Природные зоны россии 4 класс окружающий мир с ответами школа россии

Обновлено: 08.07.2024

Урок разработан с применением групповой технологии, технологии уровневой дифференциации, ИКТ. На уроке обучающиеся обобщают зания о природных зонах России.

ВложениеРазмер
urook_okruzhayushchego_mira.docx 39.43 КБ
prezentatsiya_prirodnye_zony_rossii.ppt 2.8 МБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Учитель начальных классов

Ассаулова Оксана Юрьевна

- Развивать познавательный интерес и творческую активность. Воспитывать любовь и уважение к природе.

Предметные: знать природные зоны России, их особенности климата; уметь показывать на карте; знать животный и растительный мир каждой природной зоны.

- осуществляют оценку своего участия в совместной групповой деятельности;

- владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками;

- имеют целостную картину окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях;

Он пойдет ребятам впрок.

По природе родной будем шагать

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

- Из букв, которые вы видите на слайде, составьте слова. Из данных слов сформулируйте тему урока.

РОЫЕПРИДН ОЗНЫ ИРСИОС

(Природные зоны России)

- Правильно! Знакомясь с природными зонами нашей страны мы узнали много нового. Сегодня систематизируем знания о животном и растительном мире природных зон.

( Обучающиеся делятся на три команды: Синяя, жёлтая, зелёная).

- Выскажите свои предположения, почему команды обозначены именно этими цветами?

(Обучающиеся высказывают свои предположения. Синий цвет обозначает реки, моря, озера. Жёлтый - солнце, без которого не было бы жизни на нашей планете. Зеленый – леса, поля, степи.)

не говорить всем сразу;

всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);

реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял);

- Почему на планете Земля существуют различные природные зоны? (Наша Земля имеет форму шара, поэтому нагревается солнцем в разных местах по-разному)

– Сколько природных зон находится в России? Назовите их.

– Покажите их на карте.

(Дети называют природные зоны, показывают их на карте)

Интересная игра сегодня у нас,
к ней готовился каждый из вас.
Чтоб победить, надо много знать,
Уметь, думать, логически рассуждать.
И верю, что каждого ждет свой успех,
Душою болею за вас за всех.

- На ваших столах лежат конверты. В конвертах лежит информация о природных зонах России, но нет названия природных зон. По имеющейся информации о животном мире, растительном мире и климатических условиях вам надо определить природные зоны.

- Как только задания будут выполнены, поднимите флажок.

Задания для команды синих.

По описанию определите, какая это природная зона.

- Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. (Арктическая пустыня)

Узнайте растение по описанию:

- Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. (Лишайники)

- Это травянистое растение. Существует более 50 видов данных растений. Ярким и желтый цвет лепестков украшает пейзаж данной природной зоны. Еще это растение обитает в степях и его лепестки красного цвета. (Полярный мак)

Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (Звездчатка, лютик)

По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне.

- Самый крупный хищник Арктики. От морозов его спасает толстый слой жира и густой мех. Питается рыбой, тюленями. Отлично плавает и ныряет. Занесён в Международную красную книгу. (Белый медведь)

- Это животное является самой свирепой и крупной птицей данной природной зоны. Это безжалостный хищник с жёлтыми глазами и белым опереньем. Она нападает и на птиц, и на грызунов. (Полярная сова)

Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Чайка бургомистр кит, и, т.д.)

Расскажите об экологических проблемах данной природной зоны.

По описанию определите, какая это природная зона.

- Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона – самая большая в России. (Зона лесов)

Узнайте растение по описанию:

- У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны. ( Дуб)

- это хвойное вечнозелёное дерево легко узнать по стройному силуэту и золотисто-коричневой коре. Оно достигает 40-45 м в высоту и живёт до 600 лет. ( Сосна)

Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (берёза, осина, ель и, т.д.)

По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне.

- Это животное живёт в лесах. Любит лазить по деревьям. Может быстро бегать и хорошо плавать. Любимое лакомство – мёд и малина. А ещё он отличный рыболов. (Бурый медведь)

- У этого животного густой мех, рыжевато-бурый. Уши и мордочка у неё острые, глаза янтарного цвета. Пушистый хвост может быть размером с туловище. У этого животного великолепный слух и обоняние. (Лисица)

Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Заяц, лось, волк, белка и, т.д.)

Расскажите об экологических проблемах данной природной зоны.

Задания для команды красных.

По описанию определите, какая это природная зона.

- Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой Черное море. ( Субтропики)

Узнайте растение по описанию:

- Растёт в тропических лесах, но они встречаются ив пустынях и морских побережьях. Оно может расти в виде дерева или кустарника. В высоту могут достигать до 50 метров. Листья, у этого растения, либо перистые, либо веерные. У растения, растущего в виде дерева листья находятся на верхушке ствола. (Пальма)

Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (Бук, кипарис и, т.д.)

По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне.

Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Косуля, баклан и, т.д.)

Расскажите об экологических проблемах данной природной зоны.

По описанию определите, какая это природная зона.

Узнайте растение по описанию:

- У этого растения твердый каменный ствол, корни уходят далеко в землю, ветви корявые, перекрученные. (Саксаул)

- У этого растения длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину 20 метров. Листья в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. (Верблюжья колючка)

Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (Пальма песчаная осока и, т.д.)

По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне.

- Маленькое животное, относящееся к отряду грызунов. Эти животные напоминают по внешности мышей с той лишь разницей, что у них очень короткие передние конечности, и эти зверьки не пользуются ими при передвижении. Кроме того, эти животные обладатели больших ушей. (Тушканчик)

- Это животное водит караваны через данную природную зону. Оно выносливо, долго может обходиться без воды. Имеет один или два горба. ( Верблюд)

Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Песчанка, разные виды змей, ушастый ёж и, т.д.)

Расскажите об экологических проблемах данной природной зоны.

Задания для команды жёлтых.

По описанию определите, какая это природная зона.

- Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров. (Тундра)

Узнайте растение по описанию:

- Второе название этого растения олений мох. Хороший корм для северных оленей. Некоторые виды содержат усниновую кислоту, обладающую антибиотическими свойствами. (Ягель)

- Это растение встречается в данной природной зоне. Это дерево совсем не похоже на всем нам известное дерево считающееся символом России. Листочки их очень схожи, но у данного дерева они совсем мелкие. Также это дерево называю ерником. (Карликовая берёза)

Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (Морошка, брусника и, т.д.)

По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне.

- Это животное называю северным красавцем. Питается ветками деревьев, грибы, ягель. Большую пользу приносят жителям данной природной зоны. Имеют ветвистые рога. (Северный олень)

- Это хищник, млекопитающий из рода лисиц. Его называют полярной лисицей. От лисицы отличается меньшими размерами. У этих животных отлично развито обоняние и очень тонкий слух. Мех этого животного имеет белый цвет. (Песец)

Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Леминг, белая куропатка)

Расскажите об экологических проблемах данной природной зоны.

По описанию определите, какая это природная зона.

- Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары. Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов. (Степи)

Узнайте растение по описанию:

- Это травянистое растение. Существует более 50 видов данных растений. Ярким и красивым украшением степей является это растение. Бутоны у растения большие, распускаются на длинных тонких стеблях. Семена собираются в коробочку. (Мак)

Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (Тюльпан, ирис и, т.д.)

По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне.

- Это хищная степная птица с широкими и длинными крыльями и коротким закруглённым хвостом. Окраска птицы однотонная коричневато-бурая. Кормится грызунами средних размеров. Сильные когти на лапах и острое зрение приходят на помощь птицам в добывании пищи. (Степной орёл)

- Небольшой грызун. Задние лапки этих зверьков несколько длиннее, чем передние. Основное отличие этих животных от других грызунов заключаются в форме их ушей: они коротенькие и слегка опущены вниз. Шерсть короткая и густая. Если он чувствует опасность, то издаёт пронзительный свист. ( Суслик)

Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Хомяк, лисица и, т.д.)

Расскажите об экологических проблемах данной природной зоны.

Выполнив задания, обучающиеся выходят и интерактивной доске и заполняют ячейки природных зон.

Обучающимся выдаются индивидуальные карточки с заданиями. Дети выполняют их. Задания дифференцированы по уровню подготовки учащихся. ( В начале каждого учебного года проводилась входная диагностика (определение критериев, на основе которых выделяю типологические группы учащихся для дифференцированной работ). Дети были распределены по группам с учетом результатов диагностики. Был сделан выбор форм и приемов дифференциации. Проводился диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может меняться состав групп и характер дифференцированных заданий).

Самопроверка по эталону и оценивание в листе самооценки.

Найди и исправь ошибки.

Наша страна омывается морями трех океанов: Тихим с запада (востока), Атлантическим с востока (запада), Северным Ледовитым с севера. Самая длинная река России – Волга (Лена), а самое глубокое озеро – Онежское (Байкал). Только одна большая река – Енисей (Волга) - несет свои воды в Каспийское море. На территории страны 8 (6) природных зон. Самая северная – субтропики (зона арктических пустынь), самая большая – зона (мешанных лесов) степей, холодная пустыня (тундра) и жаркая тундра (пустыня).

Подчеркни правильный ответ

Наша страна омывается морями трех океанов: Тихим с (запада востока), Атлантическим с (востока запада), Северным Ледовитым с (запада севера). Самая длинная река России – (Волга Лена), а самое глубокое озеро – (Онежское Байкал). Только одна большая река – (Енисей Волга) - несет свои воды в Каспийское море. На территории страны (8 6) природных зон. Самая северная – (субтропики зона арктических пустынь), самая большая – зона (лесов смешанных степей), холодная (пустыня тундра) и жаркая (тундра пустыня).

1.Мною питаются рыбы и большие морские звери. (Рачки)

2.Хозяин Арктики. (Белый медведь)

3.В гору бегом, с горы кувырком. (Заяц)

4.Что за дерево стоит? Ветра нет - оно дрожит. ( Осина)

5.Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет. ( Комар)

6.Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)

7.Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)

8.Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одежке, свесив сережки. (Береза)

9.Мягок, а не пух, зелен, а не трава. ( Мох)

(На слайде даны правильнее ответы. Исправляют ошибки)

Вы молодцы! Отлично поработали.

Какая же перед нами стояла цель? Достигли ли мы этой цели?

Испытывали ли вы затруднения при выполнении заданий?

В чем были ваши трудности?

Что для этого нужно сделать?

1. На уроке я работал…

2.Своей работой на уроке я…

3.Урок для меня показался…

6.Материал урока мне был…

-Оцените свою работу на уроке.

Знакомясь с природными зонами, мы обращали внимание на экологические проблемы. К сожалению, они есть в каждой природной зоне.

Окружающий мир. Тест для 4 класса на тему "Природные зоны России".

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. О каких природных территориях идёт речь?

Почвы в этих краях непитательны и сильно увлажнены, их покрывает перегной. Ветви деревьев сомкнуты, сквозь них не проходит свет. Поэтому здесь не наблюдается мелких кустарников и травы. Есть только зеленые мхи и толстые ковры опавшей хвои, покрывающие грунт.

3. о зоне лиственных и широколиственных лесов

2. На территориях Арктических пустынь обитают следующие виды животных:

1. рыси, кедровки, бурундук, росомахи

2. полярные бабочки - перламутровки, гагары, северные олени, лемминги

3. кайры, тюлени, моржи, белые медведи +

4. суслики, тушканчики, дрофы, сайгаки

3. Какие растения не характерны для зоны смешанных лесов?

4. Укажите, явление природы, при котором на территориях Арктических пустынь на протяжении нескольких месяцев не всходит солнце?

1. полярное утро

2. северное сияние

3. полярная ночь +

4. полярный день

5. На Черноморском побережье Кавказа расположены территории…

4. влажных субтропиков +

6. К растительности в тундре относятся:

1. буки, каштаны, магнолии, кипарисы

2. сосны, дубы, малина, липы

3. ягель, морошка, карликовая ива, лапландский мак +

4. маки, ковыль, фиалки, тюльпаны

7. В тайге грунт.

1. беден перегноем, в избытке увлажнен +

2. особенно плодородный

3. содержит большое количество солей

4. слишком заболочен

8. Большое скопление птичьих стай на скалистых утесах называют:

9. Верблюжьи колючки произрастают.

тест 10. Кто из перечисленных животных не относится к жителям пустыни?

1. круглоголовка ушастая

11. Город Сочи расположен на побережье…

1. Карского моря

3. моря Лаптевых

12. Характерным признаком зоны степей является.

1. дефицит влаги

2. сплошной травянистый растительный покров +

3. низкорослые кусты произрастают с наклоном к земле

4. преобладание широколиственных лесов

13. Самой обширной природной территорией России является:

2. участки смешанных лесов

3. территории влажных субтропиков

14. Укажите последовательность смены природных зон с севера на юг на территории РФ.

1. площади смешанных и широколиственных лесов, тундра, тайга, участки пустынь, участки Арктических пустынь, зона степей

2. площади Арктических пустынь, зоны смешанных и широколиственных лесов, тундра, участки пустынь, участки степей, тайга

3. площади Арктических пустынь, тундра, тайга, зона смешанных и широколиственных лесов, участки степей, участки пустынь +

4. тундра, площади степей, участки пустынь, участки смешанных и широколиственных лесов, тайга, площади Арктических пустынь

15. Отметьте город, в котором расположена заповедная роща, с произрастающими в ней тисами и самшитами.

3. Нижний Новгород

16. Природные зоны арктических пустынь располагаются на.

1) Познакомьтесь с картой природных зон России (с. 72—73). Сравните её с физической картой нашей страны. Что обозначают разные цвета на карте природных зон?

Карта природных зон отличается от физической карты нашей страны. На ней не показаны формы рельефа земной поверхности, зато обозначены границы различных природных зон.

Но есть и сходство. На карте природных зон мы точно так же видим границы страны, моря, которые её омывают, реки, озёра, на ней обозначены основные города.

Каждый цвет на карте природных зон соответствует одной природной зоне. Обозначение природных зон по цветам можно найти в легенде карты.

2) Определите по карте, какие природные зоны есть в России.

По карте природных зон видно, что в России есть двенадцать природных зон.

3) Выскажите предположение, почему происходит смена природных зон. Проверьте себя по тексту учебника.

Смена природных зон происходит потому, что в разных местах нашей страны солнце неравномерно прогревает поверхность. Чем севернее находится природная зона, тем меньше солнечного тепла ей достаётся и тем суровее там климатические условия.

Проверь себя

1. Перечисли основные природные зоны России.

Основными природными зонами России являются арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни, субтропики.

2. Почему происходит смена природных зон?

Смена природных зон происходит из-за неравномерного нагревания земной поверхности лучами солнца.

3. Почему горные области на карте природных зон обозначены отдельно?

Горные области обозначены отдельно, потому что в горных районах имеются все основные природные зоны, но смена х происходит не с севера на юг, а с понижением высоты над уровнем моря.

Задание для домашней работы

1. Приготовься рассказать о России по карте природных зон.

Рассказ о России по карте природных зон для 4 класса

В России мы встречаем восемь основных природных зоны и несколько промежуточных. А также в нашей стране есть высокие горы, в пределах которых наблюдаются зоны высотной поясности.

Солнце неравномерно прогревает Землю. Северным районам планеты достаётся меньше тепла, ведь солнечные лучи падают там под большим углом к поверхности, они словно скользят вдоль неё, и потому плохо её нагревают. На юге солнечные лучи напротив падают почти отвесно и там намного теплее.

Поэтому на севере более суровые климатические условия, и там растут только те растения, которые способны к ним приспособиться. Там находятся суровые зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры.

Чуть южнее начинается самая большая природная зона нашей страны — зона тайги. Она простирается широкой полосой с запада на восток. Причём в Сибири ширина этой природной зоны максимальная.

Зона тайги сменяется зоной смешанных лесов, а ещё южнее начинается зона широколиственных лесов.

Далее к югу становится слишком жарко, леса там замещаются степью, которая переходит в полупустыни, а кое-где в настоящие пустыни.

Самой маленькой природной зоной России оказывается зона субтропических лесов. Она расположена на побережье Чёрного моря.

На следующем уроке

Вспомни, почему северные районы нашей страны получают от Солнца очень мало тепла. Что ещё ты знаешь о природе этих районов?

Солнечные лучи в северных районах падают под большим углом к поверхности, и поэтому плохо её прогревают. Значительная часть солнечного тепла уходит мимо поверхности.

К тому же для северных районов характерны полярный день и полярная ночь, периоды, когда солнце либо не заходит совсем, либо вообще не появляется над горизонтом. Поэтому зимы в этих районах очень суровые.

Там много льда и снега, там не растут высокие деревья, там бродят белые медведи и кочуют северные олени.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Характерный признак зоны степей — это .

а) сплошной травянистый растительный покров

б) низкорослые кустарники прижаты к земле

в) преобладание хвойных лесов

г) недостаток влаги

2. В зоне Арктических пустынь обитают животные:

а) кедровки, рыси, росомахи, бурундуки

б) полярные бабочки - перламутровки, лемминги, северные олени, гагары

в) моржи, тюлени, белые медведи, кайры

г) тушканчики, сайгаки, дрофы, суслики

3. Как называется явление природы, когда в зоне Арктических пустынь несколько месяцев не показывается солнце?

а) полярный день

б) северное сияние

в) полярная ночь

г) полярное утро

4. О какой природной зоне идёт речь?

Почвы здесь бедны, покрыты перегноем, сильно увлажнены. Кроны деревьев смыкаются и не пропускают света. Поэтому здесь нет мелких кустарников и трав, лишь зеленые мхи и толстый ковер опавшей хвои покрывает почву.

г) зона лиственных и широколиственных лесов

5. На Черноморском побережье Кавказа расположена зона…

г) влажных субтропиков

6. Какое растение не растет в зоне смешанных лесов?

7. В тайге почвы…

а) бедны перегноем, сильно увлажнены

б) самые плодородные

в) содержат большое количество солей

г) сильно заболочены

8. Большое скопление птиц на скалах называют:

9. Верблюжья колючка растет…

10. В каком городе находится заповедная роща, в которой растут тисы и самшит?

б) в Великом Новгороде

в) в Красноярске

11. К растениям тундры относятся:

а) каштаны, буки, кипарисы, магнолии

б) дубы, липы, малина, сосны

в) карликовая ива, ягель, лапландский мак, морошка

г) ковыль, тюльпаны, маки, фиалки

12. Кто из животных не является жителем пустыни:

а) ушастая круглоголовка

13. Самая большая природная зона в России называется:

б) зоной смешанных лесов

в) зоной влажных субтропиков

14.Город Сочи расположен на берегу…

а) Моря Лаптевых

б) Карского моря

15. В какой последовательности сменяются природные зоны с севера на юг на территории нашей страны?

а) зона Арктических пустынь, зона смешанных и широколиственных лесов, тундра, зона пустынь, зона степей, тайга

б) зона смешанных и широколиственных лесов, тундра, тайга, зона пустынь, зона Арктических пустынь, зона степей

в) тундра, зона степей, зона пустынь, зона смешанных и широколиственных лесов, тайга, зона Арктических пустынь

г) зона Арктических пустынь, тундра, тайга, зона смешанных и широколиственных лесов, зона степей, зона пустынь

1. В зоне Арктических пустынь обитают животные:

а) моржи, тюлени, белые медведи, кайры

б) кедровки, рыси, росомахи, бурундуки

в) полярные бабочки - перламутровки, лемминги, северные олени, гагары

г) тушканчики, сайгаки, дрофы, суслики

2. Характерный признак зоны степей — это .

а) низкорослые кустарники прижаты к земле

б) преобладание хвойных лесов

в) сплошной травянистый растительный покров

г) недостаток влаги

3. О какой природной зоне идёт речь?

Почвы здесь бедны, покрыты перегноем, сильно увлажнены. Кроны деревьев смыкаются и не пропускают света. Поэтому здесь нет мелких кустарников и трав, лишь зеленые мхи и толстый ковер опавшей хвои покрывает почву.

г) зона лиственных и широколиственных лесов

4. В какой последовательности сменяются природные зоны с севера на юг на территории нашей страны?

а) зона Арктических пустынь, зона смешанных и широколиственных лесов, тундра, зона пустынь, зона степей, тайга

б) зона смешанных и широколиственных лесов, тундра, тайга, зона пустынь, зона Арктических пустынь, зона степей

в) зона Арктических пустынь, тундра, тайга, зона смешанных и широколиственных лесов, зона степей, зона пустынь

г) тундра, зона степей, зона пустынь, зона смешанных и широколиственных лесов, тайга, зона Арктических пустынь

5. На Черноморском побережье Кавказа расположена зона…

а) влажных субтропиков

6. Как называется явление природы, когда в зоне Арктических пустынь несколько месяцев не показывается солнце?

а) полярный день

б) полярная ночь

в) северное сияние

г) полярное утро

7. Какое растение не растет в зоне смешанных лесов?

8. В тайге почвы…

а) самые плодородные

б) содержат большое количество солей

в) бедны перегноем, сильно увлажнены

г) сильно заболочены

9. Верблюжья колючка растет…

10. В каком городе находится заповедная роща, в которой растут тисы и самшит?

в) в Великом Новгороде

г) в Красноярске

11. К растениям тундры относятся:

а) каштаны, буки, кипарисы, магнолии

б) карликовая ива, ягель, лапландский мак, морошка

в) дубы, липы, малина, сосны

г) ковыль, тюльпаны, маки, фиалки

12. Кто из животных не является жителем пустыни:

а) ушастая круглоголовка

13. Большое скопление птиц на скалах называют:

14. Самая большая природная зона в России называется:

а) зоной смешанных лесов

б) зоной влажных субтропиков

15.Город Сочи расположен на берегу…

а) Моря Лаптевых

б) Карского моря

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 593 105 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Природные зоны России

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 09.10.2021 34831
  • DOCX 19.3 кбайт
  • 2532 скачивания
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Богомягкова Анастасия Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Природные зоны мира или физико-географическая зона – это часть географической оболочки Земли с особыми климатическими характеристиками, а также характеристиками растительного и животного мира.


Впервые эту тему рассматривают на уроках по окружающему миру в начальной школе. Для систематизации данных обычно составляют таблицу, куда включают все основные характеристики природных зон России.

На территории России представлены все природные зоны, кроме тропической. Они сменяют друг друга по мере продвижения к Северному и Южному полюсам. Самая большая зона – зона лесов.


Рис. 1. Природные зоны России на карте

Природная зона

Географическое положение

Климат

Растительный мир

Животный мир

Деятельность человека

Острова, расположенные в Северном ледовитом океане.

Длинная зима и короткое холодное лето (1-2 месяца). Осадки в виде снега.

Отличительная особенность: долгий полярный день и такая же долгая полярная ночь.

растительность крайне скудная, в основном мхи и лишайники, хотя летом можно встретить мятлик, пушицу, полярный мак, осоку, карликовые ивы, березки.

Белые медведи и многочисленные ластоногие: тюлени, нерпы, моржи, морские слоны. Много птиц: гуси, чайки, гаги, крачки, кулики.

В основном ведётся промышленная деятельность, ограниченная охота и рыболовство, научная деятельность. Крупных городов нет, много заповедников.

Побережье Баренцева моря, Карского моря, моря Лаптевых, Дальний восток, Камчатка.

Длинная и холодная зима, короткое лето. Осадков в виде дождей мало, в основном в виде снега. Почва до конца не оттаивает. На глубине 20-25 см. – вечная мерзлота.

Низкорослые растения: мхи, лишайники, травы, карликовые березы, ивы.

Богатый и разнообразный животный мир: белая куропатка, белая сова, кречет, гуси и журавли; северный олень, волки, зайцы, лисицы, куницы, возможно встретить как белого, так и бурого медведя.

Добыча нефти и газа; в сельскохозяйственной сфере – оленеводство.

Переходная зона, для которой характерны признаки как тундры, так и тайги.

Урал, Зауралье, Дальний Восток

Климат меняется при движении с запада на восток: от мягкого до резко-континентального. На западе тёплое лето и мягкая зима, на востоке – короткое лето и длинные холодные зимы. Температура может опускаться до -60 градусов. Осадков выпадает не очень много, но уровень испарения низкий, так что значительную часть тайги занимают озёра, болота и заболоченные редколесья.

Животный мир разнообразен и уникален. Можно встретить бурого медведя, лося, рысь, зайца-беляка, белку, сойку, глухаря, кабаргу, бурундука, росомаху, соболя, кедровку, уссурийского тигра . Очень много разнообразных пресмыкающихся и земноводных видов.

Добыча полезных ископаемых, лесозаготовки, ограниченная охота, животноводство.

Зона лесов: смешанные, широколиственные

Европейская территория России, до Урала. Часть – на юге Дальнего Востока

Тёплое и продолжительное лето, повышенная влажность, мягкая зима.

Лиственные и широколиственные леса представлены елями, соснами, березами, кленами и осинами, дубом, вязом, липой, кленом. Много кустарников, трав, грибов.

В лесах много разных животных: белки, совы, лесная куница, лось, бурый медведь, лисы, а из птиц — иволги, дятлы и др.

Природная зона сильно изменена человеком, много крупных городов, промышленных производств, гидроэлектростанций.

Переходная природная зона. Признаки характерны как для лесов, так и для степей. Чем дальше на юг, тем суше.

На юге Черного моря, в долинах реки Оби

Длинное, сухое лето, малоснежная зима.

Мелкие, ночные животные: тушканчики, суслики, сурки.
Типичные для степи птицы: дрофа, пустельга, степной орёл, жаворонок. В степи обитают пресмыкающиеся.

Развитое сельское хозяйство. Выращивание зерновых культур, бахчевых. Распространено овцеводство.

Переходная зона. В наличии признаки, характерные как для степей, так и для пустынь.

В низовьях Волги, на севере Каспийского моря.

Долгое лето, короткая, 2-3 месяца, но холодная зима. Температура может понижаться до -20 градусов. Осадков почти нет, сильный ветер.

Все растения низкорослые, с длинными корнями, листья узкие. Распространены: верблюжья колючка, саксаул, осока, полынь, мятлик, маки, тюльпаны, лютики. Некоторые растения появляются только в сезон дождей, чаще всего в середине весны.

Животный мир не отличается большим разнообразием. Животные в основном мелкие, ведущие ночной образ жизни. Распространены: тушканчики, суслики, черепахи, змеи, тарантулы, землеройки, скорпионы, антилопа джейран, ящерицы вараны, фазан, жаворонки, сойки, двугорбые верблюды.

При орошении возможно занятие сельским хозяйством: хлопководство, виноградарство; животноводство и добыча полезных ископаемых.

Черноморское побережье Кавказа

Благоприятные климатические условия. Короткая и влажная зима. Длинное и теплое лето. Это крупнейшая рекреационная зона России

Богатый растительный мир. Представлен вечнозелеными жестколистными деревьями и кустарниками, среди которых распространен самшит, лавр, лавровишня. Распространены леса из дуба, бука, граба, клена. Заросли деревьев переплетают лианы, плющ, дикий виноград. Встречается бамбук, пальмы, кипарис, эвкалипт.

Из представителей животного мира можно встретить серну, оленя, кабана, медведя, лесную и каменную куницу, кавказского тетерева.

Обилие тепла и влаги позволяет здесь выращивать такие субтропические культуры, как чай, мандарины, лимоны. Значительные площади заняты виноградниками и плантациями табака.


Рис. 2. Тундра на карте мира

Нельзя забывать и о зонах высотной поясности, которые широко представлены в России на Урале, Кавказе и Дальнем Востоке. Высотная поясность – это явление, связано со сменой природно-территориальных комплексов с высотой


Рис. 3. Зоны высокой поясности

Читайте также: