Проблемный ребенок в доу

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Раевская Наталья Анатольевна
Должность: старший воспитатель дошкольных групп
Учебное заведение: МБОУ СШ № 56
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Проблемные дети в группе детского сада
Раздел: дошкольное образование

Лекция "Проблемные дети в группе детского сада"

стратегии работы педагога. Привлечение внимания.

стратегии работы педагога. Власть и месть.

стратегии работы педагога Избегание неудачи

Избегание неудачи: описание поведения
• Даже пробовать не буду, все равно ничего не получится • Формальное, пассивное участие в деятельности, выполняют задание медленно. • Расстроены, испуганы, молчаливы. • Не начинают работу, бездействуют
Причины
• Отношение по типу красного карандаша, взрослые отмечают только неудачи и ошибки ребенка. • Слишком высокие требования со стороны взрослых, которые должны принимать ребенка безусловно • Перфекционизм • Упор на соревнование
Стратегии реагирования взрослого
• Изменить методы объяснения • Учить рассказывать о себе и о том, что делаешь позитивно, в положительном ключе. • Ошибки – это нормальное и нужное явление
• Формируйте веру в успех • Фиксируйте внимание на уже достигнутых успехах • Признавайте достижения
Техники помощи ребенку, избегающему неудачи
• Используйте осязаемый материал, рисунки-подсказки, схемы, разбивайте задания на мелкие шаги. • Ты можешь это сделать, одно маленькое усилие и будет результат • Рассказывайте о своих ошибках и о их ценности как попытках, покажите как исправлять ошибки. • Подчеркивайте улучшения, удачи, признавайте трудность задания • Анализируйте прошлые успехи, повторяйте и закрепляйте их • Используйте аплодисменты, звезды, наклейки, медали, выставки, учите самопризнанию.
Часть 6 Поддерживающие стратегии и направленное

развитие самости

Развитие и поддержка самости ребенка

• Когда мы видим, что он нарушает поведение, и не реагируем подходящим образом • Когда мы делаем для него слишком много того, что он сам мог бы сделать для себя • Когда мы вытаскиваем его из неприятной ситуации, в которой он оказался по собственному выбору. Развитие и поддержка самости ребенка возможны при наличии надежных и уважительных отношений между взрослым и ребенком. • Поддержка – знак внимания, оказанный человеку, когда он объективно неуспешен, сделанный в форме прямого речевого высказывания и касающийся той области, в которой у него в данный момент затруднения. Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме его самого. Напрямую обращается к личности, независимо от промахов и успехов, ошибок и достижений. Концентрируется на сильных сторонах. Оказание поддержки ребенку это лучшая педагогическая реакция на поведение ребенка в ситуации стресса. Парадокс поддержки • Ее нужно оказывать именно тем детям, которые постоянно доставляют нам неприятности. • Нарушители дисциплины вызывают негативные чувства, нам трудно оказы- вать им поддержку • Но именно они больше всех в ней нуждаются.
Сколько нужно поддержки ребенку, который плохо

Любовь Бадина
У Вас в группе трудный ребенок? Выход есть!

В последнее время в детских садах достаточно остро стоит проблема неконструктивного поведения детей. И многие из педагогов, работающих с детьми, находятся в затруднительном положении при ее решении. Наш детский сад компенсирующего вида, и тема оптимизации взаимодействия с детьми, демонстрирующими неконструктивное поведение, для нас очень актуальна. Да это и понятно! Если учесть, что основной контингент детей – это мальчики; во-вторых, в последнее время 70%- 85% от общего состава детей – преимущественно старшие дошкольники. Кроме того, особенностью учреждений компенсирующего вида является и то, что каждый учебный год детский коллектив в группах значительно обновляется. (Кто-то из детей выписывается, часть детей выводятся на ПМПК со сменой Программы).

Для предупреждения негативного поведения важно дать ребенку представление о допустимом и недопустимом поведении. Используя метафору, предложенную доктором Фрицем Родлером, можно представить, что по степени дозволенности поведение детей делится на три цветовых поля: зеленое, желтое, красное.

Поле зеленого цвета обозначает такое поведение ребенка, которое мы, взрослые, допускаем и поощряем.

А сейчас поговорим о конкретных формах неконструктивного поведения.

Для большинства детей достаточно просто проигнорировать нытье.

На мой взгляд, с такой категорией детей действенной может быть и пропедевтическая работа: перед занятием, содержание которого может оказаться для ребенка трудным, проговорить, что и как будете делать. Это может касаться занятий, связанных и с продуктивной деятельностью и с речевой.

Следующая форма неконструктивного поведения, с которой мы все практически сталкиваемся, это различные проявления бунтарского поведения.

Негативизм – стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям; ребенок может настаивать, что сыр – масло, синее – это зеленое, лев – это собака; как только взрослый соглашается с ним, мнение ребенка может измениться на противоположное.

Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза;

Если не удалось это сделать, оставьте его в покое, не обращайте на него внимания, не принимайте в этой сцене участия. Сохраняйте спокойствие и равнодушие, что бы ребенок ни делал. Если ребенку когда-то удалось добиться своего с помощью каприза, он будет прибегать, к этому способу все чаще и чаще;

Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, как вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше;

Дети не умеют управлять ни своим возмущением, ни чувством вины. Поэтому нельзя проявлять после истерики ребенка недовольство, ругать и упрекать его, грозить наказанием, а лучше сказать ему, что он уже достаточно наказал самого себя, и показать, что несмотря ни на что, вы его любите;

Ребенок гораздо охотнее примет указания, советы и будет следовать им, если будет совершенно уверен в том, что его любят безусловной любовью, если поверит в доброе отношение к себе;

Образовательные технологии в современном ДОУ По исследованиям современных ученых проблема детства стоит в настоящее время как никогда остро: Идет отстранение мира взрослых от мира детей.

Портрет тревожного ребенка:.
Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Как выявить тревожного ребенка?.
Опытный воспитатель или учитель, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми.
Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей (или учителей-предметников) заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.

Причины возникновения тревожности у детей:
До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.
Так же тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой
2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными )
3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Как помочь тревожному ребенку?
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Обучить ребенка расслаблению - не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но что значит расслабиться - им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.

Как определить, является ли Ваш ребенок гиперактивным?
Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы. Чтобы определить, есть ли у ребенка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с системой критериев, по которым она определяется.
Причины гиперактивности:
Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:
- генетические (наследственная предрасположенность);
- биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Наверное эта тема настолько стара и настолько актуальна, что приходится возвращаться к ней снова и снова. Казалось бы, за плечами более 15 лет опыта работы с разными детьми, ну про институты-курсы и прочее я вообще умалчиваю, а вот и попадаешь в просак. Когда никакие приёмы не работают и ты готова плакать от безысходности. Если бы только слёзы помогли. Да, зачастую понимаешь, что корни всех истерик и вызывающего поведения кроются в обычной нехватке внимания или наоборот загруженности ребёнка (психологию-то мы учили много лет), НО что от этого. Родители, как правило на контакт не идут, а если идут, то делают вид, что там где ты учился, они преподавали))) Как помочь такому ребёнку и коллективу? Что делаете вы? Ведь у каждого в группе и классе есть такой ребёнок! И ведь, как правило, он очень смышленый и ставить крест на нём ох как не хочется!
Приходится выслушивать жалобы родителей, а иногда и педагогов на "особых" детей. В каждой группе такие есть и агрессивные, и гипердинамичные, и тревожные, и застенчивые.
Трудно привлечь родителя, но возможно (выручают консультации с ребенком, использование песочной и сказкотерапии). Гораздо труднее научить родителей и воспитателей принимать ребенка, таким какой он есть (а ребенок имеет право на страхи, гнев и т.п)
Очень много агрессивных, гипердинамичных детей имеют в своем медицинском анамнезе причины, например: кесарево сечение матери в родах. Ребенок не виноват что проявляет признаки агрессии или наоборот. Ему нужна помощь.
Если ребенок способный, скорее всего у него демонстративное поведение. Читать литературу - и действовать. Ни в коем случае не позволять демонстративному ребенку думать, что он - единственный в группе. С огромным терпением воспринимать его выходки и ласково но твердо направлять в нужное русло. Главное - ребенок и родители должны понять, что вы - на их стороне, действуете в интересах ребенка.
Если воспитатель не может установить контакт с ребенком или его законными представителями, педагог-психолог поможет написать рекомендации. Если рекомендации четко выполняются, но не приносят результата (такого не бывает), то подразумевается дальнейшее обсуждение и совместный поиск эффективного взаимодействия.
Большинство детей на момент поступления в детский сад не разговаривают, дико привязаны к маме и соске, бутылочке, памперсу, то многие из них для воспитателей "проблемные". Я убеждена, что работа с такими детьми должна вестись только через родителей, с их помощью. Больше - НИКАК. Прекрасно понимаю, что работа с родителями сложна, но здесь главное - такт и терпение, умение найти такой аргумент для родителя, который заставит его прислушаться к ВАМ, пойти за ВАМИ.
ВОСПИТАТЕЛЬ И УЧИТЕЛЬ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОЮЗНИКАМИ РОДИТЕЛЕЙ.
А уж сделать, чтобы родители стали "правильными", очень просто: ЛЮБИТЬ ребенка, заботиться о его здоровье, слышать его, угадывать его настроение, говорить с родителями о его успехах и неудачах, о его чувствах, повторять его забавные слова, озвучивать его "открытия", не упускать мелочей, и родители радостно и с удовольствием будут выполнять все Ваши советы и рекомендации.
Родителей так называемых "проблемных" детей" очень трудно привлечь к сотрудничеству. Они зачастую не осознают серьёзности ситуации, перекладывая всю ответственность на педагогов образовательной организации. Здесь очень важно подключить к работе с родителями педагогов групп, которую посещает ребенок. Есть прекрасные советы в пособиях Лютовой, Мониной, где даны методики взаимодействия и с детьми и с родителями. Везде важна системность. Воспитатель группы ежедневно общается с родителями ребенка, но зачастую, в силу усталости или каких либо других факторов, не в состоянии выполнять необходимые рекомендации специалиста.
Не берите на себя непосильный груз, наша работа и без того ювелирная и нервная.
Родителям нужно больше показывать то, чем занимаются дети в группе, в чем ребенок преуспел, а где еще нужно постараться. Родители должны видеть живую заинтересованность воспитателя в полноценном развитии ребенка.
Кого мы имеем в виду, употребляя название “проблемные дети”? Это дети, не реагирующие на тепло, заботу и внимание, от которых расцветает большинство детей. Трудно добиться их расположения, завоевать их доверие, найти с ними контакт, а это необходимо для хорошей дисциплины в классе, в группе и для успешного обучения. Отстраняясь от учебы в классе, эти дети сооружают вокруг себя стены, тихо и молчаливо отказываясь задавать вопросы и отвечать на них. Или же, мешая нам или своим одноклассникам, проблемные дети подрывают наши усилия обучать или даже контролировать класс.
А ведь все мы педагоги и у каждого за плечами огромный педагогический опыт.Давайте не будем опускать руки. Мы выбрали эту профессию сердцем и душой. Мы справимся.

Читайте также: