Проблема мусора в школе

Обновлено: 05.07.2024

  • Цель работы: Обратить внимание на количество мусора, выбрасываемого жителями одного дома.
  • Привлечь внимание к проблеме накопления мусора, к загрязнению родного посёлка.
  • Использовать свой материал как пособие для ознакомления других учащихся с примерами практического применения и использования бытового мусора.
  • Выступить с работой на классном часе, разместить рекламные и призывные листочки на подъездах домов.

- Воспитание интереса к исследовательской деятельности.

- Воспитание бережного отношения к природе.

- Интеграция с другими предметами.

- Развитие познавательной деятельности.

Актуальность работы: Проблема экологического состояния территорий и природы в целом сейчас очень актуальна. Так как жизнь человека невозможно представить без мусора, необходимо как-то решать эту проблему. Ведь вторичное его использование сохранит огромные средства, идущие на сжигание и захоронение. Если учитывать срок службы пластика, то необходимо найти ему широкое применение, привлекать население к его сбору, а не только собирать макулатуру. Нельзя выбрасывать стекло, т.к. запасы кварцевого песка небезграничные. Эта работа поможет по другому относиться к охране окружающей среды, к сохранению природы своей малой Родины.

Предварительная подготовка: заранее дается задание трем ученикам выполнить небольшое исследование содержание мусорного ведра.

Выступление учащихся и учителя сопровождается презентацией.

Оборудование: мультимедийный проектор.

  1. Из истории мусора.
  2. Исследование содержание мусорного ведра.
  3. Опрос учащихся.
  4. Исследование сбора мусора вдоме.
  5. “Вторая” жизнь мусора.
  6. Вывод.

1. Мусор всегда играл важнейшую роль в человеческой культуре. История мусора показывает, что эта проблема решалась уже в далёком прошлом (слайд 1).Примерно 3 тыс. лет до н.э. на острове Крит были построены первые в истории человечества централизованные помойки: мусор сваливали в специально вырытые ямы, слои мусора пересыпали слоями земли.

А 2500 лет до н.э. был принят закон, в котором гражданегородаАфин должны вывозить мусор на расстояние не менее 1.5 км от городской черты(слайд 2).

16 век - английская королева Елизавета Первая даровала специальные привилегии сборщикам тряпья, которое шло на производство бумаги.

Во многих странах Европы свиней выгоняли на улицу, чтобы те поедали мусор, отходы (слайд 3).

18 век - мусор на службе войны. Сбор металлических отходов в СШАбыл объявлен патриотическим долгом, он шёлна переплавку(слайд 4).

1895 год. В Нью-Йоркесоздана первая в мире сортировка мусора. Жители города были обязаны разделять пищевые отходы, бумагу, металл и выбрасывать их в отдельные баки, стоящие на улице.

В СССР утилизации придавалось большое значение, по всей стране существовали пункты сбора стеклотары. Для сбора макулатуры и металлолома привлекались школьники (слайд 5, 6).

2.В России "мусорная тема", как никогда, актуальна. О проблеме мусора говориться много, а делается недостаточно. А он всё накапливается и накапливается. Улицы городов, посёлков, обочины дорог уже невозможно представить чистыми (слайд 7, 8).

Можно провести небольшое исследование, узнать какой мусор больше всего выбрасывает ваша семья. Мусор мы собираем регулярно. Двое ребята нашего класса получили задание изучить содержание мусорного ведра, разложив по кучкам мусор, составить описание (слайд 9).

  • упаковочный материал (целлофановые пакеты-7шт., конфетные фантики),
  • коробка из-под обуви,
  • пластиковая бутылка из-под подсолнечного масла,
  • три баночки из-под йогурта,
  • две бутылочки из-под газированной воды,
  • два бумажных пакета из-под молока,
  • стеклянная бутылка из-под минеральной воды,
  • два стеклянных пузырька от лекарства,
  • сломанная шариковая ручка,
  • четырестарых журнала,
  • три порванные газеты,
  • испорченная батарейка от часов,
  • старые носки,
  • пищевые отходы.
  • Составив список, они обратили внимание, что больше всего мы выбрасываем:
  • бумагу 1 место (пять наименований),
  • пластик 2 место,
  • стекло, упаковочные материалы 3 место.

3. Дальше ребята провели опрос среди учащихся 7а и 9б классов(32 человека) на тему: “Решение проблемы мусора” (слайд 11).

Данные опроса в таблице:

4. После опроса решили посчитать, а сколько же мусора выбрасываютжители одного дома в день?(слайд 12)

В доме 60 квартир, если в день набирается по 0,5-1 пакету(ведру) с квартиры, то в среднем, получается, от 30 до 50 пакетов в день.

Если посчитать бумагу: это примерно от 500г. до 1кг. бумаги с квартиры в день; в месяц около 15кг (500г.•30дней).

С дома: 15*60=90 кг в месяц, а в год примерно около тонны.

Пластиковые бутылки мы выбрасываем в огромном количестве, не только дома, но и на улице!

Если взять хоть одну бутылку в 2 дня, то в месяц 15 бутылок с квартиры, 60 с дома, а в год около 700-900 штук. Это же целый грузовик.

И всё это выбрасывается на землю, загрязняет, засоряет почву, воду…

Время перегнивания материала показано в таблице:(слайд 14)

  • Стеклянные бутылки – 1000 лет;
  • Изделия из пластмассы – 100 лет;
  • Консервные банки - 50-80 лет;
  • Батарейки - 10 лет;
  • Окурки - 1-5 лет;
  • Шерстяной носок – 1-5 лет;
  • Бумага - 2 года. Апельсиновая или банановая кожура - 2-5 недель.

5. А ведь это готовый материал, который можно использовать. Например:(слайд 15)

Вспомнить старое прошлое, когда по деревням ездили на телегах люди их называли “тряпичники”, и собирали старую одежду (ветошь), из которой делали бумагу.

Старые ненужные, порванные вещи не выбрасывали. Их разрезали на полоски и ткали

из них половички, которые служили очень долго, создавали уют в доме. Можно возродить это ремесло, использовать половички на дачах… ведь многие просто не представляют, что это такое.

Изделиям из пластмассы тоже можно “дать” вторую жизнь.Многие жители домовлюбят мастерить: украшают газоны, используя отходы: пластиковые бутылки (слайд 16, 17, 18)

Вот из этих бутылок были сделаны “зелёные насаждения”: пальмы, цветочки, грибочки. Получилось очень красиво, а главное с пользой, а не в ущерб природе. Это значит круглый год “зелёные насаждения” растут у подъезда. Значит можно дать “вторую” жизнь нашему мусору.

В школе на уроках технологии, тоже можно делать поделки из мусора. Каждый принесет, какой либо материал, ненужные пластиковые бутылки, баночки. Получится интересная выставка поделок (слайд 19)

6. Таким образом, в результате нашего исследования можно сделать вывод: (слайд 20)

- организовать в посёлке пункты сбора бумаги, пластика и стекла;

- распространять опыт поделок из бутылок в нашем посёлке;

- организовать в школе кружок, где ребята смогутзаниматься этим мастерством;

- вводить штрафы за мусор;

И тогда наш посёлок будут “украшать” не мусорные кучи, а изделия из него! Ведь любое большое дело начинается с малого!

Ни для кого не секрет, что мусор нужно сортировать, чтобы потом максимальное его количество отправлялось на переработку. Но одно дело знать, а совсем другое сделать так, чтобы сортировка была массовой. Ведь если сортируют мусор только экоактивисты, то от этого не будет никакого толку. А как сделать так, чтобы в стране, где никогда не сортировали бытовой мусор, люди поменяли свои привычки? Правильно, нужно научить этому детей, а они, в свою очередь, уже смогут повлиять на родителей.

В моём фильме про раздельный сбор мусора вы могли видеть, что подобным образом построено образование в скандинавских странах, где сортировать мусор начинают приучать уже в детском саду и продолжают это делать в школе. Думаете, у нас организовать подобное невозможно? Ошибаетесь, при желании всё очень даже реально! Причем внедрить раздельный сбор мусора могут и сами школьники, если они заинтересованы и готовы прикладывать определенные усилия.

Экоактивистка из Петербурга Даша Хамаза смогла не только организовать сортировку мусора в своей школе, когда там училась, но и распространила этот опыт на 43 школы России! Публикую в небольшом сокращении интервью с Дашей, подготовленное изданием "Бумага".

С чего всё началось и как на инициативу отреагировали учителя

Как устроен сбор мусора и почему проекту помог бизнес

Все отходы перед сдачей нужно чистить и досортировывать (потому что школьники не всегда соблюдают правила) — этим и занимается экоклуб. Мы составили расписание волонтеров, которые каждый день собирают сырье из наших самодельных контейнеров (сейчас их около одиннадцати) и относят в баки за школой.На нашем пути было огромное количество сложностей: нужно было просветить всех учащихся гимназии (их около 900), постоянно быть на связи с компаниями и администрацией, решать ежедневные вопросы по контейнерам и так далее. Мне часто приходилось оставаться в школе до вечера, но я видела прогресс, и это очень вдохновляло.

Как локальный проект превратился в международную кампанию

— Я уже не учусь в гимназии, но экоклуб продолжает работу. Через полгода существования системы в школе мы решили поделиться опытом с другими и создали REschools. Наша работа заключается в консультациях и предоставлении информации (плана действий, списка компаний, материалов для уроков). Иногда мы собираем ребят из разных школ, устраиваем мероприятия.Сначала мы просто приходили в соседние школы или искали заинтересованных ребят через друзей, а позже создали сайт и соцсети. Именно через них нам стали писать школьники со всей России. К нам присоединились школы в Москве, Хабаровске, Томске, Казани и других городах. Мы также на связи с университетом SciencesPo во Франции и несколькими школами в Бразилии, Японии и Мексике.

На самом деле это отличная история, которая вселяет надежду и показывает, что всё у нас может быть лучше, если люди будут сами заинтересованы в решении возникающих проблем, и уж точно всё должно получиться в России с раздельным сбором мусора. Понятное дело, что несколько десятков школ в одночасье ситуацию не изменят, да и есть над чем там работать, но это ощутимый шаг вперёд в плане мировоззрения.

Очень часто у нас рассказывают про особый менталитет, какие-то национальные особенности или плохой климат, которые все вечно мешают реализовывать в стране действительно важные и нужные проекты, стремиться к чему-то новому и изменять жизнь к лучшему. Но посмотрите, когда есть инициатива, когда идеей загораются сами люди и никто не вставляет им палки в колёса, то все получается, причем получается очень здорово! Может, для того, чтобы в России будущего всё было прекрасно, нужно не законы пачками принимать, а просто поощрять частную инициативу?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Ленинский муниципального района Красноармейский Самарской области

Районная научно-практическая конференция младших школьников

«ЧТО Я МОГУ СДЕЛАТЬ С МУСОРОМ?

hello_html_m28c33eae.jpg
hello_html_m4be32f4f.jpg

Авторы: Евсеева Виктория, Саркисян Лианна,

ученицы 4 класса ГБОУ СОШ пос. Ленинский

Руководитель: Новикова Ольга Александровна,

учитель начальных классов первой категории

ГБОУ СОШ пос. Ленинский

пос. Ленинский 2016 год

Глава 1 Теоретическая часть исследования

Определение и виды мусора…………………………………….5

Пути решения проблемы в разных странах мира………………6 – 9

Глава 2 Практическая часть исследования

2.1. Влияние бытовых отходов на окружающую среду………………..11

2.2. Что делают люди нашего посёлка с мусором. 12 – 13

2.3. Наши исследования………………………………………………….13 – 15

2.4. Результаты анкетирования …………………………………………15 – 16

2.5. Вторичное использование пластика……………………………….17 – 18

Список использованной литературы……………………………….20

Актуальность исследования

Тема работы выбрана не случайно. Великий датский физик Нильс Бор предрекал: человечество погибнет не от атомной бомбы, бесконечных войн, оно похоронит себя под горами собственных отходов. (1,98)

Раньше вопрос утилизации остро не стоял. Крестьяне отправляли свою продукцию с поля сразу к столу, обходясь без переработки, упаковки, рекламы и торговой сети. Овощные очистки скармливались или использовались в виде компоста как удобрение почвы для будущего урожая.

Со временем продукцию стали обменивать, а значит, потребовалось ее упаковывать для большего удобства. В современном мире уже никого не удивляет вид пластиковой тары. В результате человеческой деятельности ежегодно образуются миллионы тонн различных отходов, в том числе и бытовых. Наблюдается острая нехватка площадей под захоронение отходов. Накопление отходов приносит огромный экологический ущерб. Отходы, обладая токсичностью, являются одним из существенных источников загрязнения окружающей среды. Пришла пора задуматься над сложившейся ситуацией.

Проблема: Возможно, бытовые отходы загрязняют экологическую обстановку. Попробуем предложить, как их можно использовать вторично.

Цель исследования : получение представления о разнообразии мусора и о возможных способах его утилизации.

Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:

Познакомиться с видами отходов.

Описать влияние отходов на окружающую среду.

Изучить литературу по утилизации мусора в разных странах.

Предложить свои способы устранения мусора, а также вторичной

переработки бытовых отходов.

Провести анкетирование, обобщить изученный материал и дать советы учащимся начальных классов по использованию твёрдо-бытовых отходов.

Гипотеза : Чтобы сохранить наш дом и окружающую среду чистыми и красивыми, необходимо правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными, иногда таким вещам можно найти применение. Учащиеся могут внести посильный вклад в борьбе с бытовым мусором.

Объект исследования : твёрдо- бытовые отходы .

Предмет исследования : бытовые отходы, возможность их вторичного использования и переработки.

Методы исследования:

сбор информации из разных источников (энциклопедия, словари, интернет), социологический опрос, анализ, анкетирование, эксперимент, наблюдение, сравнение, обобщение.

Теоретическая и практическая значимость

Значимость нашей исследовательской работы состоит в том, чтобы научить школьников бережно относиться к окружающей нас природе, привить им навыки ручного труда. Данная работа поможет понять, что часть отходов можно использовать вторично, превращая привычный бытовой мусор в оригинальные предметы декора.

Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятий по защите окружающей среды и классных часах по экологии.

В ходе исследования были использованы книги и периодические издания школьной и сельской библиотек, интернет – ресурсы.

Глава 1. Теоретическая часть исследования

1.1. Определение и виды мусора

Мусор – это очень обычная вещь. Причины его появления различны, но главным его источником является деятельность человека. Мусор разделяют на несколько видов.

Наименее опасные отходы - пищевые , органического происхождения. Они не наносят практически никакого урона окружающей среде и относительно быстро разлагаются.

Макулатура составляет 40% всех твердых отходов и обычно представляет собой отслужившую печатную продукцию, состоящую из бумаги.

Металлолом это изделия из железа или чугуна. Соединения железа могут нанести окружающей среде ощутимый вред - они ядовиты для многих организмов.

Отслужившие изделия из стекла очень легко пустить во вторичное использование. Неповрежденные банки и бутылки не нужно заново перерабатывать, после обработки их можно использовать снова по прямому назначению.

В современном мире ни одно предприятие не обходится без использования полимерных материалов . Поэтому переработка пластиковых отходов имеет большой потенциал.

По своему физическому состоянию мусор может быть твердым, жидким или газообразным. По своему происхождению мусор бывает бытовым и промышленным. Наиболее распространенный вид мусора – это твердые, бытовые отходы: остатки продуктов питания, деревянных и металлических, стеклянных и пластмассовых, текстильных и других предметов.

1.2. Н емного из истории

Приблизительно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый закон, запрещающий выбрасывать мусор на улицы, предусматривающий организацию специальных свалок и предписывающий мусорщикам сбрасывать отходы не ближе чем за милю от города.(2,234) С тех пор мусор сваливали на выделенных площадках - полигонах. В результате роста городов свободные площади в их окрестностях уменьшались, а неприятные запахи и возросшее количество крыс становились невыносимыми. Тогда отдельные свалки были заменены мусорными ямами.

В конце 19 века появился первый завод по сжиганию мусора в Англии. После этого знаменательного события утилизация мусора в Европе стала осуществляться с помощью цивилизованных методов. Горы мусора, наконец, стали уменьшаться.(2,235)

Каждый день один человек оставляет после себя пакет с мусором. О количестве производственных отходов говорить не приходиться — их горы, и эти горы постоянно растут. Неудивительно, что проблема со сбором, вывозом мусора и его утилизацией приобрела мировой характер. Нужно сказать, что каждая страна нашла свой, по ее мнению, самый эффективный подход к решению этой проблемы. Нам захотелось узнать подробнее об этих подходах в разных странах .

Япония на мусоре…растет

Китаю помогают черви

Выход был предложен неожиданный и неординарный. Весь вывозимый мусор, после предварительной сортировки предлагается отдать …на съедение червям. Армия червей, готовая наброситься на мусорные горы — более 80 миллионов особей. Мало того, что они сжирают все биологические отходы, так они оставляют после себя ценнейшее удобрение! Руководители этого проекта заявляют, что черви — естественные чистильщики нашей земли, и это они спасли землю от неминуемого покрытия ее слоем мусора, когда его вывоз в места захоронения ещё не был налажен.(8)

Мусор — в трубу, тепло — в дома

А вот Швеция по-прежнему организовывает вывоз мусора на специальные станции, где после его тщательной переборки, мусор в большей части сжигают на специальных ТЭЦ собственной разработки. ТЕЦ это теплоэлектроцентраль — разновидность тепловой электростанции. Из одного Стокгольма вывозят мусора каждый год 225 тысяч тонн. Теплом от ТЭЦ, работающей на мусоре, согревается 100 000 квартир. А пепел — в цемент, шлак — в устройство дорог. (8)

Три цвета Англии — и бесплатный газ

В английском городе можно встретить два типа контейнеров для мусора: синий и красный. В синий попадает пластик, стекло, упаковка. В красный — бумага. Вывоз мусора из этих контейнеров, понятно, организовывается на перерабатывающие это сырье предприятия. Есть еще черные пакеты — сюда англичане собирают органический мусор. Вывоз этого мусора происходит в специальные котлованы. Когда они заполняются за несколько лет, их закрывают, проделывают в крышках отверстия и … собирают газ. Этот газ после небольшой переработки вполне способен гореть и применяться на электростанциях. Получается электро-мусоро-станция. Средняя такая станция по величине способна обеспечить энергией до 10 тысяч домов.(10)

Так куда же девается мусор в России? В основном мусор свозится на свалки или полигоны — их в России около 11 тысяч и занимают они огромные площади. Захоронение – самый дешёвый способ избавиться от отходов. На многих свалках мусор не сортируется, место его расположения не огорожено, свалки нередко горят, на них отсутствует система сбора, очистки и фильтрации мусора. На полигонах разместились токсичные отходы. А места захоронения бытового мусора стали питательной средой для грызунов и насекомых.

hello_html_5b07975c.jpg

Но эффективным способом решения проблемы мусора является вторичная переработка, то – есть повторное использование. Но без введения раздельного сбора мусора решить проблему переработки бытовых отходов невозможно. Для приёма и сортировки собранного вторичного сырья необходимы соответствующие предприятия, располагающие сетью пунктов приёма. А также нужно строить мусоросжигательные заводы. На сегодняшний день их в России около 40 .(5,19)

Проанализировав полученную информацию, мы увидели, что пути решения проблемы мусора в разных странах сводятся к следующим подходам:

Из всего вышесказанного можно сделать вывод : люди, переработав мусор, могут получать и удобрение, и тепло, и подобие земли, и цемент, и шлаг, и даже газ.

1.4 Тревожные факты

Изучив литературу, мы узнали:

- За последние 20 лет объем упаковки в мусоре вырос в 246 раз;

- Если весь мусор распределить равномерно по Планете образуется слой толщиной 2 см;

(обожженная банка в костре - за 2 года);

- Бумажная коробка из-под сока - 6 лет;

- Пластиковая бутылка, при условии, что на нее попадает солнечный свет - 150 лет, а если она в земле, то гниёт 400 лет;

- Полиэтиленовый пакет – примерно столько же (около 400 лет);

- Стеклянная бутылка лежит в земле вечно!

hello_html_3c7e1da0.jpg
hello_html_6fddf28b.jpg

hello_html_m796aa.jpg

Глава 2. Практическая часть исследования

2.1 Влияние бытовых отходов на окружающую среду

Мы решили выяснить, как влияют бытовые отходы на окружающую среду.

Мы провели небольшие опыты:

1) Мы взяли бумагу, зажгли её и стали наблюдать. При горении бумаги начинают разлетаться искры, а если подует ветерок, они разлетаются ещё быстрее и в разные стороны. Это может привести к пожару.

2) Мы бросили в огонь пластиковый флакон из-под шампуня, и сразу обратили внимание, как изменился дым, он стал чёрным, и стал выделяться едкий запах. Это приводит к загрязнению воздуха.

Побывав в местах, где находится накопление мусора,

Вывод: Это все заражает экологию.

2.2 Что делают люди нашего посёлка с мусором?

Еще совсем недавно мы не замечали загрязненности нашего посёлка, но со временем мы стали осознавать данную экологическую проблему. Гуляя по родным улицам, мы заметили ужасные картины: мусор, стеклянные и пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты. Видно, что в том, что грязно на улицах есть большая вина самих людей. Многие выкидывают мусор недалеко от своего дома в овраг, на дорогу и т.д. Мы спросили жителей посёлка, почему они выкидывают мусор в неположенном месте? Ведь мусор можно вывести на свалку, которая находится недалеко от посёлка. Ответы были разные: нет времени, все бросают, на субботниках уберём, мусорные ящики полные и т. д., но большая часть опрошенных жителей ссылалась на то, что нет транспорта для вывоза мусора.

Мы побывали на нашей свалке. Она находится недалеко от посёлка. Там есть специально отведенное место для свалки мусора. Но все бросают мусор там, где им удобно. Подъезд к свалке для машин есть, но он очень плохой. В зимнее время практически до нее не доедешь. Весной, когда начинается пора субботников, дороги не расчищены, грязь, машины вязнут. Мусор виден людям, проезжающим по автодороге, он разлетается во все стороны, нарушая видеоэкологию нашего посёлка.

Вывод: в посёлке необходимо наладить вывоз мусора на свалку.

2. 3. Наши исследования

Мы задали вопрос взрослым и своим одноклассникам: куда они девают мусор? (Приложение № 1). Были опрошены 55 человек. Из них:

вывозят мусор на свалку – 21 чел. (41% опрошенных);

сжигают – 18 чел. (33%);

выкидывают в разные другие места– 14 чел.(26%).

При опросе нас порадовало то, что 10 человек отвечали, что мусор, который горит, они сжигают, а который не горит - отвозят на свалку. Это ведь уже признаки сортировки мусора людьми, которая необходима для вторичной переработки.

hello_html_m3b140df4.jpg

Мы решили узнать, сколько и какой мусор выбрасывает наша семья. Провели анализ обычного мусорного ведра у себя дома. Все собранное в ведре сортировали, а затем тщательно взвешивали. Пищевые отходы в расчет не брали, так как они идут на корм домашним животным.

Экоактивистка из Петербурга Даша Хамаза запустила проект по сортировке мусора в школах, когда сама еще училась. Сейчас к REschools присоединились 43 школы в восьми городах России.

Даша Хамаза

основательница и лидер проекта REschools

С чего всё началось и как на инициативу отреагировали учителя

Большую часть своего дня я проводила в гимназии № 631 — и было больно смотреть на количество мусора, который не сортируется. Так я оказалась в кабинете завуча со своим планом — создать экоклуб в школе и найти компанию по переработке.

Изначально ни о чем масштабном я не думала, просто хотела решить проблему на локальном уровне. Школа — отличное место для подобных инициатив, потому что ребята могут сразу видеть изменения и учиться экопривычкам, унося их домой.

Мои родители эти идеи всегда поддерживали — они радуются, если видят REschools в газетах или по телевизору. Говорят, что это их мотивирует продолжать сортировку отходов. У учителей была разная реакция. Большинство педагогов нам содействовали и оказывали колоссальную поддержку, но некоторые говорили, что мы слишком много думаем об экоклубе и не успеваем учиться. Но я считаю, что самое настоящее образование — это опыт подобных проектов, решающих глобальные проблемы.

Как устроен сбор мусора и почему проекту помог бизнес

Мы договорились с компаниями по переработке пластика и бумаги, чтобы они вывозили вторсырье из школы — многие не хотели работать со школьниками, не доверяли нам. Кроме того, многие компании требовали деньги за вывоз мусора и были готовы работать только в жилых домах. Но мы обзванивали все компании города, пока не нашли оптимальный вариант.

Сейчас на заднем дворе школы стоят два больших контейнера для отходов, которые бесплатно забирают компании (они потом перепродают эти материалы), а остальное — стекло, металл и батарейки — вывозят наши волонтеры во время ежемесячных акций.

Все отходы перед сдачей нужно чистить и досортировывать (потому что школьники не всегда соблюдают правила) — этим и занимается экоклуб. Мы составили расписание волонтеров, которые каждый день собирают сырье из наших самодельных контейнеров (сейчас их около одиннадцати) и относят в баки за школой.

На нашем пути было огромное количество сложностей: нужно было просветить всех учащихся гимназии (их около 900), постоянно быть на связи с компаниями и администрацией, решать ежедневные вопросы по контейнерам и так далее. Мне часто приходилось оставаться в школе до вечера, но я видела прогресс, и это очень вдохновляло.

Как локальный проект превратился в международную кампанию

— Я уже не учусь в гимназии, но экоклуб продолжает работу. Традиции, которые мы создали — День Земли, экоуроки, сменяемость лидера клуба и, конечно, сортировка отходов, — продолжают развиваться.

Через полгода существования системы в школе мы решили поделиться опытом с другими и создали REschools. Наша работа заключается в консультациях и предоставлении информации (плана действий, списка компаний, материалов для уроков). Иногда мы собираем ребят из разных школ, устраиваем мероприятия.

Сначала мы просто приходили в соседние школы или искали заинтересованных ребят через друзей, а позже создали сайт и соцсети. Именно через них нам стали писать школьники со всей России. К нам присоединились школы в Москве, Хабаровске, Томске, Казани и других городах. Мы также на связи с университетом SciencesPo во Франции и несколькими школами в Бразилии, Японии и Мексике.

Прогрессом довольны, но, конечно, хотелось бы двигаться дальше. Сейчас основные члены нашей команды учатся в разных странах, что делает работу сложнее. Мы планируем расширять проект, привлекая ребят из других стран. Основная цель на данный момент — создать сеть из школьников по всему миру, которые могли бы делиться опытом и мотивировать друг друга.

Читайте также: