Ельчик бельчик астафьев краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Раздумья писателя о родных местах, Сибири и ее морях, о ее природе в рассказах "Царь-рыба" и притчи "Ельчик-бельчик". Философско-нравственная сторона проблемы "человек и природа". Литературные приемы, мифологические структуры и образы в произведениях.

Рубрика Литература
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 05.06.2013
Размер файла 42,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

специальность: Русский язык и литература

Сейчас пришло время говорить об экологическом воспитании каждого человека, об ответственности за сохранение чистоты воды, воздуха и земли. А что оказывает большее влияние не только на отдельного человека, но на социум, чем литература?

Нам не привыкать к потерям, но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу, - после этого терять уже будет нечего.

«Природа - дом родной. А что с другой стороны имеем? А имеем покорение природы. А природа, она покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это - царем-то зваться. Сын он ее, старший сыночек”. И писатели - фантасты предупреждают нас о том, что может случиться с человечеством, если оно не изменит своего отношения к природе: либо на планете произойдёт катастрофа, либо планета станет катастрофой.

Стоит лишь поменять отношение к природе в лучшую сторону, и она поможет в ответ: успокоит нервы звуками, одарит плодами и создаст все условия для безопасной жизни в ее недрах. Окружающая среда не злится, она использует любой шанс начать мирное сосуществование с человеком, в отличие от него самого.

Для ответа на эти и многие вопросы я и выполняю мою работу, которая поможет мне ответить на все эти и другие вопросы.

Ребенок приходит в этот мир беззащитным и доверчивым. Он делает первые шаги по траве и верит, что земля прекрасна, что люди добры, а жизнь - это счастье. Ребенок еще не знает, что трава под его ногами давно стала ядовитой, земля испускает радиоактивные лучи, а в небе - озоновые дыры. Мы видим, чувствуем, что пришла беда. Мелеют реки, истребляются леса, в городах все труднее дышать. Колокол тревоги звонит над Байкалом, Ладогой, Аралом. На пороге экологическая катастрофа. Что же с нами случилось? К чему идем? Эти вопросы волнуют и писателей.

Писателя до боли волнуют взаимоотношения человека и природой. Кто ты, человек,- хищник или добрый друг природы? - вот вопрос, который стоит в произведении в качестве центрального, объединяя в единое целое весь разнородный жизненный материал. Герои повествования делятся на две группы. С одной стороны - люди, страстно влюбленные в природу, для которых она, несмотря ни на что, все равно остается любимой матерью, а с другой - бездушные потребители природы, для которых она не мать, а что- то отчужденное, что-то такое, от чего надо лишь побольше урвать.

Так в сцеплении картин, эпизодов, мыслей в произведении выявляется образ лирического героя повести - рачительного хозяина, мудрого и чуткого друга природы.

Однако, по мере того, как мы ближе узнаем Акима и его жизнь, коротая подробно развертывается на страницах книги - от полуголодного детства в поселке Боганида до спасения городской девушки Эли в туруханской тайге,- все явственней высвечивается в нем многие прекрасные качества трудового человека, хозяина тайги, чувствующего себя наедине с нею, как дома.

С другой стороны, создавая образы браконьеров: Командора, Грохотало, Утробина, Гоги Герцева - людей по-своему волевых, сильных - писатель показывает, как хищническое отношение к природе деформирует, уродует душу, нравственный мир, опустошает их чувства.

Жадность не позволяет ему отпустить царь-рыбу, хотя он помнит завет деда: поймав царь-рыбу, бережно отпусти ее. Стремясь выудить рыбу, Утробин запутался в крючках и сам оказался пойманным на самолов. Чем решительнее он пытается выпутаться из снасти, тем сильнее крючки впивались в его тело.

Многообразны приемы писателя, стремящегося выявить социальную природу, нравственную суть Гоги. Это современный мещанин, и автор, рисуя портрет Герцева, показывает внешние культурные манеры, способные ввести в заблуждение неопытного человека, обнажает в нем отвратительную сущность социального иждивенчества, жестокости, эгоизма. Писатель развенчивает философию эгоцентризма таких людей и показывает, что она неизбежно приводит человека к гибели, прежде всего духовной, а подчас и физической, как это случилось с Гогой. Поэтому и смерть Гоги в тайге не вызывает у читателей ни сострадания, ни грусти.

Сила художественного изображения Астафьева такова, что основная идея книги - идея бережного, гуманного, разумного отношения к природе - естественно и органично пронизывает систему образов, всю художественную ткань произведения, заставляет читателя эмоционально сопереживать и безоговорочно становиться на позицию автора.

В. Астафьев, был, несомненно, религиозен в своих воззрениях на мир. Бог для писателя - Создатель человека и природы. Но современный человек по отношению к природе - предатель, разоритель, губящий природу и тем самым самого себя. «Боже, Боже, как любовно, как щедро наделил ты эту землю лесами, долами и малыми спутниками их украшающими, вся Божья благодать человеку дана, исцеляйся ею, питайся, красуйся средь этакой благодати.

Не прямо, но имплицитно, т.е. в подтексте, всем строем своих мыслей он утверждает, что выход есть. Природа - это творение Божие, дар Божий человеку. Поднимая руку на природу, мы совершаем великий грех, губим самих себя. Необходимо это осознать каждому и не грешить, не отвергать творца и его Дар великий, щедрый Дар.

Однако писатель периодически отходит от этой основной сюжетной линии и обращается к другим темам, прежде всего к художественно - публицистическому изображению деятельности человека, в результате которой уничтожается среда обитания, где живет ельчик- бельчик. Он также вводит в повествование и других персонажей. Так, достаточно много места отведено писателем истории щуки-подкоряжницы, существа невежественного, нахального, считающего себя вправе поучать других.

В притче Ельчик-бельчик раскрывается проблема, которую можно выразить стихами А. Передреева:

Всё беззащитнее душа

В тисках расчётливого мира,

Что сотворил себе кумира

Из тёмной власти барыша.

Всё обнажённей его суть,

Его продажная основа,

Где стоит всё чего-нибудь,

Где ничего не стоит Слово

Во-вторых, мифопоэтика - это название метода литературоведческого анализа, который направлен на изучение этих явлений. В отечественной науке он активно стал применяться в 60-е гг. XX

В русском фольклоре образы из мира природы: былиночка, ракита, береза -- связаны с мифологией, обрядами и традицией песенного бытования. Астафьевская тайга, царь-рыба, капля через фольклор приобретают священные свойства. Олицетворение придает природному образу символическое и сакральное звучание.

С помощью образа Царь-рыбы писатель переводит злободневную для того времени тему борьбы с потребительством и жадностью в разряд если не вечных, то традиционных для русской словесности. А капля - символ хрупкости, красоты и величия природы.

На эпическом уровне повествования олицетворением духовного родства человека с окружающим миром является образ Акима. Аким представляет собой попытку дать воплощение идеала в представлении В. Астафьева. Ему присуще обостренное чувство единородства природного и человеческого миров. А в образе Герцева автор обличает эгоцентризм и индивидуализм.

Красногубый цветок, в глуби граммофончика притушенный бархатисто-белым донцем, засыпанным пыльной нежданно теплой на взгляд изморози, напоминал сказочно цветущий кактус из заморских стран. Какое единство картины! Поэзия цветка не утрачена, когда рядом, вослед приводится информация, почерпнутая из справочников, о саранке, о цветке, так поразившем и восхитившем автора. Такое слияние разных и подчас далеких стихий в единстве художественного впечатления оказалось возможным потому, что и повести человек с его делами и чувствами, тоской и верой поставлен на всех перепадах жизни. Все, что его касается, к чему ни устремятся его рука и мысль, становится явлением искусства.

Об этом можно говорить очень и очень много, и, в заключение я хочу сказать, что каждый человек, прочитав эти произведения должен задуматься и сделать собственные выводы, вспомнив свое поведение во время отдыха в лесу, рыбалки или охоты.

Я считаю, что сейчас проблема, выраженная Астафьевым очень актуальна. К счастью, сейчас многие люди создают общества защиты животных и заповедники, помогая живому миру восстанавливать свои слабые силы и исправляя ошибки своих братьев.

природа человек нравственный мифологический

Список литературы

2. Мифы народов мира: Энциклопедия / Гл. ред. С.А. Токарев. В 2 т. Т.2. М.: Сов. энциклопедия, 1982.

3. Астафьев В.П. Собрание сочинений: В 15 т. Т.6. Царь-рыба. Красноярск: Офсет, 1997.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Виктор Астафьев Ельчик-бельчик

Ельчик-бельчик: краткое содержание, описание и аннотация

Виктор Астафьев: другие книги автора

Кто написал Ельчик-бельчик? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Виктор Астафьев: Стрижонок Скрип

Стрижонок Скрип

Виктор Астафьев: Последний поклон (повесть в рассказах)

Последний поклон (повесть в рассказах)

Виктор Астафьев: Людочка

Людочка

Виктор Астафьев: Плацдарм

Плацдарм

Виктор Астафьев: Белогрудка

Белогрудка

Виктор Астафьев: Капалуха

Капалуха

Виктор Астафьев: Восьмой побег

Восьмой побег

Виктор Астафьев: Бабушка с малиной

Бабушка с малиной

Виктор Астафьев: Вимба

Вимба

Виктор Астафьев: Захарка

Захарка

Виктор Астафьев: Коршун

Коршун

Виктор Астафьев: Кровь человеческая

Кровь человеческая

Ельчик-бельчик — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ельчик-бельчик сначала не был Ельчиком-бельчиком. Он был икринкой. Ма-а-ахонькой икринкой, с пшенное зернышко величиной и желтенькой, как пшенное зернышко. Таких зернышек-икринок, неглубоко прикопанных в донном песке и в гальке, было очень много. И в одном таком зернышке, свернувшемся кружочком, спала рыбка. Потом ей тесно стало спать кружочком. Она начала распрямляться. Слабенькая, тонюсенькая пленка икринки лопнула, и у рыбки высунулся наружу хвост. А раз хвост появился, значит, надо им что-то делать. Рыбка шевельнула хвосгиком, уперлась им в дно родной речки, оттолкнулась и всплыла. Но воды много было, глубоко было, и рыбке не подняться бы наверх, не осилить течение, да икринка-то зачем? Будто надутый шарик, завязанный на голову рыбки, она поднимала его выше, дальше, и рыбка почувствовала, как ей стало легко и тепло.

Рыбка еще ничего не видела, потому что голова ее, значит, и глаза ее были залеплены пленкой икринки. Не знала рыбка и того, что вместе с нею со дна реки поднялась и уплыла па прибрежную отмель, пыльно в воде клубящаяся, стайка таких же, как она, рыбок. Ничего еще не видя, не слыша, рыбки уже чувствовали страх и, похожие на серебристых мушек с одним крылышком, метались туда-сюда по отмели. Иные из них выскакивали на поверхность воды, тогда казалось, что пошел мелкий-мелкий дождик, и дождинки эти покрывали воду пугливыми кружками. Иные рыбки-мотыльки сослепу выбрасывались на камешки, на берега, на водяную траву или на застрявшую в воде коряжину и обсыхали на солнце, делались искрами, и береговые птички — трясогузки, кулики и зимородки склевывали их, питались ими.

Питался Ельчик-бельчик с восхода солнца и до захода солнца. И очень быстро рос. Кто хорошо ест, тот быстрей растет и становится сильным, — понял Ельчик-бельчик.

И он старался расти быстрее и стать сильным. Поэтому часто отделялся от родной стайки, не слушался маму-ельчиху и папу-ельца, которые их зорко стерегли, не позволяли удаляться в траву, в коряги и к большим камням, под которыми спал разомлевший в теплой воде налим и копался в песке речной бычок-подкаменщик. За большую голову, за неуклюжее туловище, за лохматые плавники его презрительно называли пищуженцем.

Ниже порога он и заметил, как из-под большого бурого камня клубами вырывается мутная вода, кто-то под камнем пыхтит, роется, гребет плавниками и рылом дно реки.

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 219
  • КНИГИ 669 842
  • СЕРИИ 25 798
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 071

Ельчик-бельчик сначала не был Ельчиком-бельчиком. Он был икринкой. Ма-а-ахонькой икринкой, с пшенное зернышко величиной и желтенькой, как пшенное зернышко. Таких зернышек-икринок, неглубоко прикопанных в донном песке и в гальке, было очень много. И в одном таком зернышке, свернувшемся кружочком, спала рыбка. Потом ей тесно стало спать кружочком. Она начала распрямляться. Слабенькая, тонюсенькая пленка икринки лопнула, и у рыбки высунулся наружу хвост. А раз хвост появился, значит, надо им что-то делать. Рыбка шевельнула хвостиком, уперлась им в дно родной речки, оттолкнулась и всплыла. Но воды много было, глубоко было, и рыбке не подняться бы наверх, не осилить течение, да икринка-то зачем? Будто надутый шарик, завязанный на голову рыбки, она поднимала его выше, дальше, и рыбка почувствовала, как ей стало легко и тепло.

Рыбка еще ничего не видела, потому что голова ее, значит, и глаза ее были залеплены пленкой икринки. Не знала рыбка и того, что вместе с нею со дна реки поднялась и уплыла на прибрежную отмель, пыльно в воде клубящаяся, стайка таких же, как она, рыбок. Ничего еще не видя, не слыша, рыбки уже чувствовали страх и, похожие на серебристых мушек с одним крылышком, метались туда-сюда по отмели. Иные из них выскакивали на поверхность воды, тогда казалось, что пошел мелкий-мелкий дождик, и дождинки эти покрывали воду пугливыми кружками. Иные рыбки-мотыльки сослепу выбрасывались на камешки, на берега, на водяную траву или на застрявшую в воде коряжину и обсыхали на солнце, делались искрами, и береговые птички – трясогузки, кулики и зимородки склевывали их, питались ими.

Питался Ельчик-бельчик с восхода солнца и до захода солнца. И очень быстро рос. Кто хорошо ест, тот быстрей растет и становится сильным, – понял Ельчик-бельчик.

И он старался расти быстрее и стать сильным. Поэтому часто отделялся от родной стайки, не слушался маму-ельчиху и папу-ельца, которые их зорко стерегли, не позволяли удаляться в траву, в коряги и к большим камням, под которыми спал разомлевший в теплой воде налим и копался в песке речной бычок-подкаменщик. За большую голову, за неуклюжее туловище, за лохматые плавники его презрительно называли пищуженцем.

Ниже порога он и заметил, как из-под большого бурого камня клубами вырывается мутная вода, кто-то под камнем пыхтит, роется, гребет плавниками и рылом дно реки.

Генерал-таймень пошутил, конечно, да Ельчику-то-бельчику не до шуток. Никак не мог он перевернуться на живот, упереться в воду и уйти вглубь. Так и плыл на боку, беспомощный, беленький, а над рекой кружился коршун-скрипун, высматривал добычу – больную или мертвую рыбу, птенца, отбившегося от табуна или выпавшего из гнезда, мышку, обшаривающую речную траву в поисках корма. Коршун-скрипун увидел Ельчика-бельчика, спикировал вниз, притормозил над водою и схватил его когтями.

Тут можно читать бесплатно Ельчик-бельчик - Астафьев Виктор Петрович. Жанр: Советская классическая проза. Так же Вы можете читать полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и SMS на сайте mir-knigi.info (Mir knigi) или прочесть краткое содержание, предисловие (аннотацию), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Ельчик-бельчик - Астафьев Виктор Петрович

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Ельчик-бельчик - Астафьев Виктор Петрович краткое содержание

Ельчик-бельчик - Астафьев Виктор Петрович - описание и краткое содержание, автор Астафьев Виктор Петрович , читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки mir-knigi.info

Ельчик-бельчик читать онлайн бесплатно

Похожие книги на "Ельчик-бельчик", Астафьев Виктор Петрович

Ловись, рыбка. - Макарали Виктор Михайлович

Изумрудная рыбка: палатные рассказы - Назаркин Николай Николаевич

Танюшкина рыбка - Трошин Геннадий

Свежая рыбка - Елин Николай

Все о них. (СИ) - Рыбка Лилия Юрьевна

Астафьев Виктор Петрович читать все книги автора по порядку

Астафьев Виктор Петрович - все книги автора в одном месте читать по порядку полные версии на сайте онлайн библиотеки mir-knigi.info.

Ельчик-бельчик отзывы

Отзывы читателей о книге Ельчик-бельчик, автор: Астафьев Виктор Петрович. Читайте комментарии и мнения людей о произведении.

Читайте также: