Проблема нехватка квалифицированных кадров в доу

Обновлено: 07.07.2024

Как и любая сложная система, дошкольное образование, к сожалению, является вместилищем для множества проблем. Для их устранения необходимо глубокое реформирование этой системы, которое должно проводиться своевременно и поэтапно.

Пожалуй, главной проблемой сегодня оказалась нехватка мест в существующих муниципальных детских садах. Нередко очередь растягивается на годы. В некоторой мере улучшает ситуацию наличие центров дошкольного образования и частных детских садов. Но глобальным образом они решить проблему не могут.

Перегруженность детских садов.

Проблемы дошкольного образования, связанные с недостатком мест, рассматриваются многими экспертами как наиболее актуальные. Детские сады перегружены, во многие из них стоят очереди, у некоторых детей просто нет возможности попасть в детский сад.

Тем временем, посещение детского сада является важнейшим социализирующим фактором для ребёнка, и дошкольное образование должно охватывать возможный максимум детей. Из-за того, что группы в детских садах перегружены, ДОУ не могут полностью отвечать необходимым педагогическим, материально-техническим и санитарным нормам.

Другая проблема дошкольного образования состоит в нехватке квалифицированных кадров. Все знают, каков уровень заработной платы сотрудников муниципальных детских учреждений. Эта причина и объясняет нежелание молодых перспективных специалистов идти работать в детские сады. Поэтому на работу часто берут людей с непрофильным или недостаточным образованием, которые, как следствие, имеют низкую квалификацию. Нередки также ситуации, когда воспитатель идет работать по профессии в силу сложившихся обстоятельств (например, чтобы пристроить в детсад собственного ребенка, и тогда недостаточный уровень заработной платы может стать причиной халатного отношения воспитателя к своим обязанностям. К сожалению, такая ситуация сегодня не редкость. По-другому обстоит дело в частных детских садах (найти которые можно, например, через сайт дошкольного образования). В частные дошкольные учреждения на работу берут только квалифицированных специалистов. Достойная зарплата делает должность привлекательной для соискателей, поэтому руководство имеет возможность выбирать лучшего кандидата. Это является одной из причин, объясняющих высокое качество дошкольного образования в частных детских садах. Профессиональные стандарты для педагога в системе дошкольного образования нуждаются в изменении. Система подготовки кадров, чьей областью деятельности является дошкольное образование, напрямую влияет на качество дошкольного образования. После разработки нового федерального стандарта эти проблемы дошкольного образования будут разрешены. Финансовый вопрос, касающийся оклада педагога в ДОУ, также будет рассмотрен, зарплаты будут повышены.

Описывая проблемы дошкольного образования нельзя также не остановиться на вопросе преемственности обучения. Эта проблема является достаточно актуальной на всех ступенях образовательного процесса, но на стадии перехода от дошкольного образования к начальному школьному, она стоит особенно остро. Причинами этого явления можно назвать множество факторов. Главным, конечно, является несоответствие требований к ребенку подготовительной группы детского сада и к первокласснику. Считается, что первоклассник должен быть более дисциплинирован, усидчив, работоспособен, чем дошкольник. Но ребенок не может в один миг овладеть всеми требуемыми качествами. К тому же многие начальные образовательные учреждения выдвигают крайне высокие требования к качеству дошкольного образования. От первоклассника нередко требуется не только знание алфавита, но умение читать и считать. Однако в программу детского сада обучение чтению и письму попросту не входит. Чтобы избежать подобных проблем, родители должны ознакомиться не только с программой детского сада, но и с требованиями той школы, в которую планируется отдать ребенка. В случае обнаружения несоответствия необходимо организовать для ребенка дополнительные занятия в детском центре, или воспользоваться услугами репетитора, или заняться образованием ребенка самостоятельно. Дополнительно осложнить ситуацию может психологическая неготовность ребенка к обучению в школе, стресс при смене коллектива и обстановки. Более мягкий для ребенка переход к новой системе обучения происходит в том случае, если дошкольное образование включает в себя занятия по подготовке к школе.

Сегодня обществу необходимы выпускники, способные преодолевать жизненные задачи, готовые к трудностям дальнейшего жизненного пути. Именно поэтому актуальной является проблема подготовки выпускника такого уровня, способного при решении проблемной ситуации, найти несколько способов ее решения, выбрав самый оптимальный.

Проблемы в области финансирования.

Сюда относятся: недостаточное оснащение детских садов, устаревание материально-технической базы, невозможность обеспечить в некоторых дошкольных учреждениях достойный уровень учебно-методической базы, отсутствие компьютеров и подключения к Интернету в некоторых ДОУ.

В некоторых детских садах основное финансирование осуществляется за счёт родителей – это тоже проблемы дошкольного образования, которые требуют разрешения.

Проблемы с организацией питания.

Нормативно-правовые акты, регулирующие питание в детском саду, его организацию, нуждаются в корректировке. Кроме того, ощущается нехватка специалистов, которые могут компетентно заниматься организацией питания в ДОУ.

Проблемы с взяточничеством.

Из-за нехватки мест в детских садах образуются большие очереди, что, в свою очередь, создаёт благоприятную почву для развития взяточничества В первую очередь, развитию этой ситуации благоприятствуют сами родители, которые пойдут на всё ради того, чтобы записаться в самый удобный для них садик.

Кроме того, эта проблема исходит из того, что приоритеты приёма в дошкольные образовательные учреждения остаются размытыми: если в садах нет мест, родители порой не могут добиться приёма ребёнка даже в то ДОУ, к которому они привязаны по месту жительства.

Поиск решений проблем дошкольного образования:

В данный момент работа по повышению качества такого сегмента образовательной сферы, как дошкольное образование, ведётся, главным образов, в следующих направлениях: Разрабатывается новый профессиональный и образовательный стандарт для работников системы дошкольного образования; Строятся новые здания под детские сады, предлагаются проекты по привлечению частных инвесторов с целью постройки и приобретения новых помещений и зданий, в которых будут располагаться ДОУ. Эта деятельность поможет решить проблемы дошкольного образования, связанные с нехваткой мест в детских садах;

Рассматриваются новые проекты по финансированию детских садов. Объём планируемых средств, которые будут выделены на развитие дошкольного образования, превышает 1 трлн. рублей;

Создаются благоприятные условия для побуждения частных предпринимателей к открытию дошкольных образовательных учреждений на частной основе;

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

День работника дошкольного образования

День работника дошкольного образования В последние дни сентября отмечается профессиональный праздник всех работников дошкольного образования – День дошкольного работника. Этот.

Решение проблемы литературного образования средствами литературных игр Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается еще в раннем детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее,.

С Днём работника дошкольного образования!

С Днём работника дошкольного образования! Ежегодно в самую красивую и романтичную пору года отмечается День работника дошкольного образования России. Сама природа дарит всем тем,.


Кадровые риски занимают особое место в структуре рисков образовательных учреждений, они способны усилить или ослабить любой другой имеющийся или возможный риск. Дошкольное образование, реализуемое, как правило, дошкольными образовательными учреждениями (далее ДОУ), не является исключением.

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [6]. С. Н. Штекляйн и Т. В. Хабарова утверждают, что дошкольное образование является открытой социально-педагогической системой предоставления образовательных и иных услуг населению, в которой образ дошкольного детства рассматривается как уникальный период жизни человека [8].

1. Родители (законные представители) детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в форме семейного образования и не посещающих ДОУ, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы. Обеспечение предоставления таких видов помощи будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Размер платы за уход и присмотр за ребенком в ДОУ не ограничен, кроме детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с туберкулезной интоксикацией, в данном случае родительская плата исключается;

3. В компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов введено новое полномочие — учёт детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования.

4. Структура и условия реализации образовательной программы дошкольного образования претерпела изменения, появились новшества в результатах освоения образовательной программы дошкольного образования.

Данные преобразования отражаются на педагогах ДОУ. Профессиональный стандарт педагога [4], вступающий в силу с 1.01.2015 г., выдвигает ряд требований, предъявляемых к педагогу дошкольного образования:

- Знание специфики дошкольного образования, особенности работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

- Знание закономерностей психофизиологических особенностей развития дошкольников.

- Умение организовывать совместную и индивидуальную работу с учетом ведущих видов деятельности дошкольников.

- Владение теорией и методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

- Умение планировать, реализовывать и анализировать образовательную деятельность с воспитанниками ДОУ в соответствии с ФГОС.

- Умение планировать деятельность совместно с другими специалистами с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка.

- Владение методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга.

- Владеть ИКТ-компетенциями (квалифицированно использовать общераспространенные в данной профессиональной области средства информационно-коммуникативных технологий при решении профессиональных задач), необходимыми для организации образовательного процесса.

Данные новшества влекут за собой ряд рисков, связанных с кадрами ДОУ.

Н. В. Кузнецова определяет риск как неопределенность наступления происходящих событий; сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий [3, с. 167]. По мнению В. И. Зубкова, риск — это целенаправленное поведение социального субъекта, осуществляемое в условиях неопределенности его исходов [2, с. 65].

А. Г. Бадалова дает достаточно широкое определение кадровым рискам, утверждая, что к ним относится любое действие или бездействие персонала организации [1].

К кадровым рискам ДОУ мы относим:

3. Несоответствие уровня квалификации новым требованиям.

Используя классификацию В. И. Зубкова [2, с. 119], кадровые риски относятся к коллективным, институциональным, квалификативным, обоснованным, материальным, локализованным, актуальным. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Отток педагогических кадров также является типичным кадровым риском для дошкольного образования. Факторы, провоцирующие его, следующие: непрестижность педагогических профессий; низкий уровень заработной платы и социальной защищенности; высокие эмоциональные нагрузки. На решение ухода из сферы дошкольного образования влияет и поступление своего ребенка в школу, уход в декретный отпуск. Но в последнее время к этим факторам добавились новые требования к системе образования в целом и его работникам, в частности.

Проблему несоответствия уровня квалификации новым требованиям мы рассматриваем как самый актуальный и современный кадровый риск. Он проявляется в низком уровне владения ИКТ-компетенций; в низкой мотивации к инновационной деятельности; трудностях научно-методической работы педагогических кадров; отсутствии профильного высшего образования.

В Профессиональном стандарте педагога подчеркивается: «Педагог должен иметь высшее образование. Воспитателям и специалистам, работающим в дошкольных образовательных организациях (учреждениях) должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности [4].

Как показывает практика, большинство воспитателей и специалистов, работающих в системе дошкольного образования, имеют среднее специальное или высшее, но не профильное образование. В частности, в нашем детском саду высшее образование имеют 30 % педагогических работников, из них педагогическое или профильное образование имеют 18 %, среднее специальное образованиеу 70 % педагогов, из них педагогическое или профильное — 45 % сотрудников. Установка на получение высшего профессионального образования весьма низкая. В ходе опроса педагоги нашего ДОУ обозначили следующие причины нежелания учиться: отсутствие материальных возможностей, отсутствие времени, возможный переход на другую работу, возраст.

Уровень готовности к занятию научно-методической деятельностью низок, причиной этому является низкий уровень мотивации, отсутствие информации о возможности опубликовать материалы, нехватка времени и другие. На сегодняшний день лишь 20 % педагогов ДОУ соответствуют требованиям, предъявляемым современной нормативно-правовой базой применительно дошкольного образования.

2. Зубков В. И. Социологическая теория риска: учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект, 2009. — 380 с.

3. Кузнецова Н. В. Управление рисками. — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. — 168 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, дошкольный возраст, инновационная деятельность, педагог, риск, Российская Федерация, высшее образование, детский сад, заработная плата, образовательная программа.


Детские сады Кировской области нуждаются в кадрах — воспитателях и их помощниках. Ситуацию спасают пока лишь стажисты, то есть работники старой закалки, трудящиеся далеко не первый год, правда работают они, не жалея времени и сил: в две-три смены, а то и по ночам.

Путь в никуда?

По данным Управления государственной службы занятости населения Кировской области, 79 вакансий воспитателей на сегодня свободны, вакантных мест — более 120.


Серьёзная проблема — низкий уровень оплаты труда воспитателей. Молодой специалист, пришедший на работу в образовательное учреждение сразу после окончания вуза, может рассчитывать на минимальный оклад - в среднем 6600 рублей.

Детский сад

Однако в министерстве образования Кировской области считают, что ситуация с кадрами в детских садах идёт на поправку.

Нужен стимул

Чтобы решить проблему кадрового голода в детских садах, необходимо, прежде всего, повысить зарплату воспитателям и их помощникам, отмечают сотрудники и руководство детсадов.


Ещё один вопрос, который требует решения, - обеспечение молодых специалистов, приехавших работать на село, жильём.

Пробел в образовании

Основной контингент работников детских садов — специалисты со средним профессиональным образованием. Однако многие дошкольные учреждения нуждаются в специалистах с высшим образованием.

Из 100 студентов Вятского государственного университета лишь два выпускника приняли решение работать педагогами в сельской местности

в детском саду


Будущих педагогов, в том числе специалистов дошкольного образования, нужно начинать готовить уже в школе, уверены в областном министерстве образования.

Эта история о младшей сестренке моего мужа – Настюшке. До замужества она сводила дебет с кредитом. А с появлением в своей жизни карапузов решила вспомнить о мечте детства. Настюшка хотела стать воспитателем детского сада, как и её мама. Недолго думая, она закончила двухгодичные курсы воспитателей. Когда старшему сынишке исполнилось 5, а младшему 2, Настюшка отправилась устраиваться в детский сад. Её конечно же взяли с распростёртыми объятиями прямиком в ясельную группу.

Садик же был не простой, а частный. Ежемесячная родительская оплата в нём составляла порядка 16 тыс. руб за одного ребёнка. Дети как на подбор: бизнесменов, прокуроров, судей и т.д., и т.п. Зарплата Настюшки, при этом ничем не отличалась от зарплаты в обычном горновском саду – около 15 тыс. рублей. Поэтому воспитатели и няни были здесь дефицитом, а дети дефицитом не были. Уже через полгода после комплектования ясельной группы в ней было порядка 30 человек.

Настюшке, конечно, было тяжело. Но она не жаловалась, ведь это была работа её мечты. Да и деток своих она без очереди в садик пристроила, ей и льгота на оплату полагалась. Наступили холода, злые вирусы пробудились из спячки. Настюшка по полмесяца сидела на больничном либо с детьми, либо сама болела так, как за всю жизнь не болела. Другие воспитатели тоже не выдерживали неравного боя с вирусами. И тоже уходили на больничный. А так как сотрудников не хватало, то ей приходилось неделями работать по две смены с 7 утра до 7 вечера.

Тут у Настюши в группе появилась новая девочка. Характер у неё был, мягко говоря, очень странный. Она могла рыдать просто так, потом резко начинала хохотать, потом становилась агрессивной и сильно обижала других детей.

Шла вторая неделя, как сестрёнка мужа в две смены на группе одна работала, даже няня ушла на больничный. Подошла она как-то к маме этой девочки и просит: не могли бы вы дочку вашу хотя бы на полчаса пораньше забирать, тяжело мне в две смены одной за троих работать. Ничего ей мама не сказала, но ребёнка пораньше забрала. А на следующий день Настюшку заведующая к себе вызвала. Да как начала рвать и метать. У нас элитный садик, люди такие деньги платят, мы работаем до 19-00. Ишь ты какая лентяйка, решила пораньше уходить! Чтоб больше такого не было!

Читайте также: