Проблема диагностики готовности к школе

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время остро стоит проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием. Это связано, с одной стороны, с тенденцией раннего изучения в дошкольных образовательных учреждениях школьного программного материала, когда возникает ситуация дублирования, и часть детей приходит в первый класс с достаточно высоким уровнем развития. С другой стороны, определенная часть детей не посещает дошкольные учреждения, а семейное воспитание не всегда успешно компенсирует общественное. Кроме того, возможны индивидуальные особенности развития детей. В одном классе, как правило, собираются дети с разным уровнем готовности к обучению. Поэтому педагогу для успешной организации обучения необходимо определить стартовые интеллектуальные и личностные особенности каждого ученика.

  • физической готовностью;
  • интеллектуальной готовностью;
  • личностной готовностью.

Физическая готовность ребёнка к школе определяется врачами и заносится в медицинскую карту.

Интеллектуальная готовность включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние ряда познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти), умственное и речевое развитие.

Личностная готовность включает в себя ориентировку в окружающем мире, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность, инициативу, потребность в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми, что определяет желание ребенка учиться и его успехи.

Готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе можно установить, используя различные диагностические методики, которых сегодня немало. Нами используются те, которые может организовать и интерпретировать сам учитель.

Педагогическая диагностика, используемая нами, разработана под редакцией Л.Е. Журовой. Она включает в себя два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных рабочих листах. Второй этап – индивидуальное обследование, в процессе которого учитель наблюдает за деятельностью одного ребенка.

Ценность группового обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что оно позволяет понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке - в новом детском коллективе, в отсутствии родителей. В то же время ряд параметров невозможно выявить в процессе фронтального обследования. Важно учесть и то, что данные группового обследования в случае низкого результата не могут быть абсолютно достоверными: ребенок может растеряться в новой обстановке, быть чем-то расстроен и т.д. Необходимо уточнить такие результаты, предложив ребенку в индивидуальной беседе ряд дополнительных вопросов.

Групповое и индивидуальное изучение детей осуществляются на занятиях “Введение в школьную жизнь”.

При проведении групповой педагогической диагностики мы придерживаемся следующих основных правил:

1. На каждой парте сидит один ребенок, у которого должны быть рабочие листы и набор цветных карандашей.

2. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более трех минут. При переходе к чтению следующего задания следует предупредить детей об этом словами: "Слушайте следующее задание". Каждое задание дается в точном соответствии с инструкцией, никаких слов “от себя” добавлять не нужно.

3. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 30 минут. Если в ходе работы будет отмечено, что многие дети устали, нужно провести игровую паузу (физминутку).

4. Во время работы важно поддерживать доброжелательную атмосферу.

Индивидуальное обследование включает в себя часть, связанную с определением уровня речевого развития, и дополнительные задания только тем детям, которые допустили ошибки в ходе группового обследования.

При проведении индивидуального обследования важно выполнить следующие условия:

1. После проведения первого этапа педагогической диагностики (групповое обследование) проанализировать рабочие листы всех детей и определить вероятную причину каждой ошибки.

2. Индивидуальное обследование необходимо проводить таким образом, чтобы ответы ребенка не могли слышать другие дети.

3. Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 20 минут.

  • 3 балла выставляется при высоком уровне развития исследуемого параметра ( задание выполнено полностью с незначительными недочетами)
  • 2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития параметра, (правильно выполнено более половины заданий)
  • 1 балл свидетельствует о низком уровне развития исследуемого параметра ( задание выполнено частично, менее половины).
  • 0 баллов свидетельствует об отсутствии исследуемого параметра ( задание не выполнено)

Для получения выводов об уровне готовности будущих первоклассников к школьному обучению мы используем четырехуровневую шкалу.

1. Высокий уровень готовности к обучению - доминирует 3-х балльные результаты с единичными показателями 2-х баллов; (21-24 баллов) Это значит, что при обучении в I классе для поддержания познавательного интереса и высокого уровня умственного развития этих детей необходимо предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий.

2. Хороший уровень готовности к обучению - доминируют 2-х балльные результаты с единичными показателями 3-х баллов; (15 – 20 баллов ) Эти дети в I классе будут справляться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью учителя.

3. Средний уровень готовности к обучению - доминируют 2-х балльные результаты с единичными показателями 1-3-х баллов; (10-14 баллов) Эти дети в I классе будут справляться с большинством заданий с незначительной помощью учителя.

4. Низкий уровень готовности к обучению доминируют 1-балльные результаты с единичными показателями 2-х баллов; (до 9 баллов). Нужно принять, что дети, показавшие такой уровень развития в I классе, будут справляться с большинством заданий со значительной помощью учителя.

Данные этой педагогической диагностики, безусловно, не могут лежать в основе далеких прогнозов. Опыт показывает, что специально организованная система обучения может оказать значительное влияние на развитие ребенка.

Для определения готовности ребенка к школьному обучению мы изучаем ряд интеллектуальных умений, необходимых ребенку с первых шагов обучения.

1. Умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки и углы, не округляя их.

Текст задания: "На своих листах вы видите фигуру. Рассмотрите её внимательно. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру”. (Приложение 1)

2. Умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз), умения пересчитывать клеточки.

Текст задания: "Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания). Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в черный цвет. (Приложение 2)

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз две клеточки и третью закрасьте, синим карандашом.

3. Возьми зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей через одну , закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте жёлтым карандашом".

3. Умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, соответственно правильному пониманию текста задачи. Перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов)

Текст задания: "На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играло на полянке".

"В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Сколько человек осталось в машине? (Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине)." (Текст задачи можно повторить).

4. Интуитивные топологические представления, понимание терминов "внутри", "вне"; способность правильно понимать высказывание.

  • Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.
  • Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.
  • Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.
  • Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга, и вне квадрата".

5. Умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания: "Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники. (На листе бумаги нарисовано в три-четыре строчки 25-30 кругов, в которых расположены треугольники. Примерно в середине - один круг пустой). (Приложение 4).

Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов, то нарисуйте рядом еще один круг; если треугольников, то нарисуйте еще один треугольник".

6. Умения классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию.

Детям раздаются листы с нарисованными треугольниками (Приложение 5). Перед каждым ребенком лежит шесть цветных карандашей.

Текст задания: “Внимательно рассмотрите эти фигуры и мысленно разделите их на несколько групп так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры. Фигуры каждой группы нужно закрасить одинаковым цветом. Сколько найдете групп одинаковых фигур, столько и понадобится вам разных цветных карандашей. Цвет выбирайте сами”.

7. Состояние моторики и зрительно-моторных координаций, умения копировать заданный письменными буквами образец.

Текст задания: "Видите, здесь что-то написано на английском языке. (на листе бумаги запись: "Ann can play" - Приложение 6). Конечно, вы еще не умеете читать и писать по-английски, но вы сможете срисовать эту надпись. Внимательно посмотрите, как на вашем листе написаны буквы, и ниже перерисуйте так же".

8. Состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

Текст задания: "Столбиком нарисованы кружки. Я показываю картинки. (солнце, собака, зонт, коса, слон, лиса, роза, цыпленок, ваза, кисточка для рисования, капуста). (Приложение 7), вы зачеркиваете кружок, если в названии имеется звук [с].). Первая картинка "солнце", в слове "солнце" есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок, а на этой картинке нарисован зонт. В слове "зонт" нет звука |с|, поэтому не зачеркиваем кружок”. Приступаем к выполнению задания.

Для получения объективной картины обязательно учитываются итоги индивидуального обследования.

По итогам проведенных диагностик проводится беседа с родителями. Особое внимание уделяется тем родителям, чьи дети показали низкий уровень готовности к обучению. В тактичной форме нужно не только познакомить с результатами, но и совместно наметить план необходимой коррекционной работы.

Диагностику, определяющую готовность учащихся моего класса к школьному обучению, я осуществляла в 2012-13 учебном году. Необходимо отметить, что результаты диагностики интеллектуальной готовности подтвердились при последующем обучении. В 2012-13 учебном году диагностика проводилась в июне.

Результаты педагогической диагностики по классу.

Количество человек
Высокий уровень 21- 25 баллов 6 человек
Хороший уровень 15 – 20 баллов 9 человек
Средний уровень 9 – 14 баллов 11 человек
Низкий уровень 7-8 баллов 2 человека

Анализ результатов диагностики показал, что высокий уровень готовности имеют 6 детей, что составляет 21%; 32% составляют дети с хорошим уровнем – это 9 ребят; 39%, т.е. 11 детей имеют средний уровень, а 2 человека (8%) – низкий уровень (один из них не посещал ДОУ). Это говорило о хорошей подготовке к школе большей части детей, однако в организации образовательной деятельности обязательно было важно осуществлять индивидуальный подход. Все это в значительной степени подтвердилось при последующем обучении.

Таким образом, основная цель диагностирования - выявление уровня готовности дошкольника к обучению в школе и развитие у ребенка необходимых умений, навыков для успешного обучения. Диагностика позволяет учителю с первых шагов обучения строить образовательную деятельность в условиях личностно-деятельностного подхода, при необходимости осуществлять коррекционно-развивающие мероприятия с первоклассниками.

1. “Беседы с учителем. Первый класс четырехлетней начальной школы” – М. Вентана – Граф, 1998. - 240

2. Журова Л. Е , Кочурова Е. Э., Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей [ текст ] / Л. Е. Журова, Е. Э. Кочурова – М. : Вентана – Граф, 2004.

3. Кирдяева Н.В. Подготовка детей предшкольного возраста к начальному обучению / Н.В. Кирдяева //Начальная школа - 2009. - № 9. С.29-33

4. Чиндилова О.В. Диагностика речевого и познавательного развития старших дошкольников. [ текст ] / О.В. Чиндилова О.В.//Предшкольное образование. Сборник программно-методических материалов. - 2007 с. 22-32.

Проблема психологической, интеллектуальной, личностной и физической готовности детей к школьному обучению. Теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме. Разработка диагностических методик адаптации к обучению младших школьников.

Рубрика Педагогика
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 26.12.2010
Размер файла 3,5 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Содержание
  • Введение 2
  • I. Теоретическая часть 6
    • 1.1 Проблема психологической готовности детей к школьному обучению 6
    • 1.2 Интеллектуальная готовность к школьному обучению 10
    • 1.3 Личностная готовность к школьному обучению 12
    • 1.4 Физическая готовность к школьному обучению 15
    • 1.5 Школьная среда, новый социум отношений 17
    • 1.6 Учение как ведущий вид деятельности младших школьников 22
    • 1.7 Психологические особенности детей дошкольного возраста 24
    • 2.1 Диагностические методики, используемые при исследовании психологической готовности детей к школьному обучению. 37
    • 2.2 Адаптация детей младших школьников. 62
    • 2.3 План внедрения проекта. 63

    Подобные документы

    Характеристика детей с речевыми нарушениями. Психологическая готовность к школьному обучению детей с нарушениями речи. Обзор диагностических методик, направленных на изучение сторон психологической готовности дошкольника. Советы логопеда родителям.

    реферат [38,5 K], добавлен 31.05.2010

    Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста. Современные трактовки проблемы готовности детей к обучению в школе. Организация эксперимента по формированию психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению.

    курсовая работа [284,0 K], добавлен 16.10.2013

    Психологические и физиологические особенности детей дошкольного возраста. Использование занятий физической культурой для развития внимания, мышления, воображения и памяти дошкольников. Методика диагностики уровня готовности детей к школьному обучению.

    курсовая работа [78,2 K], добавлен 22.10.2012

    Теоретическое исследование интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Формирование психологической готовности детей к обучению в школе. Воспитание и организация занятий с детьми. Экспериментальное исследование интеллектуальной готовности.

    курсовая работа [79,9 K], добавлен 15.12.2004

    Основы интеллектуальной и личностной готовности ребенка к школьному обучению. Психологические условия обеспечения интеллектуальной и личностной готовности ребенка подготовительной группы. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу.

    дипломная работа [115,4 K], добавлен 18.07.2011

    Теоретические аспекты проблемы психологической готовности неорганизованных детей к обучению. Диагностика психологической готовности к школе. Исследование внимания, восприятия, анализ различных видов мышления, свойств памяти и развитости воображения.

    курсовая работа [43,6 K], добавлен 24.03.2013

    Роль мотивации в психологической готовности к школьному обучению. Особенности учебной деятельности детей с различным доминированием мотивов учения. Произвольность как компонент психологической готовности к школе и мотивации старших дошкольников.

    В настоящее время вопросы психологической готовности детей к обучению в школе вновь становятся достаточно актуальными. Это связано, прежде всего, с введением в РФ федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования нового поколения (далее ФГОС ДО, вступившего в силу 1 января 2014. Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, в связи с этим повышается значимость вопросов, связанных с определением новых подходов к проблеме диагностики готовности детей к обучению в современной школе.

    ФГОС дошкольного образования предполагает организацию психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации, в связи с этим в числе прочих мероприятий должна быть организована диагностика разных аспектов готовности детей к школе. К сожалению, реальность такова, что далеко не во всех дошкольных образовательных организациях есть специалисты, педагоги-психологи, которые отвечают за организацию диагностики и оказание коррекционной помощи в подготовке детей к обучению в школе.

    Готовность к школе включает в себя несколько компонентов. Они отражают следующие характеристики личности ребенка:

    1. Личностная готовность

    2. Интеллектуальная готовность

    3. Волевая готовность.

    Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:

    - дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость, включающее выделение фигуры из фона;

    - аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;

    - умение воспроизводить образец;

    - развитие тонких движений руки.

    Об эмоциональной зрелости говорят:

    - уменьшение импульсивных реакций;

    - возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

    О социальной зрелости свидетельствуют :

    - потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;

    - способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

    В современной действительности проблема подготовки дошкольников к обучению имеет выраженную актуальность. Этот факт можно подтвердить тем, что существует множество немуниципальных образовательных центров для дошкольников, оказывающих подобные услуги, а именно подготовку ребенка к школе.

    Разноуровневость в готовности к обучению будущих первоклассников создает определенные трудности в работе педагога начальных классов, при этом они могут носить пролонгированный характер, т. е. перейти в среднее звено. Поэтому вопрос о готовности ребенка к школе является одним из актуальнейших, так как неготовность к обучению влечет за собой не только проблемы обучения, но и сложности личностного характера.

    Цель работы - представить опыт работы по освоению и практическому использованию диагностического инструментария оценки психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет.

    1. Изучить литературу по психолого-педагогической диагностике готовности к школьному обучению детей 6-7 лет;

    2. Подобрать методику, позволяющую педагогу выявить уровень готовности к школьному обучению;

    4. Организовать педагогическую работу в соответствии с результатами диагностики;

    5. Проанализировать эффективность работы, построенной на результатах диагностики.

    1. Изучение литературы по психолого-педагогической диагностике готовности к школьному обучению детей 6-7 лет

    Новая парадигма школьного образования, направленная на формирование компетентной личности, и реализация новых образовательных стандартов для начальной школы, предъявляют высокие требования к уровню интеллектуального развития школьников. Таким образом, значение когнитивного развития будущих школьников для успешности их учебной деятельности в настоящее время только возрастает. Очевидно, что ребенок, поступающий в школу, должен быть готовым к усвоению знаний, к сложной интеллектуальной деятельности, а в случае неготовности ребенка его ожидает неуспех и появление связанных с ним негативных аффективно-эмоциональных состояний, приводящих, в конечном счете, к неблагоприятному личностному становлению. С этой точки зрения, психологически готовый к школьному обучению ребенок должен характеризоваться достаточно высоким уровнем, в первую очередь, когнитивного и личностного развития.

    Т. А. Куликова и С. А. Козлова пишут, что в работе с детьми по формированию психологической готовности к школе важны сюжетно – ролевые игры. По мнению С. А. Козловой, с детьми дошкольного возраста могут быть проведены также беседы, в ходе которых знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Кроме беседы детям предлагается художественная литература – источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребёнка, развитие мышления, воображения, памяти. С. А. Козлова в своей книге подчеркивает, что немаловажную роль играет в работе с детьми старшего дошкольного возраста экскурсия, как форма обучения. Дети должны знать достопримечательности, культурные объекты, природные ландшафты.

    Таким образом, социально-психологическая готовность детей к школе предполагает, прежде всего, целостность и преемственность образовательного процесса в дошкольном учреждении. Ее цель – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Социально-психологическая подготовка к школе может строиться через внедрение технологий активного взаимодействия и сотрудничества воспитателей и воспитанников и организацию разнообразных вариативных видов детской деятельности.

    2. Подбор методик по выявлению уровня психологической готовности к школьному обучению

    Рассмотрим ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека, который направлен на диагностикузрительного восприятия, сенсомоторной координации, уровняразвития тонкой моторики руки. Данная методика стандартизирована, что наиболее удобно при использовании ее в дошкольных учреждениях. Я. Йирасеком была исследована связь между успешностью выполнения предложенного им теста и уровня успеваемости детей в школе. В результате исследования оказалось, что дети, которые хорошо справились с тестом – в большинстве своем хорошо учатся в школе. Однако автором методики было отмечено, что плохой результат в тесте совсем не означает, что ребенок не может хорошо учиться, а говорит лишь о том, что он просто не готов к началу обучения в школе. Поэтому Я. Йирасеком данный тест был предложен для выявления именно уровня школьной зрелости, однако его показатели нельзя использовать как основу для вывода о неготовности к школе. Он состоит из трех частей:

    1. Нарисовать человека;

    3. Срисовать десять точек, которые располагаются в виде пятиугольника.

    Выполнение данных заданий позволяет получить представление об уровне психического развития ребенка, его моторике, мышлении.

    Таким образом, диагностика школьной зрелости позволяет вовремя определить особенности развития ребенка. Поэтому родители должны заранее обратить внимание не только на интеллект ребенка, но и на другие его способности. При необходимости проводится коррекционная работа с педагогами, психологом и логопедом, которая позволяет избежать трудностей при обучении младшего школьника.

    Использование методик, которые диагностируют уровень готовности ребёнка к школьному обучению, позволяет выявить особенности умственного и психического развития ребёнка, что является первым и основным шагом на пути создания оптимальных условий периода адаптации в школе начального уровня. Диагностика психологической готовности ребенка к школе позволит убедиться, что ребенок готов встать на новый жизненный путь. Если же в чем-то он уступает своим сверстникам, всегда можно помочь ему, составив грамотный план по развитию того или иного качества. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе имеет огромное значение в современном мире.

    3. Опытно - экспериментальное исследование психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет

    Методика состоит из 5 заданий:

    Цель: оценить особенности тонкой моторики и произвольного внимания (удержание, как самой инструкции, так и двигательной программы, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

    На бланке приведены образцы двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги.

    Цель: оценить сформированность у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, воспроизводимым на слух, сформированность графической деятельности (в частности, написания графем, произвольная регуляция собственной деятельности.

    Цель: выявить сформированность произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности, возможности распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.

    Время на выполнение данного задания дается 2 минуты.

    Цель: оценить сформированность графической деятельности, топологические и метрические (соблюдение пропорций) пространственные представления, общей уровень развития.

    После выполнения всех заданий подсчитываются баллы, которые высчитываются от общего набранного ребенком балла за выполнение заданий, с учетом корректировочных коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе работы. Выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням:

    1-й уровень (17 - 25 баллов). Готовность к началу регулярного обучения в школе. Дети этой группы не нуждаются в дополнительном углубленном психологическом обследовании, ориентированном на какую-то более тщательную оценку отдельных сторон их развития (в том случае, если речь идет о поступлении ребенка в обычную общеобразовательную школу).

    2-й уровень (14 – 17 баллов). Условная готовность к началу обучения. У детей этой группы можно отчасти прогнозировать не только трудности при начале регулярного обучения (то есть попадание в группу риска по школьной дезадаптации, но и преимущественное направление этой дезадаптации. Если есть возможность, желательно провести углубленное психологическое обследование этих детей.

    3-й уровень (11 – 14 баллов). Условная неготовность к началу регулярного обучения. Дети этой группы нуждаются в помощи специалистов (логопеда, психолога, педагога, и, естественно, они в обязательном порядке должны быть обследованы психологом с целью выявления компенсаторных возможностей и путей помощи.

    4-й уровень (менее 11 баллов). Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения. Дети этой группы в обязательном порядке должны быть обследованы психологом, а при необходимости — логопедом или дефектологом еще в дошкольном учреждении, и им в срочном порядке необходима коррекционная помощь.

    Проведенное нами исследование позволило изучить уровень психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет.

    1-й уровень (Готовность к началу регулярного обучения в школе) 2-й уровень (Условная готовность к началу обучения) 3-й уровень (Условная неготовность к началу регулятивного обучения) 4-й уровень (Неготовность на момент обследования к началу регулятивного обучения)

    60% (12 чел) 0% (0 чел) 15% (3 чел) 25% (5 чел)

    Проанализировав все полученные результаты, можно сделать вывод о том, что у 12 человек (60%) на момент обследования полностью сформирован регуляторный компонент деятельности. У них в достаточной степени сформированы процессы саморегуляции, а также развитие внимания и графических навыков.

    Особое внимание следует обратить на 8 человек (40%). Эти дети нуждаются в педагогической работе.

    По результатам диагностики можно сделать следующие выводы:

    Благодаря диагностике выявили уровень готовности к школьному обучению в начале учебного года. На основе результатов диагностики мы смогли сделать выводы о коррекционно-развивающих мерах необходимых для повышения уровня готовности к школьному обучению.

    4. Организация работы в соответствии с результатами диагностики

    Полученные результаты диагностики позволяют создать соответствующую развивающую среду в группе, запланировать образовательную деятельность, изменить обстановку, сменить стиль взаимодействия с детьми.

    Была организована работа, направленная на:

    С детьми, которым требовалась дополнительная помощь, проводилась индивидуальная работа.

    5. Анализ эффективности работы построенной на результатах диагностики для детей 6-7 лет

    В конце года была осуществлена повторная диагностика уровня готовности детей к школьному обучению.

    1-й уровень 2-й уровень 3-й уровень 4-й уровень

    70% (14 чел) 20% (4 чел) 10% (2 чел) 0% (0 чел)

    Проанализировав все полученные результаты, можно сделать вывод о том, что у 14 человек (70%) на момент обследования полностью сформирован регуляторный компонент деятельности. У них в достаточной степени сформированы процессы саморегуляции, а также развитие внимания и графических навыков.

    У 4 детей (20%) - частично сформирован регуляторный компонент деятельности.

    Особое внимание следует обратить на 2 детей (10%). Эти дети остались в детском саду еще на год обучения.

    Сравнивая результаты проведенных исследований видно, что готовность детей к школьному обучению увеличилась на 10%, детей, нуждающихся в дополнительной подготовке, уменьшилось на 25%.

    Таким образом, проделанная работа в соответствии с диагностическими данными помогла нам значительно повысить уровень готовности к школьному обучению детей 6-7 лет.

    1. Буравлева В. Школьная зрелость - это. Понятие, критерии оценки // Образование. – 2018. - №4. – С. 25.

    2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб. : Питер, 2004. – 105 с.

    4. Михалевич Н. Психологическая готовность к школе - это. Определение понятия, методы диагностики, особенности развития // Психология. – 2018. - №11. – С. 25.

    5. Нижегородцева Н. В. Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М. : ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

    Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики во второй младшей группе Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики во второй группе № 2 за первое полугодие 2019-2020 учебного года. По результатам.

    Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

    Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

    Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

    Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей

    Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

    Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

    Проблема диагностирования уровня психологической готовности к школьному обучению не нова для психологической науки. Впервые этот вопрос был сформулирован в связи с изменением сроков начала систематического обучения. На сегодняшний день существует несколько десятков различных подходов к рассмотрению самого феномена психологической готовности и способов ее диагностирования. В период расцвета за рубежом тестирования, определяющего готовность ребенка к школе, большую роль сыграла концепция, выдвинутая А. Керном и его последователем Я. Йирасеком. Психологическая готовность к обучению в школе рассматривалась этими исследователями как школьная зрелость, сущность которой, заключается в достижении такой степени в развитии, когда ребенок становится способным участвовать в школьном обучении.

    А. Запорожец разделял точку зрения Л. И. Божович и рассматривал готовность к обучению в школе как целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, характеризующую достижение ребенком новой, более высокой стадии общего физического, умственного, нравственного и эстетического развития. Весьма существенное значение для эффективного школьного обучения имеет достигнутый уровень общего физического и духовного развития и, в первую очередь, развитие нравственно-волевых качеств и мотивации учения [4].

    Н.И. Гуткина подчеркивает определяющую роль мотивации в готовности детей к школьному обучению. Особое внимание автор уделяет произвольности, слабое развитие которой рассматривается как основная предпосылка возникающих в школьном обучении трудностей.

    Первоклассник, готовый к школьному обучению должен овладеть учебной мотивацией, состоящей из познавательных и социальных мотивов учения. Так как учебная мотивация, с точки зрения автора, является вершиной психического развития ребенка-дошкольника, то это подразумевает наличие необходимого и достаточного для обучения уровня интеллекта в самом широком понимании[6]. М ожно отметить, что в работах отечественных исследователей в качестве ведущих компонентов готовности к обучению выделяют наличие учебной мотивации и произвольности психической деятельности.

    С точки зрения А. Л. Венгер, готовность к школе представляет собой не простую сумму интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных и прочих достижений, а характеризуется достижением определенного уровня регуляции деятельности, который стоит рассматривать как целостное образование, где лишь условно могут быть выделены составляющие. К ним относятся: ориентация ребенка на указания взрослого и условие задачи, механизмы анализа конкретной ситуации и выработки возможного плана действий, механизмы контроля над соответствием плана заданным нормам, побуждение к соблюдению норм, эмоции, в которых отражается указанное побуждение [4]. Д. Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, обращает основное внимание на наличие у ребенка предпосылок к формированию учебной деятельности. В его работах исследуется генезис отдельных компонентов учебной деятельности, выявляются пути их формирования на специальных учебных занятиях [2].

    Не смотря на некую схожесть подходов к рассмотрению психологической готовности к школьному обучению, в современной психологии, к сожалению, нет единого и четкого представления рассматриваемого вопроса. Причем подобное состояние дел, вполне нормальное для теоретической части психологической науки, пагубно сказывается на практической деятельности. Современная система образования школы, знакомая с процессом диагностирования уровня психологической готовности, сводит его к проведению курсов для старших дошкольников и обследованию будущих первоклассников с помощью одной-двух психодиагностических методик. Еще более усугубляет ситуацию некое делегирование должностных обязанностей школьных психологов педагогам начальной школы. Последние, проводя подготовительные занятия, диагностируют уровень психологической готовности детей к школе с использование какой-либо хорошо известной методики, сами (в большинстве ситуаций чисто интуитивно) обрабатывают результаты, делают глобальные выводы об уровне готовности ребенка к школе и что, самое парадоксальное доводят поставленный “диагноз” до администрации школы и родителей.

    Данная проблема связана не с отсутствием психологической подготовки педагогов (хотя иногда имеет место и данное обстоятельство), а вероятнее всего отсутствием единства мнений специалистов. Многие концепции психологической готовности к обучению в школе звучат “психологически красиво”, но не несут в себе практического потенциала. Другие напротив, представляют собой некую технологию, но, к сожалению, не подвластны пониманию большинства педагогов. В 2009\2010 учебном году в одной из школ Ростовского МР пришлось столкнуться с ситуацией, когда на основании собственной модификации теста Керна-Йирасека, в которой первый субтест был заменен вариантом перепутанных линий, педагог делал выводы о готовности/неготовности дошкольников к школе. Совместно со студентами выпускной группы Ростовского педагогического колледжа и педагогом было проведено исследование.

    Из общего числа детей в классе были отобраны 6, которые получили высокие баллы по тесту. Опираясь на подход Н.В. Нижегородцевой, которая предлагает рассматривать психологическую готовность как готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования в форме учебной деятельности, и выделяет 5 блоков учебно-важных качеств структуры стартовой готовности, был составлен пакет диагностических методик. Отобранные испытуемые прошли процесс диагностирования и на протяжении 6 месяцев мы собирали данные успеваемости этих первоклассников в режиме мониторинга. В итоге кропотливой диагностической работы мы пришли к выводу, что уровень развития учебно-важных качеств, включенных в структуру психологической готовности испытуемых средний – выше среднего, редко ниже среднего. Опираясь на полные данные успеваемости за шесть месяцев, мы констатировали тот факт, что положительные отметки по рейтинговой системе имеют 83 %, а удовлетворительные 17%, отобранных нами первоклассников. В результате итогового заседания со студентами и учителем, мы пришли к выводу, что использование какого-то одного пусть даже самого популярного теста недостаточно для выявления уровня психологической готовности ребенка к школе, а отсутствие единства точек зрения в понимании сущности психологической готовности к школе порождают множество ошибок специалистов за которыми стоят судьбы детей.

    Ожидайте

    Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
    Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

    Перезвоните мне


    Ваш персональный менеджер: Екатерина
    Ответственная и отзывчивая! 😊

    Ожидайте

    Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

    Перезвоните мне

    Статья

    Цель исследования – проанализировать особенность диагностики комплексной готовности к обучению в школе и использование ее результатов в работе учителя.

    Бесплатные занятия с логопедом

    Бесплатный курс ИКТ для детей

    Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.

    В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального школьного образования (ФГОС НОО) при получении начального общего образования осуществляется:

    • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
    • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
    • умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности;
    • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
    • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.[12 ]

    Для успешной реализации поставленных целей педагогу необходимо определить интеллектуальные и личностные особенности каждого ученика до начала обучения, когда в одном классе собираются дети с разным уровнем готовности к обучению в школе.

    Актуальность - проблема комплексной готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести- и семилетних детей позволит конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе.

    Объектом исследования является комплексная готовность детей к обучению в школе.

    Предметом выступают основные методы диагностики комплексной готовности ребёнка к школе.

    Гипотеза исследования: чем выше готовность ребенка к обучению в школе, тем выше уровень школьной адаптации и мотивации учащихся первого класса.

    Цель исследования – проанализировать особенность диагностики комплексной готовности к обучению в школе и использование ее результатов в работе учителя.

    Для достижения цели были сформулированы задачи исследования:

    1. Изучить теоретические аспекты проблемы комплексной готовности к обучению в школе.
    2. Проанализировать методики, необходимые для диагностики комплексной готовности к школе.

    I. Теоретические аспекты оценки уровня готовности ребенка к школьному обучению

    Основной целью определения комплексной готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. В соответствии с этой целью в задачу учителя входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать проявлений школьной дезадаптации.

    Под комплексной готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Готовность ребенка к школьному обучению рассматривается в качестве готовности к учебной деятельности в целом.

    Социальные мотивы учения связаны с желанием ребенка занять новое место в системе доступных ему общественных отношений: стать учеником – иметь все соответствующие атрибуты (портфель, тетрадки, учебники), ощутить себя большим, школьником.

    Познавательные мотивы связаны непосредственно с учением и с познавательными интересами ребенка. Они проявляются в интеллектуальной активности, в желании больше знать, уметь, в способности и потребности задавать вопросы и познавать окружающий мир.

    Для готового к школе ребенка обычно характерен сплав этих двух потребностей. Он хочет учиться и потому, что стремится скорее стать большим, занять определенную позицию в обществе, и потому, что у него появились познавательные интересы, которые он уже не может удовлетворить дома. Индивидуальность каждого ребенка проявляется в преобладании одного из указанных мотивов, но в какой-то форме они оба должны быть выражены.

    1.2. Компоненты комплексной готовности к обучению в школе

    На данный момент принято считать, что готовность к обучению в школе является многокомпонентный образованием, требующим комплексных исследований в области педагогики и психологии.

    Традиционно в педагогике выделяют четыре аспекта школьной зрелости: физическая, эмоциональный, интеллектуальный и личностный социально-психологичесий.

    1.2.1. Интеллектуальная готовность

    В содержание интеллектуальной готовности включаются не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов и их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления, умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

    1. Достаточный уровень развития познавательных интересов – интереса к новому, к самому процессу познания;
    2. Определенный уровень развития познавательной деятельности, психических процессов, таких как сформированность сенсорных эталонов, качества мышления – умение выделять существенное в явлениях действительности, сравнивать их, находить отличное или сходное; качества восприятия – умение планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства; определенная степень децентрации мышления, высокий уровень развития наглядно-образного мышления и образно-схематического мышления, необходимых для формирования логического мышления;
    3. Актуальный уровень сформированности произвольности психических процессов;
    4. Определенный уровень развития речи, сформированности умения связно, последовательно, понятно для окружающих людей описать и объяснить явление или какое-либо событие.

    1.2.2. Личностная и социально-психологическая готовность

    Личностная готовность выражается также в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к самому себе, характеризующих мотивационную готовность.

    Сплав двух потребностей ребенка: стремления занять определенную позицию в обществе людей и познавательной потребности – способствует возникновению внутренней позиции школьника, которая выступает критерием готовности к школьному обучению.

    1.2.3. Эмоциональная зрелость

    Эмоционально-волевая готовность в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

    Обсуждая проблему эмоционально-волевой готовности к школе Д.Б. Эльконин выделил следующие параметры [9]:

    • умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
    • умение ориентироваться на заданную систему требований;
    • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
    • умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

    Важность эмоционально-волевой готовности обусловлена тем, что от первоклассника потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа.

    Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. То есть у ребенка должна сформироваться произвольность психических процессов.

    1.2.4. Физическая готовность

    Физическая готовность определяется показателями веса, роста, мышечного тонуса и др., которые должны соответствовать нормам физического развития детей 6-7-летнего возраста. Также должны учитываться состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев), состояние нервной системы ребенка, общее состояние его здоровья.

    К концу дошкольного возраста происходит значительная перестройка анатомо-физиологических особенностей организма, возрастает подвижность и уравновешенность нервных процессов, (возбуждения и торможения), создаются условия для осуществления целенаправленного произвольного поведения.

    К этому возрасту возрастает также значение второй сигнальной системы – слово приобретает сигнальное значение, во многом сходное с тем, какое оно имеет у взрослого человека. Однако, у детей, поступающих в школу, наблюдается быстрое утомление, связанное с быстрой истощаемостью нервной системы; отмечается медленное развитие мелкой моторики, что обуславливает трудности в выполнении действий, требующих точности – письме, аппликации и т. д. Эти особенности важно учитывать при выборе методов и приемов учебно-воспитательной работы, определении учебной нагрузки, обучении письму и др.

    Таким образом, готовность к обучению в школе - целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении.

    II. Характеристика уровней готовности к школьному обучению и адаптации ребенка в школе

    Уровень готовности детей к школе может определятся по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта и т.д.

    На основе результатов исследования определяется уровень готовности к школе:

    • ребенок к школе не готов, если он не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая, не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий;
    • ребенок к школе готов, если он умеет контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий.

    Первоначальный этап пребывания в школе – это период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям, которая представляет собой процесс активного приспособления к новой социальной среде с приложением специальных усилий. В этот период у детей могут возникать функциональные отклонения, которые в подавляющем большинстве случаев при нормальном протекании процесса адаптации проходят как бы сами собой и поэтому не требуют специальной работы. Признаками функциональных отклонений являются зажатость, скованность (или, наоборот, излишняя подвижность, крикливость), нарушения сна, аппетита, капризность, увеличение количества заболеваний и др.

    Выделяют 3 уровня адаптации детей к школе [10]:

    • высокий уровень адаптации – ребенок положительно относится к школе; адекватно воспринимает требования взрослых, учебный материал усваивает легко, полно, глубоко; внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет интерес к самостоятельной учебной работе; занимает в классе благоприятное статусное положение
    • средний уровень адаптации – ребенок положительно относится к школе; ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий взрослого, но при его контроле; дружит со многими одноклассниками
    • низкий уровень адаптации – ребенок отрицательно или индифферентно (равнодушно) относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учебный материал осваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; необходим постоянный контроль со стороны; пассивен; близких друзей не имеет.

    Таким образом, готовность к школьному обучению – сложная многогранная проблема, охватывающая период не только 6-7 лет, но, включающая весь период дошкольного детства как подготовительный к школе этап, и младший школьный возраст как период школьной адаптации и формирования учебной деятельности, обусловленных в значительной степени уровнем подготовленности ребенка к школе.

    III. Методы определения уровня комплексной готовности к школьному обучению

    Применяемые методы диагностики комплексной готовности должны показать развитие ребенка во всех сферах. Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер.

    В настоящее время существует большое количество диагностических программ, которые можно с определенной долей условности разделить на три группы:

    1. программы, диагностирующие уровни развития отдельных психических функций, используемых в учебной деятельности;
    2. программы, диагностирующие сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью;
    3. смешанные программы, диагностирующие и отдельные психические функции, и предпосылки учебной деятельности.

    Предлагаемые методики ориентировочной оценки школьной зрелости могут привести к ошибке, а потому на отдельно взятый тест нельзя целиком полагаться в изучении психических функций. К результатам тестового обследования следует относиться вдумчиво и осторожно, опираясь на определенные признаки психолого-педагогической диагностики:

    Методики ориентировочной оценки школьной зрелости

    1. Степень психосоциальной зрелости.
    2. Уровень школьной зрелости по тесту Керна-Ирасека.
    3. Чистота фонематического восприятия.

    Определение умственной работоспособности

    При изучении умственной работоспособности младших школьников пользуются фигурными таблицами по методике, разработанной в НИИ физиологии детей и подростков РАО (Приложение 1 п.12).

    Исследование познавательных интересов дошкольника

    Познавательные интересы детей можно выявить посредством наблюдений за дошкольниками, бесед с ними, воспитателями, учителями.

    Диагностика самооценки дошкольников

    Самооценка детей дошкольного возраста может быть изучена в конкретной деятельности (оценка собственных результатов деятельности), в области умений и качеств личности, в области собственной личности в целом.

    Тем самым, правильно подобранные методики диагностики, позволят вовремя выявить параметры неготовности, откорректировать их для того, чтобы первокласснику легче было адаптироваться к процессу обучения. Следует отметить, что адаптация к школе – процесс приспособления организма школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным и с систематическим обучением. Адаптационный период обычно составляет 1-2 месяца при благоприятном приспособлении к новому социальному положению, новой учебной деятельности ребенком в системе регулярного школьного обучения.

    Заключение

    Проблема диагностики готовности ребенка к школьному обучению занимает одно из важных мест в системе психолого-педагогических наук. Общепризнано, что для полноценного развития личности и повышения эффективности обучения необходимо своевременно определить уровень подготовленности детей к обучению в школе.

    На современном этапе развития образования, готовность к школе рассматривается как комплексная характеристика развития ребенка, которая позволяет раскрыть уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для формирования учебной деятельности в условиях систематического обучения, а также для успешного вхождения в новую социальную среду, адаптации к новым условиям и учебной деятельности, оценку степени физиологической зрелости организма.
    Готовность ребенка к школьному обучению представляет собой комплексное образование, отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание в развитии других и именно качественное, своевременное выявление данных отставаний приводит к повышению уровня адаптации ребенка к школьному обучению.

    Использование рассмотренных выше методик позволяют выявить особенности развития детей, а это первый шаг на пути создания условий оптимизации периода школьной адаптации первоклассников и предотвращения неуспеваемости.

    Читайте также: