Притча про холопа примерного якова верного краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Кому живется весело, Вольготно на Руси?

В произведении затрагивается множество явлений, постигших население России в связи с отменой Крепостного права, в том числе и проблема пренебрежительного отношения дворянства к крепостным людям. Представителем крестьян, пострадавших от барской жестокости, выступает холоп Яков верный.

Яков при барине: другом и братом Верного Якова барин зовет.

С болезнью барина меняется и его отношение к холопу Якову. Видя, что и в беде этот человек не оставил его, хозяин сближается с крепостным, проводит с ним всё своё время. Однако доброта Поливанова не распространяется на племянника Якова, которого он отправляет в рекруты, не позволив жениться на Арише. Некрасов подробно описывает сердечную обиду верного Якова, который искренне любил барина и не в силах был понять его несправедливого поступка.

Таким образом, Яков не справляется с горькой жизнью, где все его старания обесцениваются, накладывая на себя руки на глазах барина. Подобное наказание для Поливанова является очень жестоким, однако именно оно станет для него уроком на всю оставшуюся жизнь:

Будешь ты, барин, холопа примерного, Якова верного, Помнить до судного дня!

Вариант 2

В основу элемента вошла реальная история о помещике, рассказанная юристом Кони. Некрасов специально обратился к нему, чтобы узнать о вопиющих случаях помещичьего произвола. В первоисточнике все было по-другому. Жестокий помещик не сам причинял зло, а его воля была исполнена его кучером. Поэт немного изменил историю. Он сделал помещика злым, а крепостного добрым. Писатель хотел показать как внешние обстоятельства определяют психологию человека.

Главным героем отрывка является крепостной Яков Верный. Он служит у помещика Поливанова, который отличается особой жестокостью по отношению ко всем окружающим. Он не жалеет ни свою дочь, ни своего зятя. Поливанов вел не праведную жизнь. Его поместье куплено на взятки. Автор использует в его описании унизительные слова.

Крепостной верно служит помещику, выполняет все его просьбы.Яков Верный переживает все невзгоды. Помещик бьет его каблуком по зубам, но крепостной все принимает. Яков Верный — это образ смирения. Его доброта и мягкость стала для него недостатком. Он не мог постоять за себя. Таким образом, поэт показал действие крепостничества на психологию человека. Оно делает его покорным, кротким, жалким. В образе крепостного выражен психологизм Некрасова.

Однако, сам Яков не виноват в том, какой он есть. Таким его сделали обстоятельства. Автор хочет показать, что одно и то же качество характера может как осчастливить человека, так и сделать его несчастным. Доброта и мягкость, присущие Якову, могли сделать его счастливым, если бы он был независим от помещика. Однако, в крепостничестве его качества делают его несчастным, так как он совсем потерял свое лицо. Таким образом, писатель хотел показать ничтожность человека перед лицом жизненных обстоятельств. Человек и его сущность ничего не значат перед жизнью.

Образ Якова Верного не создает у читателей положительных эмоций. Его становится жалко, но его история не вызывает сострадания или грусти. Жизнь крепостного оборвалась трагически.

В конце он не выдержал и совершил самоубийство. Это характеризует его как слабого и безвольного человека, лишенного внутреннего стержня. Самоубийство всегда осуждалось на Руси. Так есть и в случае с Яковым. Кто-то понял его поступок, а кто-то осуждал. Общественной опале был предан и сам помещик, который довел крепостного до такого поступка.

Яков Верный — это не только образ преданного слуги, но и символ помещичьего произвола, психологический портрет зависимого человека.

Про холопа примерного – Якова Верного

Про холопа примерного – Якова верного. Краткое содержание

См. краткое содержание истории про холопа примерного – Якова верного.

Был господин невысокого рода, Он деревнишку за взятки купил, Жил в ней безвыездно тридцать три года, Вольничал, бражничал, горькую пил. Жадный, скупой, не дружился с дворянами, Только к сестрице езжал на чаек; Даже с родными, не только с крестьянами, Был господин Поливанов жесток; Дочь повенчав, муженька благоверного Высек – обоих прогнал нагишом, В зубы холопа примерного, Якова верного, Походя бил каблуком. Люди холопского звания – Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа. Яков таким объявился из младости, Только и было у Якова радости: Барина холить, беречь, ублажать Да племяша-малолетка качать. Так они оба до старости дожили. Стали у барина ножки хиреть, Ездил лечиться, да ноги не ожили… Полно кутить, баловаться и петь! Очи-то ясные, Щеки-то красные, Пухлые руки как сахар белы, Да на ногах – кандалы!

Характеристика 3

Можно сказать то, что особенность композиционной структуры данного произведения заключается в том, что оно содержит в себе повествование про Верного Якова. Юрист Кони рассказал довольно реалистичную историю о жизни помещика. Писатель обращается к нему намеренно с той целью, чтобы показать те случаи, при которых происходил чиновничий произвол. В оригинальной истории рассказывалось о том, как зло не было причинено помещиком собственноручно, а для совершения своих наказаний, он использовал кучера. Однако, поэтом была изменена данная история, и он решил сделать абсолютным злом – помещика, а крепостного показать довольно добрым и сопереживающим человеком. Также, он хорошо представлял себе психологические типы этих героев, и именно поэтому показал, как различного рода обстоятельства жизни, могут оказывать влияния на жизни и судьбы героев.

В данном отрывке, центральным персонажем можно назвать Якова Верного. Он находился на службе у одного из помещиков, по фамилии Поливанов, который был невероятно жестоким и злым человеком. Он не хотел понимать своих близких людей, и считал, что его дочка и зять намеренно ведут такую жизнь, чтобы докучать ему. Автор показывает данного героя очень корыстным, и он берет взятки прямо у себя в поместье. Этими поступками автор хотел отразить истинную натуру многих чиновников, которые промышляли мошенническими делами.

Стоит отметить, что служба крепостного Якова показана очень честной и справедливой, в отличие от деятельности его помещика. Он получает множество побоев и негативных слов в свой адрес, но несмотря на все это, ведет себя крайне смиренно и тихо. Он не мог ответить грубостью данному человеку, потому что перед ним стоял человек, во власти которого находилась его жизнь. Тем самым автор поднял острую проблему того, насколько незащищенными были жизненные условия людей, которые находились у своих хозяев. Вины Якова в том, что он не мог ответить, нет абсолютно никакой, ведь вся эпоха его существования была обусловлена подобными явлениями. Также, хочется отметить, что герой был достаточно добрым и мягким персонажем, который мечтал о том, чтобы стать независимым и свободным человеком. Трагическое существование крепостного не вызвало у читателей сопереживания по той причине, что данная история являлась одной из множества картин, которые возникали в те непростые времена. В конце концов, Яков не смог терпеть подобного отношения, и совершил самоубийство. Можно сказать и о том, что автор хотел показать, до чего могли порой доводить помещики своих крепостных. Произведение получилось очень ярким, интересным и поучительным.

Другие сочинения: ← Кому на Руси жить хорошо в наше время?↑ ДругиеАнализ поэмы Гомера Одиссея →

В этом сказе нам представлен холоп Яков по прозвищу Верный, который, как и многие крестьяне той поры, сильно пострадал от помещичьих поборов. По словам Викентия Александровича, Якова прозвали Верным за то, что тот всю свою жизнь пробатрачил на помещика по фамилии Поливанов.

Этого помещик – очень злой и жестокий человек, который был безжалостен как по отношению к крестьянам, так и к членам своей семьи. Также имелась информация о том, что имение он купил себе за полученные в результате взяточничества деньги.

Но, несмотря на всю злобность Поливанова, Яков служит помещику верой и правдой, выполняя всю порученную ему работу. За все свои заслуги в награду помещик его избивает и всячески унижает. Однако Верный не противится этому, а все смиренно сносит. Более того, он остается верен ему даже тогда, когда тот болел. Во время болезни барин перестал ходить, слег, однако Яков и тогда честно и верно за ним ухаживал и заботился.

Холоп являлся человеком с добрым и кротким нравом, который и был его недостатком – из-за него Яков не мог постоять за себя. Яков сносил даже удары помещика в лицо.

Образом Якова Некрасов показывает нам, что делает крепостное право с людьми – из-за него здоровые, нормальные люди становятся безвольными и жалкими.

Так, в жизни Якова было всего лишь две радости. Первая заключалась в безупречной службе помещику. Вторая же – в заботе о своем племяннике Григории. Все силы Яков черпает из любви к своему родственнику.

Однажды он даже набрался смелости и попросил у помещика разрешения на женитьбу Гриши на его возлюбленной Арише, но эта попытка заканчивается провалом, потому что девушка нравится самому Поливанову.

Помещик решил поступить по-своему – жестко отказал Якову, а его племянника отправил в армию. Из-за этого Яков впал в отчаяние, потому как он прослужил Поливанову всю свою жизнь, а тот с ним так обошелся. Не выдержав такого отношения хозяина, Верный ушел в долгий запой.

После этого помещику пытались услужить другие люди, однако они не дотягивали до уровня Верного, и, благодаря этому, барин вновь взял на работу опального холопа, когда тот вышел из запоя. Однако холоп принял решение отомстить помещику, потому что он проработал у него всю свою жизнь, но не решился сделать ему что-то плохое, хотя и мог. Потому что он не желал из-за своего характера причинять зло кому-то и также не желал проливать кровь. И он решился совершить самоубийство.

Во время их совместной с Поливановым поездки в гости к сестре помещика, Яков повесился на дереве в овраге. И помещик видел эту жуткую сцену. Он пробыл ночь возле оврага с трупом своего верного слуги. Над ним нарезали круги совы, а над трупом вились вороны, а также в темноте светились чьи-то глаза.

После этого жуткого происшествия у помещика появляется чувство совести, и он начинает понимать, что много нагрешил, но уже поздно.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Историю эту рассказывает бывший дворовый человек во время пира в деревне Вахлаки (последняя часть поэмы).

Художественная особенность этой истории в том, что она написана в рифму, в отличие от большинства остальных частей поэмы. Этим автор подчеркивает ее особенное значение.

Условно можно разделить историю на 5 ключевых моментов :

1. жестокий помещик

2. верный ему холоп, словно не замечающий обид (перекликается с образом лакея Ипата, верного раба князя Утятина в главе "Последыш )

3. обида Якова на своего барина

4. месть Якова - он завез своего инвалида-барина в глухой лес и повесился в глухом лесу на ночь глядя. над его головой.

5. Осознание барином своей вины перед холопом

1. Самодур-помещик Поливанов

Он ничтожный человек, превосходящий в жестокости Простаковых и Скотининых (если вспомнить Фонвизина ):

Даже с родными, не только с крестьянами,
Был господин Поливанов жесток;
Дочь повенчав, муженька благоверного
Высек — обоих прогнал нагишом,
В зубы холопа примерного,
Якова верного,
Походя бил каблуком.

2. Верное холопство Якова

Яков - лакей, но способный любить, в отличие от своего барина. Причина его любви к помещику не только в холопском самоуничижении, но и в щедрости душевной. Так, Яков с большой любовью воспитывает и своего племянника - видимо, сироту.

В душе Якова огромные задатки терпения и всепрощения, переходящие в полное самоуничижение:

Так они оба до старости дожили.
Стали у барина ножки хиреть,
Ездил лечиться, да ноги не ожили…
Полно кутить, баловаться и петь!

3. Обида Якова

Итак, за всю его верную службу и преданность барин отплатил предательством - отдал в рекруты любимого племянника Якова, чтобы не дать ему жениться на крестьянке Арине.

Так Яков был лишен самой главной привязанности в его жизни, единственной родной кровинушки, из-за барской похоти по отношению к простой девушке.

В это время, по всей видимости, произошла отмена крепостного права. Так как слуги барина начали служить ему плохо и вымещать на нем свою накопившуюся за годы рабства злость:

Кто ни послужит — дурак, негодяй!
Злость-то давно накипела у всякого,
Благо есть случай: груби, вымещай!
Барин то просит, то песски ругается,
Так две недели прошли.
Вдруг его верный холоп возвращается…
Первое дело — поклон до земли.

4. Самоубийство Якова

Яков вернулся, но для чего?

Некрасов изображает духовную борьбу в душе Якова между желанием задуманной мести и страхом греха. Увозит он барина будто бы, как обычно, в гости к его сестре:

Итак, желание отомстить барину победило в душе Якова. Столько боли, столько гнева накопилось в нем, что душа его не выдержала - свернула в Чертов овраг.

Он повесился на сосне прямо над головой барина, который не мог ни ходить, ни управлять телегой, чтобы уехать из ночного леса.

В изображении внутренней борьбы героя невозможно не заметить переклички с проблематикой романа Достоевского "Преступление и наказание" (1866).

5. Осознание Поливановым своей виновности

Почему холоп Яков выбрал такую странную месть?

Он ведь убил самого себя, не помещика своего. Это говорит о ненависти прежде всего к самому себе, к собственному "примерному" холопству. Он возненавидел всю свою жизнь: то, что преданно и "примерно" любил барина, который его раньше в зубы "Походя бил каблуком", а потом, несмотря на их "дружбу", так предал, так обидел.

Смерть Якова символизирует его приговор самому себе - собственному рабскому, наивному служению. Своим самоубийством у носа Поливанова Яков заставил барина с его черствой душой осознать, что тот - причина его трагедии. Это ему было важнее, чем просто убить помещика.

Своим самоубийством он принес себя в жертву, чтобы пробудить барское сознание, заставить его почувствовать, что у Якова тоже есть душа, способная страдать.

Недооцененную рабскую преданность выведет и Чехов в пьесе "Вишневый сад", в образе лакея Фирса. Но тот даже не осознает себя преданным, не возмущается, а тихо смиряется со своей малозначительностью, больше приближаясь в этом плане к лакею Ипату из главы "Последыш" поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Читайте также: