форм работ в начальной школе

1. Смотреть на говорящего.

3.Молчать в то время, когда кто-то говорит.

4.Задавать вопросы говорящему (если что-то непонятно или на уточнение).

Умение прочитать стихотворение

1.Все слова должны быть понятны.

2. Выделение голосом знаков препинания.

3.Должно быть все слышно.

5. Хорошо знать стихотворение наизусть.

Критерии устного ответа

1.Соответствует ли ответ заданному вопросу?

2. Последовательно ли отвечал?

3. Можно ли считать ответ убедительным?

4. Достаточно ли было приведено примеров, фактов для подтверждения изложенного?

5. Были ли ошибки по существу изложения?

Критериальное оценивание позволяет оценивать действия не только в письменных работах, но и при выполнении заданий в группах и парах.

По каким критериям группа должна оценить свою деятельность?

Критерии оценки работы в группе

  1. Организация работы (тихо, не мешать другим, каждый должен быть услышан)
  2. Стиль общения (вежливо, тактично, не перебивать)
  3. Ответ команды (четко, убедительно, доказательно)
  4. Участие в оценке других групп (одобрение, исполнение, дополнение)

Подготовка к урокам, на которых будет формироваться умение самооценки

1шаг Учитель выбирает уроки, на которых можно ограничить предметный материал до минимума (принцип минимакса). Оставшееся время отводится на выработку у учеников умения с/о (в дальнейшем менее подробное изучение нескольких тем компенсируется более осознанным отношением детей к учебе).

2шаг При планировании урока учитель выбирает для первой демонстрации алгоритма с/о легко выполнимое задание по изученному материалу и ученика, психологически готового к публичному анализу результатов своей работы.

Формирование умения самооценки

  • 3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса.
  • 4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

Примечание: Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение .

  • 5 шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения.

Базовое умение самооценки сформировано.

Использование сформированного умения самооценки

Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше.

Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции

Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке.

Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции.

. Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!

Введение в практику технологии критериального оценивания позволяет решать широкий круг задач, которые могут быть сгруппированы в три основных целевых блока .

Во-первых, такой подход дает учителю и ученику достаточно прозрачный, точный и объективный инструмент для определения успешности выполнения учащимся отдельных заданий и, как следствие, положительной успеваемости в целом.

Во-вторых, использование определенных параметров позволяет связать систему оценивания с целевыми установками, как отдельного учебного курса, так и получения знаний на соответствующей ступени школьного образования. Это становится возможным за счет того, что критерии оценивания фактически представляют собой цели обучения, сформулированные вполне конкретно для того, чтобы можно было установить, насколько они достигнуты в приложении к каждому ученику.

Другая сторона этого свойства критериального оценивания заключается в том, что учитель, планируя свою работу, постоянно удерживает в поле зрения общие цели учебного процесса. Забыть про одну из них он не может, поскольку все они заложены в критерии, под каждый из которых должны быть придуманы как контрольные задания, так и система действий по подготовке к их выполнению.

В-третьих, прозрачность и процедурная определенность системы критериального оценивания делают ее потенциально сильным инструментом для участия в учебном процессе, как администрации учебного заведения, так и родителей. У руководства образовательного учреждения появляется средство контроля результатов деятельности учителя, дающее многоаспектную и постоянную информацию. Родители, в свою очередь, могут получать подробные сведения о достижениях своих детей и имеют чуть больше возможностей разобраться, чему их, собственно, учат в школе.

В конечном счете, перечисленные обстоятельства способны привести к изменению отношений между всеми участниками образовательного процесса, сделав его более открытым. Особенно это относится к учащимся, так как критериальное оценивание дает им возможность активно участвовать в учебной деятельности (самостоятельно ставить цели и задачи, формулировать критерии выполнения задания, выстраивать ответы, устанавливать причины затруднений, проводить работу по исправлению ошибок).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки РФ. -М.: Просвещение, 2010.-31с. – (Стандарты второго поколения).

3. Батурина Г.И. Введение в педагогическую профессию, - М., 2011

4.Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ П.И.Пидкасистый, В.И.Беляев, В.А.Мижериков, Т.А.Юзефавичус; под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2010.

5. Бордовская Н.В. Педагогика.- СПб.,2010

6.Сластенин В.А. Общая педагогика. – М.,2011

7.Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. Составитель Е.И. Соколова. – М.,2012

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о применении критериального оценивания, как эффективного метода повышения качества обучения на уроках математики и физики.

учитель физики и математики

ГУ «Славянская средняя школа

отдела образования акимата

Ключевые слова: критериальное оценивание, знания, умения, навыки, мотивация, самооценка.

Кілтті сөздер: критериалды бағалау, білім, дағды, ынталандыру, өзін-өзі бағалау.

Keywords: criterial estimation, knowledge, skills, self-evaluation

Аннотация: в статье говорится о применении критериального оценивания, как эффективного метода повышения качества обучения на уроках математики и физики.

Аңдатпа: мақалада математика және физика сабақтарында критериалды бағалаудың оқыту сапасын көтеруде тиімді әдісі ретінде пайдаланылуы туралы айтылған.

Annotation: the article refers to the application of criterial evaluation as an effective method of improving the quality of instruction in the lessons of mathematics and physics.

Использование методики критериального оценивания в обучении один из способов решения проблемы современного образования.

Поэтому обучение требует новых подходов обучению. И один из них изменение системы оценивания.

Проблему оценивания учебных достижений учащихся можно решить путем формирования критериальной оценки результатов освоения учащимися основных образовательных программ.

Данная система оценивания прозрачна, так как критерии оценивания составляются вместе с учащимися. Например:

При проверка домашнего задания по новой теме. Предварительно с учащимися обговариваем критерии оценивания:

Читайте также: