Проблемные вопросы по окружающему миру в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Наше время — время перемен. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.
На практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности, как говорил Л.Н.Толстой (слайд 2)

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности на уроке являются:

- учебно - игровая деятельность;

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- использование современных образовательных технологий.

Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения заданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Современный урок не может быть построен без проблемной ситуации. Ведь дети сами находят ответ на поставленный вопрос. Если ответ найден правильно, значит - урок удался.

В зависимости от эмоциональной реакции учеников проблемные ситуации делятся на две

Приемы создания проблемной ситуации: (слайд 4)

1. Предъявить противоречивые факты.

2. Столкнуть разные точки зрения

3. Обнажить житейское представление.

4. Предъявить научный факт.

Проблемные ситуации, возникшие "с удивлением"

Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

Тема: Грибы.
Учащимся зачитывается диалог:
Лена: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.
Миша: Грибы не зеленые, значит, они животные.
Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока. ("Грибы", "Что такое грибы".)


Прием 2. Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.
Тема: Австралия
Учитель: Лена и мама на зимние каникулы поедут в Санкт-Петербург, а Миша и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа знакомит со списком собранных вещей.) Посмотрим, как группы выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления.) Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к формулированию проблемы.) Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос.)

В 70 милях к востоку от Сан-Диего находится пустыня-заповедник. Каждый год, в марте-апреле в пустыне распускаются мириады цветов. Посмотреть на это событие приезжают люди со всей Америки. Сила цветения зависит от количества дождя прошедшего в зимние месяцы. Если дождей было много, то и пустыня цветет долго и дружно, покрываясь целыми полянами цветов

(Обучающиеся испытывают удивление.)
Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?

Примеры использования педагогом в работе приема "яркое пятно"

Тема: "Австралия".
Учитель: Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдет речь?
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где-то *.
Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили?
Ученики: Здесь все наоборот: в январе лето, реки без воды.
Учитель: Какой возникает вопрос? Ученики: Что это за материк, где все наоборот?
Учитель: Это Австралия. Так какой материк (и страну) будем изучать?
Ученики: Австралию. (Учитель фиксирует тему на доске.)


При столкновении школьников с противоречием, они испытывают чувство удивления или затруднения. Учебная мотивация родилась. Учитель может сам поставить проблему или это делают ученики. Для облегчения задачи необходимо развернуть побуждающий диалог - стимулирующие вопросы и побудительные предложения, помогающие ученикам сначала осознать противоречие, а затем сформулировать учебную проблему.
Сокращенный путь к учебной проблеме - подводящий диалог. Это система посильных ученику вопросов и заданий, которые постепенно приводят ученика к открытию нужной мысли. В его структуру входят репродуктивные задания. Последний вопрос учителя обобщающий.

Технология проблемно-диалогического обучения рассматривает два главных вопроса

- методы постановки учебной проблемы;

- методы поиска решения учебной проблемы.

Я остановлюсь на трех основных методах постановки учебной проблемы (слайд 5)

побуждающий от проблемной ситуации диалог;

подводящий к теме диалог;

Таблица №1(слайд 6)

^ Сравнительная характеристика побуждающих и подводящих диалогов.


Побуждающий


- мысль ученика делает скачок к неизвестному

- переживание учеником чувства риска

- возможны неожиданные ответы учеников

- прекращается с появлением нужной мысли ученика


- пошаговое, жесткое ведение мысли ученика

- переживание учеником удивления от открытия в конце диалога

- почти невозможны неожиданные ответы учеников

- не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение

Побуждающий от проблемной ситуации диалог – этот метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий: 1) создания проблемной ситуации;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждения к формулированию учебной проблемы; 4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Таблица №2 (слайд 7)

Побуждающий от проблемной ситуации диалог


О фактах: - Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты на лицо?

^ О теориях и мнениях: - Что вас удивило? Сколько существует теорий (мнений)?


- Какой возникает вопрос?


- Какая будет тема урока?


6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущими

Шаг 2 . Доказать, что задание учениками не выполнено


У доски ведут диалог два ученика.

-Я видел ее, она мне понравилась, такая тихая, медленная, ленивая, прозрачная, в одном месте она была очень узкая, а в другом – широкая…

-Я тоже ездил к ней с родителями, она далеко находится от наших мест, только она была шумная, пенистая, мутная, быстрая… ( предъявление двух противоречивых мнений)

- Дети говорят об одном предмете. ( ученики испытывают удивление, возникновение проблемной ситуации)

- Как вы думаете, о чем разговаривают дети?

-Какие вопросы у вас возникают?


- Какова тема урока?


-Они говорят о реках.


-Почему реки такие разные?

-Где река берет воду?

-Откуда и куда течет река?


-Ребята, мы живем среди лесов. Кто из вас бывал в лесу?


-Как далеко вы уходили от дома?


-С кем вы ходили в лес?


- Как возвращались обратно?


-Представьте себе такую ситуацию: человек ушел далеко и заблудился, лес кругом, места незнакомые. Как найти дорогу домой?

-Чему будем учиться сегодня на уроке?


-Все были, ходили со старшими за грибами или за ягодами. - А мы просто гуляли.

-Я очень далеко ходил. - А я рядом с домом.

-С родителями, с бабушкой, с дедушкой и т.д.

-Нас вели взрослые, они знают дорогу домой.

-Мы не знаем. ( ^ Ситуация затруднения, возникновение проблемной ситуации).


-Как находить дорогу обратно. Как ориентироваться на местности.


Поставив учебную проблему, переходим к организации поиска решения.

Пример постановки учебной проблемы в форме подводящего диалога.


На доске висят две картины (на первой изображена тундра, на второй - осенний лес).

-Где происходит описанное событие? Покажи эту зону на карте. Какой это тепловой пояс?

-Где происходит описанное событие? Покажи эту зону на карте. Какой это пояс?

-Одинаковые ли климатические условия обитания в такой обширной лесной зоне?

-Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?


-Здесь изображена зона тундры. Это холодный пояс.


-Я вижу белку, она живет в лесу. Значит, это лесная зона умеренного пояса.

Дети высказывают свои мнения.


- Будем разбирать лесную зону умеренного пояса и ее экосистемы.


Подводящий к знанию диалог – второй метод поиска решения учебной проблемы. Он значительно проще первого, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

Учитель: -Ребята, послушайте рассказ Ю. Дмитриева:

«Один художник решил нарисовать лес.

-Что такое лес? – размышлял он. (Как вы думаете?) – Конечно деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

- Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

- Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.

Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

- Нарисуй жабу и ящерицу!

- Нет, - сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и еще дорисовал много разных зверей.

Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

- Вот это лес! – сказал старичок и исчез. А может, и не исчез, а только притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в нем тысячи жителей. И все они и есть лес.


-Ребята, что нужно человеку, живущему в деревне, для нормальной жизни?


-Для чего это все нужно сельскому человеку? Объясните.


-Все, о чем вы сказали, очень важно для сельского человека. Поговорим об этом подробнее. Какова тема нашего урока?

домашние животные (корова,

теленок, поросенок, куры и т. д.)

-Дом, чтобы было где жить.

-Работа, чтобы заработать деньги на покупки.

-Огород, чтобы вырастить для себя овощи.

-Сад, чтобы вырастить себе фрукты и ягоды.

-Цветник, чтобы было красиво рядом с домом.

-Двор, чтобы держать в нем домашних животных.


-Сельский дом . Домашние животные.

Необходимо принять к сведению следующее: учебная проблема существует в двух основных формах: в форме темы урока; в форме не совпадающего с темой урока вопроса, ответом на который и будет новое знание. Следовательно, поставить учебную проблему - значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока , либо не сходный с темой вопрос для исследования. Если проблема возникла на уроке как вопрос для исследования, то тему урока уместно сформулировать на этапе воспроизведения знаний.


Не всякое затруднение вызывает проблемную ситуацию. Оно должно порождаться недостаточностью имеющихся знаний, и эта недостаточность должна быть осознана учащимися. Однако и не всякая проблемная ситуация порождает процесс мышления. Он не возникает, в частности, когда поиск путей разрешения проблемной ситуации непосилен для учащихся на данном этапе обучения в связи с их неподготовленностью к необходимой деятельности. Это чрезвычайно важно учесть, чтобы не включать в учебный процесс непосильных задач, способствующих не развитию самостоятельного мышления, а отвращению от него и ослаблению веры в свои силы.

Требования к проблемным ситуациям: (слайд 12)

- решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность обучаемого;

- проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает обучаемый, а также уже имеющейся у него информации;

- проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной, тем самым способствуя формированию потребностей в ее решении;

- основу проблемной ситуации должна составлять противоречивость информации;

- проблемная ситуация в процессе ее решения должна

порождать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с рассматриваемой;

- формулировка проблемной ситуации должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для обучаемых слов и выражений;

- проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.);

- проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности обучающихся.

Проблемное изучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира.

Елфимова Светлана Альбертовна, учитель начальных классов

Главным элементом проблемной ситуации психолог А.М. Матюшкин, вслед за С.Л. Рубинштейном, считает неизвестное , новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания.

Однако многие ученые, определяя это понятие, в качестве основного звена проблемной ситуации они выделяют противоречие.

Признаками проблемной ситуации являются:

Необходимость выполнения действия, при котором возникает познавательная потребность в новом;

Наличие неизвестного для учащихся;

Возможности учащегося, включающие как его творческие способности, так и достигнутый им уровень знаний.

Проблемные ситуации можно подразделять по области научных знаний или учебной дисциплине (окружающий мир, русский язык, математика и т.д.); по направленности на поиск недостающего нового; по уровню проблемности; по типу и характеру противоречий.

(Классификация проблемных ситуаций по Матюшкину)

Существует предметная специфика в использовании представленных приемов постановки проблемы на уроке. Для русского языка наиболее характерны приемы 2, 3, 6, содержащие практическое задание "на ошибку", а приемы 1 и 4 используются реже. Для математики типичны проблемные ситуации с затруднением, создаваемые приемами 4, 5, 6, хотя прием 1 тоже встречается. На уроках литературного чтения (такие примеры не были рассмотрены в данной статье) часто обсуждаются полярные позиции ученых (критиков) и разные мнения учеников с помощью приемов 1 и 2. При изучении окружающего мира, как правило, используется прием 3 ,т.е проблемные ситуации с удивлением, возникающие на противоречиях между житейским представлением учащихся и научным фактом.

Проблемные ситуации, возникшие "с удивлением" – между двумя или более положениями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю использовать данные проблемные ситуации на уроках в начальной школе, они помогут ребятам сразу окунуться в тему урока.

Окружающий мир

Учитель: Лена и мама на зимние каникулы поедут в Санкт – Петербург, а Миша и папа в Австралию. Помогите собрать вещи.

(Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа знакомит со списком собранных вещей.)

Учитель: Посмотрим, как группы выполнили задание (Разные мнения вызывают реакцию удивления.) Задания я вам дала одно, а выполнили вы его по – разному. (Побуждения к сознанию противоречия.)

Почему так вышло?

Чего мы не знаем? (Побуждение к осознанию противоречия).

Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос)

Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдёт речь?

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июне лето.

Там протекают реки без воды

Они в пустыне пропадают где – то…

Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили?

Ученики: Здесь все, наоборот: в январе лето, реки без воды.

Учитель: Какай возникает вопрос?

Ученики: Что это за материк, где всё наоборот?

Учитель: Это Австралия. Так какой материк (и страну) будем изучать?

Учащимся предлагаются противоречивые факты:

-По какому принципу зашифрованы слова? Назовите эти слова полностью. ДНСКЙ, НВСКЙ, ПТР, ЛМНСВ (Донской, Невский, Пётр, Ломоносов)

-Какое из этих слов лишнее? Почему?

- Какая тема урока?

- Что вы о нём знаете?

- Что хотите узнать? Сформулируйте свои вопросы.

Обучающимся предлагается изобразить в тетради ластик, ручку в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить машину в натуральную величину. Так как это невозможно, обучающиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.

Тема: Природные зоны России

Учитель: - Послушайте и скажите: бывает ли так?

Ученики: - Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега – мох, цветы, ягоды.

- Еще не бывают грибы выше берез.

- Ночью солнце не светит.

Удивление (возникновение проблемной ситуации).

Учитель: Одни ребята на зимние каникулы поедут в Арктику, а другие останутся дома. Помогите им собрать вещи.

Учитель: Посмотрим, как выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления).

Учитель: Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия).

Учитель: Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к формулированию проблемы).

Учитель: Какая сейчас погода в Арктике? (Проблема как вопрос).

Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне?

- Очень мало, почти нет.

Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи (зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле. Обучающиеся испытывают удивление).


В последние годы отчетливо прослеживается тенденция к изменению целей и важнейших ценностей образования. Сегодня обществу нужен человек, принимающий самостоятельно решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию и сотрудничеству для достижения результата.

В основе образовательного стандарта лежит признание ценностно-нравственного значения образования в современном обществе. Перед педагогом возникает задача – обучать детей таким образом, чтобы они были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. [5, с. 3]

Особенно актуальным становится развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий познания и освоения мира. Все вышеизложенное требует нетрадиционных подходов в обучении, использования современных педагогических технологий, в частности технологии проблемного обучения. Школа должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать взрослеющую личность. Ученики должны сами открывать знания, а не получать их в готовом виде. Проблемное обучение предоставляет для этого широкие возможности.

Цель статьи: проанализировать эффективность методов и приёмов создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира в начальной школе по результатам уровня сформированности УУД.

Теоретические аспекты

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

Теория проблемного обучения разрабатывается в педагогике с середины 50-х годов XX столетия и связана с исследованиямиизвестных ученых – Б. Г.Ананьева, А. Я. Пономарева, А. Н. Леонтьева, Д. Н. Узнадзе и, в особенности, С. Л. Рубинштейна, который открыл феномен проблемной ситуации как источника мыслительной деятельности.

Сегодня теория проблемного обучения – достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки. Продуктивность, эффективность проблемного обучения неоспоримо доказана начальной школе.

Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. [2,с. 48].

Создание проблемных ситуаций – необходимое условие активной умственной деятельности учащихся. Перед ними ставится определенная задача, которая вызывает заинтересованность и которую они пытаются решить, но обнаруживают недостаточную полноту и глубину своих знаний и опыта, т.е. сталкиваются с конкретной трудностью. У школьников появляется внутренняя потребность найти выход из создавшегося положения, чувство затруднения побуждает к анализу возникшей ситуации и поиску путей решения поставленной задачи.

Таким образом, создается противоречие между познавательными, практическими задачами и уровнем знаний учащихся, которое вызывает интенсивную мыслительную деятельность, направленную на разрешение возникшего затруднения [3, с.11].

Для того, чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе, необходимо выполнять условия, которые состоят из нескольких этапов:

1. Постановка в формировании вопроса или темы урока.

2. Возникновение проблемной ситуации.

3. Осознание затруднения и постановка проблемы.

4. Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы.

5. Доказательство гипотезы.

6. Проверка правильности решения проблемы.

Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе, проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Практические аспекты

Окружающий мир – это первое с чем сталкивается ребенок при знакомстве с реальным миром. Это самое близкое, где он может получить какой-либо опыт. Предметом познавательной деятельности являются научные знания, а у детей уже есть необходимый запас знаний по этому предмету.

Проблемную ситуациюразделяют на 2 типа:

Существуют разные типы противоречий, которые вызывают чувство удивления и затруднения, это противоречия: Между двумя (или более) положениями:

  • Между житейским представлением обучающихся и научным фактом.
  • Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

Учебную проблему можно поставить тремя методами:

Учебная проблема поставлена и начинается поиск решения к открытию новых знаний через гипотезы. Этот путь включает 2 шага:

Шаг 2. Проверка гипотезы. Здесь может быть проведен устный диалог,

Побуждающий от проблемной ситуации диалог – метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, так как требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1. Создания проблемной ситуации;

2. Побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3. Побуждения к формулированию учебной проблемы;

4. Принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации – представляет собой отдельные вопросы учителя, содержащие противоречие. Существует несколько приѐмов формулировки вопросов:


Подводящий к теме диалог - представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. [1, с. 8]

Мотивирующие приемы это –

– Послушайте, что это за звуки?

(Сверчок, шум ветра, дождя).

– Однажды Муравей-Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо…

Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти?

– Что появилось на небе? (Правильно. Радуга.)

(На доске (экране) появляются картинки: Муравьишка, дождь, солнце, радуга.)

Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.

Результаты исследований показали, что применение на уроках окружающего мира методов и приёмов создания проблемной ситуации оказало положительный эффект на отношение школьников к учебной деятельности и на качество их учения, так как повысились уровни познавательного интереса, самостоятельности и активности детей в учении.(см. Табл. 1)


Таблица 1. Динамика роста познавательной активности учеников 4 класса

В работе с учащимися учитель должен использовать разнообразные приемы и методы создания проблемных ситуаций и их разрешения; типология проблемных ситуаций должна быть многообразной. И, в конце концов, необходимо сочетать проблемное обучение с другими методами, средствами и формами развития УУД.

Читайте также: