Композиционные варианты школьных зданий

Обновлено: 05.07.2024

К первой группе общественных зданий для образования, воспитания и относят следующие типы:

Детские дошкольные учреждения общего типа для детей с нормальным физическим и умственным развитием (детские ясли, сады), специализированные и санитарно-оздоровительного типа (для нездоровых или ослабленных детей, а также дома ребенка для детей, лишившихся родителей).

Общеобразовательные и специализированные школы и школы-интернаты, межшкольные учебно-производственные комбинаты.

Колледжи и лицеи с начальным профессиональным образованием, и учебные заведения для подготовки и переподготовки рабочих кадров.

Средние профессиональные учебные заведения.

Высшие учебные заведения.

Учебные заведения для подготовки и повышения квалификации специалистов.

К дошкольным образовательным учреждениям относят:

детский сад, детский сад общеразвивающего вида с несколькими направлениями развития детей( художественного, физического и т.д.), детский сад компенсирующего вида, детский сад присмотра и оздоровления, детский сад комбинированного вида, центр развития ребенка.

Площадь земельных участков принимается из расчета 30-40 м2 на одного ребенка.

Земельные участки включают следующие функциональные группы: групповые площадки, физкультурную площадку, хозяйственную площадку, огород – ягодник, зеленые насаждения.

Объемно – планировочное решение.

Здания дошкольных учреждений проектируют разной вместимости: от 1 до 12 групп, или от 25-220 мест. Максимальная высота здания - 2 этажа( при особых условия допускается 3)

Все помещения детских садов делятся на 3 большие группы:

1) Помещения для каждой группы детей – групповые ячейки( групповая и спальня)

2) Общие помещения – зал для музыкальных и гимнастических занятий.

3) Медицинские, служебно – бытовые помещения, пищеблок.

Объемно-планировочная компоновка здания детских учреждений подразделяется на три типа: линейная (централизованная), блочная, павильонная.

Линейная (централизованная) компоновка наиболее проста, имеет самые короткие связи между группами помещений, компактность плана способствует уменьшению площади застройки, протяженности стен, фундаментов и санитарно-технических коммуникаций. Централизованный тип, используемый при небольшой вместимости учреждения, предусматривает расположение всех функциональных групп в одном здании.

Ее применение наиболее целесообразно в северных районах и районах средней полосы.

Блочная компоновка позволяет изолировать отдельные детские группы, создать условия для лучшей ориентации и проветривания помещений, использовать сложности участка и рельефа местности. В зданиях блочного типа разные функциональные группы размещаются в разных блоках. Используется при вместимости дошкольного образовательного учреждения от 140 до 220 мест.

Павильонная компоновка применяется в районах с жарким климатом, где особенно важна максимальная изоляция групп между собой и хозяйственных помещений от детских групп, в условиях сейсмичности, сильно пересеченной местности. Павильонный тип применяется в основном для южных районов. В этом случае для каждой группы проектируется отдельное здание.

Классификация школ

В зависимости от назначения различают:

общеобразовательные школы и школы-интернаты;

специализированные школы и школы-интернаты для углубленной подготовки детей;

оздоровительные и санаторно-лесные школы;

спецшколы для детей с отставанием физического и умственного развития.

Общеобразовательные учреждения включают:

- начальную, основную, среднюю общеобразовательные школы;

- среднюю общеобразовательную школу с углубленным изучением отдельных предметов;

- гимназию и лицей.

По уровню образования общеобразовательные школы бывают трех ступеней обучения:

1 ступень обучения включает учащихся 1-4-х классов;

II ступень обучения включает учащихся 5-9-х классов;

- III ступень обучения включает учащихся 10-11-х классов.

Вместимость вновь строящихся городских школ по санитарным нормам не должна превышать в настоящее время 1000 человек, сельских малокомплектных школ для I ступени обучения — 80 человек, I и II ступеней обучения — 250 человек, II и III ступеней — 500 человек.

Участки школ

Школьные здания размещают на хорошо проветриваемых участках.

Отступ от красной линии не менее 25 м, а от границы участка школы до жилых домов не менее 10 м.

Функциональные зоны пришкольных участков:

Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек. Все помещения школ делятся на две основные группы:

1. Учебные помещения:

классные помещения для 1-4-х классов

учебные кабинеты и лаборатории с лаборантскими для 5-11-х классов

помещения для трудового обучения и профессиональной ориентации.

2. Общешкольные помещения:

актовый и физкультурный залы; пищеблок; мастерские; административно-хозяйственные помещения; библиотека и др.

Основные композиционные варианты школьных зданий:

Блочная композиция наиболее гибка, она может быть представлена во многих вариантах. При этой композиции здание школы делится на функциональные блоки, соединенные между собой переходами или примыкающих друг к другу блоков без переходов

Композиция школьных зданий бывает представлена следующими

- Павильонный тип школьного здания обеспечивает максимальную дифференцированность учащихся с учетом возраста, позволяет разделять блоки по функциональным признакам, максимально учитывать гигиенические требования. Павильонная схема приемлема для районов с теплым климатом.

- Централизованно-блочный тип лежит в основе типовых проектов, наиболее распространенных в отечественный практике.

-Периметральный тип формируется вокруг замкнутого дворового пространства.

- Тип с развитым центром применяется для крупных школ, позволяет наиболее рационально организовать внеучебную деятельность.

- Компактный тип с крупным внутренним пространством.

- Концентрированный сверхкомпактный с гибкой планировкой обеспечивает значительную эффективность использования площади и позволяет преодолеть жесткость ячеистой структуры традиционных школ.

Классные помещения

Размеры классных помещений устанавливаются из расчета 2 м2 на одного учащегося, но минимальная площадь классного помещения должна быть ≥ 60 м2.

Помещения для групповых занятий должны, кроме входа из классных помещений и специализированных кабинетов, иметь еще и вторые входы (возможно допускается через гардеробную).

Помещения для практических занятий используются преимущественно только для указанной цели.

Актовый зал . Площадь актового зала рассчитывается, исходя из нормы 0,6 м2 на одного учащегося. В актовых залах не допускается устройство сгораемой облицовки стен и перекрытий; ряды стульев закрепляются неподвижно.

Библиотека, читальный зал. Площадь помещения библиотеки ≥ 25 м2. В читальном зале следует устраивать звукопоглощающее, бесшумное покрытие пола. Освещенность мест для чтения должна быть ≥ 500 лк.

Рекреационные залы и дворы. Площадь помещения для пребывания учащихся во время плохой погоды назначается из расчета ≥ 0 0,5 м2 на одного учащегося. Это помещение может быть открытым только с одной стороны (по возможности, со стороны рекреационного двора). На открытой стороне, если пол зала выше уровня земли на 0,5 м и более, требуется устройство перил. В таком зале покрытие пола должно быть стойким к атмосферным воздействиям и безопасным для хождения.

Высота рекреационных залов и проходов ≥ 2,25 м.

Коридоры. Высота коридора должна быть 2,2 м. Нормальная ширина коридоров 2,5 м.

Тамбуры. Тамбуры должны отделяться от примыкающих к ним лестничных клеток и коридоров дверями, открывающимися в направлении аварийного выхода.

Лестницы. Нормальная ширина лестничных маршей 1,25 м, но не более 2 м.

Уборные следует располагать вблизи рекреационных дворов и рекреационных залов; в случае устройства больших централизованных уборных необходимо дополнительно предусматривать отдельные уборные на этажах.

Защита от шума. Учебные помещения и мастерские должны быть защищены от шума посредством таких конструктивных мероприятий, которые обеспечивают достаточную звукоизоляцию и хорошие акустические качества.

Полы должны быть надежными и легко очищаемыми. В учебных помещениях покрытия полов должны иметь минимальное число швов; при хождении не должно возникать ощущение охлаждения ног.

Учительская не должна выходить окнами на рекреационный двор. Площадь учительской (в зависимости от числа классов) около 60 м2.

Литература:

2. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учеб. пособие. – М.: Архитектура – С. 2007.-280с., ил.


Композиция школьных здании и их интерьер


Композиция школьных здании и их интерьер

Для школьного здания характерны разнообразие функциональных групп и помещений, четкая обусловленность их взаимосвязей. Кроме того, школьное здание должно способствовать созданию определенного психологического климата, вызывать у учащихся положительные эмоции, что имеет прямое отношение к воспитательному процессу. Исходя из этих основных требований, необходимо строить композицию объема и внутреннего пространства школы.


Развитие типологии школьных зданий связано с усложнением приемов их композиции. Внешняя форма зданий отражает сложность функционального процесса — разделение детей по возрастным группам, требующим особых условий для обучения, труда и отдыха.

Отдельные группы помещений в комплексе школы в соответствии с их назначением могут получать различную объемно-пространственную трактовку и этим способствуют созданию свободы и пластической выразительности архитектурной формы.

Наиболее часто встречающиеся объемно-пространственные композиции школьных зданий в зависимости от характера взаиморасположения основных групп помещений условно разделяют на три типа: линейный, периметральный, блочный (рис. 1).

Вариантом такой композиции может быть группировка учебных помещений вокруг зальных пространств.

Блочная композиционная схема наиболее гибка, она может быть представлена во множестве вариантов. При этой композиции здание школы состоит из функциональных блоков, соединенных между собой переходами, или примыкающих друг к другу без переходов.

Первый вариант позволяет достичь полной изоляции каждой возрастной группы и обеспечить связь рекреаций со школьным участком. Однако при таком решении удлиняются коммуникационные связи и повышается стоимость ученического места.

Другой вариант лишен этих недостатков и в настоящее время получает широкое применение. Блочная структура позволяет, не нарушая типобого решения блоков, варьировать композиции школьных зданий применительно к местным условиям.

Кроме основных приемов композиции встречаются и другие, основанные на полном разделении блоков (павильонная композиция), на выделении развитого школьного центра, решенные в виде сложной развивающейся структуры и т. п.

Здания школы должны быть не более 3-х этажей. Для строительства в стесненных условиях городской застройки или в других неблагоприятных условиях допускается проектировать здания школ четырехэтажными. При блочной или павильонной композиции блоки могут иметь разную этажность, причем для блока младших классов желательно снижение этажности.



Рис. 3. Общеобразовательная школа на 1176 учащихся (30 классов) (периметральный вариант). Архитекторы К. Каптерев, А. Самсонов


Рис. 4. Пример группировки учебных помещений вокруг зальных пространств (школа перспективного типа с гибкой планировочной структурой)

Высота надземных этажей школьных зданий должна быть 3,3 м (от пола до пола вышележащего этажа). Высота спортивных залов 7 м до низа выступающих конструкций. Высота актовых залов принимается по технологическим требованиям и равняется, как правило, высоте спортивного зала.

В целом архитектура школьного здания, несмотря на сложность его объемно-планировочной структуры, должна быть простой, органически связанной с природным окружением. Каждый элемент должен соответствовать своему функциональному назначению, конструктивному решению и роли, которую он выполняет в архитектуре здания.

Основным в композиции фасадов школьных зданий является плоскость стены, решение которой находится в зависимости от материала и необходимой степени освещения находящихся за ней помещений. Контраст глухих и остекленных поверхностей, ритм и рисунок оконных переплетов, фактура и цвет глухих плоскостей являются средствами достижения художественной выразительности школьных зданий.

Принятая конструктивная система и объемно-планировочный модуль (шаг, пролет, высота) создают основу линейных и пропорциональных отношений оконных проемов и общей фасадной плоскости.

Главным акцентом композиции является вход, который по контрасту со строгой плоскостью стены может быть решен более свободно и объемно.

В создании выразительного художественного образа школы имеет значение применение произведений монументального и прикладного искусства, формирующих художественное восприятие детей.


Большое значение в композиции школьного здания имеет решение его интерьеров. Развитие пространства по форме и цвету от вестибюля к рекреационным помещениям и классам, пространственная связь с природой, движение на свет являются основой внутренней композиции. Гармоничным сочетанием аналогичных и контрастным противопоставлением различных по назначению помещений может быть достигнуто единство многообразия внутреннего пространства школы.

Значительную роль в создании интерьера школы играют цвет, фактура отделочных материалов, осветительная арматура, мебель и оборудование. Весьма важно правильно применять цвет. В помещениях, предназначенных для сравнительно кратковременного пребывания (рекреации, вестибюль, столовая), цветовое решение может быть ярким, впечатляющим. В помещениях длительного пребывания, особенно предназначенных для занятий, колорит должен быть спокойным, светлым.

Общая классификация
Главным признаком классификации школ является их назначение. По этому принципу
они подразделяются на:
1. общеобразовательные школы и школы-интернаты;
2. специализированные школы и школы-интернаты для углубленной подготовки детей;
3. оздоровительные и санаторно-лесные школы;
4. спецшколы для детей с отставанием физического и умственного развития;
Общеобразовательные учреждения включают:
➔ начальную,
➔ основную,
➔ среднюю,
➔ среднюю общеобразовательную школу с углуб. изучением отдельных предметов
➔ гимназию
➔ лицей

Объемно-планировочное
решение
Высота здания не больше 3 этажей.
Наполняемость класса не более 25 человек.
Помещения школ принято делить на две группы:
1. Учебные помещения
- классные помещения для 1-4 классов ( I ступень обучения)
- учебные кабинеты и лаборатории с лаборантскими для 5-11 классов (II и III ступени
обуч.)
- помещения для трудового обучения и проф. ориентации
2. Общешкольные помещения
- актовый и физкультурный залы
- пищеблок
- мастерские
- административно-хозяйственные помещения
- библиотека и др.

Вариантом такой композиции может быть группировка учебных помещений вокруг
зальных пространств.
Блочная композиционная схема наиболее гибка, она может быть представлена во
множестве вариантов. При этой композиции здание школы состоит из функциональных
блоков, соединенных между собой переходами, или примыкающих друг к другу без
переходов.
Первый вариант позволяет достичь полной изоляции каждой возрастной группы и
обеспечить связь рекреаций со школьным участком. Однако при таком решении
удлиняются коммуникационные связи и повышается стоимость ученического места.
Другой вариант лишен этих недостатков и в настоящее время получает широкое
применение. Блочная структура позволяет, не нарушая типового решения блоков,
варьировать композиции школьных зданий применительно к местным условиям.
Кроме основных приемов композиции встречаются и другие, основанные на полном
разделении блоков (павильонная композиция), на выделении развитого школьного центра,
решенные в виде сложной развивающейся структуры и т. п.

Школа в Индии
В Калькутте появилась школа
с необычными фасадами по
проекту дизайн-студии Abin
Design Studio

Чтобы
поддержать
визуальное
решение фасадов,
интерьеры были
выдержаны в
нейтральных
белых и светлосерых тонах.

Многофункциональный
учебный
комплекс в
Париже
Образовательный
комплекс включает
в себя детский сад,
школу и
студенческое
общежитие.

Структура, предложенная архитекторами, основана на принципе абсолютной
функциональности, а также морфологического разделения и автономии всех трех
элементов здания. Кухню архитекторы расположили в подземном уровне, школа заняла
три первых этажа на уровне земли, а над ней были спроектированы жилые помещения.

От фасада жилых помещений школу
отделяет широкий козырек-навес. Его
нижняя поверхность представляет собой
перфорированное зеркало из нержавеющей
стали, что создает на школьной площадке
для игр особую атмосферу. В озеленении
этой площадки растения искусно
подобраны по цветам, а плавный переход
от площадки к парку трактован как огород.
Так возникает впечатление островка
спокойствия и природы среди плотной
городской застройки.

Основой композиции школьных зданий являются два фактора: ступенчатая организация коллектива учащихся и группировка помещений по их функциональному назначению.
Ступенчатая организация коллектива учащихся должна обеспечить сочетание:
разделения всех учащихся на отдельные группы с учетом их возрастных особенностей и развития индивидуальных способностей,
объединение учащихся в коллективы различной величины для проведения массовых мероприятий и коллективного воспитания.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………. 2
2. Композиция школьных зданий ……………………………………. 3
3. Схема функционального зонирования школы здания …………. 7
4. Требования к основным вспомогательным помещениям ………. 8
5. Горизонтальные и вертикальные коммуникации ……………….. 14
6. Требования пожарной безопасности и путей эвакуации ………. 17
7. Требования для физически ослабленных лиц ………………….… 18
8. Генплан, озеленение и благоустройство …………………………. 20
9. Отечественный и зарубежный опыт строительства …………….. 22
10. Примеры работ …………………………………………………. 26
Литература ………………………………………………………….… 31

Файлы: 1 файл

Реферат школа много.doc

2. Композиция школьных зданий ……………………………………. 3

3. Схема функционального зонирования школы здания …………. 7

4. Требования к основным вспомогательным помещениям ………. 8

5. Горизонтальные и вертикальные коммуникации ……………….. 14

6. Требования пожарной безопасности и путей эвакуации ………. 17

7. Требования для физически ослабленных лиц ………………….… 18

8. Генплан, озеленение и благоустройство …………………………. 20

9. Отечественный и зарубежный опыт строительства …………….. 22

Школа – наиболее массовый вид общественных зданий. Тема средних учебных заведений сегодня как никогда актуальна. Рост строительства жилья, проектирование новых жилых районов вызывает необходимость возведения как минимум 2-3 школ в год в Республике.

Общеобразовательные школы в Республике Беларусь являются государственными учебными и воспитательными учреждениями для детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет.

Главным признаком классификации общеобразовательных школ является их назначение. По этому признаку они подразделяются на три типа: начальные, девятилетние и одиннадцатилетние.

Основным типом общеобразовательных школ являются одиннадцатилетние школы в составе I – XI классов, дающие учащимся полное среднее образование.

В тех случаях, когда по различным причинам, не представляется возможным организовать одиннадцатилетние школы, используются девятилетние неполные средние школы в составе I – IX классов или начальные школы в составе I – IV классов.

Кроме обычных общеобразовательных школ существуют также школы- интернаты, в которых учащиеся не только учатся, но и живут.

Для молодежи, работающей на производстве, существуют вечерние школы рабочей молодежи.

Одной из разновидностей одиннадцатилетних школ являются специальные школы – средние общеобразовательные учебные заведения, имеющие определенный уклон, дающие повышенный уровень образования в какой-либо области: иностранного языка, математики, физики, биологии, литературы, искусства и т.д.

Другим важным признаком классификации школьных зданий является вместимость, зависящая от количества параллельных классов. Различают одно- (280-336 мест), двух- (560-672 мест), трех- (840-1008 мест), четырех (1120-1344) комплектные школы.

Верхним пределом вместимости зданий общеобразовательных школ принято 1400 – 1500 ученических мест.

2. Композиция школьных зданий

Основой композиции школьных зданий являются два фактора: ступенчатая организация коллектива учащихся и группировка помещений по их функциональному назначению.

Ступенчатая организация коллектива учащихся должна обеспечить сочетание:

разделения всех учащихся на отдельные группы с учетом их возрастных особенностей и развития индивидуальных способностей,

объединение учащихся в коллективы различной величины для проведения массовых мероприятий и коллективного воспитания.

Основным элементом школы является класс, в котором должны быть созданы все необходимые условия для нормального учебно — воспитательного процесса и гигиенического режима. Классы объединяются в учебные секции для каждой возрастной группы. В такую секцию входят 4 — 5 классных помещений или учебных ка­бинетов, рекреации и туалетные, а при рассредоточенных гардеробах — еще и гардеробная.

Учебные, жилые и учебно — жилые секции объединяются в блоки помещений для учащегося младшего, среднего и старшего возраста.

Помещения не входящие в состав учебных блоков и секций, объединяются по своему функциональному назначению в группы:

общешкольных учебных и учебно — производственных помещений,

учебно — спортивных помещений и помещений для культурно — массовой работы,

помещений общешкольного назначения (столовые, буфеты, помещения административно — хозяйственного, медицинского обслуживания и др.).

Важными факторами, влияющими на композицию школьных зданий, являются планировка и взаимное расположение учебных секций, отличающиеся большим раз­нообразием.

В настоящее время в отечественной практике наиболее распространена четырехклассная секция с односторонним расположением классов и зальной рекреацией. Этот тип учебной секции является пожалуй, оптимальным для младшего и среднего возраста.

Для старшего возраста более приемлема учебная секция с односторонним расположением кабинетов, объединенных коридорной рекреацией, что вполне соответствует кабинетной системе обучения в старших классах.

В отечественной и зарубежной практике применяются также другие типы учебных секций:

класс — рекреация и секции, объединяющие меньшее число классов, для младших школьников,

секции, объединяющие до шести классов или кабинетов, для старших школьников,

классные секции, в которых рекреации отделены от классов узким коридором или лестницей.

В отношении взаимного расположения учебных секций оптимальной является их односторонняя ориентация (все классы обращены в одну сторону горизонта). В этом случае все классы и кабинеты имеют одинаковые условия инсоляции, школьное здание обладает наибольшей гибкостью для расположения на участках с различной ориентацией, однако это вызывает, подчас, чрезмерное удлинение школьного здания. Этого можно избежать при параллельном расположении нескольких учебных секций или блоков. Для достижения большей компактности зданий применяется двух и трехсторонняя ориентация классов и классных секций, что однако ставит классы в разные условия и ограничивает возможности постановки зданий на различно ориентированных участках.

В зависимости от вместимости и общей планировочной структуры школьные здания обычно имеют от одного до трех этажей (в жилых районах с высокой плотностью населения и на затесненных участках допускается строительство четырехэтажных школьных зданий), спальные корпуса школ — интернатов — до четырех этажей.

В отечественной практике здания начальных школ обычно строятся одноэтажными, одно и двухкомплектных средних школ - двухэтажными, школьные здания трех и более комплектные — трех, четырехэтажными.

Школьные здания и комплексы большей вместимости часто имеют смешанную этажность:

учебные блоки младших классов — двухэтажные,

средних классов — трехэтажные,старших — четырехэтажные.

Это отражает дифференцированный подход к определению этажности в зависимости от возрастных особенностей учащихся.

При выборе этажности школьных зданий следует иметь в виду взаимодействие ряда противоречивых факторов.

В связи с тем что в нашей практике в школьном строительстве применяются, как правило, тяжелые капитальные конструкции (кирпич, сборный железобетон), увеличение этажности обеспечивает большую экономичность в строительстве. В то же время снижение этажности позволяет создать лучшие условия для учащихся и педагогов, облегчить связи с участком.

Однако улучшение функционально — технологических качеств школьных зданий при снижении этажности имеет свои пределы: в определенных условиях коммуникации в малоэтажных зданиях большей вместимости могут чрезмерно удлинится. Нахождение оптимального решения во взаимодействии этих факторов является главной задачей при определении этажности зданий школ и школ — интернатов.

Существенным фактором, определяющим основу архитектурной композиции школьных зданий, является характер взаимосвязи между отдельными функциональными груп­пами школьных помещений.

По приемам композиции школьные здания можно подразделить на три осовных типа:

и павильонные (рис.3).

Здание школы или школы — интерната централизованного типа представляет собой один основной учебный или учебно — жилой корпус, к которому могут примыкать зальные корпуса. Этот прием композиции применяется, как правило, для зданий относительно небольшой вместимости, а также зданий, предназначенных для строи­тельства в северных районах. Достоинство такой композиции — экономичность в строительстве и эксплуатации, минимальная площадь охлаждения, компактность и небольшая площадь застройки (что весьма существенно при строительстве на участках ограниченной величины), короткие связи между отдельными группами школьных помещений.

Блокированные школьные здания, являющиеся в настоящее время наиболее распространенными, состоят из ряда отдельных корпусов — блоков (учебных, учебно — жилых, зальных и др.) связанных между собой теплыми перехоами или непосредственно примыкающих друг к другу. Такая композиция обычно применяется при проектировании зданий большей вместимости, предназначенных для строительства в средней полосе (II и III строительно — климатические районы), а также зданий, строящихся в сейсмических районах и районах с сильно пересеченным рельефом местности.

Достоинством этой композиции является возможность:

хорошо рассредоточить коллективы учащихся для создания оптимальных педагогических и гигиенических условий при сохранении удобных и относительно коротких связей между отдельными группами помещений,

обеспечить для каждой функциональной группы школьных помещений органически присущее ей планировочно — конструктивное решение,

добиться сочетания расчлененности объемов и компактности общей композиции.

Школьные здания павильонного типа, состоящие из отдельных учебных, спальных, зальных и других корпусов, не связанных переходами, получили наибольшее распространение в южных сейсмических районах и районах с крутопадающим рельефом местности. Павильонная композиция зданий повышает изоляцию отдельных групп помещений, что имеет и положительные, и отрицательные качества:

положительные — лучшая изоляция отдельных групп помещений от распространения шума, запахов и т. п.,

отрицательные — ухудшение взаимосвязи между отдельными группами помещений, удлинение коммуникаций.

В практике школьного строительства встречаются и другие приемы композиции. Так, например, в некоторых школьных зданиях централизованной или блокированной композиции в отдельные павильоны выносятся гимнастические залы, мастерские или учебные секции младших классов и т. д.

Рис.1 Центральный тип здания

Рис.2 Блочная композиция здания

Рис.3 Павильонный тип здания

3. Схема функционального зонирования школы здания

При проектировании школьного здания возникает сложная задача формирования единой композиции, состоящей из многих и разнообразных элементов. В практике решения этой задачи встречаются композиции трех типов: централизованная, блочная и павильонная.

4. Требования к основным вспомогательным помещениям

Здания общеобразовательных школ состоят из следующих основных групп помещений:

- Учебные, учебно-производственн ые и учебно-спортивные помещения;

- Рекреации и помещения для культурно – массовой работы;

- Столовые и буфеты;

- Вспомогательные, служебные и медицинские помещения;

- Хозяйственные и другие помещения.

Основные учебные помещения следует размещать в наземных этажах, изолированно от помещений, являющихся источниками распространения шума и запахов.

Высота помещений зависит от их функции и размеров в плане. В современной отечественной практике высота этажей школьных зданий принимается 3,3 м, высота спортивного зала-до 6 м.

Полный состав и размеры помещений общеобразовательных школ и интернатов различной величины даны в ТКП.

Этажность школьных зданий зависит от их величины и объемно-пространственной структуры, градостроительной ситуации. Строительные нормы рекомендуют проектировать одно- и трехэтажные школьные здания, в особых случаях допускаются четырехэтажные. Часто этажность школ бывает смешанной. Это отражает дифференцированный подход к разным возрастным группам школьников или связано с выделением в самостоятельный объем зальных помещений.

план территории школы

Школьные годы – это время формирования у подрастающего поколения физических, духовных основ, прочных знаний, необходимых для выбора будущей профессии. В этом процессе принимают активное участие не только семья, учителя, воспитатели, но и архитекторы, создающие проекты и чертежи строящихся домов, в которых дети проводят немалую часть своей активной жизни. Поэтому проект школы должен разрабатываться с учётом решения благородных задач подготовки ребёнка к взрослой жизни.

Планировка школы должна быть такой, чтобы дети, пребывая почти весь день на её территории, чувствовали себя комфортно и непринуждённо. Школа – это наиболее массовый вид государственных учреждений. Поэтому школьные здания прошлых лет строились по типовым проектам и не отличались большим разнообразием.

Какими они должны быть? На этот вопрос нет единого ответа. Хотя общие нормы их строительства разработаны давно. В связи с появлением частных учебных заведений начали строиться школьные корпуса с различными архитектурными решениями, стоимость которых самая разнообразная.

Этапы строительства

План возведения школьного комплекса состоит из нескольких составных частей.

проект школы

Готовый проект школы и прилегающей территории

  • выбор территории расположения;
  • разработка проекта;
  • определение его бюджета, который будет включать стоимость всех работ, материалов стройки;
  • установка срока строительства с распределением по годам;
  • подготовка архитектурно-конструкторской рабочей документации;
  • согласование, утверждение проекта соответствующими инстанциями;
  • план организации конкурса подрядчиков;
  • непосредственное строительство.

Предпочтительно школьные здания возводить вблизи зелёных массивов, рядом со скверами, бульварами. Желательно, чтобы пути движения школьников на занятия не пересекались магистральными улицами с интенсивным движением автотранспорта. Учебно-жилой комплекс интерната со спальными помещениями строят в пригороде, или в тихой зоне города.

 школа интернат

Современный проект школы-интерната

План застройки должен в обязательном порядке предусматривать наличие территории озеленения, площадь которой должна равняться примерно половине всего участка.

Основные виды школьных комплексов

Прежде чем разрабатывать план строительных работ, определяют, каким должно быть будущее учебное заведение. Школьные комплексы классифицируются по назначению:

  • средние;
  • неполные средние;
  • начальные.

По направлению организации обучения:

  • музыкальные;
  • с глубоким изучением некоторых дисциплин;
  • с обучением на иностранных языках;
  • со спортивным уклоном и др.

Проект и план будущего учебного корпуса разрабатывается с учётом назначения, а также того или иного направления процесса обучения. Соответственным должно быть оборудование каждого класса и лабораторий: с высокими акустическими характеристиками, возможностью подключения сложной аппаратуры, кабинками для прослушивания аудиозаписей и т. п.

планировка школы

Типовая планировка школьного здания

Главным фактором, определяющим масштабы здания, является количество учеников. На основе этого показателя разрабатывается план и размеры школьного строения. В соответствии с типовым проектом предельное число учащихся для общеобразовательного учебного заведения – 1728, для интерната – 560.

Установлена наполняемость классов: от первого до восьмого класса – 40 мест, для старшеклассников – 36, а для вечерних школ – 20. Площадь помещения для учёбы рассчитывается просто – не менее 1,5 кв. м на каждого ученика.

Площадь школьного класса – не менее 50 кв. м. Высота от пола до потолка не должна быть меньше 3 м. Соблюдение этих норм обеспечивает комфортное обучение, но повышает стоимость строительных работ и дальнейшей эксплуатации здания. Однако эти показатели являются среднестатистическими.

территория школы

Проект и планировка территории школы

План их может отражать, но при его реализации цифры корректируются фактическими потребностями, обусловленными демографическими факторами.

По композиционному устройству школьные комплексы бывают:

  • централизованные;
  • павильонные;
  • блочные.

Централизованное решение: один учебный корпус относительно небольшой вместимости, к которому на этой же территории примыкают постройки со спортивным залом, учебными кабинетами, другими необходимыми помещениями. Преимущества такой школы: благодаря компактности высокая теплосберегаемость, короткие переходы, невысокая стоимость эксплуатации построенного учреждения.

планировка школы

Расположение учебных заведений на плане школы

Такие комплексы в большей мере подходят для строительства на ограниченных участках, а также в северных районах, где немаловажным фактором является минимизация площади охлаждения.

План школы павильонного типа: весь учебный комплекс составляют корпуса, не имеющие прямой связи между собой. Их строят в сейсмических регионах, а также на территории с крутым наклоном рельефа местности. Положительные стороны такого архитектурного решения: изоляция от шума, запахов помещений соседнего здания, а также на случай оползней, землетрясений. Она же является отрицательным фактором, ухудшающим взаимосвязь помещений и высокую стоимость строительных работ за счёт удлинения коммуникаций.

Блочный комплекс

Самый распространённый тип школ – это блочный, состоящий из соединённых корпусов. Его следует рассмотреть подробнее. Поэтажный план такого здания должен включать:

  1. Три функциональных блока: два боковых учебных и один на всей пришкольной территории в качестве открытой зоны.
  2. Просторный вестибюль со свободным доступом в любую часть школьного здания. Он может быть централизованным или разделённым отдельно для каждой возрастной группы.
  3. Подъезд, обеспечивающий вход не только здоровых детей, но и инвалидов-колясочников. Для этого он оборудуется пандусом, пешеходными дорожками с небольшим уклоном и пониженными поручнями.
  4. Ограждение территории с удобными подходами со стороны больших микрорайонов города.
  5. Изоляцию от школьного двора парковочных участков как для машин своих сотрудников, так и для временной стоянки автомобилей родителей, подвозящих детей.

обустройство школьной территории

Проект обустройства школьной территории

Оба учебных блока планируются в три этажа. Но в городской застройке допускаются четырёхэтажные учебные здания. На верхнем ярусе недопустимо размещение классов для младших школьников. Увеличение этажности снижает стоимость затрат на коммуникации, прокладка которых может значительно сократиться. Это подтверждает практика строительства одноэтажных зданий для начальных школ.

Каждое здание размещается на территории так, чтобы дневное освещение было достаточно хорошим, а солнечный свет не отражался от классной доски, мешая восприятию написанной на ней информации.

Если солнце светит прямо в глаза ученикам, при оборудовании каждого класса надо предусмотреть наличие козырьков или регулируемых жалюзи. Но это не должно быть причиной размещения классов на северной стороне учебного корпуса. В одном корпусе находятся учебные комнаты с оборудованием, соответствующим возрасту учеников, учительская, медпункт, лаборатории, кабинеты, мастерские для производственного обучения.

школьная лаборатория

Обустройство и дизайн школьной лаборатории

Все помещения имеют свободный выход на открытую пришкольную зону. Наиболее распространённая планировка – продольные классные комнаты с односторонним дневным освещением. Реже они строятся квадратные и поперечные с окнами по обе стороны класса.

Во втором блоке размещают:

  • спортзал с раздевалкой, душем, туалетами для девочек и мальчиков;
  • столовую с баром для витаминных напитков;
  • библиотеку, читальный зал;
  • мастерские для уроков труда;
  • компьютерные классы;
  • актовый зал с эстрадой, костюмерной;
  • лыжную базу;
  • школьный медпункт.

В наши дни строятся четырёхблочные школьные комплексы, в которых четвёртый блок полностью предназначается для учащихся подготовительных и начальных классов, групп продлённого дня. Малыши имеют оборудованные специально для них учебные помещения, свои гардеробы, санузлы. Им необходимы спальни, кабинет логопеда.

Всё это в рамках этого же здания. Такой тип учебных заведений соответствует европейской психологической модели, проповедующей изоляцию возрастных групп, в отличие от американской теории, предлагающей их тесный контакт.

Спортзал планируется на первом этаже и имеет самостоятельный выход на спортплощадки, которые находятся на пришкольной территории. В некоторых отечественных школах и за рубежом идут эксперименты по обустройству гардеробов поэтажно или по классам. Строительство столовой также планируется на первом этаже здания или же в цоколе здания между корпусами. Обслуживание всего состава учащихся, как правило, не более четырёх посадок за смену. Котельная оборудуется в подвале, там же – подсобные помещения для хранения хозяйственного инвентаря.

Пришкольный участок обеспечивает нормальную учебно-воспитательную и оздоровительную работу.

обустройство территории

Обустройство прилегающей школьной территории

План примыкающей к школе территории должен включать:

  • физкультурно-оздоровительный комплекс со стадионом, спортплощадками для игры в волейбол, баскетбол;
  • зоны для подвижных игр детей разного возраста;
  • площадку со скамейками для бесшумного отдыха;
  • хозяйственную зону;
  • по возможности наличие учебно-опытных участков.

Стоимость школьного корпуса без оборудования и мебели каждого класса составляет примерно 62–68% всех затрат на строительство комплекса. Снижение расходов зависит от качества планировочных решений и использования современных, сравнительно недорогих, но качественных строительных материалов. Компактность, многоэтажность построек влияет на их эксплуатационные характеристики.

Читайте также: