Проблема подготовки детей к школе в доу

Обновлено: 30.06.2024

Исполнители:

  • Педагог-психолог;
  • Воспитатели подготовительной группы;
  • Учителя начальных классов;
  • Родители;
  • Дети.

Заказчик проекта:

База экспериментальной работы:

Сроки работы по проекту:

Июнь 2014 г. - июль 2015 г.

Обоснование актуальности проекта

  • Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе;
  • Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей подготовительной группы;
  • Разработать программу коррекционно-развивающих занятий;
  • Организовать развивающие занятия с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровня психологической готовности к школе по развитию внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, тонких движений руки, что необходимо для успешного обучения в школе;
  • Разработать комплекс семинаров, собраний, рекомендаций для родителей и педагогов по формированию школьной готовности детей;
  • Привлечь родителей и педагогов к созданию предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей;
  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Объект: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет: психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа педагога-психолога с родителями, учителями начальных классов и педагогами подготовительной группы приведет к положительной динамике показателей психологической готовности детей к школе, их к безболезненной адаптации и успешному обучению, к сформированности личностных качеств.
Методы исследования:

  • Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
  • Диагностика детей;
  • Анкетирование родителей;
  • Консультирование педагогов, учителей начальных классов и родителей;
  • Разработка, обобщение и внедрение передового опыта.

Доказательства необходимости разработки данной темы:
Развитие детей старшего дошкольного возраста - одно из приоритетных направлений образовательной системы Российской Федерации. А также является одним из главных направлений ДОУ. Главная цель дошкольного образования – подготовка детей к школьному обучению и обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей на дошкольной ступени при переходе к обучению в начальную школу, которая формируется постепенно.
Старший дошкольный возраст является важным этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Развитие произвольных психических функций в старшем дошкольном возрасте осуществляется через зону ближайшего развития внутри ведущей игровой деятельности.
Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье - успешен в школе.
Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально–волевой. С целью определения психологической готовности детей к обучению в школе было проведено исследование в подготовительной группе.


Результаты диагностики психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе в начале 2014-2015 учебного года

Планируемые результаты:

Психолого-педагогические основания

Основные новообразования личностного развития дошкольника

1. Важнейшим психологическим новообразованием, является соподчинение мотивов.


Результаты диагностики доминирующих мотивов учения в подготовительной группы в начале 2014-2015 учебного года

У – учебный мотив; С – социальный; И – игровой.
При обследовании доминирующих мотивов учения у детей подготовительной группы в начале года показало, что 9 детей из 22 по внутренним предпосылкам уже готовы к учебной деятельности. У них доминирует учебный и социальный мотив.

Для воспитанников с преобладающим социальным мотивом характерно ответственное отношение к учебе. Они принимают положение школьника, имеющего круг важных обязанностей, старательны, успешно усваивают материал. Но при недостаточном развитии мышления, памяти, мелкой моторики, даже при ответственном отношении у детей в дальнейшем могут возникнуть трудности с учебой. Если таким детям не помочь вовремя, впоследствии они станут слабоуспевающим.

У 13 детей из 22 доминирует игровой мотив над познавательным, так как они выбирают игровую ситуацию. Эти дети по внутренним предпосылкам не готовы к учебной деятельности. Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала и формировании учебной деятельности. Если детей мотивировать только игрой, в последующем такие школьники делают на уроке не то, что задано, а то, что им хочется: не принимают школьных правил поведения, на уроке могут ходить по классу, комментировать действия учителя и одноклассников; не понимают обязательности выполнения учебных заданий, в том числе и домашних.

Мотивацию старших дошкольников к обучению можно повысить. Для этого необходимо проводить систематическую, целенаправленную, развивающую работу всем участникам проекта по развитию мотивационной сферы. Задача всех исполнителей проекта – сформировать интерес к учебе в предшкольный период.

В ходе реализации проекта выявлены психолого-педагогические проблемы:

  • На практике трудно выбрать из множества методик и программ (Гуткина Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И. и др.) ту, которая поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению и помочь подготовиться к школе;
  • Наблюдается недостаточный уровень компетентности родителей по данной теме;
  • Нет преемственности в работе педагогов-психологов, так как не во всех образовательных учреждениях есть данные специалисты;
  • Следует повышать профессиональную компетентность педагогам;
  • Необходимо создавать условия преемственности детского сада и школы путем проведения различных совместных мероприятий.

IV. Обоснование этапов и способов реализации проекта
Этапы реализации проекта:
1 этап: июль - сентябрь 2014-2015 учебный год – подготовительный (констатирующий): включение участников проекта в информационно-аналитическую и мотивационно-целевую деятельность с целью обеспечения их готовности к освоению проблемы.
2 этап: октябрь-апрель 2014-2015 учебный год – практический (формирующий): включение участников проекта в практическую деятельность по реализации мер и мероприятий в рамках проекта
3 этап: май-июнь 2014 - 2015 учебный год – контрольно-оценочный: включение участников проекта в информационно-аналитическую, контрольно-диагностическую и регулятивно-коррекционную деятельность с целью выявления рассогласования между желаемым и реальным результатами освоения проблемы, установления причин этого, корректировки дальнейшей деятельности участников по данной проблеме.

Содержание проекта:

1 этап – подготовительный: сроки июль - сентябрь 2014 года

Цель: сбор психодиагностической информации, позволяющей оценить взаимодействие индивидуально-личностных особенностей конкретного ребёнка и характеристик образовательной среды, в которой он оказывается, с позиции системного подхода и на основе единых, научно обоснованных критериев, наметить пути оказания коррекционной помощи детям с низким и ниже среднего уровня психологической готовности к школе.

Задачи:

  • Определить уровень мотивационной готовности педагогов к деятельности по решению проблемы осуществления компетентностного подхода;
  • Выявить потребности участников проекта в изучении данной проблемы;
  • Изучить теоретические и методические основы управления качеством образования с позиций компетентного подхода;
  • Определить уровень психологической готовности детей к школе;
  • Разработать программу коррекционно-развивающих занятий для неготовых детей к школе (для детей с низким и ниже среднего уровня психологической готовности к школе);
  • Создать информационный банк по данной проблеме.

Ожидаемый результат – мотивационная, теоретическая, практическая готовность участников проекта к освоению проблемы.


Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками. Выделяются разные виды готовности к школе:

  1. Психологическая готовность.
  2. Физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений
  3. Специальная готовность: умение читать, считать, писать
  4. Умение логически мыслить.
  5. Развитие мелкой моторики руки.

Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребенка должно быть желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребенок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность: способность управлять своим поведением; умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок; стремление преодолевать трудности; стремление к достижению результата своей деятельности.

Какими качествами должен обладать будущий первоклассник (это нравственно-волевые качества): настойчивость, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность внимание, любознательность и т.д.

От этих качеств будет зависеть, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратиться для него в тяжкое бремя.


Важная задача перед родителями – научить ребенка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определенные условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили свое рабочее место. Например, если ребенок сел рисовать, но не приготовил заранее все необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребенок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершенным. Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребенок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться. Родителей порой радует, что ребенок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий.

Оценить 430 1

Плетминцева Елена Геннадьевна

Воспитатель

г. Ульяновск

Проблема подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста в современных условиях.

Проблема готовности ребенка к школе всегда была актуальна, поскольку успешное решение задач развития личности ребенка, эффективность процесса обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько учитывается уровень подготовленности дошкольников к предстоящему обучению в школе . Современные исследования показывают, что 40% дошкольников приходят в первый класс общеобразовательной школы не готовыми к обучению.

Таким образом, поступающий в школу дошкольник должен обладать определенными признаками: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.

К умственной зрелости относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и т.д.

Под эмоциональной зрелостью понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

Социальная зрелость связывается с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а также со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

Важным аспектом в вопросе изучения школьной зрелости является исследование проблемы психологической готовности к обучению в школе , составными компонентами которой являются мотивационная (личностная), интеллектуальная и эмоционально-волевая готовности, где:

Мотивационная готовность — наличие у ребенка мотива (желания) обучаться.

Выделены две группы мотивов учения:

социальные мотивы, которые связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

мотивы, которые связаны непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности. Также включает в себя формирование у дошкольников качеств личности, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний.

Интеллектуальная готовность предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель учебной деятельности. Будущий первоклассник должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Частью психологической готовности к школе являются следующие параметры развития произвольности:

сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия;

ориентироваться на заданную систему требований;

внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, cамостоятельно выполнять их по зрительно воспринимаемому образцу.

Кроме развития познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, в психологическую готовность к школе входят сформированные личностные особенности . Таким образом, к моменту поступления в школу у ребенка должны быть развиты самоконтроль, умение общаться с людьми, трудовые умения и навыки, ролевое поведение. Для того, чтобы ребенок был готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из перечисленных характеристик была у него развита в достаточной степени, в том числе и уровень речевого развития.

Таким образом, высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с психологическими особенностями ребенка старшего дошкольного возраста. Этим обусловлен тот факт, что проблема психологической готовности дошкольников к обучению в школе получает особое значение, поскольку от ее решения зависит успешность всего последующего обучения.

Конец дошкольного периода психологи характеризуют преобладанием наглядно-образного мышления или наглядно-схематического мышления . Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения. Специалисты отмечают, что наглядно-образное мышление является основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий.

Таким образом, к 6—7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление.

В дошкольном детстве в основном завершается процесс овладения речью. К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова.

К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития . Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка и синтаксического. Усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря позволяют им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи.

Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами
общения, встающими перед ребенком в этот период.

Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти, мышления повышает у ребенка чувство уверенности в своих силах. Выражается это в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует развитие волевой регуляции поведения.

В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка : формируется система соподчинительных мотивов, придающая общую направленность поведению ребенка. Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания.

Важная роль принадлежит ролевой игре, являющейся школой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенного эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил дошкольник считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.

Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать с этой точки зрения и оценку со стороны взрослого.

Психоэмоциональная устойчивость является важнейшим условием нормальной учебной деятельности детей.

Обобщив особенности развития детей предшкольного возраста, можно сделать вывод, что на этом возрастном этапе они отличаются:

достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание;

у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, опираясь на которые можно побуждать его слушать, рассматривать, запоминать, анализировать;

его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей;

особенностями развития речи.

Современная педагогическая наука ориентирована не на пассивное приспособление к имеющемуся уровню развития учащихся, а на формирование психических функций, создание условий для их развития в процессе обучения.

Большое внимание уделяется развитию обучаемости, для которой характерны обобщенность мыслительной деятельности, экономичность, самостоятельность и гибкость мышления, смысловая память, связь наглядно-образных и словесно-логических компонентов мышления.

Таким образом, заинтересованность общества в создании оптимального режима для выявления и развития задатков всех детей приводит к необходимости дифференциации обучения. Следовательно, одна из ее задач в общественном плане сводится к выявлению и максимальному развитию задатков и способностей подрастающего поколения.

Дифференцированный подход — это учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей. При обучении младших школьников реализация дифференцированного подхода будет иметь следующие особенности:

обеспечение содержательной и методической преемственности, выбор оптимальных условий обучения;

обеспечение эффективного сочетания двух образовательных парадигм: аффективно-эмоционально-волевой и когнитивной;

oвладение учащимися начальной школы доступными им способами и навыками учебной деятельности;

oрганизация диалога различных педагогических систем и технологий;

создание благоприятных условий для максимального развития задатков и способностей младших школьников;

ликвидация перегрузки в их обучении.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Она рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

1. Венгер А. Л., Цукерман Н. К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. — Томск, 1993.

2. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов. Диагностика и критерии школьной готовности. — СПб., 2004.

Когда начинать готовить ребёнка к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребёнка до школы? Одни считают, что надо готовить малыша начиная с трёх лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребёнка - это и есть подготовка к школе. Дошкольное образование является неотъемлемой частью всей образовательной вертикали.

Детский сад и школа - два смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается не приготовленным к школьным занятиям, в школе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребёнок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность.

Преемственность с позиции школы - это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

Преемственность с точки зрения детского сада - это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Основная цель дошкольного воспитания- всестороннее развитие личности ребёнка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных). Это реализуется через разнообразные виды детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно- трудовой.

Основными целями этих программ является – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.

Для достижения этих целей первостепенное значение имеют:

  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
  • Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • Творческая организация процесса воспитания и обучения;
  • Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;
  • Уважительное отношение к результату детского творчества;
  • Обеспечение развития ребёнка в процессе воспитания и обучения;
  • Координация подходов к воспитанию детей в условиях детского сада и семьи;
  • Соблюдение преемственности в работе детского сада и школы.

Необходимо различать специальную и общую готовность ребёнка к учению в школе. Специальная готовностьопределяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения прежде всего таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.

Физическая готовность - это хорошее состояние здоровья ребёнка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям; нормальные антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки), хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом; достаточное развитие культурно- гигиенических навыков и др. Физически развитый ребёнок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучение в школе.

Составными компонентами психологической готовности являются: личностная, волевая, интеллектуальная готовность. К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Объём этих знаний определён программой детского сада. Важно, чтобы дошкольники усвоили не отдельные сведения, а овладели системой взаимосвязных знаний, на основе которых возможно вести предметное обучение в школе. Большое значение имеет развитие у них познавательных интересов, любознательности.

В частности, ключевым моментом подготовки ребёнка к школе является правильно сформированная мотивация, т.е. то, что побуждает ребёнка к деятельности, вызывающей активность и определяющей её направленность. Каждой возрастной ступени развития ребёнка соответствуют свои виды деятельности, напрямую связанные с определёнными мотивами поведения.

Подготовка детей к обучению в школе реализуется в соответствии со спецификой вида детского сада (общеобразовательное, коррекционное), с психофизиологическими особенностями детей, с учётом индивидуальных особенностей. В соответствии с этим в детских садах определена модель подготовки детей к школе. Она представлена следующими направлениями:

  • Физическое развитие;
  • Интеллектуальное развитие (познавательное развитие, развитие психических процессов;
  • Развитие речи;
  • Социально- личностное развитие;
  • Эстетическое развитие ;
  • Формирование мотивационной готовности к школе.

Модель подготовки детей к школе в детских садах реализуется посредством обеспечения следующих условий:

  • наличие нормативно- правовых документов Федерального, регионального и локального уровней;
  • кадровое обеспечение;
  • организация рациональной предметной и развивающей среды, которая позволяет стимулировать физическое и психическое развитие. Она включает в себя следующее: функционирование музыкального и физкультурного залов, медицинского блока, логопедического кабинета, кабинета психологической разгрузки. В группах организованы физкультурные уголки, центры речевого и математического развития, театрализованной и игровой деятельности, краеведения, природные уголки, что способствует развитию творческих способностей и сенсорики у детей, созданию чувства уверенности в себе, что бесспорно влияет на всестороннее развитие ребёнка;
  • внедрение здоровьесберегающих технологий, которые включают в себя: соблюдение рационального режима дня, построенного с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической и умственной работоспособности. Рациональное построение режима дня рождает привычку у детей к регулярной смене разных видов деятельности, дисциплинирует их, повышает их работоспособность, способствует нормальному физическому и психическому здоровью;
  • создание комфортной психологической обстановки;
  • организация службы сопровождения ребёнка, которая предназначена квалифицированно выстраивать помощь ребёнку. Медицинские работники, педагоги, психологи обеспечивают гармоничное развитие личности ребёнка и гарантируют сохранение и укрепление его физического и психического здоровья. Такое триединство необходимо в связи с тем, что дети имеющие нарушения в развитии, как правило, имеют отклонения со стороны нервно- психической сферы (повышенную нервно- рефлекторную возбудимость, отставание в психомоторном развитии и др.), что требует не только медицинской, но и психологической коррекции.

1. Особое внимание уделяется психологическому сопровождению детей, которое включает в себя:

а) определение уровня тревожности у детей;

б) изучение поведения детей в ситуации стресса;

в) выявление поведенческих отклонений;

г) диагностика эмоционального состояния у ребёнка в семье и детском саду;

д) определение типа нервной системы;

е) определение уровня развития психических процессов у детей;

ж) определение уровня готовности к школьному обучению.

2. Педагогическое сопровождение предусматривает систему мер подгрупповой и индивидуальной работы с каждым ребёнком в соответствии с имеющимися отклонениями в развитии.

3. Логопедическая служба использует комплекс специальных программ, позволяющих разработать индивидуальный план работы с каждым ребёнком по устранению логопедических дефектов и развитию культуры речи. Учителя- логопеды работают в тесном контакте с музыкальными руководителями по формированию у детей речевого дыхания, правильной артикуляции и интонационно- выразительной речи. С целью развития умения детей соотнести речь с движениями применяется логоритмика.

С инструкторами по физической культуре учителя-логопеды работают по автоматизации поставленных у детей звуков, закреплению лексико- грамматических средств языка. Выполнение по образцу движений, а также наглядный показ позволяют решить задачи словесной регуляции действий и функций, активного внимания.

  • включение ребёнка в систему коррекционных мероприятий с помощью разнообразных средств, что позволяет корректировать в целях развития и оздоровления ребёнка конкретные дефекты речи, общедвигательного режима, психоэмоциональной сферы, добиваясь положительной динамики.

В функционал заместителя заведующего по УВР, старшего воспитателя, узких специалистов, педагогов групп включено проведение обследование уровня усвоения программного материала, состояния речевого развития, психических процессов, физической подготовленности, музыкальных способностей детей всех возрастных групп 2 раза в год ( на начало и конец учебного года) и 1 раз в год (в середине) промежуточный срез, с помощью которого можно увидеть динамику развития того или иного ребёнка.

На детей имеющих проблемы в развитии, усвоении программного материала, посетивших ГПМПК, но не попавших в коррекционные детские сады по различным причинам ( не хватка мест, отказ родителей) специалистами ( зам.зав., ст.воспитаель, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) детского сада разрабатываются и составляются индивидуальные маршруты развития, в которых подробно описана программа развития ребёнка, включающая в себя краткие сведения о ребёнке ( его семья, условия проживания, воспитания), анамнестические сведения о ребёнке, наблюдения специалистов детского сада за весь период ребёнка, находящегося на образовательном маршруте ( мониторинг психологических особенностей, общего уровня развития, интеллектуально- познавательного, речевого, физического, музыкального развития), основные направления развития ( условия для развития, результаты, содержание коррекционно- развивающей помощи ( цель коррекционной помощи, длительность, количество занятий в неделю, используемая программа или технология, по которой проводятся занятия, план- прогноз развития ребёнка).

  • лечебно- профилактические мероприятия в коррекционных детских садах, включают в себя проведение массажа и занятий лечебной физкультурой с детьми ортопедических групп, включение коррекционных упражнений в комплексы утренней гимнастики и физкультурных занятий с детьми всех возрастных групп, принятие солнечных ванн, песочная терапия и т.д.;
  • сотрудничество детского сада с семьёй, основанное на следующих принципах, определяющих её содержание, организацию и методику:

1) единство целей и задач воспитания;

2) систематичность и последовательность работы;

3) индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье;

4) взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителями.

Педагоги и специалисты детских садов включат в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения постепенно усложняя их, и тем самым формируют у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе и приближены временными рамками к уроку в школе (30 минут).

  • Развитие речи (формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь, подготовка к обучению грамоте). К концу года дети могут:

- участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, последовательно и логично, понятно для собеседника рассказывать о факте, событии, явлении;

- быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса;

- в общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости;

- употреблять синонимы и антонимы, сложные предложения разных видов;

- Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин.

  • Ознакомление с художественной литературой. К концу года дети могут:

- назвать любимые сказки и рассказы; прочесть один-два любимых стихотворения, две-три считалки; вспомнить две-три загадки; назвать двух-трёх авторов;

- выразительно прочесть стихотворение, пересказать отрывок из сказки, рассказа.

  • Формирование элементарных математических представлений (количество и счёт, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве). К концу года дети должны уметь:

- считать в пределах 10;

- правильно пользоваться количественным и порядковыми числительными;

- сравнивать числа в пределах 10, устанавливать какое число больше

( меньше) другого, уравнивать неравное число предметов;

- сравнивать до 10 предметов по величине (длине, ширине, высоте), размещая их в порядке возрастания (убывания);

- различать форму предметов;

- выражать словами местонахождение предметов по отношению к себе, к другим предметам;

- ориентироваться на листе бумаги;

- называть название текущего месяца года, последовательность частей суток, всех дней недели, времён года.

- различать и называть виды транспорта;

- обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;

- знать, что предметы – творение человеческой мысли;

- выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей;

- знать дату своего рождения, своё отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчество родителей;

- знать герб, флаг, гимн России. Иметь представление о Президенте, Правительстве России;

- иметь представление о разных родах войск и почётной обязанности –защищать Родину;

- иметь представление о родном крае, о людях разных национальностей, их обычаях, традициях, фольклоре, труде и т.д.;

- иметь представление о труде взрослых, их деловые и личностных качествах, творчестве; о героях космоса; государственных праздниках.

- иметь первичные представления о школе, библиотеке;

- объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;

- иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края и т.д.

  • Художественно- эстетическое воспитание (изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, музыкальное воспитание). К концу года дети могут:

- знать различные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и т.д.;

- создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений;

- лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из двух-трёх и более изображений;

- создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания;

- видеть конструкцию предмета и анализировать её с учётом практического назначения;

- изготовлять объёмные игрушки;

- работать иголкой (вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать вешалку, пуговицу);

- узнавать мелодию Государственного гимна РФ;

- определять к какому жанру принадлежит прослушанное произведение

(марш, песня, танец);

- различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев);

- петь несложные песни в удобном диапазоне как коллективно, так и индивидуально;

- выполнять танцевальные движения;

- играть в оркестре на детских музыкальных инструментах.

  • Игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, театрализованная игра, дидактическая игра). К концу года дети могут:

- самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр;

- находить новую трактовку роли и исполнять её;

- моделировать предметно-игровую среду;

- владеть навыками театральной культуры: знать театральные профессии, правила поведения в театре.

  • Физическая культура (развитие основных движений, воспитание культурно- гигиенических навыков). К концу года дети могут:

- выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье);

- выполнять физические упражнения из разных исходных положений чётко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;

- соблюдать и выполнять культурно- гигиенические правила;

- следить за собой, за своим внешним видом.

Читайте также: