Проблема здоровья детей начальной школы

Обновлено: 02.07.2024

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс в процессе обучения, снижается индекс здоровья.

Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов.

Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.

В структуре хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 процента до 20,3 процента). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 процента до 17,3 процента). По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов сократился вдвое, переместившись с первого на четвертое ранговое место. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать шестое ранговое место.

Среди функциональных расстройств “лидируют” нарушения системы кровообращения (25 процентов), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17 процентов). На третьем месте – эндокринно-обменные нарушения (до 14 процентов). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных подростков значительно (на 20–25 процентов) ниже, чем у их сверстников 80–90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 процентов девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.

Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ.

  1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.
  2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни — в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
  3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей.
  4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет — 3 диагноза, 16–17 лет — 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний

Причин сложившейся ситуации несколько и многие из них связаны со школой. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Всё это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает негативное воздействие на развивающийся организм. Также, на здоровье губительно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Кроме того, значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников (старших классов) являются вредные факторы – курение, алкоголь и ранее начало сексуальной активности.

А между тем, главным критерием эффективности работы любой школы является здоровье учащихся.

Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 - 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, существующие проблемы по сохранению и укреплению здоровья современных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательном учреждении по одной простой причине, что дети находятся на территории образовательного учреждения большую часть своего времени.

Хочется поделиться опытом своей четырёхлетней работы в данном направлении на примере одного класса МОУ СОШ №1 р.п. Тамала Пензенской области (классный руководитель: Арсёнова Л.В.).

С самого начала хочется выразить благодарность администрации школы, всем педагогическим работникам за понимание, сотрудничество в нашем общем деле. В 2007 году возникла идея комплексной программы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников, в которую были включены как педагогические работники школы, так и медицинские. Был выбран 1 “Б” класс. В классе 14 девочек и 11 мальчиков. Все дети одного возраста. В сентябре был проведён комплексный медицинский осмотр учащихся всеми имеющимися в ЦРБ медицинскими специалистами. В ходе медосмотра были выявлены имеющиеся медицинские отклонения в состоянии здоровья детей и установлено, что только 7 из них можно отнести к 1 группе здоровья и 18 ко 2 группе. Были намечены основные направления работы. Мониторинг физического здоровья проводится регулярно в начале и конце года. В зависимости от результатов корректировалась и работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Одним из главных факторов неблагополучие здоровья школьников считаю недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. Именно на решение этих вопросов и был направлен первый блок нашей программы. Было решено, один классный час в месяц посвятить валеологической тематике. С ребятами в игровой, занимательной форме, соответствующей возрастным особенностям детей, проводили беседы медицинские работники больницы: педиатр, стоматолог, окулист, дерматолог и т.д. Тематика бесед разнообразна: “Чистота – залог здоровья”, “Зубы буду я беречь…”, “Мыло, щётка и вода – наши верные друзья”, “Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня (о режиме дня)”, “Мои глаза – моё богатство”, “Я уколов не боюсь…”, “Еда- друг, еда – враг” и т.д. Большую помощь в работе оказал школьный психолог Кузнецова О.А. Например, вовремя тренинга “Зачем надо быть здоровым?” дети сами выводили правила жителей Здорового Города. В рамках работы школьного самоуправления активную работу в классе под нашим руководством проводило Министерство Здоровья. Постоянным в классе стал выпуск медицинского листка “Советы доктора Пилюлькина”. В классе есть Цветок Здоровья, каждый лепесток которого соответствует одному из направлений нашей программы.

Чтобы сохранить здоровье детей необходимо в этом вопросе тесное сотрудничество с родителями. С этой целью для родителей была организована школа родителей-единомышленников, которая работала под девизом: “Здоровье наших детей – в наших руках”. На первом же родительском собрании родителям были озвучены результаты медицинского осмотра детей и неутешительные среднероссийские статистические данные динамики здоровья школьников на протяжении учёбы в школе. Всё это вызвало тревогу у родителей и мы получили большую поддержку у них по реализации нашей программы. На родительских собраниях выступали медицинские работники по актуальным вопросам сохранения здоровья детей, психолог школы и другие педагогические работники. Посещаемость таких родительских собраний всегда составляла практически 100%. Представители родительской общественности не раз контролировали соблюдение санитарно-гигиенического режима школы, правильного распределения учебной нагрузки. Данные вопросы обсуждались вместе с представителями администрации школы на заседания Управляющего Совета школы, Совета отцов и т.д.

На одном из первых родительских собраний был обсуждён вопрос о том, что существенное влияние на здоровье детей оказывает качество питания. Рациональное питание создаёт условия для нормального физического и умственного развития детского организма, поддерживает высокую работоспособность, способствует профилактике заболеваний и оказывает существенное влияние на возможность противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Как результат 23 человека в классе на протяжении учебы на младшей школьной ступени охвачены горячим питанием (2 человека не питаются в школьной столовой по причине соблюдения диеты по медицинским показаниям). На районную научно-практическую конференцию “Старт в науку” представлена исследовательская работа ученика класса Галкина Р. “Пейте дети молоко, будете здоровы”, которая стала призёром в номинации “Первая ступенька в науку”.

Во многом ухудшение здоровья школьников связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Телевизор, компьютер, статические нагрузки в школе, ежедневная “отсидка” за выполнением домашнего задания – таков день большинства современных школьников. Как при подобном образе жизни сформировать прочный “каркас здоровья”? Этот вопрос тоже был вынесен на обсуждение родительской общественности. До уроков учащиеся ежедневно делают зарядку, реализуя направление “Здоровье в порядке-спасибо зарядке”. В классе были подготовлены инструкторы по утренней зарядке. Комплекс упражнений на все группы мышц был разработан совместно с медицинской сестрой кабинета лечебной физкультуры Родиной С.В. В расписании – 3 урока физической культуры. У каждого ребёнка ведётся дневник спортивных достижений, в котором ребёнок совместно с учителем намечает индивидуальный маршрут физического развития.

Традиционными стали в классе совместные спортивные праздники с участием детей и родителей на ФОКе “Юность”, спортивные эстафеты, конкурсы. В летние каникулы один раз в месяц класс совместно с родителями проходит Тропой здоровья, где взрослые учат ребят ставить палатки, оказывать помощь друг другу, расчищают родники, отдыхают и соревнуются вместе. Из отзывов родителя Ефремовой М.П.: “По началу, я с большой неохотой собиралась на классные спортивные соревнования – проводятся в выходные, да и от спорта я давно уже как-то отвыкла. Пошла, чтобы ребёнку было комфортно, что и его родители рядом с ним. А сейчас я жду этих мероприятий не меньше, чем моя дочка. Это лишняя возможность побыть вместе с ребёнком, восстановить свою физическую форму и показать ребёнку, что я не хуже, чем остальные родители, а вместе мы многое можем”

С целью увеличения физической активности ребятам и родителям были предложены кружки и спортивнее секции, входящие систему дополнительного образования. В итоге 5 мальчиков занимаются в секции футбола (участники зональных соревнований по футболу в младшей группе), 2 человека – в секции шахматы (Железняков А. – призёр районных соревнований, участник областных) , 3 человека – в волейбольной секции, 2 человека увлеклись дзюдо ( Бешнов А. –неоднократный призёр областных соревнований). Больше половины девочек класса посещает кружок ритмического танца. Без их участия не обходится ни одно мероприятие на районной сцене. А в 2011 году класс занял 2 место в районном конкурсе в рамках проекта “Танцующая школа”, 1 место в школьном конкурсе листовок “ Мы выбираем здоровье!”, 2 место в конкурсе буклетов “Быть здоровым – это модно”.

По результатам школьного конкурса (2010-2011 учебный год) классу присуждено звание “Самый здоровый класс”.

По результатам комплексного медицинского осмотра при окончании начальной школы, ни у одного ребёнка не было выявлено ухудшений в состоянии здоровья по сравнению с состоянием при поступлении в школу. А 8 учащихся за 4 года были переведены по показателям из второй в первую группу здоровья. А это значительный результат.

Наши формы работы не претендуют на универсальность. Это лишь малая попытка решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей в рамках одного класса на протяжении обучения в начальной школе. Но это реальные шаги, которые по оценкам родителей, администрации школы оказались эффективными и действенными.

Нам всем необходимо помнить, что состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Беловолова Татьяна Ильинична, учитель начальных классов

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №2 г. Гулькевичи муниципального образования

Гулькевичский район Краснодарского края

ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –

это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,

В.А.Сухомлинский

Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов ее национальной безопасности, является образование как основа полноценного развития личности. Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, является индикатором устойчивого развития нации. Образовательное учреждение на современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся.

Школа — это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет. Поэтому необходимо взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии — охраны и укрепления здоровья детей.

Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны “создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства. Ведь каждый учитель может решить конкретные задачи по созданию в своём классе необходимого микроклимата для успешного обучения и правильного развития школьника.

Сегодня нет необходимости доказывать, что педагог и правильно построенный в условиях здоровьесбережения учебно-воспитательный процесс, способны сохранить и укрепить здоровье учащихся.

Современная начальная школа, в свою очередь, также ставит перед собой задачу сохранения и укрепления здоровья школьников. И это не просто дань моде, это твердое убеждение учителей начальных классов, которые сталкиваются с проблемами физического, эмоционального, социального здоровья детей, переступающих школьный порог. В младшем школьном возрасте детям свойственна большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Поступление в школу – один из критических этапов, сопровождающихся ломкой привычек, сложившихся в дошкольный период воспитания. Длительные и систематические учебные занятия, значительная нагрузка, новые обязанности и требования, уменьшение игровой и двигательной активности – все это представляет для первоклассников большие трудности.

Целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием педагогами здоровьесберегающих технологий. Их сущность, в принципе проста: необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы не подрывать здоровье ребенка, по возможности миминизировав негативное воздействие школьных факторов риска. Школьные факторы риска – это ряд характеристик образовательного процесса, агрессивно воздействующих на психику и организм детей и достаточно устойчивых в своих проявлениях в школах всего мира. В качестве основных из них можно назвать следующие:

- недостаточное соответствие школьных программ, методик и технологий возрастным и индивидуальным особенностям школьников;

- нерациональная организация учебного процесса;

- физические, эмоциональные и интеллектуальные школьные перегрузки;

- стрессовая тактика и стратегия педагогических воздействий.

К школьным факторам риска относятся и временной цейтнот, в котором находятся школьники в течение многих лет жизни, и недостаточная психологическая компетентность учителя, и скученность детей, и принужденность к общению в условиях классно-урочной системы обучения и многое другое.

Безусловно, что уже понимание пагубности воздействия школьных факторов риска на психологическое и физическое здоровье детей – гарантия того, что педагоги пытаются их нивелировать, обеспечивая максимальную возможную безопасность ребенка в образовательном процессе. Возникает вопрос, возможно ли, чтобы школа, педагог не просто сохраняли, а формировали и укрепляли здоровье школьников? Очевидно, что возможно, но только в том случае, если здоровье ребенка будет рассматриваться как категория педагогическая. Является ли на сегодняшний день здоровье и психологическое благополучие ребенка категорией педагогической? Скорее, нет, несмотря на многочисленность разговоров о здоровьесбережении. Но, очевидно, что педагогам, да и всему обществу в целом, сегодня необходимо сделать все возможное и невозможное, чтобы это произошло.

Несомненно, что определяющее значение для нормального развития детей и сохранения их здоровья имеют адекватные условия обучения и воспитания. В школе в той или иной степени используются здоровьесберегающие технологии. К сожалению, лишь небольшое количество школ в нашем регионе, да и в целом по стране, может похвастаться здоровьесбережением детей на высоком уровне. Для того, чтобы вплотную заняться здоровьесберегающей деятельностью, необходимо много дополнительных средств. Но даже, если в школе отсутствует бассейн, тренажерный зал и нет врачей-специалистов, логопеда, психолога, социального педагога, мы – педагоги обязаны следить за здоровьем детей.

Каждый учитель, любящий свое дело и переживающий за здоровье своих воспитанников, при подготовке и проведении уроков может использовать в своей работе рекомендации, приемы, технологии, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой:

Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 за урок (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразие уроков утомляет учащихся. Частая же смена одной деятельности другой требует от учащихся дополнительных адаптационных условий.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.

Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже, чем через 10-15 минут.

Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.

Присутствие на уроке смены и чередования поз учащихся, которые бы соответствовали видам работы.

Присутствие оздоровительных моментов: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз (на 15-20 минуте по одной минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование отношения человека к своему здоровью как к ценности.

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности: внешняя мотивация – оценка, похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Особенно следует помнить, что на состояние здоровья маленьких детей оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка и, самое главное, благоприятный психологический климат на уроке.

Использование таких несложных приемов на каждом уроке, несомненно, принесет свои плоды. Показателем эффективности проведенного школьного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.

Для успешного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни учителю необходимо найти решение трех проблем:

- изменение собственного мировоззрения, отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения;

- изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его способности;

- изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.

Когда педагог будет ответственен в равной мере не только не только за результаты обучения, но и за нравственное и физическое здоровье учащихся, можно будет реально думать о формировании здоровой, гармонически развитой личности, а поступление в школу будет праздником для детей и родителей.

Библиографический список

Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса часть III . - Сергиев Посад, 1996.

Григорьева Т. Пути формирования здоровья школьников младшего возраста. – М., Знание, 1990.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2000.

Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика. 2005. № 6.

Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед современным обществом остро встаёт вопрос сохранения здоровья всех его членов, и в особенности детей. Возникает необходимость объединить усилия всех заинтересованных сторон в области укрепления здоровья нации. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в нашем обществе. Но мы должны стремиться научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье и личным примером демонстрировать здоровый образ жизни. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты физически.

В современных условиях значительно возрастает роль семьи и школы в формировании всесторонне развитой личности, сохранении и укреплении здоровья детей младшего школьного возраста. Семья и школа должны создать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического, психического здоровья младшего школьника и формирования здорового образа жизни.

По данным НИИ ФК Российской Федерации, сегодня в России регулярно занимаются физической культурой и спортом всего 17 % детей. Такое положение не способствует формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья младших школьников. В связи с этим состояние здоровья вызывает опасения за будущее всей нации.

Одной из главных причин ухудшения состояния здоровья и повышения заболеваемости детей младшего школьного возраста является учебная перегрузка. Следует особо отметить, что учебный процесс современной начальной школы ориентирован на развитие интеллектуальных способностей, отодвигая заботу о сохранении и укреплении физического и психического здоровья младших школьников.

Во многом ухудшение здоровья школьников связано и с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Телевизор, компьютер, нагрузки в школе, ежедневная “отсидка” за выполнением домашнего задания – таков день большинства современных школьников.

Подвижные игры и эстафеты, в которых участвует весь коллектив, несут в себе большой эмоциональный заряд, а это способствует более полноценному отдыху.

Игра - важный инструмент жизненной активности ребенка. Движение - это жизнь. Природа дала ребенку врожденное стремление к движению. Общее снижение интереса к детской игре в определенной мере утратило значение как в учебном процессе, так и во внеурочное время. Хотя именно они являются эффективным средством физического развития.

Все занятия курса проходят внеаудиторно (в спортивном зале, на спортивной площадке, на природе, в плавательном бассейне) в форме игры и соревнований. Таким образом, данный курс помогает решить следующие задачи:

  • расширить знания учащихся в области подвижных игр;
  • возвысить через игру культуру русского народа;
  • познакомить с культурой других народов;
  • развить физические способности ребенка в игре;
  • научить владеть своим телом;
  • развивать физические, умственные, творческие способности.

• научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

В заключении хочу сказать: школьное образование в наши дни предоставляет благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Мы сами можем сохранять своё здоровье и учить этому детей. Сила внутри нас, надо только научиться пользоваться ею.


Здоровье и обучение взаимообусловлены: чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, тем выше его активность и противостояние вероятному негативному воздействию извне, то есть успешность адаптации к условиям среды (М. В. Антропова, Е. К. Глушкова, В. Р. Кучма, А. Г. Сухарев, Л. М. Сухарева,). В настоящее время в России происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, подходы, право, поведение, педагогический менталитет (А. Н. Леонтьев, И. Д. Фрумин, И. С. Якиманская и др.).

 увеличение объема знаний, продиктованное желанием угнаться за темпами развития всего обилия наук (так, в 50–60-х гг. в учебном плане было 14 основных учебных дисциплин, сейчас их более 20; по пути увеличения набора обязательных учебных курсов идут гимназии и лицеи);

 усложнение программ: многие школьные учебные программы напоминают урезанные вузовские курсы, что отнюдь не сделало их научными и привлекательными для школьников (В. П. Беспалько) [6].

Перегрузки в современной школе связаны не только с большим объемом образовательных программ, но и с интенсификацией обучения. Интенсификация учебной деятельности школьников шла разными путями. Наиболее явный, как справедливо замечает М. М. Безруких, – увеличение количества учебных часов и учебных предметов. Это касается не только уроков, но и внеурочных занятий, факультативов которые в условиях введения Федеральных государственных стандартов начального общего образования являются обязательной составляющей образовательного процесса.

Еще одна особенность учебного процесса в современной начальной школе – появление новых учебных предметов. В процессе проводимых исследований выявлено, что в расписании занятий можно встретить ряд дополнительных учебных предметов, таких как логика, музееведение, риторика, киноведение и другие. Введение дополнительных предметов, которые, как правило, являются одночасовыми (т.е. включаются в расписание уроков один раз в неделю, один раз в две недели), подвергается критике со стороны дидактов и педагогов-практиков, как мало эффективные (Н. Ф. Виноградова, Л. Е. Журова). При этом, как отмечает доктор медицинских наук М. И. Степанова, не наблюдается увеличение числа столь необходимых детям 7–10 лет занятий, восполняющих дефицит двигательной активности, который многие исследователи фиксируют у поступивших в школу детей (Л. А. Давыденко, Н. И. Латышевская, Н. Т. Лебедева, А. Г. Сухарев и др.).

В многочисленных публикациях гигиенистов и педиатров (Л. В. Александров, А. Г. Ильин, В. А. Кирбшин, В. Р. Кучма, М. И. Степанова, Г. И. Стунеева, А. М. Цурган и др.) мы находим самые серьезные беспокойства по поводу небывалой перегрузки учащихся в последнее десятилетие. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что сложившиеся в предыдущие годы тенденции ухудшения состояния здоровья школьников приняли устойчивый характер, наблюдается неблагоприятная динамика основных показателей здоровья учащихся по мере обучения в школе (Г. Г. Онищенко, Л. Ф. Бережков и др.).

Большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма в двигательной активности, сне, пребывании на воздухе (И. Э. Александрова, М. В. Антропова, В. Р. Кучма и др.). Еще одним потенциально неблагоприятным фактором для здоровья является статический режим работы (В. И. Белявская, В. А. Доскин, П. И. Храмцов и др.). Эта характерная особенность сопровождается тем, что большинство групп мышц у сидящих за партой находится в постоянном напряжении, что приводит к быстрой утомляемости, способствует развитию патологических изгибов позвоночника. Так как эта работа носит малоподвижный характер и нередко осуществляется в течение продолжительного времени, то часть вызывает жалобы на мышечный дискомфорт: боли в области шеи, плечевого сустава, спины.

Сложившаяся ситуация актуализировала вопросы сохранения здоровья учащихся. Проблема сохранения здоровья школьников отражена не только в исследованиях медицинского направления, но и психолого-педагогического, методического.

К исследованиям психолого-педагогического направления отнесены работы, авторы которых отражают возможности создания психолого-педагогических условий формирования навыков здорового образа жизни; психологических оснований реализации здоровьесберегающих технологий; условий, позволяющих сохранить и поддержать психическое, психологическое, эмоциональное здоровье через учебное моделирование, знаково-символическое опосредование и др. (Р. Г. Дорбянская, В. М. Кабаева, И. В. Кузнецова, О. В. Суворова, Л. В. Тарабакина, М. М. Халидов, А. В. Шувалов [2].

Проблема сохранения здоровья школьников в связи с обучением математике учащихся начальной школы рассматривалась в работах Т. В. Смолеусовой (2005), М. Г. Волчек (2006).

М. Г. Волчек в своей работе анализирует компоненты систем начального обучения математике и формулирует следующие условия здоровьесбережения:

– представление предметных понятий, в частности, математических понятий и способов действий на языке и средствами, доступными детям;

– обеспечение каждому ребенку достаточного уровня понимания нового знания; расширение и развитие способов представления математического знания в речи детей как естественное обогащение их языковых средств;

– обеспечение положительного и эмоционального состояния младших школьников и понимания учителем того, что эмоциональное состояние служит индикатором общего состояния здоровья;

– использование в процессе обучения группы средств, обеспечивающих все стороны благополучия ребенка, характеризующих здоровье комплексно, во взаимосвязи [2, с. 19–20]

С целью определения средств реализации данных условий здоровьесбережения при обучении младших школьников математике необходимо выяснить, что определяет методическую систему обучения данному предмету.

Г. И. Саранцев считает, что систему обучения математике составляют цели и содержание математического образования, методы, средства, формы обучения, индивидуальность ученика и результаты обучения [5, с.11]. С нашей точки зрения определенный вклад в решение вопроса может внести такая форма обучения как образовательная экскурсия. Между тем этот вид учебной деятельности используется не в полном объеме и крайне не эффективно. Так, в ходе опроса учителей-предметников выяснилось, что только 56 % респондентов постоянно или периодически используют экскурсионные занятия с учащимися в своей работе [4, с.69].

Экскурсия обладает длительной историей как организационная форма обучения. Зародилась она в античности. Геродот – первый специалист в области экскурсий, о котором имеются достоверные данные. Познавать природу в непосредственном общении с ней советовали в своих трактатах о воспитании Аристотель, Демокрит, Квинтилиан.

Значимость экскурсий аргументировал Ж.-Ж. Руссо, призывая наблюдать природу и следовать по пути, который она нам прокладывает [3].

В процессе аналитического обзора нами установлено, что экскурсия имеет большой методический потенциал педагогического воздействия на формирование и развитие личности школьников. Начальная школа является частью непрерывного образовательного процесса, служит фундаментом для развития интеллектуальных, нравственных качеств личности современного человека, поэтому учителю начальной школы отводится большая роль в вопросе формирования всесторонне развитой личности. Именно образовательные экскурсии позволят соединить логические и эмоциональные начала, строить процесс образования в условиях здоровьесбережения учащихся, на основе привлечения воспитательного потенциала урока.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, двигательная активность, начальная школа, учащийся, Александров, интенсификация обучения, начальное общее образование, образовательный процесс, проблема сохранения здоровья школьников, эмоциональное состояние.

Читайте также: